ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «МОСАЛЬСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСАЛЬСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА:
педагогическим советом
Директор МКОУ ДО МДТ
____________ Е.Н. Петухова
Приказ № 67 от 22.08.2025г.
протокол №_1__ от «22» _08. 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бисеринка»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - ОДИН ГОД
Форма реализации программы – очная
Возраст обучающихся – 11-14 лет
Составитель: Маслова Ольга Игоревна
педагог
дополнительного образования
Мосальск 2025
Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа «Бисеринка» разрабатывалась
для работы с учащимися с выдающимися способностями, освоившими
основную образовательную программу дополнительного образования
«Умелые ручки». Срок реализации – 1 год.
Для обучения по программе требуются следующие базовые навыки: умение
шить иглой (базовые швы), знание основ цветоведения, умение работать
аккуратно, организовывать рабочее место, уметь читать схемы, работать по
инструкционным картам.
Данная образовательная программа разработана на основе:
Настоящая программа «Бисеринка» (далее – Программа) составлена в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым
приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом
Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28
- «эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до
2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
- Положением о единых требованиях к структуре и оформлению ДОП, в
том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО,
утверждённым Приказом № 102 от 03.11.2022г. по учреждению.
Курс обучения планируется на один учебный год. Настоящая программа
рассчитана на детей 11-14 лет. Программа основывается на доступности
материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика
занятий разнообразна, что способствует творческому развитию учащегося,
фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы
учащиеся хорошо усвоили под руководством педагога, а также и
самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры.
Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же
схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой
гаммы.
Направленность программы – художественная.
Вид программы:
по степени авторства – модифицированная
по уровню освоения – ознакомительная, базовая
по форме организации содержания – комплексная
Актуальность
Очень актуально и востребовано в нашей жизни умение создавать различные
стильные и неповторимые вещи своими руками. Одним из примеров таких
вещей являются различные украшения. Создать прекрасное изделие,
получить навыки работы в новой технике, да и просто дать выход творческой
энергии – важно и нужно. Данная программа может послужить для
профессиональной ориентации учащихся.
Педагогическая целесообразность:
С точки зрения целесообразности данная программа дополняет программу
«Умелые ручки» в плане развития способностей одаренных и склонных к
творческой работе учащихся. Данный этап обучения является более
углубленным в области овладения практическими навыками в области
плетения в технике макраме и плетения из бисера, вышивки, творческого и
конструктивного мышления, развития эстетического вкуса.
Ученики учатся планировать свою работу, распределять время. А самое
главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное,
стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. В ходе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики –
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно
образуется система специальных навыков и умений вкупе с умение работать
с соблюдением правил по технике безопасности.
Адресат: учащиеся 11-14 лет, освоившие основную программу «Умелые
ручки» и желающие развивать и расширять свои способности в области
бисероплетения и вышивки бисером.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы 144 часа
Сроки программы 1 год
Режим занятия: согласно нормативу СанПиНа – занятие с 1 группой
должно проводиться не более 2-х академических (45мин) часов с перерывом
10 мин. дважды в неделю.
Форма обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности: групповая,
индивидуальная
Методы обучения; словесные, наглядные, практические, проектные, др.
Формы проведения занятий: практические занятия, выполнение
самостоятельной работы.
Состав группы, особенности набора: постоянный
Цель программы: научить создавать украшения из бисера в техниках
плетения крестик, мозаика и кирпичное плетение, параллельное плетение,
навыки плетения в технике макраме.
Задачи:
Воспитательная: развивать навыки работы в коллективе, аккуратность и
эстетический вкус;
Развивающая: развивать навыки работы с бисером и материалами для
бисероплетения, макраме, цветоведения, сочетания материалов и навыков
работы с материалами; развивать творческий потенциал обучающихся;
Образовательные: научить работать с бисером в разных техниках, основным
узлам макраме, комбинировать их, пришивать различные элементы,
конструировать украшения из различных элементов, научить самостоятельно
разрабатывать и воплощать различные изделия.
Занятия в объединении рассчитаны на детей 11-14 лет, окончивших курс
обучения по программе «Умелые ручки».
Срок реализации: 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144
часа в год.
Форма обучения: очная. Формы организации деятельности: фронтальная,
подгрупповая и индивидуальная.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
• Проведение выставок работ учащихся:
- в ДДТ
- Участие в районной выставке детского прикладного творчества.
Учебно-тематический план к программе «Бисеринка»
№т
ем
ы
1
тема
тео
рия
Вводное занятие
1
2
Плетение из бисера и бусин.
28
Плетение в технике Крестик.
