Отдел образования и охраны прав детства муниципального района «Мосальский район»
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА:
педагогическим советом
Директор МКОУ ДО МДТ
протокол № 1 от 22.08. 2025 г.
_________Е.Н. Петухова
Приказ
№
67
от
22.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст детей: 7-13 лет
Срок реализации: 3 года
Форма обучения : очная
Уровень: стартовый
Составитель: Маслова Ольга Игоревна
педагог дополнительного образования МКОУ ДО МДТ
Мосальск, 2025г.
Программа разработана в 2016 году, была откорректирована в 2025 году.
Коррективы внесены в раздел Содержание программы в связи с
актуальностью патриотического воспитания детей, и включает в себя ряд
занятий, направленных на расширение кругозора в области русских
народных традиций.
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарование детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобразительности в движениях детской руки, тем умнее ребенок».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Декоративно-прикладное творчество – хорошая возможность для развития
детей, это умение создавать что-то новое, раскрыть внутренний потенциал
ребёнка через приобретение в процессе освоения программ художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков; развитие
мелкой моторики рук и абстрактного мышления, как средство развития
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского
мышления детей. Занятия с детьми декоративно-прикладным творчеством
обеспечивают сотрудничество детей в группе, учат детей делать выбор,
помогать друг другу, способствует развитию творческих способностей,
позволяют выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка и, как
следствие, решают задачу социализации ребенка в обществе.
Программа разработана согласно следующим нормативным документам:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым
приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с
учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ
0
в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР –
81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28
- «эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально –
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
- Положением о единых требованиях к структуре и оформлению ДОП, в
том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО,
утверждённым Приказом № 102 от 03.11.2022г. по учреждению.
В первый год обучения происходит накопление практических знаний и
навыков, их наработка. Во второй год обучения дети уже не просто следуют
инструкции, но и начинается их собственная деятельность, которая
управляема и направляема руководителем. На третьем году обучения
учащиеся должны уже работать самостоятельно, решая задачи, поставленные
педагогом.
1
Также в программу была добавлена тема «Макетирование». При составлении
содержания была использована программа «Макетирование», составитель:
педагог дополнительного образования Мельникова Наталья Викторовна.
Макетирование - актуальное направление, определенное необходимостью
преодоления отставания этой сферы образования и воспитания
подрастающего поколения от потребностей обновляющегося общества и
экономики России. Всё это требует специального внимания к техническому
творчеству детей и юношества.
Развитие познавательной мотивации
учащихся младшего и среднего школьного возраста к техническому
творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и
профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода
занятий в их будущей жизнедеятельности. Рассчитан на детей, обучающихся
на третьем году обучения, т.к. макетирование предполагает наличие
начальных математических знаний – единицы длины, навыки работы с
линейкой и карандашом, и т.д.
Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может
изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального
обеспечения, интересов и требований детей.
Программа объединения «Умелые ручки» имеет художественную
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании.
Вид программы:
по степени авторства – модифицированная
по уровню освоения – ознакомительная (базовая), стартовая
по форме организации содержания – комплексная
Актуальность программы. В настоящее время становится очевидным, что
занятия декоративно-прикладным творчеством необходимы детям и
взрослым, чтобы дать выход творческой энергии, переключиться на другой
вид деятельности.
Люди в современном обществе подвержены стрессам и напряжены,
перегружены эмоционально, особенно дети. Занятие творчеством – это, в
первую очередь, релакс и расслабление для человека любого возраста, и даёт
возможность переключиться и отвлечься, плюс общение между людьми,
2
объединёнными общими интересами (психологическая разгрузка плюс навык
общения).
Для детей занятия творческим трудом имеет еще и практическое значение –
развитие мелкой моторики, что положительно сказывается на развитии речи,
логики, творческого мышления. Программа включает в себя различные виды
декоративно-прикладного творчества, что дает возможность ознакомить с
ними учащихся, благодаря чему расширится их кругозор в данной области и
позволит сориентироваться в личных предпочтениях. Данная программа
актуальна для развития творческих способностей и технических навыков у
учащихся, применима в любом детском объединении, легко реализуема.
Входящие в программу темы интересны детям, подходят для решения задач,
поставленных в программе, и, что немаловажно, бюджетны.
Отличительные особенности данной программы:
-темы подобраны и скомбинированы между собой так, чтобы у учащихся
была возможность попробовать и оценить различные виды декоративных
техник и применения и использования самых разных материалов, что, в
конечном итоге, должно разбить монотонность изучения нового для них
материала.
- большая роль отводится самостоятельной работе ученика – от выбора
материалов до выполнения декора;
- наиболее успешно освоившие те или иные виды работ учащиеся могут
проводить небольшие мастер-классы для остальных учеников.
- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого
потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна. Данная программа была разработана педагогом на основе своего
личного опыта в освоении различных видов рукоделия и декоративноприкладного творчества. Изначально в программу были включены только два
модуля: квиллинг и чулочная кукла. Далее постепенно добавились остальные
виды творчества. Новые виды рукоделий были предложены учащимся
сначала в виде творческих мастерских вне основной учебной программы,
опробованы и по результатам работы и отзывам участников внесены в
основную программу. Большая часть занятий по тем или иным темам
разработана педагогом самостоятельно, но сами техники взяты из
общедоступных источников (сеть Интернет).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучаясь по
3
данной программе, дети смогут получить и развить имеющиеся практические
навыки работы с различными инструментами, материалами, в то же время
находясь в более спокойной и комфортной среде общения, чем на обычных
занятиях в школе, что должно повысить эффективность обучения. Практика
показала, что детям интереснее, когда темы меняются чаще, когда они
разнообразны, и результат виден достаточно быстро. Но любые навыки
нуждаются в закреплении, и закрепление происходит во время подготовки к
различным праздникам. Поделки к праздникам выполняются в техниках,
изученных ранее, что дает возможность применения на практике полученных
ранее знаний, умений и навыков.
Адресат программы: дети 8 – 13 лет, желающие развиваться и заниматься
творчеством, имеющие потребность в самовыражении через декоративно прикладное творчество.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы 648 часов
Сроки программы 3 года
Режим занятий: согласно нормативу СанПиНа – занятие с 1 группой
по 8 человек должно проводиться не более 2-х академических (45мин) часов
с перерывом 10 мин.
1-й год обучения: 4 часа/неделю.
2-й год обучения: 6 часов/неделю.
3-й год обучения: 8 часов/неделю.
Форма обучения очная
Форма организации образовательной деятельности групповая объединение
Методы обучения; словесные, наглядные, практические,
проектные, др.
Формы проведения занятий: практические занятия, выполнение
самостоятельной работы, мастер-классы, выставки, игры, праздники,
конкурсы, комбинированные.
Состав группы, особенности набора. Условия набора: проводится
без предварительного отбора, по заявлениям родителей. Допускается
формирование разновозрастных групп.
4
По результатам собеседования возможен приём учащегося в
объединение со второго года обучения.
Цель программы: приобщение, обучение и мотивация учащихся
создавать изделия своими руками из различных материалов и в разных
техниках.
