Положение об адаптированных программах

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества

Утверждено

Принято
На Педагогическом совете № _1

Директор МКОУ ДО МДТ

От 30.08. 2024г.

_________Е.Н. Петухова
Приказ № 61 от 31.08. 2024г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о структуре, порядке разработке и утверждения адаптированных дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов
МКОУ ДО МДТ

1.1.

•
•

•

•

•

•

•

•

•

1. Общие положения
Положение о разработке и реализации адаптированной общеобразовательной
общеразвивающей программы (далее АООП) является локальным
нормативным актом, регламентирующим механизм разработки и реализации
АООП для обучающих с ограниченными возможностями здоровья (далее
ОВЗ) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным
нарушением).
Положение АООП для детей с ОВЗ разработано в соответствии с
нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" с изменениями от 17 февраля 2023 года.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022
г.)
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413), в который включены
специальные требования образования обучающихся с ОВЗ;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей;
Письмом Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О
совершенствовании
деятельности
психолого-медико-педагогических
комиссий";
Совместным приказом Минпросвещения России и Минэкономразвития России
от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к
организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с
участием
детей,
являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других
маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных
групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте,
сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Уставом МКОУ ДО МДТ.
Данное Положение устанавливает порядок деятельности дома творчества по
разработке и утверждению АООП, реализуемых в доме творчества. Положением
определяется структура, оформление, порядок и сроки рассмотрения
дополнительных (общеразвивающих) программ.
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа — это
нормативно-управленческий документ МКОУ ДО МДТ , определяющий
содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из
направленностей дополнительного образования и представляющий собой
комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей,
реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в
соответствии с социальным заказом.
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа
(далее АООП) — это дополнительная образовательная (общеразвивающая)
программа, адаптированная для обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая психофизическую коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Целью реализации адаптированной образовательной программы является
коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц, в то
время как целью индивидуального учебного плана соответствие знаний
обучающегося современным требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов.
2. Требования к результатам освоения адаптированной дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы

2.1.

Требования к результатам освоения программы дополнительного образования
детей
отражают
совокупность
индивидуальных,
общественных
и
государственных потребностей.
2.2. Приоритетным результатом освоения обучающимися АООП является не
овладение предметными теоретическими знаниями, а приобретение практических
умений и навыков, овладение личностными и метапредметными компетенциями.
2.3. Личностными результатами освоения обучающимися АООП могут быть:
• адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;

• удовлетворенность
ребенком
своей,
деятельностью
в
объединении
дополнительного образования, самореализовался ли он;
• повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
• формирование ценностных ориентаций;
• формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами;
• навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
• навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное
отношение;
• развитие жизненных, социальных компетенций.
3. Требования к структуре адаптированной дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программ
3.1. Структура АООП включает в себя следующие элементы:

3.2.

3.3.

Титульный лист;
I. Комплекс основных характеристик программы;
1.1. Пояснительная записка;
1.2. Цель и задачи программы;
1.3. Содержание программы;
1.4. Учебно-тематический план;
1.5. Содержание учебно-тематического плана;
II. Комплекс организационно-педагогических условий;
2.1. Календарный учебный график;
2.2. Условие реализации программы;
2.3. Формы аттестации;
2.4. Оценочные материалы;
2.5. Методические материалы;
2.6. Список литературы.
Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и
служащая источником библиографической информации, необходимой для
идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф
утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера
приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, уровень
освоения программы, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год
ее разработки).
Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы - техническая, естественно-научная,
физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социальнопедагогическая;
- актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой
программы;

- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие
программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые
придают программе своеобразие;
- педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование
педагогических приемов, использования форм, средств и методов
образовательной деятельности составителем/разработчиком программы в
соответствии с целями и задачами дополнительного образования.
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе;
- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
(словесные, наглядные, практические);
тип
занятия:
комбинированный,
теоретический,
практический,
диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и
др.;
- формы проведения занятий;
- срок освоения программы определяется содержанием программы - количество
недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
3.4.

3.5.

Цель и задачи программы: - цель — это стратегия, фиксирующая желаемый
конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна,
значима, достижима;
- задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным
выражением которых и является поставленная цель.
Содержание программы:
- учебный план - содержит название разделов и тем программы, количество
теоретических и практических часов;
- содержание учебно-тематического плана — это реферативное описание
разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной
учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм
контроля, соответствующих каждой теме;
- учебно-тематический план оформляется в виде таблицы (таблица1), которая
включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и
практические виды занятий.
таблица1
№
Название разделов и
Количество часов
тем
всего
теория
практика
Форма
контроля

3.6. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных
качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов,
приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении,
формулируются с учетом цели и содержания программы.
3.7. Комплекс организационно-педагогических условий:
3.7.1. Календарный учебный график - это составная часть образовательной
программы, являющейся комплексом основных характеристик образования,
определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и
окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является
обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и
составляется для каждой группы.
3.7.2. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность
условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы,
информационные ресурсы.
3.7.3. Формы аттестации - творческая работа, проект, выставка, акция, конкурс,
фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные
концерты, открытые занятия, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально
для определения результативности усвоения образовательной программы,
отражают цели и задачи программы.
3.7.4. Методические материалы - обеспечение программы методическими видами
продукции - указание тематики и формы методических материалов по программе;
описание используемых методик и технологий; современные педагогические и
информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения;
индивидуальный учебный план.
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме
таблицы 2
Таблица 2
Раздел или Формы
Приемы и
Дидактически Техническо
Формы
тема
методы
й материал
е
подведени
программ заняти
организации
оснащение
я итогов
ы
й
образовательно
занятий
й деятельности
(в рамках
занятия)

3.8.

Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу
(учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов,
практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен
для разных участников образовательных отношений - педагогов, учащихся;
оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических
ссылок.

4. Разработка, согласование и утверждение адаптированной дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
4.1. АООП разрабатывается по мере поступления обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов в МКОУ ДО МДТ.
4.2. Разработка содержания АООП осуществляется индивидуально каждым педагогом,
работающим с ребёнком с ОВЗ, с ребёнком - инвалидом.
4.3. Для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с
ОВЗ, ребёнка - инвалида в процессе обучения, воспитания, развития его
творческих способностей АООП разрабатывается на основе рекомендаций
психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК), реабилитационной
индивидуальной программы (ИПР), наблюдения педагогов МКОУ ДО МДТ.
4.4. АООП составляется на каждый год обучения, при необходимости могут вноситься
изменения в течение учебного года.
4.5. АООП рассматривается на заседании Педагогического совета МКОУ ДО МДТ .
Принимается Педагогическим советом МКОУ ДО МДТ, утверждается приказом
директора МКОУ ДО МДТ .
5. Делопроизводство и контроль за реализацией, адаптированной
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
5.1.

Педагоги МКОУ ДО МДТ ежегодно обновляют АООП с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
5.2. На основании АООП педагогом дополнительного образования ежегодно
разрабатывается учебно-тематический план, который является нормативным
документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета
рабочего времени педагога.
5.3. Контроль за реализацией АООП осуществляется в соответствии с планом контроля
в МКОУ ДО МДТ методистом МКОУ ДО МДТ..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».