Ou i:eJI o6pa.3oBamrn. H oxpaHI,I npaB ,neTcrna MYHHUHITaJibHoro paif oHa « MocaJibCKHH paif om> MYHHUHITaJibHOe Ka.3eHH0e o6pa.30BaTeJibHOe ~pe:»<,nemie ,norroJIHHTeJibH0ro o6pa.30BaJiml MocaJibCKHH ,noM TBopqecTBa Tipnmna pernem:IeM ep:»<,neHa: ne,narorttqecKoro coBeTa N2l Y ,[(O M,[(T npHKa.30M OT 30.08 2024r. TieTyxoBa 30.08.2024r. ,Il;onOJIHHTeJibH3H o6rn,eo6pa30BaTeJibH3H o6rn.epa3BHB310UJ.3H nporpaMMa couuaJibHO- ryMaHUTapHOH HanpaBJieHHOCTH. «JIHHrBOCTPAHOBE,WIECKHil KOMIIOHEHT CO,ll;EP)l(AHIUI OJiyqEmrn AHrJIIIHCKOMY 5131,IKY ,ll;ETEH 7-10 JIET» YpoBeHb CJI0)KH0Crn:: 6a.30BbIH B03pacT o6~a.IOII(HXCX: 7-10 JieT CpoK pea.JIB3aIJHH: 3 ro,naopMa pea.JIB3aIJHH : OqttM CocTaBHTeJib: EaTypoBa TaMapa Bna,nHMHpOBHa rre,naror ,norr0JIHHTeJibH0 o6pa.30BaHHX MocanncK, 2024 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы «Лингвострановедческий компонент содержания обучения английскому языку детей 7-10 лет»» Автор – составитель программы должность Батурова Тамара Владимировна Адрес реализации программы Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Мосальский Дом творчества 249930, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Ленина, д. 40. Тел. 8 (48452) 2-18-15 Вид программы Комплексная модифицированная Направление Социально - гуманитарное Вид деятельности Учебно-познавательная Срок реализации программы 3 года Возраст детей 7-10лет Форма реализации программы Групповая Формы организации образовательной деятельности Объединение Название объединения «Арт-студия. Английский язык» Педагог, реализующий программу Батурова Тамара Владимировна РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков. В настоящее время не вызывает сомнения значительный потенциал раннего обучения иностранному языку как с позиций интеллектуального развития, так и с точки зрения воспитания и нравственного становления личности. Раннее обучение способствует стимулированию общего и речевого развития ребенка, приобщает детей к культуре других народов, а также создает благоприятную базу для дальнейшего овладения иностранным языком. В 2024 г. программа откорректирована согласно новым образовательным требованиям дополнительного образования в соответствии с документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ; - Направленность дополнительной общеобразовательной программы: социальногуманитарная, поскольку направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации посредством погружения в среду иноязычного общения. Вид программы- модифицированная . Актуальность данной программы: учет значимость овладения компетенциями, необходимыми в современном поликультурном мире и мотивы деятельности обучающихся, изучающих английский язык, а именно понимание необходимости использовать английский язык в будущем, их интерес к жизни сверстников в странах изучаемого языка, желание рассказать о своей стране и о себе. Актуально и то, что изучение иностранного языка в школе начинается со второго класса, тем самым данная программа обеспечивает непрерывное обучение детей, изучавших иностранный язык в детском саду и является подготовительным этапом для начинающих. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сенситивного периода усвоения иностранного языка в младшем школьном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Отличительные особенности программы: При написании программы были учтены следующие принципы организации внеурочной учебной деятельности: - одновременное изучение страноведческого материала и создание языковой базы. - в процесс обучения вовлечены дети младшего школьного возраста. - комплексный подход к изучению предмета и применение в процессе обучения различных методов и различных видов деятельности. Это ИЗО, музыка, оригами, аппликация, работа с солёным тестом, кукольный театр, элементы театральной деятельности, спортивные национальные и подвижные игры, инсценировка песен, национальные танцы, фольклор. Такой подход позволяет превратить каждое занятие в интересный и увлекательный процесс, позволяющий детям развить свои творческие способности. - каждое занятие проводится в игровой форме, что позволяет сделать его увлекательным и интересным. Интерес, чувство удовлетворённости, радости облегчают обучение, делает игру одним из важнейших приёмов при обучении. - направленность программы на формирование и поддержание устойчивого интереса и положительного отношения к изучаемому языку, истории, культуры народа - преемственность дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности общего образования в целом; - развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе внеурочной деятельности; - учет возрастных и психологических особенностей младших школьников. Новизна данной программы заключается в том, что она включает в себя использование инновационных форм обучения английскому языку. Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебный процесс. Это способствует адаптации к современным социальным условиям т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Таковыми являются инновационные формы обучения как ролевая игра, метод проекта, драматизация, пение. Включение данной программы в контексте жизнедеятельности младшего школьника способствует осознанию того, что для настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами, их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить, читать и понимать на английском языке. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков детей, расширение их лексического запаса, широко используя страноведческую информацию. