ДОП Картина маслом

Отдел образования и охраны прав детства муниципальный район
« Мосальский район» Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования Мосальский дом творчества

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

методическим советом

Директор МКОУ ДО МДТ

протокол №

_________ Е.Н. Петухова

от « 22

Приказ № 67

» августа 2025 г.

от « 22 » 08 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
« Картина маслом»
144 часа.
Срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Возраст: 10-16лет
Уровень: продвинутый.
Разработала: Елена Александровна Козлова
педагог дополнительного образования

Мосальск, 2025г.

Паспорт.
Полное название программы: « Картина маслом»
Автор программы: Козлова Елена Александровна
Должность автора: педагог дополнительного образования.
Организация, реализующая программу: МКОУ ДО МДТ
Адрес организации, реализующей программу: г. Мосальск
Год разработки: 2025 год.
Вид программы: модифицированная
Направленность: художественная
Вид деятельности: изобразительное искусство
Возраст детей: 10-16лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения: продвинутый.
Способ освоения содержания образования: занятия, выставки, плэнеры.
Форма организации образовательной деятельности: объединение.
Название объединения: Изостудия «Кисточка»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Техника масляной живописи — одна из самых доступных. Ею может овладеть
даже начинающий художник, однако трудно переоценить роль этой техники в
истории мирового искусства. Благодаря ей создавались шедевры, возникали новые
направления в искусстве. Использование масляной краски способствовало
настоящей революции в живописи.
Разнообразные приёмы и выразительные возможности масляной живописи в руках
мастеров способствовали появлению самых удивительных и таинственных явлений
в мировой культуре.
Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми
клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него
гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для
творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того,
краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что
способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности
сделали открытие масляных красок поистине революционным.
Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное,
сафлоровое. Основные элементы этих красок — измельчённый пигмент, связующие
масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как
минеральные вещества, так и органические.
Программа «Картина маслом» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом
Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических
рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых
Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. №996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации
до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ.
Актуальность:
Масляная живопись всегда остается актуальной. Ведь она способна, как ничто
другое, выражать чувства создателя картин, его эмоциональное состояние. Недаром
художников, что предпочитают этот вид искусства, называют творцами. Они
создают чудо, наполняя нашу жизнь прекрасным.
Атр-терапия. Живопись масляными красками – действенный метод проявить себя,
предоставить полный выход творческим амбициям и познать новый, полный
сочного насыщенного цвета мир.
Реализовать скрытые внутри возможности, а в итоге обрести состояние абсолютной
гармонии с собой и окружающим миром может каждый. Чтобы воплотить в
реальность желание разрешить внутренний конфликт не нужна подготовка.
Творчество целительно само по себе. Оно позволяет раскрыть внутренний
потенциал и обогатить душу.
Продолжительность реализации программы: один год.
Возраст воспитанников: 10-16 лет.
Режим работы: 144ч в год. по 4 часа в неделю.
Форма работы: индивидуальная
Направленность программы: художественная
Занятия рисунком и изучение базовых знаний изобразительного искусства

являются первостепенными. Такие знания открывают неограниченные возможности
в художественном творчестве и дают возможность реалистично передать
действительность на плоском пространстве. В любых техниках, таких, как живопись
маслом, акварель, пастель и многие другие.

Цель: создание условий реализации программы «Живопись маслом», цель развитие
интеллектуального и художественного начала у одарённых детей.
Задачи:


сформировать умения и навыки у одарённых детей в написании картины
масляными красками;



развивать творческого потенциала;



воспитать художественный вкус.

Отличительной особенностью программы является то, что она направлена
исключительно на раскрытие творческой компоненты интерактивными методами
обучения. Создание пейзажа масляными красками поможет учащимся:
• Раскрыть свой творческий потенциал.
• Испытать радость от успехов и достижений.
• Снять все ограничения в самовыражении.
• Полностью изменить мировосприятие.
• Совершенствовать работу зрительного и двигательного аппаратов (важно для
профессий врача, дизайнера, инженера и т.д.).

Педагогические принципы образовательного процесса:


Принцип взаимоуважения - уважение на занятиях к личности ребенка и его
творческому виденью.



Принцип творчества – воплощение и развитие образов согласно теме занятий.



Принцип построения работы: « от простого к сложному».



Принцип индивидуального обучения - обучение

носит индивидуальный

характер.


Принцип наглядности – объяснение на примере наглядность материала.



