Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества
Рассмотрено
на педагогическом совете №1 от 22.08.2025
Утверждаю
Директор МКОУ ДО МДТ
____________Петухова Е.Н..
Приказ №_67 от 22.08. 2025г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МКОУ ДО Мосальский дом творчества
на 2025-2026 учебный год
г. Мосальск, 2025г.
Структура образовательной программы
I .Сведения об учреждении…………………………………………………………………….3.
1.1 Информационная справка……………………………………………………………………
II. Концептуально – информационный раздел ……………………………………………….
2.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….
2.2. Концептуальные основы …………………………………………………………………..
- миссия, цели, задачи. Функции……………………………………………………………….
2.3.Планируемые результаты…………………………………………………………………..
2.4. Модель выпускника………………………………………………………………………….
III. Содержание деятельности МКОУ ДО МДТ по достижению заявленных целей……….
3.1. Нормативно – правовая основа организации образовательного процесса………………
- международный уровень……………………………………………………………………….
- федеральный уровень………………………………………………………………………….
- региональный уровень………………………………………………………………………..
- муниципальный уровень……………………………………………………………………….
- учрежденческий уровень……………………………………………………………………..
IV. Направления деятельности МКОУ ДО МДТ………………………………………………
V.Образовательная деятельность……………………………………………………………….
5.1. Сводная карта дополнительных общеобразовательных программ……………………..
5.2. Учебный план ( пояснительная записка к учебному план) ( Приложение № 1)………..
5.3. Организация образовательной деятельности и режима занятий ………………………..
5.4. Кадровое обеспечение……………………………………………………………………….
5.5. Материально – техническое обеспечение………………………………………………….
VI. Мониторинг выполнения Образовательной программы………………………………….
6.1. Оценка качества организации учебных занятий…………………………………………
6.2. Мониторинг качества образовательного процесса………………………………………
VII Воспитательная деятельность……………………………………………………………….
VIII.Работа с родителями………………………………………………………………………...
IX. Заключение……………………………………………………………………………………
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МКОУ ДО МДТ на 2025-2026учебный год
I . СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ.
1.1.
Информационная справка.
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества является образовательным учреждением дополнительного
образования и основано на собственности его учредителя.
Учредителем МКОУ ДО Мосальский дом творчества
является муниципальное
образование МР « Мосальский район» . Функции и полномочия учредителя ОУ
осуществляет администрация МР « Мосальский район».
Собственником имущества ОУ является Муниципальное образование МР « Мосальский
район» Калужской области.
Тип учреждения – казенное учреждение.
Юридический адрес: 249930, Калужская область, г. Мосальск, ул. Ленина, д.40
Выписка из реестра лицензий № Л035-01224-40/00374216 Министерства образования и науки
Калужской области . Действует – бессрочно.
Образовательная деятельность Учреждения осуществляется по следующим адресам:
249943,Калужская обл., Мосальский район, д. Долгое, ул. . Морозовой, д.20;
249942, Калужская обл., Мосальский район, д. Людково, ул. Школьная, д.17;
249941, Калужская обл., Мосальский район, с. Шаховский, ул. Школьная, д.8;
249934, Калужская обл., Мосальский район, д. Горбачи, ул. Зелёная, д.1;
249930, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Энгельса, д.9, ул. Революции, д.10;
249930 Калужская обл. г. Мосальск, ул. Ленина д. 40.
Место расположения:
249930, Калужская область, г. Мосальск, ул. Ленина, д.40
Директор МКОУ ДО Мосальский дом творчества – Петухова Елена Николаевна
II. Концептуально-информационный раздел.
2.1 Пояснительная записка
В современном обществе повышаются требования к системе образования и
социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания
необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и
его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный
выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы
способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими
видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие
человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к
возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный
статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной
практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного
потенциала общества.
Таким образом, социальный заказ государства состоит в организации
социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию,
творчеству, труду и спорту, в превращении феномена дополнительного образования в
подлинный
системный
интегратор
открытого
вариативного
образования,
обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Образовательная программа МКОУ ДО МДТ (далее Учреждение) является нормативно
управленческим документом, демонстрирующим его функционирование. Она отражает
концептуально обусловленные приоритетные образовательные цели, характеризует
специфику содержания образования и особенности организации образовательного
процесса.
Образовательная программа направлена на выстраивание эффективного
взаимодействия всех участников образовательного процесса и формирование целостной
педагогической системы, обеспечивающей необходимые условия для развития ребенка и
решение возложенных на Учреждение учредителем задач. Учреждение успешно
функционирует, формируя диапазон его образовательной и социальной деятельности на
основе выявленных интересов и потребностей потенциальных потребителей,
оказываемых им образовательных услуг. С целью выявления социального заказа,
адресованного Учреждению, были изучены:
1.муниципальный заказ на образовательную деятельность;
2.потребности обучающихся;
3.ожидания родителей.
