ДОП Основы музейного дела. ( Сетевая)

OT.LJ;eJI o6pa3osanHH Mynuu;unaJibnoro paiiona «MocaJihCKHii pan:on»
Mynuu;unaJibuoe Ka3ennoe o6pa3oBaTeJihnoe yqpe,K,Uenue .non0JIHHTeJihnoro
o6pa30B3HHH MocaJibCKHH ,LJ;0M TB0pIJ:eCTBa

YTBep)KJ(a.IO :

TipttH~To pemem1eM
Tie;::i:arora-qecKoro coBeTa N2 2
OT

~

« 30 » __Q_L 2024 r.

n:,MlKOY ,[(0 M,[(T
.. H. TieTyxoBa
»__JIB_ 2024 r.
1

)l:orrOJIHHTeJibHa51 o6mepa3BHBaIOII.J;a51 rrporpaMMa B ceTeBOM >
CollJfaJibHO-ryMaHHTapHOH HarrpaBJieHH0CTH

YpoBeHb CJI0)KH0CTH rrporpaMMhI: CTapTOBbIH
CpoK peaJIH3aJJJUI:
Bo3pacT 06yqa10I11JIXC.H:

1 ro.n:

12-15 JieT

opMa peaJIH3al(HH rrporpaMMhI - oqHa.sJ:
CocTaBHTeJib: MeT0,[(HCT MKOY

,n:o M,Zl;T rapHOBa OJihra AneKCaH.[(pOBHa

YqHTeJib MKOY MCOlll

Moca.rrbcK, 2024 r.

N2 2 HrttaToBa I1pHHa IOJiheBHa

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе стартового уровня сложности «Основы музейного дела»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы музейного дела» является стартовой ступенью к изучению
программ по музееведению на базовом и продвинутом уровне. Имеет
стартовый (ознакомительный) уровень сложности. Направленность
программы первоначально обозначена как социально-гуманитарная, однако,
при добавлении в содержание программы регионального компонента (к
примеру, средствами «усиления» содержания ДООП спецификой
деятельности отдельно взятого музея и раскрытия содержания деятельности
детей через материалы краеведческой направленности), программа может
быть реализована в рамках туристско-краеведческой направленности.
Программа предусматривает возможность реализации её в сетевом
формате с музеями различного профиля на основании договоров о сетевом
взаимодействии (примерная форма договора о сетевой форме реализации
образовательных программ, утверждённая приказом Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения
Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ» приведена в Приложении).
1.1.

Пояснительная записка

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского
«museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением
и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и
человеческого общества, и представляющих историческую, научную или
художественную ценность.
Одной из важнейших задач современной школы России является
воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается
серьёзным
испытаниям.
Существенно
изменилось
Отечество.
Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей
неопределённостью будущее. В нормативном правовом документе,
определяющем социальный заказ общества в области образования и
воспитания «Национальная доктрина образования в Российской Федерации
до 2025 года», отмечается значимость гражданского воспитания
подрастающего поколения. Именно музей помогает нам соединять прошлое
и будущее через настоящее, а использование современных технологий
позволяет в полной мере вовлечь подростков в освоение общекультурных
компетенций. Среди особенностей формирования личности в подростковый
2

период, следует выделить становление нравственного сознания,
самосознания, чувства взрослости; стремление к самостоятельности в своей
деятельности. Музейное пространство дает возможность развития
практических компетенций, что очень актуально в подростковом периоде.
Настоящая сетевая дополнительная общеразвивающая программа
«Основы музейного дела» (далее – программа) составлена в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым
приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом
Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до
2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей;
3