Принцип связи теории с практикой – объяснения теоретические должны быть
выполнены в практике.

Формы занятий:
индивидуальная творческая деятельность.
Методы работы:
- словесный: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядный: показ иллюстраций, ранее выполненных работ;
- практический: индивидуальная работа.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся приобретут знания в работе с присущими данному виду работы
материалами и научатся применять полученные знания в дальнейшей
художественной деятельности.
Программа рассчитана на развитие творческих возможностей учащихся. На
расширение информационного познания, а также быстрое реагирование и
выполнение поставленных задач в современном, быстро меняющимся мире. На
изучение и реализацию масляной живописи и написание пейзажа.
Способы определения результативности


педагогическое наблюдение;



педагогический анализ;



решение задач поискового характера;



активность работы на занятиях; мониторинг.

Материалы для работы на занятиях 1-5 человек:


краски масляные "сонет".(красная, зеленая, белая, черная, синяя, голубая,
коричневая)



Кисти для масляных художественных работ № 3№6 30 штук



карандаши для набросков графитовые, угольные 5 шт.



Влажные салфетки - 2 пачки.



холст 15 штук 45х35 см



подрамник 35х25 см



лак финишный 2 шт.



грунт акриловый



желатин, емкость для разведения желатина .



мастихины -15 штук



ткань для обработки инструментов



палитры фанерные -15 штук



разбавитель масляных красок.



лак.



масленки-15 штук.

Учебно-тематический план
№ /№

Название темы занятия

Всего
часов

раздел

Количество часов.

Формы
аттестации/
контроля

1год обучения

144ч.

Теория1
44ч

Практика
100ч

Введение в курс живописи. Приемы живописи.
Художники и жанры в искусстве.

2

1. Живопись маслом. Материалы и инструменты
художника. Натягиваем холст на подрамник

1

1

1

1

Практ. раб.

3.Грунтовка холста. Материалы и инструменты.
Грунтуем холст.

1

2

Практ. раб

4 .Жанры живописи.

1

2

Практ. раб.

5.Наброски форм

1

2

Практ. раб.

2.Проклейка холста.
Технология проклейки холста. материалы
инструменты. Проклеиваем холст.

Стартовое
тест.

и

6. Мазок кистью жидкой краской

1

2

7.Мастихин

1

2

Практ. раб

8.Распределение цветовых тонов.

2

4

Практ. раб.

2

4

Практ. раб

10.Гармоничные цветовые подходы и односеансная
техника письма

2

4

11.Мастихин и кисть

1

2

Практ. раб.

12.От предварительного наброска к подмалевку

2

4

Практ. раб

13.Натюрморт: лессировки, свет и тень

2

4

14.Моделировка масляными красками

2

4

15.Цветы

1

4

2

4

2

4

2

4

2

4

2

4

2

4

и

2

4

24.Цветовые контрасты и их изобразительные
свойства. Контрасты цвета и света

2

4

1

2

2

4

2

4

1

2

1

2

9.Построение формы

16.Пространственная глубина в пейзаже
17.Небо
18.Вода
19.Деревья и растительность
20. Масляная живопись пейзажа.
21.Упражнения по технике лессировке
22.Упражнения по пастозной технике
23.Осветление цветов с помощью
притемнение с помощью черного

25.Передача
Зарисовки.

настроения

с

белил

помощью

цвета.

26.Упражнения по многослойной технике
27.Упражнения по технике живописи штапелем
28.Упражнения по основным техникам
29.Пространственное
перспектива картины

построение,

глубина

и

6

30.Натюрморт

6

31.Пейзаж
32.Подготовка работы к выставке. Анализ работ.
Выставка.

Содержание программы.

Ведение в курс живописи. Приемы живописи. Художники и жанры в искусстве.
Теория: Знакомство с видами живописи изобразительными материалами,
технологией применения материалов, с терминологией, линейной и воздушной
перспективой, техникой изображения рисунка, наброска, эскиза, этюда, натюрморта,
портрета.
Тема 1. Живопись маслом. Материалы и инструменты художника. Натягиваем
холст на подрамник.
Теория: Знакомство с инструментами и материалами.
Подрамник. Виды подрамников. Холст. Технология натяжки холста на подрамник.
Практика: натяжка холста на подрамник.
Тема 2. Проклейка холста. Технология проклейки холста. материалы и
инструменты. Проклеиваем холст.
Теория: Материалы и инструменты для проклейки холста.
Практика: Проклейка холста. Подготовка поверхности к грунтованию холста.