Учреждение является учебным заведением, в котором созданы условия для творческой
деятельности, общения, где царит высочайшая степень уважения ко всем, доброе
отношение к природе, к своей малой родине, к своему дому, к родителям, к педагогам,
гордость за успехи каждого, где чисто и уютно ( дом творчества открылся с 1.09.2022г. в
новом , отремонтированном здании), где порядок и организованность.
2.2. Концептуальные основы
Концептуальные основы организации образовательной деятельности в Учреждении
базируются на основных положениях нормативно-правовых документов. В соответствии
с Законом об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ, целью Образовательной
программы является:
- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и взрослых в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном
совершенствовании,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также организация их свободного времени.
Сегодня миссия Учреждения – развитие мотивации личности к познанию и реализация
дополнительных общеобразовательных программ в интересах личности:
-практико-ориентированная
форма
организации
культурно-созидательной
деятельности обучающегося;
-дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе;
-условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, помогает
реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое
сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности,
формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
Задачи Образовательной программы:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
трудового
воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- обеспечение условий для творческой работы и повышения профессиональной
педагогической квалификации педагогического коллектива;
- методическое обеспечение системы дополнительного образования в Учреждении;
взаимодействие Учреждения с другими учреждениями образования и культуры,
работающими с детьми и молодежью.
Таким образом, образовательная деятельность Учреждения носит гуманистический,
личностно-ориентированный, культурологический характер, поскольку в её основе лежат
образовательные, воспитательные, развивающие цели при решении социальнопедагогических задач.
Функции Образовательной программы:
Дополнительное образование детей. Организация образовательного и воспитательного
процессов в объединениях через реализацию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности. Учреждение
создает условия для выявления и дальнейшего развития одаренных детей.
Профессиональное самоопределение детей. В процессе обучения в Учреждении
создаются условия для выявления талантов, развития творческих способностей
обучающихся, определения их планов профессионального образования. Реализация этой
функции обеспечивается многопрофильностью детских объединений, которые не
повторяют предметные области, изучаемые в общеобразовательной школе.
Гражданское самоопределение детей. Жизненная позиция обучающихся Учреждения
вырабатывается в многообразных практических делах: организация трудовых
объединений, проведение праздников, концертов, выставок, участие в благотворительных
акциях. Она играет важную роль в социализации детей.
Коммуникативная. Создание условий для развития коммуникативной деятельности: на
межличностном уровне, групповом, межшкольном, региональном, международном
уровнях.
Формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывает
влияние на структуру свободного времени обучающихся. Планирование образовательной
работы с учетом воспитательных, нравственных задач способствует обогащению
духовного внутреннего мира детей.
Методическая. Учреждение является методическим центром в организации
образовательной, воспитательной работы и досуговой деятельности детей. Особое
внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических
кадров. Важным средством стимулирования являются конкурсы профессионального
мастерства. На базе МКОУ ДО МДТ создан в 2022г. муниципальный опорный центр
дополнительного образования по реализации целевой модели муниципальной системы
дополнительного образования детей по « Успеху каждого ребёнка»
2.3. Планируемые результаты
На уровне субъектов образовательного процесса
обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного
образования детей согласно их интересам, потребностям и социальному заказу;
удовлетворение естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя
в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим;
удовлетворение коммуникативных потребностей обучающихся, наличие широкой
сферы общения обучающихся со сверстниками;
активное участие и увеличение призовых мест в конкурсных мероприятиях разного
уровня;
расширение кругозора обучающихся согласно выбранным образовательным
областям;
формирование
устойчивой
сопротивляемости
развивающейся
личности
разрушительным воздействиям;
сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка, в постоянно
меняющемся окружении;
обеспечение интеграции деятельности всех участников образовательного процесса
на уровне Учреждения через проведение коллективных творческих дел и реализацию
проектов.
На уровне повышения качества содержания и организации образовательного процесса
- формирование привлекательного имиджа Учреждения;
- положительная динамика роста вовлеченных детей и подростков в творческую
деятельность,
- формирование здорового образа жизни;
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников Учреждения и
участие в научно-практических семинарах, методических мероприятиях;
- распространение передового педагогического опыта (аттестационные мероприятия,
участие в конкурсах профессионального мастерства);
- внедрение проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс;
- увеличение и сохранность контингента, активизация работы с родителями;
- повышение качества проведения учебных занятий, использование современных методик
и технологий, ориентация на профессиональное самоопределение обучающихся, работа с
родителями.
На уровне управления образовательным процессом
- более высокая организация деятельности творческих групп;
- повышение качества управленческой деятельности по всем направлениям;
- развитие дополнительных образовательных услуг.
2.4. Модель выпускника.
Конечным продуктом (результатом) деятельности образовательного процесса
является выпускник с прогнозируемыми в процессе освоения общеобразовательной
программы качествами, который сможет самостоятельно выстраивать свою
деятельность и поведение, планировать будущее и осуществлять настоящее как
достойный гражданин.
Модель выпускника ДДТ реализуется посредством целостной системы обучения и
воспитания, в которой учащийся является субъектом взаимодействия и объектом
целенаправленного управления. В силу того, что дополнительное образование имеет
особое значение в реализации модели современного подростка, то модель выпускника
МКОУ ДО МДТ приобретает и воспитательную составляющую.