Задачи
На первый год обучения:
1. Образовательные:
- научить пользоваться различными материалами и оборудованием для
создания своих изделий;
- научить техникам рукоделий: квиллинг, оригами, шитье из колгот и тканей,
кинусайга, азам работы с гофробумагой, различные виды аппликации,
декупаж;
- научить основам цветоведения;
- научить работать по схемам и инструкционным картам;
- научить основам композиционного построения;
- научить правилам техники безопасности;
- научить самостоятельно подбирать материалы и техники для своих изделий.
2.Развивающие:
- развивать творческие способности, техническое и творческое мышление,
наблюдательность;
- расширять кругозор детей в области видов рукоделия, декора, применения
различных материалов в работе;
- развивать познавательную активность в области ДПИ;
- развивать навыки детей, полученные на уроках технологии в школе;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику руки.
5
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду, аккуратность, внимательность, усидчивость,
самостоятельность;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
-
воспитывать навыки культуры труда.
На второй год обучения:
1.Образовательные:
- воспитывать любовь к труду, аккуратность, внимательность, усидчивость,
самостоятельность;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
-
воспитывать навыки культуры труда.
2.Развивающие:
- развивать творческие способности, техническое и творческое мышление,
наблюдательность;
- расширять кругозор детей в области видов рукоделия, декора, применения
различных материалов в работе;
- развивать познавательную активность в области ДПИ;
- развивать навыки детей, полученные на уроках технологии в школе;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику руки.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду, аккуратность, внимательность, усидчивость,
6
самостоятельность;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
-
воспитывать навыки культуры труда.
На третий год обучения:
1. Образовательные:
- научить пользоваться различными материалами и оборудованием для
создания своих изделий;
- научить техникам рукоделий: лепка из холодного фарфора, азы чулочной
пластики, конструирование и моделирование из бумаги, объемный декупаж;
2.Развивающие:
- развивать творческие способности, техническое и творческое мышление,
наблюдательность;
- расширять кругозор детей в области видов рукоделия, в том числе и ранее
изученных, декора, применения различных материалов в работе;
- развивать познавательную активность в области ДПИ;
- развивать навыки детей, полученные на уроках технологии в школе;
- развивать навыки композиционного построения.
- развивать навыки работы с инструкционными картами и чертежами,
шаблонами;
- развивать навыки самостоятельного подбора материалов и инструментов
для работы.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду, аккуратность, внимательность, усидчивость,
самостоятельность;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
7
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
воспитывать навыки культуры труда;
-
- воспитывать навыки работы с учетом ТБ.
Учебный план на з года обучения
Для реализации задачи патриотического воспитания для каждого года
обучения вносится ряд воспитательных мероприятий, связанных с
народными традициями и ремёслами нашей великой Родины. Данные
занятия не будут входить в общий учебно-тематический план, и будут
проведены сверх программы. План воспитательных мероприятий размещён в
разделе Приложения (Приложение 1)
Учебно-тематический план на первый год обучения
№
Тема
Теори Прак
я
тика
37
107
Всего
144
Форма
аттеста
ции
1
Введение в образовательную
программу.
1
1
2
тестиро
вание
2
Оригами.
4
12
16
тестиро
вание
3
Основы цветоведения.
2
2
4
опрос
4
Торцевание на пластилине.
1
5
6
Практич
еская
работа
по теме
5
Кинусайга.
2
8
10
Практич
еская
работа
по теме
6
Шитье.
4
14
18
тестиро
8
вание
7
Новогодний блок.
5
13
18
выставка
8
Народная кукла.
3
7
10
Практич
еская
работа
по теме
9
Квиллинг.
2
8
10
Коллект
ивная
практиче
ская
работа
10
Аппликация из бумаги и
ткани
2
8
10
Коллект
ивная
практиче
ская
работа
11
Шитье из капрона и носков.
2
8
10
тестиро
вание
12
Аппликация из бумажных
шариков.
1
5
6
Практич
еская
работа
по теме
13
Цветы из гофробумаги.
2
4
6
Практич
еская
работа
по теме
14
Декупаж.
1
5
6
Практич
еская
работа
по теме
15
Пасхальные сувениры и
открытки.
2
10
12
выставка
Содержание программы объединения « Умелые ручки» на первый год
обучения.
9
1 Раздел 2ч. Вводное занятие
Теория 1ч.: Раскрытие целей программы и ожидаемых результатов.
Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с клеем,
кисточками, ножницами, иголками и нитками. (Приложение 1)
Практика: 1ч. Входящий мониторинг (выполнение аппликации – тест
на владение ножницами, способность аккуратно выполнять работу),
анкетирование детей на уровень подготовленности к обучению по
программе. (Приложение 2)
Форма занятия: комбинированная
Формы контроля: опрос
2 Раздел 16ч. Оригами
Тема: Оригами. Базовые формы оригами.
Теория 4ч.: История оригами. Условные обозначения, принятые в
оригами. Изучение базовой формы (треугольник). Изучение базовой формы
«бумажный змей». Изучение базовой формы «Двойной треугольник».
Изучение базовой формы «Двойной квадрат». Изучение базовой формы
«Дверь». Складки в фигурках оригами, внешние и внутренние.
Практика 12ч.: Обозначение на схемах, отработка складывания.
Изучение базовой формы «книга». Поделки – самолетики, коробочка.
Изучение базовой формы «Лягушка». Изучение базовой формы «Конверт».
Изучение базовой формы «Блин». Изучение базовой формы «Катамаран».
Изучение базовой формы «рыба». Изучение базовой формы «Дверь».
Формы занятий: групповые, комбинированное
Формы контроля: Тестирование по теме «Оригами».
3 Раздел 4ч. Цветоведение
Тема: Знакомство с правилами цветоведения.
Теория 2ч.: Цветовые сочетания. Контраст.
Основные и дополнительные цвета.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг.
Тёплые и холодные цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета».
Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, цветовые тональности,
контраст, сочетаемость цветов.
Практика 2ч.: смешивание красок, изучение насыщенности,
светлоты и пр. на практике
Формы занятий: групповое, комбинированное
Формы контроля: опрос-беседа по теме.
10
4 Раздел 6ч. Торцевание.
Тема: Техника «торцевание на пластилине»
Теория 1ч.: Знакомство с техникой.
Практика 5ч.: Ромашка в технике «торцевание на пластилине».
Георгин в технике «торцевание на пластилине». Цинния в технике
«торцевание на пластилине».
Формы занятий: групповое, комбинированное
Формы контроля: практическая итоговая работа по теме.
5 Раздел 10ч. Кинусайга.
Тема: Кинусайга.
Теория 2ч.: Знакомство с техникой, историей происхождения,
инструментами и материалами. Что такое кинусайга. Правила
техники безопасности.
Практика 8ч.: перенос эскиза на рабочую поверхность. Выполнение
поделки Звезда. Отработка навыков изготовления поделок в технике
кинусайга. Использование дополнительных материалов в декорировании.
