OT.n:en o6pa.30BaIIIDI Ii oxpaHbl IIpaB .n:eTCTBa M)'HliI.J;HIIanbH0ro paiioHa « MocanbCKHH paiioH» M)'Hlil.J;HIIanbHOe Ka.3eHHoe o6pa.30BaTenbHOe ~pe)K,l:(eHHe JJ:0II0nHHTenbH0f0 o6pa.30BaHIDI MocanbCKHH .n:oM rnopqecrna IlpttH5ITa Ha 3ace.n:aIIHH rre.n:arorHqecKoro coBeTa N~ 1 OT 31 aBrycrn 2023 r ,IJ;orroJIHMTeJibHruI o6:rn;eo6pa3oBaTeJibHruI o6:rn;epa3BMBaro:rn;a51 rrporpaMMa xy,[(O)KeCTBeHHOH HarrpaBJieHHOCTM «liucepuuKa» B03pacT .n:eTeii: 11-14 neT CpoK peanH3au;HH: 1 ro.n: opMa o6~eHIDI : 0qffa5£ YpoBeHb: crnpTOBbrn CocrnBHTefil: MacnoBa Onbra I1ropeBHa rre.n:aror .n:orronHHTenbHoro o6pa.3oBaHIDI MKOY ,n:o M,n:T MocanhCK, 2023r. Мосальск, 2023г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Бисероплетение — широко распространённый на территории России вид декоративноприкладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Декоративно-прикладное творчество помогает ребенку постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народного рукоделия, овладение техническими приемами позволит развить эстетический вкус и художественное восприятие мира ребенка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Бисеринка» разрабатывалась для работы с обучающимися с выдающимися способностями, освоившими дополнительную общеобразовательную программу «Умелые ручки». Курс обучения планируется на один учебный год. Данная программа рассчитана на детей 11-14 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию учащегося, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы. Для обучения по программе требуются следующие базовые навыки: умение шить иглой (базовые швы), знание основ цветоведения, умение работать аккуратно, организовывать рабочее место, уметь читать схемы, работать по инструкционным картам. Срок реализации – 1 год. Данная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ. Настоящая программа имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики и координации рук, воображения, мышления, внимания, фантазии; воспитанию эстетического вкуса, трудолюбию, аккуратности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы в процессе занятий бисероплетением. Новизна программы – состоит в том, что в ней систематизированы приёмы бисероплетения от азов до выполнения сложных изделий, обоснованное распределения их в соответствии с возрастными особенностями обучающихся т.е. программа построена по принципу «от простого к сложному». Актуальность программы: обусловлена подъемом национального общественного сознания, пониманием необходимости возрождения народных традиций рукоделия, ремесел, развития декоративно-прикладного творчества, отвечает потребности общества в рамках выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Очень актуально и востребовано в нашей жизни умение создавать различные вещи своими руками. Одним из примеров таких вещей являются различные украшения. Создать прекрасное изделие, получить навыки работы в новой технике, да и просто дать выход творческой энергии – важно и нужно. Данная программа может послужить для профессиональной ориентации учащихся. Педагогическая целесообразность: заключается в том, что, изготавливая изделия из бисера, обучающиеся вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая ещё недавно была ведущим видом деятельности. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт бисеринок что, несомненно, развивает мышление и закрепляет знания, полученные на уроках в школе. На занятиях обучающиеся приобретают необходимые трудовые умения и навыки. Данная программа дополняет ДОП программу «Умелые ручки» в плане развития способностей одаренных и склонных к творческой работе учащихся. Данный этап обучения является более углубленным в области овладения практическими навыками в области шитья, вышивки, творческого и конструктивного мышления, развития эстетического вкуса. Ученики учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений вкупе с умение работать с соблюдением правил по технике безопасности. Отличительные особенности заключаются в содержании программы, что позволяет развивать не только творческие способности, но и сформировать исследовательский способ мышления в изучении различных приёмов плетения, создании оригинальных изделий, воспитании трудолюбия, усидчивости и аккуратности в работе. Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисеринка» рассчитана на обучающихся 11-14 лет и составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей данного возраста. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определённой области познания и деятельности, захватывающей воображение, волю и готовность отдать все время любимому занятию. В процессе творческой деятельности дети проявляют большую свободу действий, сочетая различные материалы и техники при создании художественного образа. Программа « Бисеринка» имеет стартовый уровень. ( 36 часов в год) – это начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения, навыки, реализуется на уровне исполнительской, репродуктивной деятельности, предполагает знакомство обучающихся с историей, видами, техниками бисероплетения, особенностями используемого в работе материала; обучение навыкам использования основных инструментов, освоение простейших технологических приёмов работы. Данный этап способствует развитию интереса к сотворчеству в коллективе и взаимопомощи. Обучающиеся приобретают первичный опыт в представлении своих