Отдел образования и охраны прав детства МР «Мосальский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества
Принято решением
Педагогического совета № 1
от 22.08. 2025г.
Утверждено:
Директор МКОУ ДО МДТ
___________Е.Н. Петухова
Приказ № 67 от 22.08.2025г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Социально- гуманитарной направленности
«Путешествие на зелёный свет»
Уровень программы : базовый
Срок реализации: 3 года
Возраст: 7-11 лет
Форма реализации программы: очная
Составитель:
Кузина Ольга Ивановна
Педагог - совместитель
Мосальск, 2024г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее
время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры
потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной
эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного
движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний,
умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Анализ статистики ДТП с
участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для
эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и
улице необходимо внедрение целостной системы непрерывного обучения детей
безопасному поведению на дороге и улице.
Содержание программы основывается на современной концепции безопасности
дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожнотранспортного процесса.
Что способствует формированию сознательного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы
знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Дополнительная общеобразовательная программа строится на основе принципов
концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности
поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать
целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать преобразование
знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также постепенно углублять
межпредметные связи содержания курса.
Данная программа имеет гуманитарное направление.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными
принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и
здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами
хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение
безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в
дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает
множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше
приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на
заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной
комиссии по охране здоровья граждан.
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. №
629
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ,
утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 №
882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 №
МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020
г. №28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до
2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствоющих
социально
–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
Уровень программы
Данная программа рассчитана на базовый уровень и предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы;
развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Направленность : социально – гуманитарная
Цель программы – формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит
развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного
движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.
Задачи программы:
1. Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей,
инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил
дорожного движения.
2. Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.
3. Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном
самоопределении ученика.
4. Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством
развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.
Общая характеристика программы.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями
психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
-обучение теоретическим знаниям (вербальная информация излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных
пособиях);
-практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого
комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений
(вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.
Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны укладывать в промежуток
времени. Поэтому очень важно уметь предвидитесь развитие ситуации и своевременно
выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Этому нужно учить обучающихся,
рассматривая и детализируя разнообразные ситуации. Для успешной реализации этого
подхода использовать активные методы обучения:
– игра,
– мозговой штурм,
– групповая дискуссия,
– анализ потенциально опасных ситуаций,
– другие.
Срок реализации программы – 3 года.
Направление программы: социально - педагогическое.
Программа рассчитана на детей от 7 - 11 лет.
Категории участников: обучающиеся 1-4 классов, родители обучающихся, педагог.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 144
Количество часов в неделю – 4 час.
Периодичность занятий – 2раза в неделю : 2 раза по 2часа
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа
обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом
занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Занятия проходят в объединении с использованием мультимедийной установки,
настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра
фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного
материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические
стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей
обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников
дорожного движения.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам
дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять
рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли,
отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура
поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил
дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере
необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей
среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов,
литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с
красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты,
дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к
выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся
подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «Путешествие на зелёный свет» имеет цель не на механическое
заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности,
ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа в своём содержании реализует
следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в
соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных
учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к
сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные,
личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных
связей (формирование целостного мировоззрения
ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по
нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность
и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).
Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить,
почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести
себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Реализация данной программы рассчитана на 3 года обучения и позволит
обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о
прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и
здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих
возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а
также проведение массовых мероприятий.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться
ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное
и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной
площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и
пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в
основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ,
дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные
представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- удовлетворенность обучающихся, посещающих занятия;
- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение
правил техники безопасности).
– степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий:
чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,
справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения:
-тестирование;
-анкетирование;
-демонстрации и выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель
достижений обучающегося.
Формы контроля и оценки результатов:
- первый год обучения: игры, эстафеты;
- второй, третий, четвёртый год обучения: семейные - игровые программы , беседы,
тренинги, турниры, экскурсии, конкурсы рисунков;
Критерии оценки планируемых результатов
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по
темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное
участие в организации коллективных творческих дел, выставок рисунков по тематике
курса, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по
курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить
исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности,
участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу,
умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов,
выявлять причины событий, подбирать методы исследования, проводить учебноисследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах,
применять полученную информацию на практике.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Путешествие на зеленый свет
Год обучения- 1
Количество часов.
Всего144 часа; в неделю 4 часа №
заняти
я
I
1.
Количество часов
Наименования раздела, темы.
