методразр. Зимующие птицы

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТСТВА МР «МОСАЛЬСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСАЛЬСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО МДТ
_____________Е.Н. Петухова
Приказ № _____ от __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
Тема: «Зимующие птицы. Сорока. »

Разработчик: Ольга Игоревна Маслова
Педагог дополнительного образования,
художественное направление

Мосальск 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

•

Введение……………………………………………………2

•

Основная часть. …………………………………………....3

•

Заключение. ………………………………………………..6

•

Список использованной литературы……………………..7

•

Приложения………………... ……………………………..8

Введение.
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин

Данная методическая разработка творческой мастерской выполнена для проведения
тематического занятия в ознаменование даты в экологическом календаре – Дня зимующих
птиц.
Актуально напомнить окружающим о том, как важно не забывать о братьях наших меньших,
ведь в конце зимы они нуждаются в нашей помощи. Поделка послужит отличным
сувениром, элементом декора помещения, и, кроме того, позволит закрепить полученные
знания из области экологии и окружающего мира , активизировать творческую деятельность
участников творческой мастерской. Техники для изготовления поделки – шар из салфеток
плюс силуэтное вырезание выбрана не случайно – это доступно, не сложно, сразу виден
результат. Данный вариант изготовления одной из зимующих птиц – сороке подходит для
проведения на уроке технологии в школе. Это простая в исполнении поделка, которая
посильна для учащихся начальных классов, быстро и просто изготавливается из бумаги. В
итоге получается стилизованная птица – сорока, украсить которую участники смогут по
желанию.
Цель мастер-класса – изготовить птицу-сороку из картона и бумажных салфеток.
Задачи:

- познакомить участников с важной датой экологического календаря – Днем зимующих
птиц;
-

способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к животному миру;

-

научить выполнять бумажные шары из салфеток и использовать из для создания
птицы;

-

научить выполнять поделку;

- развивать творческое мышление участников, чувство меры;

Материалы и оборудование:
Черный картон, шаблоны крыльев и хвоста, белые салфетки, нитки для перевязывания шаров,
ножницы, клей-карандаш, клей «ПВА строительный», пайетки, бусины, бисер, кружево,
кисти под клей, емкости для клея и бусин .
Готовое изделие – сорока.
Основная часть.
Форма проведения мастер-класса – практическая.
Преобладающие виды деятельности на мастер-классе ˗ практическая, художественноэстетическая, коммуникативная (общение).
Методы работы:
•

Беседа-введение

•

Показ наглядных пособий

•

Показ трудовых приемов

•

Беседа-закрепление
План проведения мастер-класса:

•

Сообщение темы занятия - о дате в экологическом календаре.

•

Сообщение темы и цели мастер-класса, определение задач мастер-класса;

•

Мотивирование участников к последующей работе - участникам демонстрируется
готовая работа – сорока;

•

Проводится инструктаж по ТБ при работе с ножницами и клеем. Проводится работа
над поделкой;

•

Заключение;

•

Рефлексия.

Работа над поделкой включает в себя следующие этапы:
•

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем;

•

Вырезание предложенных деталей из картона;

•

Склеивание туловища птицы;

•

Сборка двух полушарий из белых салфеток;

•

Сборка боков сороки из туловища и полушарий;

•

Подклеивание крыльев и хвоста;

•

Декорирование по желанию с помощью бусин, пайеток и т.д.

Пояснения к этапам работы:
•

Вступительная беседа проводится перед началом основной работы – сообщение о
появлении данной даты, первых участниках акции и т.д.(Приложение). Далее
проводится актуализация знаний участников в области знаний о зимующих птицах и
подведение разговора к птице-сороке. Переход к практической части.

•

Инструктаж проводится интерактивно, т.е. «вопрос - ответ»:
- как безопасно работать с ножницами? (не размахивать, кладем справа, лезвия
сомкнуты, направлены от себя)
- как работаем с клеем? (не берем в рот, много не наносим, руками в клей не залезаем)

•

Материал заранее заготовлен необходимого размера – разрезанные на 4 части
салфетки, и листы черного картона. Участники вырезают детали птицы по
предложенным шаблонам.