В
условиях
актуализации
проблемы
постоянно
растущего
воспитательного пространства в реализацию модели заложены благоприятные условия
для самореализации ребенка, для формирования готовности выпускника МДТ к
выполнению широкого круга социальных функций.
Содержание модели выпускника
Компоненты готовности к Личностно-значимые качества обучающегося МКОУ ДО
жизнедеятельности
МДТ
Мировоззренческий
Патриотизм, гражданственность, гуманизм,
интернационализм
Нравственный
Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры
общения, ценностей материального и духовного характера.
Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на
уважение к закону, к праву.
Толерантность, терпимость и открытое отношение
друг к другу, к различным социальным группам.
Психофизический
Творческий потенциал.
Саморегуляция поведения.
Мотивация на здоровый образ жизни.
Здоровое самоуважение.
Коммуникативная компетентность.
Самоопределение в
Гражданская зрелость.
социуме
Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о
благополучии своей страны, региона, окружающей среды.
Готовность к осуществлению задач собственного
профессионально-нравственного развития.
Убежденность в необходимости и значимости трудовой
деятельности.
Способность выстраивать свое поведение в
соответствии с общекультурными, гражданскими и
социальными поведенческими нормами.
Готовность к позитивной деятельности в социуме.
Гражданин, гуманист,
Обладающий нормами общечеловеческой морали,
человек, обладающий
культуры общения, ценностей материального и духовного
социальными и
характера.
межкультурными
Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающийся
компетенциями.
на уважение к закону, к праву окружающих людей.
Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым
отношением друг к другу, к различным социальным
группам.
Адаптированный и
Обладающий высокими нравственными качествами,
самостоятельный,
творческой адаптивностью, социальной зрелостью.
успешный компетенциями Умеющий самосовершенствоваться, ведущий здоровый
саморазвития
образ жизни.
Образованный, творческий, Свободно ориентирующийся в потоках информации.
обладающий
Готовый к самостоятельному поиску, к продолжению
допрофессиональной
образования.
компетентностью.
Способный самоопределиться.
Трудолюбивый.
Выпускник МКОУ ДО МДТ – человек культуры, адаптированный к условиям
современной жизни, свободно применяющий знания, умения и навыки в области
науки, ремесла и творчества, приобретённые в учреждении дополнительного
образования, в незнакомых жизненных ситуациях и использующий их для решения
творческих задач.
III . Содержание деятельности МКОУ ДО Мосальский дом творчества по
достижению заявленных целей.
3.1. Нормативно-правовая основа организации образовательного процесса
Международный уровень
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от
20.11.1989г.
Федеральный уровень
• Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля
2020 года
• Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ с
изменениями
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998г. №124-ФЗ (ред. От 28.12.2016г.).
• Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»
• Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол заседания от 3 сентября 2018 г. № 10)
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых.
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
•
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», (утв.
Президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. №11)
•
Концепция развития дополнительного образования до 2030г ( распоряжение
Правительства РФ от 32 марта 2022, № 678-р).
• Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ.
• Приказ министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении
порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам".
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 « Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
Региональный уровень
Постановление правительства Калужской области от 28 июня 2019года № 405 о
внесении изменений в постановление правительства Калужской области от 29.01.2019 №
38 « Об утверждении государственной программы Калужской области « Развитие общего
и дополнительного образования в Калужской области» ( в ред. Постановления
правительства Калужской области от 24.06.2019 № 397)
- Паспорт региональной программы « Успех каждого ребёнка»
Муниципальный уровень
- Постановление администрации муниципального района « Мосальский район» от
07.02.2022 № 37 « Об утверждении административного регламента предоставления
муниципальной услуги « Приём в муниципальные образовательные организации,
реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также программы
спортивной подготовки»
Учрежденческий уровень
- Устав
- Положение об общем собрании работников
- Положение об Управляющем Совете
- Положение о педагогическом совете
- Положение о порядке приёма, учёта и отчисления обучающихся
- Правила внутреннего распорядка обучающихся
- Положение о порядке посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом
-Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
- Положение о дополнительной общеобразовательной программе.
IV. Направления деятельности
МКОУ ДО Мосальский дом творчества
Организация
работы
творческих объединений по
организации
Дополнительного
Организация
отдыха детей
летнего
образования детей
МКОУ ДО
Мосальский дом
творчества
Организация
и
координация
воспитательной
работы
в
образовательных
учреждениях района
Организация,
проведение и участие в
традиционных
районных
мероприятиях
по
различным
направленностям
деятельности.
Оказание
консультативнометодической помощи
различным категориям
педагогов через
проведение тематических
семинаров.
Координация работы
детского общественного
движения . Оказание
методической и
консультативной
поддержки советникам по
воспитанию
V . Образовательная деятельность
5.1. Сводная карта дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ на 2025-2026 учебный год:
№
п/п
Направленность
1
Художественная
2
3
4
5
6
7
8
Название дополнительных
общеобразовательных
программ
Д/о программа « Пластилиновая
картина»
Возраст обучающихся 7-8 лет
Срок реализации 1 года.