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного и межкультурного характера. Адресат программы Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), может быть вариативной и предполагает возможность работы, как с обычными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первый год обучения-дети 7-8 лет. Второй год обучения-дети 8-9 лет. Третий год обучения 9-10 лет. Численный состав групп: 10 – 15 человек. 1-ый год обучения 15 человек; 2-ой год обучения 14 человек 3-й год обучения 10-12человек Численный и возрастной состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания учащихся в освоении данной программы Особенности организации образовательного процесса Данная программа рассчитана на 3 года обучения, в течение которых темы занятий повторяются, но с каждым годом объём информации по темам увеличивается и усложняется. Это позволяет детям повторить пройденный материал и в то же время расширить свои знания. Содержание тематического плана может быть вариативным и из года в год частично корректироваться. Режим занятий: Продолжительность учебного часа 45 минут, отдых 10 минут. 1-й год обучения-144 часа на одну группу (групп в 2024-2025 учебном году – 2), два раза в неделю по 2 часа. 2-й год обучения-216 часов на одну группу (в 2024-2025 учебном году – 2 группы) , 3 раза в неделю по 2 часа. 3-й год обучения -216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа. Форма обучения: очная Форма организации образовательной деятельности Занятия в объединении проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения. Форма занятий – групповая (12-15 человек). Возможна работа по подгруппам и индивидуально из-за трудности изучаемого предмета или при подготовке к праздникам и тематическим вечерам. Продолжительность занятий в объединении нормативным актом МКОУ ДО МДТ. устанавливается локальным Методы обучения Словесный метод – метод обучения, при котором источником знания становится устное и печатное слово (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой). Наглядный метод - метод обучения, при котором источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, демонстрация видеоматериала, презентаций). Практический метод – метод, при котором учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия (устные и письменные упражнения). Объяснительно-иллюстративный метод – это метод обучения, при котором педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительноиллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи информации. Репродуктивный метод – это метод обучения, суть которого состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога (отработка использования грамматических и лексических структур, выполнение упражнений). Проблемный метод - это активный метод, при котором педагогом ставится какая-либо проблема или задача, требующая решения. Данный метод предполагает использование объективной противоречия, изучаемого и организацию поиска новых знаний, способов и приёмов решения задач. Частично - поисковый метод – это метод, при котором педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Игровой метод – это метод обучения, при котором освоение нового материала, его закрепления и отработка происходит во время игр. Дискуссионный метод – это метод обучения, при котором организуется обсуждение какой-либо проблемы, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательств оппонентов. Проектный метод – это совокупность учебно-познавательных приемов и действий учащихся, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Форма проведения занятий: комбинированные занятия В практике работы по программе используются различные формы занятий: защита проектов, праздник, презентация, соревнование, спектакль, экскурсия, творческий отчёт, выступление на родительском собрании, культурно-массовых мероприятиях. На занятиях объединения обучающиеся выполняют задания-дискуссии на выбранную тему, решают дилеммы «Как бы ты поступил в данной ситуации?», участвуют в ролевых играх и решении творческих заданий. Это помогает создать атмосферу раскованности и непосредственности, помогает перестать бояться собственных неудач и эмоционально включиться в процесс обсуждения или изучения сложного языкового материала. Данная программа способствует накоплению обучающимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы. Всё, чему обучается ребёнок в нашем объединении, не дублирует школьную программу, а идёт параллельно с ней, в помощь ей, помогает стать ребёнку всесторонне развитой, гармоничной личностью, найти своё призвание, будущую профессию. Состав группы. Особенности набора В коллектив принимаются все желающие. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, на ребёнка со средними способностями, который приходит заниматься во второй половине дня, после уроков. Зачисление детей на обучение осуществляется на основании нормативных и локальных актов образовательной организации. 