•

Складывание полушарий из салфеток, перевязывание посередине, расправление и
формирование.

•

Сборка туловища сороки из склеенных между собой деталей и полушарий из
салфеток.

•

Добавление крыльев и хвоста.

•

Декорирование получившейся сороки пайетками и бисером, бусинами.

•

Любование получившимися работами.

Характерные особенности мастер-класса:
•

привлечение внимания участников к теме поддержки зимующих птиц;

•

сочетание теории и практического закрепления;

•

наглядность;

•

тесное взаимодействие с участниками мастер-класса;

•

доступность;

•

творчество.

Наиболее часто встречающиеся ошибки: неточное складывание бумажной детали,
использование слишком большого количества клея, чрезмерное декорирование блестками и
бусинами.

Заключение.
В заключение мастер-класса проводится опрос участников (рефлексия):
- Каких зимующих птиц вы знаете? Может быть, о каких то узнали сегодня?
- Не забудете ли вы о поддержке зимующих птиц, какие меры можно и нужно принимать для
этого?
- Понравилось ли вам работать на занятии?
- Что было самым сложным?
-Понравилась ли вам ваша поделка?
- Поучаствовали бы вы еще раз в творческих мастерских?
- Хорошее у вас настроение после работы?
Также проводится просмотр изготовленных поделок.

Список литературы:
1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый
урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3.
Пахомова ЕМ. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - №2
2. Пахомова ЕМ., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое
пособие. - М. : АПКиППРО, 2006. -168 с.
3. Селевко ПК. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий,
2005. - 224 с.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического
усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

5. Птицы Среднего Поволжья: http://www.volgabirds.ru/news.php?readmore=38
6. news.zapoved.ru

Приложение:
Из истории появления данной даты в экологическом календаре:
Акция «Покормите птиц!» впервые была проведена зимой в 2002 - 2003 году в Иркутской
области. Её инициировали публицист Анатолий Сосунов и крупнейшие областные газеты в
память о писателе Евгении Носове.В январе 2003 года к акции присоединился город Курск родина писателя. Тогда же Союз охраны птиц России предложил 15 января - день рождения
Евгения Носова - объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический
календарь.
Евгений Носов - писатель, фронтовик призыва 1943 года. Умер летом 2003 года. Среди его
последних произведений есть рассказ "Покормите птиц". Прочитав стихотворение
Александра Яшина "Покормите птиц зимой...", Евгений Носов в память о поэте каждую
осень стал вывешивать кормушки. Он пытался привлечь к этому делу и жителей Курска расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. На надгробье Евгения
Носова помещена надпись "Покормите птиц!".
Начало акции - 12 ноября. Эта дата тоже не случайна. В народном календаре это день
Зиновия-синичника или Синичкин день. Исстари добрые люди почитали великомучеников
Зиновия и Зиновию за их преданность христианской вере. Было замечено, что ко дню памяти
этих святых около человеческого жилища появляются птицы - синицы, снегири, свиристели,
чечётки, клесты. Этот день назвали Зиновием-синичником. Конечно, главный герой
праздника — синица. Наши далёкие предки верили, что синица на небе или за морем
зажигает утреннюю и вечернюю зори, она же выкликивает осень, а весной летает за море за
ключами от подземного мира, где «…неволится Весна красная, Солнце яркое, Заря ясная».
Когда-то синицу на Руси считали синей птицей счастья. «Синичка недаром пищит, а зиму
вещит, холод кличет». С этого дня наши предки развешивали кормушки и подкармливали
птиц.
Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не
представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную
зиму они обречены.
Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете
отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а
восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за
короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень
рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы тоже нередко зимуют там, где проще
выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают
кормушку, в которой всегда есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».