ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «МОСАЛЬСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСАЛЬСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА:
педагогическим советом
директор МКОУ ДО МДТ
протокол №_1 от «22 » 08 .20 25 г.
_________Е.Н. Петухова
Приказ № 67 от 22.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БУМАГОПЛАСТИКА И
НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ
Возраст обучающихся – 8- 14 лет
Срок реализации 1 год
Форма обучения – очная
Уровень: стартовый
Составитель: Маслова Ольга Игоревна
Белова Елена Владимировна
педагог
дополнительного образования
Мосальск
2025
0
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1 Пояснительная записка.
Среди многообразия видов технической деятельности конструирование
занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с
эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение
особенности восприятия человеком окружающего мира: природы,
общественной жизни, а также особенности развития воображения. В
конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,
наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов
конструирования является конструирование из бумаги. Это один из видов
технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов
окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе
путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без
внесения существенных изменений.
В Программе «БУМАГОПЛАСТИКА И НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ» рассматриваются различные методики выполнения
изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия
превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют
равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала,
применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях),
несложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид
моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из
бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук,
внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования
заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются
за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений
можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).
Настоящая программа «Бумагопластика» (далее – Программа)
составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым
приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом
1
Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28
- «эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до
2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
- Положением о единых требованиях к структуре и оформлению ДОП, в
том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО,
утверждённым Приказом № 102 от 03.11.2022г. по учреждению.
Ведущая идея данной программы — развитие способностей, творческого
потенциала каждого ребенка и его самореализации, создание
комфортной среды общения. Данная дополнительная общеобразовательная
программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и согласно Концепции развития дополнительного образования
способствует: созданию необходимых условий для личностного развития
обучающихся, удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся
в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии,
формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Направленность программы – техническая.
Вид программы:
по степени авторства – модифицированная
по уровню освоения – ознакомительная, базовая
2
по форме организации содержания – комплексная
Актуальность данной программы заключается в том, что в период
обновления образования значительно возрастает роль активной
познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые
конструкторские решения и воплощать их в жизнь.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований
предполагает человека с творческими способностями.
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только
конструкторские, научные, но и эстетические вопросы.
Программа
ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок приобретает
художественно-конструкторские навыки, эмоционально и чувственно
обогащается.
Педагогическая целесообразность. Исследование, направленное на
оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением
моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется
развитие детей, происходит формирование базовых математических
способностей, воспитывается активное познавательное отношение,
удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности,
деятельному общению.
Данная программа модифицированная..
Отличие от начального варианта состоит в использовании не только
предложенных в нем техник работы с бумагой, но и других, не используемых
в начальном варианте.
Адресат программы дети 7-8 лет, учащиеся общеобразовательных
школ.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы 144 часа
Сроки программы 1 год
Режим занятия: согласно нормативу СанПиНа – занятие с 1 группой
должно проводиться не более 2-х академических (45мин) часов с перерывом
10 мин. дважды в неделю.
3
Форма обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности: групповая
Методы обучения; словесные, наглядные, практические, проектные, др.
Формы проведения занятий: практические занятия, выполнение
самостоятельной работы, выполнение работы коллективом.
Состав группы, особенности набора: постоянный.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель: Формирование у детей начальных научно-технических знаний,
прикладных навыков и развитие технических интересов и склонностей
детей.
Задачи:
Предметные:
Обучать навыкам работы с чертёжными материалами,
применяемыми в конструировании.
инструментом,
Обучить детей основным понятиям и базовым формам и модульному
оригами.
Обучить различным приемам работы с бумагой.
Формировать умение следовать инструкциям педагога.
Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
Обогащать словарь детей специальными терминами.
Научить создавать композиции с изделиями в разных техниках.
Метапредметные:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать в учащихся творчество, фантазию, воображение, интерес к
процессу работы и получаемому результату.
Личностные:
Воспитывать интерес к занятию различными видами творчества,
нравственно-эстетической отзывчивости к прекрасному в жизни и искусстве.