Реализуется с 2017г.
Д/о программа Изостудия «
Кисточка»
Возраст детей 8-14 лет.
Срок реализации программы 3
года
Реализуется с 2012 г.
Д/о программа «Картина
маслом» ( индивидуальный
образовательный план»
Возраст детей 10-16 лет
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2017г.
Д/о программа « Умелые
ручки»
Возраст детей 7-14 лет
Срок реализации программы 3
год
Реализуется с 2012 г.
Д/о программа «
Бумагопластика»
Возраст детей 7-9 лет.
Срок реализации программы 1
год.
Реализуется с 2019 г
Д/о программа « Бисеринка»
Возраст детей 11-14 лет.
Срок реализации программы1
года
Реализуется с 2021 г
Д/о программа «В стране
рукоделия»
Возраст детей 11-14 лет
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2015г.
Д/о программа « Пластилиновая
фантазия» Возраст детей 6,5
лет – 8 лет
Тип программы
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
9
10
11
Социальногуманитарная
12
13
14
15
16
17
Туристскокраеведческая
Срок реализации 1 год.
Реализуется с 2024г.
Д/о программа « Школа
творчества»
Возраст детей 9-13 лет
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2021 г
ДОП «Волшебный мир
аппликации»
Возраст 9-10 лет
Срок реализации – 1 год
Д/о программа « АРТ – студия
английского языка.
Лингвострановедческий
компонент содержания
обучения английскому языку
детей»
Возраст детей 7-10лет
Срок реализации программы 3
года
Реализуется с 2010 г.
Д/о программа « Путешествие
на зелёный свет»
Возраст детей 7-11 лет
Срок реализации программы 3
года
Реализуется с 2014 г.
Д/о программа « Правила
дорожные детям знать
положено»
Возраст детей 7--10лет
Срок реализации-1 года
Реализуется с 2020 г.
Д/о программа " Уроки
безопасности"
Возраст детей 6-8 лет
Срок реализации- 1 года
Реализуется с 2019 года
Д/о программа " Юный
спасатель»
Возраст детей- 11-16 лет
Срок реализации- 1 год
Реализуется с 2021 года
Д/о программа « Я – Лидер »
Возраст детей- 14-16 лет
Срок реализации – 1 год
Реализуется с 2019года
Д/о программа « Основы
музейного дела» - сетевая
Возраст детей 12-15лет
Срок реализации 1 год
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
18
19
20
21
22
Научно Техническая
Реализуется с 2021 г.
Д/о программа «Легоконструирование»
Возраст детей 12-14 лет.
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2020 г.
Д/о программа « Мобильное
фото»
Возраст детей 11-17 лет.
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2016 г.
Естественнонаучная Д/о программа «Чистая
планета»
Возраст детей 8-14 лет
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2021г.
Д/ программа « Зелёная
планета»
Возраст детей 11-13 лет
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2019г.
Д/о программа « Зелёная
школа»
Срок реализации программы 1
год
Реализуется с 2019г.
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
модифицированная
Художественная направленность – программы художественной направленности
вводят детей в удивительный мир творчества, дают возможность поверить в себя, в
свои способности, предусматривают развитие у обучающихся изобразительных,
художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности, выдвигают в качестве приоритетной проблему
развития творчества, мышления, способствующего формированию разностороннеразвитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Направлены
на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и
склонностей, эмоционального восприятия и образного мышления.
Цель направленности:
развитие творческой и познавательной активности
обучающихся.
Задачи направленности:
- Изучение декоративно- прикладного творчества, конструирования из бумаги,
изобразительного искусства.
- Отработка
и самостоятельная систематизация и использование материала по
народному искусству для творческой работы.
- Ознакомление с творческой лабораторией художников, мастеров и др.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1до 3 лет обучения.
Социально - гуманитарная направленность
Объединения социально-гуманитарной направленности ориентированы на развитие
коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских
качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков, журналистские
навыки.
Цель направленности:
профилактика нарушений по ПДД, профилактика пожаробезопасного поведения среди учащихся, изучение лингвострановедческого компонента
изучения английского языка, развитие лидерских качеств.
Задачи направленности:
- создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации,
творческой атмосферы для работы.
- Направленное осознание личностных ресурсов, способствующих формированию
здорового образа жизни.
Программы рассчитаны на работу с подростками 11-16 лет и детьми 7- 10лет.
Сроком от 1 года до 3 лет обучения.
Естественно – научная направленность
Цель направленности: Создание условий для социального становления и развития
личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной,
природоохранной деятельности детей и взрослых.
осуществление действенной заботы о себе, через заботу об окружающей среде.
Задачи направленности: Обучить детей основам экологии; организовывать и претворять
в жизнь посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и
приумножению природного наследия; воспитывать экологическую культуру, которая
поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой,
убережёт от разрушительных для экосистем действий.
Программы ориентированы на детей 8-12лет. Рассчитаны на 1 год обучения.
