ДОП Я - Лидер!

OT,n:en o6pa:mBamrn: H oxpam,1 rrpaB ,n:eTcrna MyirnUHIIaJibHOro pailoHa «MocanbCKHH pailoH»
My'HHUHIIaJibHOe Ka.3eHHOe o6pa.30BaTeJibHOe yq:pe)K)leHHe ,ll;OIIOJIHHTeJibHOro o6pa.30BaHIDI
MocanhCKHH ,n:oM rnopqecrna

ITpHHj!TO perneHHeM
ITe,n:arorttqecKoro coBeTa NQ 1
OT 30.08 . 2024r.

eHO:
OM,UT
Ty'XOBa
, 8.2024 r

P'

.

~

,Il;orronmneJibHM o6:u_i:eo6pa3oBaTeJibHa51 o6:u_i:epa3BHBaIO:rr.J:M rrporpaMMa
COQHaJibHO- r)'MaHHTapHOH HarrpaBJieHHOCTH

«.SI - JIH,ll;ep»

YpoBeHb CJIO)I(HOCTH rrporpaMMbI: 03HaKOMHTeJibHblli
Bo3pacT o6yq:ruom:HXCSI: 12 - 16 JieT
CpoK peaJIH3auHH: lro,n:
opMa peanmau:HH rrporpaMMbI: 0qffaSI
CocTaBHTeJib :
CyxoHeHKOBa IOnIDI EBreHbeBHa,
MeT0,ll;HCT
MKOY ,UO Mocanbc:rrn::u ,n:oM rnopqecrna

r . MocanbcK, 2024

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - Лидер» (далее –
программа) имеет социально- гуманитарную направленность, является модифицированной.
Модификация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как
вести за собой» - (Школа организаторского мастерства – авторы Белоусова А.Н., Пузатых
В.В. педагоги дополнительного образования государственного бюджетного нетипового
образовательного учреждения «Санкт-Петербурский городской дворец творчества юных».

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа « Я - Лидер» (далее
– программа) составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки,
Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для
субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
Актуальность программы
Современные компании и государственные учреждения все чаще обращаются к теме лидерства.
Это связано с усилением конкуренции, с поиском новых путей повышения эффективности труда.
Современные теории управления не зря придают лидерству столько внимания: среди
компетентных сотрудников только лидер сможет мотивировать команду, только лидер сможет
обеспечить выполнение задач и проконтролировать
2 их решение.

Выпускники школ должны быть готовы сразу включиться во взрослую деятельность. Они должны
знать, как построить карьеру и как решать конфликтные ситуации, понимать, зачем им нужно
дальнейшее образование и уметь организовывать свое время.
В данных условиях просто необходима подготовка учащихся с высоким потенциалом к
современным реалиям. В частности, никакая теория не сможет научить работе с коллективом,
распределению обязанностей, делегированию, умению мотивировать и контролировать.
Реализация программы как раз решает задачу по подготовке лидеров XXI века. Сочетание
обучения деловой коммуникации, навыкам
менеджмента,
с
практическим опытом
общественной деятельности совместно с «Российским союзом молодежи», «Российским
движением школьников» и другими организациями дает необходимый базис современного
лидера.
Именно поэтому данная программа является актуальной и нужной нашим школьникам.
Отличительные особенности данной программы
Программа имеет принципиальные отличия от уже существующих:
• Использование авторских образовательных технологий и методик: методики
диагностики результативности на основе компетентностного подхода, включения
большого количества игровых форм, что позволяет использовать дар детей целиком
погружаться в игру, жить в ней;
• Взаимодействие с лидерами детского общественного движения XXI века («живых
свидетелей» времени);
• Применение полученных
знаний в практической
деятельности: реализация
собственных социально-значимых проектов, акций, дел ОМЦ, РСМ и РДДМ.
• Профессиональная ориентация школьников;
• Формирование положительной мажорной Я-концепции (Я- лидер, могу вести за
собой, Я- личность);
• Опора на социальные, культурологические и психологические науки, которые
обуславливают необходимость личностно-ориентированного подхода к подросткам,
обеспечивающего учет их индивидуальных особенностей, создание эмоциональнокомфортной атмосферы занятий, ориентацию не на высокие достижения (результаты),
а на мотивацию, перспективы, формирование познавательных потребностей
обучающихся.
Потребности учащихся удовлетворяются в следующих направлениях:
• В самовыражении (стремление выразить себя, проявить свои лучшие качества,
способности, самопрезентация);
• В самоопределении (поиск личностью наиболее подходящих ролей, своего места в
жизни, в духовном поиске);
• В самореализации (стремление построить свое счастье, стремление к
осуществлению, использованию всего своего потенциала, всех возможностей,
стремление достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение, стать
тем, кем хочешь);
• В самоутверждении (стремление занимать достойное место в обществе, занимать
активную позицию, совершенствоваться).
Новизна программы
Основываясь на опыте деятельности детских и молодежных общественных объединений,
программа призвана, прежде всего, подготовить молодого человека «новой формации»,
умеющего жить в современных социально-экономических условиях, компетентного,
мобильного, готового к принятию взвешенных решений, умеющего эффективно
взаимодействовать с другими людьми.
3

Принципы построения программы
Доступность - материал должен быть представлен просто, четко и понятно;
Связь теории с практикой - реализация полученных знаний на практике;
Индивидуализация - учитываются возможности и выбор учащегося;
Результативность - в программе четко определены результаты реализации программы;
Равенство и сотрудничество - взаимоотношения строятся на основе сотрудничества и
равноправного партнерства между педагогом и учащимися;
Открытость - все учащиеся принимают участие в самоуправленческой деятельности в
коллективе;
Гуманизация - признание личности учащегося и самого детского объединения
самоценным;
Системность, последовательность и доступность в освоении организаторских приемов
- изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания.
Уровень освоения программы - ознакомительный
Адресат программы
Программа адресована учащимся 12-16 лет. Преобладающий состав - девушки, что
отражает тенденцию детских и молодежных объединений гуманитарной направленности,
а также молодые люди, обладающие активной жизненной позицией.
Цель программы
Создание условий для социального самоопределения и самореализации личности
учащегося и формирования у него готовности к выполнению лидерских функций в
современном обществе.
Задачи программы
Обучающие:
•
Познакомить с различными направлениями развития организаторской
деятельности и проведениями коллективно-творческих дел;
•
Углубить знания об этапах развития и становления детского и
молодежного движения в России и за рубежом;
• Сформировать систему знаний об основных нормативно-правовых документах
Российской Федерации по защите прав детей;
•
Сформировать представление о лидере в современном мире, обучить
эффективной деловой коммуникации и тайм менеджменту;
•
Создать условия для получения опыта проектной деятельности;
Развивающие:
•