всего теори пра
я
кти
ка
Введение в образовательную программу. 45
Введение. Ребенок – участник дорожного 9
9
движения.
Виды
деятельности
Беседа,
Ролевые игры
2.
Микрорайон, где живут и ходят дети в
школу.
9
4
3.
Как рождаются опасные ситуации на
дорогах
Мы идем в школу. Безопасный маршрут
движения детей в школу и домой.
Участники дорожного движения
(пешеход, пассажир, водитель)
Изучение правил дорожного движения.
9
9
8
2
6
10
5
5
Экскурсия,
оформление
выставки
рисунков
Наблюдение,
разбор ситуации
Практическое
ознакомление
наблюдение
Движение пешеходов и машин (проезжая
часть и тротуар)
Правила движения пешеходов по
тротуару.
Праздник «Посвящение в пешеходы»
9
4
5
наблюдение
12
6
6
Практическое
ознакомление
3
1
2
9.
История происхождения Правил
дорожного движения
5
3
2
10.
Правила движения пешеходов по
пешеходной дорожке и обочине.
14
4
10
11.
4
2
2
12.
Что такое транспорт. Транспортные
предприятия нашего города.
Регулирование дорожного движения
светофорами и регулировщиками.
Светофорное регулирование.
9
4
5
13.
Нерегулируемые перекрестки.
9
8
1
14
Регулируемые перекрестки. Сигналы
пешеходного и транспортного
8
5
3
4.
5.
II
6.
7.
8.
III
5
47
Беседа,
разгадывание
ребусов
Наблюдение,
ролевые игры,
дидактические
игры
экскурсия
28
Ролевые игры,
наблюдение
Ролевые игры,
наблюдение
Изготовление
памятки
Наблюдение,
моделирование
светофоров.
2
IY
Климатические особенности времени
года.
Дорожные знаки и линии разметки.
16
Дорожные знаки и их назначение.
17
Места для игр. Зачет.
15.
Итого:
1
1
20
10
10
4
2
2
144
79
65
перекрестка
дорог
наблюдение
24
2 год обучения (144 ЧАСА)
№
Тема
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
1
Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам
большого города
2
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности
пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах
и дорогах.
3-4
Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии
по селу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут
учащиеся.
5
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие
на величину остановочного пути.
6
Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и
скользкой дороге.
7
Типы перекрестков.
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
8
Нерегулируемый перекресток.
9
Регулируемые перекрестки в районе школы
10-11
Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)
12
Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом.
Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру,
магазину и т.д.
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
13
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в
районе школы.
14
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников
движения по сигналам светофора
15-16
Регулировщик и его сигналы.
17
Группы дорожных знаков и их назначение.
18
Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место
стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный
переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка»,
«Въезд запрещен». Знаки сервиса
19
Дорожные знаки в районе школы.
20
Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков»
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
21
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним
Практическое
ознакомление,
Изготовление
знаков
Сюжетная игра
Кол-во часов
4
4
8
4
4
4
4
4
8
4
4
8
4
4
4
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-32
33
34
движением. Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.
Правила перехода при их наличии.
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Где можно и где нельзя играть.
Ты – велосипедист.
Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения
пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти
загородную дорогу
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через
железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).
Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от
времени года, суток и погодных усло-вий. Особенности работы
водителя.
Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей
части, глазами водителей.
Проведение игр, викторин и т.п. по Правилам дорожного
движения.
Встреча с инспектором ГИБДД
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
3 год обучения (180 ЧАСА)
№
180часа
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
1
Дисциплина на дороге.
2
Составные части улицы, дороги.
3
Экскурсия по городу.
4
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указани-ем всех
опасных для пешехода мест на этом маршруте.
5
Остановочный путь и скорость движения.
6
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время
суток.
7
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
8
Опасные ситуации при переходе проезжей части на
нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые пере-крестки в
районе школы.
9
Где еще можно переходить дорогу.
10
Подвижные игры по ПДД
11
Викторина по ПДД
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
12
Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним
и односторонним движением.
13
Регулируемые перекрестки. Светофор.
14
Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.
15
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по
этим сигналам.
16
Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорож-ной
полицией. Инспектор дорожной полиции, его ра-бота.
17
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.
18
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на
4
4
4
8
4
4
4
4
8
4
4
Кол-во часов
5
5
5
5
1
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
велосипедах запрещено». Таблички.
19
Дорожные знаки и дорожная разметка.
20
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
21
Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожнотранспортных происшествий с детьми
22
История появления автомобиля и правил дорожного движения.
