Образовательная программа МКОУ ДО Мосальский дом творчества на 2025-2026 учебный год
Описание образовательной программы
В современном обществе повышаются требования к
системе образования и социализации человека. Все острее встает задача
общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого
вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права
человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной
становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность
человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами
формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный
личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность
содержания и форм организации образовательного процесса; доступность
глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим
изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус
дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной
практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного
потенциала общества.
Таким образом, социальный заказ
государства состоит в организации социокультурной практики развития мотивации
подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту, в превращении
феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого
вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности,
общества и государства. Образовательная программа МКОУ ДО МДТ (далее
Учреждение) является нормативно управленческим документом, демонстрирующим его
функционирование. Она отражает концептуально обусловленные приоритетные
образовательные цели, характеризует специфику содержания образования и
особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа направлена
на выстраивание эффективного взаимодействия всех участников образовательного
процесса и формирование целостной педагогической системы, обеспечивающей
необходимые условия для развития ребенка и решение возложенных на Учреждение
учредителем задач. Учреждение успешно функционирует, формируя диапазон его
образовательной и социальной деятельности на основе выявленных интересов и
потребностей потенциальных потребителей, оказываемых им образовательных услуг.
С целью выявления социального заказа, адресованного Учреждению, были изучены:
1.муниципальный
заказ на образовательную деятельность;
2.потребности
обучающихся;
3.ожидания
родителей.
Учреждение
является учебным заведением, в котором созданы условия для творческой
деятельности, общения, где царит высочайшая степень уважения ко всем, доброе
отношение к природе, к своей малой родине, к своему дому, к родителям, к
педагогам, гордость за успехи каждого, где чисто и уютно ( дом творчества
открылся с 1.09.2022г. в новом , отремонтированном здании), где порядок и
организованность.
2.2.
Концептуальные основы
Концептуальные основы организации образовательной
деятельности в Учреждении базируются на основных положениях нормативно-правовых
документов. В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации №
273-ФЗ, целью Образовательной программы является:
-
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
детей и взрослых
в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном
совершенствовании,
-
формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также
организация их свободного времени.
Сегодня миссия Учреждения – развитие мотивации
личности к познанию и реализация дополнительных общеобразовательных программ в
интересах личности:
-практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной деятельности обучающегося;
-дополнительность, непрерывность, системность
в образовательной системе;
-условие для личностного роста, которое
формирует систему знаний, помогает реализовать собственные способности и
склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с
различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные
умения и навыки в опоре на основное образование.
Задачи Образовательной программы:
-
формирование
и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение
индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии;
-
формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
укрепление
здоровья обучающихся;
- обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания
обучающихся;
- выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
-
профессиональная
ориентация обучающихся;
- создание
и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
-
формирование
общей культуры обучающихся;
-
обеспечение условий для творческой работы и
повышения профессиональной педагогической квалификации педагогического
коллектива;
- методическое
обеспечение системы дополнительного образования в Учреждении; взаимодействие
Учреждения с другими учреждениями образования и культуры, работающими с детьми
и молодежью.
Таким образом, образовательная деятельность
Учреждения носит гуманистический, личностно-ориентированный, культурологический
характер, поскольку в её основе лежат образовательные, воспитательные,
развивающие цели при решении социально-педагогических задач.
Функции Образовательной программы:
Дополнительное образование детей.
Организация образовательного и воспитательного процессов в объединениях через
реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Выявление и поддержка детей,
способных к творческой деятельности. Учреждение создает условия для
выявления и дальнейшего развития одаренных детей.
Профессиональное самоопределение детей. В процессе
обучения в Учреждении создаются условия для выявления талантов, развития
творческих способностей обучающихся, определения их планов профессионального
образования. Реализация этой функции обеспечивается многопрофильностью детских
объединений, которые не повторяют предметные области, изучаемые в
общеобразовательной школе.
Гражданское самоопределение детей.
Жизненная позиция обучающихся Учреждения вырабатывается в многообразных
практических делах: организация трудовых объединений, проведение праздников,
концертов, выставок, участие в благотворительных акциях. Она играет важную роль
в социализации детей.
Коммуникативная. Создание
условий для развития коммуникативной деятельности: на межличностном уровне,
групповом, межшкольном, региональном, международном уровнях.
Формирование духовного образа
жизни. Участие
в детских объединениях оказывает влияние на структуру свободного времени
обучающихся. Планирование образовательной работы с учетом воспитательных,
нравственных задач способствует обогащению духовного внутреннего мира детей.
Методическая.
Учреждение является методическим центром в организации образовательной,
воспитательной работы и досуговой деятельности детей. Особое внимание уделяется
повышению профессиональной квалификации педагогических кадров. Важным средством
стимулирования являются конкурсы профессионального мастерства. На базе МКОУ ДО
МДТ создан в 2022г. муниципальный опорный центр дополнительного образования по
реализации целевой модели муниципальной
системы дополнительного образования детей по « Успеху каждого ребёнка»