1
Отдел образования и охраны прав детства МР «Мосальский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества
Принято:
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 22 .08. 2025г.
Утверждено:
Директор МКОУ ДО МДТ
_________ Е.Н. Петухова
Приказ №_67__ от 22.08._2025 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
Уровень сложности программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-10лет
Срок реализации: 144 часов
Составитель:
Кузина Ольга Ивановна,
педагог -совместитель
МКОУ ДО Мосальский дом творчества
Мосальск 2025г.
1
2
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке,
тем
умнее
ребенок"
–
утверждал
В.А.Сухомлинский.
«Пластилинография» – это один из сравнительно недавнего появления нового
жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой
создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Программа раскрывает
задачи и содержание работы по художественному развитию обучающихся с
учетом возрастных особенностей. В программе представлен такой вид
художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в
себя лепку. Лепка — вид изобразительной деятельности, основное назначение
которого — образное отражение действительности. Изобразительная
деятельность — одна из самых интересных для детей школьного возраста: она
глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Программа по степени авторства: модифицированная
Направленность программы –художественная
Язык реализации: русский- государственный язык РФ
Программа разработана на основе следующих нормативных документов :
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпросвещения России от 27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа
Минпросвещения № 629);
Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р);
Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
3
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от
30.12.2022г. № АБ-3924/06).
-Постановление администрации муниципального района «Мосальский
район» от 20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг
в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере на территории МР
«Мосальский район» и об организации предоставления сертификатов в
дополнительном образовании».
Уровень сложности: – ознакомительная (стартовая)
Актуальность программы: Актуальность состоит в том, что развитие
творческих
способностей, на занятиях по изобразительной деятельности
способствует формированию творческой личности – одна из наиболее важных
задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей.
Отличительные особенности программы: Рисование пластилином –
замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она
позволяет освоить ребенку объем, сделать картину рельефной и живой. Увлекает и
не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для
работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Новизна программы: Новизна программы заключается в том, что данная
программа направлена на развитие творческих способностей школьников через
пластилинографию. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную
деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинография), которые
дают толчок в развитии, как творческому потенциалу детей, так и развитию
личности в целом. Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания,
памяти. Освоение технических приемов пластилинографии доступно детям
школьного возраста. Оно вносит новизну, делает его интересным и увлекательным.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как
пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает, что пластилином можно
рисовать.
Педагогическая целесообразность:
Программа составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных
особенностей детей школьного возраста. Формирование творческой личности –
одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность
обучающихся. Именно изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей.
3
4
Адресат программ: Программа рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет.
Получение дополнительного образования по программе « Пластилиновые
фантазии» для детей с ОВЗ и инвалидов может быть организовано совместно с
обучающимися группы , но только для детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата .
Состав группы, особенности набора: Постоянный. Дети в объединение
принимаются без предварительного отбора на основании заявления родителей (
законных представителей).
Объем программы : 144 ч.
Сроки реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: очная. Дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения в программе не предусмотрено, но программа, при
необходимости, может быть реализована в очно – заочной форме и дистанционно
с помощью интернет – ресурсов.
Форма организации образовательной деятельности: групповая.
Формы
проведения
занятий:
комбинированные,
теоретические,
практические, самостоятельная работа обучающихся, практическая работа, беседа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование творческой личности посредством занятий с
использованием техники « пластилинография»
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить обучающихся с техникой « пластилинография»
Формировать основные навыки работы с пластилином и
инструментами.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики руки;
- развивать образное мышление.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение в работе
воспитание ответственности при выполнении работ;
.
№№
Название тем
1
Введение. История
возникновения
пластилина.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество Количество
Формы
часов
часов
аттестации
теория практика и
контроля
2
2
5
2
3
4
5
6
7
8
Выполнение элементов
пластилинографии: «шар»,
«конус», «жгут», «валик».
