OT,neJI o6pa.30BaHIDI H oxpaHI,I npaB ,neTCTBa My1rnIIHITa.Jll,HOro paiioHa (( MoCaJibCKHH pa.HOH>> MyttHIIHilaJibHOe Ka.3eHHOe o6pa.30BaTeJibHOe ~pe)K)]:eHHe ,nonOJIHHTeJibHOro o6pa.30BaHH5I MocaJibCKHR ,nOM TBOp1IeCTBa ITpHH5ITO perneHHeM ITe,narorH1IeCKOro COBeTa .N!! 1 OT 30.08.2024r. ,IJ;OilOJIHIITEJlhHMI Olill(EOliPA30BATEJlhHMI Olill(EPA3BIIBAIOII(MI IlPOrPAMMA « 3eJieuaH mKoJia» Hanpae~euuocTh:ecTecTBenuo-uayqua» YpoBeHb: CTapTOBbIM B03pacT: 11-16 neT CpoK peaJIR3au;m1: 1 ro.n: CocTaB1nerrb: ITeTyxoBa CBeTrratta Bna,n;RMHpOBHa, ne,naror- coBMecTHTeJib MKOY ,n;o M,n;T MocaJibcK,2024 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка В настоящее время экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического образования детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической грамотности подрастающего поколения. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является основой процесса экологического обучения и воспитания. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Зелёная школа» соответствует требованиям нормативно – правовых документов Российской Федерации и Калужской области, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования . Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта. Реализация дополнительной общеобразовательной программы « Зелёная школа» осуществляется на русском языке – государственный язык РФ. Программа призвана помочь педагогу создать условия для развития информационно – коммуникативных компетентностей обучающихся. Содержание программы не только расширяет знания ребят о процессах и явлениях природы, но и помогает ощутить свою связь с малой родиной, она помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Программа направлена на развитие личности ребёнка путём активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к экологической науке. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа « Зелёная школа » (далее – программа) составлена в соответствии с: -Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн -Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); -Концепцией развития дополнительного образования детей, распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; утвержденной -Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). -Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; -Уставом МКОУ ДО МДТ; -Положением о единых требованиях к структуре и оформлению ДОП, в том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО, утверждённым Приказом № 102 от 03.11.2022г. по учреждению Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Зелёная школа» имеет естественно – научную направленность и стартовый ( ознакомительный) уровень сложности. Реализация программы ориентирована на формирование потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании за рамками основного образования. Реализация образовательной программы «Зелёная школа» не нацелена на достижение предметных результатов освоения основных программ , предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования . Актуальность программы заключается в том ,что в связи с принятием Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» на первое место в основных направлениях организации воспитания и социализации учащихся ставится «формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты», программа включает методики коллективной творческой деятельности; В детском возрасте дети проявляют активный интерес к миру природы. Мир растений и животных может служить для них неисчерпаемым источником новых открытий, поражающих воображение и подталкивающих к более углубленному знакомству с соседями по планете Земля. Возможность непосредственного соприкосновения с миром живой природы на занятиях и выходах на природу благотворно влияет на развитие личности современного ребенка, взрослеющего в эпоху информационных технологий в условиях сельского поселения. Обучение учащихся проходит непосредственно в природных условиях. Пребывание на свежем воздухе и активная физическая деятельность способствует укреплению здоровья и умению рационального использования природных ресурсов для гармоничного развития личности. Педагогическая целесообразность заключается в следующем: -учащиеся узнают новое и интересное о растительном и животном мире Земли и мерах по его охране; -участвуют в природоохранных мероприятиях, в результате формируется активная жизненная позиция; -обучение в объединении дает простор для творческой деятельности; - формируется общая культура, происходит социальная адаптация учащихся в обществе; Отличительная особенность программы Отличительной особенностью программы является участие в предлагаемых Всероссийских мероприятиях «Всероссийский экологический урок», «Эколята молодые защитники природы», различные природоохранительные Акции и конкурсные мероприятия. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Зелёная школа» разработана для обучающихся 11 – 16 лет. Занятие проводится в группе – 15 человек на базе общеобразовательной организации МКОУ Горбачёвская ООШ. Данная программа реализуется педагогом – по внешнему совместительству. Объём программы Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Зелёная школа» составляет 180 ч. в год. Формы обучения и виды занятий по программе Форма обучения по программе - очная. Но, при необходимости, может быть с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Занятия проводятся в группе. Теоретические занятия проходят в форме бесед, лекций. Практические занятия строятся с учётом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей обучающихся. Срок освоения программы Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Зелёная школа» составляет 9 месяцев (180ч) (1 учебный год) Режим занятий Занятия проводятся 3 раза в неделю , 2 раза по 2 академических часа, продолжительностью 45 мин., 1 раз по 45 мин. Программа составлена с учётом санитарно – гигиенических правил, возрастных особенностей обучающихся и порядка проведения занятий, С учётом условий по Договору имущественных отношений реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе общеобразовательной школы. Организация обучения по ДООП осуществляется с использованием материально – технической базы МКОУ Горбачёвская ООШ и учебно – методической базы МКОУ ДО МДТ на основании заключённых с ними имущественных договоров о взаимодействия по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Зелёная школа». Цель и задачи программы Цель программы: формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Задачи программы Обучающие: получение элементарных знаний о биоэкологических особенностях растительного и животного мира; - изучение видового разнообразия растительного и животного мира планеты Земля, расширение знаний по природоведению, полученных в школе; - обучение приемам наблюдений за живыми объектами в оранжерее, мини-зоопарке и природной среде; воспитательные - воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению; -воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и общения; -воспитание положительных качеств личности путем вовлечения учащихся в активную эколого-созидательную деятельность; -воспитание здорового образа жизни; Развивающие- развитие и поддержка духовного мира детей, устойчивого интереса к познанию растительного и животного мира, чувства добра, ответственности за состояние окружающей среды; - развитие творческой, познавательной и исследовательской активности, трудовых навыков по уходу за растениями и животными - интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся; СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п 1. Название разделов, тем Количество часов Всего Вводное занятие 2 Теория 2 Формы контроля Практика Входящее тестирование 2. Человек и окружающая среда 12 3. Взаимоотношения «человекприрода» Городская экологическая среда 16 16 5. Природа – источник здоровья 14 6. Человек и животные. 7. 4. 8 4 Тестирование 12 4 Тестирование 12 4 Решение экологических задач Выставка творческих работ 8 6 10 6 4 Человек и растения 10 6 4 8. Влияние человека на атмосферу 10 6 4 9. Влияние человека на гидросферу 10 6 4 10. 10 6 4 11. Воздействие человека на литосферу Мой экологический след 10 6 4 12. Энергосбережение 10 6 4 13. Раздельный сбор и переработка отходов 10 6 4 14. Экономия бумаги 8 4 4 15. Экономия воды 10 6 4 16. Охрана и защита леса 10 6 4 17. «Зелеными тропами» 10 18. Итоговое занятие Всего часов 6 4 76 2 68 2 144 Выставка творческих работ Выставка творческих работ Защита исследовательской работы Защита исследовательской работы Тестирование Результаты конкурса видеороликов Результаты конкурса презентаций Результаты конкурса фотоснимков Результаты конкурса «Оригами» Тестирование Результаты конкурса «Лучший противопожарный плакат» Отчет по экскурсии Защита проектов Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие (2 ч.) 1. Теория. Цели и задачи работы в объединении. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Введение в Программу. Входящая диагностика. 2. Человек и окружающая среда (12ч.) 3. Взаимоотношения «человек-природа» (16ч.) Теория. Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы. Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Зависимость состояния окружающей среды от деятельности человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие «валеологическая экология». Профессии людей, связанные с изучением, сохранением живой природы. Городские природоохранные экологические акции. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки. Практика. Решение экологических задач практического характера. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!». Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?». Экскурсия «Прекрасное рядом». Красота осеннего леса, парка, сквера. Теория. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Взаимоотношения «человек-природа» в историческом аспекте. Человек - собиратель. Человек - охотник. Изменение взаимоотношений человека и природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей. Болезни века. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, Красная книга Москвы, её значение. Отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Правила поведения в природе. Экологическая культура человека. История появления этого понятия. Основные глобальные экологические проблемы XXI века, причины возникновения и пути их решения. Экологическое мировоззрение. Его роль в жизни человека. Экологическая культура – важнейший фактор устойчивого развития. Раскрытие понятий и принципов устойчивого развития. Практика. Дискуссия на тему «Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?». Изучение Красной книги России, Красной книги Калужской области . Уборка мусора на школьной учебной экологической тропе. Экскурсия по школьной учебной экологической тропе. 4. Городская экологическая среда (16 ч.) Теория. Город - как единая экологическая система. Зависимость экологического благополучия жителей города. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Рекреационные зоны города, их значение в жизни человека, экологическое состояние, проблемы. Знакомство с видами деревьев, кустарников, цветочно-декоративных растений, используемых в озеленении города. Типы зелёных насаждений: парки, скверы, газоны, прибрежные леса, лесозащитные полосы. Расширение и углубление знаний о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Знакомство с правилами гигиены жизни в урбанизированной среде. Актуальные проблемы и пути их решения. Роль растений в сохранении экологического баланса зелёных зон города. Использование цветочно-декоративных растений в озеленении города. Их значение для микроклимата города и здоровья человека. Знакомство с растительным и животным миром рекреационных зон. Влияние неблагоприятных экологических факторов на рост и развитие растений в черте города. Вытаптывание – беда парковых зон города. Водные ресурсы города, проблемы чистой воды. Экологическая система озера, обитатели водоёмов. Экологическая культура горожан. Квартира как экологическая система. Роль комнатных растений в жизни человека. Осенние явления в жизни растений, правила ухода. Строение и функции листьев, их разнообразие. Практика. Анализ «Экологическое состояние пришкольной территории и микрорайона». «Что будет, если…». Решение экологических задач. Конкурс экологических плакатов «Правила поведения, экологическая культура горожан». Практическая работа «Составление паспорта комнатного растения». Я – наблюдатель, исследователь природы, участие в международных днях учёта птиц. Экскурсии. «Использование деревьев, кустарников, цветочно- декоративных растений в озеленении микрорайона», «Экологическое состояние пришкольной территории и микрорайона». «Прекрасное рядом: красота осеннего леса, парка, школьного участка». «Самый красивый уголок образовательного комплекса». 5. Природа – источник здоровья (14 ч.) Теория. Природные факторы, укрепляющие здоровье человека. Великое содружество. Лес как экологическая система. Содружество деревьев, трав, кустарников, ягод, грибов, зверей, насекомых и т.д. Деревья и кустарники наших лесов. Понятия: ельник, сосновый бор, берёзовая роща, их значение для здоровья человека. Многообразие животных, обитающих в лесах Подмосковья, парках Москвы, зелёных зонах, их экологическая роль. Знакомство с отдельными видами: звери, насекомые, птицы, рыбы, земноводные. Познавательный материал и интересные факты о жизни животных. Раскрытие одного из законов Коммонера: «Всё связано со всем»: нет животных «вредных», все полезные. Природные факторы, укрепляющие здоровье человека. Выработка позиции, взглядов, что «Природа – помощник в сохранении и укреплении здоровья». Выработка умений слушать тишину, самого себя, позитивно воспринимать мир вокруг себя, звуки природы, жить в гармонии с природой и с самим собой. Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать человека на природе, в лесу. Огонь – друг и враг человека. Действия по формуле безопасности «Предвидеть – избежать – действовать». Практика. Определение видов деревьев по листьям, плодам, семенам. Создание индивидуальных и групповых творческих работ: экологические сказки, рисунки, викторины, загадки, пословицы, поговорки, приметы, игры, листовки природоохранного содержания и др. Мастер класс «Создание лэпбука». Защита мини-проектов. Разработка памятки по правилам поведения в природном окружении. Экскурсия. Определение видов деревьев по кроне, веткам, плодам, семенам. 6. Человек и животные (10 ч.). Теория. Понятие о царствах живой природы, их тесном взаимодействии, значении для природы и жизни человека. Разнообразие животных в природе (на примере леса). Домашние животные, их положительное влияние на самочувствие, здоровье человека. Гигиенические навыки у животных. Птицы – наши друзья. Птицы в природе. Зимующие птицы нашего края, необходимость их защиты. Как помочь перезимовать птицам. Практика. Правила ухода за животными. Конкурс творческих работ «Моё любимое животное». Изготовление кормушек. Организация подкормки птиц. Наблюдение за поведением птиц, их повадками. Конкурс рисунков «Птицы Москвы и Подмосковья». Экскурсии. «Птицы за твоим окном», «Удивительное рядом», в живой уголок Дома детского творчества. 