Воспитывать навыки культуры труда и совершенствовать трудовые навыки.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам.
4
Расширять коммуникативные способности детей.
Учебный план
Для реализации задачи патриотического воспитания в программу вносится
ряд воспитательных мероприятий, связанных с народными традициями и
ремёслами нашей великой Родины. Данные занятия не будут входить в
общий учебно-тематический план, и будут проведены сверх программы.
План воспитательных мероприятий размещён в разделе Приложения
(Приложение 1)
№
тема
Теор Практ Всего
ия
ика
41
103
144
Форма
аттестации
1
Введение в программу.
Техника безопасности.
Бумага как материал.
Свойства
бумаги.
Инструменты.
Нарезание
бумаги
и
вырезание из бумаги.
Работа с шаблоном.
Аппликация. Различные
виды
и
техники
аппликации.
Айрис-фолдинг.
1
Анкетировани
е, опрос
Опрос по теме
2
1
1
1
2
1
1
1
5
18
23
1
7
8
10
20
30
8
10
16
26
24
36
9
Конструирование
из
подручного материала.
Оригами.
Конструирование
на
плоскости и объемное
конструирование.
Тиснение по бумаге.
2
5
7
10
Бумажный тоннель.
1
6
7
11
Итоговая работа.
1
3
4
3
4
5
6
7
8
Содержание программы:
1. Раздел 1ч. Вводное занятие
5
Практическая
работа,
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа Груша
Практическая
работа
тестирование
Коллективная
практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Теория: Введение в программу. Что такое бумагопластика? Цели и
задачи на год.
Практика:- входящее анкетирование
Формы занятий: лекция
Форма контроля: устный опрос по изученному теоретическому
материалу.
2. Раздел 2ч. Название темы: Свойства бумаги
Теория 1ч.: бумага как материал
Практика 1ч.: складывание, сминание, разрывание, скручивание бумаги
– практическое изучение её свойств.
Форма занятия: комбинированная
Форма контроля: устный опрос по изученному теоретическому
материалу, наблюдение.
3. раздел 1ч. Название темы: Нарезание бумаги и вырезание из
бумаги, отработка.
Теория 1ч.: понятие, что такое шаблон. Правила ТБ при работе
ножницами, правила работы с шаблоном.
Практика 1ч.: Работа с шаблоном. Отработка навыков обведения,
вырезания, работа ножницами.
Формы занятия: практическое
Формы контроля: устный опрос по изученному теоретическому
материалу.
4. Название темы 23ч.: Аппликация. Элементы цветоведения.
Объемная аппликация из полос (зайчик, лев).
Теория 5ч.: Различные виды и техники аппликации. Линейная
аппликация. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные
цвета. Цветовые сочетания.
Практика 18ч: Нарезание полос из бумаги. Объемная аппликация из
фигур по шаблону (дерево, фрукты, овощи, божья коровка).
Аппликация из бумажных шариков (бабочка, котик, собачка).
Торцевание (собачка, цыпленок).
Формы занятий: практические, коллективная практическая работа
Формы контроля:-практическая работа.
5. раздел 8ч. Название темы: Айрис-фолдинг.
Теория 1ч.: Айрис-фолдинг. Технология выполнения. Нарезание полос и
заполнение яблока.
Практика 7ч.: Выполнение открытки – кораблик, лебедь
Формы занятий: практические, коллективная практическая работа
Формы контроля: Выполнение работы «груша».
6. раздел 30ч. Название темы: Конструирование из подручного
материала.
Теория
10ч.:
Конструирование
животных
с
помощью
дополнительных материалов – пуговиц, перьев, кружева и т. Д.
6
(мишка, собачка, птичка, чудо-зверь), конструирование домиков,
окрашивание и декорирование, сушка.
Практика 20ч.: Использование втулок от туалетной бумаги,
картонок из-под яиц, втулок от бумажных полотенец, дисков и т. П.
Формы занятий: практические – практическая работа, коллективная
работа, комбинированные.
Формы контроля: Изготовление коллективной работы – чудо-дерева.
7. раздел 24ч. Название темы: Оригами.
