OT,nen o6pa3oBamrn JI oxpaHbI rrpaB ,ueTcrna MP «MocaJibcKHii pa.HOH» My1rnu;HIIaJibHOe Ka3eHHOe o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K)];eHH:e )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHIDI MocanbCKHH ,noM rnopqecrna I1pHH5ITO perneHHeM ITe,narorl{qecKoro coBeTa N2 1 OT 31.08. 2023r. Y rnep)K)];eHo: .ll:H_geKTop , Yi .ll:0 M.D:T ::..,.~c .rn _ ~-J:I-\I1eTyxoBa llpHI\ , Q 66 OT 3;1 .08.2023r ,[(orrorrHHTeJibHaH o6:r.u;eo6pa3oBaTeJibHM o6:r.u;epa3BHBaro:r.u;aH rrporpaMMa COQHaJibHO- ryMaHHTapHOH HarrpaBneHHOCTH «IlyTemecTeue ua 1eJie HhIH ceeT» YpoBeHb rrporpaMMbl : 6a30Bblli CpoK peaJIH3au;HH: 1 ro.n B03pacT: 10-11 neTopMa peaJIH3au;HH rrporpaMM1>1: Oqffa5! CocTaBHTeJib: Ky3H:Ha OJlbra I1BaHOBHa I1e.naror - COBMeCTHTeJib MocanbcK, 2023 r. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения. Программа « Путешествие на зелёный свет» призвана научить, объяснить и рассказать детям как правильно вести себя на дороге, особенно если ему самостоятельно нужно отправиться из школы домой или сходить в магазин. О каких же знаниях и умениях идет речь? Речь об умениях универсальных и нестареющих, которые применяются в повседневности и нужны на протяжении всей жизни. Цель, которую ставит Программа – это вырастить грамотных, высококультурных участников дорожного движения. Задачи, которые ставит Программа – научить детей правильно вести себя на дороге и вблизи нее, и тем самым избежать несчастных случаев и не попасть в дорожные ловушки. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. В этом отличительная особенность программы « Путешествие на зелёный свет» от уже существующих в этой области программ. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожнотранспортного процесса. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан Данная программа - модифицированная. Направленность – социально - гуманитарная Язык реализации программы - русский Программа разработана в соответствии с : - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ; Уровень программы - базовый Данная программа рассчитана на базовый уровень и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности. Новизна программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии всех участников дорожного движения. Актуальность программы: Соблюдение правил дорожной безопасности – одно из необходимых условий, обеспечивающих здоровье человека. Еще в детском саду взрослые внушают детям, что дорожная грамота не менее важная наука, чем все остальные. Нужно с раннего детства усвоить это и всегда быть внимательным и осторожным на дорогах. Знать и выполнять правила поведения на улице должны все: и водители, и пешеходы, и взрослые, и дети. Задача школы – научить всех без исключения детей правильно ходить по улице, строго выполнять ее законы и правила. Поэтому изучение данной темы является актуальной. Категория детей и возраст: Дети в возрасте 10-11 лет. Срок реализации программы – 1 год Продолжительность реализации программы. Общее количество часов в год – 180ч Количество часов в неделю – 5 час. Периодичность занятий – 3 раза в неделю : 2 раза по 2часа и один раз -1ч. Количество обучающихся в группе : в группе 15 человек. Цель программы – формировать навык безопасного поведения на улице. Задачи программы: Образовательные : - сформировать у школьников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения. - обучать способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи Развивающие: - развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно – транспортной ситуации. - Воспитательные: - воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах. - выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику. Обучающиеся должны : Знать: - правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушения ПДД; - серии дорожных знаков и их представителей; - значение сигналов светофора; - способы оказания первой помощи; - техническое устройство велосипеда. Уметь: - работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; - работать по билетам, предложенным пособием « Путешествие на зелёный свет» ; - взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; - участие в конкурсах и соревнованиях; -активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в объединении с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ. Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры. Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы. Учебно – тематический план № п ∕п Темы часов Всего 1. Введение 2. Дорожный постовой 3. Изучаем ПДД- предупреждаем ДТП 4. Дорожный этикет 5. Знаки дорожные - друзья надежные 6. Наш друг-светофор 7. Пересечение улиц и дорог 1 8 10 8. Правила дорожного движенияправила жизни 9. Дорожная азбука 10 Советы доктора Айболита Количество Пра Теори ктик я а 1 3 5 5 5 Формы аттестации, контроля викторина собеседование 8 16 3 8 5 8 Игра - тренировка Настольные игры 16 24 5 10 11 14 9 3 6 16 16 8 6 8 10 11 В лето на велосипеде 16 6 10 12 Пропагандируем дорожную азбуку. Агидбригада «Светофор». Итого: 4 2 2 Сюжетно – ролевая игра Экскурсия Игра тренировка Тестирование, работа в печатной тетради. тестирование Игра – тренировка, тестирование Тестирование, практическое задание 144 60 84 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение. ( 1ч.) Теория. Цели, задачи кружка. Организационные вопросы: структура объединения, положение, обязанности. Инструктаж по технике безопасности. Практика. (читаем, играем, изучаем) Оформление стенда «Дорога, транспорт, пешеход». Обсуждение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели». Просмотр и обсуждение фильма «Улица полна неожиданностей». Тема 2. Дорожный постовой. ( 8ч.) Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Заочная экскурсия в музей истории ГИБДД. Практика. (читаем, играем, изучаем) Игра «Откуда прикатилось колесо». Обсуждение стихотворений: С. Михалкова «Дядя Стёпа», «Моя улица»; С. Маршака « Милиционер» Игры с «Зеброй Ритой»: раскрась знаки, найди 10 отличий, дорожные задачки, викторина « Обязанности сотрудников ГИБДД», кроссворд «Дядя Степа-милиционер». Тема 3. Изучаем ПДД – предупреждаем ДТП. ( 10ч.) Теория. Дороги и их элементы. Из чего состоит дорога? Древние и современные дороги. Участники дорожного движения Правила безопасности для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Военная автоинспекция. Практика. (читаем, играем, изучаем) Инсценировка «Скажите, как пройти». Инсценировка «На улице».Игра «Пешеходный переход» . Разработка викторины по ПДД. Обсуждение стихотворения : А. Домоховского «Ученик и грузовик» . Игра-атракцион – «Внимание-пешеход!». Экскурсия « Наш микрорайон». Тема 4. Дорожный этикет ( 8ч.) Теория. Правила поведения в общественном транспорте. Как правильно переходить дорогу?. Маленькие секреты пешеходам. Важные превращени : понятия водитель, пешеход, пассажир. Школа волшебства: волшебные слова пешехода. Практика ( читаем, играем, изучаем) Игры «Найди нарушителя», «Опасность на тротуаре», Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Бараны», сказки Д. Родари « Движущийся тротуар». Игры с «Зеброй Ритой»: участники дорожного движения, найди 10 отличий, помоги Рите добраться до Айболита, Игра « Дорожный этикет». Тема 5. Знаки дорожные - друзья надежные ( 16ч.) Теория. Изучаем дорожную азбуку. Дорожная разметка и ее характеристики. Виды разметки . Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Светоотражающий жилет. Практика ( читаем, играем, изучаем) Игра « «Полосатая зебра». Практическое занятие «Азбука дороги». «Правила поведения в транспорте» - сюжетно-ролевая игра. Изготовление макетов дорожных знаков. Конкурс «Презентация нового дорожного знака» Экскурсия « Я- пешеход» Работа в мастерской «Умелые руки светофора» Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков». Тема 6. Наш друг - светофор. ( 16ч.) Теория. Истрия светофора .Светофорное регулирование. Интервью со светофором.. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика и светофора.. Использование светоотражателей пешеходами. Практика ( читаем, играем, изучаем) Имитационная игра «Интервью со светофором» .Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Обсуждение стихотворения М.Пляцковского « Светофор» . Создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Игра « Разноцветные человечки» . Конкурс плакатов « Три говорящих света» . Интерактивная игра «Стань видимым!» Тема 7. Теория. Пересечение улиц и дорог. ( 24ч.) Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Практика ( читаем, играем, изучаем) Игра «Перекресток». Конкурс рисунков «Опасный перекресток». Игра- тренировка«Что можно и что нельзя». Решение задач, карточек по ПДД «Добрая Дорога Детства». Игра «Пешеходная дорожка». Подвижная игра «Эстафета автомобилей» . Тема 8. Правила дорожного движения - правила жизни .( 9ч.) Теория. Я- пешеход. Правила поведения пешехода. Переход проезжей части по «зебре» без светофора» .Пешеходные переходы, улицы и мосты. Светоотражатели. Я- пассажир. История ремня безопасности и детского кресла. Правила безопасности в транспорте. Практика. ( читаем, играем, изучаем) Игра «Автопробег» . Игра «Вежливый пассажир» . Дорожные ловушки. Решение задач по теме. Экскурсия в библиотеку. Выставка книг «Внимание – дорога!». Викторина « Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5». Тема 9. Дорожная азбука. ( 16ч.) Теория. Виды транспорта. Из истории транспорта. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Практика ( читаем, играем, изучаем). Игра «Мы - пассажиры». Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Дорожные картины- тренинг Герои сказок за безопасность на дорогах. Постановка сказки «Приключения озорных обезьянок». Интеллектуальная игра - соревнование «Шоссе светофорных наук» Тема 10. Советы доктора Айболита . 16ч.) Теория. Первая помощь при ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Помоги зебре Рите дойти до Айболита. Практика. ( читаем, играем, изучаем). Встречи с медицинским работником. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи игра «В гостях у доктора Айболита». Викторина «Наш вопрос врачу». Имитационная сказка « Петя Светофоров спешит на помощь». Тема 11. В лето на велосипеде . ( 16ч.) Теория. История велосипедиста. Правила юного велосипедиста . Велосипедная дорожка. Виды и назначение велогородков. Разработки маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в велогородке. История лета и Архимеда. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов. Препятствия (прохождение трассы): - змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета - слалом; - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - скачок; Практика ( читаем, играем, изучаем). Игра «Умелый велосипедист» . Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Тренинг по безопасному движению велосипеда. Составление памятки: «Юному велосипедисту». Постановка сказки «Мы едем, едем, едем…» Устройство велогородка. Разработки маршрутов по схеме безопасного движения . дня здоровья «В здоровом теле – здоровый дух». Подготовка и постановка сказки « Петя Светофоров и его двухколесный друг». Тема 12. Пропагандируем дорожную азбуку ! Агидбригада «Светофор». ( 4ч) Практика. Выступлений агитбригады :«Ударим частушкой по разгильдяйству на дорогах». Выпуск фотогазеты по итогам выступления агитбригады. Подготовка и проведение праздника «На перекрестке как-то раз…». Проведение дня здоровья «Колесо-шоу «посемейному» Проведение акции «Наше письмо водителю» . II. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график – учебных недель – 36 вынесен в отдельную рабочую программу 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • кабинет начальных классов, актовый зал ДТ , использование оснащения по « Новым местам» в МКОУ МСОШ № 2 ( знаки, велосипеды и др.); • учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ; • настольные игры по тематике дорожного движения; • дорожные знаки ( оснащение мобильного городка в доме творчества; • рисунки и модели транспортных средств; • макеты и фрагменты улиц и перекрестков. Информационное обеспечение: • обзор аналитической информации; • оформление информационных стендов; • банк данных (разработки занятий, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий); • контрольные тесты - билеты; • фото и видиотека. Кадровое обеспечение - реализует программу педагог дополнителтьного образования по совместительству ( учитель начальных классов) на базе МКОУ МСОШ № 2. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ Формы подведения итогов реализации программы: выставки праздники театрализованные представления соревнования конкурсы Способы контроля результативности Запланированные в программе результаты Основные части улицы и дороги Общие правила ориентации на улице Дорожные знаки светофоры Правила перехода улиц и дорог Название и назначение дорожных знаков Виды перекрестков Группы знаков Способы оказания первой помощи 2.4. Методическое обеспечение Формы котроля Викторина Собеседование Настольные игры Сюжетно-ролевые игры Игра-тренировка Тестирование Экскурсия Час творчества Игра-тренировка Работа кружка основывается на различных видах деятельности: - Создание уголка безопасности дорожного движения; - Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в объединениях центра ; - Встречи и беседы с инспектором ГИБДД; - Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; - Проведение практических занятий по вождению велосипеда; - Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности; - Проведение игр, конкурсов, соревнований в центре . Основные методы, используемые для реализации программы : В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с пособиями «Путешествие на зеленый свет», видеоматериалами. В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ Достигается в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Личностные универсальные учебные действия - выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; - умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования; Регулятивные универсальные учебные действия - планирование и выполнение мини- проектов; - подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с учителем; Познавательные универсальные учебные действия - поиск необходимых информационных образовательных ресурсов; - нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП; - умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их. Коммуникативные универсальные учебные действия - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог; - обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах; - сотрудничество со сверстниками и другими людьми; - работа в группах; - ролевые игры; своего поведения. 6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004. 3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 4. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 5. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск». 2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006. 3. Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007. 4. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005. 5. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. 6. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАСКЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. 7. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4) класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим. 8. Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997. ТЕСТИРОВАНИЕ: Источник: https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnayashkola/testyi-po-pdd-dlya-shkolnikov-s-otvetami.html#3