Рыбка, Зайчик, Медвежонок, Бабочка-на выбор. Выбор сюжета, перенос
его на основу. Процарапывание желобков, подбор материалов. Выкраивание
тканей, заправка ткани в желобки с помощью пилочки для ногтей,
дополнительный декор. Выполнение коллективной работы – панно «Море».
Отрисовка сюжета – эскиз. Заправка ткани в желобки с помощью пилочки
для ногтей. Декорирование получившихся работы. Выполнение поделки
Звезда.
Формы занятий: групповое, комбинированное
Формы контроля: Коллективная практическая работа – панно на
тему «Море» - итоговая работа по теме.
6 Раздел 18ч. Шитье
Тема: Шитье.
Теория 4ч.: Показ и рассказ о видах шитья.
Практика 14ч.: Практическое занятие по вдеванию нитки в иголку и
завязыванию узелка. Виды швов. Шитье подушечки для иголок. Набивка.
Правила грамотной набивки изделия. Игрушка из двух деталей – Мишка,
Зайчик – самостоятельная работа.
Формы занятий: групповое, комбинированное
Формы контроля: тестирование.
7 Раздел 18ч. Подготовка к Новому году
Тема: подготовка к празднику.
11
Теория 4ч.: В рамках данных занятий происходит повтор некоторых
ранее изученных техник и проводится практическое тестирование на
овладение приёмами работы в техниках оригами, шитье игрушек, квиллинга.
Новогодняя открытка. Показ презентации по теме «Выполнение простого
новогоднего декора – гирлянд, шариков из бумаги, объемных украшений в
технике оригами».
Практика 14ч.: Сборка всех элементов на основу, декорирование.
Новогодняя игрушка, выбор изделия на новогоднюю или рождественскую
тематику (шитье простых по форме игрушек из 2 деталей – ангел,
снеговик, зайчик). Шитье выбранной игрушки, набивание и декорирование.
Выполнение простого новогоднего декора – гирлянд, шариков из бумаги,
объемных украшений в технике оригами. Шары из бумажных салфеток.
Изготовление фигурок оригами – Деда мороза и Снеговика – повторение и
практическое тестирование по теме «Оригами». Петушок из бумаги –
различные поделки – Петушки из бумаги, выполнение различных вариантов.
Поделка Ангелочек – из картона, бумаги, ткани. Сборка новогодне –
рождественских композиций к выставке.
Формы занятий: групповое, комбинированное
Формы контроля: выставка работ – итоговая аттестация.
8 Раздел 10ч. Народная кукла
Тема: Народная кукла.
Теория 3ч.: история и традиции, связанные с народной куклой. Виды
кукол по назначению.
Практика 7ч.: практическое занятие по завязыванию узлов.
Изготовление простых кукол: Ангела, Лошадки, Колокольчик, кувадка.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: практическая итоговая работа.
9 Раздел 10ч. Квиллинг
Тема 2.1. Квиллинг.
Теория 2ч.: Исторические сведения о возникновении техники, виды
Квиллинга, инструменты, ТБ.
Практика 8ч.: Получение навыков работы в данной технике.
Выполнение основных элементов. Заполнение различными элементами
формы – рыбки. Изготовление ветки с ягодами. Изготовление простых
цветов.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: итоговая коллективная работа.
12
10 Раздел 10ч. Аппликация
Тема 2.1. Аппликация из бумаги и ткани.
Теория 2ч.: Виды объемной аппликации из бумаги и ткани.
Практика 8ч.: Работа с шаблонами, вырезание. Изготовление
поделки кактус, цыпленок, ежик с яблоком. Из ткани – дерево с объемными
листьями.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: итоговая коллективная работа.
11 Раздел 10ч. Шитье из капрона и носков
Тема 2.1. Продолжение темы «Шитье».
Теория 2ч.: навыки работы с капроновыми колготами и носками.
Практика 8ч.: шитье кукол Пупс, Котик, Мишка-панда, Зайчик.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: тестирование.
12 Раздел 6ч. Аппликация из бумажных шариков
Тема 2.1. Аппликация из бумажных шариков как один из видов
аппликации.
Теория 1ч.: Использование гофрированной бумаги и салфеток.
Отрывание, нарезание бумаги. Сравнение этих приемов, сравнение
материалов, сравнение результатов.
Практика 5ч.: Выкладывание небольшой картинки – аппликации по
выбору ученика. Аппликация из бумажных шариков, работа над своей
поделкой.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: итоговая коллективная работа.
13 Раздел 6ч. Цветы из гофробумаги
Тема 2.1. Цветы из гофробумаги.
Теория2ч.: правила работы с гофробумагой. Виды такой бумаги.
Практика 4ч.: Изготовление цветов – из 6 лепестков, Нарцисс,
Ромашка.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: практическая самостоятельная работа.
14 Раздел 6ч. Декупаж
Тема 2.1. Декупаж.
Теория 1ч.: История декупажа. Приемы вырывания и вырезания
мотивов. Сравнение результатов.
Практика 5ч.: Приклеивание мотивов на стекло (коллективная
13
работа для приобретения навыка). Композиция в круге. Декупаж на
загрунтованном компакт – диске. Декорирование получившейся работы с
помощью дополнительных материалов – бусин, кружева, пайеток, пуговиц и
т.д.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: изготовление коллективной работы «Я садовником
родился» - панно.
15 Раздел 12ч. Блок занятий, отведённый для подготовки
к Пасхе
Тема 2.1. Поделки в техниках, изученных ранее.
Теория2ч.: консультирование учащихся по изготовлению выбранной
поделки.
Практика 10ч.: поделка – пасхальная кукла. Поделка – домикскворечник для яйца. Декорирование домика с помощью дополнительных
средств. Кукла Курочка на яйцо – шитье. Шитье курочки, декорирование.
Подставка под яйцо из рулончика от туалетной бумаги и гофробумаги.
Аппликация на пасхальную тематику. Работа над поделкой. Шитье из
носка цыпленка либо зайчика, по выбору учащегося. Шитье, набивка,
декорирование получившейся куклы. Пасхальная открытка. Декорирование
пустой яичной скорлупы с помощью декупажа. Декорирование яйца с
помощью газетной бумаги и простых цветов из гофробумаги.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: выставка работ по итогам года – поделки могут
быть выполнены в любой технике из изученных.
1. . Учебно-тематический план на второй год обучения
№
Тема
Теория
Прак
тика
Все
го
166
216
1
-
1
анкетиро
вание
2
8
10
самостоя
тельное
изготовле
50
1
2
Введение в
образовательную
программу.
Тестопластика.
14
Форма
контрол
я
ние рыбки
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Традиционная народная
кукла.
Скрапбукинг.
Выкладка бисером.
Шитье кукол.
Оригами.
Декупаж по яичной
скорлупе
Блок подготовки к Новому
году.
Изготовление цветов.
Тиснение по бумаге.
Пасхальный блок.
15
2
8
10
изготовле
ние
простой
игровой
куклы
7
14
21
Изготовле
ние
открытки
2
8
10
Анкетиров
ание по
теме
7
23
30
Шитьё
пчёлки,
тестирова
ние
5
20
25
тестирова
ние
1
5
6
выполнени
е
коллектив
ной
работы
6
18
24
Участие в
выставке
2
8
10
выполнени
е цветка –
заколки
1
3
4
Сборка
открытки
из готовых
деталей
7
18
25
Участие в
пасхально
й
выставке
13
14
15
Объемный квиллинг.