- Уставом МКОУ ДО МДТ;
- Положением о единых требованиях к структуре и оформлению ДОП, в
том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО,
утверждённым Приказом № 102 от 03.11.2022г. по учреждению.
Программа реализуется в сетевой форме.
Уровень программы
Данная программа рассчитана на стартовый (ознакомительный) уровень
и предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к
определенному виду деятельности.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа имеет социальногуманитарную и туристско-краеведческую направленность.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития,
обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь
с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической
памяти. И благодаря этому ребёнок может проникнуться такими чувствами,
что недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, а потребуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и
эмоционально пережить артефакты.
В связи с этим, идея данной программы заключается в расширении
образовательного пространства на основе использования ресурсов сетевого
партнёра – Филиала Государственного Бюджетного учреждения культуры
Калужской области «Калужского Объединённого музея – заповедника»
Музейно-краеведческого центра «Дом Богдановых» г. Мосальск (Далее –
ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых»), находящийся по адресу:
249930, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Ленина, д. 39.
МКОУ ДО Мосальский дом творчества (базовая организация)
осуществляет руководство общеразвивающей программой, курирует работу
всей программы, отвечает за организацию экскурсий, встречу с интересными
людьми, реализацию содержательной части программы, организует итоговую
и промежуточную аттестации, подготовку документации, работу по участию
обучающихся в конкурсных мероприятиях.
ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых» (организация – участник,
предоставляющая ресурсы) для реализации содержания программы.
Отличительные особенности и новизна программы заключается в
том, что в программу социально – гуманитарной направленности внесены
темы краеведческого характера, раскрывающие историю Мосальского
района. Одной из проблем для современного подростка является проблема
выбора будущей профессии. Музей – одно из действенных средств
расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний
4

учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных
склонностей, навыков общественно-полезной деятельности. Программа
позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Реализация
данной программы – это новый опыт для МКОУ ДО МДТ.
Педагогическая целесообразность программы «Основы музейного
дела». В программе заложен системно-деятельностный подход, что
предполагает не только обучение теоретическим основам музейного дела и
краеведения, но и включения обучающихся в конкретную музейнокраеведческую
деятельность.
Это
даст
возможность
каждому
занимающемуся в музее применить на себя роль « сотрудника музея» и
выйти за пределы пространства образовательного учреждения: принимать
участие в практических конференциях, презентовать свой опыт на конкурсах,
акциях, фестивалях.
Программа не предусматривает специального отбора и адресована в
равной степени новичкам и ребятам, имеющим опыт участия в музейнокраеведческой деятельности.
Данная программа модифицированная.
Адресат программы и его возрастные особенности: обучающиеся 1215 лет в подростковом возрасте складываются способности к свободному
мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе
социально – значимая, становится реальной личностной потребностью.
Условия реализации программы: В объединение принимаются
обучающиеся на основе заявления родителей, заявления об обработке
персональных данных детей без отбора по творческим или каким-либо
другим способностям. Группы обучающихся могут быть одновозрастными
или разновозрастными. Максимальная наполняемость в группе составляет –
15 человек, минимальная – 12 человек, но может быть предусмотрена
индивидуальная работа и работа в малых группах.
Объём программы: программа рассчитана на 144 часа в год.
Срок реализации: 1 год
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
Форма обучения: очная. Занятия проводятся в группе с численным
составом – 15 человек.
Виды занятий: Работа с экспонатами, изучение музейных фондов,
экскурсии, практические занятия, лекции, исследования, беседы, рассказ.
Форма подведения итогов являются промежуточный и итоговый
контроль в форме тестирования по изученному материалу, защиты
исследовательской работы, в виде зачётной работы по подготовке и
проведению экскурсии, творческой работы по оформлению музейной
экспозиции, создание мультимедийной разработки об историко-культурного
и природного наследия Калужской области. Как итоговый контроль
засчитывается участие обучающихся в краеведческих олимпиадах,
конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.
5