1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Цель программы – Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через изучение иностранного языка и страноведения. Задачи программы (предметные, метапредметные, личностные) Обучающие (предметные): закрепление элементарных умений и знаний, необходимых для изучения английского языка; формирование языковой компетенции в основных видах речевой деятельности; формирование коммуникативных умений учащихся в устной (говорение и понимание на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения; освоение лексического минимума по изученным темам; Развивающие: обучение пользованию справочной литературой и словарями. развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка; формирование потребности в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работы над языком; развитие речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения учащихся; формирование устойчивой мотивации к овладению иностранным языком; развитие интереса к познавательной деятельности; расширение лингвострановедческого кругозора; овладение навыками творческой деятельности Воспитательные: формирование у учащихся аккуратности, трудолюбия, настойчивости, выдержки, умения доводить начатое дело до конца; воспитание доброты; доброжелательности, вежливости, отзывчивости и воспитание толерантного отношения к окружающим; воспитание патриотизма и уважения культуры народов стран изучаемого языка; развитие самокритичности, ответственности; оптимизма, уверенности развитие навыков самостоятельной деятельности; развитие умений аргументировать свою точку зрения в себе, 1.3. Содержание программы Учебный план 1-й год обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего часов Инструктаж по 30 технике безопасности. 1. 2. 3. Формы Формы проведения подведения занятий итогов Теория Практика 10 20 по теме Беседа. Комплектование группы Вводное занятие Игра, беседа Тема: Выступление на родительском собрании. Открытое занятие. «Здравствуйте, это я!» (сентябрьоктябрь) 2 Тема: 36 10 24 2 Игра. Беседа «Давайте играть» Праздник Christmas (Ноябрь, декабрь) 3 «Мои друзья 32 животные». 10 20 Игра, беседа (Январь, февраль) 4. 34 «Приятного аппетита» 12 20 «Я иду 12 2 8 Праздник Clown Day 2 Игра. Беседа (Март, апрель) 5. 2 Праздник Mother’s Day 2 Игра. Экскурсия, беседа гулять» (Май) Итого: 144 44 90 Праздник Good Friday 10 Учебно-тематический план II год обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего теория Формы Формы проведения подведения итогов Практика занятий по теме Инструктаж по 44 технике безопасности. 1 13 29 Игра, беседа Практикум Здравствуйте, это я! / сентябрь, 2 Праздник Halloween октябрь/ Мои друзья 52 животные /ноябрь, 18 32 Практикум декабрь/ Давайте /январь играть 24 Игра, беседа 4 18 Игра. Беседа Практикум Приятного аппетита! Февраль, март/ Я иду гулять март/ / 28 16 18 Игра, беседа Практикум / 24 6 16 Игра. Беседа Практикум Здесь я /апрель, май/ живу 44 8 34 Игра. Беседа Практикум 2 Праздник Christmas 2 Выступление детском саду 2 Pancake Day 2 St.Patrick’s Day 2 Easter Открытое занятие в Итого 216 139 77 III год обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего теория Формы Формы проведения подведения итогов Практика занятий по теме Инструктаж технике безопасности по 30 1 Здравствуйте, это я! / сентябрь, 2 Здесь я живу 8 20 34 8 24 34 6 26 (ноябрь) 4 Мои друзья 34 животные 6 26 Давайте играть 62 10 50 Игра, беседа Я люблю 68 праздники Я иду гулять 16 50 Игра, беседа Практикум 26 8 16 (Май) Итого Игра, беседа Практикум (Март, апрель) 7 Labor Day 2 Halloween Конкурсы 2 Праздник Thanksgiving Day 2 Christmas Практикум (Январь, февраль) 6 Игра, беседа Практикум (декабрь) 5 Игра. Беседа Практикум Приятного аппетита 2 Практикум (Октябрь) 3 Игра. Беседа 216 192 Игра. Беседа 82 2 St.Valentine’s Day 2 April Fool’s Day 2 May Day 14 Содержание программы 1-й год обучения Ситуации Сроки Практическая Лингвострановедческий материал общения усвоения деятельность Здравствуйтеэ Сентябрь, Дети октябрь то я! разыгрывают в пальчиковом театре ситуацию «Знакомство » Стихи. Песни, Игры Жесты Say Hello прощания и How are You? приветствия, особенности счёта на пальцах. Clap, clap, clap your hands Hello song» «Good-bye song» Рисуют «семью пальчиков» обводят руку и делают человечков из пальчиков; Названия пальчиков. Имена сверстников, живущих в англоязычных странах. « 10 little elephants» Рисуют свою семью. «The Farmer in the Dell» « Father, mother» Инсценирую т песню «The Farmer in the Dell» Создают атрибуты для инсценировк и песни. «Where is Thumb- king» Уменьшительн о-ласкательные обращения к родителям. «Are you sleeping brother John» «Together every day» Давайте играть Ноябрь декабрь Любимые игрушки Делают сверстников за рождественск рубежом. ие открытки (аппликации из бумаги), Традиции «I am sitting on the floor» празднования Традиционн в ые чулочки Рождества англоязычных для подарков, странах (получение «Santa’s sack» подарков, украшение Украшения рождественско для ёлки, рождественск й исполнение ой ёлки, «Christmas tree» рождественски х песен) (солёное тесто) Участвуют в приготовлени и пряников Январь Мои друзья - Февраль животные «We wish you a merry Christmas» Названия животных, обитающих в англоязычных Дети рисуют странах (скунс. животных по коала, кенгуру трафарету. и др.) Go like a bear Составляют коллективны й коллаж Традиции «Зоопарк» празднования Дня Клоуна, Изготавлива отмечаемого в ют Великобритани украшения и. Three little ponies для праздника Оформляют помещение, где будет проходить цирковое представлени е, Mix your colors I can walk on tip-tip-toe рисуют цирковую афишу, на которой изображены животныеучастники представлени я. Hop like a bird Дети рисуют и лепят овощи и фрукты. Приятного аппетита! Британские традиции празднования Дня мамы и праздника Good Friday. Март Апрель Украшают торт и делают поздравитель ные открытки на День мамы. Готовят разноцветны е фруктовые Традиционный торт «Simmel cake», который готовят на День матери в Великобритани и. салаты Денежные единицы Делают и Великобритани раскрашиваю и т булочки из солёного (a penny, a теста, pound) разыгрывают сценки Dear Mummy продажи булочек торговцам в День Hot cross bun Страстной