Пейп-арт.
Итоговая работа за
второй год обучения.
4
12
16
изготовле
ние
коллектив
ной
работы
«Цветуща
я сакура»
1
9
10
тестирова
ние
2
12
14
Итоговая
выставка
Содержание программы «Умелые ручки» на второй год обучения
1 Раздел 1ч. Вводное занятие
Теория 1ч.: Раскрытие целей программы и ожидаемых результатов.
Практика: Входящий мониторинг- анкетирование детей на уровень
подготовленности к обучению по программе.
Форма занятия: комбинированная
Формы контроля: входящее анкетирование
2 Раздел 10ч. Тестопластика
Тема: Тестопластика.
Теория 2ч.: Знакомство с историей лепки из солёного теста и
основными приёмами работы с ним.
Практика 8ч.: Изготовление простых фигурок из солёного теста –
рыбки и бабочки. Декор изделий тестом.
Формы занятий: групповые, комбинированное
Формы контроля: самостоятельное изготовление рыбки.
3 Раздел 10ч. Традиционная народная кукла
Тема: Кукла – столбушка (на основе плотной скрутки из ткани) –
Мамка, Берегиня.
Теория 2ч.: История происхождения народной традиционной куклы.
Символизм народной игрушки. Знакомство с техникой выполнения
народной куклы – скруткой - столбиком
Практика 8ч.: Подвязывание передника выворотным способом.
Декорирование кружевом. Изготовление кукол способом скрутки.
Узелковая кукла.
Формы занятий: групповые, комбинированные
16
Формы контроля: В качестве аттестации по теме – изготовление
простой игровой куклы на основе столбика из ткани.
4 Раздел 21ч. Скрапбукинг
Тема: Скрапбукинг.
Теория 7ч.: Понятие о скрапбукинге – история возникновения,
направления, стили. Материалы и инструменты. Простейшие виды
скрапбукинга, приемы декора изделий в этой технике.
Практика 14ч.: Изготовление открытки с использованием подручных
материалов (листьев, ткани, кружева, перьев, бусин и т. Д.)
Изготовление декоративных элементов – цветов, перьев, подбор
деталей для декора.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: изготовление открытки к ближайшему празднику.
Анкетирование по теме.
5 Раздел 10ч. Выкладывание бисером
Тема: Выкладывание бисером.
Теория 2ч.: история возникновения бисера и бисероплетения.
Выкладывание бисером как вид аппликации. Способы расположения
бисерин на картинке-основе.
Практика 8ч.: Приемы работы на примере небольшой поделки
(котик).
Формы занятий: групповое, комбинированное
Формы контроля: Выполнение самостоятельной работы по выбору –
елочка, рыбка. Анкетирование по теме.
6 Раздел 30. Шитье кукол
Тема: куклы-тильда.
Теория 7ч.: актуализация ранее приобретённых знаний о видах
используемых швов. Различия и названия различных видов тканей, их
применение для шитья кукол. Для работы предлагаются более
сложные в исполнении куклы – тильда. Рассказ об этом виде кукол –
происхождение названия, особенности, используемые материалы.
Практика 23ч.: кукла – пакетница, а также куклы из носков –
жираф, зебра. Шитьё тильды на выбор учащегося по готовой
выкройке.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: Пчелка – самостоятельная работа. Тесты по
видам швов.
17
7 Раздел 25ч. Оригами
Тема: Оригами.
Теория 5ч.: актуализация ранее полученных знаний и умений по теме
Оригами – чтение схем, приёмов складывания. Модульное оригами –
складывание базовых модулей, сборка целого изделия.
Практика 20ч.: Изготовление более сложных моделей, чем на первом
году обучения – на основе базовых форм Дверь (лиса), Рыба (тюлень,
пингвин). Изготовление несложных модульных поделок – цветы (роза,
колокольчик)
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: тестирование.
8 Раздел 6ч. Декупаж по яичной скорлупе
Тема: декупаж на вариативных поверхностях.
Теория 1ч.: Продолжение работы в технике «Декупаж».
Использование в качестве фона плоскости, обклеенной скорлупой.
Практика 5ч.: Оклеивание декорируемой поверхности. Сушка,
грунтовка водоэмульсионной краской, декупаж. Окончательный декор
– подкрашивание, декорирование дополнительными элементами –
кружево, бусины и т. Д.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: коллективная практическая работа.
9 Раздел 24ч. Блок подготовки к Новому году
Тема: новогодний декор и сувениры своими руками.
Теория 6ч.: Выполнение различных новогодних поделок (открытки,
куклы – дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, олень, заяц, кот) и
новогодний декор кабинета.
Практика 18ч.: изготовление Снегурочки, Деда Мороза, Снеговика,
зайца, дракона в техниках шитья из ткани, тестопластики, выкладки
бисером.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: оформление кабинета к празднику; участие в
новогодней выставке.
10 Раздел 10ч. Изготовление цветов в различных техниках
Тема: изготовление цветов в различных техниках с применением
ткани, бумаги и гофробумаги.
18
Теория 2ч.: Выполнение цветов из гофробумаги – орхидея, ирис,
гиацинт, роза. Цветы из ткани – объемная ромашка, гвоздика,
простые цветы из кругов ткани, цветы из бумаги
Практика 8ч.: правила и приемы изготовления простых цветов –
Лилия, кувшинка, василек.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: выполнение цветка – заколки с использованием
любого варианта из предложенных.
11 Раздел 4ч. Тиснение по бумаге
Тема: Тиснение по бумаге.
Теория1ч.: тиснение как один из способов декорирования фона и
изготовления элементов декора для скрапа – листьев, цветов.
Материалы и инструменты.
Практика 3ч.: Изготовление фона для открытки и цветов с
листьями.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: самостоятельная сборка поделки из изготовленных
деталей.
12 Раздел 25ч. Пасхальный блок
Тема: сувениры и поделки на пасхальную тематику.
Теория 7ч.: помощь и инструктаж при выполнении работы, над
выбранным самостоятельно изделием – сувениром, декором и т.д.
Практика 18ч.: Декорирование яичной скорлупы с помощью техник,
изученных ранее – квиллинг, декупаж, изготовление цветов и листьев
для декора яиц. Шитье пасхальных кукол под яйцо – цыпленка, курочки.
Создание панно с элементами декупажа и выкладкой бисером на
пасхальную тематику.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: участие в пасхальной выставке..
13 Раздел 16ч. Объемный квиллинг
Тема: Объемный квиллинг как один из видов квиллинга.
Теория 4ч.: отличие объёмного квиллинга от плоских техник.
Особенности скручивания и сборки деталей и элементов. Способы
укрепления конструкции. Вспомогательные материалы.
Практика 12ч.: Выполнение изделий из плотных роллов, сборка и
сушка: ветка с цветами, колосок, куколка.