Язык реализации программы: русский
Цель программы: формирование и закрепление знаний об историкокультурном наследии родного края средствами музейно-краеведческой
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Дать необходимый объём знаний по основам краеведения и музейного
дела;
- Обучить практическим навыкам и умению вести экскурсии;
- Научить обучающихся самостоятельному поиску информации;
- Обучить основам ведения исследовательской и проектной
деятельности, правилам оформления научно – исследовательских работ и
проектов и их представления;
Развивающие задачи:
- Содействовать самовыражению и самореализации обучающихся,
развивать их творческую и исполнительскую активность в процессе работы в
школьном (в муниципальном) музее, в процессе освоения и распространения
местного краеведческого материала;
- Развивать речевую культуру и память, творческие и организаторские
способности;
- Развивать ключевые компетенции, которые позволят обучающимся
успешно социализироваться в современном мире( например, связанные с
коммуникацией, исследованием, проектированием, работай в группе,
организацией своей деятельности, использованием компьютерных
технологий и т.д.) ;
- Развивать познавательный интерес обучающихся к историкокультурному и природному наследию родного края, к своим историческим
корням;
- Способствовать формированию эстетического и художественного
вкуса.
Воспитательные задачи:
- Формировать духовные качества подрастающего поколения через
вовлечение обучающихся в экскурсионную, поисково-исследовательскую и
проектную деятельность;
- Воспитывать сознательную любовь к своей Родине, уважительное
отношение к старшему поколению и к культурно – историческому прошлому
своего народа;
- Воспитывать взаимопонимание и взаимовыручку при работе в группе,
толерантное отношение к окружающим;
- Воспитывать ответственное отношение к исполнению обязанностей;
- Создавать условия социально-культурного и профессионального
самоопределения обучающихся.

6

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с
архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами
музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела,
проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов,
определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.
На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и
организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся должны знать:
- историю родного города Мосальск, МКОУ МСОШ № 2;
- основные музейные профессии;
- музейную терминологию.
Обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться в литературных источниках;
- составлять тексты экскурсий;
- работать с экспозицией музея;
- проводить экскурсии в соответствии с методикой;
Владеть:
- музейной терминологией;
- оформлять документацию.
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов
музееведения;
- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- составление словаря музейных терминов;
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея,
использование материалов ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых»;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний,
поиск и сбор экспонатов;
- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных
материалов.
Учебно-теоретические
Изучение литературы, работа с
документацией
Рассказ педагога
Беседа
Учебная игра
Презентация

Практические
Экспедиции по сбору материала
Обработка собранного материала
Научно – исследовательская
деятельность
Экскурсии
Посещение музеев
7

Игровые занятия
Организация выставок
Экскурсии

Организация передвижных выставок
Защита проектов

1.2. Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы музейного дела»
№

Наименование темы

1

2
2
Введение – 2 часа
Раздел № 1 .Основы музееведения – 32 часа.

2

Обзорная экскурсия по
школьному музею. Экскурсия по
краеведческому музею «Дом
Богдановых»
Беседа на тему «музейный
экспонат, его
значимость. Экспонат как
носитель
информации. Сохранность
экспоната»

3

1

2

Наблюдени
е

5

2

3

Интерактив
ное
занятие.
Наблюдени
е

4

Музейная терминология как
азбука музейного дела (лекция)

3

3

5

Музейные фонды и их
комплектование (лекция,
семинар)

5

4

1

6

Основные формы учёта и
хранения музейных фондов
(лекция, семинар)

8

4

4

7

Беседа на тему «Документ.
Документальная информация.
Подлинность документа. Копия
документа. Информация,
содержащаяся в документе.
Отношение к документу, как к
источнику информации»

6

3

3

3

Часы
Всего

8

Теория

Практика Формы
аттестации
/ контроля

Составлени
е словарика
музейных
терминов
Интерактив
ное
занятие.
Наблюдени
е
тестирован
ие
Выступлен
ие.Оформл
ение
этикетки к
экспонату с
описанием
экспоната.

Итого по разделу № 1
32
19
Раздел №2 История края, города, школы – 77 часов
1

2
3
4

5

6

7
8
9
10
11
12
13

Экскурсия на тему «страницы
6
истории Калужского
края, города Мосальска, МКОУ
МСОШ № 2» (Использование
фондов музейно-краеведческого
центра «Дом Богдановых»,
МКОУ МСОШ № 2)
Сбор информации по истории
8
края, города Мосальска и школы

13
3

13

презентаци
я

2

6

Матералы,
информаци
я,фото.

Посещение краеведческого
музея «Дома Богдановых» г.
Мосальск
Обновление музейных стендов

3

3

8

8

Сбор информации о
родственниках учащихся,
педагогов сражавшихся на
фронтах Великой Отечественной
войны.
Встреча с ветеранами
педагогического труда, детьми
войны.