7. Человек и растения (10 ч.) 8. Влияние человека на атмосферу (10 ч.) 9. Влияние человека на гидросферу (10ч.) 10. Воздействие человека на литосферу (10ч.) Теория. Строение растений. Разнообразие и виды растений. Бережное отношение к растениям. Кодекс юных натуралистов. Способы распространения семян у различных растений. Взаимосвязи в живой и неживой природе на примере распространения семян ветром и животными. Наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы нашей местности. Взаимосвязи в природе на примере симбиотических взаимоотношений грибов и деревьев. Строение дерева. Условия, необходимые для роста деревьев. Роль зеленых растений. Растения, используемые в медицине, косметологии, народном хозяйстве. Роль воды на планете. Значение воды для живых организмов. Практика. Работа с наглядным материалом (иллюстрации, засушенные веточки, листья разных деревьев, шишки, семена). Определение по внешнему виду дикорастущих растений, цветочнодекоративных, лекарственных. Игра «Грибной знаток». Экскурсия «Растения нашего края». Теория. Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы («парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди»). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Практика. Определение запыленности зимой. Рассматривание пыли под микроскопом. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Теория. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.), методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. Практика. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН. Теория. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое «загрязнение» горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв. Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм. Практика. Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Исследование почвы в микрорайоне школы. 11. Мой экологический след (10ч.) 12. Энергосбережение (10ч.) 13. Раздельный сбор и переработка отходов (10 ч.) 14. Экономия бумаги (8ч.) Теория. Раскрытие понятия «Экологический след». История возникновения этого понятия. Экологический след - показатель давления на природу. Экологический след - это ресурсы, необходимые для удовлетворения наших потребностей. Биологический потенциал - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы. Способы уменьшения «экологического следа» в разных сферах повседневной жизни: жилье, энергия, транспорт, питание, вода, бумага и отходы. Последствия экологического следа человека. Практика. Подсчет «Экологического следа» класса, школы, собственный. Просмотр документального фильма «Экологический след человека» Geographic, 2007). Обсуждения. Конкурс видеороликов на тему «Мой экологический след». Теория. Теоретические основы ресурсосбережения. Раскрытие понятий: энергосбережение, энергопотребление, теплопотери и т.п. Рациональное использование ресурсов. Альтернативные источники энергии. Мероприятия, которые используются для экономии электроэнергии. Практика. Подсчёт расхода электроэнергии и способы снижения электропотребления на нужды учреждения. Снижение теплопотерь в школе. Конкурс презентаций на тему «Способы энергосбережения дома». Эксперимент. Проведение экспериментов: «Режимы электропотребления», «Спящий режим», «Влияние наглядной агитации на потребление электроэнергии», «Не оставляй зарядное устройство без присмотра», «Выключи «пилот» и т.д. Теория. Понятие раздельный сбор мусора. Преимущества и эффективность разделения мусора. Опыт раздельного сбора мусора в разных странах мира. Утилизация и вторичное использование промышленных и бытовых отходов. Виды отходов и способы их сортировки. Самые опасные отходы. Материалы для вторичной переработки. Пункты приема вторсырья в городе. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта. Практика. Мониторинг незаконных свалок, фиксация свалок. Изучение состава бытового мусора. Конкурс фотоснимков «Отходы – не мусор», посвященный проблеме раздельного сбора и переработки отходов. Экскурсия. Посещение пункта приема вторсырья в округе. Теория. Виды и свойства бумаги. Значение деревьев в жизни человека. Раскрытие вопросов значения экономии бумаги и использования бумаги из вторсырья для сохранения леса. Способы экономии бумаги в школе и дома. Практика. Экскурсия. Посещение завода по изготовлению бумаги/ изготовление новой бумаги в классе. Акция. Организация сбора макулатуры на базе школы. Конкурс. Изготовление оригами из старых журналов и газет. 15. Экономия воды (10ч.) 16. Охрана и защита леса (10 ч.) 17. «Зелёными тропами» (10ч.) 18. Итоговое занятие (2ч.) Теория. Вода – основа жизни. Значение воды. Расчет водопотребления человека, города и т.п. Основы культуры водопотребления. Способы экономии воды в школе и дома. Значение приборов учета воды. Практика. Расчет водопотребления учреждения с помощью приборов учета: месяц/день. Выяснить основные места потребления воды в учреждении. Расчет водопотребления при чистке зубов, мытье посуды и т.п. Эксперимент. Фильтрование воды. Экскурсия. Посещение очистных сооружений. Теория. Причины и последствия возникновения лесных пожаров. Культура безопасного поведения детей и взрослых в лесу. Правила пожарной безопасности в лесу и действия в случае обнаружения лесного пожара. Способы и приемы тушения лесных пожаров, применения лесопожарной техники и оборудования. Что такое лесной питомник. Виды и части лесных питомников. Практика. Просмотр документальных видеофильмов. Тушение небольшого условного пожара. Сюжетноролевая игра «Тайны лесной тропинки». Конкурс «Лучший противопожарный плакат». Экскурсия в пожарную часть. Посещение лесного питомника. Теория. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы: 1. Название экологической тропы. 2. Цель и задачи экологической тропы. 3. Местонахождение, расстояние от школы. 4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода). 5. Описание экскурсионных объектов. 6. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и противопожарные требования. 7. Необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой. 8. Приложение. Карта-схема маршрута. Практика. Составление экологической тропы школы. Экскурсии. Экологическая тропа школы. День здоровья. Практика. Защита обучающимися проектов по изученным вопросам. Планируемые результаты освоения программы К концу обучения по Программе обучающиеся будут знать: •основные биологические и экологические понятия, исходя из содержания Программы; •законы развития природы, взаимосвязь человека и окружающей среды; •причины экологического нарушения среды обитания и их последствия; •многообразие объектов и явлений природы, примеры взаимосвязи мира живой и неживой природы, примеры взаимосвязи живых организмов между собой; примеры изменениях окружающей природной среды под воздействием человека; •основы экологической культуры, духовно-нравственных правил поведения людей в окружающей природной среде, норм здоровьесберегающего поведения; •основные источники и факторы происхождения загрязнения окружающей среды; •иметь первоначальные представления о живой и неживой природе, энергии и энергоресурсах, о роли воды в жизни человека; •законы развития природы, взаимосвязь человека и природы; основы ресурсосбережения; принципы раздельного сбора мусора; •правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; основное правило взаимодействия людей с природой; •основные этапы и структуру исследовательской работы, информационные источники поиска необходимой для исследования информации, способы обработки и презентации результатов, правила устных публичных выступлений; •многообразие объектов и явлений природы, примеры взаимосвязи мира живой и неживой природы, примеры взаимосвязи живых организмов между собой; примеры изменений окружающей природной среды под воздействием человека. К концу обучения по Программе обучающиеся будут уметь: •устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы; • анализировать сущность явлений, выделять причинно- следственные связи; • использовать различные информационные источники для поиска необходимой информации; • использовать различные методы сбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения природоохранных задач; • применять полученные знания в практической и исследовательской работах; • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; • оформлять результаты наблюдений, экспериментов в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов; • определять характер взаимоотношений человека и окружающей среды, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека; • устанавливать причинно-следственные связи в системе взаимодействия человека с окружающей средой; • осуществлять самооценку своих действий на основе экологической этики; • готовить выступления по результатам исследований, наблюдений, грамотно описывать и анализировать полученные данные. Раздел. 2 Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала реализации ДООП, согласовывается с директором МКОУ ДО МДТ, с организацией – МКОУ Горбачёвская ООШ, утверждается директором МКОУ ДО МДТ. Календарный учебный график соответствует санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам. Начало учебного года – с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая. № Год обучения 1 1 год обучения ознакомительный уровень) Объём учебных часов ( 180ч Всего учебных недель 36 Режим работы Количество учебных дней 2 раза в 108дня неделю по 2 часа 1 раз -1 ч. 2.2. Условия реализации программы Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение реализации программы: - оборудованный учебный кабинет( стол для педагога, столы для обучающихся, стулья, стенды.) - технические средства обучения( интерактивная доска, экран, ноутбуки.) - учебно – методическое обеспечение ( дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно – методический комплекс: для освоения программы используются разнообразные методические приемы и методы обучения и воспитания, выбор которых осуществляется с учетом возможностей обучающихся, их возрастных и психофизических особенностей. Используемые методы обучения, классифицируемые по источнику знаний Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской: - словесные: беседа, рассказ, объяснение, мини-лекция, дискуссия, описание; наглядные методы: демонстрации натуральных объектов, опыта, изобразительных средств наглядности (таблицы, фильмы, картины, рисунки, схемы, коллекции, муляжи и модели биологических объектов); практические методы: практические и лабораторные работы, проведение опытов; распознавание и определение природных объектов, наблюдение за живыми объектами и их описание; эксперимент; А также: методы мультимедийного обучения: мультимедийные презентации, виртуальная практическая