Научно – техническая направленность - программы технической направленности
дают возможность детям приобрести практические навыки в области фотографии,
легоконструирования, они имеют возможность удовлетворить потребность в реализации
желания создавать нечто новое своими силами, развивать умение наблюдать,
анализировать, запоминать, претворять в жизнь собственные творческие идеи.
Цель направленности: освоение компьютерных технологий обработки фото и видео
изображения, звука, конструирование моделей из ЛЕГО и работа с
ними в
компьютерных программах.
Задачи направленности:
- обучение практическим навыкам фото – и видеосъёмки при естественном и
искусственном освещении;
- формирование эстетического вкуса.
Программы рассчитаны от 1 года до 3 лет обучения.
« Туриистско - краеведческая направленность представлена объединением « Основы
музейного дела» краеведческая работа .
Цель направленности:
сохранение исторической памяти, совершенствование
образовательного пространства и воспитывающей среды дома творчества и школы,
совершенствование работы по наполнению школьного музея, сохранение исторической
памяти; умение представлять краеведение и музейные экспонаты в процессе проведения
краеведческой экскурсии.
Задачи направленности:
- познакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом и педагогическом
опыте школы;
• формировать навыки работы с музейным предметом;
• способствовать формированию гражданских качеств и гражданской позиции
школьников.
5.2 Учебный план на 2025-2026 уч.год
Программы дополнительного образования реализуются в очной форме, но и могут
быть предусмотрены и с использованием электронных (дистанционных) форм, так
как в
течение учебного года возникает непреодолимая сила, или форс-мажор –
обстоятельства (эпидемия, карантин, погодные условия и прочее), не позволяющие
осуществлять обучение в обычной (очной) форме, программа может реализовываться с
помощью электронных (дистанционных) технологий.
При составлении учебного плана учтены пожелания детей и родителей, таким
образом, он отражает социальный заказ на дополнительные образовательные услуги для
обучающихся от 7 до 18 лет, а также потенциальные возможности самого учреждения.
Учебный план Учреждения соотнесен со стандартами общего образования и в
содержательной части не повторяет предметы, входящие в Федеральный Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Данный документ отражает
специфику МКОУ ДО МДТ, интересы обучающихся и педагогов и составлен на
основании 22 ( +6 программы второго и третьего годов обучения) общеобразовательных
программ
по
технической,
естественнонаучной,
туристско-краеведческой,
художественной и социально-гуманитарной направленностям.
Дополнительные общеобразовательные программы разработаны с учетом
материально-технической базы, имеющегося оборудования и согласно рекомендациям по
составлению образовательных программ дополнительного образования. Реализация
дополнительных общеобразовательных программ рассчитана на период от 1 до 3 лет.
Все дополнительные общеобразовательные программы имеют необходимое
методическое и материальное обеспечение и способствуют развитию творческого
потенциала личности, удовлетворению образовательных запросов и познавательных
интересов обучающихся Дома детского творчества.
Учебный план определяет количество часов на освоение образовательных областей
и определяет максимально возможную нагрузку детей различных возрастных групп,
связанную с их физическими возможностями.
Занятия в объединениях проводятся в одну смену с 14.00 до 18.25 часов, пять дней
в неделю. В учебном году 9 месяцев, 36 недель.
Учебная нагрузка для обучающихся в неделю составляет: для групп первого года
обучения – не более 4 часов; для групп второго и последующих годов – 6 – 8 часов.
Средняя наполняемость учебной группы – 12-15 человек.
Среднее количество обучающихся, приходящихся на одного педагога дополнительного
образования – 12-15 человек.
Общее количество обучающихся в группах ____человек. Количество групп –____, в
т.ч.:
Техническим творчеством занимаются ____ человек, ____ группы;
Туристско-краеведческое направление–__ человек, ___ группы.
Художественное направление –_______человек, __ группы;
Естественнонаучное направление _____ человек, __ группа;
Социально-гуманитарной деятельностью заняты ______ человек–__ _групп.
В учебном плане выделены часы для индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Для данного вида деятельности педагоги составляют индивидуальные образовательные
маршруты.
5.3 Организация образовательной деятельности и режима занятий:
Организация образовательной деятельности и режима занятий в Учреждении
осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022
г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
, СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждёнными постановлением
Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. № 28., локальными нормативными
актами и регламентируется учебным планом, расписанием занятий на 2025-2026уч.год.
Время занятий : с 14.00 до 18.25
Суббота воскресенье - выходной
Продолжительность одного учебного занятия для обучающихся 7- 18 лет-45 минут,
перерыв между занятиями 10 минут.
Продолжительность обучения по годам определяется образовательной программой, а
продолжительность обучения на занятии определяется возрастом обучающихся,
санитарными
правилами и нормами.
Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного
года.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха детей администрацией Учреждения по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей),
возрастных особенностей детей и установленных санитарных правил и норм. Перенос
занятия или изменения расписания производится только с согласия администрации и
оформляется приказом. В период школьных каникул занятия могут проводиться
по отдельному плану, включающему в себя разного вида формы работы с детьми
(походы, экскурсии, посещение музеев , кинотеатра, различные праздники и другие).
