Пластилиновые фантазии

OT,uen o6pa.30BfilIIDI H oxpaHbI rrpaB ,ueTcrna MP «MocanbCKHH paiioH»
M)'HHU:liIIaJibHOe Ka.3eHH0e o6pa.30BaTeJibHOe }"Ipe:>K,ueHHe ,U0II0JIHHTeJibH0ro o6pa.30BaHH51
MocaJibCKliH ,U0M TBopqecTBa

-

Bep)K,n;etto:
,[(O M,[(T
~~~~l
. IleTyxoBa
1d1., 2024 r.

IlpHIDITO:
Ile.n;arorHqecKHM C0BeT0M
IlpoTOKOJI N2
(f; t:1,,/, 2024 r .

\LY LL'\." - J y

L OT

~-~~-

,[(orrOJIHMTeJibHa5I
o6meo6pa3oBaTeJibHa5I o6mepa3BMBarorn;a5I
rrporpaMMa
xy,ll;O)KeCTBeHHOM HarrpaBJieHHOCTM
«IIJiaCTHJIHHOBhie 4>auTa3HH»

YpoBeHb CJIO)KHOCTM rrporpaMMhI: 03H3KOMMTeJII,HhIH

Bo3pacT 06yqa10w:Mxc51: 7-1OneT
CpoK peanM3aU:MM: 16 qacoB

CocTaBMTem, :
Ko3JIOBa EneHa AneKcaH,n:poBHa,
ITe,n:aror ,n:oTIOJIHMTeJibHOro o6pa30B3HM51
MKOY ,[(O MocanhCKMH ,n:oM TBopqecTBa

Mocan1>cK 2024r.

1

2

Раздел 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке,
тем
умнее
ребенок"
–
утверждал
В.А.Сухомлинский.
«Пластилинография» – это один из сравнительно недавнего появления нового
жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой
создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Программа раскрывает
задачи и содержание работы по художественному развитию обучающихся с
учетом возрастных особенностей. В программе представлен такой вид
художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в
себя лепку. Лепка — вид изобразительной деятельности, основное назначение
которого — образное отражение действительности. Изобразительная
деятельность — одна из самых интересных для детей школьного возраста: она
глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Программа по степени авторства: модифицированная
Направленность программы –художественная
Язык реализации : русский- государственный язык РФ
Программа разработана на основе следующих нормативных документов :
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпросвещения России от 27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа
Минпросвещения № 629);
Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р);
Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

3

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от
30.12.2022г. № АБ-3924/06).
-Постановление администрации муниципального района «Мосальский
район» от 20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг
в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере на территории МР
«Мосальский район» и об организации предоставления сертификатов в
дополнительном образовании».
Уровень сложности: – ознакомительная (стартовая)
Актуальность программы: Актуальность состоит в том, что развитие
творческих
способностей, на занятиях по изобразительной деятельности
способствует формированию творческой личности – одна из наиболее важных
задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей.
Отличительные особенности программы: Рисование пластилином –
замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она
позволяет освоить ребенку объем, сделать картину рельефной и живой. Увлекает и
не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для
работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Новизна программы: Новизна программы заключается в том, что данная
программа направлена на развитие творческих способностей школьников через
пластилинографию. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную
деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинография), которые
дают толчок в развитии, как творческому потенциалу детей, так и развитию
личности в целом. Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания,
памяти. Освоение технических приемов пластилинографии доступно детям
школьного возраста. Оно вносит новизну, делает его интересным и увлекательным.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как
пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает, что пластилином можно
рисовать.
Педагогическая целесообразность:
Программа составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных
особенностей детей школьного возраста. Формирование творческой личности –
одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность
обучающихся. Именно изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей.
3

4

Адресат программ: Программа рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет.
Получение дополнительного образования по программе « Пластилиновые
фантазии» для детей с ОВЗ и инвалидов может быть организовано совместно с
обучающимися группы , но только для детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата .
Состав группы, особенности набора: Постоянный. Дети в объединение
принимаются без предварительного отбора на основании заявления родителей (
законных представителей).
Объем программы : 16ч.
Сроки реализации программы: 1 месяц.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: очная . Дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения в программе не предусмотрено, но программа , при
необходимости, может быть реализована в очно – заочной форме и дистанционно
с помощью интернет – ресурсов.
Форма организации образовательной деятельности: групповая.
Формы
проведения
занятий:
комбинированные,
теоретические,
практические, самостоятельная работа обучающихся, практическая работа, беседа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование творческой личности посредством занятий с
использованием техники « пластилинография»
Задачи программы:
Обучающие:
•
Знакомить обучающихся с техникой « пластилинография»
•
Формировать основные навыки работы с пластилином и
инструментами.
Развивающие:
•
- развитие мелкой моторики руки;
•
- развивать образное мышление.
Воспитательные:
•
воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение в работе
•
воспитание ответственности при выполнении работ;
.

1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/
п

Названия разделов и
тем

Количество часов
Всего Теория Практик Форма
а
аттестации/
1
Контроля

1.