Развить психологические
процессы
(познавательной
активности,
внимания, умения
сосредотачиваться,
критического мышления) и эмоциональную сферу;
• Развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе, формировать способы
социального взаимодействия, работы в команде;
•
Сформировать навыки публичного выступления и представления собственного
опыта;
•
Формировать рефлексивные умения и способности (умение разумно и
объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки,
4

способность к самоопределению и самотворчеству);
• Развивать творческие способности, воображение, креативность;
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к нормам общественной жизни, культуру
общения, развивать гражданскую ответственность как важнейшую черту личности;
• Воспитывать социально-значимую целеустремленность, ответственность;
• Сформировать у учащихся социально-значимую позицию "Мне не все
равно" по отношению к окружающему миру и самому себе.
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп: принимаются учащиеся с активной
жизненной позицией. Списочный состав формируется в соответствии с
технологическим регламентом и составляет не менее 15 человек на первом году
обучения.
Объём и срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на один
учебный год. Продолжительность освоения:
1- й год обучения: 144 часа

Особенности организации образовательного процесса: программа строится
на опыте прошлых поколений, анализе текущих процессов и трендов,
активном использовании тренинговых форм обучения. Программой
предусмотрены экскурсии, выезды и встречи с актуальными деятелями
молодежной политики.

Формы занятий:
• Беседы, лекции;
• Диспуты, дискуссии;
• Экскурсии;
• Встречи с известными людьми детского движения;
• Просмотры и обсуждения кинофильмов, сценариев;
• Рейды (трудовые десанты);
• Праздники, концерты, конкурсы;
• Занятие-игра;
• Мастер-классы;
• Организация дел на различных площадках города;
• Обмен опытом работы;
• Организация и проведение летнего авторского лагеря;
• Решение кейсов, деловые игры;
• Анализ конкретной ситуации;
• Тренинги;
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальная – проведение лекций,
презентаций и
демонстрирование
видеоматериалов.
Коллективная - посещение музея « Дом Богдановых», выставок, проведение
коллективно-творческих дел, участие в мероприятиях регионального движения РСМ,
РДШ.
Групповая – решение кейсов, поиск альтернативного решения задач.
Индивидуальная – консультации по подготовке
5 КТД, проектов; работа по коррекции

отдельных навыков.
Материально-техническое оснащение:
Занятия проводятся в кабинете, оснащенном
мультимедийным
музыкальным центром, магнитно-маркерной доской.
Планируемые результаты

оборудованием,

Предметные:
•
учащийся овладеет знаниями, умениями и навыками организаторской
работы, проведения коллективно-творческих дел;
•
учащийся углубит знания об этапах развития и становления
детского и молодежного движения в России;
•
учащийся сформирует систему знаний об основных
нормативно-правовых документах ООН и Российской Федерации по
защите прав детей;
•
учащийся получит опыт проектной деятельности;
Метапредметные:
•
учащийся разовьет познавательную активность, внимание, умение
сосредотачиваться, критическое мышление, эмоциональную сферу;
•
учащийся реализует способности в разнообразных сферах деятельности
и общения, в том числе в коммуникативной сфере и командной работе;
•
у учащегося будут сформированы навыки публичного выступления и
представления собственного опыта;
•
учащийся сформирует рефлексивные умения и способности;
•
учащийся сможет развить природные задатки, творческий потенциал
Личностные:
•
учащийся будет проявлять уважение к нормам общественной жизни,
культуру общения, сформирует гражданскую ответственность как важнейшую
черту личности;
•
учащийся сформирует
социально-значимую
целеустремленность,
ответственность
в деловых отношениях, будет проявлять трудолюбие и
самодисциплину;
• учащийся будет демонстрировать социально-значимую позицию "Мне
не все равно" по отношению к окружающему миру и самому себе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-го года обучения

№

Количество часов

Название раздела и темы

Всего

6

Теори Практи
я
ка

Формы
контроля

1.

Вводное занятие

2.

Раздел: История
детского
движения
Детское общественное
2.1. объединение: понятие, сущность,
принципы деятельности
2.2.

Скаутинг

2.3. Всесоюзная пионерская организация
имени В. И. Ленина: история,
факты, комментарии

-

10

4

6

2

1

1

Устный опрос

2

1

1

Взаимооценка

Анкетирование

Выполнение заданий
в
«Рабочей
тетради
участника
Школы
организатор
ского
мастерства»

1

3

1

-

1

Контрольный опрос

Молодёжные субкультуры

1

1

-

Контрольный опрос

Раздел: «Правовая гостиная
“Я - ребенок, я – человек”»

10

4

6

3.1. Российское законодательство
по защите прав ребёнка

4

2

2

3.2. Решение правовых ситуаций
«Буква закона»

6

2

4

Раздел: «Коллективно творческое дело»

14

9

5

4

4

2.5.

4.

2

4

2.4.

3.

2

Современный этап
развития детского и
молодёжного
общественного движения в
России

Приёмы
4.1. творческого
мышления

7

-

Фронтальный опрос
на знание
нормативных
документов
Задания с
«ошибками»

Задания с
открыты
м
ответом

Педагогическое
4.2. наследие И.П.Иванова

1

1

-

Технология организации и
4.3. проведения Коллективнотворческого дела (по
И.П.Иванову)

1

1

-

1

1

-

Устный опрос

2

1

1

Задания с
открыты
м
ответом

4.6. Стили лидера-организатора

2

1

1

Тестирование

4.7. Разработка КТД

3

-

3

Взаимооценка

18

8

10

5.1. Типы шрифтов. Кляксография. Типы
дипломов, приглашений

8

4

4

Представление
готового
продукта

5.2. Основы видеомонтажа и создания
интерактивных презентаций

10

4

6

Представление
готового продукта,
взаимооценка

Раздел: «Основы
актёрского мастерства»

6

2

4

6.1. Актерское мастерство в жизни
лидера, умение подать себя

6

2

4

20

10

10

5

5

4.4. Педагогическое
наследие
А.Н.Лутошкина
4.5. Правила организаторской
деятельности (по
А.Н.Лутошкину)

5.

6.

7.

Раздел: «Оформительская
мастерская»

Раздел: «Игробанк «Советы
домового»: правила организации
и проведения игр»
7.1. Классификация игр по С.А.
Шмакову

8

Устный опрос

Задания на
сформированнос
ть понятийного
аппарата

Игровые формы
контроля
«Найди и
исправь
ошибку»

-

Фронтальный опрос

7.2. Практикум «Игробанк»
8.

Раздел: «Психологический
практикум «Я в меняющемся
мире»
8.1. Кто я? Что я знаю о своих
возможностях. Темперамент и
его свойства

15
28

5

10

8

20

9

4

5

7

2

5

8.2.
Искусство общения. Я и другие

Психотехнические игры «Я и мир»,
8.3. «Личность и
межличностное общение»

12

2

10

9. Организация игровых программ,
конкурсов
для
участников
регионального движения РСМ,
РДШ, ОМЦ.