Плетение мозаичное и его
варианты. Параллельное
плетение.
Макраме. Основные узлы. Расчёт 4
длины нитей. Плетение
браслетов, кулона, кашпо, ловца
снов.
3
пра
кти
ка
1
всег
о
Форма
аттестации
2
72
100
Входящий
мониторинг
Практическое
тестирование
14
42
Итоговая
выставка
Содержание программы «Бисеринка»:
1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие. Правила ТБ. Цели и задачи на год.
Практика:- знакомство с материалами для бисероплетения и макраме.
Формы занятий: лекция
Форма контроля: устный опрос по изученному
материалу.
теоретическому
2. Название темы: Материалы и работа с ними
Теория: Материалы и способы соединения различных материалов для
бисероплетения: бисера, бусин, других элементов. Плетение крестиком и
варианты его использования. Плетение мозаичное и его варианты. Плетение
на станке, отличие этого вида плетения от других. Плетение в технике
макраме: материалы, история возникновения.
Практика: Плетение крестиком из бисера и бусин, плетение полотна в этой
технике, плетение сумочки для телефона из бусин.
Плетение мозаичное и его варианты. История возникновения мозаичного
способа плетения. Плетение кольца.
Плетение браслета в технике кирпичик. Отличие кирпичика от мозаичного
плетения
Плетение на станке.
Форма занятия: комбинированная
Форма контроля: устный опрос по изученному теоретическому материалу.
3. Название темы: плетение крестиком и различные его варианты.
Плетение браслета и чокера.
Теория: Разработка эскиза.
Практика: Изготовление броши.
Формы занятия: практическое
Формы контроля: устный опрос по изученному теоретическому материалу.
Ожидаемые результаты:
- умение обучающихся плести бисером, плести на леске и проволоке;
- умение сочетать разнообразные материалы в работе;
- умение сконструировать и стилизовать различные образы для своих
изделий;
- умение работать аккуратно и соблюдением требований ТБ.
4. Название темы: параллельное плетение
Теория: отличие параллельного способа плетения из бисера.
Практика: Изготовление животных с использованием схемы.
Формы занятия: практическое
Формы контроля: просмотр готового изделия.
Ожидаемые результаты: обучающиеся должны научиться
ориентироваться по схеме, работать с проволокой и плести в технике
параллельного плетения.
- умение обучающихся плести бисером, плести на леске и проволоке;
- умение сочетать разнообразные материалы в работе;
- умение сконструировать и стилизовать различные образы для своих
изделий;
- умение работать аккуратно и соблюдением требований ТБ.
5. Название темы: плетение в технике макраме. История возникновения
данной техники. Материалы, необходимые для работы.
Теория: История возникновения данной техники. Материалы, необходимые
для работы. Основные узлы – репсовый, плоский узел, двойной плоский узел
(ДПУ), сочетание и комбинация узлов, применение дополнительных
элементов (бусин, шнуров, кабошонов). Расчёт длины нитей для изделия.
Практика: плетение в технике макраме цепочек, кулона, кашпо.
Формы занятия: практические
Формы контроля: устный опрос по изученному теоретическому материалу,
изделия в технике макраме.
Ожидаемые результаты:
- умение обучающихся плести изделия в технике макраме, комбинируя и
используя основные узлы;
- умение сочетать разнообразные материалы в работе;
- умение сконструировать и стилизовать различные образы для своих
изделий;
- умение работать аккуратно и соблюдением требований ТБ.
5. Название темы: плетение в технике макраме. Плетение изделий –
цепочки, браслета, ловца снов, применение дополнительных элементов –
деревянных колец, перьев, бусин.
Теория: Основные узлы – репсовый, плоский узел, двойной плоский узел
(ДПУ), сочетание и комбинация узлов, применение дополнительных
элементов (бусин, шнуров, кабошонов). Расчёт длины нитей для изделия.
Практика: плетение в технике макраме цепочек, кулона, ловца снов, кашпо.
Формы занятия: практические
Формы контроля: устный опрос по изученному теоретическому материалу,
изделия в технике макраме.
Ожидаемые результаты:
- умение обучающихся плести изделия в технике макраме, комбинируя и
используя основные узлы;
- умение сочетать разнообразные материалы в работе;
- умение сконструировать и стилизовать различные образы для своих
изделий;
- умение работать аккуратно и соблюдением требований ТБ.
2.1 Календарный учебный график
Календарные учебные графики к дополнительной общеразвивающей
программе представлены в рабочей программе.
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе дома детского творчества.
Художественные материалы: бисер, стразы, шелковые ленты,
пайетки, канва, жёсткий фетр, мононить, ножницы, клей
Титан.