10

Создание презентаций,
подготовка докладов «Земляки –
Герои»
Презентация докладов на тему:
«Земляки – Герои»
Экскурсия в краеведческий
музей «Дом Богдановых» г.
Мосальск «Земляки – Герои»
Лекция на тему «Города-герои»

8

2

2

Лекция на тему «Города
воинской славы России»
Исторические и культурные
достопримечательности г.
Мосальска
Экскурсия по городу Мосальску

2

2

6

4

5

4

5

4

4

4

6

6

2

2

4
9

Работа в
школьном
музее
МСОШ №
2
Презентаци
и

Презентаци
и

Презентаци
я
Проект
2

Квест - тур

4

Наблюдени

14

на тему «Памятники нашего
города»
Подготовка и оформление
собранного материала,
фотографий на тему «Памятники
нашего города».

6

15

6

е
Опрос
Презентаци
яо
памятниках
г.
Мосальска.
Историческ
их местах.
Беседа

Урок нравственности на тему
2
2
«Величие подвига народапобедителя в Великой
Отечественной войне».
Итого по разделу № 2
77
22
55
Раздел № 3. Исследовательская деятельность в области истории, краеведения
– 35 часов.
1
Занятия по подготовке
12
7
5
исследовательских рефератов
2
Занятия по подготовке
12
7
5
исследовательских работ
3
Зачетные занятия: защита
6
3
3
Защи
исследовательских рефератов
та
иссле
доват
ельск
их
прое
ктов,
работ
4
Зачетные занятия: защита
5
2
3
исследовательских работ
Итого:
35
19
16
Итого всего:
144ч.
60ч.
84ч.

1.3.Содержание программы
1 Введение (2 часа)
Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как
хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и
принципов работы.
Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся,
формировании духовных ценностей.
Раздел № 1 «Основы музееведения» (32 часа)
Теория: Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната.
Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного
10

значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. Музейные
фонды и их комплектование (лекция, семинар). Основные принципы и
правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной
музейный фонд Основные формы учёта и хранения музейных фондов
(лекция, семинар).
Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс –
экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах.
Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы:
диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Практика:
1.Составление словарика музейных терминов.
2.Знакомство с экспозицией музея (МКОУ МСОШ № 2, краеведческий
музей «Дом Богдановых»).
3. Оформление этикетки к экспонату.
4. Оформление картотеки фонда.
5. Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.
Раздел №2 История края, города, школы (77часов)
Теория: Сбор информации по истории края, города Мосальска и
школы. Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов
сражавшихся на фронтах Великой отечественной войны. Знакомство с
«Земляками – Героями», «Городами воинской славы России», Знакомство с
«Памятниками нашего города». «Величие подвига народа – победителя в
Великой Отечественной войне» - Лекция, беседа, информация.
Практика: Использование фондов музейно-краеведческого центра
«Дом
Богдановых», МКОУ МСОШ № 2. Экскурсия в музейнокраеведческий центр «Дом Богдановых», Сбор информации по истории г.
Мосальска. Обновление музейных стендов в школьном музее МКОУ МСОШ
№ 2. Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся
на фронтах Великой отечественной войны. Встреча с ветеранами
педагогического труда, детьми войны. Подготовка презентаций, докладов на
темы «Земляки – герои», «Города – герои», «Города воинской славы»,
«Памятники нашего города».
Раздел № 3. Исследовательская деятельность (35 часов)
Занятия по подготовке и написанию исследовательских работ,
проектов.
Написание
исследовательских
работ.
Защита
исследовательских работ.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- будут знать историю появления первых музеев в России;
11

