OT,nerr o6pa30Bamu1 M oxpam,1 rrpaB ,neTcTBa MP «Mocam,cKMif paif oH» My1rnunrranbHOe Ka3eHH0e o6pa3oBaTeJibHOe yqpe)K,[(eHH:e ,[(0II0JIHMTeJibH0ro o6pa30BaHM.SI MocanbCKMH ,noM TBopqecTBa Yrnep)K,[(eHo: ITpHH.SITO perneHH:eM MKOY ,[(O M,[(T ITe,narornqecKoro coBeTa ITpoToKorr N2 1 OT 30.08. 2024r. 30.08.2024 ,IJ;orrOJIHMTeJibHa51 o6:rn;eo6pa30BaTeJibHa51 o6:rn;epa3BMBa.IO:rn;a51 rrporpaMMa «YpoKH 6e3onacuocTH» COIJ;MaJibHO - ryMaHMTapHOM HarrpaBJieHHOCTM YpoBeHb CJI0)KH0CTM rrporpaMMbI: CTapTOBblli CpoK peann3aunn: 1 ro,n B03pacT: 7-10 rreT opMa pearrM3aun:0:: o-ciHa.si: CocTaBMTerrh: rre,naror - opramnarnp MKOY ,n:o M,[(T Borro,[(bKOBa HararrM1 AHaToJibeBHa r. MocanhcK, 2024 ro,n. 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей технической направленности, очной формы обучения, для обучающихся 7-10 лет, сроком реализации 1 год, базового уровня освоения содержания. Программа разработана для обучения школьников. Программа «Уроки безопасности» разработана для обучения школьников младшего возраста безопасному поведению в новом современном высокотехналогичном обществе. В 2024 г. обновлена в разделе нормативно – правовой базы , содержания. Актуальность и педагогическая целесообразность программы Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности. Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022. г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ. Отличие данной программы выражается в изучении и формирование навыков безопасного поведения у детей предлагается в рамках системы дополнительного образования в специально оборудованном кабинете, оснащенном комплексом учебнометодических и технических пособий, что существенно расширяет возможности воспитания дисциплинированного и грамотного отношения к безопасному поведению в быту и на дорогах. Программа модифицированная Адресат программы - обучение по данной программе рассчитано на обучающихся в возрасте: 7 - 10 лет. Программа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста. Объём программы – 180 часов. Уровень освоения содержания – базовый Форма обучения – очная При планировании образовательного процесса предусматриваются следующие формы организации познавательной деятельности: • коллективные (фронтальные со всем составом); • групповые (работа в группах, бригадах, парах); • индивидуальные. Формы организации учебных занятий • консультации; • практикумы; • проекты; • проверки и коррекции знаний и умений; • выставки; • соревнования. Виды занятий – контрольные и открытые занятия, соревнования. Срок освоения программы – 1 год Режим занятий –1 год: 2 раза в неделю по 2 часа и 1 день- 1ч. Условия реализации программы Группы формируются в соответствии с возрастом обучающихся, без предварительного отбора, по заявлению родителей. Допускается комплектование разновозрастных групп. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения в быту. Задачи программы: Образовательные: - сформировать у обучающихся потребность и осознание изучения правил безопасности; - сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил безопасности жизни; - обучить способам оказания самопомощи; - повысить интерес школьников к спорту и здоровому образу жизни; Развивающие: - развивать у учащихся умение ориентироваться в опасных ситуациях; Воспитательные: - воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах и общественных местах. - выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику Основными принципами работы программы являются: • учет современных требований; • учет возрастных особенностей; • доступность; • последовательность; • системность; • эффективность; • личностно-ориентированный подход. • управляемость образовательным процессом; • сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы. Методы работы: Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Ожидаемый результат: Результаты по программе «Уроки безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. 1.3. Содержание программы Учебно - тематический план № п/п Количество часов раздел Тема учебного занятия Всего часов Тео рия Практ Форм ика контроля Один дома Рисунок Опасность у тебя в доме Беседа Звонок в дверь. Безопасное 1. поведение дома тестировани е Звонок по телефону неизвестного. 15 10 5 Как могут стать опасными вещи в доме. Огонь в доме. Аварийные ситуации в доме. Безопасное 2. поведение в быту Учимся тест пользоваться электроприборами. Лекарства в доме. 10 6 4 Безопасная работа на компьютере. Безопасное 3. поведение на улице Поведение на улице в Викторина незнакомом месте. Аппликация Темное время суток. Если ты потерялся. 15 10 5 25 15 10 рисунок Когда наши четвероногие друзья опасны?! 4. Дорожно – транспортная Безопасный путь в школу. Тест безопасность Безопасные улицы. Викторина Наш друг светофор. Виды перекрестков. Сигналы и знаки. Ситуационн ая игра «Угадай скорее знак!» Встреча с сотрудником ГИБДД Экскурсия на перекресток . Беседа на экскурсии Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – пассажиры. Внимание - авария! Экскурсия по улицам (наблюдаем знаки) Викторина « Улица полна неожиданностей» Опасные ситуации 5. природного характера. Гроза. Правила поведения при викторина грозе. опрос Зима - гололёд. 