работ на выставках. Условия зачисления на программу: Набор в группу осуществляется через регистрацию заявки на интернет-портале АИС «Навигатор дополнительного образования Калужской области»и по письменному заявлению родителей законных представителей. В объединение принимаются все любознательные обучающиеся с 11 до 14 лет лет, освоившие программу «Умелые ручки» желающие заниматься бисероплетением, и имеющих начальные навыки работы с иглой, знающих виды швов, проявляющие интерес к данному виду творчества. К занятиям допускаются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. В связи с тем, что занятия бисероплетением требует индивидуального подхода, наполняемость группы не превышает 15 человек. Цель программы: развитие творческих способностей и художественного вкуса детей посредством занятия бисероплетением и вышивкой бисером. Задачи (стартовый уровень) Образовательные: - познакомить детей с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия; - обучить технологии изготовления различных изделий из бисера и бусин как на проволоке, так и на леске с применением различных техник плетения; - учить выполнять работу по образцу и схеме плетения; - учить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером; применять на практике знания правил техники безопасности при работе с ножницами и бисерными иглами; - научить работать с бисером в разных техниках, пришивать различные элементы, конструировать украшения из различных элементов, научить самостоятельно разрабатывать и воплощать различные изделия. Воспитательная: - воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца; - воспитывать у детей интерес и любовь к культуре своей Родины; - прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда. Развивающие: -развивать творческие способности, фантазию, эстетический и художественный вкус; - формировать потребности в самопознании и саморазвитию; - развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление. Срок реализации: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год. Форма обучения: очная. Формы организации деятельности: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Ожидаемые результаты: - умение обучающихся вышивать бисером, плести из бисера на леске и проволоке; - умение сочетать разнообразные материалы в работе; - умение сконструировать и стилизовать различные образы для своих изделий; - умение работать аккуратно и соблюдением требований ТБ. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: -Проведение выставок работ учащихся в доме творчества; - Участие в районной выставке детского прикладного творчества. Содержание программы Учебно-тематический план к программе «Бисеринка» №те тема мы 1 Вводное занятие теор ия 1 прак тика 1 всего Форма контроля 2 2 Материалы и работа с ними 4 12 16 3 Изготовление броши по своему проекту. Выставка. 4 14 18 Входящее анкетирование по интересам. Фронтальная и индивидуальная беседа « Основные понятия в бисероплетении». Опрос, наблюдение, собеседование. Творческая работа. Творческая работа. Выставка работ. Итоговая аттестация. Итого 36ч Содержание программы «Бисеринка»: 1.Вводное занятие. Правила ТБ. (2ч.) Теория : Ознакомление с курсом ДОП. Практика: Анкетирование 2.Тема : « Материалы и работа с ними.» (16ч.) Теория 1ч.: Материалы и способы пришивания бисера, бусин, канители других элементов. Практика 7ч.: пришивание бисера различными способами: вперёд иголку, арочный, вприкреп, обмёточный, Для пайеток: открытый шов, закрытый шов, пришивание по кругу. 2.2. Способы обшивания края. Теория 1ч.: рассказ и показ различных способов обшивания края. Практика 7ч.: обшивание края американским и русским способом. 3. Тема: . «Изготовление броши по своему проекту « ( 18ч.) 3.1. Разработка эскиза 2ч. Теория: отрисовка эскиза броши, распределение на эскизе элементов композиции, подбор материалов. Практика: подготовка к созданию своего изделия. 3.2. Изготовление броши. Теория: распределение этапов работы. Практика: работа над изделием. По окончании обучения по программе обучающиеся : Должны знать: - правила ТБ на занятиях; - условные обозначения в бисероплетении; - классификацию и свойства бисера; - последовательность изготовления изделий из бисера с помощью педагога; - техники параллельного, игольчатого, петельного плетения; - техники пришивания материалов (бисера, бусин, пайеток, стразов, канители) - основы построения композиции и цветоведения; Должны уметь: -гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; - классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; - пользоваться описаниями и схемами из журналов и книг по бисероплетению; - выполнять изделия в разных техниках низания (на одной и на двух иглах); - работать с разнообразным материалом (бисер, бусины, стеклярус); - изготавливать плоские и объёмные фигурки, цветы в технике параллельного и петельного плетения на проволочной основе, простые браслеты на основе изученных приемов (ткачество бисером на станке, ажурное плетение); - составлять композицию согласно правилам, под руководством педагога; - выполнять отдельные элементы и сборку изделий; ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ. Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля: - входная диагностика проводится в начале учебного года, позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению уровня данной программы; - текущий контроль проводится на каждом учебном занятии в течение всего учебного года. Такой вид контроля способствует улучшению учебного процесса, так как происходит проверка знаний, умений по учебному материалу у обучающихся. Текущий контроль так же позволяет своевременно выявить пробелы и оказать помощь обучающимся в усвоении программного материала. Текущий контроль включает в себя творческие работы, наблюдение, опрос, самостоятельные работы. - промежуточный контроль проводится в конце первого года, по его результатам, при необходимости можно внести необходимые коррективы в обучение. Промежуточный контроль проводится в виде тестирования, просмотра. - итоговый контроль проводится за всё время обучения в творческом объединении. Он позволяет оценить результативность работы обучающегося весь период. Итоговая аттестация проводится по итогам просмотра или выставки личных достижений обучающихся, а также результатам участия в выставках, фестивалях и конкурсах декоративно- прикладного творчества различных уровней. Оценочные материалы Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Способом организации накопительной системы оценки является портфолио достижений обучающегося. Портфолио достижений – сборник результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения. Особое место в овладении содержанием программы отводится самостоятельной работе. Диагностические материалы имеют непосредственную связь с содержательно тематическим направлением программы «Бисеринка» (Приложение 1.) - диагностика результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Бисеринка»; - диагностические методики; - материал для определения уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков; - материал для оценки личностного развития - тестовые задания; Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся на базе поурочных занятий. дома детского творчества. Уроки проводятся в форме - учебный кабинет с соответствующим оборудованием (учебная мебель, магнитная демонстрационная доска, материалы и инструменты по бисероплетению); - стеллажи для демонстрации работ обучающихся; - техническое оснащение (средства мультимедиа: компьютер, проектор). Инструменты и приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, палитра для работы с бисером, станки для ткачества, карандаши простые, цветные ручки, фломастеры, краски, тетрадь в клетку, картон, клей, линейка, сантиметр, фурнитура (застежки, соединительные колечки). Материалы: бисер, бусины, стеклярус, пайетки, проволока, леска, нитки. Дидактические пособия: альбом с образцами техник, схемы их выполнения, образцы изделий, карточки-задания по темам программы, инструкции по технике безопасности (при работе с иглами и булавками, с ножницами), справочная и специальная литература. Информационное обеспечение –видео-, фото-, интернет источники. Кадровое обеспечение реализации программы: Реализацию программы «Бисеринка» обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК В 2023-2024 уч. году Вынесен в отдельную рабочую программу. Количество учебных недель для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Бисеринка» составляет 36 учебных недель. Начало учебного года с 1 сентября по 31 мая. Список литературы для педагога: Бисер. Все лучшие техники и модели от первой бусинки до шедевра (комплект из 4 книг). - М.: АСТ, 2014. - 288 c. Галина, Кожевникова Подарочные яйца из бисера / Кожевникова Галина. - М.: Мартин, 2012. Дэвис, Джейн Энциклопедия вышивки с бисером / Джейн Дэвис. - М.: Контэнт, 2009. Зайцева, Анна Бисероплетение для начинающих мастериц / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2013. Зои, Л. Шнайдер Волшебные цветы из бисера / Зои Л. Шнайдер. - М.: Клуб семейного досуга, 2011. Иванова, Ю. Плетение из бисера и проволоки / Ю. Иванова. - Москва: Высшая школа, 2013. Исакова, Э. Сказочный мир бисера. Плетение на леске / Э. Исакова. - М.: Феникс, 2009. Список литературы для учащихся: Божко Л. Бисер. – [электронный ресурс] М., 2000. -118с Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с. Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М.: Культура и традиции, 2003. –49 с. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004. -389с. Кожевникова Г. Подарочные яйца из бисера. – М.: «Мартин», 2007. – 360 с. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2001. – 356 с. Ляукина М. В. Основы художественного мастерства. Бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 137с Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. [электронный ресурс] – Смоленск: Русич, 2004. – 160 с. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. [электронный ресурс] – Ростов-на- Дону 2004. -396с. Федотова М.