Отдел образования и охраны прав детства МР « Мосальский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования Мосальский дом творчества
Рассмотрено на
Педагогическом совете № 1
от 22.08.2025.
Утверждаю
Директор МКОУ ДО МДТ
Петухова Е.Н.
22.08.2025г.
Приказ № 67 .
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
для детей
«Волшебный мир аппликации»
Направленность – художественная
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся - 9- 10 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
педагог-совместитель
дополнительного образования
Макарова Марина
Вячеславовна
Мосальск 2025
1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный мир аппликации» стартового уровня относится к художественной
направленности.
Программа
разработана
на
основе
авторской
программы
по
«Художественному творчеству» Просняковой Т.Н. и с использованием методических
разработок Румянцевой Е.А., Агаповой И.А., Давыдовой М.А.
Нормативно правовой базой создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волшебный мир аппликации» послужили следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
2.
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р;
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом
5.
Совета при
Президенте
Российской
Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019
г.
№
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития региональных
систем
дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
дистанционных
образовательную
образовательных
деятельность,
технологий
при
электронного
реализации
обучения,
образовательных
2
программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020
№ 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ»;
12. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»);
13. Письмо Министерства образования и науки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
14. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
15.
Постановление «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН № 28 (утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 28
сентября 2020 года № 41).
16. Устав учреждения МКОУ ДО МДТ .
Актуальность.
3
Изготовление
аппликаций
приобщает
ребенка
к
творчеству,
будит
его
воображение, развивает мелкую моторику, что крайне важно для подготовки руки
школьника к последующему обучению письму в школе.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете,
строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции.
Использование в аппликации различных материалов и приемов работы с ними вызывают у
детей еще больший интерес, развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика кисти
рук.
При составлении изображений у детей развивается творчество, фантазия,
эстетический вкус, воображение.
Задачи, которые ставятся перед детьми, позволяют воспитывать чувство ответственности
за порученное дело, развивать творческие способности и технические навыки работы с
различными материалами и инструментами.
Почти каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом
не знает ни он, ни окружающие его взрослые. Надо помочь ребенку разбудить в нем
волшебника – тогда и его жизнь, и жизнь окружающих его взрослых изменится коренным
образом.
Педагогически целесообразно при обучении новым приемам работы с тем или
иным материалом осуществлять показ последовательности действий,
объяснением,
оказание
помощи
во
сопровождаемый
время выполнения работ. На занятии по
закреплению можно привлечь к показу или словесному объяснению ребенка хорошо
освоившего технику выполнения приема.
Если ребенок затрудняется при выполнении задания можно подсказать или
показать правильные шаги, помочь завершить работу, но не выполнять ее за него,
похвалить его за старание и усердие. Каждый ребенок сам (под контролем взрослого)
должен сделать аппликацию.
Создание коллективных
работ
требует
от
детей
умения
договариваться,
распределять последовательность действий. Можно объединить детей по 4-6 человек. В
сотворчестве с взрослым возможно выполнение общей работы со всей группой детей.
Такие совместные занятия сплачивают, способствуют воспитанию чувства коллективизма,
поддерживают интерес к данному виду деятельности.
Изготовление аппликаций требует от детей усидчивости, сосредоточенности,
воспитывает умение доводить начатое дело до конца.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
она даёт
4
возможность проявить детям свои способности при работе с различным материалом и
освоить приемы работы с ними, а также способствует развитию мелкой моторики рук,
развитию воображения и творческого потенциала детей
Целью
программы
является
создание
условий
для
развития
творческих
способностей учащихся посредством обучения приемам работы с различным материалом.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
обучающие:
учить приемам работы с трафаретами, шаблонами, схемами;
способствовать овладению
приемами
работы с бумагой: обрыванию,
складыванию, моделированию, бумагокручению;
способствовать овладению приемами работы с гофрированной бумагой:
гофрированными цепочками, торцеванием;
знакомить с техникой торцевания на основе пластилина и клея;
знакомить с технологией складывания бумаги - оригами;
способствовать овладению приемами ажурного вырезания;
знакомить со свойствами картона, ткани;
способствовать овладению приемами работы с картоном, тканью;
знакомить с техникой бумагокручения – квилинг;
знакомить с различными приемами работы с природным материалом: покраска
семян, крупы, листьев, декорирование пластилином;
способствовать
овладению
приемами
работы
с
пластилином:
размазывание, тиснение, раскатывание, скатывание, сплющивание;
совершенствовать навыки работы ножницами;
совершенствовать навыки аккуратной работы
с клеем-карандашом и
клеем ПВА;
развивающие:
развивать воображение;
развивать творческие способности, фантазию;
развивать
пространственное
и
образное
мышление,
зрительно-
двигательную координацию;
развивать глазомер, мелкую моторику кисти рук;
воспитательные:
формировать устойчивый интерес к аппликации;
5
воспитывать эстетическое восприятие;
воспитывать чувство коллективизма;
воспитывать
доброжелательность
и
эмоционально
нравственную
отзывчивость;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, старательность;
воспитывать бережное отношение к продукту труда своего и других учащихся.
Педагогическая идея состоит в использовании на занятиях электронных презентаций,
собственного примера, что повышает интерес детей к творчеству, воспитывает
эстетический вкус.
При
составлении
программы
руководствовалась
следующими
принципами:
наглядности -применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации,
наглядные пособия, современные информационные технологии;
сотрудничества - предполагает совместную деятельность детей и педагога;
комфортности
– создание
атмосферы
доброжелательности,
ситуации
успеха;
занимательности -
изучаемый
увлекательным
детей,
для
этот
материал
принцип
должен
бытьинтересным,
формирует
у детей
желание
выполнять предлагаемые творческие задания, стремиться к достижению результата;
доступности - учитывать уровень актуального развития каждого учащегося и
индивидуальную
скорость
продвижения при
овладении новыми
знаниями
или
требованиями;
систематичности и последовательности – обучать от простого к сложному, от
известного к неизвестному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление
знаний, развитие познавательных и творческих способностей.