Инструменты: ножницы, иглы, круглогубцы, кусачки.
Технические средства: ПК,
магнитофон, фотоаппарат
мультимедийный
проектор,
информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
кадровое обеспечение – педагог с навыками работы в техниках,
представленных в программе.
2.3 Оценочные материалы
1. Определение уровня выполнения практических работ;
2. Методика проверки умения учащихся самостоятельно работать
на занятиях;
3. Мониторинг образовательных результатов
2.4 Методические материалы
В этом разделе дается характеристика и перечень методических
ресурсов, необходимых для успешной реализации программы. Важно не
перечисление форм, методов, технологий и материалов, а обоснование
целесообразности их использования, конкретизация их применения в
данной программе
к особенностям организации образовательного процесса
можно отнести преобладание практического вида
особенности организации деятельности. Большое внимание уделяется именно
образовательного процесса практике, как наилучшему способу усвоения техник,
предложенных для изучения.
методы обучения и
используются следующие методы: словесные: рассказ,
Чаще используется комбинация видов и форм обучения –
объяснение, беседа; объяснительно-иллюстративный:
теория+ практика (закрепление) +итог (опрос или
воспитания
показ наглядных пособий, иллюстраций, слайдов;
практическая итоговая работа).
практические методы: упражнение, показ трудовых
приёмов, творческие и практические задания.
методические
педагогические
технологии
технология группового
обучения,
дифференцированного обучения.
наглядные, демонстративные пособия, технологические
карты, образцы изделий, банк творческих работ и
материалы
проектов и пр.
методические разработки
Методические разработки, пособия по изготовлению
различных работ – схемы, цветовая карта, схема
сочетания цветов, технологические карты
дидактические
3. Формы аттестации (контроля)
Время
Цель проведения
Начальный
проведения или входной контроль
В начале
Определение уровня
учебного года развития
учащихся,
способностей
Форма контроля
Небольшая практическая работа на навыки
работы с шаблоном, инструментами –
их ножницами, простым карандашом.
Текущий контроль
В
течение Определение степени
Педагогическое
всего
усвоения
обучающимися наблюдение, опрос, контрольное
учебного года учебного материала.
Самостоятельная работа.
занятие.
Определение
готовности
детей к восприятию нового
материала.
Определение
уровня
выполнения
практических работ:
Подбор
наиболее
Промежуточный
контроль
эффективных методов и
средств обучения
По
окончании
Определение
степени умения Выставка, конкурс,
Методика проверки
учащихся
самостоятельно
усвоения
обучающимися концерт,
работать на занятиях.
изучения
учебного материала.
зачет,
темы
или
Определение
результатов
раздела.
В
тестирование,
анкетирование,
обучения.
Итоговый
контроль
конце
самостоятельная практическая работа.
месяца,
полугодия.
В
конце Определение изменения
Выставка, итоговая практическая работа в
учебного года
технике, выбранной учащимся.
уровня
развития
детей,
их
или курса
творческих
способностей.
Определение
результатов
обучения.
Ориентирование
обучающихся на дальнейшее
обучение. Получение сведений
для
совершенствования
Условия реализации
программы:
образовательной программы
и методов обучения.
Педагог, работающий по программе «Бисеринка» должен обладать навыками
работы в техниках вышивки бисером, плетения из бисера, плетения в технике
макраме.
Материально- техническое обеспечение:
Занятия проводятся на базе дома детского творчества. Уроки проводятся в
форме поурочных занятий. При работе используются следующие материалы:
различные шнуры и нитки мулине, бисер размеров 10, 11, 8, 4, ножницы,
бусины разных размеров, канитель, пайетки, иголки, клей «Титан».
Желательна интерактивная доска, наличие сети Интернет.
Методическое обеспечение программы:
Для решения образовательных задач используются следующие
методы:
Словесный - устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
Наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ, выполнение педагогом, работа по образцу и др.
Практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию.
Формы проведения занятий: практические занятия, выполнение
самостоятельной работы, мастер-классы, выставки, просмотры.
Методическая продукция: различные таблицы, схемы, инструкции,
разработки занятий.
Список литературы для педагога:
Список литературы:
Для педагога:
Список литературы:
Список литературы для педагога
1. Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2016. - 297 c.
2. Бисер. Все лучшие техники и модели от первой бусинки до шедевра
(комплект из 4 книг). - М.: АСТ, 2014. - 288 c.
3. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
4. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации/ Методическое пособие.М.: Педагогическое общество России, 2016.- 192 с.
6. Быстрый квиллинг. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2015. - 461 c.