16

2

14

9

9

-

2

58

86

Подготовка к городским и
10. региональным конкурсам

18

12. Зачетное занятие

2

Итого часов:

144

Игровые формы
контроля

Сочинение «Кто я?
Какой я?»
Анкетирование
«Карта оценки
личностных качеств»

Методика «Я –
концепция
личности» по
Р.Бернсу.
Тестирование
Тестовые задания.
Самопрезентация
«Мои вершины и
достижения»

Отчет о
проведенны
х
мероприятия
х
Представление и
защита
исследовательского
проекта
Защита
исследовательс
кого проекта

Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория: Техника безопасности на улице, в транспорте, в школе.
Ознакомление с планом работы на год. Организационные вопросы.

2. Раздел: «История детского движения».
2.1

Тема: Детское общественное объединение: понятие, сущность,
принципы деятельности
Теория: Детское общественное объединение: понятие,
сущность, принципы деятельности.
9

Организационно - правовые формы детских общественных объединений. Различие
детских общественных объединений от кружка, секции, класса, школы. Сходство и
различие детских общественных объединений и молодежных общественных
объединений. Технология создания детских и молодежных общественных объединений.
Практика: Посещение музея г. Мосальска (игровая программа «За детство
счастливое наше...»)
2.2. Тема: Скаутинг
Теория: Знакомство с историей скаутского движения. Педагогическое наследие и
биография Баден Паула. Скаутская символика. Скаутское движение в России.
Организаторы первых скаутских групп в России О.И. Пантюхов, В. Янчевецкий.
Практика: Круглый стол с лидерами детских организаций.
2.3 Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина: история, факты,
комментарии
Теория: Знакомство с историей пионерской организации имени В.И. Ленина: символика,
атрибутика, законы, система роста. Структура пионерской организации: звенья, отряд
(класс), дружина (школа), районная, городская организация, Всесоюзная пионерская
организация им. В.И. Ленина. Содержательная часть деятельности пионерской
организаций. Причины застоя, кризиса организации. Пионеры-герои: Леня
Голиков, Зина Портнова, Алия Молдагулова, Марат Казей, Игорь Графов, Валя Котик
др.
Практика: Встреча с бывшими пионерами.
2.4.
Современный
этап
развития
детского
и
молодежного
общественного движения в России
Практика: Спектр детских и молодежных объединений в России (евроклуб, скауты,
зарничники, краеведы, патриоты, РДШ). Знакомство с программами и деятельностью
детских и молодежных общественных объединений Калужской области. Круглый стол с
лидерами детских организаций г. Мосальска.
2.5.
Молодёжные субкультуры
Теория: Понятие субкультуры. История возникновения
молодежной субкультуры. Классификация субкультур.

3.

субкультуры.

Понятие

Раздел: «Правовая гостиная «Я - ребенок, я - человек».

3.1.
Российское законодательство по защите прав ребёнка
Теория: Трактование основных положений документов ООН о правах ребенка "Я гражданин". Основные положения Конвенции о правах ребенка. Российское
законодательство по защите прав ребенка.
Практика: Деловая игра «Правовое лото»
3.2.
Решение правовых ситуаций "Буква закона" Теория: Деловая игра «Дом
Самоуправления». Практика: Решение правовых кейсов.

4.

Раздел: «Коллективно-творческое дело».

4.1. Приемы творческого мышления.
Теория: Введение в проектную технологию.
10

Практика: Знакомство с приемами творческого мышления: «Новая жизнь старым
вещам»,
«Мозговой штурм», «Таблица», «Азбука», «Объект».
4.2. Педагогическое наследие И.П. Иванова
Теория: Краткая биография Игоря Петровича Иванова. Педагогика общей
заботы: основные педагогические идеи. Вклад И.П. Иванова в развитие
педагогической теории и практики.
4.3.
Технология организации и проведения коллективнотворческого дела
(по И.П.Иванову)
Теория: Знакомство с этапами КТД. Организация совета дела. Знакомство с системой
«чередования творческих поручений».
4.4.
Педагогическое наследие А.Н. Лукошкина
Теория: Знакомство с педагогическим наследием и личностью Анатолия Николаевича
Лутошкина, Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь»,
«Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
Знакомство с методикой «цветопись».
4.5.
Правила организаторской деятельности (по А.Н. Лутошкину)
Теория: Знакомство с правилами организаторской деятельности по А.Н. Лутошкину.
Практика: Игра "Азбука организатора" (по А.Н. Лутошкину). Проведение самоаттестации
коллектива.
4.6.
Теория:

Стили лидера – организатора
Знакомство со стиля лидерства «Разящие стрелы»,
«Снующий челнок»,
«Плывущий плот», «Бумеранг».
Практика: Решение организаторских кейсов и ситуаций.

4.7.
Разработка КТД
Практика: Организация и проведение семейно-игровых программ, праздников,
вечеров коллектива.

5. Раздел: «Оформительская мастерская».
5.1.
Типы шрифтов. Кляксография. Типы дипломов, приглашений
Теория: Знакомство с типами шрифтов, технологией «кляксография», типами
дипломов, приглашений и т. д.;
Практика: Изготовление приглашений на семейный праздник «Путешествие в
Простоквашино», изготовление плакатов на тему: «Толерантность»; изготовление
дипломов для награды для школьных праздников и конкурсов.
5.2.
Основы видеомонтажа и создания интерактивных презентаций
Теория: Рассмотрение основных программ для создания видео, интерактивных
презентаций (Pinnacle Studio, PhotoShop, MS PowerPoint). Обучение использования
программ, рассмотрение их основных инструментов. Советы по эстетическому
оформлению проекта.
Практика: Создание учебного проекта - интернет-газеты (рубрика на
YouTube канале коллектива).
11

6.

Раздел: Основы актёрского мастерства.
6.1. Актерское мастерство в жизни лидера, умение
подать себя Теория: Основы Сценической речи и
сценического движения. Практика: Актёрский тренинг:
упражнения на расслабление и развития.

Раздел: «Игробанк «Советы домового»: правила организации и
проведения игр».

7.

7.1.
Классификация игр по С.А. Шмакову
Теория: Классификация видов игр и их функции по С.А. Шмакову. Различные виды игр:
игры-шутки, аттракционы;
сюжетно-ролевые игры;
деловые игры, подвижные игры, тихие игры;
игры на снятие напряжения;
игры ритмические, хоровые, музыкальные и т. д.
7.2.
Практикум «Игробанк»
Теория: Знакомство с правилами организации и проведения игр.
Практика: Формирование организаторского игробанка, обучение технологиям
проведения и организации различных игр.

8.
мире»» .