Знакомство с техникой
«мазки» и эффектами
«рельефность»,
«мраморность»,
«пушистость».
Воспоминание о лете.
«Гусеница»,
«Желтоглазые ромашки»,
«Подсолнух»
Натюрморт «Изображение
фруктов». «Виноград»
Пластилиновые фигурки
животных:
« Пчела на цветке»,
«Трудолюбивые муравьи»,
«Паук плетёт паутину».
4
2
6
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
Создание несложных
10
картин на темы:
«Незабудки» (цветы), «
Ветка рябины» (ягоды и
листья), «Живые яблочки
на ветках» (птицы), «
Осенние деревья»
Нанесение фона.
Смешивание цветов.
Полуобъёмные детали
деревьев. Панно «Осенний
лес».
2
Смешивание цветов.
«Птичье царство» - «В
гнезде», «Цапля на
болоте», «Снегири на
заснеженной ветке»,
«Синичкина семья»,
«Дятел на сосне».
«Медведь в берлоге»
«Пингвины на льдине».
Нанесение фона. Снег.
Эффект теней для следов
на снегу. Объёмное
изображение берлоги и
животного.
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
6
2
2
2
5
Пр. работа
6
9
Панно «Зимний лес».
Нанесение фона
размазыванием
пластилина. Эффект
теней.. Смешивание
цвета.Объёмное
изображение сосны, ели
(форма цилиндр, метод
соскабливания).
4
1
1
2
2
4
2
6
2
«Птичья столовая».
Оформление зимнего
пейзажа.
10
11
«Снегурочка».
Оформление сказочного
сюжета декоративными
элементами.
Объёмные
фигуры.Забавные
человечки.
Аппликация из
пластилина. Барельеф.
2
2
22
2
2
2
14
13
14
15
Объёмные фигурки.
«Подводный мир» «Ёрш»,
«Щука»,
«Рак»,
«Акула»,
«Осьминог».
Коллективная работа
«Рисунок на память».
12
Панно «Полевые цветы».
Нанесение фона.
Смешивание цвета.
Вырезание плоских
деталей. Объемные
формы: валик, жгут.
«Фламинго». Нанесение
фона. Смешивание цвета.
Изображение
растительности:
2
1
4
1
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
1
1
2
7
трава(форма жгут),трава
(форма плоская лента).
Водоём Объёмное
изображение птицы.
16
«Ворона в сквере».
Нанесение фона
размазыванием
пластилина.Объёмное
изображение деревьев
(форма цилиндр).
Тропинка (форма
пластина). Изображение
скамейки, вороны.
4
1
1
2
17
4
1
1
2
18
«Лягушка на болоте».
Нанесение фона мазками.
Смешивание цвета.
Изображение
растительности: камыши,
осока, мох(форма валик,
жгут, лента). Объёмное
изображение лягушки
«Аист на крыше».
2
1
1
19
Панно «Синицы».
4
2
20
21
22
«Ёж».
«Жираф»
Творческая работа по
выбору учащихся.
2
2
6
1
1
23
«Матрешка». Оформление
силуэта. Украшение
одежды
«Замок доброго
волшебника».
Оформление сказочного
пейзажа
Комбинированная работа
«Филин»
Панно «Маки». Объемные
детали
Творческая работа по
выбору учащихся.
Выставка работ «Наша
галерея».
4
2
24
25
26
27
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
7
8
Итого
144ч.
Содержание
1 класс (144 часа)
1.Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий.
Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по
технике безопасности.
2.Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик».
Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность»,
«пушистость
3. «Воспоминание о лете». «Гусеница» «Желтоглазые ромашки», «Подсолнух».
4. Натюрморт «Изображение фруктов». «Виноград».
5. Расписной пластилин, полученный методом разрезания: «Бабочки».
Пластилиновые фигурки животных: « Пчела на цветке», «Трудолюбивые
муравьи», «Паук плетёт паутину».
6. Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), «Ветка рябины»
(ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья».