Новизна программы в том, что позволяет детям познакомиться со свойствами
материалов разных по фактуре: бумага, пластилин, крупа, вата, поролон, семена; также
освоить новые приемы работы с этим материалом, что полезно для развития мелкой
моторики рук, способствует развитию творческих способностей и расширению кругозора
ребенка, его представлению об окружающем мире. Одновременно осуществляется
развитие
и
накопление
творческого
опыта
учащихся
в
процессе
собственной
художественно-творческой активности.
Адресат программы. В объединение принимаются на принципах добровольности
6
все желающие дети 9-10 лет разной степени подготовленности. Классификация тем
занятий разработана на основе интересов детей.
Возрастные особенности развития учащихся.
К 9 годам деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Развивается
восприятие и воображение. Совершенствуется способность создавать по собственному
замыслу. Ребёнок владеет умением сопоставлять предметы по форме, по длине, высоте,
ширине, он различает величину, ориентируется в пространстве.
Ребенок уже способен на основе готовой формы создать новую (разрезание фигур на
полоски, срезание углов ).
В этом возрасте развита и развивается мелкая моторика руки, и ребенку можно поручить
такие операции, как составление узоров из мелких деталей (кусочки бумаги, крупа).
Детям интересно знакомство с различными материалами и их свойствами, действие с
ними (рвать, крутить, мять, клеить).
У детей формируются навыки работы с ножницами, умение правильно держать их и
соблюдать технику безопасности.
В
возрасте
9
лет
у
ребенка
продолжают
совершенствоваться
координация,
пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся
более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы,
вырезать из бумаги симметричные формы, составлять декоративные, предметные и
сюжетные композиции. Больше внимания стоит уделять развитию воображения и
творческих способностей малыша, используя на занятиях различный материал и разные
виды аппликации. Сам процесс создания нового захватывает ребёнка, приносит радость
творчества, учит видеть прекрасное в окружающей жизни.
Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность,
внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребенка развиваются
самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и
анализировать свои поступки и результаты деятельности. В этом возрасте дети выделяют
и передают характернее признаки предметов, называют форму, оттенки цветов спектра,
продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы
ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. У
детей активно развивается воображение. Поощряя проявление фантазии и творчества,
нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков в различных приемах
аппликации и освоении новых.
Количество учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Волшебная аппликация» – 15 человек.
7
Объём программы составляет в год – 144часа, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы в полном объеме.
Основная форма занятий – групповая.
Объём и срок освоения программы: программа рассчитана на 144 часа .
Виды занятий определяются содержанием программы и могут предусматривать:
вводное занятие, но чаще это комбинированные занятия.
Участие в выставках, конкурсах развивает творческий потенциал детей, вызывает
заинтересованность в занятиях.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа -45 минут с
обязательным проведением 10-ти минутной динамической паузы, что составляет 72 часа в
год. Продолжительность одного занятия - 45 минут, что соответствует младшему
школьному возрасту.
Форма обучения – очная. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
предметные:
Ожидаемые результаты: 1 год обучения:
научатся различать бумагу по фактуре и цвету: цветная и однотонная,
гофрированная, бархатная, гладкая, шероховатая, тонкая и плотная;
научатся правильно пользоваться ножницами, клеем;
научатся самостоятельно выполнять аппликации в разных техниках;
научатся выполнять аппликацию разными способами (из гофрированных цепочек,
из ткани, из ниток, из пластилина, из фантиков и т.д.)
научатся накручивать полоски бумаги на зубочистку - квилинг;
научатся
приемам
работы
с гофрированной
бумагой:
торцевание,
гофрированные цепочки;
научатся выполнять простые фигуры путем складывания из бумаги – оригами;
научатся работать с шаблонами, трафаретами, схемами;
будут иметь представления о свойствах используемого материала;
овладеют приемами работы с различными материалами;
будут развиты творческие способности;
будут развиты наблюдательность, внимательность;
8
будет развит интерес к художественному творчеству;
метапредметные:
будут сформированы навыки работы в группе;
будут сформированы
умения анализировать свою деятельность (с
помощью педагога);
будут сформированы навыки культуры поведения в коллективе;
будет сформирована способность к саморазвитию;
будут развиты коммуникативные навыки;
личностные:
будет привит устойчивый интерес к необычной аппликации;
будут привиты чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально-
эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;
будут привиты аккуратность, старательность;
будут воспитаны трудолюбие, терпение, усидчивость;
будет
воспитано
уважительное
отношение
к
другому
человеку,
доброжелательность.
Способы проверки ожидаемых результатов основываются в основном на
педагогическом наблюдении, анализе детских работ,
а также оцениваются
по результатам проводимых мероприятий и итоговых выставок творческих работ
учащихся.
Формы аттестации.
При реализации программы проводится входной, текущий, промежуточный и
итоговый контроль за усвоением пройденного материала учащимися.
Вводный контроль проводится в начале учебного года в различных формах с целью
определения уровня подготовки учащихся: беседа, педагогическое наблюдение,
практические задания и упражнения.
Формами текущего контроля являются: беседа, выполнение практических работ,
педагогическое наблюдение, выставка.
Промежуточный контроль проводится в рамках процедуры
промежуточной аттестации для учащихся в форме выставки творческих работ.
Промежуточная и итоговая аттестация предполагает и проведение мониторинга по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в год (25
9
декабря, 15 мая). Мониторинг включает определение высокого, среднего и низкого
уровней обученности (проверка теоретических знаний, практических умений, навыков) и
личностного развития (развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональноволевой, эмоционально-потребностной сфер).