Раздел: «Психологический практикум «Я в меняющемся

8.1.
Кто я? Что я знаю о своих возможностях. Темперамент и его свойства
Теория: Темперамент и его свойства.
Практика: Проведение тренинга на самопознание.
8.2.
Искусство общения. Я и другие.
Теория: Семь аспектов лидерство. Я концепция личности (по Р.
Бернсу). Технология саморазвития личности (по А.А. Ухтомскому, Г.К. Селевко).
Практика: Проведение ролевой игры «Катастрофа», упражнений на взаимодействие.
8.3.
Психотехнические игры «Я и мир», «Личность и межличностное общение»
Теория: Самопрезентация «Мои вершины и достижения». Язык телодвижения по А. Пизу.
Вербальные средства коммуникации. Характеристика межличностного общения
Практика: Анкетирование. Коммуникативные игры. Коммуникативные барьеры
9.
Организация игровых программ, конкурсов.
Теория: Подготовка сценариев интерактивной игры «Театр +ТВ», вечера памяти,
посвящённого Дню вывода советских войск из Афганистана «Судьбы, опалённые
Афганом». Подготовка дискуссий по теме развития детского движения в регионе и т.д.
Практика: участие в акции «Вахта памяти», «Ветеран живёт рядом», «День
добровольного служения городу»,. Клубные дни участников Движения.
Подготовка к городским и региональным конкурсам
Теория: Составление портфолио лидера. Написание эссе лидера.
Практика: Участие в городском фестивале –12конкурсе лидеров детских объединений
10.

«Как вести за собой», во Всероссийском конкурсе лидеров ученического
самоуправления, во Всероссийском конкурсе лидеров детских (молодёжных)
общественных объединений
«Лидер XXI века».
11.
Зачетное занятие
Практика: Защита практических работ.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды и формы контроля:
Входной:
•
проведение творческой работы на первом занятии, выявление
индивидуальных особенностей учащихся.
Текущий:
-опрос;
-экспресс- опрос («Акрослово»);
-тестирование;
-написание творческих работ (синквейн);
-выполнение творческих заданий («Если бы я был …»);
-самостоятельная письменная работа;
-работа по карточкам с заданиями, упражнениями;
-самоанализ и взаимоанализ творческих работ;
-анкетирование «Важное в моей жизни».
Промежуточный:
-индивидуальная беседа с учащимися;
-интеллектуальные игры (Брейн ринг, Что? Где? Когда? И т.п.);
-интерактивные формы проведения диагностик (игра «О правах человека и в шутку, и
всерьез»);
-составление Информационной карты, фиксирующей результаты образовательных
результатов по полугодиям и в конце первого года обучения.
Итоговый:
-индивидуальная беседа с учащимися;
-фестиваль «Ярмарка талантов» (учащиеся готовят презентацию своего проекта по
итогам года);
-анкетирование учащихся "Карта оценки личностных качеств";
-анкетирование «Важное в моей жизни» (сравнительный анализ результатов).
Формы предъявления результатов:
-участие в районном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России»;
-участие в городских конкурсах по добровольчеству.
В процессе реализации общеобразовательной программы применяются следующие
современные образовательные технологии:
1.
Игровые технологии
Игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала,
развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра
13

позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Технология имитационной игры используется в ходе изучения темы Решение
правовых ситуаций «Буква закона». В работе над ней имитируется деятельность
школьного самоуправления. Учащиеся распределяют между собой обязанности по
управлению школой (директор, завуч, министр образования, представители
школьного самоуправления), ведению уроков (учителя).
2.
Проектная технология
Данная технология реализуется в процессе подготовки учащимися реального
информационного продукта (интернет-газеты на YouTube). Работа по данной
методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности
учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному
самоопределению.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» учащимися
различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология
предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени, отведенного
в учебном процессе на подготовку одного номера газеты или журнала, а также их
приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем
мире, конструирование материальных или иных объектов.
Материализованным продуктом проектирования является учебный проект - интернетгазета (рубрика на YouTube канале коллектива), который определяется как
самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. Они
самостоятельно должны решить вопрос о его информационном наполнении,
сочетании развлекательных и познавательных материалов, определить сроки разных
этапов исходя из времени, отведенного на проект в целом, сверстать издание исходя
из полученных на занятиях знаний об основах видеомонтажа.
В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют
эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны, поскольку учащиеся не
только определяют состав издания, но и пишут тексты, создают иллюстрации и
коллажи, придумывают заголовки, снимают видео. Работа над проектом идет в
команде, что позволяет развивать такие качества личности, как ответственность,
взаимовыручка, решительность. Именно эмоционально-ценностный и творческий
компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как
самостоятельно он выполнен.
Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит
таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу это
содержание применить». Технология сотрудничества предполагает обучение в малых
группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто
помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
На первом году обучения учащиеся работают в малых группах, которые
формируются в процессе подготовки одного раздела интернет-газеты на YouTube.
Каждая группа готовит и оформляет свою собственную рубрику, всего их
одновременно может быть две-три.
3.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически
относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств,
но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –
необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за
собственные решения. Умение мыслить критически и подвергать утверждения
сомнению – очень важное умение в условиях информационного общества, именно
поэтому в каждом разделе программы на первом и втором году обучения
14

и т.п.);

присутствуют те или иные приемы технологии развития критического мышления.
Основной принцип построения – прогрессирующий: от простого – к сложному, от
выполнения элементов технологии на определенном этапе занятия – до занятия,
полностью ориентированного на данную технологию.
Например, на первом году обучения тема «Скаутинг» основана на приеме
«RAFT», когда учащиеся должны составить текст (видео),
выбрав: R – роль того, кто пишет;
A – аудиторию, которой предназначен текст;
F – форму повествования (стихотворение, заметка в газету, интервью, видеоролик

T – тема.
Данный прием способствует развитию критического мышления, развивает умение
работать в команде, учит грамотно и четко формулировать свои мысли.

15

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1 год обучения

Раздел «История детского движения»
Тема: Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы
деятельности
Форма: синквейн
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данный метод направлен
на синтез, анализ, обобщение материала. Лаконичность формы представления синквейна
развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких
значимых словах, емких и кратких выражениях, при этом проявляются и творческие
способности учащихся.
Задание: составьте синквейн по образцу:
первая строка – тема синквейна (детское общественное объединение)
вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение
автора синквейна к теме (можно использовать крылатые выражения);
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода
резюме, повторение первой строки другим словом.
Пример выполнения задания:
Детское общественное объединение
Открытое, умное
Дружить, творить, думать
В жизни всегда есть место подвигам
Самообразование
Тема: «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история,
факты, комментарии»
Форма: акрослово
Приём «Акрослово» - слово записывается вертикально, каждая буква этого слова
является начальной буквой слова, которое подбирает учащийся. В данном случае речь
идет про пионерию, законы и обязанности пионера, поэтому для проверки усвоения темы
было выбрано слово «пионер».
Задание: составьте акрослово «пионер»
Пример выполнения задания:
П – прилежный, помогает людям
И – искренний
О – олицетворяет честность, доброту, опрятный
Н – никогда не врет, надежный, носит галстук
Е – если нужна помощь – помогает, ему все по плечу
Р – работящий, родители гордятся, растет смелым, работает и трудится
16

Тема: «Итоговое занятие по разделу»
Форма: интеллектуальная игра «Брейн ринг»
Игра происходит в командах по 2 человека (8 команд), команды выбирают тему и
стоимость вопроса (чем выше «стоимость», тем тяжелее вопрос). Если команда отвечает
на вопрос – она получает столько очков, сколько «стоил» вопрос, если не отвечает – из
суммы очков команды вычитается стоимость вопроса.
«Зачет» ставится тем учащимся, у которых по результатам игры остался
положительный «баланс» очков.