- освоят навык визуальной грамотности (получат опыт осознанной
интерпретации информации о музейном экспонате);
- будут иметь представление о деятельности хранителя, реставратора,
экскурсовода;
- смогут ориентироваться в экспозиционно- выставочном пространстве
музея и публично выступить с описанием экспоната по самостоятельно
созданной этикетке к нему.
Личностные:
- будут приобщены к историческому и духовному наследию;
- будут относиться к музею как к части материальной и духовной
культуры.
Метапредметные:
коммуникативные
- будут уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачами коммуникации;
- получат опыт учебного сотрудничества и совместной деятельности со
сверстниками.
познавательные
- смогут ориентироваться в словаре музейных терминов;
- смогут работать с различными источниками информации для решения
учебнопознавательных и учебно-практических задач;
- смогут анализировать предложенную информацию;
регулятивные
- смогут планировать, оценивать результаты своей деятельности;
- смогут создать письменный и устный ответ с заданными параметрами.
2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной программы
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Основы музейного дела» (вынесен в отдельный документ рабочую
программу)
№
п/п

Месяц

Число

Время
проведе
ния
занятия

Форма
занятия

Колво
часов

Тема
занятия

Введение – 2 часа.
Раздел №1. Основы музееведения – 32 часа

12

Место
проведе
ния

Форма
контрол
я

Раздел №2. История края, города, школы - 77часов

Раздел №3. Исследовательская деятельность в области истории,
краеведения- 35 часов

Итого:
144 часа

13

Количество учебных недель – 36, дней - 72
Количество учебных часов в год – 144 ч.
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение
Программа «Основы музейного дела» реализовывается в сетевой форме.
Организация-участник – ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых»,
выступает ресурсной организацией и не ведёт образовательной деятельности.
Для реализации программы используются ресурсы МКОУ МСОШ № 2:
кабинет В МКОУ МСОШ № 2 по адресу г. Мосальск, ул. Революции, д. 10
площадью. - 47 кв. м, а также школьный музей МКОУ МСОШ № 2 по
«Договору о передаче имущества, находящегося в муниципальной
собственности и закреплённого на праве оперативного управления, в
безвозмездное пользование от 01.11.2022г.)
Помещение
соответствует
«Постановлению
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"
- парты- 15шт;
-стулья - 30шт;
- классная доска;
- ноутбук;
- Мультимедийный проектор;
- аудиоколонки;
- материалы школьного музея.
Методическое обеспечение
- методические разработки;
- дидактические материалы;
- видео- и аудиозаписи;
- презентации;

- фотографии;
- краеведческие тесты;
- краеведческие викторины;
- литература по истории г. Мосальска, Калужского края.
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы МКОУ МСОШ № 2
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования по совместительству с опытом
работы в дополнительном образовании – учитель МКОУ МСОШ № 2
2.3. Формы аттестации (контроля)
Фонд контрольно-оценочных средств к ДООП «Основы музейного дела»
стартового уровня включает в себя примерный перечень средств для
организации контроля результативности освоения содержания программы
обучающимися. Данный перечень может быть дополнен или изменен
педагогом, в зависимости от специфических особенностей групп,
обучающихся по программе.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на каждом этапе
деятельности обучающегося в процессе освоения программы.
Входящий контроль проводится в начале освоения программы и
предполагает первичный опрос обучающихся с целью получения
предварительной информации о мотивации к изучению деятельности музеев,
о специфике их работы. Анкетирование (Приложение 1)
Текущий контроль - выполнение упражнений по освоению каждой
темы, в ходе выполнения которых педагог может сделать вывод о том,
насколько у обучающихся сформировались планируемые результаты по
данной теме. Тестовые материалы для текущего контроля. (Приложение 2)
Презентации.
Итоговый контроль по изучению программы предполагает публичное
выступление с описанием экспоната по самостоятельно созданной этикетке к
нему, выполнение исследовательской работы, проекта по изученной теме,
текст экскурсии.
Вопросы для повторения по дополнительной общеобразовательной
программе краеведческой направленности « Основы музейного дела»
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценивания полученных знаний, сформированных умений и
практических навыков обучающихся

15

Параметры

Уровни
Низкий

1. Работа с
фондами и
документацией
музея:

Средний

Высокий

Обучающийся
допускает
ошибки в работе
с
фондами и
документацией
школьного музея.

Обучающийся
допускает
неточности в
работе с фондами
и документацией
школьного музея.

Обучающийся
правильно умеет
работать
с
фондами
и документацией
школьного
музея.