7. Смешивание цветов. «Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте»,
«Снегири на заснеженной ветке», «Синичкина семья», «Дятел на сосне».
8. «Медведь в берлоге» «Пингвины на льдине». Нанесение фона. Снег. Эффект
теней для следов на снегу. Объёмное изображение берлоги и животного.
9. Панно «Зимний лес». Нанесение фона размазыванием пластилина. Эффект
теней.. Смешивание цвета.Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр,
метод соскабливания).
10. «Снегурочка». Оформление сказочного сюжета декоративными элементами.
Объёмные фигуры. Забавные человечки.
11.Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для
украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с
использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы:
а) Мир птиц : «Петушок с семьей», «Совушка – сова», «Павлин».
б) Обитатели морей : «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот».
в) Мир животных : « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка
косолапый».
12.Объёмные фигурки. «Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула»,
«Осьминог».
13.Коллективная работа «Рисунок на память».
Картинная галерея. Выставка работ.
14.Панно «Полевые цветы». Нанесение фона. Смешивание цвета. Вырезание
плоских деталей. Объемные формы: валик, жгут.
15.«Фламинго».
Нанесение
фона.
Смешивание
цвета.
Изображение
растительности: трава(форма жгут),трава (форма плоская лента). Водоём Объёмное
изображение птицы.
16.«Ворона в сквере». Нанесение фона размазыванием пластилина. Объёмное
изображение деревьев (форма цилиндр). Тропинка (форма пластина). Изображение
скамейки, вороны.
17.«Лягушка на болоте». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета.
9
Изображение растительности: камыши, осока, мох(форма валик, жгут, лента).
Объёмное изображение лягушки.
18.«Аист на крыше». Нанесение фона. Изображение крыши (форма плоская лента),
гнездо(форма жгут). Объёмное изображение аиста.
19.Панно «Синицы». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Ветки сосны.
Объёмное изображение синиц.
20.«Ёж». Нанесение фона. Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр).
Объёмное изображение ежа(форма шар, конус).
21.«Жираф». Нанесение фона. Изображение растительности (форма цилиндр,
сплюснутый шар). Объёмное изображение жирафа.
22.Творческая работа по выбору учащихся.
23.«Матрешка». Оформление силуэта. Украшение одежды.
24.«Замок доброго волшебника». Оформление сказочного пейзажа. Объёмные
детали для украшения. Разноцветный пластилин методом разрезания.
25.Комбинированная работа «Филин»-нанесение фона, смешивание цветов,
объёмные фигурки.
26.Панно «Маки». Объемные детали. Оформление композиции деталями в
изученной технике лепки.
27.Творческая работа по выбору учащихся.
1.4 Планируемые результаты
В результате обучающиеся должны знать:
- технику безопасности при работе с пластилином и инструментами;
- алгоритм работы в технике « пластилинография».
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-выполнять последовательность действий;
- работать в коллективе.
РАЗДЕЛ № 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график вынесен в отдельную рабочую программу.
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение – занятия проходят на базе
МКОУ МСОШ № 2 ( по договору о сотрудничестве), кабинет начальных
классов
оборудован столами, стульями, доской для занятий по
программе;
инструменты и материалы –
пластилин « Гамма» - производство г.
Москва, пластилин « Луч» - производство г. Ярославль, воздушный
пластилин, набор стеков, пластмассовый нож для резки пластилина,
канцелярский нож для резки картона, подложки для раскатывания
пластилина, набор сюжетных картинок, простой карандаш, лак для волос
9
1
0с
« Прелесть» для лакирования готовой картины,
флакончик
растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от
налипшего пластилина, хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки
для вытирания рук и рабочего места.
дидактический материал (карты - схемы и демонстрационный материал
- образцы готовых изделий из пластилина.)
информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
кадровое обеспечение – занятие проводит педагог дополнительного
образования .