Baker man пятницы Традиции британского чаепития. Я иду гулять Май Дети создают коллективны е панно с техникой коллаж московская и лондонская улицы. Особенности национальных видов транспорта (двухэтажный автобус, чёрные такси). Особенности формы британских Делают полицейских макет «Транспорт» ( с мелкими традиционный шлем игрушками лондонского из полицейского) «Kinder I like the way you look. The plane is flying Row your boat The wheels on the bus The little blue trains surprise Содержание программы 2-го года обучения Ситуаци я общения Сроки усвоения Лексические Практическая единицы и деятельность речевые образцы Здравств Сентябрь Формулы уйте, это Октябрь приветствия я! прощания: Дети и раскрашивают национальные флаги России, How do you do! Великобритани и, Америки; My name is Ирландии ( Ann) Готовятся к See you later. See проведению праздника you soon! «Halloween», Название частей рисуют маски тела: ведьм, A head, a body, a приведений и делают nose, a mouth, a т.д., leg, a knee, an arm, атрибуты для an ear, a toe, a праздника; shoulder, a finger, etc. Лингвострановедчес кий материал Стихи Песни Правила знакомства в англоязычных странах. Традиционные в английском языке описания внешности человека (в сравнении с особенностями в русском языке – красные и рыжие, серые и седые волосы и т д) How do you do» , « What is your name? », « We are witches of Halloween», « Head and shoulders», « Trick or treat», « Five little pumpkins», История возникновения традиции проведения праздника Грамматика глагол to be в ед. числе настоящем времени, притяжательные прилагательные my,your. Множественное число имен существительных Счёт до10 и «I have ten little fingers» «Halloween» Делают изображения . тыквенных человечков (техника аппликации) Halloween РО I have got ( a red mouth) I have got ( two green eyes) Have you got a Мои друзья животны е Ноябрь декабрь Названия домашних животных: Дети строят Традиции фермы из проведения конструктора; Рождества англоязычных A pig, a sheep, a Делают странах goose, a cock, a коллективный в «Baa –baa black sheep» hen, a goat, a коллаж horse, a cat, a dog, «Домашние a bird, a duck животные»; Повторение известных РО: I am ( a dog) , I can ( run ) Делают игрушки для рождественско й ёлки, адвентский календарь, венок; (оформление « Old рождественских Macdonald яслей, колядование » на Рождество). « Christmas is coming» « Jingle Особенности передачи голосов bells» домашних животных в английском языке Кукольный театр: I have got ( two Делают макет green eyes ) рождественски х яслей. You have got a… « The little house in the wood» Have you got a …? I’d like ( cats , ducks) Christmas Давайте играть! Январь Повторение Изготовление лексики по темам: атрибутов для «действия и игр движения», «животные», «семья» Знакомство традиционными британскими американскими играми с I like walk» и to « Jump the rope» « Mulberry bush» « Once I caught a fish alive» « The farmer in the dell» « Simon says» « Read by the lips Приятно го аппетита ! Февраль Март Названия Дети разыгрывают продуктов: ситуацию Milk, juice, soda- покупки продуктов в water, tea, coffee, магазине; Раскрашивают cheese, bread, картонные butter, sausage, блины meat, sweets, fish, cake, ice-cream, yogurt (штампуют Названия качеств поролоновой губкой); продуктов: Любимые блюда « Slice, сверстников в slice» англоязычных странах. « Pancakes» Традиции празднования Блинного дня англоязычных странах. Good, tasty, sweet, salty, sour, bitter Делают книжки с рецептом блинов, участвуют в Новые РО: приготовлении Can I have a big блинов по Особенности pancake, please? традиционным приготовления блинов Can I have (some рецептам; Великобритании. milk), please? Повторение известных РО: « Pancake в song» « I like coffee» « To market, to market» в « Pancake Day I like…..milk I want…( pancakes Я иду Март гулять two Участвуют в традиционной гонке с блинами Название предметов одежды: Дети делают Любимая одежда « When it is символы сверстников cold « праздника англоязычных стран. A hat, a jacket, a (вырезают из coat, a shirt, a цветной sweater, a dress, бумаги) « Rainbow” boots, trousers, a skirt, socks, gloves, Раскрашивают для pants, mittens, одежду участников boots.. Английское парада, происхождение РО: Делают одежду названий предметов Colors Put the green socks для бумажных одежды в русском « языке (свитер, Song» кукол, on. джемпер, джинсы и Составляют т.д.) плакаты «Eat Don’t put the them» orange socks on/ « Don’t eat Традиции празднования Дня Take the orange them» Святого Патрика. sweater off/ I like green shoes. I don’t like orange shoes Здесь живу я Апрель май Название предметов Раскрашивают макет радуги Особенности называния цветов радуги в английском язык Игра: I am putting on my dress…. Дети рисуют Традиционные « Tables мебель, делают пасхальные игры с have legs» игрушечную яйцами (сравнение с мебели: мебель из существующими в деталей русской культуре). A table, a chair, a конструктора, « Coldwarm» bed, a sofa, an упаковочных armchair, a коробок; wardrobe, a mirror, a clock, a TV-set, a fridge, a telephone, a cupboard, a Разыгрывают « Muffin ситуации: bookcase Man» «Мебельный Особенности магазин», украшения дома к «Новоселье». празднику Обозначение места: On, under, in, Делают behind, above, нарциссы цветной between, near бумаги, украшают бумажные яйца. из « Easter eggs Раскрашивают яйца, делают корзинки для РО: пасхальных Put (an egg) on the яиц table. Put ( two eggs) behind the sofa Праздник «Easter» Содержание программы 3-го года обучения Ситуация общения Сроки Лексические Практическ Лингвострановедческий материал усвоени единицы и ая я речевые образцы деятельност ь I.