2. Работа с
краеведческой
литературой,
картотекой:

Обучающийся
испытывает
трудности с
краеведческой
краеведческой
литературой,
картотекой

Обучающийся
допускает
неточности в
работе
краеведческой
литературой,
картотекой

3. Подготовка
тематических
экскурсий

Обучающийся
испытывает
трудности в
подготовке
тематической
экскурсии

Обучающийся
допускает
неточности в
подготовке
тематической
экскурсии

Обучающийся
хорошо владеет
методикой
подготовки
тематической
экскурсии

4. Проведение
тематической
экскурсий

Обучающийся
испытывает
трудности в
проведении
тематической
экскурсии

Обучающийся
допускает
неточности в
проведении
тематической
экскурсии

Обучающийся
хорошо владеет
методикой
проведения
тематической
экскурсии

Обучающийся
правильно умеет
работать с
с краеведческой
литературой,
картотекой

Результаты вносятся в специальные формуляры – «Протокол
контрольных знаний» и «Протокол аттестации обучающихся» (Приложение
3).
По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся
свидетельство установленного образца на основании Положения о форме и
порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании в МКОУ ДО
МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).

16

2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение в объединении «Основы музейного дела» строится на
сочетании лекций и практических занятий, игр, экскурсий. Лекционные
занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения
сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на
проблемном уровне. Практические занятия проводятся в архивах музеев
школьного МКОУ МСОШ № 2 и краеведческого музея «Дом Богдановых» в
виде практических, информационных, визуальных работ.
В зависимости от задач, поставленных педагогом, могут использоваться
различные формы занятий:
- учебные;
- выездные;
- практические занятия.
Выездные формы занятий – работа на базе музея или архива – дает
возможность педагогу проконтролировать уровень сформированности
умений и навыков учащихся, а учащемуся – реально оценить качество
приобретенных им знаний.
Учебный процесс в рамках одного занятия может быть организован со
всей группой вместе, по подгруппам, и индивидуально, в зависимости от
поставленных педагогом задач.
Индивидуальные занятия предполагают работу ребенка по
индивидуальному заданию и личный устный или письменный отчет в форме
доклада, исследовательской работы, защиты проекта.
Подгруппа учащихся может выполнять задания, поставленное перед
ними педагогом или выбранное ими самостоятельно. Это может быть
подготовка и оформление экспозиции, посвященной определенной теме.
Совместная работа в группе развивает общекультурные умения ученика:
умение вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
усиливает возможности социальной адаптации, т.е. освоить нормы и правила
поведения в коллективе; развивает коммуникативные способности учащихся.
Одной из форм работы, используемой в объединении, является
проектная работа – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность
учащихся, осуществляемая под гибким руководством педагога, направленная
на решение исследовательской или социально значимой прагматической
проблемы и на получение конкретного результата. Итогом работы ученика
над проектом может быть сделанное на основе изучения информации
умозаключение, выводы, сформированные знания или коллаж, альбом,
проспект. Например, альбом, посвященный мероприятиям, проводимым в
музее или же проспект по музею.
Метод
проектов
предусматривает
сочетание
индивидуальной
самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в
коллективе. Это в основном работа с разнообразными источниками
17

информации с использованием поисковых и исследовательских методов,
позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую
проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный
материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
Методы обучения
- наблюдения, записи и фотографирование во время экскурсий;
- беседы, обсуждения;
- интервью с жителями города;
- метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой
Родине);
- сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и
оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;
- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений
и навыков по краеведению.
Формы работы
- сбор материалов, отражающих историю города Мосальска, школы;
- работа с историческим источником с целью получения необходимой
информации;
- обработка полученных материалов (составление каталогов, описание
экспонатов);
- подбор материалов для проведения экскурсий, составление
экскурсионного материала;
- поиск и систематизация экспонатов;
- проведение тематических экскурсий, походов, прогулок;
- организация встреч с интересными людьми;
- проведение пеших экскурсий по родному городу, отражающих
историю улиц, памятных мест;
- подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным
событиям;
- проведение внутри музейных мероприятий;
- участие в районных и областных конкурсах, посвященных изучению
истории родного края;

