OT,uen o6pa.30BfilIIDI H oxpaHbI rrpaB ,ueTcrna MP «MocanbCKHH paiioH» M)'HHU:liIIaJibHOe Ka.3eHH0e o6pa.30BaTeJibHOe }"Ipe:>K,ueHHe ,U0II0JIHHTeJibH0ro o6pa.30BaHH51 MocaJibCKliH ,U0M TBopqecTBa - Bep)K,n;etto: ,[(O M,[(T ~~~~l . IleTyxoBa 1d1., 2024 r. IlpHIDITO: Ile.n;arorHqecKHM C0BeT0M IlpoTOKOJI N2 (f; t:1,,/, 2024 r . \LY LL'\." - J y L OT ~-~~- ,[(orrOJIHMTeJibHa5I o6meo6pa3oBaTeJibHa5I o6mepa3BMBarorn;a5I rrporpaMMa xy,ll;O)KeCTBeHHOM HarrpaBJieHHOCTM «IIJiaCTHJIHHOBhie 4>auTa3HH» YpoBeHb CJIO)KHOCTM rrporpaMMhI: 03H3KOMMTeJII,HhIH Bo3pacT 06yqa10w:Mxc51: 7-1OneT CpoK peanM3aU:MM: 16 qacoB CocTaBMTem, : Ko3JIOBa EneHa AneKcaH,n:poBHa, ITe,n:aror ,n:oTIOJIHMTeJibHOro o6pa30B3HM51 MKOY ,[(O MocanhCKMH ,n:oM TBopqecTBa Mocan1>cK 2024r. 1 2 Раздел 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А.Сухомлинский. «Пластилинография» – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественному развитию обучающихся с учетом возрастных особенностей. В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку. Лепка — вид изобразительной деятельности, основное назначение которого — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей школьного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Программа по степени авторства: модифицированная Направленность программы –художественная Язык реализации : русский- государственный язык РФ Программа разработана на основе следующих нормативных документов : Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения № 629); Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении 3 информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ-3924/06). -Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от 20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации предоставления сертификатов в дополнительном образовании». Уровень сложности: – ознакомительная (стартовая) Актуальность программы: Актуальность состоит в том, что развитие творческих способностей, на занятиях по изобразительной деятельности способствует формированию творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей. Отличительные особенности программы: Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объем, сделать картину рельефной и живой. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат. Новизна программы: Новизна программы заключается в том, что данная программа направлена на развитие творческих способностей школьников через пластилинографию. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинография), которые дают толчок в развитии, как творческому потенциалу детей, так и развитию личности в целом. Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти. Освоение технических приемов пластилинографии доступно детям школьного возраста. Оно вносит новизну, делает его интересным и увлекательным. С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает, что пластилином можно рисовать. Педагогическая целесообразность: Программа составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей школьного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность обучающихся. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. 3 4 Адресат программ: Программа рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет. Получение дополнительного образования по программе « Пластилиновые фантазии» для детей с ОВЗ и инвалидов может быть организовано совместно с обучающимися группы , но только для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата . Состав группы, особенности набора: Постоянный. Дети в объединение принимаются без предварительного отбора на основании заявления родителей ( законных представителей). Объем программы : 16ч. Сроки реализации программы: 1 месяц. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Формы обучения: очная . Дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в программе не предусмотрено, но программа , при необходимости, может быть реализована в очно – заочной форме и дистанционно с помощью интернет – ресурсов. Форма организации образовательной деятельности: групповая. Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, самостоятельная работа обучающихся, практическая работа, беседа. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – формирование творческой личности посредством занятий с использованием техники « пластилинография» Задачи программы: Обучающие: • Знакомить обучающихся с техникой « пластилинография» • Формировать основные навыки работы с пластилином и инструментами. Развивающие: • - развитие мелкой моторики руки; • - развивать образное мышление. Воспитательные: • воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение в работе • воспитание ответственности при выполнении работ; . 1.3. Содержание программы Учебный план № п/ п Названия разделов и тем Количество часов Всего Теория Практик Форма а аттестации/ 1 Контроля 1. 