Oni:err o6p830BaHlliI H oxpaHbI rrpa.B ,n;eTCTBa MyimIJ:HIIaJibHOro paiioHa «MOCaJibCKHR pa.HOH» M)'HHUHIIaJibHOe K83eHHoe o6p830BaTeJibHOe yqpe)K)J:eHHe .D:OIIOJIHHTeJibHOro o6p830BaHIDI MocaJibcKHii ,n;oM TBopqecTBa ·eHo: ITpHIDITO pemeHHeM ITe,n;aroraqecKoro coBeTa NQ 1 OT 30.08. 2024r. OM)TT eTyxoBa 8.2024 r ,ZJ,orroJIHMTeJII>HasI o6:rn:eo6pa3oBaTeJII>HasI o6:rn:epa3BHBaIO:W:asI rrporpaMMa coQMaJII>HO-ryMaHHTapHOM HarrpaBneHHOCTM « IOuL1ii cnacaTeJIL» YpoBeHb CJIO)KHOCTH rrporpaMMbI: 03HaKOMHTeJibHbIB B03pacT o6yqruoIIUIXCSI: 11 - 16 rreT CpoK pea.im3ru:1;1rn: lro,n; opMa pea.Jm3filJ:HH rrporpaMMhl: o~M CocTaBHTeJib : llleBqeHKO BHKTOpIDI BHKTopoBa, ITe,n;aror ,n;OIIOJIHHTeJibHOro o6p830BaHHSI no COBMeCTHTeJibCTBY MKOY ,r:t;O Mocarrbcmii ,n;oM TBopqecTBa r. MocaJibcK, 2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный спасатель» (далее – Программа) социально-педагогической направленности, базового уровня предназначена для знакомства обучающихся с основами безопасности жизнедеятельности и популяризации деятельности МЧС России, направлена на получение практических навыков и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС), на освоение обучающимися навыков безопасного поведения в неблагоприятных условиях воздействия вредных и опасных факторов природного, техногенного, социально-экономического и медико-биологического характера. Программа «Юный спасатель» разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ. 2 Актуальность Программы ДОП «Юный спасатель» обновлена в содержательном разделе, в структуре, в нормативно правовой базе. История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях, но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо ЧС, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действиям в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливают то многообразие навыков, которыми должен обладать спасатель и предусматривают его всестороннюю развитость; Программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых. Новизна Программы заключается в широком подходе к процессу обучения, в использовании различных методов активизации познавательной деятельности обучающихся. Программа характеризуется разнообразием форм и методов, позволяющих обучающимся приобрести практические умения и навыки. Итогом освоения Программы является участие обучающихся в соревнованиях «Школа безопасности». Педагогическая целесообразность Программы заключается: • в здоровьесберегающем аспекте обучения правилам безопасного поведения в образовательной организации, в быту, в автономных условиях; • в раскрытии индивидуальных творческих способностей обучающихся, в повышении их самооценки; 3 • в повышении психологической защищённости обучающихся, в формировании у них коммуникабельности, взаимовыручки, навыков самоконтроля, умений действовать в экстремальных ситуациях; • в повышении уровня теоретической подготовки обучающихся по смежным дисциплинам: ОБЖ, географии, химии, основам медицины и т.д. Цель Программы – сформировать у обучающихся практические умения и навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обучить способам самопомощи и первой помощи, развить творческие и интеллектуальные способности, оказать содействие в профессиональной ориентации. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи Программы Обучающие: • обучить навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайных ситуациях; • обучить способам выживания в автономных условиях; экстремальных и • обучить применению средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) при радиоактивном, химическом и биологическом заражении; • обучить навыкам оказания первой помощи при различных травмах и ранениях; • обучить способам эвакуации и транспортировки пострадавшего. Развивающие: • развить морально-волевые и физические качества: координацию, гибкость, общефизическую выносливость; • стимулировать проявление активности, самостоятельности и творчества; • развивать лидерские качества, умения инициативы, работать в группе, коллективе. Воспитательные: • воспитать