Тема 3. Грунтовка холста. материалы и инструменты. Грунтуем холст.
Теория: Техника и способы нанесения грунтовки на поверхность проклеенного
холста.
Практика: Нанесение грунтовки на поверхность проклеенного холста.
Тема 4. Жанры живописи. Пейзаж. Эскиз пейзажа. Композиция.
Теория: жанры в живописи. Натюрморт, пейзаж, портрет. Композиционное
построение пейзажа. Построение пейзажа.
Практика: эскиз пейзажа мягким карандашом.
5. Наброски форм.
Теория: Конструктивное построение форм. Геометрические фигуры. Контуры
форм. Живописная техника с использованием схематичных форм.
Практика: Натюрморт с бутылями.
6. Мазок кистью жидкой краской.

Теория: Виды кистей. Применение кистей. Красочные плоскости кистей и мазки
кистью. Плотное письмо и письмо разжиженными красками.
Практика: Натюрморт «Фрукты».
Приоритет нанесения красок: густым по жидкому. Разжижение краски на палитре.
Широкая кисть (флейц). Жидкие краски на холсте. Натюрморт по представлению.
7. Мастихин.
Теория: Образец. Корректировки. Нанесение красок мастихином. Фактура
поверхности.
Практика:Пейзаж по памяти.
8. Распределение цветовых тонов на заднем плане.
Теория: Участки с разжиженными красками. Подмалевок в цвете. Синтез форм
с помощью красок.
Практика: Пейзаж с садом.
9. Построение формы.
Теория: Проработка формы с помощью цветовых оттенков. Многослойное
письмо и корректировки. Кроющая сила красок. Красочные слои и нюансировка
цветом.
Практика: Фигура в контражуре.
10. Гармоничные цветовые переходы и односеансная техника письма.
Теория: Гармоничные цветовые переходы. Основные правила при выполнении
цветовых переходов. Импрессионистическая техника письма. Односеансная техника
письма (alla prima).
Практика: Пейзаж с рекой.
11. Мастихин и кисть.
Теория: Мастихин и кисть: живопись в пастозной манере. Пастозное нанесение
красок. Техники письма мастихином. Нанесение красочных слоев и мазков
мастихином.
Практика: Пейзаж «Берег».
12. От предварительного наброска к подмалевку .

Теория: Способ подачи цвета и построение фигур.
Практика: Набросок городского пейзажа.
13. Натюрморт: лессировка, свет и тень.
Теория: Тон и градации цвета. Проработка формы светотенью. Свет и тень с
помощью лессировочных слоев. Лессировочные краски на картине.
Практика: Натюрморт с натуры.
14. Моделировка масляными красками.
Теория: Моделировка в натюрморте. Использование кисти и красок.
Освещенность и цвет.
Практика: Натюрморт по представлению.
15. Цветы.
Теория: Цветовые эффекты и лессировки. Блики. Фон. Смешанная техника.
Практика: Натюрморт «Букет цветов».
16. Пространственная глубина в пейзаже.
Теория: Композиция пейзажа. Подмалевок красками. Фактура мазка.
Пространственная глубина и цвет.
Практика: Пейзаж по представлению.
17. Небо.
Теория: Структура облаков. Применение белой краски. Цвет горизонта.
Эскизы. Небо с облаками.
18. Вода.
Теория: Гамма зеленых и синих цветов. Неподвижная вода. Быстрая вода.
Медленно текущая вода. Эскизы.
19. Деревья и растительность.
Теория: Анатомия дерева. Крона дерева. Ветви. Группы деревьев. Эскизы.
Деревья вдали. Пейзаж с деревьями
Тема 20. Масляная живопись пейзажа.
Теория: Масляная живопись пейзажа.