Педагог, используя показатели, критерии, степень выраженности
оцениваемого качества, методы диагностики, определяет уровни обучения и развития
каждого учащегося. Низкий уровень-1 балл, средний уровень - 2 балла, высокий уровень 3 балла. В итоге баллы в соответствии с уровнями переводятся в проценты.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностическую карту результатов
обучения
и
развития
учащихся
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе. Критерии и показатели результативности и обучения и
развития учащихся для промежуточной
аттестации определяются. Приложением к диагностической карте результатов обучения и
развития
учащихся
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе.
Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах,
ребенок с раннего возраста становится участником дорожного движения, поэтому остро
встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах,
необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения.
В программу введён блок по изучению «Основ безопасности дорожного
движения» -7 часов в год.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов–
выставки, фестивали, конкурсы, открытые занятия, отзывы родителей.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия должны проходить в помещении, соответствующем действующим нормам
СанПиН, оснащенном техническим и материальным оборудованием:
магнитная доска;
ноутбук;
проектор;
экран;
мебель: столы и стулья по кол-ву детей;
наглядный материал: работы воспитанников, демонстрационные работы и образцы;
шаблоны, трафареты, схемы
10
Информационное обеспечение. Интернет
источники: http://krokotak.com
http://stranamasterov.ru
http://www.karakyli.ru
http://www.maam.ru http://pedkopilka.ru
https://www.prodlenka.org
http://100podelok.com
http://proapplikatsii.ru
Аудио- и видеоисточники:
«Пальчиковая гимнастика под музыку»
«Пальчиковые игры. Пять поросят» Железновы
«Пальчиковые игры. Десять мышек» Железновы
мультфильмы по БДД: «Азбука безопасности. Уроки тетушки Совы»;
«Смешарики. Азбука безопасности»
серия видеофильмов «Живая планета»
иллюстрации к сказкам
Материалы и инструменты.
Ножницы с закругленными концами, маникюрные ножницы.
Карандаши: простой и цветные.
Фломастеры.
Водостойкий маркер.
Клей карандаш, клей ПВА.
Бумага: цветная двусторонняя, гофрированная, цветная офисная.
Альбом или папка для рисования
Офисная бумага белая для распечатывания раскрасок.
Старые цветные глянцевые журналы, фантики.
Картон цветной.
Трафареты, шаблоны, схемы.
11
Пластилин мягкий 6-10 цв.
Природный материал: семена, листья, веточки, палочки, крупа и пр.
Ткань х/б или салфетки вискозные (фетр).
Бросовый материал: вата, ватные диски, ватные палочки, поролон цветной (губки),
пряжа, прозрачные плотные обложки от тетрадей, пластиковые крышки, зубочистки,
стержни пустые от шариковых ручек, аудиодиски.
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования
по совместительству на базе МКОУ МСОШ № 2 ( Договор о сотрудничистве).
2. Учебный план.
№
Название разделов и тем
1
Вводная часть.
1.1
1.2
2
Ознакомление с работой
объединения.
Игровые упражнения.
Работа с бумагой.
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
4
1
4
1
1
-
3
-
3
62
10
52
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
2.1
Обрывная аппликация.
10
2
8
оценка
результатов
работы
2.2
Аппликация из
бумажных комочков.
12
2
10
Педагогическое
наблюдение,
мини-выставка
работ
Педагогическое
2.3
Аппликация из
скрученной бумаги.
наблюдение,
8
-
8
оценка
результатов
работы
12
Педагогическое
2.4
Аппликация из мятой
бумаги.
10
2
8
наблюдение,
мини-выставка
работ
Педагогическое
2.5
Аппликация из полосок
бумаги.
наблюдение,
12
2
10
оценка
результатов
работы
Педагогическое
Аппликация из
2.6
журнальной бумаги и
10
2
8
фантиков.
3
Работа с природным
материалом.
наблюдение,
мини-выставка
работ
30
4
16
Педагогическое
3.1
Аппликация из сухих
листьев.
наблюдение,
10
2
8
оценка
результатов
работы
3.2
Аппликация из семян.
8
-
8
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
3.3
Аппликация из зерен.
12
2
10
наблюдение,
мини-выставка
работ
4
Работа с пластилином.
20
2
18
12
2
10
Аппликация из
4.1
пластилиновых шариков
и лепешек.
пластилиновых
веревочек.
наблюдение
Педагогическое
Аппликация из
4.2
Педагогическое
8
-
8
наблюдение,
мини-выставка
работ
13
5
5.1
5.2
Работа с различным
материалом.
Аппликация из ваты.
Аппликация из
поролона.
12
-
12
4
-
4
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
5.3
Аппликация из ниток.
4
-
4
наблюдение,
мини-выставка
6
6.1
Основы безопасности
дорожного движения.
Дорога до ОО
14
12
2
2
2
-
беседа
2
2
-
беседа
2
2
-
викторина
2
2
-
беседа
2
2
-
беседа
2
2
-
беседа
Опасные места на
6.2
территории,
прилегающей к ОО.
6.3
6.4
6.5
6.6
Виды транспорта
Правила поведения на
тротуаре
Правила перехода
проезжей части дороги
Виды и сигналы
светофоров
6.7
Пешеходный переход
2
-
2
беседа
7
Итоговое занятие
2
-
2
выставка
144
30
114
Итого часов:
14
3. Содержание программы.
1. Вводная часть.
1.1. Введение в программу.
Теория: Ознакомление с работой объединения. Знакомство детей с понятием
«аппликация», правилами поведения на занятии; выставка работ выпускников.
1.2. Игровые упражнения.
Практика: выполнение различных практических заданий с разным материалом.
2. Работа с бумагой:
2.1. Обрывная аппликация.
Теория.: знакомство со свойствами цветной бумаги;
закрепление знаний основных цветов; техника безопасности и правила использования
клеевого карандаша.
Практика: обрывание бумаги на кусочки разных размеров в произвольном порядке;
обрывание бумаги на широкие и узкие полоски; заполнение
кусочками и полосками контура раскраски.