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый
ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Количество обучающихся в группах определяется в соответствии с Уставом Учреждения,
в зависимости от норм и условий, прописанных в дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах, а также с учетом санитарных норм и правил.
Первый год 12- 15 человек, второй год обучения – 10-12 человек и третий год обучения 810 человек.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года, группы должны быть
объединены или расформированы. Содержание деятельности объединений по интересам
определяется Образовательной программой Учреждения по пяти
направленностям :
художественной,
социально-гуманитарной,
туристско-краеведческой,
естественнонаучной
и технической.
Расписание
занятий для
каждой группы составляется индивидуально.
Проведение занятий осуществляется на собственной базе и на базе других ОО по
договору о закреплении имущества для проведения занятий, могут проводиться по
договору о сетевом партнерстве (взаимодействии. Учреждение организует и
проводит
информационно-аналитическую
работу,
направленную
на
совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов своей
деятельности.
В Учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование
образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений,
мастерства педагогических работников ( В учреждении имеются 2 методиста по 0,5
ставки).
На правах муниципального опорного центра по дополнительному образованию (
Приказ ОО и ОПД администрации МР « Мосальский район» от 02.03 2022г. № 67 « О
муниципальном центре дополнительного образования детей МР « Мосальский район»).
Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных
организаций в составлении реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Организовывает консультативную помощь педагогам, родителям в организации записи в
объединения
через Навигатор дополнительного образования Калужской области.
В
Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства обучающихся, педагогических работников, обслуживающего персонала.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к
обучающимся не допускается.
5.4 Кадровое обеспечение
А) по квалификации
Всего
педагогов
имеют
квалификационную
категорию
14
3осн./ 11 совм.
Б) по образованию
Всего
педагогов
высшую
1- основной
-
имеют
образование
высшее
14
3/14
3осн./11 совм.
В) по педагогическому стажу
0-5 лет
0/1
5-20 лет
2/13
имеют
первую
квалификационную
категорию
20-25 лет
1/1
имеют среднее
специальное
образование
0
Более 25 лет
.
5.5 Материально – техническая база и обеспечение безопасности образовательного
учреждения.
На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве
оперативного управления от 12.08.2022 г. МКОУ ДО Мосальский дом творчества
расположен в двухэтажном нетиповом здании на земельном участке площадью 563 кв.м.
Общая площадь занимаемых кабинетов и помещений составляет 358 кв.м.. Для
проведения занятий оборудованы кабинеты и помещения социально-бытового
назначения.
Коридор – _69,9 кв.м.
Техническое помещение – 11,94кв.м.
№1 – Арт студия «Английский язык» - 18.14 кв. м
№ 2 – «Умелые ручки» - 21,1кв.м
№ 3 – Изостудия « Кисточка» - 23,8кв.м
№ 7 Туалет –_5,76_кв.м.
Лестница – ______ кв.м.
На 2 этаже
№ 8 – Директор – 15,68 кв.м
№ 9 – Методический – 21,1 кв.м
№ 10 – Актовый зал- 110,7 кв.м
Холл – 2 этаж _ - 21,56кв.м
Учебные кабинеты имеют необходимую мебель для проведения теоретических и
практических занятий.
Здание имеет автономное отопление, центральное водоснабжение и канализацию.
Кабинеты и помещения оборудованы осветительными приборами. Здание оснащено
пожарной сигнализацией с выходом на пожарную часть города и Региональный Центр
мониторинга.
В наличии необходимое количество первичных средств пожаротушения, закуплены
средства гигиены:
перчатки, применяются также санитайзеры, рециркуляторы в
кабинетах, бесконтактный термометр, план эвакуации на случай возникновения пожара и
инструкция по действиям персонала во время возникновения пожара расположены на
видном месте.
В МКОУ ДО МДТ организовано дежурство сотрудников учреждения , введен
контрольно-пропускной режим, установлено видеонаблюдение по периметру здания.
В учреждении Дома детского творчества имеется аптечка, укомплектованная
медикаментами для оказания доврачебной медицинской помощи.
Режим работы МКОУ ДО МДТ , длительность пребывания обучающихся на занятиях,
а также учебные нагрузки регулируются требованиями СанПина, Уставом и локальными
актами и не превышают нормы предельно допустимых нагрузок, в соответствии с
возрастными особенностями детей.
VI. Мониторинг выполнения Образовательной программы
6.1. Оценка качества организации учебных занятий
В
МКОУ ДО МДТ система оценки качества образования представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных
процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений
обучающихся, эффективности дополнительных общеразвивающих программ.
Созданный в МКОУ ДО МДТ
«Мониторинг качества образования» даёт
возможность в системе отслеживать качество педагогических результатов
образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса, качество
условий осуществления образовательного процесса.