работа, прослушивание звуков природы, голосов птиц и животных, учебные игры и другие. - Поисковый метод: решение проблемных вопросов, ситуаций и задач. - Игровые методы: интеллектуальные игры разных форматов. Дидактический материал: - демонстрационный материал (натуральные объекты, иллюстрации, фотографии животных, рисунки, физическая карта и карта природных зон, плакаты, таблицы, модели, видеофильмы); - мультимедийные материалы (презентации, обучающие программы) - раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся при изучении конкретных тем, дидактические карточки); 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы При отслеживании результатов освоения Программы используются разнообразные формы работы как групповые, так и индивидуальные. Кроме того, каждый раздел Программы предполагает итоговое занятие. Используются различные формы проведения, такие как выполнение творческих работ, участие в выставках, тестирование, наблюдение, выполнение исследовательских работ, экологических проектов, практических работ. . Оценка результата 1.Обмен впечатлениями после защиты проектов. После каждой защиты (конкурса) происходит обмен впечатлениями в дружеской обстановке. В таких встречах могут принимать участие родители. 2 Самооценка. Большинство детей очень самокритично оценивают себя. Самооценка требуется не только после выступлений, подведения итогов, но и по итогам 3 оценка педагога на начальном этапе обучения используется значительно чаще, чем в последующем, но для этого возраста сохраняет свою актуальность весь год. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагогов 1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В. 2-х т. Т.2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 477 с. 2. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996. – 344 с. 3. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание: 3.: Проб. учеб. – М.: Просвещение, 1993. – 158 с. 4. Заровный Г.М. Школьные заказники: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 1983. – 112 с. 5. Згуровская Л. Крым. Рассказы о растениях и животных. – Симферополь: Бизнес-информ, 1996. – 264 с. 6. Колосов А.М. Охрана животных в РСФСР. – М.: Россельхозиздат, 1982. – 166 с. 7. Млекопитающие. Атлас. Учебное пособие. – СПб: ЧеРо-на-Неве, М.: Издательство МГУ, 2000. – 32 с. 8. Рэйва П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990. – 344 с. 9. Красная книг а Саратовской 10. Сердюк А.М. Непростые заботы человечества: научно-технический прогресс, здоровье человека, экология. – М.: Политиздат, 1988. – 299 с. 11. Соколов В.Е. Редкие и исчезающие животные. Млекопитающие: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1986. – 519 с. 12. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с. 13. Фридман Э.П. Занимательная приматология. – М.: Знание, 1985. – 192 с. 14. Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979. – 216 с. 15. Фукарек Ф., Мюллер Г., Шустер Р. Растительный мир Земли: в 2-х томах. Т.1.: Пер. с нем. – М.: Мир, 1982. – 136 с. 16. Шапиро И.А. Загадки растения – сфинкса. Лишайники и экологический мониторинг. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991. – 80 с. 17. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных: Механизмы и адаптация: В 2-х т. Т.2 Пер. с англ. – М.: Мир, 1992. – 344 с. Список литературы, рекомендуемый обучающимся 1. Ван дер Неер. Все о самых удивительных растениях. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2007. –192 с. 2. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. – 416 с. 3. О цветах лесов, полей и рек. Атлас-определитель. – СПб: ООО «СЗЭО», 2008. – 224 с. 4. Все о полевых цветах России: Атлас-определитель. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2011. – 120 с. 5. Гроздов Б.В. Сокровища леса. – М.: ГОСЛЕСБУМИЗДАТ, 1960. – 159 с. 6. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с. 7. Ивченко С.И. Занимательно о фитогеографии. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 176 с. 8. Ларина О.В. Самые необычные растения. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. – 192 с. 9. Мелихова Г.И. Красная книга: Растения мира. – М.: Эксмо, 2014. - 96 с 10.Мейен С.В. Из истории растительных династий. – М.: Наука, 1971. – 45 с. 11. Назаров В.И. За порогом вражды: О дружбе и сотрудничестве разных, часто очень далеких существ, которые принадлежат к разным царствам живой природы и не только не поедают друг друга, но, наоборот, поселившись вместе, облегчают себе существование. – М.: Мысль, 1981. – 240 с. 12. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. – М.: Просвещение, 1982. 13. Серебровский А.С. Биологические прогулки. – М.: Наука, 1973. – 168 с. 14.Скалдина О.В. Красная книга: Заповедники России. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с. 15. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 640 с. 16. Справочный материал для начинающего эколога/ Под ред. М.В. Медведевой. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 112 с. 17. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Ред. Коллегия: – М.: Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005. – 448 с. 18. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 640 с.