Пояснительная записка к учебному плану 2025-2026г

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования Мосальский дом творчества

Принято
Решением Педагогического совета № 1
От 22.08.2025г

Утверждено
Директор МКОУ ДО
Мосальский дом творчества
_____________Е.Н. Петухова
Приказ № 67_от 22.08._2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Учебному плану на 2025-2026 учебный год
муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования Мосальский дом творчества
1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план МКОУ ДО МДТ (Приложение 1) составлен в соответствии с ФЗ – 273
«Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 27
июля
2022г. № 629
« Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ,
Федеральный проект « Успех каждого ребёнка», Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 « Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» .
Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации педагогов
дополнительного образования, расписания занятий с учетом учебно-методического и
материально-технического обеспечения дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительные общеобразовательные программы, указанные в учебном плане,
рассмотрены и согласованы педагогическим советом МКОУ ДО МДТ и утверждены
директором МКОУ ДО МДТ. Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных
и разновозрастных творческих объединениях по интересам в соответствии с требованиями
СанПиНа.
2. Общая характеристика учебного плана
2.1.
Учебный план обеспечивает решение целей и задач образовательного процесса:
- Организация учебно—воспитательного процесса, стимулирующего развитие
природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание,
самообразование и самореализацию личности.
- Обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах
формирования жизнеспособной социально-активной личности, обладающей духовнонравственным и физическим здоровьем, а также мотивацией к самосовершенствованию и

саморазвитию.
- Обеспечение непрерывности, цикличности условий учебно- воспитательного
процесса.
- Повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся.
- Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий
дополнительного образования.
- Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся,
развитие лидерских качеств, организация социализирующего досуга детей и подростков.
Организация учебно-воспитательного процесса на принципах, отражающих
основополагающие идеи и определяющие характер деятельности учреждения.
- Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и
подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости
обучающихся.
2.2. Целевая направленность.
В целом учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательного
процесса, необходимого для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечивает
условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности,
создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных
способностей ребёнка, детской одарённости.
2.3.
Стратегические
и
тактические
ориентиры
обновления
содержания образовательного процесса.
Основой учебного плана являются модифицированные по содержанию и видам
деятельности программы. В Учебный план включены дополнительные общеобразовательные
программы, в содержании
которых отражены:
- ведущие идеи, цели и средства их достижения;
планирование
образовательного
процесса
с
изложением
последовательности и тематики образовательного материала;
педагогические
технологии
развития
ребенка
и определения
результатов педагогической деятельности;
- организация
образовательного процесса как единой развивающей среды и
совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
материально—техническое, информационное, методическое обеспечение
образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.
3. Структура и содержание Учебного плана
Учебный план отражает специфику работы МКОУ ДО МДТ, как многопрофильного
учреждения дополнительного образования, образовательная деятельность в котором строится
на основе социального заказа родителей, общества, интересов и индивидуальных
особенностей детей, а также кадровых, методических и экономических возможностей по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Учебный план построен на модульной основе и принципах возрастной
дифференциации.
Его
основой
являются
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы по пяти направленностям:
естественно- научному;
туристско - краеведческому;
художественному;
социально—гуманитарному;
техническому.

Каждое направление образует содержательный модуль учебного плана. Программы
рассчитаны на различные сроки реализации: от 1года до 3 лет.
По содержанию они являются однопрофильными или интегрируют в себе знания из
различных предметных областей и направленностей.
Программы для детей 7- 10 лет учитывают динамику развития познавательных
интересов и творческого мышления младших школьников. В программах обеспечена
возможность перехода от наблюдения, установления подобия, репродуктивной деятельности к
творческой продуктивной деятельности с использованием полученных знаний, умений и
навыков. В ходе освоения программ предусмотрено использование игровых и других форм
проведения занятий, где происходит знакомство обучающихся с учреждением и вовлечение их
в образовательный процесс.
Программы для обучающихся 11-15 лет предполагают поисковую, проектноисследовательскую деятельность, обеспечивают условия для формирования их самооценки и
самосознания. В ходе освоения данных программ у обучающихся формируется устойчивая
мотивация к определённому виду деятельности, происходит обогащение знаний,
формирование умений, навыков в выбранной деятельности, осознание цели своего участия в
образовательной деятельности.
Программы для обучающихся 16-18 лет предполагают совершенствование знаний,
умений и навыков, полученных обучающимися ранее, формирование устойчивого интереса,
создание условий для их интеллектуального и профессионального самоопределения,
сознательное целенаправленное участие обучающихся в образовательном процессе.
Программы предполагают
повышение
сложности
учебных
и
социальных задач, использование инновационных методов и форм работы.
Режим
занятий указывается в
соответствующем
разделе каждой из
реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, но не может быть выше
максимально допустимой дневной и недельной нагрузки на одного
ребёнка
установленной
санитарно- эпидемиологическими правилами
и
нормативами,
иными
нормативными правовыми
актами
Российской
Федерации.
В рабочей сетке учебного плана указываются:
- направленность;
- наименование объединения и реализуемая программа, ФИО руководителя объединения;
— срок реализации программы;
количество групп;
- количество часов на одну учебную группу в неделю;
- общее количество учебных групп по программе.
- количество часов в год.
4.
Режим организации образовательного процесса
4.1. Продолжительность учебного года .
Начало учебного года для групп первого года обучения с 10 сентября;
для групп второго и последующих годов обучения со 2 сентября.
Набор обучающихся в объединения и формирование учебных групп проводится с 1 июня по
10 сентября. Продолжительность учебного года для реализации дополнительных
общеобразовательных программ – 36 недель.
Организация деятельности МКОУ ДО МДТ в летнее каникулярное время
4.2.
С 1 июня по 31 августа МКОУ ДО МДТ переходит на летний режим работы на основании
приказа директора учреждения. Образовательный , досуговый, воспитательный процесс
продолжается в рамках летних площадок объединений с переменным составом детей.
4.3. Регламентирование образовательного процесса
Творческие объединения МКОУ ДО МДТ работают с 14.00 до18.25 согласно расписанию.