Важнейшей частью внутренней системы оценки качества образования является
контроль образовательной деятельности. Внутриучрежденческий контроль – главный
источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных
результатов деятельности МКОУ ДО МДТ. Главный показатель качества учебных
занятий в МКОУ ДО МДТ – это стабильная посещаемость обучающимися объединений
по выбору. В целях контроля за образовательным процессом в учреждении разработан
план внутреннего контроля. Степень его выполнения за 2024-2025 г. составила 96%.
Посещенные в рамках внутреннего контроля занятия проводились согласно
общеразвивающих программ и учебных планов по расписанию. Анализ работы
объединений проводился с целью контроля за посещаемостью в объединениях. Были
запланированы: проверка электронных журналов, посещение занятий, беседы с
обучающимися и родителями. Проверка журналов осуществлялась ежемесячно.
В
рамках внутриучрежденческого контроля использовались разные формы и методы
работы: административные плановые и внеплановые проверки, наблюдения, проверка
документации, анализ открытых занятий, посещение и анализ мероприятий, изучение и
анализ планов воспитательной работы.
6.2. Мониторинг качества образовательного процесса
Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение
его эффективности. С этой целью в Доме творчества разработаны и утверждены на
педагогическом совете - Положение о системе оценки качества образования и Положение
о мониторинге качества образования в МКОУ ДО МДТ.
Положение о системе оценки качества образования
устанавливает единые
требования при реализации системы оценки качества образования (далее – СОКО) в Доме
творчества.
Практическое осуществление СОКО строится в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации, Калужской области, муниципального района
« Мосальский район», регламентирующими реализацию всех процедур контроля и
оценки качества дополнительного образования.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по
совместительству.
Целью СОКО является получение объективной информации о состоянии качества
образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Система мониторинга качества образования МКОУ ДО МДТ является составной
частью системы оценки качества образования ОУ и служит информационным
обеспечением СОКО ДТ.
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии
системы образования ОУ и основных показателях ее функционирования для определения
тенденций развития системы образования в учреждении, принятия обоснованных
управленческих решений по достижению качественного образования.
Программа мониторинга:
1. Показатели результатов
1.1.
Результаты достижений учащихся
1.2.
Результаты участия в мероприятиях разного уровня
1.3.
Формирование контингента и его сохранность
1.4
Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя
2. Показатели ресурсов и условий
2.1.
Индивидуальные характеристики
2.2.
Сетевые характеристики
2.3.
Характеристики управления
Составляющие педагогического мониторинга:
I. Портфолио педагога дополнительного образования:
Цель: Создание оптимальной формы отслеживания и фиксирования результатов
педагогической деятельности.
Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый
отдельный материал должен датироваться. Портфолио целесообразно вести
параллельно по следующим разделам.
Раздел 1. «Общие сведения о педагоге»
ФИО
Образование
Трудовой и педагогический стаж
Повышение квалификации
Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма
Дипломы различных конкурсов
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
Материалы с результатами отслеживания:
Учебных достижений учащихся
Личностных достижений учащихся
Социально-педагогических достижений учащихся
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
Список учебно-методического обеспечения;
Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах, заседаниях
творческих групп
Тема самообразования, список литературы изученной по данной теме, отчёт по
теме самообразования
Перечень публикаций
Раздел 4. «Результаты массовой работы»
Сценарии праздников, викторин, конкурсов и т.д.
Список мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, форма участия
в них.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
Перечень оборудования учебного кабинета.
Перечень наглядных пособий
Перечень справочной литературы и дидактических материалов
Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся:
1.Учебные достижения:
Диагностическая карта освоения образовательной программы
Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков
в соответствии с образовательной программой. (разрабатываются педагогами в
соответствии с образовательной программой)
2. Личностные достижения:
Диагностическая карта развития личностных качеств учащихся
Уровень практической реализации творческих достижений детей. Заполнение
данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях.
3.Социально-педагогические достижения:
Динамика уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта)
Мониторинг позволяет
отслеживать динамику качества дополнительного
образования в учреждении. Мониторинг качества дополнительного образования
включает в себя мониторинг успешности обучающихся и мониторинг профессиональной
успешности педагогов. В ходе проверки образовательного уровня обучающихся
учитываются количественные и качественные показатели. Подвергаются анализу:
количество детей, возрастной состав, сохранность контингента, количество мальчиков и
девочек, распределение по направленностям. Количественные показатели - это
результаты образовательно-воспитательной деятельности учреждения.
Количественный состав обучающихся
№ Численность
обучающихся по
направленностям
1
техническая
2
естественнонаучная
3
туристскокраеведческая
4
социальногуманитарная
5
художественная
Численность
обучающихся,
всего, человек
из них девочки
Возрастной состав
дети с ограниченными
возможностями
здоровья
Возраст обучающихся(полных лет)
Численность
обучающихся по
направленностям 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
17 8
техническая
естественнонауч
ная
туристскокраеведческая
социальногуманитарная
художественная
Сохранность контингента
№
Алфавитный список
1
На
На 31.05.2026г
2.09.2025г
2
Списочный состав
На 02.09.2025г На 31.05.2026г
Таким образом, образовательный результат учащегося – это продукт партнерства
всех участников образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов и
администрации МКОУ ДО МДТ . Все они в равной степени ответственны за организацию
образовательного процесса и его результат. Каждый из них вправе требовать от
остальных согласованных и своевременных действий. Проблемы, возникающие в
образовательном процессе, все его участники должны решать сообща, исходя из своих
возможностей и обязанностей. Юридическая сторона взаимоотношения участников
образовательного процесса определяется законодательством РФ.