1.1.

Вводное занятие «
Знакомство с
пластилинографией»
Правила техники
безопасности. Правила
поведения на занятиях.
Материалы и
Средства
выразительности
Объем, форма, цвет.
Пластилиновая сказка
«Гуси-лебеди»
Плоскостное панно

1

0,5

0,5

Опрос

1

0,5

0,5

Опрос

4

1

3

2.2

Пластилиновая сказка.
Полу объёмная лепка:
«Яблочко на тарелочке»

2

1

1

2.3

Пластилиновая сказка.
Объемная лепка:
«Теремок»

4

1

3

Коллективная работа
«Цветочная поляна»
Итоговое занятие

4

1.2.
2.
2.1

3

Итого

16

4

4

5

Практическая
работа,
выставка
Практическая
работа,
выставка
работ
Практическая
работа,
выставка
Практическая
работа,
выставка
работ

12

Содержание учебного плана
1 раздел. Введение.
Тема 1.1.Вводное занятие ( 1ч.)
Теория: Ведение в образовательную программу. Содержание работы .
История пластилина. Основные формы и приёмы работы. Инструменты и
материалы. Правила техники безопасности. Объемы и формы. Выполнение
изделий из самых простых объемных форм. Что такое композиция? Беседа,
демонстрация
Практика: Пальчиковая гимнастика. Подготовка рук к работе. Игровые
упражнения на развитие мелкой моторики и тонкого координирования пальцев
рук. Гимнастика для пальчиков и кистей. Сопротивление материала. Резиновые
мячики.
Тема 1.2. ( 1 ч.) Средства выразительности. Объем, форма, цвет. Плоские
формы.
5

6

Теория: Понятие объема и величины. Крупное и мелкое. Целое и детали.
Понятие формы. Шар, цилиндр, конус, куб. Цветовая палитра. Семь цветов радуги.
Оттенки. «Вытягивание» деталей из целого объема.
Практика: Укладка тонкого слоя пластической массы на основу ( картон).
Лепка плоских форм. « Вытягивание» деталей из целого объёма. Визуальнотактильное освоение объемных геометрических форм и разнообразных предметов:
муляжей, игрушек, предметов быта, новых предметов.
Тема 2.1. Пластилиновая сказка «Гуси-лебеди» ( 4ч.)
Плоскостное панно
Теория: Коллективное рассказывание сказки «Гуси-лебеди». Выполнение
плоскостных изделий из пластилина. Ознакомление с принципами лепки цветов,
птиц и животных. Развитие чувства формы и композиции
Практика: Практическая работа, выставка работ. Создание тематического
плоскостного панно «Гуси-лебеди»
Тема 2.2. Пластилиновая сказка. Полуобъёмная лепка: «Яблочко на
тарелочке» ( 2 ч.)
Теория: Коллективный пересказ текста сказки. Формирование
представлений о блюдечке как окне в мир. Изучение композиции в круге и ее
особенностей. Орнамент как часть композиции. Лепка новых предметов из
базовых форм – шар, цилиндр, конус, жгут с использованием различных приемов
работы: скатывание, расплющивание, раскатывание и других.
Практика: Практическая работа, выставка работ. Выполнение зарисовок на
тему «Что увидела красавица, катая блюдечко по тарелочке». Лепка полуобъемной композиции с использованием кругового орнамента.
Тема 2.3 Пластилиновая сказка. Объемная лепка: «Теремок» ( 4ч.)
Теория: Особенности лепки из пластилина объемных архитектурных
сооружений, деревьев, фигур людей и животных.
Практика: Практическая работа, выставка работ. Моделирование
пространства сказочного города, создание объемной композиции «Теремок»
Раздал 3. Тема 3.1. Коллективная работа « Цветочная поляна» ( 4ч.)
Итоговое занятие
Практика: Практическая работа, выставка работ.
1.4 Планируемые результаты
В результате обучающиеся должны знать:
- технику безопасности при работе с пластилином и инструментами;
- алгоритм работы в технике « пластилинография».
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-выполнять последовательность действий;
- работать в коллективе.

7

РАЗДЕЛ № 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график вынесен в отдельную рабочую программу.
2.2 Условия реализации программы
− материально-техническое обеспечение – кабинет по ИЗО в МКОУ ДО
Мосальский дом творчества оборудован столами, стульями, доской и
мольбертам для занятий по программе;
инструменты и материалы –
пластилин « Гамма» - производство г.
Москва, пластилин « Луч» - производство г. Ярославль, воздушный
пластилин, набор стеков, пластмассовый нож для резки пластилина,
канцелярский нож для резки картона, подложки для раскатывания
пластилина, набор сюжетных картинок, простой карандаш, лак для волос
« Прелесть» для лакирования готовой картины,
флакончик с
растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от
налипшего пластилина, хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки
для вытирания рук и рабочего места.
дидактический материал (карты - схемы и демонстрационный материал
- образцы готовых изделий из пластилина.)
− информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
− кадровое обеспечение – занятие проводит педагог дополнительного
образования .
2.3. Формы аттестации ( контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в
начале обучения, с целью определения исходного уровня знаний и умений
обучающихся, для определения форм и методов работы с обучающимися.
Текущий контроль проводится после изучения тем в соответствии с
программой в форме педагогического наблюдения во время работы.
Итоговый контроль в конце обучения, в форме анализа детских работ.
Программа «
Пластилиновая фантазия » предусматривает выдачу
документа об обучении в соответствии с Положением о форме и порядке выдачи
свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО
МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).
2.4 Оценочные материалы
Результаты контрольно-оценочной деятельности подводятся:
в выставках детских работ
2.5 Методическое обеспечение
7

8

Программа составлена на основе одногодичной
ДОП педагога
дополнительного образования МКОУ ДОМДТ Козловой Е.А. « Пластилиновая
картина». В основу программы положены следующие методические принципы
• единство воспитания и обучения
• последовательности
• индивидуальности
• доступности
методы обучения
• словесный ( устное изложение, беседа, пояснение, вопросы, поощрение )
• наглядный ( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
просмотр поделок, фотографий, работа по образцу, наблюдение за
действиями педагога) .
• практический ( индивидуальная помощь, упражнения с материалом,
отработка приёмов).
Технологии
Технология коллективной творческой деятельности. Методика
коллективной творческой деятельности является основой детских
объединений, так как представляет особый творческий и организационно –
содержательный алгоритм.
Здоровьесберегающие технологии являются необходимым условием
снижения утомляемости и перегрузки обучающихся.
Игровые технологии. Игровая форма в образовательном процессе создаётся
при помощи игровых приёмов и ситуаций. Способствует развитию
творческих способностей, приучает к коллективным действиям, принятию
решений, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Информационно –
коммуникационные
технологии
активизируют
творческий потенциал обучающихся, способствуют развитию речи,
повышению качества знаний,
формированию умения пользоваться
информацией, выбирать из неё необходимое для принятия решения.
Индивидуальный учебный план. В случае если в период обучения по
программе у обучающегося возникнут форсмажорные обстоятельства , он имеет
право на обучение по индивидуальному плану.
2.6 Список литературы
для педагога:
1. Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок …[Текст] /В.С. .
Горичева - Ярославль: Изд-во Академия развития, 2020. – 95с.
2. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина [Текст] / В.С. .
Горичева - Ярославль: Изд-во Академия развития, 2020. – 190с.
3. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова Москва: Изд-во Скрипториев, 2022– 80с.
4. Ховорт, И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и
пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества /
Перевод с англ. О. Озеровой [Текст]/ И.С. Ховорт - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс,

9

20023. - 128с.

5. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» …[Текст]/ И.О. Шкицкая М.:
Феникс, 2020. - 191 c.
для детей:
1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография» [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.: Издательство
«Скрипторий 2023г», 2006.-167с.
2. Ляхов С.Н. «Я познаю мир». Животные. Детская энциклопедия» [Текст] / С.Н.
Ляхов -М.2019.-102с.
3.Чернова Е. В. Пластилиновые картины» [Текст] /Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.:
Феникс, 2023.-76с.
4.Давыдова, Г.Н. Подарки к празднику Пластилинография…[Текст] / Г.Н.
Давыдова - Москва: Изд-во Скрипториев, 2022– 53с.
5.Давыдова, Г.Н. Цветочные мотивы. Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова
- Москва: Изд-во Скрипториев, 2020– 99с.
6.Аппликации из пластилина …[Текст] /составитель Макарова Р.К.. - М.: Феникс,
2019. - 159 c.
7.Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина …[Текст] / А. Багрянцева. М.: Эксмо, 2019. - 234 c.
8.Чудо-раскраска. Пластилин и краски…[Текст]/ составитель. Ульянова Н.П. - М.:
Сова, 2022. - 48 c.

9

1

Итоговый контроль

Приложение № 1

Детям предлагается выполнить коллективную работу « Цветочная поляна»
Дети умеют выполнять ( рисовать пластилином) простые ( полуобъёмные) эскизы
на плоскости с выполнением основных приёмов в технике « пластилинография» (
скатывание, раскатывание, смешение цветов, оттягивание, сплющивание,
надавливание и размазывание, примазывание и придавливание, налепливание. )
Детям предлагается нарисованный эскиз на картоне разрисовать пластилином,
каждый выполняет свой цветок ( обозначенную часть работы) .

1

Ландыш

Шаблоны

Гербера

11

1

Объёмная Ромашка

1

Объёмная роза

13

Предполагаемая « Цветочная поляна»

Схема изготовления « РОЗА» из воздушного пластилина

1

1

Приложение 3 .

Тема: Основные приёмы лепки

Тема: Сказка « Гуси – Лебеди»

15

Тема : Сказка « Теремок»

Тема « Яблоко на тарелочке »

1

1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».