2.2. Аппликация из бумажных комочков.
Теория: свойства гофрированной бумаги; закрепление знания основных цветов и
оттенков; сравнение свойств цветной и гофрированной бумаги:
знакомство с понятиями: объемная аппликация, композиция.
Практика: скатывание бумаги в комочки между большим и указательным пальцем
гофрированной бумаги;
составление узоров из комочков на шаблоне из картона;
изготовление аппликации из бумажных комочков путем заполнения контура раскраски;
2.3. Аппликация из скрученной бумаги.
Практика:
упражнение
в
скручивании
гофрированной
бумаги
в
веревочки;
15
приклеивание
наклеивание
по
по
спирали
(«клубочки»);
нарисованному
контуру;
украшение шаблонов из картона.
2.4. Аппликация из мятой бумаги.
Теория: повторение свойств цветной бумаги,
знакомство с фактурой бумаги; техника безопасности и правила по работе с ножницами.
Практика:
упражнение
в
сминании
бумаги,
изменение фактуры бумаги;
упражнение в вырезании по нарисованному контуру;
придавание смятой бумаге формы; изготовление аппликаций из мятой бумаги.
2.5. Аппликация из полосок бумаги.
Теория: знакомство с элементами, склеенными из полосок: «клювик»,
«капелька»,
«крестик»,
«снежинка»,
«усы»,
«листочек»
и
техникой
выполнения склеиваний;
Практика: упражнение в склеивании основных элементов; составление
изображений из склеенных элементов;
наклеивание элементов одной формы на шаблон, внутри контура раскраски. накручивание
полосок бумаги на карандаш («закудрявливание»); изготовление аппликации методом
частичного наклеивания.
2.6. Аппликация из журнальной бумаги и фантиков.
Теория: знакомство с другими видами бумаги, свойствами; повторение техники
безопасности и правил работы с ножницами.
Практика:
изготовление
аппликаций
способами,
изученными
ранее:
обрывание, сминание, из полосок;
упражнение в вырезании;
изготовление подарков для мам, пап, друзей.
3. Работа с природным материалом.
3.1. Аппликация из сухих листьев.
Теория: изучение правил заготовки, обработки и хранения листьев;
техника безопасности и правила использования клея ПВА; Практика:
выполнение аппликации из сухих листьев;
составление
изображений
из
листьев;
заполнение
контура
раскраски
кусочками листьев.
3. .2. Аппликация из семян.
Практика: изготовление аппликаций из семян; украшение шаблонов из картона;
16
наклеивание внутри контура раскраски.
3.3.Аппликация из зерен.
Теория: знакомство с видами крупы: манная, пшенная, гречневая, горох и т.д.;
применение ее в быту; определение на ощупь.
Практика: изготовление аппликаций из крупы путем заполнения контура раскраски;
украшение шаблонов из цветной бумаги, картона
4. Работа с пластилином:
4.1. Аппликация из пластилиновых шариков и лепешек.
Теория: знакомство со свойствами пластилина: пластичный, цветной, можно
скатывать, сплющивать, отрывать, резать, менять фактуру;
Практика: лепка из пластилина маленьких (между большим и указательным
пальцем), средних (между большим, указательным и средним пальцем), больших (между
ладонями) шариков (круговыми движениями) и сплющивание их в лепешки; составление
изображений из шариков и лепешек на плоскости; изменение фактуры (тиснение) с
помощью стеки, колпачков; заполнение контура раскраски шариками и лепешками;
изготовление мозаики из шариков и лепешек на крышках
4.2. Аппликация из пластилиновых веревочек.
Практика: скатывание пластилина (прямыми движениями) в колбаски, веревочки
(между ладонями), в короткие жгутики (между указательным и большим пальцем);
скатывание в клубочки; заполнение контура раскраски; украшение шаблона из картона.
5. Работа с различным материалом.
5.1. Аппликация из ваты.
Теория: знакомство со свойствами.
Практика: скатывание в комочки, в жгутики; составление изображения из ватных
дисков и деталей из ваты; заполнение контура раскраски комочками и жгутиками.
5.2. Аппликация из поролона.
Практика: изготовление аппликации из цветного поролона (губки), нарезание его на
кусочки, приклеивание с помощью клея ПВА;
украшение шаблонов из цветной бумаги; заполнение контура раскраски.
5.3. Аппликация из ниток.
Практика: нарезание ниток на короткие и длинные кусочки; заполнение
контура; украшение шаблона из бумаги.
6. Основы безопасности дорожного движения.
17
6.1. Дорога до ОО.
Теория: беседа о пути от дома до ОО, о правилах поведения на улице во время
передвижения пешком и на транспорте.
6.2. Опасные места на территории, прилегающей к ОО.
Теория: беседа об опасностях на территории ОО и правилах поведения.
6.3. Виды транспорта.
Теория: познакомить с видами транспорта: пассажирский, специальный, грузовой,
железнодорожный; сигналы на специальных машинах; правила поведения в транспорте и
на дороге; загадки о транспорте.
6.4. Правила поведения на тротуаре.
Теория: рассказ о правилах поведения на тротуаре
6.5. Правила перехода проезжей части дороги.
Теория: правила перехода проезжей части, по сигналам светофора, по пешеходному
переходу, не перебегая, держась за руку взрослого..
6.6. Виды и сигналы светофоров.
Теория: предназначение светофора для водителей и пешеходов; сигналы цветовые и их
значение, звуковые сигналы; стихи и загадки о светофоре.
6.7. Пешеходный переход.
Теория: где и как пешеходы должны переходить улицу: по «зебре», по зеленому
сигналу светофора.
Дорожные знаки («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания»,
«Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»)
1. Итоговое занятие.
Теория: подвести итоги прошедшего года; Практика:
выставка работ.
4. Методическое обеспечение программы. Методы
обучения, используемые при реализации программы.