Формы занятий: групповые, комбинированные
19
Формы контроля: изготовление коллективной работы «Цветущая
сакура»
14 Раздел 10ч. Пейп – арт
Тема: Пейп – арт.
Теория 2ч.: Техника пейп – арта, происхождение техники, область
применения, материалы, Т. Б.
Практика 8ч.: отработка навыков скручивания бумажных жгутиков
и выполнение из них простейших элементов – кругов, спиралей,
волнистых линий и т. Д. Декорирование предварительно
загрунтованной бутылки или банки из-под кофе. Возможно
дополнительное использование декупажа.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: тестирование.
16 Раздел 12ч. Итоговая работа за второй год обучения
Тема: Итоговая работа за второй год обучения.
Теория 2ч.: учащиеся выполняют работу в любой из изученных в
течении года техник. Задача педагога – консультировать и помогать
в работе над изделием.
Практика 10ч.: В работе могут быть использованы любые из
изученных техник.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: итоговая выставка.
Учебно-тематический план на третий год обучения
№
Тема
Теория
71
Прак
тика
Форма
Все контроля
го
217
288
1
Лепка из холодного
фарфора.
2
4
6
Входящая
аттестаци
я
(анкетиров
ание)
2
Антистрессы своими
руками
8
16
24
опрос по
теме
20
3
Цветы из ткани и лент.
8
24
32
Практическ
ая работа
4
Народная кукла.
2
8
10
Изготовлен
ие куклы по
инструкции
5
Объемный декупаж.
2
8
10
тестирован
ие
6
Плетение из бисера на
проволоке
4
12
16
тестирован
ие
7
Блок подготовки к Новому
году.
12
24
36
Итоговая
выставка
8
Макетирование
21
51
72
тестирован
ие
9
Кукла из капрона – азы
чулочной пластики.
4
10
14
Практическ
ая работа
10
Оригами коробочки и
упаковки.
8
12
20
тестирован
ие
11
Блок занятий,
посвященный Пасхе.
6
18
24
Итоговая
выставка
12
Кукла-тильда.
2
12
14
Практическ
ая работа
13
Итоговая работа за весь
курс обучения
2
8
10
Итоговая
выставка
Содержание программы объединения «Умелые ручки» на третий год
обучения.
1 Раздел 6ч. Холодный фарфор
Тема: Лепка из холодного фарфора.
Теория 2ч: Что такое холодный фарфор, изготовление массы в
домашних условиях, окрашивание ХФ, приемы и тонкости работы с
ним.
21
Практика 4ч.: 1. Лепка бусин, сборка бус. Изготовление декоративных
пуговиц. Лепка цветов из ХФ.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: опрос по теме.
2 Раздел 24ч. Антистрессы своими руками
Тема: Антистрессы своими руками.
Теория 8ч.: материалы для изготовления, способы изготовления.
Практика 16ч.: Изготовление различных игрушек - антистрессов.
При изготовлении применяются ранее полученные знания и навыки по
работе в технике оригами, работа с бумагой и различными
наполнителями.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: опрос по теме.
3 Раздел 32ч. Цветы из ткани и лент
Тема: Цветы из ткани и лент.
Теория 8ч.: Продолжение тем цветы из ткани и цветы из атласной
ленты. Особенности работы с каждым новым видом ткани. Способы
обработки тканей, использование дополнительной фурнитуры и
материалов – резинки, тычинок, пуговиц, основ для заколок. Способы
крепления цветов к различным основам.
Практика 24ч.: цветы из ткани розы, тюльпан, пион, из шифона –
роза, цветы из фетра – из 5 лепестков, объемный цветок.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: изготовить цветок из любого вышеперечисленного
материала.
4 Раздел 10ч. Народная кукла
Тема: Народная кукла, связанная с семьёй.
Теория 2ч.: значение семьи в жизни человека и общества. Ценность
традиций в семье. Кукла, связанная с семьей – Неразлучники, Мировое
дерево. Значение куклы в жизни семьи, придаваемый ей смысл. Виды
кукол, связанных с семьей.
Практика 8ч.: Кукла на палочке. Изготовление Неразлучников.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: Изготовление Мирового дерева – самостоятельно
по инструкции.
5 Раздел 10ч. Объемный декупаж
Тема: Объемный декупаж.
22
Теория 2ч.: Знакомство с еще одним видом декупажа – объемным.
Область применения ОД. Изготовление объемного изображения на
небольшой открытке. Разбор мотива по слоям.
Практика 8ч.: Тонирование краев элементов мотива. Сборка на
объемный скотч. Декорирование собранной композиции с помощью
бусин, контуров, кружева и т. Д.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: тестирование.
6 Раздел 16ч. Плетение из бисера на проволоке
Тема: параллельное плетение на проволоке.
Теория 4ч.: дальнейшее расширение темы бисероплетения: плетение
на проволоке в технике параллельного плетения. Особенности данного
вида плетения, материалы и инструменты. Актуализация ранее
полученных знаний о возникновении бисероплетения и бисера. Работа
по схемам. Счёт бисеринок и рядов.
Практика 12ч.: изготовление простых фигурок – аксолотль, лягушка,
крокодильчик. Выполнение объёмного параллельного плетения –
изготовление белочки. Присоединение отдельных элементов.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: тестирование
7 Раздел 36ч. Новогодний блок
Тема: новогодние поделки и декор.
Теория12ч.: Поделки и декор на новогоднюю тематику. Помощь
учащимся в разработке шаблонов, изготовлении поделок.
Практика 24ч.: Самостоятельный выбор куклы – поделки к Новому
году, разработка эскиза открытки, выполнение изделий.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: Проведение выставки получившихся работ –
промежуточная аттестация за полугодие.
8 Раздел 72ч. Макетирование
Тема: Макетирование.
Теория 21ч.: Конструирование на плоскости. Работа с
геометрическими фигурами. По предложенному рисунку изготовить
фигуру из геометрических фигур одного вида. Объемные
геометрические фигуры. Конструирование простейших макетов
фигур. Работа с шаблонами. Перевод на выкройку линий с шаблона.
Работа с ножницами и бумагой. Линии сгиба, правильное нанесение,
23
сгибание. Макетирование технического объекта из бумаги. Работа с
клеем. Тонировка. Шаблон. Линии сгиба. Метод сгибания. Понятие
выкройки, клапана, цветового круга, близких тонов цвета,
противоположных. Понятие о композиции. Создание макетов военной
техники, кораблей, автомобилей. Общее понятие об архитектурных
сооружениях, стилях, материалах используемых для построек. Работа
по шаблону. Распознавание линий сгиба, нанесение на выкройку,
правила продавливания. Первоначальные сведения о простейших
геометрических телах. Элементы геометрических тел (грань, ребро,
вершина, основание, боковая поверхность). Сопоставление
геометрических фигур с геометрическими телами.
Практика 51ч.: Работа с инструментом. Элементарные понятия о
развёртках, выкройках простых тел. Приёмы работы с ними.
Элементы предварительного планирования работы, анализ изделий,
правила безопасной работы. Изготовление намеченных поделок –
домиков, техники. Декорирование изделий.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: выполнение практической итоговой работы –
домика.