10 8 2 Осторожно – снегопад! Водоемы нашего города. Безопасное 6 поведение на водоемах Наблюдение Правила поведения на воде в разные времена года. Основные спасательные средства. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ 10 6 4 Викторина Контрольное занятие-тест АТТЕСТАЦИЯ Подготовка к 7 Не заблудись в лесу. активному Правила поведения на природе. отдыху на Компас. природе Викторина 10 6 4 Ориентиры на природе. Ситуационн ая игра Беседа на экскурсии Экскурсия в лес. Что называют чрезвычайной ситуацией? Что такое 8 чрезвычайная ситуация? Чрезвычайные 9 ситуации природного характера Авария, стихийное бедствие. Экскурсия на пожарную Беседа 10 6 4 станцию. Экскурсия. Сигналы оповещения. Обсуждение Пожар в лесу. Опрос Действия при пожаре. Наводнение. 20 15 5 Правила поведения при Беседа подтоплении. Викторина Землетрясение. Что такое чрезвычайные ситуации технического Чрезвычайные 10 ситуации технического характера. Наблюдение характера? Что такое техника, и какие угрозы она несёт? Техника – помощница. Опасные ситуации в Викторина 15 12 3 презентация общественных местах. Чрезвычайные 11 ситуации социального характера. Заложники – кто это? Викторина Если оказался в заложниках. Презентация Правила и меры безопасности с 10 6 4 наблюдение использованием пиротехники. Обобщающее занятие Что мы знаем о человеке? Презентация Строение человека. Опрос Что нужно человеку для Игравикторина здоровья? Если ты ушибся… Ожог – дело серьезное! Сам себе доктор 12. Обморожение. 15 10 5 Растяжение. Вывих. Беседа со специалисто м (медработни к) Отравление. Аллергия. презентация С ножом шутки плохи! Спички детям не игрушка! Солнечный удар. Помоги, но не навреди! Беседа. Ориентирование на местности. Подготовка к 13 активному отдыху на природе Викторина. Лекарственные растения. Грибы – съедобные или 15 10 5 Тест. ядовитые. Правила поведения на природе. Экскурсия. Не зная броду , не лезь в воду! Правильно подбирай одежду для похода в лес. Обобщение. Контрольное занятие ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ \\ Итого часов 180 120 60 Содержание учебного материала. 1. Тема: Безопасное поведение дома. (15 ч.) Теория: Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасное поведение во дворе дома. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре Практика: Рисование. Тестирование. 2. Безопасное поведение в быту. ( 10 ч.) Теория: Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Практика: Наблюдение. Викторина. Контрольный тест. 3. Безопасное поведение на улице. ( 15 ч.) Теория: Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Тёмная улица. Умение находить выход в том случае, если потерялся в незнакомом месте. Меры безопасности при общении с бездомными животными. Практика: Викторина. Аппликация. Рисунок 4. Дорожно-транспортная безопасность. ( 25 ч.) Теория: Безопасность на улице. Городская дорога, перекрёсток, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. Светофор. Основные сигналы регулировщика. Правила для велосипедистов. Обязанности пассажиров. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. Практика: Тест . Викторина . Ситуационная игра . Беседа на экскурсии 5.Опасные ситуации природного характера. ( 10 ч.) Теория: Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Практика: Викторина. Опрос 6.Безопасное поведение на водоёмах. ( 10 ч.) Теория: Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года. Практика: Наблюдение. Викторина. Контрольное занятие-тест 7. Подготовка к активному отдыху на природе. ( 10 ч.) Теория: Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Практика: Викторина. Ситуационная игра. Беседа на экскурсии 8.Что такое чрезвычайная ситуация? (10 ч.) Теория: Чрезвычайная ситуация. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Авария катастрофа, стихийное бедствие. Сигналы оповещения населения. Государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Практика: Беседа. Экскурсия. Обсуждение 9.Чрезвычайные ситуации природного характера. (20 часа). Теория: Чрезвычайные ситуации природного характера. Лесные пожары. Наводнения. Землетрясение. Поведение во время природных ЧС. Практика: Опрос. Беседа. Викторина 10.Чрезвычайные ситуации техногенного характера. (15 ч.) Теория: Чрезвычайные ситуации техногенного характера: крушения самолётов, пожары, обрушение крыш, аварии на атомных АЭС. Паника. Правила поведения во время появления паники. Практика: Наблюдение. Викторина. Презентация 11.Чрезвычайные ситуации социального характера. (10 ч.) Теория: Чрезвычайные ситуации социального характера: терроризм, заложники, перестрелка. Пиротехника. Правила поведения во время ЧС социального характера. Практика: Викторина . Презентация. Наблюдение 12. Сам себе доктор. ( 15 ч.) Теория: Человек, строение тела человека. Организм человека. Органические вещества и витамины; минеральные вещества. Первая помощь при ушибах; переломах; вывихах; растяжениях; отравлениях; порезах; солнечных ударах, обморожениях; укусах. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Практика: Презентация. Опрос. Игра-викторина. Беседа со специалистом (медработник) презентация 13.Подготовка к активному отдыху на природе (15 ч.) Теория: Ориентирование по местным признакам. Лекарственные травы. Выживание в условиях природы. Оказание первой помощи. Съедобные и ядовитые растения и грибы. Правила поведения на природе. Практика: Беседа. Викторина. Тест. Экскурсия. Контрольное занятие 1.4. Планируемые результаты К концу обучения учащиеся должны: Знать: Уметь: элементарные правила поведения дома, в школе, на улице; транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах. использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для: • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; • пользования бытовыми приборами; • использования по назначению лекарственных препаратов; • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения; • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе; • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года. Воспитание чувства ответственности за жизнь и здоровье как самого обучающегося, так и окружающих. Раздел 2 Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарно – тематический план (составляется и выносится в отдельный документ) 2.2. Условия реализации программы -Материально-техническое обеспечение занятий -Помещение, соответствующее санитарным нормам -Дидактические материалы -Оборудование к занятиям: проектор, ноутбук. Канцелярские принадлежности 2.3. Формы аттестации и контроля Программой предусмотрены промежуточная и итоговая аттестации. Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года (декабрь) по изученным темам для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме проектов. Итоговые проекты выносятся на робототехнические соревнования, конкурсы, выставки технического творчества. Оценка эффективности реализации проводится в два этапа – промежуточная (декабрь) и - итоговая (в конце учебного года - май месяц) 2.4. Оценочные материалы: Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик: Изучение самооценки младших школьников – модификация методики Дембо- Рубинштейн; Изучение учебной мотивации – методика «Что мне нравится в школе?»; - психодиагностическая методика «Три желания»; -методика « С кем бы ты хотел дружить?»; Память младших школьников - методика «Определение типа памяти». Тесты; викторины; игровые квесты. Педагогу необходимо помнить, что использование любых диагностических методик подчиняется основному правилу «не навреди». 2.5. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы Методы и приемы, используемые для реализации программы: В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – - Целевые прогулки и экскурсии; - Наблюдение; - Рассказы, объяснения с показом нужных объектов; - Беседы; - Использование научной и художественной литературы; - Использование репродукций, фотографий, иллюстраций; - Использование аудио и видео материалов; - Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала. В качестве дидактического материала используются: - раздаточный материал; - наглядные пособия; - литература по окружающему миру для чтения; - сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии ) - книги, брошюры, газетные материалы; - фотографии; - тесты, кроссворды по темам; - компьютерные презентации по темам; Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Основная часть проводится в форме лекций, бесед, просмотр презентаций и видеороликов Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия в парк и в природу для сбора природного материала . Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к более сложному. Их необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления. После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей. Особое внимание руководители объединений безопасности при проведении экскурсий по городу должны уделять вопросам 2.6. Список литературы Для педагога: 1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД» ( опубликовано 06.11.2018. Капцова Алла Владимировна) 3.Под редакцией Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. –Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», (соответствует к требованиям ФГОС).Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014. 4.Закон РТ №16 от 03.03.2012г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ» 5.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с. 6.Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с 7.Миңнеханов Р.Н, Манюрова Г.Х “Зелёный огонёк – 2014. Казань-2014. 8.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с. 9.Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 10.