ДОП "Путешествие на зеленый свет"

OT,nen o6pa3oBamrn JI oxpaHbI rrpaB ,ueTcrna MP «MocaJibcKHii pa.HOH»
My1rnu;HIIaJibHOe Ka3eHHOe o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K)];eHH:e )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHIDI
MocanbCKHH ,noM rnopqecrna

I1pHH5ITO perneHHeM
ITe,narorl{qecKoro coBeTa N2 1
OT 31.08. 2023r.

Y rnep)K)];eHo:
.ll:H_geKTop
, Yi .ll:0 M.D:T
::..,.~c .rn _
~-J:I-\I1eTyxoBa
llpHI\ , Q 66 OT 3;1 .08.2023r

,[(orrorrHHTeJibHaH o6:r.u;eo6pa3oBaTeJibHM o6:r.u;epa3BHBaro:r.u;aH
rrporpaMMa
COQHaJibHO- ryMaHHTapHOH HarrpaBneHHOCTH

«IlyTemecTeue ua 1eJie HhIH ceeT»

YpoBeHb rrporpaMMbl : 6a30Bblli
CpoK peaJIH3au;HH: 1 ro.n
B03pacT: 10-11 neT
opMa peaJIH3au;HH rrporpaMM1>1: Oqffa5!
CocTaBHTeJib:
Ky3H:Ha OJlbra I1BaHOBHa
I1e.naror - COBMeCTHTeJib

MocanbcK, 2023 r.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них
всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах,
ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому остро
встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах,
необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения.
Программа « Путешествие на зелёный свет» призвана научить, объяснить и рассказать
детям как правильно вести себя на дороге, особенно если ему самостоятельно нужно
отправиться из школы домой или сходить в магазин. О каких же знаниях и умениях идет
речь? Речь об умениях универсальных и нестареющих, которые применяются в
повседневности и нужны на протяжении всей жизни. Цель, которую ставит Программа –
это вырастить грамотных, высококультурных участников дорожного движения. Задачи,
которые ставит Программа – научить детей правильно вести себя на дороге и вблизи нее,
и тем самым избежать несчастных случаев и не попасть в дорожные ловушки.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. В этом отличительная особенность
программы « Путешествие на зелёный свет» от уже существующих в этой области
программ. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения
на дорогах, в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Содержание программы основывается на современной концепции безопасности
дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожнотранспортного процесса.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными
принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и
здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами
хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение
безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в
дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает
множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше
приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на
заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной
комиссии по охране здоровья граждан
Данная программа - модифицированная.
Направленность – социально - гуманитарная
Язык реализации программы - русский
Программа разработана в соответствии с :
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. №

629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

- Порядком

организации
и
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ,
утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 №
882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 №
МР – 81/02вн

- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020

г. №28

- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);

- Концепцией

развития
дополнительного образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до
2030 г.;

- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").

- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О

направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствоющих
социально
–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей;

- Уставом МКОУ ДО МДТ;
Уровень программы - базовый
Данная программа рассчитана на базовый уровень и предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы;
развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Новизна программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии всех участников
дорожного движения.
Актуальность программы: Соблюдение правил дорожной безопасности – одно
из необходимых условий, обеспечивающих здоровье человека. Еще в детском саду
взрослые внушают детям, что дорожная грамота не менее важная наука, чем все
остальные. Нужно с раннего детства усвоить это и всегда быть внимательным и
осторожным на дорогах.
Знать и выполнять правила поведения на улице должны все: и водители, и
пешеходы, и взрослые, и дети. Задача школы – научить всех без исключения детей
правильно ходить по улице, строго выполнять ее законы и правила. Поэтому
изучение данной темы является актуальной.
Категория детей и возраст: Дети в возрасте 10-11 лет.
Срок реализации программы – 1 год

Продолжительность реализации программы. Общее количество часов в год –
180ч
Количество часов в неделю – 5 час.
Периодичность занятий – 3 раза в неделю : 2 раза по 2часа и один раз -1ч.
Количество обучающихся в группе : в группе 15 человек.
Цель программы – формировать навык безопасного поведения на улице.
Задачи программы:
Образовательные :
- сформировать у школьников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил
дорожного движения.
- обучать способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи
Развивающие:
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно – транспортной ситуации.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и
улицах.
- выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Обучающиеся должны :
Знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушения
ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- значение сигналов светофора;
- способы оказания первой помощи;
- техническое устройство велосипеда.
Уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным пособием « Путешествие на зелёный свет» ;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

- участие в конкурсах и соревнованиях;
-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и
практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии
органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия
проходят в объединении с использованием мультимедийной установки, настольных игр,
наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД,
приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно
использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на
занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и
профилактике ДДТТ.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей
обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников
дорожного движения.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные
представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты,
конкурсы.

