методразработка . Снегири. ИЗО

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТСТВА МР «МОСАЛЬСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСАЛЬСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Снегири»

Разработала: Елена Александровна Козлова
Педагог дополнительного образования,
художественное направление

Мосальск
январь 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение……………………………………………………2
0

2.
3.
4.
5.

Основная часть. …………………………………………....3
Заключение. ………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………..8
Приложения 1 и 2……………………………………....9-13

Введение.
Данный мастер-класс актуален для 15 января, самая середина зимы отмечается как
Всероссийский День зимующих птиц. Рассчитан мастер-класс на детей 6-12 лет, но может
быть полезен и для начинающих взрослых. Разработка данного мастер-класса выполнена из
необходимости проведения акции «Всероссийский День зимующих птиц».
1

Мастер-класс можно применять на занятиях, не только посвященных подготовке к
Новогоднему празднику, но использовать как обмен опытом.
Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путѐм
наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря; ознакомить с жанром анимализма;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски, их цветовой гармонии; определение
пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц, развивать у детей мышление, память,
внимательность контура и цвета, мелкую моторику руки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное
отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в
повседневной жизни, красоту природы; формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: репродукции с изображением снегирей, цапли, пингвина, воробья, образец
готовой работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря – инструкционная
карта.
Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра,
простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.
Литературный ряд: - стихи; пословицы
Музыкальный ряд: голоса разных птиц.

Основная часть
Форма проведения мастер-класса – практическая.
Преобладающие виды деятельности на мастер-классе ˗ практическая, художественноэстетическая, репродуктивная (воспроизведение).
2

Методы работы:


Показ наглядных пособий



Рассказ



Показ трудовых приемов



Беседа



Самостоятельная работа
План проведения мастер-класса:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Оргмомент – 5 мин.
Объяснение, демонстрация и показ-10 мин.
Поэтапное выполнение- 10 мин
Самостоятельная работа – 15 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Домашнее задание – 1 мин.

I.Оргмомент:
Проверка готовности к занятию.
II. Сообщение темы занятия:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
•

Какие изменения происходят в природе?

(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег,
приходят морозы).
•

Зимой к нам заглядывают гости…Кто?

(Птицы).
3

Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и
выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдѐм ответ на
загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на мастер-классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Снегири».
Ближайший родственник снегиря- воробей. Живѐт снегирь в хвойных таѐжных лесах . На
зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в
наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чѐрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.
•

Как вы думаете кто из них – кто?

(У самки красный цвет замещѐн буровато-серым. )
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению.
Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные
птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция
обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к
лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке.
У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящѐнных этой птице.
Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.

4

У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте еѐ и объясните
еѐ смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ. Если птицу
расхваливают за еѐ красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня
увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей
снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения
искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их
жизни.

Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картину, где изображена эта
птица.
5

•

А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?

Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб)
называются анималистами. )Потому что «animal» - по – английски «животное». А жанр анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на еѐ внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? ( Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; (как отличаются ноги у цапли и снегиря?)
3)длинная или короткая шея; (По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна )
4)форма, размер хвоста и крыльев; (Это тоже самец. Видите, они выделяются не только
окраской, но и шикарным хвостом. )
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь
показано как нужно правильно, построить птицу.
Работа над рисунком включает в себя следующие этапы:
Поэтапное выполнение снегиря.
Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо),
6

голова – окружность,
крылья – треугольник,
хвост – трапеция.
Пояснения к этапам работы:
После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным
линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и
хвост чѐрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная. Кистью щетина №6 выполняем в «технике сухая кисть»
оперение снегирей. Нанести блики, снег, собственную тень.
Последовательность выполнения работы:
1.

Выбрать формат

2.

Наметить размер снегиря.

3.

Нарисовать детали птицы.

4.

Выполнить в цвете.

Ваша работа должна получиться - найти в изображении «своего» снегиря.
III. Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы педагог
помогает учащимся.
IV. Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом
году несуровая зима. Но птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята. (Ответы учащихся)
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Характерные особенности мастер-класса:
•

передача педагогического опыта;

•

сочетание теории и практики;

•

наглядность и необычность техники исполнения;

•

тесное взаимодействие с участниками мастер-класса;

•

доступность;

•

творчество.
7

Наиболее часто встречающиеся ошибки: неподходящий выбор кистей, что может затруднить
выполнение оперения.
Заключение.
Рефлексия.
Итак, чему вы научились сегодня на мастер-классе?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!
Выставка работ.

V. Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на мастер-классе
Спасибо за внимание!

Список литературы:
1. Безгин Э. статья «Поможем пернатым братьям» журнал Юный натуралист, 2011г.
2. Бейчек В., Штястны К. "Иллюстрированная энциклопедия"
3. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство [Текст] / Н.М. Зубарева. - М.:
Просвещение, 1969г.-111с.
4. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей [Текст] / Г.В. Лабунская. - М.:
Просвещение, 1965. - 110с.
5. Энциклопедия «Птицы мира»

8

Приложения
Инструкционная карта

1.
№

Приѐмы выполнения рисование

1

С чего начинать рисовать снегиря.

Эскиз

Чтобы вам было легче рисовать снегиря, можете
сделать разметку из четырех квадратов и двух
"половинок". Затем нужно нарисовать три
окружности, которые помогут нам нарисовать
общий контур птицы.

Начинаем рисовать общий контур птицы.
Нарисуйте слева верхней окружности клюв в виде
треугольника, и она сразу же станет похожа на
голову птицы. От нижней окружности вправо
нарисуйте прямую линию и сделайте два штриха
для лапок. Осталось лишь "добавить" контуры
туловища сверху и снизу средней окружности и
уже будет понятно, что это рисунок небольшой
птички, воробья или снегиря.

Общий контур снегиря.
Этот шаг рисунка совсем несложный, просто
обведите предварительные контуры туловища
снегиря.

Контур лап и головы.
Этот этап рисунка снегиря тоже несложный. Вам
нужно будет обвести простым карандашом хвост,
лапки и нарисовать в деталях клюв. Не забудьте
нарисовать глаз и можете удалить все ненужные
контуры ластиком.

9

Заключительный этап рисунка.
Вы видите, что рисовать снегиря поэтапно совсем
несложно, и уже к этому этапу рисунок снегиря
почти закончен. Останется лишь добавить мелкие
детали оперенья и лап.

Как нарисовать снегиря карандашом.
Этот
поэтапный
урок
выполнен
мягким
карандашом 2м, но это если вам потребуется
нарисовать снегиря только простым карандашом,
то вы можете воспользоваться предложенной
схемой нанесения теней.

Рисунок снегиря в цвете.
Верх головы, крылья и хвост чѐрные. Задняя часть
шеи и спина светло-серые. Надхвостье и
подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела
красная. Охра или светло-коричневые цвета
используем для лапок. Кистью щетина №6
выполняем в «технике сухая кисть» оперение
снегирей. Нанести блики, снег-белой краской или
светлее тональностью, а также -собственную тень
- темно-красной краской.
Согласитесь, цветной рисунок снегиря выглядит
более красочно. Надеюсь, вам тоже понравилось,
как вы нарисовали снегиря.

10

2. Изображения птиц

Цапля и воробей

11

Пингвин

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».