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008– 80с. Коллекция цифровых образовательных ресурсов; https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-v-nachalnoyshkole-pdd-893884.html https://urok.1sept.ru/статьи/627551/ https://yandex.ru/search/?text=уроки https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/18/bezopasnost-rebenka-na-doroge-osnovnyepravila-i-rekomendatsii https://infourok.ru/uroki-po-pdd-klassi-1519412.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/osnovy-bezopasnostizhiznedeyatelnosti/2020/06/15/pamyatka-pdd-dlya-shkolnikov https://yandex.ru/images/search?text=правила%20пдд%20для%20детей%20школьного%20во зраста%201-4%20класс&lr=20204&noreask=1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/10/fizkultminutki-dlya-detey-doshkolnogovozrasta https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/5-Stsenarij-uroka-Detstvo-bez-opasnosti.pdf https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-pravila-nashey-bezopasnosti-2390575.html https://videouroki.net/razrabotki/ighrovaia-konkursnaia-proghramma-my-znaiem-vsio-p Список литературы для детей: 1.Комментарии к Правилам дорожного движения РФ [Текст]/В.Ф. Яковлев. –М.: Издательский Дом Третий Рим, 2008. -192с. 2. Правила дорожного движения с иллюстрациями. Официальный текст ПДД по состоянию на 1 июля 2009 г. [Текст]. – М.: ООО «ИДТР», 2010. -48с. для родителей: 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 20 сентября 2008 года) [Текст]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. -287с. 2. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ [Текст]/В.Ф. Яковлев. –М.: Издательский Дом Третий Рим, 2008. -192с. 3. Конвенция о дорожном движении: ПДД. Штрафы. Административная, гражданская и уголовная ответственность водителей [Текст]. – М.:ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астель», 2005. -171с. 4. Права, обязанности, ответственность водителя, инспектора ГИБДД и пешехода [Текст]. – М.: АСТ: Астель, 2007. -125с. 5. Правила дорожного движения 2008 [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. -114с. 6. Правила дорожного движения с иллюстрациями. Официальный текст ПДД по состоянию на 1 июля 2009 г. [Текст]. – М.: ООО «ИДТР», 2010. -48с. 7. Рыбин, Л.А., Хренников, Б.О., Маслов, М.В. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. 10-11 классы [Текст] /А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. – М.: «Просвещение», 2008. -142с. Приложение 1 Методические материалы Занятие «Дорога в школу». Цели и задачи. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте. Закрепить знания о правилах поведения на улице, а также понятия «пешеход», «пассажир». Оборудование. Картины с изображением улиц, школы, пассажирского транспорта, Буратино, Мальвины. Схема маршрута от дома к школе. Дорожные знаки, фломастеры и листы бумаги для рисования. Ход занятия. - Демонстрация картины с изображением школы. Беседа. - Помоги Мальвине и Буратино попасть в школу. Работа с изображением схемы маршрута. - Физкультминутка «Автобус». (Дети – пассажиры). - Рисование схемы своего маршрута от дома к школе. Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Огня» Цели : Образовательные : Познакомить с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною; - с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения; -с первичными средствами пожаротушения; -с правилами пожарной безопасности. Развивающие : Развивать мышление, речь, память, наблюдательность, любознательность учащихся; - умение анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение , обобщать. Воспитательные : Воспитывать осторожное обращение с огнём; -самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости; -бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих; -уважение к опасной профессии пожарного. Планируемые результаты: Личностные: Проявлять бережное отношение к пожарным. Познавательные: Понимание основных причин возникновения пожара и мерах предосторожности для его исключения; использовать различные способы поиска информации. Коммуникативные: Формулировать речевое высказываниею Оборудование: презентация «Путешествие в страну Огня», «карточки для самостоятельной работы», предметы для игры. Ход мероприятия I. Организационный момент. Приветствие. - У нас необычное мероприятие. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности. II. Актуализация знаний и практических и умственных умений. - Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему. Отгадайте загадку: Кротким пленником годами Я живу внутри печи И варю супы с борщами, Выпекаю калачи. Я даю тепло для дома, Но во мне всегда, поверь, Пострашней раскатов грома Кровожадный спрятан зверь. (Огонь) - Ребята, кто изображен на слайде? (с.1) – Ребята, скажите, что пытаются сделать эти первобытные люди? (Ответы учащихся.) Первобытные люди добывали его при помощи трения одной сухой деревянной ветки о другую. В наше время мы тоже используем трение – спички о коробок. Но между древним и современным способами добычи огня громадная разница. Зажечь спичку для нас не займёт большого труда, а чтобы добыть огонь из дерева нужно приложить много усилий . – А как вы думаете, огонь – это друг или враг? У нас две гипотезы. Появилась проблема. Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг. В конце урока мы должны разрешить эту проблему. Огонь – друг. Он всюду: в домах, на заводах, на полях и фермах. Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. Без огня немыслима наша жизнь. Огонь – наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно.(с 2) Огонь – враг. Однако огонь всегда таил в себе опасность. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Поэтому, когда мы ведём себя плохо, не слушаемся родителей, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага. (с 3) Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.(с 4) Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.(с 5) Огонь может быть и другом и врагом. Сценка (с участием учеников): Мальчик в костюме Огня Я большой Огонь и яркий, Прихожу я в каждый дом Я могу быть добрым, жарким, Согреваю в холод дом. И тогда держитесь, люди, Всё сожгу я в доме том. Кто с огнём не осторожен У того пожар возможен Дети, помните о том, Что нельзя шутить с огнём. К «Огню» подходит девочка и читает стихотворение: Знают все: человек без огня Не живёт ни единого дня! При огне, как при солнце, светло! При огне и зимою тепло! Посмотрите, ребята, вокруг Нам огонь, повседневный друг! Человеку друг огонь, Только зря его не тронь! Случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось годами упорного труда. Чтобы жить в мире и гармонии с окружающей средой, быть защитным от пожара, нам нужно знать, как избежать такой ситуации и что нужно делать, если вдруг возник пожар. Огонь превратился в злейшего врага. III. Формулирование темы и целей урока. Запомнить твёрдо нужно нам – Пожар не возникает сам! (с 6) Владимир Маяковский - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (ответы учащихся) - Правильно сегодня мы совершим путешествие в страну Огня. Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара. Если в доме вдруг случится – из окошек дым клубится, И огонь, и пышет жар – это значит там …(пожар). Что же такое пожар (с 7) Пожар — процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению. IV. Изучение нового материала. А) Причины возникновения пожара. Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар. -Чем может быть опасен пожар? -Отчего может возникнуть пожар? 1 задание «Причины пожара» -Ребята, подумайте, по каким причинам может возникнуть пожар? Сейчас каждая группа обведёт руку на бумаге и на каждом пальчике напишет причину пожара, когда огонь для нас враг. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята в близи строений или строительных площадок. Нередко ребята играют на чердаках и подвалах жилых домов, балуются со спичками, не задумываясь о последствиях. (проверка) Причины пожара: (с 8) - Нельзя играть со спичками. –Нельзя оставлять без присмотра электроприборы. – Нельзя курить в постели. – Нельзя разводить костры в близи строений. – Нельзя сушить бельё над плитой. Б) Как надо вести себя при пожаре (8 а) Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали. Коль возник пожар в квартире, Набирайте “01”! Помните, что в целом мире Вам поможет он один! Четко адрес назовите, Дом, подъезд, этаж и лифт, Также кратко доложите, Есть ли дети, что горит. Ну, а если загорятся Вдруг электропровода, Обесточьте сеть! И знайте, Не поможет тут вода! Если слышен запах газа, Все зависит лишь от вас. Чтоб не вспыхнуло всё сразу, Перекройте срочно газ! Окна, двери затворите, Птиц, животных заберите. Поспешите выйти вон. В подъезд, не на балкон! Чтобы с пожаром бороться умело, Знать каждому нужно пожарное дело! Пожарные навыки вам пригодятся, Затем чтобы знать, как с огнем обращаться. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище. (с 9,9а,10,10а,,11,11а) 2 задание «Твои действия при пожаре» 1 группа – ваши действия при загорании телевизора. 1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки). 2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01. 3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой. 4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям. 2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода. 1.Позвонить в службу спасения «01». 2. Дышать через мокрую ткань. 3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу. 4. Не входить туда, где большая концентрация дыма. 5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице. В) Средства тушения пожара. (с.12) - Чем можно потушить пожар? (К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, внутренние пожарные краны.) Игра «Добавь словечко» Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, А залей его … (водой). Пожар не ждёт! К ящику бросок!! Насыпь на очаг спасительный …(песок). Если пламя вспыхнет вдруг. Есть у нас надежный друг. От пожара – всем спаситель Пламени – душитель! Дыма – укротитель! Наш …(огнетушитель). Игра – Физкультминутка «01»: две команды стоят возле одной стены. С противоположной стороны комнаты лежат два листка. Задача детей – подбежать к листку, написать на нем «01», вернуться обратно и передать карандаш следующему участнику. Тогда ученики они точно запомнят, куда звонить в случае пожара. Рассказ о пожарных Сила, ловкость и сноровка, и физическая подготовка Для пожарного нужна, для пожарного важна. Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов "не могу". В любое время суток, в любую погоду, в жару и сильный мороз, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет - это команда, выезжающая на пожар. Пожарный должен знать правила оказания первой медицинской помощи, уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте. Необходимо обладать отличным здоровьем, высокой выносливостью, физической силой, ведь только стандартное снаряжение пожарного весит около 20-30 кг. Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть спец. одежду после чего немедленно сесть в пожарный автомобиль и выехать. От того, как быстро прибудет машина к месту вызова, часто зависят жизни многих людей. По прибытии пожарные определяют, что и где горит, какие действия следует предпринимать, именно в первые минуты прибытия пожарных решается исход битвы с огнём. V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа в группах. «Продолжи правило» - А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать? Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. 1. Если огонь небольшой, … (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.) 2 . Если огонь сразу не погас, … (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.) 3.Если не можешь убежать из горящей квартиры, … сразу же позвони по телефону «112». Сообщи пожарным точный адрес, и номер своей квартиры. После этого, из окна зови на помощь соседей и прохожих. 4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.) 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт…. (Он может отключиться, и ты задохнешься.) 6. Ожидая приезда пожарных, соблюдай спокойствие и делай всё по правилам VI. Контроль и самопроверка знаний. (с13) Сейчас вы проверите свои знания. «Найди пару» огонь нельзя оставлять если увидишь пламя вызывай пожарных от огня из горящего помещения опасней всего при пожаре по телефону 01 нельзя прятаться без присмотра зови на помощь взрослых дым надо быстро уйти VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что узнали нового? - Какие сделали выводы? – Мы сегодня совершили путешествие в страну Огня, запомнили правила обращения с огнём, многому научились. (На экране появляются слова. Запомним и выведем наш девиз урока: Помните друзья! С огнём шутить нельзя.) (с14) - Какой же вы для себя сделали вывод? О г о н ь - д р у г или в р а г ? - Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят. Награждение ……….. Заключительное слово: И, конечно же, огонь станет вашим верным и послушным другом, а не врагом! Спортивный досуг «В гостях у светофора». Цели и задачи. Закрепить умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Совершенствовать двигательные навыки. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения. Ход досуга. - Представление команд. - 1 конкурс «Пройди по переходу». - 2 конкурс «Собери автомобиль». - 3 конкурс « Дорожные знаки». - Загадки Светофорыча. - 4 конкурс «Извилистая дорога». - 5 конкурс «Веселые гонки». - Выступление инспектора - жюри. Вручение призов. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цели и задачи. Учить различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Развивать зрительное внимание. Оборудование. Дорожные знаки, штативы для них. Проектная деятельность. Создание макета «Наша улица». Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Закрепление представлений об улице, её основных частях (тротуар, проезжая часть, перекресток, и т. д.). Издание буклета для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» Цели и задачи. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах по обучению детей Правилам дорожного движения в условиях семьи. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». Цели и задачи. Расширять знания о правилах поведения детей на улице. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому. Оборудование. Макет светофора, дорожные знаки, обозначение пешеходного перехода «зебра», велосипеды, самокаты. Занятие «Безопасность на дороге». Цели и задачи. Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице. Закрепить знание сигналов светофора, их значение. Повторить правила поведения на улице. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость. Оборудование: проектор . Кукла Буратино. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках». Шапочки с окошечками цветов светофора. Недорисованная схема улицы. Подготовка. Экскурсии. Разучивание стихотворений. Ход занятия. - Создание игровой ситуации, появление сказочного персонажа Буратино. - Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый». - Чтение тематических стихов. - Игра – инсценировка ( дети в шапочках изображают светофор). - Дидактическая игра «Какой это знак?» Подвижная игра «В гости к Айболиту». Цель игры. Формирование навыков поведения на улицах. Оборудование. Разнообразные шапочки зверей, велосипеды, жезлы регулировщика, обозначение пешеходных переходов. Ход игры. - Дети по двое начинают движение на велосипедах или пешком. - Регулировщики отмечают, кто нарушил правила. - Нарушители идут лечиться к Айболиту. - Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок. «Путешествие в страну дорожных знаков». Занятие Цели и задачи. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения. Ход занятия. - Беседа с детьми и сотрудником ГИБДД. - Игра «Красный, желтый, зеленый». - Дети знакомят его с правилами поведения на дороге. - Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Проектная деятельность. «Безопасное колесо». Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Разработать совместно с детьми правила при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Оформить эти правила в виде папки – передвижки с детскими рисунками - иллюстрациями. Сценарий внеклассного мероприятия «Азбука безопасности» Оборудование: - 2 конуса, 2 обруча, 2-3 елки, «речка», 3 гриба, 2 телефона, 2 стула, сигналы светофоракрасный, желтый, зеленый круги,2 жилетки, 2 фуражки, 2 жезла, 4 свистка, 2 самоката, 2 большие машины; - CD-проигрыватель, фонограмма. Ход досуга Фонограмма «Барбарики» Ведущий: Ребята сегодня мы с вами отправимся в поход по Стране безопасности. Хотите? Выбегает Почемучка: Ой, ой, а меня вы забыли с собой взять? Ведущий: Ребята, кто же это? Почемучка: Я веселый Почемучка, здравствуйте! (Ответы детей) Почемучка: А вы знаете, почему меня так назвали? (Ответы детей). Почемучка: Да, я люблю задавать разные вопросы: А почему трава зеленая? А почему солнце светит? А почему машины ездят? А почему… Ведущий: Подожди, подожди! Мы очень рады тебя видеть, хочешь с нами отправиться в поход? Почемучка: А что это такое – поход? (Ответы детей). Ведущий: Поход, Почемучка, это когда дети и взрослые все вместе отправляются на долгую прогулку, например, в лес, к лугу или на речку. Почемучка: Да, да, очень хочу. Я люблю гулять. Ведущий: А ты готов к походу? Почемучка: Да готов! Ведущий: А где же твой головной убор. Когда отправляешься в поход, обязательно на голове должен быть головной убор. - Ну-ка, ребята, скажите ему, для чего? («Чтобы не случился солнечный удар»). Ведущий: Ребята, а вы знаете главное правило в походе? В походе нужно идти дружно за направляющим, не отставать и никуда не отвлекаться. А еще нельзя трогать насекомых и животных, есть незнакомые ягоды и грибы. Почемучка: Все понятно, но как я понял, идти нам далеко, потому предлагаю немного размяться. Вставайте все в круг. Разминка: Мы шагаем друг за другом (ходьба на месте) Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, (поднимать и опускать прямые руки) В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, (поднять руки вверх, вращать кулачками) Полетели, закружились. Пальцы в кулачки сожми (руки в стороны, сжать в кулачки) И на плечи опусти (руки к плечам) Разжимая кулачки, В стороны их разведи (руки в стороны) Теперь вверх их подними, (руки вверх) в стороны их разведи (руки в стороны) А теперь, мы – ручейки, (ноги на ширине плеч, наклониться вперёд) Гоним наперегонки (руками делаем движения из стороны в сторону) Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим (показываем) Раз – два, раз – два, (приседаем и встаём) Вот березка, вот трава (встать на цыпочки, присесть) Вот поляна, вот лужок, (ходьба на месте) Веселей шагай, дружок! Почемучка: А давайте сначала поедем на паровозе. Занимайте свои места, вставайте все в круг. Фонограмма: Паровозик Букашка Ведущий: Остановка «Лес». Занимайте места на своих пенечках (стулья) Посмотрите ребята, это же лес, а вот и речка. Почемучка: Ура, речка! Пойду, искупаюсь! Ведущий: Стой! В незнакомом месте купаться нельзя! Почемучка: А почему? Ответы детей Ведущий: В реке могут быть разные коряги, стекло, метал, о которые можно сильно пораниться. Купаемся мы только на специально оборудованных пляжах. А вот и пляж. Давайте поиграем в игру-эстафету «Доплыви до берега» Правила: первый участник надевает круг для купания (обручи), бежит, придерживая его руками, до конуса, огибает его, возвращается назад и передает круг следующему участнику команды. Выигрывает та команда, которая закончит переправу первой. Играют в 2 этапа (в зависимости от количества детей). Почемучка: (находит гриб под елкой) Ой, посмотрите, какой красивый грибок я нашел! А давайте попробуем его на вкус, а может, и ягодок каких-нибудь найдем, поедим? (облизывается) Ведущий: Что ты, что ты! Ребята, это можно делать? Ответы детей. Ведущий: Нельзя пробовать грибы, и даже срывать их руками, потому что, грибы бывают ядовитыми, да и ягод ядовитых очень много. Без разрешения взрослых никакую ягодку есть нельзя, ведь ядовитыми