Теория 8ч.: История оригами, что означает это понятие. Термины и
действия, используемые в данной технике. Способы и приёмы
складывания.
Практика: Складывание бумаги по диагонали, понятие «диагональ».
Базовые формы (треугольник, воздушный змей, дверь, двойной
треугольник, блин), поделки на их основе. Модульное оригами – цветы,
подвижные модели – сюрикен, лиса. Складывание «гармошкой»,
гофрирование.
Формы занятий: комбинированные
Формы контроля: тестирование.
8. раздел 36ч. Название темы: Конструирование на плоскости и
объемное конструирование.
Теория 10ч.: Бумага, клей, используемые для объемного
конструирования.
Чертежные
инструменты.
Простейшие
геометрические построения. Шаблоны. Геометрические фигуры и
тела.
Практика 26ч.: Приемы работы чертежными инструментами.
Вырезание геометрических фигур, составление аппликаций из них.
Конструирование из фигур одного вида - работа по группам – собрать
котика из квадратов, мишку из треугольников и т.д. объемные
фигуры – названия. Развертка. Вырезание и
сборка готовой
развертки. Правила сгибания ребер. Сборка простых фигур –
цилиндра, конуса, куба, параллелепипеда. Сборка объемных поделок –
«кристаллов», коробочек, декорирование получившихся поделок с
помощью дополнительных материалов. Сборка из простых объемных
фигур конструкций большей сложности – домиков, башен и т. д.
Складывание транспорта и домиков из распечатанных разверток, их
раскрашивание. Игрушки – куклы и животные на основе конуса и
полос.
Формы занятий: комбинированная
Формы контроля: Коллективная практическая работа – город.
9. раздел 7ч. Название темы: Тиснение по бумаге.
Теория 2ч: Отличительные свойства данной техники. Инструменты.
Практика 5ч.: Приемы тиснения.
Формы занятий: комбинированные
7
Формы контроля: практическая коллективная работа.
10. раздел 7ч. Название темы: Бумажный тоннель.
Теория 1ч.: Многоплановость фона. Расположение объектов на
разных планах.
Практика 6ч.: работа в технике Бумажный тоннель
Форма занятий: комбинированная
Форма контроля: самостоятельная практическая работа.
11. раздел 4ч. Итоговая работа за курс обучения.
Теория 1ч.: помощь учащемуся в выполнении итоговой работы в
выбранной им технике.
Практика 3ч.: Отрисовка эскиза и выполнение работы.
Форма занятий: комбинированная
Формы контроля: итоговая практическая работа.
Планируемые результаты обучения.
Должны знать:
дети научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;
организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и
приспособления для работы;
названия различных видов бумаг и картона;
область применения и изготовление бумаги;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий;
основные свойства материалов для моделирования;
принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и
картона, способы применения шаблонов;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов
конструирования;
Должны уметь:
аккуратно и ровно вырезать из бумаги и картона, ровно нарезать полосы из
бумаги;
самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
складывать модули для оригами;
8
определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить
их названия;
работать простейшими ручным инструментом;
складывать модули оригами;
окрашивать модель кистью.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
Календарные учебные графики к дополнительной общеразвивающей
программе представлены в рабочей программе.
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе дома детского творчества, а также
МСОШ №2.
Художественные материалы: бумага белая, цветная,
гофрированная бумага и картон, ватман, калька, цветные
карандаши, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры, нитки,
природный материал, фольга, пуговицы, бисер, стразы, шелковые
ленты, цветные салфетки.
Инструменты:ножницы, иглы, кнопки, линейка, шаблоны, ластик,
циркуль.
Технические средства: ПК, мультимедийный проектор,
магнитофон, фотоаппарат
информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
кадровое обеспечение – педагог с навыками работы в техниках,
представленных в программе.
2.3. Оценочные материалы
1. Определение уровня выполнения практических работ;
2. Методика проверки умения учащихся самостоятельно работать
на занятиях;
3. Мониторинг образовательных результатов
2.4 Методические материалы
9
методические
особенности
организации
образовательного
процесса
методы обучения и
воспитания
педагогические
технологии
дидактические
материалы
методические
разработки
к
особенностям
организации
образовательного процесса можно отнести
преобладание практического вида деятельности.