у обучающихся чувства товарищества и взаимовыручки, высокие нравственно-волевые качества, активную гражданскую позицию; 4 • воспитать у обучающихся ответственное отношение к сохранению окружающей среды как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что в ней наряду с теоретическими вопросами уделяется большое внимание практическим занятиям по изучению основных правил безопасного поведения в экстремальных и в чрезвычайных ситуациях, формированию у обучающихся ценности здорового образа жизни, умений и навыков по оказанию первой помощи. Категория обучающихся Работа ведется в разновозрастных группах, группы комплектуются из обучающихся 11-16 лет. Сроки реализации Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год составляет 144 часа. Формы и режим занятий Программа реализуется 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год. Программа включает в себя лекционные и практические занятия, соревнования. Планируемые результаты освоения программы По итогам реализации Программы, обучающиеся будут знать: • специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий, встречаемых в природе и городе, на транспорте, их поражающие факторы и последствия; • опасности физические, биологические, природные и правила безопасного поведения; социальные, техногенные, • функции спасательной службы, принципы организации, порядок ведения и технику безопасности выполнения аварийно-спасательных работ (далее – АСР) при различных ЧС; • способы и методы ориентирования на местности; • способы поиска, извлечения, транспортировки пострадавших в различных условиях и при различных травмах; • особенности оказания первой помощи при различных травмах, средства для оказания первой помощи; • основы психологических знаний и поведенческие особенности людей в ЧС. 5 По итогам реализации Программы, обучающиеся будут уметь: • применять сведения о принципах организации, порядке ведения и технике безопасности выполнения АСР при различных ЧС; • ориентироваться по карте, компасу и без них в любое время суток при различных погодных условиях, передвигаясь по дорогам, тропам, пересечённой местности; т.д.; • оказывать первую помощь пострадавшим при ранениях, ожогах, ушибах и • изготавливать носилки и волокуши транспортировать пострадавшего, вязать узлы; из подручных средств, • использовать растения в лекарственных целях; • применять основные приемы управления морально- психологическим состоянием человека при ЧС; • применять простейшую систему сигналов бедствия; • использовать снаряжение: укладывать и подгонять рюкзак, ставить палатку, оборудовать лагерь, ухаживать за одеждой и обувью (сушка и ремонт); • разжигать и поддерживать костёр, готовить горячую пищу на костре, обеззараживать воду. Формы контроля и оценочные материалы Служат для определения результативности освоения программы обучающимися. Аттестация проводится 2 раза в год: промежуточная – по итогам 1 полугодия, итоговая – по окончании реализации программы. Формы проведения аттестации: • тестирование; • опрос; • зачет; • соревнования. 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план. № Названия раздела/темы Количество часов Всего Тео рия Практ ика 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Необходимые качества и физическая подготовка для участников объединения 2. Чрезвычайные ситуации (ЧС) 2.1. ЧС природного характера: геологические, геофизические, метеорологические, гидродинамические. Меры безопасности, правила поведения 2 2 - 2.2. ЧС природного характера: природные пожары, гидрометеорологические ЧС. Инфекционные заболевания людей, животных, растений. Меры безопасности, правила поведения 2 2 - 2.3. ЧС техногенного характера: 2 техногенные аварии и катастрофы на химически опасных объектах (далее – ХОО), радиационно опасных объектах (далее – РОО), биологически опасных объектах (далее – БОО). Меры безопасности, правила поведения 2 - 2.4. ЧС техногенного характера: 2 - 4 4 12 2 12 Формы аттестации и контроля - Первичная диагностика. Тестирование - Текущий контроль. Опрос 7 пожары и взрывы, обрушение