Дидактические материалы
- методические рекомендации по написанию исследовательских работ;
- методические рекомендации по подготовке и реализации проектов;
- методические рекомендации по составлению и проведению экскурсий;
- методические разработки занятий;
- рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы;
18

- рекомендации по оформлению проекта;
- рекомендации по составлению музейной экспозиции;
- рекомендации по составлению компьютерных презентаций;
- рекомендации по составлению аннотации к музейной экспозиции;
- Дидактические материалы
- видео- и аудиозаписи;
- презентации;
- фотографии;
- краеведческие тесты;
- краеведческие викторины.

19

Литература для обучающихся
1.
Архивные данные и фотографии из краеведческого музея «Дом
Богдановых» г. Мосальск
2.
Информация из школьного музея МКОУ МСОШ № 2.
3.
А.Е.Зайцев «Земля Мосальская». Калуга. 1997
4.
А. Е. Зайцев. Мосальск. Летопись края с древнейших времён.
Издание 2000 г.
5.
Материалы газеты «Мосальская газета»
Литература для учителя
1.
Барри Лорд, Гейл Д. Лорд Менеджмент в музейном деле: учебное
пособие. – М., 2002.
2.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2000.
3.
Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. –
М., 1987.
4.
Ким. Музейное дело. Оренбург, 2007
5.
Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций. Ростов-на-Дону,
РИС ЮРГУЭС, 2003, 66 с.
6. А. В. Романчук Музейный туризм. Санкт-Петербург 2010
7. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003.
8.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике. – М., 2001.
Интернет-ресурсы
1.
http://www.museumstudy.ru –
Информационно-образовательный портал

Российское

музееведение.

2.
http://www.shpl.ru/index.phtml - «Государственная
Историческая Библиотека»;
3.
электронно-библиотечные системы (ЭБС),
информационно-справочные и поисковые системы:

Публичная
базы

данных,

4.
http://www.rubricon.com / – Крупнейший энциклопедический
ресурс
Интернета
http://www.dic.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академике
5.

http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека

6.

http://www.museum.ru – Российская музейная энциклопедия

20

Приложение № 1
Анкета-опросник
«Основы музейного дела»
(ФИО обучающегося)

1. Ваш возраст ___________
2. Кто был инициатором записи на обучение по данной программе, кто посоветовал?

- родители
- друзья
- педагог
- свой вариант ответа

___________________________________________________________
3.Что Вы ожидаете от данной программы, чему планируете научиться?

4.Как часто Вы посещаете музей?
-очень часто
-часто
-очень редко
-редко
-не посещал (укажите причину)
5.Как Вы принимаете решение о посещении музея?
-иду на конкретное событие, выставку, презентацию
-иду в составе организационной группы (свой класс, объединение и т.д.)
-родители планируют
-свой
ответа____________________________________________________________
6. Что Вы ожидаете от посещения музея?
-эмоций
-новые знания
-общение (интересно провести время)
-свой вариант ответа
7. В каких музеях г. Калуги и Калужской области Вы уже побывали?

8. Какие музеи, кроме г. Калуги, Вы посещали?
9. Известны ли Вам направленности музеев, которые посещали?
10. Укажите в музеях какой направленности Вы уже побывали
- исторические
- художественные
- искусствоведческие

21

вариант

- литературные
-архитектурные
- естественно-научные
- технические
- отраслевые
11. Какой из увиденных экспонатов произвел на тебя впечатление и почему?

12. Какие музеи Вы знаете, какой хотели бы посетить?
13. Порекомендуете ли Вы посетить музей своим друзьям и знакомым?
14. Чем музей, по Вашему мнению, привлекателен для посетителей?

15. Связана ли тематика программы с Вашими увлечениями, если да, то как именно?