7. Валюх, Оксана Ажурный и объемный квиллинг / Оксана Валюх ,
Андрей Валюх. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород,
2015. - 128 c.
6. Восточный квиллинг. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-Пресс
Книга, 2013. - 112 c.\
7. Галина, Кожевникова Подарочные яйца из бисера / Кожевникова
Галина. - М.: Мартин, 2012.
8. Инструментарий работника Системы дополнительного
образования детей. Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта
«Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых
форм развития образования, Министерство образования и науки
Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н. Э.
Баумана, 2017.- 608 с.;
8. Клёнова Н.В. О программах ознакомительного уровня. //
Дополнительное образование.-2014.- № 3. – с.10. Режим доступа:
https://modnso.ru/upload/iblock/af0/af04f94c73adab2b02374bbbe4c61334.pdf
9. Методические рекомендации по разработке и реализации
разноуровневых программ дополнительного образования (2017) / ГОБОУ
«Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», г. Липецк
[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: URL: 69
http://strategy48.ru/sites/default/files/rmc/Metod_rekom_raznourovn.pdf
(22.20.2018);
10. Методические рекомендации по разработке модельных
дополнительных общеобразовательных программ / А. В. Кисляков, Ю. В.
Ребикова, А. В. Щербаков, Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева; под ред. М. И.
Солодковой. – Челябинск :ЧИППКРО, 2018. – 340 с. [Электронный
ресурс]Режим доступа: URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/0e3/0e3c97700b38189ecaa8d386e0888b63.pdf
11. Поволяева М.Н., Попова И.Н. Дополнительные образовательные
программы нового поколения и оценка их результативности. Монография.
– М.: ООО «Новое образование», С.-Пб.: Свое издательство, 2017. – 80 с.
Список литературы для учащихся:
1. Дэвис, Джейн Энциклопедия вышивки с бисером / Джейн Дэвис. - М.:
Контэнт, 2009.
2. Зайцева, Анна Бисероплетение для начинающих мастериц / Анна
Зайцева. - М.: Эксмо, 2013.
3. Зои, Л. Шнайдер Волшебные цветы из бисера / Зои Л. Шнайдер. - М.:
Клуб семейного досуга, 2011.
4. Иванова, Ю. Плетение из бисера и проволоки / Ю. Иванова. Москва: Высшая школа, 2013.
5. Исакова, Э. Сказочный мир бисера. Плетение на леске / Э. Исакова. М.:
6. Фицджеральд, Диана Цветочные фантазии из бисера / Диана
Фицджеральд. - Москва: СИНТЕГ, 2007.
7. Чиотти, Донателла Стильные украшения из бисера и бусин /
Донателла Чиотти. - М.: Контэнт, 2008
8. Чурина, Л. Украшения для модниц из бисера, кожи, бумаги /
Л. Чурина. - М.: АСТ, 2010
9. Шнуровозова, Т. Забавные фигурки из бисера / Т.
Шнуровозова. - М.: Владис, 2011
Методика проверки умения учащихся самостоятельно работать на
занятиях.
Задания на проверку самостоятельно работать на занятиях.
Педагог наблюдает за учащимися на протяжении 5 различных занятий и
отмечает личные особенности каждого, пользуясь шкалой: 2- умение
выражено ярко, 1 – умение присутствует, 0 – умение отсутствует.
1. Стремится начать выполнять задание только после того, как понял и
«принял» задание.
2. Выполняет последовательно и аккуратно все задания.
3. Контролирует свои действия в ходе работы.
4. Контролирует свою работу по результату или предъявляет результат,
не согласующийся с тем, что можно ожидать.
5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой
(спросить об этом, принимая работу).
6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.
7. Хорошо представляет, что и в какой последовательности собирается
выполнять.
8. Не переделывает работу заново.
Педагог усредняет данные по всем учащимся и делает вывод о наличии
у учащихся умения самостоятельно работать на занятии.
Определение уровня выполнения практических работ:
- выбран и предложен педагогом - 1-2 балла;
- выбран из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- составлен правильно, но при консультации с педагогом – 7-8;
- составлен самостоятельно и грамотно, без консультации с педагогом -910;
Подбор цветовых сочетаний материалов:
- подобрано и предложено педагогом 1-2;
- подобрано из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- подобрано самостоятельно с внесением изменений, хорошо, но есть
некоторые ошибки – 5-6;
- подобрано грамотное цветовое сочетание, но при консультации с
педагогом -7-8;
- подобрано грамотное цветовое сочетание самостоятельно, без
консультации с педагогом -9-10;
Выполнение работы:
- выполнено неаккуратно -1-2;
- выполнена не очень аккуратно – 3-4;
- выполнена аккуратно, но с небольшими недостатками – 5-6;
- выполнена аккуратно – 7-8;
- выполнена очень аккуратно – 9-10 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов;
Средний уровень – от 13 до 26 баллов;
Высокий уровень – выше 26 баллов.