Метод дифференцированного
обучения: при
такой
организации
учебно-
воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а
для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в
зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого);
Репродуктивный метод обучения- прием повтора, показ этапной работы
педагогом, работа по образцу. Здесь деятельность носит алгоритмический характер, т.е.
18
выполняется по инструкциям, схемам, аналогично с показанным образцом.
Словесные
методы
обучения-
рассказ,
лекция,
беседа,
использование
художественного слова. В процессе их применения педагог посредством слова излагает,
объясняет учебный материал, а воспитанники посредством слушания, запоминания и
осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие
группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Игровой метод обучения - дидактические, развивающие игры, игры на развитие
глазомера, воображения, игровые упражнения, отгадывание загадок.
Исследовательский метод - сопоставление, сравнение свойств материалов,
различий и сходств, ощупывание материала, наблюдение за ходом работы педагога.
Методы воспитания.
В
объединении
ведется
постоянная
воспитательная
работа
групповая
и
индивидуальная. Прививаю детям чувство патриотизма, коллективизма, эстетического
вкуса, трудолюбия; способствую развитию воли, целеустремленности, толерантности.
Использую следующие методы воспитания прямые и косвенные:
формирования сознания личности ребенка (рассказ, беседа, пример, анализ
воспитывающих ситуаций);
организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручения, упражнения,
приучение, создание воспитывающих ситуаций);
стимулирование деятельности и поведения воспитанников (требования, соревнования,
поощрения, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
самовоспитания (рефлексия, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждения);
контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ
результатов деятельности учащихся).
Основной формой организации образовательного процесса является групповое
комбинированное занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом, которое
нацелено на освоение теоретического и практического материала. Групповой метод
обучения способствует созданию соревновательного фона, стимулирующего повышенную
работоспособность учащихся. Это позволяет учащимся развить умения эффективно
взаимодействовать в группе, способствует самораскрытию ребенка своих потенциальных
возможностей, развитию коллективизма.
19
Педагогические технологии.
технология развивающего обучения направлена на создание условий для развития
учащихся, пробуждение интереса, раскрытие возможностей каждого, организацию
совместной познавательной, творческой деятельности.
технология сотрудничества - совместная развивающая деятельность взрослых и
детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата,
направлена
на
создание
ситуаций
успеха,
одобрения,
поддержки,
доброжелательности.
здоровьесберегающие технологии направлены на создание максимально возможных
условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
игровые технологии активизируют деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
Алгоритм учебного занятия.
Начинаем занятие
обязательно с пальчиковой
гимнастики или массажа пальчиков. Каждое занятие аппликацией должно вызывать у
ребенка интерес и научить пользоваться различными материалами, способствовать
освоению приемов работы с тем или иным материалом. Перед каждым занятием
необходимо напоминать о технике безопасности при работе с инструментами (ножницы,
клей и т.д.). Иногда нужен показ образцов поделок, чтобы дети представляли конечный
результат. Но в основном главным является обучение приемам работы, а детям
предоставляется свобода творчества.
Необходимо создать любую игровую мотивацию. Использовать персонажей из сказок
хорошо знакомых детям. Оживляет занятие использование загадок, стихов, песенок.
Охотнее дети выполняют работы для кого-то (маме, папе и т.п.) или для чего-то (на
выставку, к празднику).
Важно рассмотреть материал, из которого делается
аппликация,
познакомить с его свойствами, действиями с ним (бумагу можно рвать, скручивать, мять,
резать; пластилин скатывать, сплющивать, менять фактуру с помощью колпачка от
фломастера и т.д.). Показ приемов работы с тем или иным материалом сопровождается
объяснением. На некоторых занятиях дети упражняются в выполнении технических
приемов (вырезаем по контуру, обводим шаблоны, изготавливаем детали и др.).
Изготовление аппликаций требует от детей усидчивости, сосредоточенности, поэтому
необходимо делать небольшие паузы – физкультминутки, пальчиковую гимнастику,
20
упражнения для глаз. Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы,
обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной
деятельности детей на данном занятии в частности. Проведение релаксационных пауз
повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть
усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Примерный план занятия в объединении.
Этапы занятия
Цель этапа
Организационный:
-подготовительный
-готовность к
занятию;
-побудить к
действию.
- проверочный
Основной:
-постановка
сообщение цели;
создать
психологически
й настрой;
активизировать
на деятельность;
Деятельность
учащихся
настрой
предстоящую
работу;
-наличие
необходимого
материала;
и
Деятельность
педагога
на объяснить
важность
материала;
Результат
этапа
восприятие;
-наличие
готовность к
материала;
занятию
-мотивация на
предстоящую
деятельность;
-проверка
ранее
пройденного
материала;
-организация
работы;
-инструктаж по ТБ;
-повторить ТБ;
-усвоение знаний
-знать
этапы - выявление
последовательно известных и
-объяснение
материала;
осмысление
21
сти
изготовления
работы;
-вторичное усвоение
знаний;
-практическая работа
Заключительный
уборка
места
рабочего
анализ
деятельности
неизвестных
знаний о
конструкции и
технологии
изготовления
изделия;
-подбор
материалов,
инструментов;
-выбор
оптимального
решения;
- способы
действия;
изготовление
работы
-анализ
задания;
-обсуждение
возможных
материалов и
инструментов;
корректирован
ие работы;
стимулировани
я
взаимопомощи
учащихся;
-контроль
выполнения
задания;
-текущий
инструктаж;
оценка
и характеристика
самооценка:
выполненных
-качества
работ по
выполненной
следующим
работы;
критериям:
-освоение
самостоятельност новых
и;
технологически
х приемов,
-творческих
находок
работы в
целом;
-творческий
подход
продукт
выставка
работ
5. Рабочая программа воспитания.
Цель воспитания: формирование гармонически развитой, социально- адаптированной,
проявляющей интерес ко всему новому и позитивному личности ребенка.