Здравству йте, это я! Сентяб рь Октябр ь Формулы приветствия и прощания: Дети рисуют людей разных профессий; Разнообр Lovely evening, азные формы приветст вия и прощани Green, green. я в Делают коллективн ую работу» Все профессии хороши»; соответс твии с ситуацие й) Good morning. Good afternoon. Good evening. What are you going to be See you on ( Monday) Изготавлив Дни недели: ают Sunday, Monday, атрибуты Tuesday, Friday, разных Saturday. Названия профессий: A worker, a teacher, a doctor, a pilot, an artist, a painter. Новые РО: I am going to be ( a teacher)Новые РО: I am going to be (a teacher) Повторение РО I am wearing… профессий Вежливы е формы обращен ия и ответа, приняты е в английск ом Here we go postman Pat round with Tick- tuck-too A sailor went to sea Cobbler, cobbler, mend my shoe языке. Традици и празднов ания Дня Труда в США Особенн ости пересчёт Устройство и планировка а дней Традиционных домов недели в англоязы в англоязычных странах чных странах this is my little house» II.Здесь живу я октябрь Названия мест и Дети рисуют комнат в доме: свои дома, A house, a cottage, планы a chimney, a собственны Fireplace, stairs, a х квартир: balcony, a roof, a window, a door, a kitchen, a hall, a nursery room, I went a pair of stairs a dining room. There is Spider) kitchen. There are (a big in the Делают панно «Мосальск ий и Лондонски й дом»: ( three green witches) at the делают украшения door для дома к празднику; Here is a house Five wicked witches Составляют альбом «I know it is Halloween» III.Приятно го аппетита Ноябрь Названия овощей Дети и фруктов: делают овощи и A carrot, a фрукты для cucumber, a «Рога tomato, a corn, a изобилия» paper, Готовят традиционн ые Располо A ring , жение Америки , Великоб ритании ring, o roses на карте и глобусе. повторение украшения для праздника; Разыгрыва ют ситуации угощения гостей; Делают элементы костюмов индейцев и переселенц ев Happy История и традиции thanksgiving to all празднов ания Дня Stone soup Благодар ения в Америке. Ten little Indians Элемент ы культуры индейцев Северно Hot potato й Америки IV.Мои друзья животные Декабрь Названия Дети составляют животных, живущих у нас коллективн ый коллаж дома: «Наши A pet, a cat, a dog, домашние a mouse, животные». A parrot, a budgie, a guinea pig, a hamster, fish, a tortoise, a canary. Характеристики внешности: Kind, angry, pretty, small, brave, big, dark, beautiful, clever, fat, slim, nice, Tall, fair. Традици Where are you going to my онное в little cat? культуре отношен ие англичан It is Christmas (британц ев) к своим домашни Little Jack Corner м Делают книжки о питомца животных. м. которые живут у нас Традици Must be Santa дома. и празднов ания Рождеств а в англоязы чных странах Готовятся к Рождеству, РО: делают It likes cheese and поздравите льные bread. открытки, украшения It likes carrot. для дома и It is gray. He ёлки, Is clever. She is пряники, nice. My tortoise is very small. рождествен My hamster is fat. ский пудинг. Поговорки: (гадание по рождеств енскому пудингу) Polar Bear Jingle bells Сказка «Three little Pigs» As black as a craw. As red as a lobster. As proud peacock. as a Christmas/выступление детском саду. As busy as a bee. As coward as a hare. в Выступление детей на праздничном утреннике перед родителями. As live as a bird Пишут письмо Санта Клаусу Давайте играть! Январь. февраль Ласковое обращения к друзьям и близким: Дети делают открытки на День святого Валентина My sweetheart Традиционные «Come детские игры ,Come англоязычных here» стран «London bridge» Создают атрибуты для Honey «I sent a игр в День Традиции празднования letter to my My darling святого Дня святого love» Валентина Валентина «I will be your Готовят и shining РО: раскрашивают light» из I will...( сердечки love, play, солёного теста dance) «I am your friend» I want to play (to Пекут печенье в dance) with виде сердечек you Join us! «I am a giver of love» Be friend! «Roses are red» my «You you» are «My bonny is over the ocean» Я люблю праздники Март апрель I want some juice. Do you want some tea ( biscuits, some milk) Изготовление подарков поздравительны х открыток, Set cards Знакомство с традиционными мотивами украшения британской На день рождения, обыгрывание ситуаций посуды в сравнении с российскими What a happy day Happy birthday to you Dinner time Can I have a Cup of tea? «Birthday», «Party» Знакомство с традициями проведения дня рождения Help yourself You are welcome It is 12 o; сlock Подготовка и проведение Знакомство с праздника «April традициями fool’s day» проведения «April Fools Day» What s the time Mr. Wolf Mary Ann Изготовление несуществующи х предметов (из бумаги, пластилина, бросового материала) Чтение «Лимериков» Я иду гулять Май Названия растений: A tree, a flower, grass, a bush Дети делают календарь погоды; Особенности климата в англоязычных странах. «Rain on the green grass» «Rain.rain go away» Характерист ики погоды: Sunny, cloudy, windy, frosty, Разыгрывают показ «прогноза погоды по телевидению» Традиции проведения праздника «May Day» raining, snowing Готовятся к проведению Майского Дня: делают венки из цветов, Название гирлянды для времён года: украшения майского дерева, В англоязычных странах A winter, a spring, A summer, An autumn. «Sally go round the sun» «The sunthe rain» «Apples, peaches» «Come to the woods» «Spring is green» костюмы короля и королевы. РО: I like to swim in summerI like to ski in winter. «Lavender is blue» «May pole song» «Mr. Sun Winter» «Look at the snow» 1.4.