зданий и сооружений, аварии на очистных сооружениях, на блоках энергообеспечения. Меры безопасности, правила поведения 2.5. ЧС экологического характера: экологические аварии и катастрофы. Меры безопасности, правила поведения 2 2 - 2.6. ЧС экологического характера: загрязнение атмосферы, биосферы, литосферы. Меры безопасности, правила поведения 2 2 - 3. Психология поведения людей экстремальных ситуациях в 12 4 8 3.1. Влияние опасных факторов 4 4 - 8 - 8 12 6 6 4 2 2 4 2 2 4 2 2 окружающей среды на Текущий контроль. Зачет психику человека 3.2 Идеомоторная тренировка: сущность и содержание 4. Топография. Ориентирование природных условиях 4.1. Понятие о топографии. в Текущий контроль. Зачет Топографические условные знаки. Топографические карты 4.2. Ориентирование по карте. Ориентирование по схеме и легенде 4.3. Приборы для ориентирования на местности. Определение азимута по 5. компасу и без него Автономное существование природе в 24 11 13 Промежуточн ая аттестация. Тестирование 5.1. Снаряжение 4 2 2 5.2. Вязание и применение узлов. Виды узлов и их назначение 8 3 5 8 5.3. Поиск воды и пищи. 4 2 2 Обеззараживание 5.4. Добыча огня и топлива 4 2 2 5.5. Режим движения. Привал и бивак 4 2 2 6. Укрытия в природе. Сооружение временного жилища 16 8 8 6.1. Типы искусственных и естественных укрытий 4 4 - 6.2. Вигвам, навес, шалаш. 6 2 4 Требования, предъявляемые Текущий контроль. Зачет к временному жилищу 6.3. Естественные укрытия в разное время года 6 3 3 7. Подача сигналов бедствия 12 4 8 7.1. Международная кодовая система сигналов (далее – МКСС) 6 2 4 7.2. Виды и способы подачи сигналов 6 бедствия на воде, в лесу, в автономии 2 4 8. Первая помощь (далее – ПП) в 32 автономных условиях 8.1. Состав походной аптечки. «Зеленая аптека». 4 4 - 8.2. Раны и кровотечения. Оказание ПП 6 2 4 8.3. Травмы: вывихи, растяжения, переломы. Оказание ПП 6 2 4 8.4. Ожоги. Оказание ПП 4 2 2 8.5 Утопление. Оказание ПП 4 2 2 8.6. Обморожение. Оказание ПП 4 2 2 8.7. Отравления. Оказание ПП 4 2 2 16 16 Текущий контроль. Зачет Текущий контроль. Зачет 9 Текущий контроль. Зачет 9. Переноска и транспортировка пострадавшего в автономных условиях 8 2 6 9.1. Изготовление носилок в природных и экстремальных 8 2 6 местности Итоговое занятие «Выживание в 4 условиях природы 4 - Текущий контроль. Тестирование 8 - 8 Итоговая аттестация. Соревнование условиях. Транспортировка пострадавшего 10. 11. по пересеченной Участие в соревнованиях «Школа безопасности» ИТОГО: 144 72 72 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Раздел 1. Введение. Инструктаж Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Необходимые качества и физическая подготовка для участников объединения. Тестирование обучающихся. Раздел 2. Чрезвычайные ситуации Тема 2.1. ЧС природного характера: геологические, геофизические, метеорологические, гидродинамические. Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС природного характера и их возможные последствия: геологические, геофизические, метеорологические, гидродинамические. Меры безопасности и правила поведения при ЧС природного характера. Действия сотрудников МЧС. Тема 2.2. ЧС природного характера: природные пожары, гидрометеорологические ЧС. Инфекционные заболевания людей, животных, растений. Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС природного характера и их возможные последствия: природные пожары, гидрометеорологические ЧС. Инфекционные заболевания людей, животных, растений. Меры безопасности и правила поведения при ЧС природного характера. Действия сотрудников МЧС. Тема 2.3. ЧС техногенного характера: техногенные аварии и катастрофы на химически опасных объектах (ХОО), радиационно-опасных объектах (РОО), биологически опасных объектах (БОО). Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС техногенного характера, их 10 возможные последствия: аварии и катастрофы на ХОО, РОО, БОО. Меры безопасности и правила поведения при ЧС техногенного характера. Действия сотрудников МЧС. Тема 2.4. ЧС техногенного характера: пожары и взрывы, обрушение зданий и сооружений, аварии на очистных сооружениях, на блоках энергообеспечения. Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС техногенного характера, их возможные последствия: пожары и взрывы, обрушение зданий и сооружений, аварии на очистных сооружениях, на блоках энергообеспечения. Меры безопасности и правила поведения при ЧС техногенного характера. Действия сотрудников МЧС. Тема 2.5. ЧС экологического характера: экологические аварии и катастрофы. Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС экологического характера: экологические аварии и катастрофы. Меры безопасности и правила поведения при ЧС экологического характера. Действия сотрудников МЧС. Тема 2.6. ЧС экологического характера: загрязнение атмосферы, биосферы, литосферы. Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС экологического характера и их последствия: катастрофические изменения биосферы и литосферы под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности. Меры безопасности и правила поведения при ЧС экологического характера. Раздел 3. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях Тема 3.1. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека Теория. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека в условиях экстремальных ситуаций. Тема 3.2. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание Практика. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизненно опасных ситуациях. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые тренировки. Раздел 4. Топография. Ориентирование в природных условиях Тема 4.1. Понятие о топографии. Топографические условные знаки. Топографические карты Теория. Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения. Старение карт. Хранение карт в пути. Практика. Чтение карт. Составление плана. Тема 4.2. Ориентирование по карте. Ориентирование по схеме и по легенде. Теория. Работа с картой: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Составление схем, легенд. Вычерчивание маршрутных лент. Практика. Определение расстояний на местности и на карте. Определение азимута на местности и на карте. Ориентирование местности с картой. Вычерчивание маршрутных лент. Ориентирование по схеме, легенде. Тема 4.3. Приборы для ориентирования на местности. Определение азимута по компасу и без него. 11 Теория. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по компасу и по небесным светилам. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути. Практика. Глазомерная съемка, составление схем. Ориентирование на местности: по компасу, природным ориентирам. Раздел 5. Автономные условия существования в природе Тема 5.1. Снаряжение Теория. Перечень личного снаряжения. Общие требования к снаряжению: безопасность эксплуатации, прочность, минимальный вес и объем, простота в использовании, многофункциональность, комфортность, гигиеничность. Уход за обувью и одеждой в походе (ремонт, просушка). Требования к рюкзаку, посуде, палатке, спальному мешку и т.д. Практика. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Тема 5.2. Вязание и применение узлов Теория. Виды узлов и их назначение: прямой, ткацкий, академический, схватывающий, узел проводника. Практика. Вязание узлов. Тема 5.3. Поиск воды и пищи. Обеззараживание Теория. Группы природных источников воды. Фильтры. Препараты для обеззараживания воды. Кипячение. Продукты животного и растительного происхождения. Практика. Изготовление фильтра. Обеззараживание. Тема 5.4. Добыча огня и топлива Теория. Необходимость разжигания костра. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, колодец, камин. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Практика. Разжигание костра с помощью спичек и с помощью трения. Тема 5.5. Режим движения. Привал и бивак Теория. Ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Практика. Установка палатки. Обеззараживание воды. Раздел 6. Укрытия в природе. Сооружение временного жилища Тема 6.1. Типы искусственных и естественных укрытий Теория. Типы укрытий. Их зависимость от различных факторов: наличия дождя или других осадков, температуры воздуха, наличия насекомых, наличия материалов для строительства, продолжительность предполагаемой стоянки, количество и физическое состояние потерпевших бедствие. Тема 6.2. Вигвам, навес, шалаш. Требования, предъявляемые к временному жилищу Теория. Различные способы строительства вигвамов, навесов и шалашей с использованием подручных и природных материалов. Практика. Сооружение навеса или шалаша в соответствии с требованиями. Тема 6.3. Естественные укрытия в разное время года 12 Теория. Естественные укрытия в разное время года. Летом: землянка, использование крутого склона горы и т.д. Зимой: использование снежного сугроба, постройка укрытия из снежных кирпичей. Практика. Сооружение временного жилища, в рамках заданной ситуации, соответствующего всем требованиям и с учетом времени года. Раздел 7. Подача сигналов бедствия Тема 7.1. Международная кодовая система сигналов (далее – МКСС) Теория. Кодовая таблица включает в себя общепринятые сигналы, которые выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, полянах. Размер в международном стандарте: 10 метров в длину, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 метров. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Практика. Подача сигналов бедствия по МКСС. Тема 7.2. Виды и способы подачи сигналов бедствия на воде, в лесу, в автономии Теория. Сигналы, подаваемые с помощью костра (днём – дымом; ночью – огнём), с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; выкладыванием еловых веток на снегу сигнала SOS на открытой местности; периодическим зовом на помощь голосом. Практика. Подача сигналов бедствия «человеком с земли» (кострами, дымом и т.д.). Раздел 8. Первая помощь (далее – ПП) в автономных условиях Тема 8.1. Состав походной аптечки. «Зеленая аптека» Теория. Состав походной аптечки. Назначение и применение лекарств. Лекарственные растения, их использование. Тема 8.2. Раны и кровотечения. Оказание ПП Теория. Виды ран. Общие правила оказания ПП при ранах. ПП при ушибах, порезах и колотых ранах. ПП при укусах животных, насекомых, пресмыкающихся. Виды кровотечений. Остановка кровотечений: наложение повязок, жгута. Практика. Оказание ПП в зависимости от вида раны. Остановка кровотечений: наложение повязок и жгутов. Тема 8.3. Травмы при ударах и падениях: вывихи, растяжения, переломы. Оказание ПП Теория. Вывих. Растяжение. Ушиб. Перелом. Оказание ПП. Практика. Оказание ПП при вывихе, при растяжении, ушибе. Оказание ПП при переломах, наложение шин. Тема 8.4. Ожоги. Оказание ПП Теория. Виды ожогов: термические, вызванные контактом с раскаленными предметами, горячей водой или открытым пламенем; химические, связанные с попаданием на кожу и слизистые различных химических веществ, чаще кислот или щелочей; электрические, возникающие под воздействием электрического тока; лучевые, при которых основной повреждающий фактор – излучение (солнечные, радиационные). Тепловые и солнечные удары. Поражение электрическим током или молнией. Оказание ПП. Практика. Оказание ПП при различных ожогах, тепловых и солнечных ударах, поражении электрическим током или молнией. 13 Тема. 8.5. Утопление. Оказание ПП Теория. Утопление. Виды утопления. Особенности спасательных операций при утоплении. Оказание ПП при «синей» и «белой» асфиксии. Практика. Оказание ПП при утоплении. Сердечно-легочная реанимация. Тема 8.6. Обморожение. Оказание ПП Теория. Обморожение. Факторы, способствующие обморожению. Симптомы. Степени обморожения. ПП при обморожении. Практика. Оказание ПП при обморожении. Тема 8.7. Отравления. Оказание ПП Теория. Отравления. Виды отравлений. Симптомы. ПП при отравлении. Практика. Оказание ПП при отравлении. Раздел 9. Переноска и транспортировка пострадавшего в автономных условиях Тема 9.1. Изготовление носилок в природных и экстремальных условиях Теория. Способы изготовления носилок из подручных материалов в природных и экстремальных условиях. Носилки веревочные, из полотна, «жесткие», волокуши. Практика. Изготовление носилок и переноска пострадавших по пересеченной местности. 