2.3. Формы аттестации ( контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в
начале обучения, с целью определения исходного уровня знаний и умений
обучающихся, для определения форм и методов работы с обучающимися.
Текущий контроль проводится после изучения тем в соответствии с
программой в форме педагогического наблюдения во время работы.
Итоговый контроль в конце обучения, в форме анализа детских работ.
Программа
«Пластилиновая
фантазия»
предусматривает
выдачу
документа об обучении в соответствии с Положением о форме и порядке выдачи
свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО
МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).
2.4 Оценочные материалы
Результаты контрольно-оценочной деятельности подводятся:
в выставках детских работ
2.5 Методическое обеспечение
Программа составлена педагогом дополнительного образования ( по
совместительству) Кузиной О. И. В основу программы положены следующие
методические принципы
единство воспитания и обучения
последовательности
индивидуальности
доступности
методы обучения
словесный ( устное изложение, беседа, пояснение, вопросы, поощрение )
наглядный ( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
просмотр поделок, фотографий, работа по образцу, наблюдение за
действиями педагога) .
практический ( индивидуальная помощь, упражнения с материалом,
отработка приёмов).
Технологии
Технология коллективной творческой деятельности. Методика
коллективной творческой деятельности является основой детских
объединений, так как представляет особый творческий и организационно –
содержательный алгоритм.
1
1
условием
Здоровьесберегающие технологии являются необходимым
снижения утомляемости и перегрузки обучающихся.
Игровые технологии. Игровая форма в образовательном процессе создаётся
при помощи игровых приёмов и ситуаций. Способствует развитию
творческих способностей, приучает к коллективным действиям, принятию
решений, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Информационно
–
коммуникационные
технологии
активизируют
творческий потенциал обучающихся, способствуют развитию речи,
повышению качества знаний,
формированию умения пользоваться
информацией, выбирать из неё необходимое для принятия решения.
Индивидуальный учебный план. В случае если в период обучения по
программе у обучающегося возникнут форсмажорные обстоятельства , он имеет
право на обучение по индивидуальному плану.
2.6 Инструментарий для оценки планируемых
результатов
освоения
программы
Критерии оценивания работ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы
оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в
целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности , найденные продуктивные технические и
технологические решения.
Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ребенка на
занятии.
2.7 Список литературы
для педагога:
1. Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок …[Текст] /В.С. .
Горичева - Ярославль: Изд-во Академия развития, 2020. – 95с.
2. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина [Текст] / В.С. .
Горичева - Ярославль: Изд-во Академия развития, 2020. – 190с.
3. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова Москва: Изд-во Скрипториев, 2022– 80с.
4. Ховорт, И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и
пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества /
Перевод с англ. О. Озеровой [Текст]/ И.С. Ховорт - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс,
20023. - 128с.
5. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» …[Текст]/ И.О. Шкицкая М.:
Феникс, 2020. - 191 c.
11
1
2
для детей:
1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография» [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.: Издательство
«Скрипторий 2023г», 2006.-167с.
2. Ляхов С.Н. «Я познаю мир». Животные. Детская энциклопедия» [Текст] / С.Н.
Ляхов -М.2019.-102с.
3.Чернова Е. В. Пластилиновые картины» [Текст] /Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.:
Феникс, 2023.-76с.
4.Давыдова, Г.Н. Подарки к празднику Пластилинография…[Текст] / Г.Н.
Давыдова - Москва: Изд-во Скрипториев, 2022– 53с.
5.Давыдова, Г.Н. Цветочные мотивы. Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова
- Москва: Изд-во Скрипториев, 2020– 99с.
6.Аппликации из пластилина …[Текст] /составитель Макарова Р.К.. - М.: Феникс,
2019. - 159 c.
7.Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина …[Текст] / А. Багрянцева. М.: Эксмо, 2019. - 234 c.
8.Чудо-раскраска. Пластилин и краски…[Текст]/ составитель. Ульянова Н.П. - М.:
Сова, 2022. - 48 c.