Учебно – тематический план
№
п ∕п

Темы

часов
Всего

1. Введение
2. Дорожный постовой
3. Изучаем ПДД- предупреждаем
ДТП
4. Дорожный этикет
5. Знаки дорожные - друзья
надежные
6. Наш друг-светофор
7. Пересечение улиц и дорог

1
8
10

8. Правила дорожного движенияправила жизни
9. Дорожная азбука
10 Советы доктора Айболита

Количество
Пра
Теори ктик
я
а
1
3
5
5
5

Формы аттестации,
контроля

викторина
собеседование

8
16

3
8

5
8

Игра - тренировка
Настольные игры

16
24

5
10

11
14

9

3

6

16
16

8
6

8
10

11 В лето на велосипеде

16

6

10

12 Пропагандируем дорожную
азбуку. Агидбригада «Светофор».
Итого:

4

2

2

Сюжетно – ролевая игра
Экскурсия Игра тренировка
Тестирование, работа в
печатной тетради.
тестирование
Игра – тренировка,
тестирование
Тестирование,
практическое задание

144

60

84

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. ( 1ч.)
Теория.
Цели, задачи кружка. Организационные вопросы: структура объединения, положение,
обязанности. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. (читаем, играем, изучаем)
Оформление стенда «Дорога, транспорт, пешеход».
Обсуждение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели». Просмотр и обсуждение
фильма «Улица полна неожиданностей».
Тема 2. Дорожный постовой. ( 8ч.)
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Заочная экскурсия в музей истории
ГИБДД.
Практика. (читаем, играем, изучаем)
Игра «Откуда прикатилось колесо». Обсуждение стихотворений: С. Михалкова «Дядя
Стёпа», «Моя улица»; С. Маршака « Милиционер» Игры с «Зеброй Ритой»: раскрась
знаки, найди 10 отличий, дорожные задачки, викторина « Обязанности сотрудников
ГИБДД», кроссворд «Дядя Степа-милиционер».
Тема 3. Изучаем ПДД – предупреждаем ДТП. ( 10ч.)
Теория.
Дороги и их элементы. Из чего состоит дорога? Древние и современные дороги.
Участники дорожного движения Правила безопасности для пешеходов – правосторонне
движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Военная
автоинспекция.
Практика. (читаем, играем, изучаем)
Инсценировка «Скажите, как пройти». Инсценировка «На улице».Игра «Пешеходный
переход» . Разработка викторины по ПДД. Обсуждение стихотворения : А.
Домоховского «Ученик и грузовик» . Игра-атракцион – «Внимание-пешеход!». Экскурсия «
Наш микрорайон».
Тема 4. Дорожный этикет ( 8ч.)
Теория.
Правила поведения в общественном транспорте. Как правильно переходить дорогу?.
Маленькие секреты пешеходам. Важные превращени : понятия водитель, пешеход,
пассажир. Школа волшебства: волшебные слова пешехода.
Практика ( читаем, играем, изучаем)
Игры «Найди нарушителя», «Опасность на тротуаре», Обсуждение стихотворения С.
Михалкова «Бараны», сказки Д. Родари « Движущийся тротуар». Игры с «Зеброй
Ритой»: участники дорожного движения, найди 10 отличий, помоги Рите добраться до
Айболита, Игра « Дорожный этикет».

Тема 5. Знаки дорожные - друзья надежные ( 16ч.)
Теория.
Изучаем дорожную азбуку. Дорожная разметка и ее характеристики. Виды разметки .
Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка. Дорожные знаки. Предупреждающие
знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации. Светоотражающий жилет.
Практика ( читаем, играем, изучаем)
Игра « «Полосатая зебра». Практическое занятие «Азбука дороги». «Правила поведения
в транспорте» - сюжетно-ролевая игра. Изготовление макетов дорожных знаков.
Конкурс «Презентация нового дорожного знака» Экскурсия « Я- пешеход» Работа в
мастерской «Умелые руки светофора» Подготовка и проведение праздника «В
королевстве дорожных знаков».
Тема 6. Наш друг - светофор. ( 16ч.)
Теория.
Истрия светофора .Светофорное регулирование. Интервью со светофором.. Светофоры
для регулирования движения через железнодорожные переезды. Порядок перехода и
проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы
регулировщика и светофора.. Использование светоотражателей пешеходами.
Практика ( читаем, играем, изучаем)
Имитационная игра «Интервью со светофором» .Тренировка в подаче сигналов
регулировщика. Обсуждение стихотворения М.Пляцковского « Светофор» . Создании
схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Игра « Разноцветные человечки» . Конкурс
плакатов « Три говорящих света» . Интерактивная игра «Стань видимым!»
Тема 7.
Теория.

Пересечение улиц и дорог. ( 24ч.)