Большое внимание уделяется именно практике,
как наилучшему способу усвоения техник,
предложенных для изучения.
Чаще используетсяследующие
комбинация видов
и
используются
методы:
форм словесные:
обучения рассказ,
–
теория+
объяснение,практика
беседа;
(закрепление)
+итог (опрос или практическая
объяснительно-иллюстративный:
показ
итоговая
работа).
наглядных
пособий,
иллюстраций,
слайдов;
практические
методы:
упражнение, показ трудовых приёмов,
технология
группового задания.
обучения,
творческие и практические
дифференцированного обучения.
наглядные,
демонстративные пособия,
тренажеры; подборки материалов, игр, заданий,
раздаточный материал по темам и разделам,
технологические карты, образцы изделий, банк
творческих работ и проектов и пр.
Методические
разработки,
пособия
по
изготовлению различных работ – схемы (базовые
формы оригами, швы оригами, цветовая карта,
схема сочетания цветов, геометрические фигуры)
3. Формы аттестации (контроля)
Время
проведения
Цель проведения
Форма контроля
Начальный или входной контроль
В начале
Определение уровня
учебного года развития учащихся,
их способностей
Текущий контроль
10
Небольшая
практическая
работа на навыки работы с
шаблоном, инструментами –
ножницами,
простым
карандашом.
В
течениеОпределение степени
Педагогическое
всего
усвоения
наблюдение,
опрос,
учебного года обучающимися
контрольное
занятие.
учебного материала.
Самостоятельная работа.
Определение готовности
детей
к
восприятию
нового
материала.
Определение
уровня
выполнения практических
работ:
Промежуточный
контроль
Подбор
наиболее
эффективных методов и
средств обучения
Методика
проверки Выставка, конкурс,
По
Определение степени
умения
учащихся концерт,
окончании
усвоения
самостоятельно
изучения
обучающимися работать зачет,
занятиях.
темы или на
учебного
материала.
тестирование,
раздела. В Определение результатованкетирование,
конце
обучения.
самостоятельная
месяца,
практическая работа.
Итоговый контроль
полугодия.
В
концеОпределение изменения Выставка,
итоговая
учебного годауровня развития детей, ихпрактическая
работа
в
или курса
творческих способностей.технике,
выбранной
Определение результатовучащимся.
обучения. Ориентирование
обучающихся
на
дальнейшее
обучение.
Получение сведений для
совершенствования
образовательной
программы и методов
обучения.
11
Список литературы:
Для педагога:
Список литературы:
Список литературы для педагога
1.
Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2016. - 297 c.
2.
Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое
время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2015. – 272 с.
3.
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации/ Методическое пособие.- М.:
Педагогическое общество России, 2016.- 192 с.
4. Быстрый квиллинг. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2015. - 461 c.
5. Валюх, Оксана Ажурный и объемный квиллинг / Оксана Валюх , Андрей
Валюх. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2015. - 128
c.
6. Восточный квиллинг. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-Пресс Книга,
2013. - 112 c.\
7. Инструментарий работника Системы дополнительного
образования детей. Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н. Э.
Баумана, 2017.- 608 с.;
8. Клёнова Н.В. О программах ознакомительного уровня. //
Дополнительное образование.-2014.- № 3. – с.10. Режим доступа:
https://modnso.ru/upload/iblock/af0/af04f94c73adab2b02374bbbe4c61334.pdf
9. Методические рекомендации по разработке и реализации
разноуровневых программ дополнительного образования (2017) / ГОБОУ
«Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», г. Липецк [Электронный
12
ресурс]. – Режим доступа: URL: 69
http://strategy48.ru/sites/default/files/rmc/Metod_rekom_raznourovn.pdf
(22.20.2018);
10. Методические рекомендации по разработке модельных
дополнительных общеобразовательных программ / А. В. Кисляков, Ю. В.
Ребикова, А. В. Щербаков, Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева; под ред. М. И.