1.1. Вводное занятие « Знакомство с пластилинографией» Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и Средства выразительности Объем, форма, цвет. Пластилиновая сказка «Гуси-лебеди» Плоскостное панно 1 0,5 0,5 Опрос 1 0,5 0,5 Опрос 4 1 3 2.2 Пластилиновая сказка. Полу объёмная лепка: «Яблочко на тарелочке» 2 1 1 2.3 Пластилиновая сказка. Объемная лепка: «Теремок» 4 1 3 Коллективная работа «Цветочная поляна» Итоговое занятие 4 1.2. 2. 2.1 3 Итого 16 4 4 5 Практическая работа, выставка Практическая работа, выставка работ Практическая работа, выставка Практическая работа, выставка работ 12 Содержание учебного плана 1 раздел. Введение. Тема 1.1.Вводное занятие ( 1ч.) Теория: Ведение в образовательную программу. Содержание работы . История пластилина. Основные формы и приёмы работы. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Объемы и формы. Выполнение изделий из самых простых объемных форм. Что такое композиция? Беседа, демонстрация Практика: Пальчиковая гимнастика. Подготовка рук к работе. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики и тонкого координирования пальцев рук. Гимнастика для пальчиков и кистей. Сопротивление материала. Резиновые мячики. Тема 1.2. ( 1 ч.) Средства выразительности. Объем, форма, цвет. Плоские формы. 5 6 Теория: Понятие объема и величины. Крупное и мелкое. Целое и детали. Понятие формы. Шар, цилиндр, конус, куб. Цветовая палитра. Семь цветов радуги. Оттенки. «Вытягивание» деталей из целого объема. Практика: Укладка тонкого слоя пластической массы на основу ( картон). Лепка плоских форм. « Вытягивание» деталей из целого объёма. Визуальнотактильное освоение объемных геометрических форм и разнообразных предметов: муляжей, игрушек, предметов быта, новых предметов. Тема 2.1. Пластилиновая сказка «Гуси-лебеди» ( 4ч.) Плоскостное панно Теория: Коллективное рассказывание сказки «Гуси-лебеди». Выполнение плоскостных изделий из пластилина. Ознакомление с принципами лепки цветов, птиц и животных. Развитие чувства формы и композиции Практика: Практическая работа, выставка работ. Создание тематического плоскостного панно «Гуси-лебеди» Тема 2.2. Пластилиновая сказка. Полуобъёмная лепка: «Яблочко на тарелочке» ( 2 ч.) Теория: Коллективный пересказ текста сказки. Формирование представлений о блюдечке как окне в мир. Изучение композиции в круге и ее особенностей. Орнамент как часть композиции. Лепка новых предметов из базовых форм – шар, цилиндр, конус, жгут с использованием различных приемов работы: скатывание, расплющивание, раскатывание и других. Практика: Практическая работа, выставка работ. Выполнение зарисовок на тему «Что увидела красавица, катая блюдечко по тарелочке». Лепка полуобъемной композиции с использованием кругового орнамента. Тема 2.3 Пластилиновая сказка. Объемная лепка: «Теремок» ( 4ч.) Теория: Особенности лепки из пластилина объемных архитектурных сооружений, деревьев, фигур людей и животных. Практика: Практическая работа, выставка работ. Моделирование пространства сказочного города, создание объемной композиции «Теремок» Раздал 3. Тема 3.1. Коллективная работа « Цветочная поляна» ( 4ч.) Итоговое занятие Практика: Практическая работа, выставка работ. 1.4 Планируемые результаты В результате обучающиеся должны знать: - технику безопасности при работе с пластилином и инструментами; - алгоритм работы в технике « пластилинография». Должны уметь: - правильно организовать рабочее место; - пользоваться инструментами ручного труда; -соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -выполнять последовательность действий; - работать в коллективе. 7 РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график вынесен в отдельную рабочую программу. 2.2 Условия реализации программы − материально-техническое обеспечение – кабинет по ИЗО в МКОУ ДО Мосальский дом творчества оборудован столами, стульями, доской и мольбертам для занятий по программе; инструменты и материалы – пластилин « Гамма» - производство г. Москва, пластилин « Луч» - производство г. Ярославль, воздушный пластилин, набор стеков, пластмассовый нож для резки пластилина, канцелярский нож для резки картона, подложки для раскатывания пластилина, набор сюжетных картинок, простой карандаш, лак для волос « Прелесть» для лакирования готовой картины, флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипшего пластилина, хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места. дидактический материал (карты - схемы и демонстрационный материал - образцы готовых изделий из пластилина.) − информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; − кадровое обеспечение – занятие проводит педагог дополнительного образования . 