Практика: Масляная живопись пейзажа.
21. Упражнения по технике лессировка.
Теория: Краски можно не только смешивать для получения нового цвета, их можно
наносить слоями для достижения ярких результатов. В этом вся суть лессировки.
Лессировка — это стандартная техника нанесения красок тонким слоем поверх
основного цвета, в результате чего получаются глубокие переливчатые цвета.
Краски для лессировки нужны специальные — полупрозрачные. Масляные краски
самые долгосохнущие, соответственно, процесс лессировки будет очень
длительным, поскольку самое важное — это подождать пока слой краски не
высохнет полностью, иначе краски смешаются и станут просто грязным пятном.
Однако при правильном нанесении можно создать ни с чем не сравнимые цвета.
Таких цветов невозможно достичь при обычном смешивании красок на палитре,
ведь прозрачные слои краски пропускают и отражают свет.
Лессировка — это метод оптического смешивания, краски смешиваются, когда
мы смотрим на них. Верхний слой меняет цвет нижнего, не перекрывая его.
Практика: Грунтовка. Импримитура. Прорисовка. Подмалевки. Натюрморт с
яблоком.
22.Упражнения по пастозной технике.
Теория: Пастозная живопись– это техника, которой присущи энергичность мазка,
бурные эмоции, яркость. Именно она раскрывает перед автором возможность в
своих творениях проявить особый темперамент, выявить все грани таланта, передать
буйство эмоций и переживаний. Пастозный мазок — это заметный густой мазок
неразбавленной краски.
Практика: Передать свое восприятие окружающего мира, разбавить его видение
яркими красками, раскрыть талант создания объемов на плоской поверхности с
помощью разных техник – увлекательный мир живописи безграничен и многолик.
Когда мы рисуем маслом, привычные образы приобретают индивидуальность,
предстают обновленными и уникальными, благодаря нашему личному пониманию
каждой детали. Живопись «алля прима».
23.Осветление цветов с помощью белил и притемнение с помощью черного.
Теория: В этой главе показано применение масляных красок и их
дифференцированное использование в сочетании с разбавителями и с учетом
изобразительных задач. Короче, мы покажем, какими техническими средствами вы
можете решить ту или иную изобразительную задачу.

Практика:
Работа белилами. Композиционное выделение белого цвета.
Пастельные сочетания теплого и холодного тонов. Упражнения по смешиванию
цветов. Притемнение цветов с помощью черного и за счет дополнительного
преломления.
24.Цветовые контрасты и их изобразительные свойства. Контрасты цвета и
света.
Теория Контраст темного и светлого. Собственный цветовой контраст. Вторичный
контраст. Контраст теплых и холодных тонов. Качественный и количественный
контраст. Имитация контраста.
Практика: Силуэты.
25.Передача настроения с помощью цвета. Зарисовки.
Теория: Теплая цветовая палитра. Холодная цветовая палитра.
Практика: Зарисовки.
26.Упражнения по многослойной технике.
Теория: Белые рельефы. Лессировка
Практика: Моделирование.
27. Упражнения по технике живописи штапелем .
Теория: Различные структурные эффекты, получаемые при использовании
техники нанесения краски шпателем или мастихином.
28. Упражнения по основным техникам .
Теория: Композиция. Набросок заднего плана, проработка основных элементов.
Уточнение и детальная проработка. Доработка и завершение.
29. Пространственное построение, глубина и перспектива картины .
Теория: Перспективное изображение. Линия горизонта. Плоскость картины.
Обычная перспектива. Упражнения по пространственной компоновке: натюрморт.
Упражнения по перспективному изображению: пейзаж.
30. Натюрморт .
Практика: Упражнения: по пространственной компоновке: натюрморт, Постановка
натюрморта. Форма и пространство. Узор и фактура. Специфические поверхности.
(«Здесь живет художник (музыкант)», «На террасе», «Натюрморт на столе перед

окном»), натюрморт по памяти, с натуры, по представлению).
31. Пейзаж .
Практика: Упражнения: пейзажи, выполненные по зарисовкам и наброскам
(«Драматические небеса» (с изображением облаков), пейзаж с воздушной
перспективой, «Глубина пейзажа» (с изображением уходящей вдаль дорогой, рекой,
улицей и т.п.), пейзаж с изображением ветра, пейзаж с изображением воды,
«Контраст природного и рукотворного» (пейзаж с изображением архитектурных
объектов), пейзаж по памяти, с натуры, по представлению).
Тема 32. Окончание работы над пейзажем. Подготовка работы к выставке.
Анализ работ.
Подготовка работ к выставке. Закрепление лаком. Рама картины.
Окончание работ масляными красками над созданием пейзажа. Уточнение деталей.
33.Выставка.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с посадочными
местами, учебные столы, освещение кабинета и возможность проветривания его
должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть, шкафы для
хранения учебной и методической литературы, поделочных материалов и т.д. На
занятиях используются наглядные пособия, книги, журналы, презентации.
Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования
при проведении занятий.
Для педагога:
- наличие связей с учреждениями культуры и образования.
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по
темам программы, выход в интернет.