Задачи воспитания:
развивать творческие способности учащихся путем создания творческой
атмосферы, в том числе через сотрудничество педагога, учащегося и родителя;
развивать умение общаться, работать в коллективе;
создать условия для формирования нравственной культуры, расширения кругозора.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
22
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
проявлять уважение к старшему поколению;
чтить культуру и традиции нашей страны.
Работа с родителями:
организация
системы
индивидуальной
и
коллективной
работы
(собрания, индивидуальные консультации);
вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (выставки);
взаимодействие
с
родителями
по
текущим
и
организационным
вопросам посредством современных средств коммуникации.
Календарный план воспитательных мероприятий.
№
Мероприятие
1
«Дружба
начинается
улыбки!» Беседа
2.
«День бабушек и дедушек» Воспитание уважительного
Беседа,
изготовление
отношения у к старшему
сувениров
поколению
3.
«День матери» Выставка
Задачи
Сроки
проведения
с Создание
положительной 02.09.2025г.
атмосферы
в
группе;
формирование
умений
взаимодействия учащихся с
педагогом и друг другом
Воспитывать уважительное
отношение к маме,
стремление помогать,
радовать
03.03.2026г.
25.11.2025г.
4.
«Скоро, скоро Новый год!»
Выставка
Развивать
творческие
способности,
создать
радостное
предпраздничное настроение
5.
«День защитника Отечества».
Беседа, изготовление сувениров
22.02.2025г.
Воспитание чувства
патриотизма и гордости за свою
страну
25.12.2025г.
23
6.
«День Победы» Беседа,
изготовление открыток.
Воспитывать чувство уважения 05.05.2026г.
и благодарности к участникам
ВОВ, чтить память о
героическом прошлом народа.
Работа с родителями
Задачи
№
Мероприятие
1.
Организационное родительское
собрание
2.
в течение
учебного года
3.
Индивидуальные консультации для Способствовать развитию
родителей
творческого
потенциала учащихся
Занятие «Вместе с мамой»
Знакомство
родителей с
содержанием занятий,
творческое взаимодействие
педагога, родителей и
учащихся.
4.
Итоговое
собрание
май
родительское
Сроки
проведения
Знакомство родителей с сентябрь
целями
и
задачами
обучения по данной ДООП,
особенностями
организации
учебного
процесса, режимом работы
и
учебным
графиком
Подведение итогов работы
объединения,
знакомство
с
результатами итоговой
аттестации обучающихся
Ноябрь, март
Профилактические мероприятия.
24
№
Мероприятие
Задачи
1.
Первичный инструктаж по ТБ, Повышение
уровня
правилам
пожарной конструктивного
безопасности, поведению на поведения обучающихся
дорогах, поведению при
угрозе ЧС и теракта
2.
Повторный инструктаж по ТБ, Повышение
уровня
правилам
пожарной конструктивного
безопасности, поведению на поведения обучающихся
дорогах, поведению при
угрозе ЧС и теракта
январь
3.
Проведение
бесед
здоровом образе жизни
апрель
о
Формирование социальной
компетентности
Сроки
проведения
сентябрь
Дидактические материалы.
1. Игровые
упражнения
на
координацию
движения,
точность,
развитие
глазомера.
2. Дидактические игры на развитие воображения, творчества.
3. Пальчиковая гимнастика и игры для укрепления мускулатуры пальчиков, развития
моторики.
4. Шаблоны и трафареты.
5. Картинки-раскраски.
6. Презентации к занятиям.
7. Иллюстративный материал.
8. Образцы работ.
25
6. Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. –
М., 2002.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —
М.:Просвещение, 2004.
3. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 2009.
4. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
5. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.:
РольфАким, 2001.
6. Дополнительное
образование
детей.
Словарь-
справочник/Автор-составитель Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия
развития,2002.
8. Лаврентьев А. Н.. История дизайна. М., 2006.
9. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр
Сфера, 2000.
10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО ИД КОН
— Лига Пресс, 2002.
11. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: Академия
развития, 2001.
12. Узорова, О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных
пауз. [Текст] / О. Узорова.- Мн.: ООО Изд-во Астрель: ООО Изд-во АСТ:
ЗАОНПП Ермак, 2004.
13. . Дополнительное
детей
образование
и
социальное
воспитание
имолодежи - Внешкольник №3, 2009г.
26
Список литературы для обучающихся
1.
С. Афонькин и Е. Афонькина Игрушки из бумаги. Изд-во Литера СанктПетербург 1998г.
2.
Галина Корнева Бумага Азбука творчества; Играем, вырезаем,
клеим.Издательский дом Кристалл Санкт-Петербург; 2001г.
3.
Академия детского творчества 365 поделки из бумаги и картона
ДжонРассел, Говард Ольтен 2011
4.
Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю.
—Санкт-Петербург: Норинт, 2000.
5.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СанктПетербург:Кристалл, 2001.
6.
И.
Агапова
и
М.
Давыдова
Игрушки
и
подарки
бумаги
и картона. Изд-во ДОМ.ХХI век Москва 2007г.
из
Список литературы для родителей
1.
Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с. Л.В
КУцакова Творим и мастерим. Серия: библотека программы воспитания и
обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
2.
И.И. Кобитина Работа с бумагой: поделки и игры. Занятия с детьми старшего
возраста. Творческий центр Сфера Москва 2001г.
3.
Г.И. Долженко 100 оригами. Академия развития: Академия Холдинг;
Ярославль 2002 г.
4.
Г.И. Долженко 100 поделок из бумаги. Академия развития: Академия Холдинг;
Ярославль 2004 г.
5.
Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия.
[Текст] / Ф. Джоунс.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА.
6.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.:
Кристалл,2001.
7.
Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —
М.Учпедгиз, 2003.