9 Раздел 14ч. Кукла из капрона
Тема: Кукла из капрона. Азы чулочной пластики.
Теория 4ч.: Изготовление куклы из капрона с более сложной
внешностью – рот, нос, глазные впадины и глаза, уши. Шитье куклы –
Бабы-Яги.
Практика 10ч.: Отработка приемов чулочной пластики.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: практическая итоговая работа по теме –
самостоятельное изготовление куклы Колобок.
10 Раздел 20ч. Оригами-коробочки и упаковки
Тема: Применение оригами для упаковки.
Теория 8ч.: применение оригами на практике. Схемы и варианты.
Практика 12ч.: Изготовление различной сложности коробочек и
способов упаковки сувениров и подарков. Использование различных
материалов: бумаги, ткани, картона.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: тестирование.
11 раздел 24ч. Пасхальный блок
24
Тема: сувениры и поделки на пасхальную тематику.
Теория 6ч.: помощь и инструктаж при выполнении работы, над
выбранным самостоятельно изделием – сувениром, декором и т.д.
Практика 8ч.: Декорирование яичной скорлупы с помощью техник,
изученных ранее – квиллинг, декупаж, изготовление цветов и листьев
для декора яиц. Шитье пасхальных кукол под яйцо – цыпленка, курочки.
Создание панно с элементами декупажа и выкладкой бисером на
пасхальную тематику.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: участие в пасхальной выставке.
12 Раздел 14ч. Кукла-тильда
Тема: Кукла-тильда.
Теория 2ч.: Экскурс в историю куклы тильды. Принцип изготовления
куклы.
Практика 12ч.: Изготовление кукол Заяц, Фея.
Формы занятий: групповые, комбинированные
Формы контроля: практическая итоговая работа.
13 Раздел 10ч. Итоговая работа за весь курс обучения
Тема: Итоговая работа за курс обучения.
Теория 2ч.: учащиеся выполняют работу в любой из изученных в
течении года техник. Задача педагога – консультировать и помогать
в работе над изделием.
Практика 8ч.: В работе могут быть использованы любые из
изученных техник.
Формы занятий: групповые, комбинированные, индивидуальные.
Формы контроля: итоговая выставка.
Планируемые результаты
на 1 год обучения:
1. Образовательные:
- должны уметь пользоваться различными материалами и оборудованием
для создания своих изделий;
- должны освоить азы: квиллинга, оригами, шитья из колгот и тканей,
кинусайги, основных приемов работы с гофробумагой, различных видов
аппликации, декупажа;
- должны освоить основы цветоведения;
- должны освоить навыки чтения простых схем и инструкционных карт;
25
- должны знать основы композиционного построения;
2.Развивающие:
- развитие творческих способностей, технического и творческого
мышления;
- расширение кругозора детей в области видов рукоделия, декора,
применения различных материалов в работе;
- развитие познавательной активности в области ДПИ;
- развитие навыков детей, полученных на уроках технологии в школе;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики руки.
3. воспитательные:
воспитание
аккуратности,
внимательности,
усидчивости,
самостоятельности;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям,
к чужим и собственным работам;
- создание сплочённого коллектива с доброжелательным климатом;
- воспитание навыков культуры труда.
На второй год обучения:
1. Образовательные:
- знание терминов, применяемых в работе;
- развитие умения использования различных материалов и инструментов
для создания своих изделий;
- овладение навыками в области: тестопластики, модульного оригами,
тиснения по бумаге, пейп-арта, объёмного квиллинга, народной куклы;
- умение работать по схемам и инструкционным картам;
- знание основ композиционного построения в круге и овале;
- знать названия простейших геометрических тел и объемных тел,
Знать различные способы соединения деталей.
- знание правил техники безопасности;
- умение самостоятельно подбирать материалы и техники для своих
изделий, составление эскиза.
2. Воспитательные:
воспитание
аккуратности,
внимательности,
усидчивости,
самостоятельности;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям,
26
к чужим и собственным работам;
- воспитание навыков культуры труда;
- уметь оценивать качество и красоту изделий;
- овладеть навыками работы в группе;
- уметь организовать рабочее место.
3.Развивающие:
- развитие творческих способностей, технического и творческого
мышления;
- расширение кругозора в области видов рукоделия, декора, применения
различных материалов в работе;
- развитие познавательной активности в области ДПИ;
- развитие навыков детей, полученных на уроках технологии в школе;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики руки.
На третий год обучения:
1. Образовательные:
- знание терминов, применяемых в работе;
- развитие умения использования различных материалов и инструментов
для создания своих изделий;
- овладение навыками в области: тестопластики, модульного оригами,
тиснения по бумаге, пейп-арта, объёмного квиллинга, народной куклы;
- умение работать по схемам и инструкционным картам;
Знать различные способы соединения деталей.
- знание правил техники безопасности;
- умение самостоятельно подбирать материалы и техники для своих
изделий, составление эскиза.
2.Воспитательные:
- воспитание самостоятельности в работе и организации рабочего
процесса;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям,
к чужим и собственным работам;
- воспитание навыков культуры труда;
- уметь оценивать качество и красоту изделий;
- овладеть навыками работы в группе;
3.Развивающие:
- развитие творческих способностей, технического и творческого
мышления;
27
- расширение кругозора в области видов рукоделия, декора, применения
различных материалов в работе;
- развитие познавательной активности в области ДПИ;
- развитие навыков детей, полученных на уроках технологии в школе;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики руки.
2.2 Условия реализации программы
Реальная и доступная совокупность условий реализации программы
информационные, методические и иные ресурсы:
материально-техническое
обеспечение
–
Материальнотехническое обеспечение:
Занятия проводятся на базе дома детского творчества, а также
на базе МСОШ №1 и МСОШ № 2. Уроки проводятся в форме
поурочных занятий. При работе используются следующие
материалы: капроновые колготки, синтепон для набивки, цветные
нитки №№ 30,40, разнообразные носки, ножницы, бусины разных
размеров, лоскутки, мех, иголки, клей ПВА, клей «Титан».
Для занятий с использованием бумаги понадобятся следующие
материалы: бумага цветная, ножницы, клей ПВА, гофрированный
картон, цветной картон, канцелярский нож, линейки.
- наличие сети Интернет.
информационное обеспечение –
file:///F:/Из%20компьютера/НПБ/НПБ/Prikaz-196_презент.pdf
- http://www.trozo.ru/
- https://stranamasterov.ru/
- https://www.rukukla.ru/article/trya/Books-about-the-folk-doll
кадровое обеспечение –педагог дополнительного образования.
1. Методика
занятиях.
2.3 Оценочные материалы (Приложение 2)
проверки умения учащихся самостоятельно работать на
2. Задания на проверку самостоятельно работать на занятиях.
2. Лист общеучебных достижений обучающегося.
3. Определение уровня выполнения практических работ .
4. Мониторинг образовательных результатов.
2.4 Методические материалы
28
методические
особенности
организации
образовательного
процесса
методы обучения и
воспитания
педагогические
технологии
дидактические
материалы
краткое описание общей методики работы в
соответствии
с направленностью содержания и
индивидуальными особенностями учащихся;
форма
организации
учебного
занятия
комбинированная.