Материалы для работы на занятиях:


краски масляные "сонет".(красная, зеленая, белая, черная, синяя, голубая,
коричневая)



Кисти для масляных художественных работ № 3№6 30 штук



карандаши для набросков графитовые, угольные 5 шт.



Влажные салфетки - 2 пачки.



холст 15 штук 45х35 см



подрамник 35х25 см



лак финишный 2 шт.



грунт акриловый



желатин, емкость для разведения желатина .



мастихины -15 штук



ткань для обработки инструментов



палитры фанерные -15 штук



разбавитель масляных красок.



лак.



масленки-15 штук.



Формы аттестации
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся
является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный
педагогом.
Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года
после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний
умений и навыков учащихся.
Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости
учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по
окончании каждой темы.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные
методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их
сочетание.
Основные формы проведения занятий –
Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
Использование художественной литературы , фотографий, иллюстраций;
Использование аудио и видео материалов;
Творческие мастерские по изготовление поделок
В качестве дидактического материала используются:


































раздаточный материал;
наглядные пособия;
сведения из интернета
Занятия объединений носят преимущественно практический характер.
Основная часть проводится в форме практических занятий. Теоретические и
практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных
материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать
в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно
выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо
строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им
цель.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к сложному.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам
безопасности на практических работах.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения
помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных
качеств, раскрытию талантов.
Специфика работы по данной программе:
1.Стратегической целью является формирование чувства прекрасного и
практического отношения , умения найти баланс, формирование культуры
личности ребенка.
2.Ключевой категорией формирования базиса является поиск и выражение
собственной индивидуальности, выражается в его творчестве.
3. Система отношений ребенка с окружающими миром должна носить
созидательно-гармоничный характер.
4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным
средством формирования эстетического отношения к миру, развития
художественных способностей.

Список литературы.
1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. – М.: ОГИЗ
Государственное издательство изобразительных искусств, 2020 - 606 с.
2. Киплик Д.И. Техника живописи. – М.: «Сварог и К», 2021 - 502 с.
3. Кудрявцев Е.В. Техника реставрации картин. – М.: Издательство В.Шевчук, 2021
- 252с.
4. Комаров А.А. Технология материалов стенописи. – М.: Изобразительное
искусство, 2021. - 239 с.

5. Гренберг Ю.И. История технологии станковой живописи. – М.: ИД «Искусство»,
2014. - 268 с.
6. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. – М.: Издательство
Академии художеств СССР, 2023. - 378 с.
7.Белашов А. М. Как рисовать.2023
животных. М.: Юный художник, 2023.
8.Брагинский В. Э. Пастель. М.: Юный художник, 2021.
9.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. М.: РОСМЭН, 2021.
10.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2х частях). М.: Юный художник, 2021.
11.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. М.: РОСМЭН, 2020.
12.Панов В. П. Искусство силуэта. М.: Юный художник, 2022.
13.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. М.: РОСМЭН,
2021.
14.Ткаченко Е. И. Мир цвета. М.: Юный художник, 2019.
15.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. М.: Юный художник, 2019.
16.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. М.: Юный художник, 2019.
17.Базанова М. Д. Пленэр. М.: Изобразительное искусство, 2019.
18.Гусакова М. А. Аппликация. М.: Просвещение, 2021.
19.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПб.: ДетствоПресс, 2019.
20.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве.
М.: Педагогическое общество России, 2021.

Приложение 1

Примерная схема работы над пейзажным рисунком выглядит следующим образом:
• Выбор самых интересных объектов для рисунка, с участком среды, которая
включает выбранную архитектурную форму. Присмотритесь внимательно к
основным пропорциям архитектурного сооружения, определите наиболее