Солодковой. – Челябинск :ЧИППКРО, 2018. – 340 с. [Электронный
ресурс] Режим доступа: URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/0e3/0e3c97700b38189ecaa8d386e0888b63.pdf
11. Поволяева М.Н., Попова И.Н. Дополнительные образовательные
программы нового поколения и оценка их результативности. Монография. –
М.: ООО «Новое образование», С.-Пб.: Свое издательство, 2017. – 80 с.
Для учащихся:
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Е.П. Сухорукова «Искусство делать цветы» М. «Просвещение», 1995 г.
3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребѐнка. — Ярославль: «Академия
развития», 2005.
4. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — СанктПетербург: «Норинт», 2000.
5. Чудин А.В. «Бумажная пластика» М. «Просвещение», 1995 г/
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН —
Лига Пресс», 2004-2011
13
Приложения:
Приложение1
Мероприятия, направленные на патриотическое
объединения Бумагопластика по месяцам:
воспитание
обучающихся
1.сентябрь – развлекательное мероприятие ко Дню знаний
2.октябрь- сувенир ко Дню учителя
3.ноябрь – сувенир ко Дню народного единства
4.декабрь – новогодняя ёлочная игрушка
5.январь – символ наступившего года, творческая мастерская
6.февраль – сувенир ко Дню защитника Отечества
7.март – жаворонки из гофрокартона с росписью
8.апрель – пасхальная подставка для яйца в технике Оригами
9.май - сувенир ко Дню Победы
Приложение2
Методика проверки умения учащихся самостоятельно работать на
занятиях.
Задания на проверку самостоятельно работать на занятиях.
Педагог наблюдает за учащимися на протяжении 5 различных занятий и
отмечает личные особенности каждого, пользуясь шкалой: 2- умение
выражено ярко, 1 – умение присутствует, 0 – умение отсутствует.
1. Стремится начать выполнять задание только после того, как понял и
«принял» задание.
2. Выполняет последовательно и аккуратно все задания.
3. Контролирует свои действия в ходе работы.
4. Контролирует свою работу по результату или предъявляет результат,
не согласующийся с тем, что можно ожидать.
5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой
(спросить об этом, принимая работу).
6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.
7. Хорошо представляет, что и в какой последовательности собирается
выполнять.
8. Не переделывает работу заново.
Педагог усредняет данные по всем учащимся и делает вывод о наличии
у учащихся умения самостоятельно работать на занятии.
14
Определение уровня выполнения практических работ:
- выбран и предложен педагогом - 1-2 балла;
- выбран из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- составлен правильно, но при консультации с педагогом – 7-8;
- составлен самостоятельно и грамотно, без консультации с педагогом -910;
Подбор цветовых сочетаний материалов:
- подобрано и предложено педагогом 1-2;
- подобрано из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- подобрано самостоятельно с внесением изменений, хорошо, но есть
некоторые ошибки – 5-6;
- подобрано грамотное цветовое сочетание, но при консультации с
педагогом -7-8;
- подобрано грамотное цветовое сочетание самостоятельно, без
консультации с педагогом -9-10;
Выполнение работы:
- выполнено неаккуратно -1-2;
- выполнена не очень аккуратно – 3-4;
- выполнена аккуратно, но с небольшими недостатками – 5-6;
- выполнена аккуратно – 7-8;
- выполнена очень аккуратно – 9-10 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов;
Средний уровень – от 13 до 26 баллов;
Высокий уровень – выше 26 баллов.
Мониторинг образовательных
результатов
1.
Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш,
ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение
использовать инструменты.
2.
Глубина и широта знаний по предмету
15
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (название геометрических фигур,
определения…) свободно использует технические обороты, пользуется
дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса,
оперирует специальными терминами, не использует дополнительную
литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает
отдельные определения.
3.
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится
к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в
достижении цели, проявляет активность только на определенные темы
или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания
только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах,
в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри кружка.
5.
Развитие познавательных способностей: воображения, памяти,
речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы,
величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает
содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка
устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но
недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение
с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не
может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
16