22

Приложение №2
Контрольно-измерительные материалы
1. Практические занятия
Практическое занятие №1
Классификация экскурсий
Посещение виртуальной экскурсии по Мосальскому району. Кратко законспектировать
сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах
построена обзорная экскурсия по району?
Какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной
экскурсии по району?
Практическое занятие №2
Классификация экскурсий
Посещение тематической экскурсии в краеведческий музей г. Мосальска.
Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по
содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по
форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы:
 На примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия?
 Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии?
 Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы
к другой?
Показ- как основной элемент экскурсии. Сущность показа.
Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта.
Показ как реализация принципа наглядности рассказа.
Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии.
Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы.
Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание.
Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.
Практическое занятие № 3
Сочетание показа и рассказа в экскурсии
На основе впечатлений от посещения экскурсии в краеведческий музей «Дом
Богдановых» г. Мосальск, ответить на следующие вопросы:
 Почему показ называют основным элементом экскурсии?
 В чем сущность показа?
 Какова роль последовательности в показе объектов?
 Почему экскурсовода называют руководителем показа?
Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два
важнейший элемента экскурсии.
Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и
экскурсантов зависит активность показа и рассказа.
Практическое занятие № 4
Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.
Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков.
23

Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие,
использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии.
Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка,
техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителяэкскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет
экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения.
Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
Манера поведения экскурсовода.
Внешний облик экскурсовода.
Практическое занятие № 5
Техника ведения экскурсии.
Проведение учебных экскурсий по выбранной теме.

24

Зачётная работа (промежуточная аттестация) (Тест)
1. Укажите из перечисленного виды музеев:
А) этнографический
Б) боевой
В) графический
2. Под материально-технической базой музеев понимают:
А) помещение
Б) электронное оборудование
В) выставочные экспонаты
3. Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране:
А) Эрмитаж, Грановитая палата;
Б) Эрмитаж, Макдоналдс;
В) Кремль, храм Петра и Павла
4. Какие музеи являются наиболее известными в нашей области:
5. Что включает в себя понятие музей:
А) место развлечения;
Б) место приобретения новых знаний;
В) совокупность первого (А) и второго (Б)
6. Выберите из перечисленного виды фонда музея:
А) вспомогательный
Б) главный
В) дополнительный
7. Какой температурный режим предпочтителен в музее:
А) 18 градусов С.
Б) 12 градусов С.
В) 25 градусов С.
8. Перечислить порядок составления тематического плана будущей
экспозиции:
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
9. Дать определение, что такое монтажный лист экспозиции
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___
10. Дать определение, что такое архив
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________

25

Тест по выявлению особенностей темперамента
1. За новое дело я принимаюсь:
а. С нетерпением, быстро.
б. С творческой энергией.
в. Спокойно обдумав весь процесс работы.
г. С чувством неуверенности в своих возможностях.
2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:
а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.
б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.
в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.
г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.
3. Из-за неудач в работе или учебе я:
а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.
б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.
в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.
г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.
4. Моя речь:
а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.
б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.
в. Медленная, разборчивая, уверенная.
г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли
путаются у
меня в голове.
5. Начиная новое дело я:
а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.
б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до
конца.
в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.
г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.
6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:
а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.
б. Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.
в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.
г. Подробно описана природа, чувства и переживания героев.
Если в ответах преобладает: а - холерик, в - флегматик, б - сангвиник, г – меланхолик

26

Приложение 3

Протокол контрольных знаний
Направление деятельности ________________________________
Название объединения_____________________________________
Ф.И.О. педагога__________________________________________
Группа, год обучения _____________________________________
Форма контрольного занятия _______________________________
Тема контрольного занятия _________________________________
Дата занятия _____________________________________________
№
п/п
1
2

Ф.И.О.
обучающихся

высокий

Уровень усвоения программного материала
Теория
Практика
достаточ- низкий
высокий достаточный
ный

низкий

ИТОГО

Дата ___________ Подпись____________

Протокол аттестации обучающихся
Учебный год ____________________________________________
Объединение ____________________________________________
Ф.И.О. педагога__________________________________________
Форма проведения аттестации ______________________________

Дата

Количество
обучающихся

Год обучения

Теория
Практика
высокий достаточ- низкий высокий достаточ- низкий
ный
ный

ИТОГО

№ группы

Уровень усвоения программного материала

Дата ___________ Подпись____________
27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».