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда
перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых
управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Движение учащихся по
тротуарам и пешеходным переходам.
Практика ( читаем, играем, изучаем)
Игра «Перекресток». Конкурс рисунков «Опасный перекресток». Игра- тренировка«Что можно и что нельзя». Решение задач, карточек по ПДД
«Добрая Дорога
Детства». Игра «Пешеходная дорожка». Подвижная игра «Эстафета автомобилей» .
Тема 8. Правила дорожного движения - правила жизни .( 9ч.)
Теория.
Я- пешеход. Правила поведения пешехода. Переход проезжей части по «зебре» без
светофора» .Пешеходные переходы, улицы и мосты. Светоотражатели. Я- пассажир.
История ремня безопасности и детского кресла. Правила безопасности в транспорте.
Практика. ( читаем, играем, изучаем)

Игра «Автопробег» . Игра «Вежливый пассажир» . Дорожные ловушки. Решение задач
по теме. Экскурсия в библиотеку. Выставка книг «Внимание – дорога!». Викторина «
Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5».
Тема 9. Дорожная азбука. ( 16ч.)
Теория.
Виды транспорта. Из истории транспорта. Меры ответственности пешеходов и водителей
за нарушение ПДД.
Практика ( читаем, играем, изучаем).
Игра «Мы - пассажиры». Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Дорожные
картины- тренинг Герои сказок за безопасность на дорогах. Постановка сказки
«Приключения озорных обезьянок». Интеллектуальная игра - соревнование «Шоссе
светофорных наук»
Тема 10. Советы доктора Айболита . 16ч.)
Теория. Первая помощь при ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Помоги зебре
Рите дойти до Айболита.
Практика. ( читаем, играем, изучаем).
Встречи с медицинским работником. Наложение различных видов повязок. Оказание
первой помощи игра «В гостях у доктора Айболита». Викторина «Наш вопрос врачу».
Имитационная сказка « Петя Светофоров спешит на помощь».
Тема 11. В лето на велосипеде . ( 16ч.)
Теория.
История велосипедиста. Правила юного велосипедиста . Велосипедная дорожка. Виды и
назначение велогородков. Разработки маршрутов по схеме безопасного движения и
безопасного поведения на занятиях в велогородке. История лета и Архимеда.
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп
велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
Практика ( читаем, играем, изучаем).
Игра «Умелый велосипедист» . Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда. Тренинг по безопасному движению велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту». Постановка сказки «Мы едем, едем,
едем…» Устройство велогородка. Разработки маршрутов по схеме безопасного
движения . дня здоровья «В здоровом теле – здоровый дух». Подготовка и постановка
сказки « Петя Светофоров и его двухколесный друг».
Тема 12. Пропагандируем дорожную азбуку ! Агидбригада «Светофор». ( 4ч)
Практика.
Выступлений агитбригады :«Ударим частушкой по разгильдяйству на дорогах».
Выпуск фотогазеты по итогам выступления агитбригады. Подготовка и проведение
праздника «На перекрестке как-то раз…». Проведение дня здоровья «Колесо-шоу «посемейному» Проведение акции «Наше письмо водителю» .

II. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график – учебных недель – 36 вынесен в отдельную
рабочую программу
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• кабинет начальных классов, актовый зал ДТ , использование оснащения по « Новым
местам» в МКОУ МСОШ № 2 ( знаки, велосипеды и др.);
• учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ;
• настольные игры по тематике дорожного движения;
• дорожные знаки ( оснащение мобильного городка в доме творчества;
• рисунки и модели транспортных средств;
• макеты и фрагменты улиц и перекрестков.
Информационное обеспечение:
• обзор аналитической информации;
• оформление информационных стендов;
• банк данных (разработки занятий, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей,
разработки внеклассных мероприятий);
• контрольные тесты - билеты;
• фото и видиотека.
Кадровое обеспечение - реализует программу педагог дополнителтьного образования по
совместительству ( учитель начальных классов) на базе МКОУ МСОШ № 2.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Формы подведения итогов реализации программы:
 выставки
 праздники
 театрализованные представления
 соревнования
 конкурсы
Способы контроля результативности
Запланированные в программе
результаты
Основные части улицы и дороги
Общие правила ориентации на улице
Дорожные знаки
светофоры
Правила перехода улиц и дорог
Название и назначение дорожных знаков
Виды перекрестков
Группы знаков
Способы оказания первой помощи

2.4. Методическое обеспечение

Формы котроля
Викторина
Собеседование
Настольные игры
Сюжетно-ролевые игры
Игра-тренировка
Тестирование
Экскурсия
Час творчества
Игра-тренировка

Работа кружка основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в объединениях центра ;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в центре .
Основные методы, используемые для реализации программы :
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с пособиями «Путешествие на
зеленый свет», видеоматериалами.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Достигается в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия
- выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном
самоопределении ученика;
- умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планирование и выполнение мини- проектов;
- подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с
учителем;
Познавательные универсальные учебные действия
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП;
- умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- работа в группах;
- ролевые игры;
своего поведения.

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
2. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй
школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
4. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/
Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
5. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест,
2006.
6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4
классы. – М.: ВАКО, 2006.
7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
2.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение,
2006.
3.
Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
4.
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.:
Мнемозина, 2005.
5.
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост.
Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС;
Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
6.
Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу
«Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАСКЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
7.
Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4)
класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
8.
Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». –
Москва, 1997.

ТЕСТИРОВАНИЕ:
Источник: https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnayashkola/testyi-po-pdd-dlya-shkolnikov-s-otvetami.html#3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».