Рабочее время педагогам дополнительного образования
установлено согласно «Правил
внутреннего трудового распорядка работников», расписанию учебных занятий, режима работы
МКОУ ДО МДТ . Организация образовательного процесса регламентируется расписанием
занятий с учетом санитарно-гигиенических требований и норм, с учетом пожеланий родителей
(законных представителей) обучающихся. Расписание утверждается директором МКОУ ДО
МДТ и имеет заключение СЭС.
Режим занятий указывается в соответствующем разделе каждой из реализуемых
дополнительных образовательных программ, но не может быть выше максимально допустимой
дневной и недельной нагрузки на одного ребёнка, установленной санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Режим занятий обучающихся МКОУ ДО МДТ в зависимости от возраста и направленности
программы
Направленность

Возраст (лет)

Число
занятий в в неделю

до 8

2-3

2 по 30 мин
(хореография - по 30

9-18

2-3

2 по 45 мин

Художественная

до 8

2-3

Техническая
9-11

2-3

12-18

2-3

до 10
Туристскокраеведческая

11-15

16-18

Естественнонаучная

Социальногуманитар
ная

Число и продолжительность занятий
в день

2-3
2-3
1 раз в месяц
- поход или
занятие на
местности
2-3
1-2 раза в ме- сяц поход или занятие
на местности

до 8

1-3

9-14

1-3

16-18

1-3

6,5-18

1-2

2 по 30 мин
(исполъзование компьютерной техники - 2
по 30 минут)
2 по 45 мин
(исполъзование компьютерной техники - 2
по 30 минут)
2-3 по 45 мин
2 по 45 мин

Недельна
я
нагрузка
4-6
часов
4-6
часов
4-6
часов

4-6
часов
4-6
часов
4-6 часов

2-3 по 45 минут, занятия на местности
или поход до 6 часов

4-6 часов

2-4 по 45 минут, занятия на местности
или поход до 8 часов

4-8
часов

2 по 45 мин
2-3 по 45 мин
занятия на местности
до 8 часов
2-3 по 45 мин
занятия на местности
до 8 часов
1-3 по 45 мин

2-6
часов
2-6
часов
2-9
часов
1-6
часов

Основные формы образовательного процесса
Выбор форм организации образовательного процесса регламентируется
условиями
реализуемой в объединении программы и указывается педагогом при составлении
календарно-тематического планирования к программе.
Основными формами образовательного процесса являются:
- теоретические и практические занятия;
- групповые и индивидуальны занятия;
- праздники;
- экскурсии;
- открытые учебные занятия;
- конкурсы;
- выставки;
- творческие мастерские.
Количество часов на групповые и индивидуальные занятия, на индивидуальный
образовательный маршрут определяется педагогами в соответствии с утвержденными
образовательными программами и Положением об
индивидуальном образовательном
маршруте учащихся МКОУ ДО МДТ .
Для заочной и дистанционной организации образовательного процесса могут используются:
образовательные опlіпе-платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции
(ZOOM), социальная сеть Вконтакте, мессенджеры ( ВКмессенжер « Сферум»), электронные
почты.
4.5. Нормативная наполняемость групп
Аудиторные занятия, предусмотренные программами, проводятся в одновозрастных или
разновозрастных группах (объединениях) преимущественно постоянного состава.
Нормативная наполняемость объединения детьми составляет не менее 12-15 человек. Занятия
по программам могут проводиться по группам, подгруппам или индивидуально в рамках
реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

4.4.

4.6. Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.
Освоение образовательных программ предусматривает проведение
входного контроля, промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой
аттестации
обучающихся.
Аттестация обучающихся проводится в форме отчетных выставок, творческих работ ,
конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, докладов, рефератов, собеседований,
анкетирования, тестирования, презентаций, опросов, контрольных занятий, зачетов и др.
Система оценок определяется следующими критериями:
- уровень освоения объемов образовательной программы по избранному виду
деятельности;
- динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных
региональных и Всероссийских мероприятиях.
5.
Перспективы работы по реализации учебного плана.
Обновление структуры и содержания дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в соответствии с достижениями педагогической науки и
обновлением нормативной базы в области образования.
— Поддержка преемственности образовательных программ основного и
дополнительного образования.
- Внедрение в образовательный процесс инновационных ИКТ- технологий и

педагогических технологий.
6.Учебный план соответствует уставным целям дома творчества и образовательной программе
учреждения.
Продолжительность учебного года 36 учебных недель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».