27
Мониторинг образовательных результатов по программе
Вид
Диагностически
х процедур
Образовательна
я
форма
Стартовый
Практическое
занятие
Промежуточны
й
Тест
Практическое
занятие
Итоговый
Тест
Практическое
занятие
Цель, задачи
(краткая
характеристика)
Объект
контроля
Инструментари
й
Выявление
уровня
сформированност
и
метапредметных,
личностных
УУД,
предметных
знаний
Контроль
промежуточных
результатов
освоения
программы
Контроль
результатов
освоения
программы
Оценка
предметных
знаний,
метапредметны
х, личностных
УУД
Контрольные
задания,
педагогическое
наблюдение
Оценка
планируемых
результатов (по
уровням)
Контрольные
задания,
педагогическое
наблюдение
Оценка
планируемых
результатов за
год (по
уровням)
Контрольные
задания,
педагогическое
наблюдение
Информационная карта планируемых образовательных результатов
№
1.
1.1
Критерии
Личностная сфера
Следование
социальным и
нравственноэтическим
нормам поведения
(правилам) во
взаимоотношения
х с детьми и
взрослыми
Показатели
Баллы
Инструментарий
Внимательно слушает других, не
перебивает; умело обращается за
помощью к взрослому; при работе в
группе, паре может встать на позицию
другого ребенка; не идет на конфликт –
пытается договориться самостоятельно;
проявляет выдержку и терпение, ждет
своей очереди; спокойно и серьезно
относится к замечаниям взрослого
Не всегда внимательно слушает других,
иногда перебивает; неумело обращается
за помощью к взрослому; при работе в
группе, паре не может встать на позицию
другого ребенка; не идет на конфликт –
не пытается договориться
самостоятельно, зовет на помощь
взрослого; редко проявляет выдержку и
терпение, когда ждет своей очереди; не
всегда спокойно и серьезно относится к
замечаниям взрослого
Невнимательно слушает других, часто
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
28
1.2
Способность к
пониманию и
сопереживанию
чувствам других
людей, развитость
доброжелательнос
ти и
эмоциональнонравственной
отзывчивости
1.3 Проявлять такие
качества как
трудолюбие,
аккуратность,
усидчивость,
терпение
перебивает; не обращается за помощью к
взрослому, ждет, когда взрослый обратит
на него внимание сам; при работе в
группе, паре не желает встать на позицию
другого ребенка в выполнении действий
в игре; часто идет на конфликт; не
проявляет выдержки и терпения, когда
ждет своей очереди; не принимает
замечаний
взрослого
В работе в парах, в группе при
затруднении у товарища – помогает; на
просьбы взрослого о помощи – с охотой
вызывается помочь; с удовольствием
помогает другим детям
В работе в парах, в группе при
затруднении у товарища – по просьбе
последнего оказывает помощь; на
просьбы взрослого о помощи – с
неохотой вызывается помочь; с неохотой
помогает другим
В работе в парах, в группе при
затруднении у товарища – не оказывает
помощь; на просьбы взрослого о помощи
– не вызывается помочь; с большой
неохотой помогает другим; считает, что
все
должны помогать только ему
1. Терпеливо, усердно выполняет работу,
умеет организовать работу аккуратно,
соблюдая правила безопасности, доводит
начатое дело до конца
2. не очень терпеливо выполняет работу,
работает аккуратно, с желанием, но не
всегда доделывает до конца, иногда
пренебрегает правилами т\б
3. Нетерпелив, при трудности «опускает
руки», не доводит дело до конца,
работает бекз интереса, не аккуратно, не
соблюдая норм поведения и правил т\б
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
29
1.4 Добиваться
успеха в
деятельности
2.
2.1
1. Ребёнок с удовольствием, без особых
затруднений справляется с поставленной
задачей; понимает, для чего он
осуществляет ту или иную деятельность
понимает и принимает «скрытую
инструкцию» педагога; позитивно
оценивает результаты своей
деятельности; даже, если в процессе чтото не получалось – искренне радуется
оценке педагога своей деятельности
2. Ребёнок с затруднениями, но
справляется с поставленной задачей; не
всегда понимает, для чего осуществляет
ту или иную деятельность; не всегда
понимает и принимает «скрытую
инструкцию» педагога; позитивно
оценивает результаты своей
деятельности, только если все
получалось; радуется оценке педагога
своей деятельности
3.Ребёнок с затруднениями, не всегда
справляется с поставленной задачей; не
понимает, для чего он осуществляет ту
или иную деятельность; не понимает и не
принимает «скрытую инструкцию»
педагога; не всегда позитивно оценивает
результаты своей деятельности; не всегда
радуется оценке педагога
Познавательная сфера
Познавательная
Проявляет познавательную активность на
активность
протяжении занятия, с увлечением,
интересом включается в деятельность,
задает вопросы, вступает в диалог с
педагогом, пытается найти новые
способы решения заданий
Познавательную активность проявляет
эпизодически на протяжении занятия,
часто отвлекается, задает мало вопросов
(однотипные), в диалог с педагогом
вступает эпизодически
Проявляет слабую познавательную
активность, молчит, не задает вопросов
педагогу, в деятельность включается
только после обращения педагога
3
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
30
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
Отличать новое от
уже известного
Добывать новые
знания
Перерабатывать
полученную
информацию
1. Понимает и может сказать, что он уже
знает, а что есть новая информация
2. С подсказки педагога понимает и может
сказать, что он уже знает, а что есть
новая информация
3. С подсказки педагога с большим
трудом понимает и может сказать, что он
уже знает, а что есть новая информация
1. Умеет находить необходимую
информацию в предложенных
источниках
2. Умеет находить необходимую
информацию в предложенных
источниках только с помощью
3. С трудом находит информацию в
предложенных источниках даже с
помощью
1. Ребёнок умеет наблюдать и делать
самостоятельно выводы
2. Ребёнок наблюдает, делает
самостоятельно выводы с трудом,
необходима помощь взрослого
3.Ребёнок наблюдает, но делать выводы
даже с помощью взрослого ему сложно
Регулятивная сфера
Произвольность
Ребенок удерживает цель деятельности,
деятельности
намечает ее план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, сам
преодолевает трудности в работе,
доводит дело до конца
Удерживает цель деятельности, намечает
план, выбирает адекватные средства,
проверяет результат, однако в процессе
деятельности часто отвлекается,
трудности преодолевает только при психологической поддержке
Деятельность хаотична, непродуманна,
прерывает деятельность из-за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Уровень развития При выполнении действия ученик
контроля
ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе
решения задач, почти не допуская
ошибок Самостоятельно обнаруживает
ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий
задачи, и вносит коррективы
Ученик осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять
учебные действия и контролировать их
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
31
3.3
4.