обучения
(словесный,
наглядный,
практический;
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично- поисковый, исследовательский, проблемный;
игровой, проектный, эвристический и пр.) и воспитания
(убеждения, поощрения, стимулирования, мотивация,
создание ситуаций и др.)
технология
группового
обучения,
личностно—ориентированного
обучения,
здоровьесберегающие
технологии,
специальные
технологии,
соответствующие
художественной
направленности
наглядные,
демонстративные
пособия,
технологические
карты,
образцы
изделий,
банк
творческих работ, различные таблицы, схемы, инструкции.
методические разработки Методразработки занятий по темам, разделам и т.п.
3. Формы аттестации (контроля)
Время
проведения
Цель проведения
29
Форма контроля
В начале
учебного года
в течение всего
учебного года
По
окончании
изучения
темы
или
раздела.
В
конце месяца,
полугодия.
Начальный или входной контроль
Определение уровня
практическое задание на владение
развития учащихся, их
простейшими трудовыми
способностей
навыками: использование ножниц,
Текущий контроль
аккуратность, скорость
Определение степени
выполнения задания.
Промежуточная
аттестация:
усвоения обучающимися
тестирование по различным
учебного материала.
темам, где была значимая
Определение готовности детей теоретическая часть,
к восприятию нового
практическое тестирование.
материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и
Промежуточный контроль
средств обучения
Определение степени
тестирование по изученному
усвоения обучающимися
материалу, самостоятельная
учебного материала.
практическая работа,
Определение результатов
коллективная практическая
обучения.
работа, выставки.
Итоговый контроль
В конце учебного Определение изменения
самостоятельная работа с
года или курса уровня развития детей, их
применением изученных техник.
творческих способностей.
Выставки, конкурсы, отчетные
Определение результатов
выставки.
обучения. Ориентирование
обучающихся на дальнейшее
обучение. Получение сведений
для совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
Список литературы:
Список литературы для педагога
1. Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2016. - 297 c.
2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества
30
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
3. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации/ Методическое пособие.М.: Педагогическое общество России, 2016.- 192 с.
4. Быстрый квиллинг. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2015. - 461 c.
5. Валюх, Оксана Ажурный и объемный квиллинг / Оксана Валюх ,
Андрей Валюх. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород,
2015. - 128 c.
6. Восточный квиллинг. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-Пресс
Книга, 2013. - 112 c.\
7. Инструментарий работника Системы дополнительного
образования детей. Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта
«Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых
форм развития образования, Министерство образования и науки
Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н. Э.
Баумана, 2017.- 608 с.;
8. Клёнова Н.В. О программах ознакомительного уровня. //
Дополнительное образование.-2014.- № 3. – с.10. Режим доступа:
https://modnso.ru/upload/iblock/af0/af04f94c73adab2b02374bbbe4c61334.pdf
9. Методические рекомендации по разработке и реализации
разноуровневых программ дополнительного образования (2017) / ГОБОУ
«Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», г. Липецк
[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: URL: 69
http://strategy48.ru/sites/default/files/rmc/Metod_rekom_raznourovn.pdf
(22.20.2018);
10. Методические рекомендации по разработке модульных
дополнительных общеобразовательных программ / А. В. Кисляков, Ю. В.
Ребикова, А. В. Щербаков, Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева; под ред. М. И.
Солодковой. – Челябинск :ЧИППКРО, 2018. – 340 с. [Электронный
ресурс]Режим доступа: URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/0e3/0e3c97700b38189ecaa8d386e0888b63.pdf
11. Поволяева М.Н., Попова И.Н. Дополнительные образовательные
31
программы нового поколения и оценка их результативности. Монография.
– М.: ООО «Новое образование», С.-Пб.: Свое издательство, 2017. – 80 с.
(Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).
12. Попова И.Н. Курс «Дополнительные общеразвивающие программы
нового поколения: от разработки до реализации и оценки
эффективности».Режим доступа: https://foxford.ru/catalog/teacher/dopolnitelnoe-obrazovanie
Список литературы для детей
1. Анна Зайцева Искусство квилинга: Магия бумажных лент. Издательство М.: Эксмо, 2010.
2.Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ,
2000.-191 с.
3.Янушко Е.А. Пластилиновый мир – М.: Мозаика-Синтез, 2010
4.https://stranamasterov.ru/
5. https://www.rukukla.ru/
Приложения к программе «Умелые ручки»
Приложение 1.
Перечень воспитательных мероприятий по месяцам:
1.сентябрь – кукла День-Ночь
32
2.октябрь - кукла Филипповка – помощница
3.ноябрь – кукла Россияночка ко Дню народного единства
4.декабрь – лепка ангела из солёного теста
5.январь – кукла Веничек Благополучия (делалась под Рождество)
6. февраль – кукла Домовой – на День домового
7.март – кукла Мартиничек – к началу весны
8.апрель – кукла Пасхальный зайчик
9.май – кукла из травы
Приложение 2.
Итоговый тест по изученным темам за первый год обучения.
1.Термин «оригами» обозначает:
1) мятая бумага
2) красивая бумага
3) складывать
4) сложенная бумага
2.Как называется линия в квадрате или прямоугольнике, идущая от
угла к углу?
1) Полоска
2) Линия
3) Диагональ
4) складка
3.название «Квиллинг» произошло от слова:
1) полоска
2) перо
3) крутить
4.как переводится с латинского слово «композиция»?
а) украшение
б) соединение частей
Методика проверки умения учащихся самостоятельно работать на
занятиях.
Задания на проверку самостоятельно работать на занятиях.
33
Педагог наблюдает за учащимися на протяжении 5 различных занятий и
отмечает личные особенности каждого, пользуясь шкалой: 2- умение
выражено ярко, 1 – умение присутствует, 0 – умение отсутствует.
1. Стремится начать выполнять задание только после того, как понял и
«принял» задание.
2. Выполняет последовательно и аккуратно все задания.
3. Контролирует свои действия в ходе работы.
4. Контролирует свою работу по результату или предъявляет результат,
не согласующийся с тем, что можно ожидать.
5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой
(спросить об этом, принимая работу).
6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.
7. Хорошо представляет, что и в какой последовательности собирается
выполнять.
8. Не переделывает работу заново.
Педагог усредняет данные по всем учащимся и делает вывод о наличии
у учащихся умения самостоятельно работать на занятии.
Определение уровня выполнения практических работ:
- выбран и предложен педагогом - 1-2 балла;
- выбран из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- составлен правильно, но при консультации с педагогом – 7-8;
- составлен самостоятельно и грамотно, без консультации с педагогом -910;
Подбор цветовых сочетаний материалов:
- подобрано и предложено педагогом 1-2;
- подобрано из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- подобрано самостоятельно с внесением изменений, хорошо, но есть
некоторые ошибки – 5-6;
- подобрано грамотное цветовое сочетание, но при консультации с
педагогом -7-8;
- подобрано грамотное цветовое сочетание самостоятельно, без
консультации с педагогом -9-10;
Выполнение работы:
- выполнено неаккуратно -1-2;
34
- выполнена не очень аккуратно – 3-4;
- выполнена аккуратно, но с небольшими недостатками – 5-6;
- выполнена аккуратно – 7-8;
- выполнена очень аккуратно – 9-10 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов;
Средний уровень – от 13 до 26 баллов;
Высокий уровень – выше 26 баллов.