Планируемые предметные результаты реализации программы: - овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); - овладение умением вести элементарный этикетный диалог; - овладение умением на элементарном уровне рассказывать о себе, семье; - овладение умением читать вслух небольшие тексты; - овладение умением читать про себя и работать с заданиями к тексту. Планируемые мета предметные результаты реализации программы: - развитие умений взаимодействовать с окружающими; - расширение лингвистического, страноведческого кругозора младших школьников; - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников. Планируемые личностные результаты реализации программы: - знакомство с миром, отражаемым иностранным языком; -знакомство с разными аспектами жизни зарубежных сверстников, традициями, праздниками. Планируемые результаты: По окончании первого года обучения ребёнок должен: • Иметь первичные представления о стране изучаемого языка: географическое положение Англии, достопримечательности Лондона, основные символы Англии, жизнь английских детей• Иметь определённый словарный запас, понимать речь педагога и выражать свои мысли в пределах, изученных тем, • Овладеть первичными навыками устной формы общения т.е. научиться понимать английскую речь (в рамках изученных тем) со слуха и соответственно на неё реагировать. • Знать английские стихи, песни и сказки. • Иметь определённый словарный запас (согласно учебно-тематическому плану) По окончании первого года обучения у ребёнка будут сформированы и воспитаны: • Уважение и терпимость к другому образу жизни. • Заинтересованность в дальнейшем обучении. • Культура поведения на занятиях. По окончании второго года обучения ребёнок должен: • Расширить словарный запас в пределах, изучаемых тем. • Расширить свои знания об Англии, её традициях и праздниках. • Уметь составлять связный рассказ по изучаемым темам, используя лексический запас. • Знать произведения английских писателей, стихи, песни, уметь их воспроизвести. • Активно использовать в речи новую лексику. По окончании второго года обучения у ребёнка будут сформированы и воспитаны: • Потребность в применении полученных знаний. • Интерес к жизни другого народа. • Чувство самостоятельности • Навыки взаимоотношений в коллективе. По окончании третьего года обучения ребёнок должен • Расширить словарный запас, • Знать историю и традиции праздников в англоговорящих странах; • Владеть речевым этикетом, необходимым в различных ситуациях, • Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность; • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); • Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; • Составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу, • Знать английские сказки, поэзию, английский детский фольклор (игры, песни, танцы, пословицы). • Участвовать в постановке спектаклей По окончании третьего года обучения у ребёнка будут сформированы и воспитаны: • устойчивый интерес к изучению культуры и традиций Англии, • стремление к применению приобретённых знаний на практике, • чувство самостоятельности, • эмоциональное восприятие окружающего мира, • потребность в самообразовании РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график 1-й год обучения № Месяц 1 Сентябрь. Октябрь Числ о Время проведен ия Форма занятия Колво часо в Тема занятия Место провед ения Форма контро ля Игра, беседа 30 Здравствуйте. Это я! МСО Ш №2 Высту пление на родите льском собран ии. Откры тый урок 2 . Ноябрь. Декабрь Игра, беседа 36 Давайте играть! МСО Ш №2 Праздн ик «Christ mas» 3 . Январь, февраль Игра, беседа 32 Мои друзья животные МСО Ш №2 Clown Day 4 . Март. апрель Игра, беседа 34 Приятного аппетита МСО Ш №2 Mother ’s Day 5 . Май Я иду гулять МСО Ш №2 Good Friday Игра, беседа. экскурсия Календарный учебный график 2-й год обучения № Месяц Числ о Время проведен ия Форма занятия 1 . Сентябрь, октябрь 30.10 .20 14.00 Игра, беседа. практикум 44 2 . Ноябрь. Декабрь Игра, беседа. практикум 52 Мои друзья животные Мсош №1 Christm as 3 . Январь Игра, беседа. практикум 24 Давайте играть МСО Ш№1 Выступ ление 4 . Февраль Игра, беседа. практикум 28 Приятного аппетита МКО У ДО МДТ Pancake ’s Day 5 . Март Игра, беседа. практикум 24 Я иду гулять МКО У ДО МДТ St. Patrick’s Day Игра, беседа. практикум 44 Здесь я живу МКО У ДО МДТ Easter п \ п 6 Апрель, май . Коли Тема занятия Место Форма честв прове контрол о дения я часов Здравствуйте МСО Hallowe . Это я! Ш №1 en Календарный учебный график 3-й год обучения № Месяц п \ п 1 Сентябрь Числ о Время проведен ия Форма занятия Игра, беседа. Коли Тема занятия Место честв провед о ения часов 30 Здравствуйте МКОУ ДО Форма контро ля Labor практикум . это я! 2 . Октябрь Игра. беседа. практикум 34 3 . Ноябрь Игра, беседа. практикум 34 МДТ Здесь я живу МКОУ ДО МДТ Приятного аппетита! МКОУ ДО Day Hallow een Thanks giving Day МДТ 4 . Декабрь Игра. беседа. практикум 34 Мои друзья животные МКОУ Christm ДО as МДТ 5 . Январь, февраль Игра. беседа. практикум 62 Давайте играть МКОУ St. ДО Valenti МДТ n’s Day 6 . Март, апрель Игра. беседа. практикум 68 Я люблю праздники 7 . Май Игра. беседа. практикум 26 МКОУ ДО МДТ Я иду гулять МКОУ ДО МДТ April Fool’s Day May Day 288ч 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: просторный светлый оснащенный столами, стульями и доской, ноутбук, синтезатор. кабинет, Перечень оборудования, инструментов и материалов: компьютер, синтезатор, телевизор; диски с песенками мультипликационными