2.3. Формы аттестации ( контроля) Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале обучения, с целью определения исходного уровня знаний и умений обучающихся, для определения форм и методов работы с обучающимися. Текущий контроль проводится после изучения тем в соответствии с программой в форме педагогического наблюдения во время работы. Итоговый контроль в конце обучения, в форме анализа детских работ. Программа « Пластилиновая фантазия » предусматривает выдачу документа об обучении в соответствии с Положением о форме и порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению). 2.4 Оценочные материалы Результаты контрольно-оценочной деятельности подводятся: в выставках детских работ 2.5 Методическое обеспечение 7 8 Программа составлена на основе одногодичной ДОП педагога дополнительного образования МКОУ ДОМДТ Козловой Е.А. « Пластилиновая картина». В основу программы положены следующие методические принципы • единство воспитания и обучения • последовательности • индивидуальности • доступности методы обучения • словесный ( устное изложение, беседа, пояснение, вопросы, поощрение ) • наглядный ( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр поделок, фотографий, работа по образцу, наблюдение за действиями педагога) . • практический ( индивидуальная помощь, упражнения с материалом, отработка приёмов). Технологии Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности является основой детских объединений, так как представляет особый творческий и организационно – содержательный алгоритм. Здоровьесберегающие технологии являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки обучающихся. Игровые технологии. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций. Способствует развитию творческих способностей, приучает к коллективным действиям, принятию решений, стимулирует практические навыки, развивает воображение. Информационно – коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал обучающихся, способствуют развитию речи, повышению качества знаний, формированию умения пользоваться информацией, выбирать из неё необходимое для принятия решения. Индивидуальный учебный план. В случае если в период обучения по программе у обучающегося возникнут форсмажорные обстоятельства , он имеет право на обучение по индивидуальному плану. 2.6 Список литературы для педагога: 1. Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок …[Текст] /В.С. . Горичева - Ярославль: Изд-во Академия развития, 2020. – 95с. 2. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина [Текст] / В.С. . Горичева - Ярославль: Изд-во Академия развития, 2020. – 190с. 3. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова Москва: Изд-во Скрипториев, 2022– 80с. 4. Ховорт, И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества / Перевод с англ. О. Озеровой [Текст]/ И.С. Ховорт - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 9 20023. - 128с. 5. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» …[Текст]/ И.О. Шкицкая М.: Феникс, 2020. - 191 c. для детей: 1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография» [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.: Издательство «Скрипторий 2023г», 2006.-167с. 2. Ляхов С.Н. «Я познаю мир». Животные. Детская энциклопедия» [Текст] / С.Н. Ляхов -М.2019.-102с. 3.Чернова Е. В. Пластилиновые картины» [Текст] /Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2023.-76с. 4.Давыдова, Г.Н. Подарки к празднику Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова - Москва: Изд-во Скрипториев, 2022– 53с. 5.Давыдова, Г.Н. Цветочные мотивы. Пластилинография…[Текст] / Г.Н. Давыдова - Москва: Изд-во Скрипториев, 2020– 99с. 6.Аппликации из пластилина …[Текст] /составитель Макарова Р.К.. - М.: Феникс, 2019. - 159 c. 7.Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина …[Текст] / А. Багрянцева. М.: Эксмо, 2019. - 234 c. 8.Чудо-раскраска. Пластилин и краски…[Текст]/ составитель. Ульянова Н.П. - М.: Сова, 2022. - 48 c. 9 1 Итоговый контроль Приложение № 1 Детям предлагается выполнить коллективную работу « Цветочная поляна» Дети умеют выполнять ( рисовать пластилином) простые ( полуобъёмные) эскизы на плоскости с выполнением основных приёмов в технике « пластилинография» ( скатывание, раскатывание, смешение цветов, оттягивание, сплющивание, надавливание и размазывание, примазывание и придавливание, налепливание. ) Детям предлагается нарисованный эскиз на картоне разрисовать пластилином, каждый выполняет свой цветок ( обозначенную часть работы) . 1 Ландыш Шаблоны Гербера 11 1 Объёмная Ромашка 1 Объёмная роза 13 Предполагаемая « Цветочная поляна» Схема изготовления « РОЗА» из воздушного пластилина 1 1 Приложение 3 . Тема: Основные приёмы лепки Тема: Сказка « Гуси – Лебеди» 15 Тема : Сказка « Теремок» Тема « Яблоко на тарелочке » 1 1 17