Мониторинг образовательных
результатов
1.
Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш,
ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение
использовать инструменты.
2.
Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (название геометрических фигур,
определения…) свободно использует технические обороты, пользуется
дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса,
оперирует специальными терминами, не использует дополнительную
литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает
отдельные определения.
3.
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится
к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в
достижении цели, проявляет активность только на определенные темы
или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания
только по четким инструкциям, указаниям педагога.
35
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах,
в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри кружка.
5.
Развитие познавательных способностей: воображения, памяти,
речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы,
величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает
содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка
устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но
недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение
с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не
может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
3.2. Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1.
Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности
(доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках
расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы
поведения.
2.
Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает
активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется
принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания
общаться в коллективе.
Лист общеучебных достижений обучающегося
ФИО _______________________
36
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Критерии
I год обучения
Полугодие
Конец года
II год
обучения
III год
обучения
Отношение к занятию в
целом: положительное
безразличное
негативное
Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
Внимание:
отличное
среднее
легко отвлекается
Темп работы:
опережает темп работы объединения с
высоким качеством работы
опережает темп работы объединения с
недостаточным качеством работы
соответствует темпу занятия
отстает от темпа занятия
Оформление работ:
по всем требованиям
частично нарушены требования
без выполнения требований
красиво
аккуратно
грязно
Умение организовывать и
контролировать свою работу на
занятии:
всегда
иногда
никогда
Проявление творчества:
всегда
иногда
никогда
Общеучебные навыки
освоены: отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо
Диагностика учебных достижений
образовательной программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
ребенка по
Степень выраженности
оцениваемого качества
37
Возм
ожно
е
колво
балл
дополнительной
Методы
диагностики
I. Теоретическая
подготовка
ребенка:
1.1.Теоретические
знания
(по основным разделам
учебно-тематического
плана программы)
1.2. Владение
специальной
терминологией
Соответст
вие
теоретичес
ких
знаний
ребенка
программны
м
требования
м
Осмысленно
сть
и
правильнос
ть
использован
ия
специальной
терминолог
ии
II.
Практическая
подготовка
ребенка:
2.1.
Практические
умения и
навыки,
предусмотренные прог
раммой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)
программой (по
основным
разделам
учебнотематического плана
программы)
Соответст
вие
практическ
их
умений
и
навыков
программны
м
требования
м
ов
1
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
5
10
Собеседование
• минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает
употреблять специальные термины);
• средний
уровень (ребенок
сочетает
специальную терминологию
с
бытовой);
• максимальный
уровень (специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием).
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2 предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2);
- максимальный уровень - (ребенок
овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период);
1
5
10
1
Контрольное задание
5
10
Контрольное задание
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
-
2.3. Творческие
-минимальный уровень
(ребёнок овладел менее чем 1/2
объема знаний, предусмотренных
программой);
- средний
уровень (объем усвоенных знаний
составляет более 1/2);
- максимальный уровень
(ребенок освоил практически весь
объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период);
Отсутств
ие
затруднени
й
в
-минимальный
уровень
умений (ребёнок
испытывает
серьёзные затруднения при работе с
оборудованием);
средний
уровень (работает
с
оборудованием
с
помощью
педагога);
- максимальный уровень (работает
с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей);
- начальный (элементарный) уровень
развития креативности (ребенок в
38
1
5
Контрольное задание
10
навыки
использован
ии
специальног
о
оборудовани
я
и оснащения
состоянии
выполнять
лишь простейшие
практические задания педагога);
- репродуктивный
уровень (выполняет
в
основном задания
на
основе
образца);
- творческий уровень (выполняет
практические задания
с
элементами творчества).
1
5
10
Креативнос
ть
в
выполнении
практическ
их
заданий
III.
Общеучебные
умения и
навыки
ребенка:
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоят
ельность в
подборе и
анализе
литератур
ы
- минимальный уровень умений
(обучающийся
испытывает
серьезные затруднения при работе
с литературой, нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога)
• средний уровень (работает с
литературой с помощью педагога
или родителей)
• максимальный уровень (работает с
литературой самостоятельно, не
испытывает особых затруднений)
уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
3.1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3. Умение
осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты,
проводить самостояте
льные учебные
исследования)
3.2.Учебнокоммуникативные умения:
3.2.1. Умение
слушать
и слышать
педагога
3.2.2. Умение
Самостоят
ельность в
пользовани
и
компьютерн
ыми
источникам
и
информаци
и
Самостоят
ельность в
учебноисследовате
льской
работе
1
Анализ
5
10
Исследовательские работы
Наблюдение
уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
уровни
с п.3.1.1.
-
по
аналогии
уровни - по аналогии с
п.3.1.1.
уровни - по аналогии с
п.3.1.1
39
выступать перед
аудиторией
3.2.3. Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии
3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1. Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
3.3.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу
Адекватн
ость
восприяти
я
информаци
и,
идущей от
педагога.
Свобода
владения
и подачи
обучающим
ся
подготовле
нной
информаци
и
Самостоят
ель-ность в
построении
дискуссион
ного
выступлен
ия,
логика в
построени
и
доказатель
ств
уровни - по аналогии с
п. 3.1.1
• минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
объема навыков соблюдения
правил безопасности, предусмотренных программой);
• средний уровень (объем усвоенных навыков составляет
более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок освоил практически весь
объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
удовлетворительно
отлично
Способн
ость
самостоят
ельно
готовить
свое
рабочее
место
к
деятельнос
ти
и убирать
его
за собой
40
-
хорошо
1
5
10
-
Соответст
вие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программн
ым
требования
м
Аккуратно
сть и
ответстве
нность
в работе
Памятка для начала работы над изделием (поделкой)
1. Определись с размерами поделки
2. Определись с содержанием и тематикой работы
3. Сделай примерный эскиз своей будущей работы – на эскизе следует
показать и отметить:
Форму, размер,
Элементы, которые нужно разместить, их размер, количество, места
размещения (наметить композиционное построение) ,
Определиться с цветами, используемыми в работе,
Продумать, какие дополнительные материалы можно использовать.
Поэтапное выполнение открытки:
Опираясь на эскиз, вырезаем основу открытки.
Если на основе есть отверстия – делаем.
Изготавливаем основные элементы из подобранных материалов.
«Примеряем» основные элементы.
Если результатом довольны – прикрепляем все на свои места. Клей
используем тот, который подходит к нашим материалам.
6. Добавляем мелкие детали.
1.
2.
3.
4.
5.
41
7. Делаем заключительный декор – добавляем кружево, бусины,
пуговицы, перья, ленты и т.д.
8. Еще раз оцениваем все вместе и наслаждаемся полученным
результатом!
42