фильмами на английском языке; тематические картинки, таблицы, карточки, плакаты; наборы цветных карандашей, пластилин, цветная бумага, ножницы; и наборы цветной бумаги, картон, бумага для оригами; краски, гуашь, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, мелки, маркеры; гофрированная бумага; и игрушки; костюмы, шапочки для театрализованных постановок зеркала для отработки фонетических навыков речи Информационное обеспечение: разработки игр (грамматических, лексических, коммуникативных); тестовый материал; развивающие игры (ребусы, кроссворды, игры); наглядные пособия, плакаты по темам «Английский алфавит», «Цвета», Цифры», «Погода», «Время», Времена года», «Праздники в Великобритании и России»; глобус; сборники мультфильмов; музыкальные сборники детских песен, праздничные мелодии. Кадровое обеспечение: Занятия может вести педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику организации дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование и практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей (Желательно музыкальное образование) 2.3 Оценочные материалы. В начале, середине и конце учебного года заполняется мониторинг образовательного уровня учащихся, который позволяет определить активность каждого ребёнка, его профессиональный рост, оценить предметные, личные и метапредметные результаты. Оценка качества освоения обучающимися ДОП включает текущий контроль успеваемости. Текущий контроль успеваемости Текущий контроль успеваемости (далее – ТКУ) обучающихся проводится на практических занятиях. ТКУ нацелен на оценивание личных достижений в освоении обучающимися учебного материала, включая самостоятельную работу, непосредственно в процессе обучения, что позволяет оперативно вносить корректировки в учебный процесс и достигать максимального результата. Фонд оценочных средств 1. How old are you? – I …. seven. Is am have got 2. What is your favorite colour? paper purple doll 3. Where is your …..? pencil case books seven 4. I have got …. shoes parrot pink sunny 5. I like …. weather. sunny yellow rubber 6. It is cloudy and …. windy window five 7. Tom can …… fast. sleep run jump 8. I ….. from Russia. am can like 9. He …. a ruler. has got can is 10. I …... bananas. have got like can 11. He …. ride a scooter, play the piano and swim. has got is can 12. Today she is …. a dress. wear wearing wears 13. It … Friday. He was at home. was is be 14. He has …. for dinner. meet meat mit 15. He …. scissors. isn’t hasn’t got don’t have 16. She … tennis on Monday. play playing plays Посмотрите на изображение и ответьте на вопросы 17 - 22 17. Is there a table? yes, there is no, there isn’t 18. Is there a picture? yes, there is no, there isn’ 19. Where is the doll? on the television under the chair 20. The girl has got a …. book pencil 21. Where is the cat? on the sofa next to the spider 22. Where is the spider? on the mat under the chair 23. There is a television in the …. hall kitchen living room 24. He has breakfast in the … kitchen bathroom sitting room 25. There is a ….. in the bedroom. bed tables cooker Виды контроля: Начальный или входной (сентябрь) определяет уровень развития детей, их творческие способности беседа, собеседование, прослушивание, анкетирование Текущий контроль - осуществляется по окончанию темы в течение всего учебного года. Промежуточный или рубежный контроль (по изучаемым темам) - два раза в год по полугодиям. Итоговый контроль (май) - проводится по окончанию реализации программы. Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы может осуществляться с помощью таких форм занятий: концерт, открытое занятие, показ детских достижений, тест, игра. 2.4. Методическое обеспечение программы Методические материалы - Раздаточный , демонстративный материал. - Карточки Методические пособия по английскому языку. Формы организации учебного процесса: беседа, диспут, защита проектов, игра, концерт, «мозговой штурм», открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль. Форма Раздел программ занятия ы Приёмы и методы организации образовательного процесса Дидактическ ий материал I.. Здравству Игра, йте это я беседа 1. Объяснительноиллюстративный метод Проведение Компьютер праздников Зеркальце для каждого Видеозаписи, Halloween ребёнка. аудиозаписи, Музыкальный 2.Репродуктивный Дидактическ ие карточки. Форма подведения итогов Техническое оснащение занятия № метод фонотека Рифмовки. Стихи. Песни. II Давайте играть Беседа. Игра Тематиче ская игра Labor Day инструмент, Электронные Инсцениров образовательн ка песен. ые ресурсы, Наборы цветной бумаги картона; 1.Разнообразие 1.Карточки видов деятельности, 2.Аудиозапи Творческие работы. си Урокпраздник: 3. Обучение через 3.Рифмовки, игру Стихи. Песни. Кукольный Цветные театр «The карандаши little house» краски; Christmas и и Театральная Аудиоматериа постановка лы по теме; Three pigs little Сценическая ширма. Элементы театральных декораций III ИграМои викторин друзья животные а. Беседа. 1.Дидактичес Праздники: 1.Разнообразие видов деятельности. кие карточки Christmas, 2.Картины, 2.Метод St, наблюдения. Плакаты. Valentine’s Day 3.Метод 3.Видеозапис проблемного и. обучения (анкетирование) 4.наглядный метод обучения 4.Аудиозапи си, фонотека Наборы цветной бумаги, картона. Синтезатор. Компьютер. Элементы театральных декораций. 5. Метод игры IV Приятног Игра, беседа. . о аппетита 1.Игры на развитие 1.Карточки внимания, памяти. 2.Аудиозапи 2.Подвижные игры. си 3.Словесный метод Праздники: Easter April Fool’s Наборы для творчества Компьютер Элементы V. Я иду Игра гулять беседа обучения 3.