Задания:
Право первого хода. Назовите девиз Школы организаторского мастерства («Пусть это
будем МЫ»)
Тема «Детское общественное объединение»
5 - Назовите состав участников детского общественного объединения (В ДОО входят
дети (не меньше 2/3) и взрослые)
6 - Что такое детское общественное объединение? (– это самоорганизующееся,
самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и
взрослых) для достижения определенных целей, которые выражают запросы,
потребности, нужды детей)
7 - Назовите не менее трех ДОО, существовавших в XX веке (Скаутская организация,
пионерия, майские союзы, тимуровцы и т.п.)
8 - Назовите виды детских общественных объединений (Организация, Движение,
Лига)
9 - Назовите отличия ДОО от ДГО (работа с карточками)
10 - Перечислите 7 шагов создания организации (1. Создание команды; 2. Выбор
деятельности; 3. Домашний мир; 4. RP; 5. Ресурсы; 6. Партнеры; 7. Наследники)
17

Тема «Скаутинг»
5 - Назовите девиз скаутского движения? (Будь готов!)
6 - Что обозначают лепестки скаутской лилии? (- Долг перед Богом; - Долг перед
Родиной и окружающими; - Долг перед Собой)
7 - Как звали создателя скаутского движения? (Роберт Баден-Пауэлл)
8 - Для чего используется скаутский галстук? (Им можно перевязать рану,
использовать как прихватку, чтобы снять котелок с огня и пр.)
9 - Назовите абсолютно точно дату и место зажжения первого скаутского огня в
России (Апрель 1909 года, Павловск)
10 - Назовите не менее трех законов скаутов
(-Верность Богу, преданность родине, родителям и своим руководителям.
-Честность и правдивость.
-Помощь ближним.
-Дружба со всеми и братство с разведчиками.
-Исполнение указаний родителей и начальства.
-Вежливость и услужливость.
-Любовь к природе и животным.
-Бережливость и уважение к чужой собственности.
-Чистота мыслей, слов, дел, души и тела.
-Трудолюбие и настойчивость.
-Веселость и бодрость духа.
-Скромность)
Тема «Пионерия»
5 - Назовите девиз пионеров (Всегда готов!)
6 - В честь какого исторического персонажа называлась пионерская организация
первые 2 года своего существования? (Спартак)
7 - Назовите символы пионерии (галстук, значок, горн, барабан, гимн)
8 - Назовите дату образования пионерской организации (19 мая 1922 года)
9 - Назовите как минимум 5 обязанностей пионера
( Помогать младшим
Уважать старших
Хорошо учиться, быть дисциплинированным и вежливым
Быть честным и верным товарищем
Закаляться и делать зарядку
Быть смелым и не бояться трудностей
Трудиться
Любить природу, защищать зеленые насаждения, птиц и животных
Собирать металлолом
Собирать макулатуру
Чтить память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за Родину
Пионер готовится стать комсомольцем)
10 - Опишите, как происходило посвящение в пионеры (Принимали в 3 волны:
Самых лучших в 3 классе во Дворце пионеров
Хорошистов в 4 классе у мемориала «Разорванное кольцо»
Всех остальных (до 14 лет) в школе)
Тема «Пионеры-герои»
5 - Кого принято называть пионером-героем? (Ребят-пионеров, сражавшихся за
Родину во время Великой Отечественной войны)
18

6 - Были ли девочки среди пионеров-героев? Назовите имя одной из
них и расскажите про ее подвиг (Зина Портнова. Отравила пищу
немцам в столовой, попав в плен, смогла убить офицера, который ее
допрашивал и еще 2 немцев, в плену не выдала никакой информации об
отряде. Казнена немцами)
7 - Как погиб Марат Казей? (Взорвал под собой гранату, когда его окружили
немцы)
8 - Кто из героев-пионеров погиб от шальной пули в бою под
Изяславом (этот бой должен был стать последним в «карьере» юного
партизана – после он должен был вернуться к мирной жизни и пойти в
школу) (Валя Котик)
9 - В числе детей и подростков, отличившихся в годы Великой
Отечественной войны и впоследствии включенных в список «пионеровгероев», были четверо, удостоенных звания Героя Советского Союза –
назовите их. (Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Лёня Голиков)
10 - Кто из пионеров-героев на самом деле не был пионером? (Леня Голиков)
Тема «Субкультуры»
5 - Что такое «субкультура»? (Группа людей, целенаправленно
выбирающая
манеры,
ценности
и
стиль,
предпочитаемые
меньшинством)
6 - Представители какой субкультуры называли себя «дети помойки»?
(панки)
7 - Представители какой субкультуры делают пластические операции,
чтобы максимально шокировать публику? (фрики)
8 - Назовите самого известного представителя готов (Мэрилин Мэнсон)
9 - Какое количество времени нужно просидеть дома и ни с кем не
общаться, чтобы считаться хикикамори? (Японское Министерство
здравоохранения, труда и благосостояния определяет хикикомори как
лиц, не покидающих свой дом и изолирующих себя от семьи и
общества более 6 месяцев)
10 - Назовите название самого знаменитого музыкального фестиваля,
утроенного представителями субкультуры, лозунг которой гласил:
«Занимайтесь любовью, а не войной» (Вудсток)

Раздел «Правовая гостиная «Я - ребенок, я - человек»
Тема: «Итоговое занятие по разделу»
Форма: Правовая игра "О правах человека в шутку и всерьез"
Цель: формирование у обучающихся правовых компетенций,
обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу
правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в
рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание
гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека,
демократическим правовым ценностям.

19

•

Задачи:
закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав
человека;

•

развитие умения отстаивать свои права;

•

воспитание чувства ответственности;

•

развитие логического мышления.

•

развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;

•

умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Участники: учащиеся Школы организаторского мастерства, 1 год обучения.
•

Оборудование:
три больших стола, стулья;

•

мультимедийное оборудование;

•

презентация по материалам правовой игры;

•

раздаточные материалы для работы команд;

•

листы работы жюри.