23
Поездка на автобусе и троллейбусе.
24
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
25
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
26
Где можно и где нельзя играть.
27
Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть
в районе школы и дома.
28
Поездка за город.
29
Ты – велосипедист
30
Улица глазами водителей. Что такое дорожно-тран-спортное
происшествие (ДТП)
31
Причины возникновения дорожно-транспортных про-исшествий
по вине пешеходов
32
Письмо водителю.
33
Оказание медицинской помощи
34
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
5
5
10
5
5
5
10
4
7
5
9
5
5
5
4
5
1 год обучения 144 часа
Раздел 1 Введение в программу.
Тема 1. Введение. Ребенок участник дорожного движения.
Тема 2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу.
Практика. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы. Особенности
движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе .Викторина «Мой город»,
«Улицы моего района». Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности
движения транспортных средств.
Тема 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах
Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная
разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 4. Дорога в школу и домой
Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место. Особенности
движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.
Практика. Рисуем путь в школу. Экскурсия на улицу с целью научиться слушать дорогу.
Тема 5. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром
Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры
Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в транспорте. Каким
должен быть водитель транспортного средства.
Раздел 2 Изучение правил дорожного движения.
Тема 6. Движение пешеходов и машин
Практика. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная
разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 7. Правила движения пешеходов по тротуару.
Практика. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила
пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при
посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги
после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 8. История происхождения Правил дорожного движения
Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие видов
транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно
знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль
мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа с
рисунка
Тема 10. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине
Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила
пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при
посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги
после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 11. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города
Практика. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный транспорт.
Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный,
специальный, грузовой, гужевой. Велосипед. Рудничное автотранспортное предприятие
№ 1.
Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.
Раздел 3 Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.
Тема 12. Светофорное регулирование Практика. Сигналы светофора. Порядок работы
трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный
светофор и его сигналы.
Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный перекресток.
Тема 13. Нерегулируемые перекрестки
Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот
транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначения
нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы перекрестков:
четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.
Тема 14.Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных
светофоров
и транспортных
Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком. Сигналы
регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.
Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на разные
сигналы. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Тема 15. Климатические особенности времен года и их влияние на движение по
дорогам
Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки, туман,
дождь, снегопад и другое.
Практика. Игры для эрудитов.
Раздел 4 Дорожные знаки и линии разметки.
Тема 16.Дорожные знаки и их назначение
Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных знаков.
Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки», «Угадай
дорожный знак», «Дорожное лото»
Тема 17.Места для игр. Зачет
Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте.
Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.
Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я
применяю»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Достигается в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия
- выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном
самоопределении ученика;
- умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планирование и выполнение мини- проектов;
- подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с
учителем;
Познавательные универсальные учебные действия
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП;
- умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- работа в группах;
- ролевые игры;
В результате освоения программы «Путешествие на зелёный свет»
формируются следующие предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями
своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,
сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной
обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
-определять форму предметов окружающего мира;
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего
мира; сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, узнавать их,
знать назначение;
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый
перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий,
технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно –
лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной
комнаты с учётом особенностей учебного процесса и специфики изучаемого курса.
1. Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):
знаки дорожного движения
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы,
таблицы): плакаты: «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа
жизни».
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,
мультимедийный проектор, DVD, и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
2. Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма
методическое
пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
3. Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология, Питер, 2001.
4. Клебельсберг Д. Транспортная психология, Москва, Транспорт, 1998.
5. Комлева, Л.А. Дети и дорога.– Каменск-Уральский, Калан, 1997.
6. Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
7. Эльконин, Д.Б. Детская психология - Москва, 2006.
8. Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах - Екатеринбург, калан,
2006.
9. Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в
дорожно-транспортной среде - Курган, 2008.
10. Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память– Москва, Эйдос, 1996.
11. Содружество ради жизни Кемерово, 2009.
12. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]:
учебное пособие. – М., 1988. – 351с.
13. Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного
движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни– 2009. - № 10.
14. Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
15. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
16. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от
15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
17. Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник /
автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ –
Пресс, 2005.
18. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я.
Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях –
Москва, Астрель 2005 –135 с.
2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.:
Просвещение, 1992 –60 с.
3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления
транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт –
Холдинг.: 2004, 89 с.
4.Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
6.Астахов, П. Я и дорога, Москва, Эксмо, 2009.
7.Волков, С. ПДД для детей, часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
8.Азбука пешехода , Москва, 2008.
9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов
// Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.