2 . ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов: • ноутбуки; • видеопроектор; • экран; • магнитофон; • телевизор; • видеоматериалы; • компьютерные фотоальбомы. Медицинские средства и оборудование: • аптечка индивидуальная (АИ-1, АИ-2); • пакет перевязочный медицинский (ППМ)); • аптечка автомобильная ФЭС; • аптечка туристическая; • шовные материалы (хирургические иглы, шелковая нить); • перевязочные средства (бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см, вата медицинская, компрессная косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная); • лейкопластырь; • кровоостанавливающие жгуты (2 разновидности); 14 • грелки; • охлаждающие пакеты; • средства иммобилизации (шина проволочная (лестничная) для ног, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длиной 1 м); • булавки безопасные медицинские; • устройство – маска для искусственной вентиляции легких; • робот – тренажер «Максим III-01». Туристическое оборудование: • карабин туристический (с автоматической полуавтоматической муфтой – 5 шт.); • веревка (10-12 мм, 200-100 м; 6-8 мм, 130 м.); • обвязочная система (15 шт.); • спальный мешок (15 шт.); • рюкзак (60 л – 10 шт., 90 л – 5 шт.); • пенка туристическая (15 п/м); • котелок туристический (1 шт.); • костровой набор; • палатка штабная армейская (15 кв. м); • палатка 2-х местная (2 шт.); • палатка 4-х местная (2 шт.); • пилы («Струна», «Ножовка»); • фонари индивидуальные налобные (15 шт.); • фонарь групповой (1 шт.); • набор касок (15 шт.); • топор (2 шт.); • спасательные жилеты (15 шт.); • тентовая накидка (25 кв. м). • • • муфтой – 20 шт., с Оборудование по ориентированию: географические карты; компас (15 шт.); курвиметр (2 шт.). Оборудование по гражданской обороне: • образцы фильтров; • изолирующий противогаз с патроном ИП-4м (1шт.); • ватно-марлевые повязки (2 образца); • противопылевая тканевая маска (1шт.); • противогаз фильтрующий ГП-5, ГП-7, ПДФ-7 – (40шт.); • респиратор (2 шт.); • общевойсковой защитный комплект ОЗК – (6 шт.), Л-1 – (1шт.); • самоспасатель SPI-20 – (1шт.), ГДЗК – (3шт.), изолирующий учебный – (1шт.); • войсковой прибор химической разведки (ВПХР): ДП-22В – (1шт.), ДП-5А – (1шт.). 15 Список литературы, используемый при написании программы: 1. Алешин В.М. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985. 2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981. 3. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. – М.: ВЛАДОС, 2003. 4. Вишневская E.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности (Основы медицинских знаний и охрана здоровья): учебное пособие для 5-11 классов. – М.: Русское слово, 1996. 5. Волович В.Г. С природой один на один. – М.: Военное издательство, 1989. 6. Драгачев С.П. Туризм и здоровье. – М.: Знание, 1984. 7. Дрогов И.А. Подготовка туристских общественных кадров – М.: Турист, 1982. 8. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. – М.: ЭКСМО- ПРЕСС, 2005. 9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1999. 10. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Знание, 1986. 13.Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 11. Лысогор Н.А. Питание туристов Пищевая промышленность, 1980. в 12. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы учебник для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2015. походе. – М.: безопасности жизнедеятельности: 13. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма. – М.: Путник, 1996. 14. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1991; 15. Шимоновский В.Ф. Питание в туристическом походе. – М.: Профиздат, 19 Список литературы для учащихся 1. Справочник спасателя. М. ВНИИ ГО ЧС. 1995г. 2. Гостюшин «Энциклопедия экстремальных ситуаций». Изд. «Зеркало». 1994г. 3. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. М.1990г. 4. Цвилюк Г.Е. Пособие по выживанию «Школа безопасности». М. ЭКСМО. 1995г. 5. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 6. Учебник «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях». Г.Н.Кириллов. М. Изд. НЦЭНАС. 2001г. 16