•

Реквизит:
карточки и таблички с названием команд,

•

карточки с заданиями,

•

ручки,

•

буклеты с правами и обязанностями / нормативноправовые документы, гарантирующие права ребенка.

При входе в зал, каждый игрок получает геометрическую
фигурку разного цвета (всего три цвета (красный, белый, синий)
Ход игры
Звучит заставка “Я имею право”.
Педагог:
Добрый день, участники и гости нашей игры!
Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и
проверить, знаем ли мы законы. Испокон веков люди пытались
обрести свободу и узаконить свои права.
1. Что такое право? (Система правил поведения и общеобязательных
норм, которые регулируют поведение людей и отношения между
ними)
2. Кто следит за выполнением этих правил? (Государство)
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека
и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это

20

сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они
принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек.
Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека.
Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить,
поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого
существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они
универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без
ограничений во времени.
Ребята, кто из вас знает, какие документы закрепляют права
ребенка? (Конвенция о правах ребенка).
- Что это за документ? (Базовый документ по защите прав детей во всем
мире).
В отличие от “Всеобщей декларации прав человека”, которая лишь
рекомендует и провозглашает права человека, “Конвенция о правах
ребенка” принятая в 1989 г. требует обязательного выполнения прав всех
детей.
В “Конвенции о правах ребенка” сформулированы права всех детей
независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.
Какие ещё документы вы знаете, где говорится о ваших правах и
обязанностях. (Конституция РФ, семейный кодекс) (на экране слайд с
изображением этих документов). В этих документах записаны все
основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то
всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить права другого.
Сегодня наша игра посвящена теме "Права и обязанности ребенка".
Ребята, у каждого из вас в руках ромбик определённого цвета,
давайте пересядем за столики так, чтобы за один стол собрались все с
одним цветом ромбиков.
Итак, команды сформированы, теперь необходимо выбрать
капитана команды, название и девиз. Следить за игрой, и оценивать нашу
игру будет компетентное жюри, то есть коллегия Верховных Судей.
Звучит музыкальная отбивка.
Учащиеся читают стихи с
экрана по очереди. 1-й чтец:
Все лучшее, что в
человеке есть:
Его права и
жизнь его, и
честь, А жизнью
пользуясь по
праву,
Я гордо говорю: имею право!
2- й чтец:
Свободно жить под
солнцем и луной И
восхищаться красотой
земной;
Не быть рабом и
пыток не терпеть, А

21

песню жизни
вдохновенно петь.
1- й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой
любимый дом; Свободу
мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
2- й чтец:
А подрасту поможет мне
держава Работу
выбрать – имею
право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки,
подаю
дневник….
Досугу - час,
А школе все
внимание
.
Использу
ю я право
На образование.
Конкурсы
Конкурс 1. В лабиринте понятий
Командам раздаются карточки, (Приложение 1) на которых написаны
определения.
Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к
каждому определению правильное слово и вписать в карточку.
Список слов прилагается.
Список слов: Трудовой кодекс. Конвенция. Приговор. Преступление.
Юридическая ответственность. Гражданские свободы. Презумпция
невиновности. Кодекс. Конституция. Право. Вандализм. Демократия.
Конкурс 2. Сказки и нарушение прав ребенка
В коридоре разбросаны различные предметы. Участникам этапа
предстоит провести расследование и определить, что произошло.
Участвуют все члены команды, но ничего двигать или трогать нельзя. От
каждой команды можно выбрать по одному участнику, который имеет
возможность рассмотреть все вблизи.
По разбросанным предметам надо определить какие сказки
зашифрованы и какие права ребенка были нарушены (участникам
необходимо назвать не менее 5 ответов по каждой угаданной сказке)
(например, «Снежная королева» и «Золушка»). После того как участники
отгадали сказки им можно в качестве подсказки раздать лист с правами
ребенка по Конвенции 1989г. Правильно угаданная сказка – 1 балл, каждый

22

правильный ответ по правам ребенка – 1 балл.
Сказка «Золушка»
1. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости и эксплуатации. Мачеха в сказке обзывала ее,
кричала на нее, эксплуатировала и иногда поднимала на нее руку.
2. Золушке поручили тяжелую работу - «высыпали горох и чечевицу
в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда опять» - нарушение
права ребенка на защиту от тяжелой, непосильной работы.
3. Золушке образования не давали - нарушение права ребенка на
образование.
4. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто
первым получает защиту и помощь. Никакую защиту Золушка от Мачехи
и сестер не получала.
5. Отдыхать Золушке тоже особо не удавалось - нарушение права на
отдых.
Сказка «Снежная королева»
1. Похищение Кая Снежной королевой, Герду у себя оставила старушка –
колдунья
- нарушение ст. 35 Конвенции о правах ребенка, которая гласит о
предотвращении похищения детей.
2. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю,
колдовство старушки – колдуньи по отношению к Герде, чтобы они
забыли все, в том числе и родителей - нарушение ст. 9 Конвенции,
которая гласит, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями
вопреки их желанию.
3. Маленькая разбойница не слушалась свою мать неуважительное отношение к родителям.
4. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, что он
«почернел от холода, но не чувствует этого» - нарушение права ребенка на
здравоохранение и здоровое развитие.
5. Финка отправила Герду на Олене в страну Снежной королевы в
мороз без башмаков и рукавиц - нарушение права ребенка на
здравоохранение и здоровое развитие.
Конкурс 3. Я имею право
Каждая команда получает лист (Приложение 2) с набором прав, из
которых нужно выбрать те, которые человек получает с:
• Рождения
•

14 лет

•

16 лет

•

18 лет

Конкурс 4. Имею права и не только
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их
становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников
прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите,
(Приложение 3) что относится к правам, а что к обязанностям
обучающихся и распределите их в два столбика:

23

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Уважение чести и достоинства обучающихся и
сотрудников школы. (Обязанность)
9. Выбор формы образования. (Право)
10. Носить школьную форму. (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе. (Право)
12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
14. Вести себя корректно на переменах и уроках.
(Обязанность) Как вы видите, обязанностей у
человека всегда больше, чем прав. Конкурс 5.
Импровизация
Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в
наши дни. Сценки разыгрывают ученики.
1 команда
Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен
отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует
всем на нервы!!!
Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею
право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама
должна грамотно ответить на вопрос сына?
(Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу
мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные
ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы
других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением
порядка)
2 команда
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду,
сходи в магазин. Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения
работы, которая служит препятствием в получении образования.
Что должна ответить мама?
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении
образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об
экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда
детей)
3 команда
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не
буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не
знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку

24

наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель
плохой, неумелый…
На чьей стороне закон?
(Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах,
нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому
что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании)
1 команда
Мальчики: Почему нас не пускают в
кинотеатр на фильм? Билетерша: Этот
фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на
получение информации. Что должна ответить
билетерша мальчикам?
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право
участвовать
в
играх
и
развлекательных
мероприятиях,
соответствующих его возрасту…)
2 команда
Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся
на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.
Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен
следить за порядков? (Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека.
Личная неприкосновенность, никто не
должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)
3 команда
Папа увозит Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять
земель в тридесятое царство.
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы
с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь
нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть
объектом
произвольного
или
незаконного
вмешательства
в
осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь,
неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного
посягательства на его честь и репутацию»)
Конкурс 6. Жизнь с правами и без
Команды получают контрольные листы (Приложение 5) с
таблицей: В первой колонке указаны конкретные житейские
ситуации; Во вторую колонку необходимо
вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые
помогут осуществить эти житейские ситуации.
Задание для 1-й команды
Ситуация
2. После школы Павел собирается поступить в
институт, расположенный в другом городе. Эти
намерения, однако, реализуемы лишь в том случае,
если вы предоставите Павлу:

Конституционные права
4) право на свободу
передвижения и выбор места
пребывания и жительства
8) право на получение
высшего образования на
конкурсной основе
25

Задание для 2-й команды
Ситуация
1. Александр - увлекается мобильными
телефонами и мечтает открыть свой собственный салон
мобильной связи.
Вы поможете Александру, если предоставите
ему:
Задание для 3-й команды
Ситуация
1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы
вылечиться, ему нельзя работать несколько месяцев.
Вы можете помочь Игорю пережить достойно его
несчастье, если предоставите ему:

Конституционные права
7) право на свободную
предпринимательскую деятельность;
10) право на свободный выбор
профессии.

права

Конституционные

2) право на социальное
обеспечение (по болезни);
9)
право
на
охрану
здоровья и медицинскую помощь.

Гражданские права.
1. Право на частную собственность.
2. Право на социальное обеспечение (по болезни).
3. Право на отдых (на оплачиваемый отпуск).
4. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.
5. Право свободно выезжать за пределы страны.
6. Право на свободный выбор профессии.
7. Право на свободную предпринимательскую деятельность.
8. Право на получение высшего образования на конкурсной основе.
9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
10. Право на пенсионное обеспечение.
Конкурс 7. Права человека в песнях.
Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни
(Приложение 6). О каком праве в ней поётся?
Песня
О каких правах идет
речь
1. “Антошка”
Право на труд и на
отдых
2. Песня бременских музыкантов
Право на свободу
(музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего
передвижения
на свете лучше нету…”
3. “Пусть всегда будет солнце”
Право на жизнь и свободу

26

4. “Кабы не было зимы”
5. “До чего дошел прогресс” (музыка
Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф
“Приключения Электроника”
6. “Песня мамонтенка”
7. “Какой чудесный день”

Право на отдых, каникулы
для детей
Право на пользование
достижениями культуры
Право жить и воспитываться
в семье
Право на занятие творчеством

8. “Чему учат в школе” (музыка
В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Право на образование

Подведение итогов.
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит
команду- победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а
кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта
игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, (Приложение 8) в которых
прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении
нашей игры хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо
уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты
хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам.

Раздел «Коллективно-творческое дело»
Тема: «Приемы творческого мышления»
Форма: тест
Задание: Тест на оценку вербального творческого мышления1
Дорогой друг!
XXI век – время креативности – это умение генерировать идеи и
отказываться от стереотипов. Тебе будет предложена ситуация и
различные задания к ней. Твоя задача – дать как можно больше ответов в
рамках одного вопроса.
1. Задайте вопросы (любые вопросы, но не простые (односложные))
2. Отгадайте причины (перечислите большое количество
причин
того,
что произошло)
3. Сделайте предположения о последствиях

0.
1.

Варианты ситуаций2:
Женщина зашла в библиотеку, достала книгу и заплакала.
Некий человек живет на девятом этаже. Но каждый раз, когда он
возвращается домой один, он доезжает только до седьмого этажа и
далее идет пешком.

27

2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

1
2

Перед сном женщина спрятала свою туфлю (одну) в сейф.
У богатого человека похитили сына. Похититель потребовал, чтобы
он принес принадлежащий ему дорогой бриллиант в телефонную
будку, стоящую в середине городского парка. Отец похищенного
ребенка пришел к телефонной будке и выполнил все указания
похитителей, но полиция не смогла ни помешать хитрому
преступнику вынести алмаз из парка, ни схватить негодяя.
Экзамен в военном училище. Один из студентов берет билет и
начинает готовиться к ответу, но через несколько минут подходит к
преподавателю, ни слова не говоря, дает тому зачетку и покидает
экзамен с отличной оценкой.
Человек лежит в постели, пытаясь заснуть. Он берет телефон и делает
звонок. Ждет какое-то время и вешает трубку, не дожидаясь ответа. И
спокойно засыпает.
Один человек уехал в отпуск и попросил друга присмотреть за котом.
Через неделю в квартире бегали уже 8 взрослых котов.
Мужчина и женщина поженились и после свадьбы забросили все
свои дела, и только развлекались. В итоге через три года они стали
миллионерами.
По улице шла черная кошка - фонари не работали. Навстречу ей ехал
автомобиль, у которого не работали фары. Однако кошка осталась
целой и невредимой.
Матвей продолжает читать историю перед сном своему сыну,
несмотря на отсутствие света.
Билл спрятал сокровище, но когда захотел его найти, он не смог.
Некий человек вызвал на соревнование чемпиона по гольфу Ника
Фалдо, поставив условием, что сам выберет время и место
проведения игры. Ник принял это условие, и вызвавший легко
выиграл у него.
Из-за курсантов военного училища во всех магазинах города, за одни
сутки, скупили всю соль.

Необходимо засечь время выполнения задания каждым учащимся.
Педагог предлагает каждому учащемуся 1 ситуацию, по возможности не дублируя варианты

28

Критерии оценивания задания (по Гилфорду):
ФИО
ученика

Задание

1.

Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.

2.

Способность к
генерированию
большого
количества
идей (от 1 до 3
баллов*)

Семантическая
спонтанная
гибкость
—
способность
к
продуцированию
разнообразных
идей (от 1 до 3
баллов**)

Оригинально
сть
—
способность
продуцироват
ь отдаленные
ассоциации,
необычные
ответы,
нестандартны
е решения (от
1
до
2
баллов***)

Итоговое
количеств
o баллов
по
каждому
заданию

Общий
итог

* Критерий «Способность к генерированию большого количества идей» оценивается
следующим образом:
1 балл (низкий уровень) – до 5 ответов
2 балла (средний уровень) – от 6 до 12 ответов
3 балла (высокий уровень) – от 13 ответов
** Критерий «Семантическая спонтанная гибкость» оценивается следующим образом:
1 балл (низкий уровень) – идеи, затрагивающие 1-2 темы
2 балла (средний уровень) – идеи, затрагивающие 3-5 тем
3 балла (высокий уровень) – идеи, затрагивающие больше 6 тем
*** Критерий «Оригинальность» оценивается следующим образом:
1 балл (низкий уровень) – все предложенные ответы очевидны
2 балла (высокий уровень) – приведены отдаленные ассоциации, необычные ответы,
нестандартные решения
Уровень результативности оценивается по общей сумме баллов:
10 баллов – программа в целом освоена на низком уровне (Н)
11-20 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне (С)
21-30 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне (В)

29

Приложение 3. Информационная карта
оценки результатов по дополнительной общеобразовательной программе
«Как вести за собой»
(Школа организаторского мастерства)
1 год обучения

Группа
Педагог
№ п/п

1
2

Фамилия,
имя
учащегося

Личностный рост

Освоение теории и практики по
программе

Овладение
основными
знаниями
(базовыми
понятиями и
терминами)

Овладение
практическими
умениями и
навыками

I п.