Фонотека 4.Разнообразие видов деятельности 4.Минусовки 1. Игровой метод 2. Метод компьютерно й технологии 3. Метод наглядности Day театральных декораций 1.Карточки Праздники: 2.Аудиозапи си Наборы для творчества. St, Patrick’s Компьютер. Day 3.Рифмовки, Mother’s Day Синтезатор. Открытое занятие. Наборы бумаги. карандашей. Картона для творчества Стихи. Песни. 4. Подвижные игры VI Здесь живу я Игра Беседа 1.игровой метод 1.Карточки 2.Метод наглядности 2.Аудиозапи си 3.Словесный метод 3.Рифмовки, обучения Стихи. Песни 4.Метод практической работы Концерт. Праздник May Day Наглядные пособия. Фонотека. Форма учета личностных достижений по английскому языка А - ребенок понимает речь педагога, может выбрать из предложенных вариантов нужный для ответа; Б - ребенок может построить фразу по образцу взрослого, включая в нее необходимые элементы; В – ребенок может самостоятельно построить фразу с включением новой лексики без опоры на образец взрослого; Г – ребенок может адекватно включать в свои фразы слова из других (уже пройденных) тем; Д – ребенок может адекватно включать в свою речь конструкции из других (уже пройденных) тем. Форма учета личностных достижений по английскому языку Год обучения_______ _______________ Фамилия, имя ребёнка Дата: Параметры оценки речи детей на иностранном языке А Н с к Б н с к В н с к Г н с к Д н с А- ребёнок понимает речь педагога, может выбрать из предложенных вариантов нужный для ответа; Б- ребёнок может построить фразу по образцу взрослого, включая в неё необходимые элементы; В- ребёнок может самостоятельно построить фразу с включением новой лексики без опоры на образец взрослого; Г- ребёнок может адекватно включать в свои фразы слова из других (уже пройденных) тем Д- ребёнок может адекватно включать в свою речь конструкции из других (уже пройденных) тем. Параметры А АБ АБВ АБВГ АБВГД Количество детей к 4.Список литературы Список литературы для учителя 1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 к Сборник упражнений. [Текст] /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: 7 л. ил: ил. 3. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2014. – 96 с. 4. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с. 5. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил. 6. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с. 7. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 1089. – 176с. 8. Филатова, Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. [Текст] / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН, 1993. – 24 с. 9. Songbirds. Песни на английском языке. Книга 1. Nature. - М. Айрис – пресс, 2008. 10. Songbirds. Песни на английском языке. Книга 2. Animals. - М. Айрис – пресс, 2008. 11. Songbirds. Песни на английском языке. Книга 3. People and Places. - М. Айрис – пресс, 2008. 12.Songbirds. Песни на английском языке. Книга 4. School and Friends. - М. Айрис – пресс, 2008. 13. Songbirds. Песни на английском языке. Книга 5. Games. - М.: Айрис – пресс, 2008. 14. Songbirds. Песни на английском языке. Книга 6. Christmas carols. - М. Айрис – пресс, 2008.] 15. Songbirds. Песни на английском языке. Книга для учителя. Games and Activities. - М. Айрис – пресс, 2008. 16. Games – Songs. Сборник песен для начальной школы. - Обнинск: Титул, 2004 Электронные ресурсы 1. Беспалова, В.В. Обучение английскому языку в начальной школе с помощью «пластилинового театра» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – Библиогр.: 21 назв. – URL: http://festival.1september.ru/articles/415684/. 2. Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку: автореф. дис. канд. пед. наук / Иванова Н.В.; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006. – 18 с. – Библиогр.с. 18. Шифр РНБ: 2007-А/2686; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова: [сайт]. – М., 2006. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc. 3. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/. 4. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ,2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/41 Список литературы для обучающихся и родителей 1. «Easy stories». Anna Taylor, издательство Титул 2018. 2. Английский язык в сказках. Белоснежка и семь гномов [Текст] / Н. Шутюк – М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2007. – 12с.: ил. 3. Английский язык в сказках. Три поросёнка [Текст] / Н. Шутюк – М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2007. – 12с.: ил. 4. Верхогляд, В.А. Английские стихи для детей: Кн. для чтения на англ. яз. в мл. классах. [Текст] /В.А. Верхогляд - М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил. 5. Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник упражнений. [Текст] /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: 7 л. ил: ил. 6. Могучая, Н.В. Весёлый алфавит [Текст] / Н.В. Могучая. – М.: АО «Книга и бизнес», 2016. – 30с., ил. 7. Английский с популярными песнями. Е. Камиссарова. М.: 2015 г. 8. Учим английский с улыбкой. 280 мини-уроков: учебное пособие. – Москва: Астарель, 2013 г. 9. Е.Л. Карлова Grammar Games: Naval Battles – грамматические игры для изучения английского языка: морской бой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017 г. Интернет ресурсы https://www.worksheetsenglish.com/ https://www.makebeliefscomix.com/creating-comix/comix-gallery/ https://www.eslgamesplus.com/ https://storylineonline.net/books/tale-of-two-beasts/ https://www.twinkl.co.uk/ http://englishforme.ucoz.ru/ http:www.bilingual.ru http://www.english-cartoons.com/