4.1
Контроль носит случайный
непроизвольный характер; заметив
ошибку, ученик не может обосновать
своих действий. Либо вовсе не замечает
допущенных ошибок
Самооценка,
Адекватно оценивает свою работу;
умение оценивать самооценка совпадает с оценкой
свою работу и
окружающих, взрослого. Адекватно,
позитивно оценивает деятельность
работу товарища
товарища, оценка совпадает с оценкой
окружающих.
Не всегда адекватно оценивает свою
работу; самооценка не всегда совпадает с
оценкой окружающих, взрослого. Не
всегда позитивно оценивает деятельность
другого, занижает оценку или завышает
необоснованно.
Неадекватно оценивает свою работу;
самооценка не совпадает с оценкой
окружающих, взрослого. Неадекватно
оценивает работу товарища, оценка не
совпадает с оценкой окружающих.
Коммуникативная сфера
Способность к
Проявляет эмоционально позитивное
сотрудничеству,
отношение к процессу сотрудничества;
умение
ориентируется на партнера по общению,
взаимодействоват умеет слушать собеседника, совместно
ь, договариваться планировать, договариваться и
со сверстниками
распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь (групповая и парная
работа; дискуссии; коллективное
решение учебных задач)
Способен к сотрудничеству, но не всегда
умеет аргументировать свою позицию и
слушать партнера
В совместной деятельности не пытается
договориться, не может прийти к
согласию, настаивает на своем,
конфликтует или игнорирует других
1
Педагогическое
наблюдение
3
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
32
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
Совместно
договариваться о
правилах общения
и поведения в
группе и
следовать им
Оформлять свою
мысль в устной
речи
Выполнять
различные роли в
группе (лидера,
исполнителя,
критика)
Предметные
Процесс
изготовления
поделок и
сувениров,
композиций с
применением
различных
технологий
1. В работе в паре, группе – умеет
договариваться со сверстниками,
младшими; поставить себя на место
другого и принять его точку зрения;
следует правилам поведения и общения,
принятым в группе
2. В работе в парах, в группе – не всегда
может договориться со сверстниками,
младшими; не может поставить себя на
место другого и принять его точку
зрения; не всегда принимает правила
поведения и общения, принятые в группе
3. В работе в парах, в группе – не может
договариваться со сверстниками,
младшими; не желает поставить себя на
место другого и принять его точку
зрения; считает, что не все правила
поведения и общения, принятые в группе,
приемлемы для него
1. Умеет высказать свою мысль связно,
грамотно, используя в речи сложные
предложения, составляет небольшой
текст для высказывания мысли
2. Умеет высказывать свою мысль, но не
всегда связно, грамотно, не всегда
использует в речи сложные предложения.
Иногда требуется помощь взрослого
3. Испытывает трудности при
высказывании своей мысли, не всегда
связно, грамотно ее высказывает, редко
использует в речи сложные предложения,
часто требуется помощь взрослого
1. Охотно и четко, следуя правилам,
выполняет различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика)
2. Не всегда следует правилам, выполняя
различные роли в группе
3. Не всегда следует правилам, выполняя
различные роли в группе, неи готов
менять роли, не во всех ролях четко
следует правилам работы в группе
Хорошо знает этапы процесса
изготовления рабочего комплекта, может
самостоятельно рассказать о них и
воспроизвести
Знает этапы изготовления рабочего
комплекта, может самостоятельно
рассказать о них, но воспроизводит с
помощью педагога
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
Контрольные
задания
2
33
5.2
5.3
5.4
Термины и
понятия в рамках
направленности
разделов
программы
Материалы, их
свойства и
способы
технологического
преобразования
Работать в
изученных
техниках ДПИ,
бумагопластики
Знает не все этапы процесса
изготовления рабочего комплекта, может
рассказать о них и воспроизвести только
с помощью педагога
1
Знает все термины и понятия в рамках
направленности программы,
рассказывает и приводит примеры
Знает термины и понятия в рамках
направленности разделов программы,
рассказывает и приводит примеры с
помощью педагога
Знает не все термины и понятия в рамках
направленности разделов программы,
рассказывает только с помощью
педагога, привести примеры не может
3
Обладает знаниями о материалах, их
свойствах и способах технологического
преобразования, может самостоятельно
рассказать о них.
Обладает знаниями о материалах, их
свойствах и способах технологического
преобразования, может рассказать о них с
помощью педагога
Не все знает о материалах, их свойствах
и способах технологического
преобразования, может рассказать о них
только с помощью педагога
3
Умеет работать во всех изученных
техниках самостоятельно
Умеет работать во всех изученных
техниках , в некоторых самостоятельно, в
некоторых – с помощью педагога
Умеет работать во всех изученных
техниках только с помощью педагога
3
Контрольные
задания
2
1
Контрольные
задания
2
1
Контрольные
задания
2
1
2
1
0
Система оценивания планируемых результатов
Все баллы суммируются. Максимальный бал – 39. Оценка работы
в целом (по уровням):
в - повышенный уровень
(33 - 39 баллов)
с – средний или базовый уровень (20 - 32 балла) н пониженный уровень
(1 – 19 баллов)
34