VII. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Учреждение имеет рабочую программу воспитания разработанную на 2025-2026
учебный год.
Особенности организации воспитательной работы Учреждения
Главная воспитательная задача Учреждения - максимально поддержать ребенка в
определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог
самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя
человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями, сотворческими
дерзаниями.
Цель воспитательной работы:
Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через
организацию коллективно – творческой деятельности детей и подростков.
Задачи:
1. Развивать самоуправление воспитанников через участие в деятельности детских
общественных движений.
2. Сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
3. Развивать социальную активность воспитанников через организацию социально
значимых дел, социального проектирования.
4. Повышать значимость развития и реализации творческих способностей для
воспитанников, их родителей и общественности.
5. Повышать роль участия родительской общественности в воспитательной работе ОУ.
Воспитательная работа направлена на развитие творческой активности
учащихся, расширению кругозора, воспитание гражданственности и патриотизма,
сохранения лучших национальных традиций в области народной культуры, что
способствует развитию коммуникативного потенциала, формирует эстетический вкус,
чувство уважения друг к другу.
Систематически в ОУ проводятся различные по тематике праздники. Каждый из них
обладает удивительным свойством: одни раскрывают ребятам красоту окружающего их
мира, красоту взаимоотношений людей и природы, другие помогают приобщиться к
весёлому племени артистов и затейников, третьи – объединяют все эти качества.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования.
Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов,
влияющих на сознание и желание реализовать свои творческие способности.
Воспитательная программа работы педагога-организатора на 2025-2026 учебный
строится на основе Рабочей программы воспитания учреждения
2. Массовые мероприятия
VIII. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
План методической работы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Сроки
Наименование деятельности
Определение стратегии образовательного процесса
МКОУ ДО МДТ, перспективы развития
учреждения.
Август-сентябрь
Утверждение учебного плана учреждения,
изменений в дополнительных образовательных
программах.
Экспертная оценка образовательных программ,
учебных планов педагогов учреждения.
Учёба по МОЦ
август
Утверждение новых образовательных программ
Классификация образовательных программ
объединений ДТ
В течение учебного года
Стимулирование деятельности педагогов
учреждения по работе с детьми с выдающимися
способностями
В течение учебного года Обобщение, распространение опыта творчески
работающих педагогов учреждения.
В течение учебного года Организация и проведение мониторинга интересов
Май – декабрь 2025 детей, подростков, родителей.
Изучение общественного мнения по оценке
качества предоставляемых
в учреждении
дополнительных образовательных услуг.
8.
По запросу
Оказание консультативно-методической помощи
педагогам ДТ, педагогам - совместителям других
ОУ города.
9.
Декабрь, май
Профессиональный
стандарт
педагога
дополнительного образования, основные умения:
психолого-педагогические основы и методика
применения технических средств обучения, ИКТ,
электронных образовательных и информационных
ресурсов,
дистанционных
образовательных
технологий и электронного обучения для освоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Участие в анализе образовательной деятельности
учреждения. Подготовка аналитический справок
для СОКО
10. В течение учебного года, Программно-методическое обеспечение досуговой
по запросу
деятельности.
Деятельность
МОЦ.
Методическое
и
информационное обеспечение
VIII . РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№№
Название
сроки
ответственный
п.п.
1.
День открытых дверей
сентябрь
2.
Проведение общих
родительских собраний в доме
творчества
Проведение родительских
собраний в объединениях
сентябрь, май
4.
Организация индивидуальных
консультаций для родителей
в течение года
5.
Организация индивидуальных
консультаций для родителей
детей с ограниченными
возможностями
Привлечение родителей к
участию в мероприятиях
МКОУ ДО МДТ
в течение года
( если такие
есть)
педагоги
дополнительного
образования
в течение года
педагоги
дополнительного
образования
3.
6.
в течение года
IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
администрация,
педагоги
дополнительного
образования
администрация
педагоги
дополнительного
образования
педагоги
дополнительного
образования
В
результате реализации Образовательной программы повысится социальный
статус МКОУ ДО МДТ , будет сохранен контингент обучающихся, посещающих
творческие объединения МДТ; будет совершенствоваться модель дополнительного
образования, обеспечивающая комфортное пребывание в ней обучающихся с самыми
различными запросам, возможностями и уровнем подготовки, позволяющее им
подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и различных социальных
изменений; ожидается развитие материально технической базы Учреждения.
При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски:
1.
риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых.
2.
Риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций;
3.
Недостаточная квалификация ( знаний и умений) у педагогов;
4.
Риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному заказу
Приложения к образовательной программе
1.
Учебный план с пояснительной запиской на 2025-2026 учебный год
2.
Список ДОП