I п.

II п.

II п.

Владение
методикой
организации и
проведения
КТД

I п.

II п.

Развитие
эмоциональноволевой сферы

I п.

II п.

Навыки
межличностных
отношений

I п.

II п.

Метапредметные
результаты

Умение слушать и
слышать педагога,
концентрировать
внимание на
поставленных задачах,
планировать,
управлять своим
поведением

I п.

II п.

Количество
баллов

I п.

Критерии оценки теоретических знаний и практических умений
3 балла – учащийся годов ответить на любой вопрос по теории (в соответствии с разделами и темами), применяет свои знания на
практике в полном объёме
2 балла – учащийся может ответить на половину вопросов и применяет знания на практике
1 балл – учащийся имеет представление о теоретической основе и применяет на практике с подсказкой педагога
Критерии оценки личностного роста
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Уровень освоения программы (за полугодие в целом)
15-18 баллов – высокий уровень освоения программы
10-14 баллов – средний уровень освоения программы
6-9 баллов – низкий уровень освоения программы
30

II п.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагогов
1. Аткинсон В.В. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. Пер. с англ. - Москва,
2008.
2. Аминов. И.И. Психология делового общения. – М., 2014. – 304 с.
3. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. – М.,
2013. – 401с.
4. Вестник Балтийской педагогической академии. Выпуск №113. 2014. – СПб. – 242 с.
5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2008. – 671 с.
6. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. - М., 2002. – 160 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека.
– Спб., 2009. – 430 с.
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1989. – 122с. (не
переиздавался).
9. Конвенция о правах ребенка. – М, 2013. – 32 с.
10. Кучин В.Л. Скауты России 1909-2007 гг. История. Документы. Свидетельства.
Воспоминания. М.: «Минувшее», 2008. - 600 с.
11. Лаптева Е.П. Карманная энциклопедия вожатого. – СПб., 2014. – 192 с.
12. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986. – 189с. (не переиздавался)
13. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.,1979. – 49 с.
14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми томах./Сост. М.Д. Виноградова,
А.А. Фролов.- М.: Педагогика,1985.- 384 с. (не переиздавался)
15. Молодёжное добровольчество в России: история, опыт, практика. Материалы
Всероссийской конференции. Москва 2010.- СПб., ООО «Архей»,2012.- 400 с.
16. Немов П.С. Практическая психология. - М., 2013. – 640 с.
17. Пиз А. Язык телодвижений.- М., 2013. - 464 с.
18. Пономарева М. Психологическая компетентность руководителя. – М., 2012. – 208 с.
19. Рожков М.И., Волохов А.В. Я и мы (Программа в помощь организаторам
и лидерам детских объединений и организаций, педагогам и родителям). - М., 2000. – 89
с. (не переиздавался);
20. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение. – М., 2013. – 352 с.
21. Родоман Б. Под открытым небом, - СПб., 2014. – 184 с.
22. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: ООО «НИИ
Школьных технологий», 2006. - 816 с.
23. Смирнова И.П. Бизнес-кейсы. Управление персоналом. – М., 2013. – 152 с.
24. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности/ сост. и ред. Т.В.
Трухачева, А.Г. Кирпичник.- М., 2004.- 464 с.
25. Чернышова Л. И. Деловое общение, М., 2008. – 388 с.

31

Список литературы для учащихся и родителей
1. Астахов П.А. Я и семья.- М.: Эксмо, 2010. - 80 с.
2. Аткинсон В.В. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. - М., 2008.
3. Конвенция о правах ребенка. – М, 2013. – 32 с.
4. Манн И. Как стать №1 в том, что вы делаете. – М., 2014. – 306 с.
5. Рожков М.И., Волохов А.В. Я и мы (Программа в помощь организаторам
и лидерам детских объединений и организаций, педагогам и родителям). - М., 2000. – 89
с. (не переиздавался);
6. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение. – М., 2013. – 352 с.
7. Чернышова Л. И. Деловое общение. - М., 2008. – 388 с.
8. Чайкина Л., Вай А. Скауты: посторонним вход разрешён.- СПб.: Лениздат, 2008.-208
с.
Интернет-источники
1. Гражданско-патриотическое воспитание в детских общественных объединениях
1.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2.http://wciom.ru // - Всероссийский Центр изучения общественного мнения
3.http://amonashvili.com/ - Академия педагогического искусства и социализации Шалвы
Амонашвили

2. Педагогическое сопровождение социально одарённых детей
1.http://mosoblcenter.ru/ - Центр развития творчества детей и молодёжи
2.http://www.muzeigp.ru/ - Музей гуманной педагогики
3. http://psyedu.ru/ - Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

3. Интернет-ресурсы «Подготовка лидеров детских общественных объединений»
1. http://fom.ru // - Фонд «Общественное мнение».
2. www.anichkov.ru // - Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных
3. http://pravo-olymp.ru/ // - сайт «Право для школьников»

32

4. Интернет-ресурсы для подготовки
патриотической направленности

массовых

мероприятий

гражданско-

1.

http://school6krsk.narod.ru/site/6Kv.html - молодежное издание "Шестой квартал"

2.

http://www.ynpress.com/ - мультивидеопортал молодежи для молодежи

3.

http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/genrjour.shtml

4.

http://journalist-virt.ru/

5.

http://www.mitro-tv.ru/children/

6.

http://www.kadrtv.ru/obuchenie/kursy/televedushchij-telezhurnalist/zhurnalistika-dlyapodrostkov

7.

www.fontanka.ru

8.

www.evartist.narod.ru

9.

www.travel.ru

10. www.top-mest.ru
11. http://sanktpeterburg.obzorgoroda.su/
5. Интернет-ресурсы, сопровождающие проведение мероприятий для участников
регионального движения «Союз юных петербуржцев»
1. Сайт Года Российского Кино god-kino2016.ru/
2.www.100bestbooks.ru
3. http://war.gtrf.info/about
4.http://www.world-war.ru/category/sobytiya-i-obyavleni.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».