В., Валюх Г. М. Цветы из бисера. – М.: Культура и традиции, 2004. – 310 с. Фицджеральд, Диана Цветочные фантазии из бисера / Диана Фицджеральд. Москва: СИНТЕГ, 2007. Чиотти, Донателла Стильные украшения из бисера и бусин / Донателла Чиотти. - М.: Контэнт, 2008 Чурина, Л. Украшения для модниц из бисера, кожи, бумаги / Л. Чурина. - М.: АСТ, 2010 Шнуровозова, Т. Забавные фигурки из бисера / Т. Шнуровозова. - М.: Владис, 2011 Шнуровозова, Т. Фигурки из бисера / Т. Шнуровозова. - М.: Владис, 2011. Интернет-источники: 1 Сайт: http://bicer.ru/ 2 Сайт: http://biserok.org/ 3 Сайт: http://www.biser.info/ Электронные образовательные ресурсы: 1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке http://www.rukodelie.by/content/?id=2558 2. Петельная техника плетения бисером http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/ 3. Игольчатая техника плетения бисером http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera 4. Инструменты и материалы для бисероплетения http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 5. Бисерная цепочка «пупырышки» http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 6. Цепочка «зигзаг» http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 7. Цепочка «змейка». http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 8. Цепочка с цветами из шести лепестков http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 9. Низание бисера «в крестик» http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html 10. История бисера http://rainbowbiser.ru/igolchatayatehnika-pleteniya-iz biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html 11. Развитие бисерного производства и рукоделия в России. http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvo dstva_i_rukodelija_v_rossii..html 12. Использование бисера в народном костюме http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_naro dnom_kostjume_v_rossii..html 13. Материалы и инструменты для работы с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlj a_raboty_s_biserom..html 14. Подготовка рабочего места для работы с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_rabot y_s_biserom..html 15. Полезные советы при работе с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom.. ht Приложение Диагностические методики Материал для определения уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков Входная диагностика практических умений и навыков при работе с бисером и проволокой Задание: На проволоку длиной 15 см набрать 5 бисерин любого цвета, но средняя бисеринка должна быть зеленого цвета. Распределить бисер на середине проволоки, сложить и закрутить концы проволоки вместе. Время выполнения задания: 7-10 мин. Требования к выполненной работе: 1. Работа выполнена в соответствии с заданием; 2. Подбирает высокое качество бисера; 3. Работа выполнена аккуратно, проволока скрыта; 4. Хорошая скрутка проволоки; 5. Умение сочетать цвета ; 6. Соблюдение ТБ при выполнении задания; 7. Правильная организация рабочего места при выполнении задания; 8. Работа выполнена вовремя. Критерии оценки: Максимальное количество баллов по заданию – 8 баллов. За каждый пункт обучающийся может набрать по 1 баллу. 8-7 баллов – безупречно выполненная работа; 6-5 баллов — работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, имеется небольшой изъян, неровный бисер; 4-3 балла — представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в рисунке, не качественная скрутка проволоки. Тесты для входного диагностического опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала по теме: «Название и назначение материалов используемых в бисероплетении» Тест «Бисеринка» Фамилия, имя обучающегося___________________________________ Задание: Прочитайте и выбери и подчеркните правильный ответ! 1: Из чего изготавливают бисер? - Бумага; Дерево; Стекло; Железо; Пластмасса; Пластилин; Керамические материалы; Ягода 2: Какого вида бисера НЕ существует? - Рубка (рубленный бисер); Резка (резанный бисер); Стеклярус 3: Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: Швейные нитки; Нитки мулине; Проволока 4: Форма стекляруса: - Круг; Трубочка; Звездочка 5: Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки? - Трос; Леску; Провод 6: Бисер применяют для: -Украшения одежды; Игры маленьких детей Критерии оценки Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов 6 -5 вопросов — 6 баллов; 4- 3 вопросов — 4 баллов; 2-1 вопросов – 2 балла; Устный опрос по теме: «Из истории бисероплетения» Вопросы: 1.Расскажите легенду происхождения стекла? Ответ: В очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло. 2.Для чего применяли бисер женщины в Древней Руси? Ответ: для отделки икон, различной церковной утвари, мужской и женской одежды, головных уборов. 3.Древнейшее значение украшений? Ответ: украшения выполняли функцию оберегов, обеспечивавшее тому, кто их носил, защиту от злых духов, болезней и других опасностей, а также для удовлетворения эстетических потребностей. Устный опрос по теме: «Материалы и инструменты для бисероплетения» Вопросы: 1. Какой бисер бывает? Ответ: мелкий, крупный, средний, шестигранный, трехгранный. 2. Что такое стеклярус? Ответ: трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров. 3. Какие инструменты нужны для работы с бисером? Ответ: ножницы, иглы, плоскогубцы, кусачки, станки. 3. Что такое фурнитура? 4. Ответ: вспомогательный материал, для изготовления украшений из бисера. 5. Что относится к фурнитуре? Итоговый тест по программе: «Бисеринка» 1. Какое, из предложенных названий не является названием украшения из бисера: а) жгут; б) гердан; в) бисерный воротник; г) градан. 2. Объединение изображения в одно единое целое – это… а) орнамент; б) композиция; в) раппорт; г) ритм. 3. Последовательное повторение узоров или групп узоров - это… а) композиция; б) узор; в) орнамент; г) раппорт. 4. Как называют швы, которые выполняют по счету нитей? а) гладьевые; б) ришелье; в) счетные; г) свободные. 6. Как называется данный шов а) шов «за иголку»; б) шитьё «в прикреп»; в) шитье по счету; г) «ленивый стежок». Ответы: 1 2 3 4 5 6 а б в г