могут быть и самые красивые ягодки, и грибы. Ведущий: А давайте лучше поиграем в игру «Передай грибок». Вставайте все в круг. Почемучка: Под музыку вы передаете грибы-муляжи по кругу, как только музыка прекращается, те, у кого оказываются грибы, выходят в круг и делают со мной зарядку (присесть 3 раза, подпрыгнуть на одной ноге 5 раз и т. д.) (Фонограмма) Ведущий: немножко поиграли, отдохнули, пора и в город возвращаться. Почемучка: Ну, раз мы собрались уходить из леса, давайте на память о нашем походе возьмем что-нибудь. Например, поймаем белку, или жучка, или бабочку будут они жить вместе с нами. Ведущий: Нет, животных и насекомых ловить нельзя! Почемучка: Почему? Ответы детей. Ведущий: Правильно, ребята, всем обитателям хорошо в лесу, ведь это их родной дом, а, в неволе они, скорее всего, погибнут. И к тому же защищаясь от вас, они могут укусить, а это больно, а порой и опасно для жизни! Почемучка: А давайте, тогда разведем костер, это ведь так красиво! Ведущий: Ребята, а можно детям играть со спичками? Ответы детей. Ведущий: Дети, а вы знаете, как вызвать пожарных? Ответы детей. Ты о пожаре услыхал – Скорей об этом дай сигнал! Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер: «01» Ведущий: Вот мы сейчас и посмотрим, как вы запомнили номер спасательной службы. Игра - эстафета «Вызов пожарных» Правила: Нужно срочно вызвать по телефону пожарных. Для этого быстро добегайте до телефона, поднимайте трубку, громко говорите номер «01» и бежите обратно, передавая эстафету следующему игроку команды. Играют в 2 этапа. Почемучка: Ну, хорошо, я все понял! Тогда пошли обратно в детский сад. Вставайте все в круг. Мы шагаем друг за другом полем и зеленым лугом (шагаем) Раз – два, раз – два, (приседаем и встаём) Вот березка, вот трава (встать на цыпочки, присесть) Вот поляна, вот лужок, (ходьба на месте) Веселей шагай, дружок! Ведущий: Смотрите, ребята, мы пришли в город. Почемучка: Всем, кто любит погулять, Всем без исключенья, Нужно помнить, нужно знать Правила движенья! Ведущий: На столбе висят три глаза, Мы его узнали сразу. Каждый глаз, когда горит, Нам команды говорит: Кто куда поехать может, Кто идет, а кто стоит. Ребенок: Если свет зажегся красный Значит, двигаться …опасно Свет зеленый говорит «Пешеходам путь …открыт!» Воспитатель: Что это ребята? (Светофор) Почемучка: А чтобы легче было запомнить сигналы светофора, поиграем в игру «Светофор». Правила: Я буду поочередно поднимать красные, желтые, зеленые кружочки. Когда подниму красный кружок – вы стоите, жёлтый – прыгаете, если подниму зеленый – шагаете на месте. (Фонограмма «Светофор») Ведущий: Чтобы не было тревоги, не случилась вдруг беда Дисциплину на дороге охраняет он всегда! Кто это? (Инспектор ГИБДД) Сейчас мы с вами поиграем в игру-эстафету «Одень инспектора» Правила: одного человека от команды одевают инспектором ДПС. Для этого члены команды по очереди выбегают, берут один атрибут одежды и надевают на игрока или дают в руки. После того, как все атрибуты будут надеты и взяты в руки, игрок, которого одевали, свистит в свисток. Побеждает та команда, которая быстрее оденет инспектора и свистнет. (Фонограмма «Дорожный знак») Почемучка: Какие молодцы! А вы любите загадки? Попробуйте отгадать? Загадки: Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) Силач на четырех ногах В резиновых сапогах Прямиком из магазина Прикатил нам пианино. (Грузовик) Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса, Крутят ноги вдоль дороги Два веселых колеса. У загадки есть ответ: Это мой … (велосипед) Ему нелегко, вероятно. Он ездит туда и обратно, Вперед и назад, и кругами, Цепляясь за провод рогами. (Троллейбус) Вот стальная птица, В небеса стремится, А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт) Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится Из избушек вереница. (Поезд) Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. (Велосипед) Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) Ведущий: ребята, а как назвать одним словом отгадки от загадок? (транспорт) Чтобы проверить, как вы запомнили правила дорожного движения, поиграем в игру эстафету «Водители» Правила: нужно «управляя» машиной (самокатом) объехать вокруг препятствий и передать эстафету. Чья команда быстрее закончит, и при этом не нарушит привил дорожного движения, тот и победил. Фонограмма «Остановка» Подводятся результаты игры. Ведущий: Внимание, паровозик «Букашка» отправляется, всем занять свои места. (встают в круг). Звучит фонограмма «Паровозик Букашка» Ведущий: остановка «Детский сад». Наше путешествие закончилось. Вы были смелые, ловкие, активные и очень дружные. Почемучка: Спасибо ребята, что взяли меня с собой в поход! Я очень много понял и узнал, но мне пора отправляться к себе домой. До свидания, ребята. Ведущий: Ребята, а вам понравился поход? А давайте сегодня после сна вы нарисуете, что вам больше всего запомнилось в нашем походе, сделаем большую выставку и назовем ее «Азбука безопасности».