эффектные детали, оцените особенности и красоту ландшафтного окружения. При
создании предварительных эскизов рисунка уточните перспективные схождения и
выберите наиболее выразительные и важные пропорции
• Поиск лучшего композиционного решения для пейзажа. Определите границы
будущего рисунка с помощью бумажной рамки видоискателя или чертежных
средств. Решите, какой будет композиционная конфигурация изображения. Легкими
линиями набросайте эскизную наметку выбранной композиции рисунка, увяжите ее
с форматом листа бумаги
• Работа с перспективой. Определите, каким будет положение выбранного объекта
на листе, разберитесь с пропорциями деталей относительно друг друга и всего
рисунка. Установите взаимосвязи предметов с плоскостью, на которой они
расположены
• Выбор лучшей ритмико-тектонической конфигурации рисунка
• Коррекция рисунка в плане основных форм и пропорций, определение тональных
отношений при помощи легкой тональной проработки
• Проверка пропорций и геометрии всех форм, определение окончательного
характера и композиции изображения
• Моделирование объемов и форм с помощью детальной проработки рисунка
светотенью, тональными соотношениями с применением рефлексов, полутонов, с
учетом пленэрного освещения в разные периоды суток
• Внесение элементов стаффажа (фигур людей, деталей, второстепенных элементов
натуры) в композицию рисунка
• Тщательная моделировка всех архитектурных объемов светотенью с выделением
основных и дополнительных объектов пейзажа
• Окончательно обобщение всех элементов рисунка, сделанное по принципу «от
отдельных частей к целому»
Что главное в предлагаемой схеме работы над пейзажем? Она ориентирована на
целостное отображение выбранной натуры. Точность картинки при таком подходе
базируется на чуткости художника, его умении увидеть суть изображаемых
объектов. А также на соблюдении основных законов зрительного восприятия. К ним
относятся правильность изображения всех ракурсных построений, а также
схождение всех осей рисунка и горизонтальных его линий в соответствии с
законами перспективы.

Совет: чаще отвлекайтесь от мольберта, чтобы не выпускать из зоны внимания
основные пропорции и тональные соотношения. Это позволит наиболее точно
передать пластические и тональные характеристики натуры с учетом их
удаленности от ваших глаз.
Передний план рисунка всегда более насыщен тонально. Однако, при своей
плотности, он не должен быть слишком черным. Уравновесьте его тонко
промоделированными, более светлыми дальними планами, и не забывайте о центре
композиции. Проверьте еще раз пропорции и тональные отношения рисунка. Если
все сделано правильно, можно браться за прорисовку деталей (земли, неба, людей).
Поскольку вы рисуете с натуры, изображение должно соответствовать зрительной
картинке выбранных объектов.
Большое значение для реалистичности пейзажа имеют и светотеневые колебания.
Они зависят от естественного освещения, которое меняется в разное время суток.
Постарайтесь правильно и точно передать в рисунке абрис теней, падающих от всех
объектов. Уделите внимание тоновому моделированию силуэтов зданий и других
деталей. Это обеспечит рисунку ощущение напряженности и гармоничности всех
форм, изображенных на листе.
Как выбрать позицию при рисовании пейзажа
Большое значение в пейзажной живописи имеет правильный выбор позиции
художника. Это связано с категориями ближнего плана натуры и «пейзажных
далей». В зависимости от положения наблюдателя и его удаленности от натуры
меняется размер и форма предметов. Обратите внимание на следующие
закономерности:
• Чем ближе художник расположен к выбранной натуре, тем четче и значительно
резче будут светотеневые градации, а также цветовые эффекты
• Днем, при свете солнца, все детали архитектурных сооружений видны намного
лучше, чем ночью или в сумерках. Берите время суток в союзники, ставя перед
собой ту или иную творческую задачу
• Для усиления эмоционального и художественного характера рисунка используйте
все основные выразительные средства, такие как линия, тон и пятно. Благодаря им
живописный пейзаж обретает индивидуальность, обусловленную творческим
осмыслением его личностью художника. В нем проявляется та свобода,
свойственная живописи, которая позволяет уйти от простого фотографического
копирования натуры
• Очень важно правильно выстроить и масштаб натуры на рисунке, а также передать

особенности ее поверхностей и плоскостей. Все это придаст пейзажу скрытую
динамику, характерную для реального мира, и он оживет
• Обязательно учтите законы воздушной перспективы при работе над пейзажем.
Напомним, что более плотная тональная трактовка переднего плана сочетается с
менее насыщенным дальним планом, который, по мере приближения к линии
горизонта, становится почти прозрачным и словно растворяется в воздухе
• Старайтесь не переусердствовать с нарочито темными пятнами. Лучше
воспользуйтесь преимуществами силуэтного рисунка, основанного на четкости
линий и контрастах
Совет: главное в пейзажной живописи – умение выявить и передать на бумаге все
особенности и прелесть визуальной картинки натуры с помощью линейных и
тональных средств рисунка. Несмотря на строгие требования к композиции и
перспективе, жанр пейзажа – это ведь не чертеж или точная картографическая
фиксация выбранных объектов, а творчество. Старайтесь внести в свои работы
частицу своей души!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».