Мониторинг
образовательных
результатов
1.
Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш,
ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение
использовать инструменты.
2.
Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (название геометрических фигур,
определения…) свободно использует технические обороты, пользуется
дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса,
оперирует специальными терминами, не использует дополнительную
литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает
отдельные определения.
3.
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится
к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в
достижении цели, проявляет активность только на определенные темы
или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания
только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах,
в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри кружка.
5.
Развитие познавательных способностей: воображения, памяти,
речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы,
величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает
содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка
устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но
недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение
с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не
может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Для начинающих можно использовать универсальную формулу
расчёта длины нити для макраме:
(длина плетения × 5–6 + длина бахромы (если есть)) × 2. dzen.ru
Некоторые пояснения к формуле:
Если узлы плотные, то длину плетения умножают на 6.
Если узор «воздушный», то достаточно умножения на 5.
Если внизу бахрома, то прибавляют её длину.
Полученную сумму умножают на 2, так как шнур обычно складывается
пополам для навешивания на основу.
К расчётной длине добавляют 10–30% запаса.
История макраме
Мaкраме - oдин из видов декоративно-прикладного искусства, основой
которого является плетение (завязывание) узелков. Предполагают, что в
Еврoпу иcкусство узелкового плетения пришло в VIII-IX веке с Востока,
где оно было известно еще в глубокой древности. Теxникy макраме знали
в Древнем Египте, Асcирии, Ираке, Перу, Китае, Древней Греции.
В технике макраме изготавливают множество вещей, с помощью которых
можно украсить интерьер: кашпо, абажуры, панно, скатерти, салфетки,
подставки и многие другие предметы, которые придадут декору
изысканность и неповторимость. Предметы гардероба также не останутся
без внимания. Пояса, сумки, кошельки, кулоны, шарфы и шали,
выполненные в технике макраме, добавят вашему стилю благородности и
утончённости.
История возникновения искусства макраме началась с того момента, как
завязался самый первый узелок. Следующим этапом развития плетения
становятся сети из трав и шерсти животных. Изготовление сетей
претерпевало различные изменения, древние люди начинали от
изобретения простейших безузловых сетей, и со временем
трансформировали её в крученую. Такое плетение применяется и в наше
время для плетения крышек от корзин.
В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во
время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость,
жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный
сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот
самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр
Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде,
власть над Азией.
Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке, внесли моряки. В
силу своей профессии они должны уметь завязывать разнообразные узлы.
На данный момент известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В
свободное время обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё
подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. В XIV веке, жители Китая,
Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов
и морей, технику морского плетения. Большинство техник плетения
морских узлов используется и сегодня в макраме благодаря своей красоте
и крепости.
Особую известность новое увлечение приобрело в Италии, где были
открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера
изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду,
балдахины, покрывала, занавеси.
Из Италии в XVII веке, автор техники макраме продолжил свой путь по
странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое
признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из
золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и
членов королевской семьи.
Привычное для нашего слуха название «макраме», это вид рукоделия
получил лишь в XIX веке.
Для плетения того времени использовались шёлковые нити и шнурки,
шерсть, золотая канитель.
Мастера макраме стали сочетать плетёные изделия с различными
декоративными элементами, например: янтарём, бусинами, жемчугом,
деревом.
В настоящее время особую популярность приобрели вещи, сделанные
своими руками. Искусство макраме переживает новую волну признания,
множество людей сделали его своим хобби. Появились настоящие мастера
своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную
деятельность.
Макраме всегда будет пользоваться популярностью и это довольно легко
объяснить. Научиться узлоплетению может каждый, кто имеет хоть
немного терпения и усидчивости. Да и особых инструментов в этом виде
рукоделия не нужно: маленькая подушечка и булавки. Материалом
послужит любая понравившаяся нить, тесьма или верёвка.
Изделия, выполненные в технике макраме, никого не оставят
равнодушным своим изяществом и красотой, а лёгкость выполнения
подвигнет вас на создание своими руками прекрасных и неповторимых
вещей. И как знать, может и Вам понравится новое увлечение, расстаться
с которым Вы не сможете никогда.
Схемы основных узлов макраме:
Схемы плетения из бисера: