Oni:err o6pa3oBamrn H oxpam,1 rrpaB ,neTcrna My1rnri:HITam,Horo pa.HoHa «MocarrbCKHH pail:oH» M)'HHI.J:HIIaJibHOe Ka3eHHOe o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K)J:eHHe )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHH~ MocarrbCKHH ,ri:oM rnopqecrna ITpHH~TO perneHHeM ITe;:i:aror:0:qecKoro coBeTa N2 4 OT 19. 02. 2024r. ,ri:eHO : 0 M.IJ:T yxoBa 2.2024r. ,n:onorrHHTeill>Ha51 o6rn,eo6pa3oBa.TeJioHa51 o6rn,epa3BHBaIOrn,a51 nporpaMMa xy~o)KeCTBeHHOM HanpaBJieHHOCTH «JienoTa» YpoBeHb CJIO)KHOCTH rrporpaMMbI : O3HaKOMHTeJlbHbIH B03pacT 06yqarom:0:xc~: 6-9 rreT CpoK pearrmari::0::0:: 16 qacoB CocTaBHTerrb: MacrroBa Orrbra HropeBHa ITe;:i:aror )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHH~ MKOY .IJ:O Mocam,cKHif ,ri:oM rnopqecrna r . MocarrbcK,2024 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Лепка — одно из самых полезных и продуктивных занятий для детей. Способствует развитию речи, воображения, мышления, мелкой моторики, она дает возможность ребенку моделировать мир и свое представление о нем. Ребёнок может самостоятельно создавать свою собственную сказку, историю или воссоздавать по памяти уже известные образы. В данной программе основной вид деятельности – лепка из солёного теста и холодного фарфора. Ученики не только поработают с уже известным им материалом для лепки – солёным тестом, но и узнают о, не очень широко используемом в образовательной среде материале – холодном фарфоре, научатся его изготавливать, окрашивать и применять. Направленность программы: художественная Программа по степени авторства: модифицированная Язык реализации программы: русский – государственный язык РФ. Программа «Лепота» разработана на основе нормативных документов: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от 20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации 2 3 предоставления сертификатов в дополнительном образовании» Уровень сложности программы - стартовый (ознакомительный) Новизна программы «Лепота» состоит в том, что в работе используются несколько разных текстурных материалов, которые дают более широкое представление о том, из чего можно лепить, где это применить, приёмы работы с массой для лепки, что способствует развитию творческой деятельности. Отличительные особенности программы: данная программа дает возможность попробовать разные материалы в лепке, что позволит расширить возможности обучающихся при выполнении своих работ. Актуальность программы. Самый главный плюс лепки — это осязаемость творчества. Основной инструмент — руки. Дети не только видят элемент игры, они могут их трогать и изменять. Такое занятие считается самым доступным для самостоятельного освоения и полезным для детей любого возраста. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. Педагогическая целесообразность: • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы); • совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Получение дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями по данной программе возможно совместно с другими обучающимися или посредством индивидуального учебного плана для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, логопедическими нарушениями. В программе «Лепота» не предусмотрено использование дистанционных технологий и электронного обучения. Адресат программы и его возрастные особенности: Обучающиеся 6-9 лет. В этом возрасте у детей высокий уровень активности, желание чему- то научиться, стремление самостоятельно заниматься, формируется целеустремлённость, самоуверенность, любознательность. Дети обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Задача педагога состоит и в том, чтобы научить детей работать в коллективе, посредством создания своего собственного изделия для коллективной работы. Условия реализации программы: В основе обучения групповые занятия. Набор детей в объединение осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются дети без предварительного отбора. Объём программы: Программа краткосрочная на 16 часов Срок освоения программы: 1 месяц Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа 45 минут. Перерыв 10 минут Методы обучения; словесные, наглядные, практические. Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические. 3 4 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста и холодного фарфора, воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей. Задачи: Обучающие: • знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества; • Обучить навыкам лепки из солёного теста и холодного фарфора; • Учить передавать простейший образ предметов посредством лепки; • научить детей владеть различными техниками работы с предлагаемыми материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; Развивающие • развивать творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность; • развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; • расширять кругозор в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; Воспитательные • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; • воспитывать навыки аккуратной работы с солёным тестом и холодным фарфором; • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству. 1.3. Содержание программы Учебный план № п/п 1. 2. 2.1. Названия разделов и тем Вводное занятие Тестопластика Солёное тесто. История тестопластики, основные приёмы работы с тестом, рецепт массы, инструменты. Количество часов всего теория 1 9 1 1 2,5 1 4 Форма подведения итогов практика 6,5 Наблюдение Лепка изделия по желанию обучающихся 5 2.2. Панно на плоскости. Лепка ягод, фруктов, овощей по желанию. Оформление фона. Сборка натюрморта. Фигурки животных плоские. 2 2 0,5 1,5 2.4 Дымковская животные. игрушка, 2 0,5 1,5 2.5 Дымковская барышня. игрушка, 2 0,5 1,5 3. 5 2 3.1. Лепка из холодного фарфора Отличие ХФ от теста, рецепты и виды холодного фарфора 1 1 3.2. Цветы из ХФ 2 0,5 1,5 Наблюдение. Изделие цветы. Вазочка с декором из ХФ. Работа с молдами. 2 0,5 1,5 Наблюдение. Изделие. Итоговое занятие 1 2.3 3.3 Итого 16 2 « Наблюдение. Дымковская барышня 3 Самостоятельное изделие из ХФ . 1 5,5 Наблюдение. Конечный результат Натюрморт» Наблюдение. Фигурка животного Наблюдение. Животное дымковское Выставка изделий 10,5 Содержание программы 1 раздел. 1ч. Вводное занятие Теория: планы и цели программы; Практика: разминание и простейшие пробы приёмов работы с тестом. Форма занятия: комбинированная; 2 раздел. 9ч. Тестопластика. Тема 2.1. 1ч. Солёное тесто. Теория: История тестопластики, рецепт массы для лепки, демонстрация инструментов, применяемых для работы. Практика: отработка приёмов работы: раскатывание, вытягивание, примазывание, выглаживание, и т.д. Форма занятия: комбинированное Тема 2.2. 2ч. Панно на плоскости. Теория: показ и рассказ о форме, цвете основных элементов композиции, актуализация знаний о ягодах, фруктах, овощах, сочетаемости цветов. Практика: Лепка ягод, фруктов, овощей по желанию. Оформление фона. Сборка 5 6 натюрморта. Формы занятий: практическое. Тема 2.3. 2ч. Фигурки животных. Теория: основные геометрические формы применительно к строению фигур животных. Практика: Фигурки животных, плоские. Форма занятия: комбинированное. Тема 2.4. 2ч. Дымковская игрушка. Птицы и животные в Дымковской игрушке. Теория: показ и рассказ о дымковском народном промысле, особенности данного ремесла. Практика: Лепка животных и птиц по выбору учащегося. Формы занятий: практическое. Тема 2.5. 2ч. Дымковская игрушка. Барышни в Дымковском исполнении. Теория: показ и рассказ о дымковском народном промысле, особенности данного ремесла. Практика: Лепка барышень. Формы занятий: практическое. 3 раздел. 6 ч. Лепка из холодного фарфора. Тема 3.1. 1ч. Отличие ХФ от теста, рецепты и виды холодного фарфора. Теория: История появления фарфора, холодного фарфора в частности, рецепт массы для лепки, демонстрация инструментов, применяемых для работы. Практика: отработка приёмов работы: раскатывание, вытягивание, тиснение, выглаживание, печатание, и т.д. Форма занятия: комбинированное Тема 3.2. 2ч. Цветы из ХФ. Теория: показ и рассказ о способах лепки цветов из массы, работа с инструментами (стеками, дотсами и т.д.), сочетаемости цветов. Практика: Лепка вишнёвой веточки или ромашки. Формы занятий: практическое. Тема 2.3. 2ч. Вазочка с декором из ХФ. Работа с молдами. Теория: композиционное расположение декора на стеклянных заготовках с учётом размера, формы заготовки. Что такое молд. Практика: разметка расположения элементов декора, тонирование баночки в цвет фона, выполнение лепных элементов с помощью силиконовых молдов, декорирование вазы. Форма занятия: комбинированное. 1.4 Планируемые результаты Планируемые (ожидаемые) результаты программы: В результате обучения учащиеся должны знать: • основы цветоведения; 6 7 • историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; • названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда; • историю возникновения лепки из солёного теста и холодного фарфора; • основные приемы работы с соленым тестом и холодным фарфором; • названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; • правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; • об особенностях лепных игрушек; Должны уметь: • правильно организовать свое рабочее место; • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами; • выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии; • работать в коллективе, проявлять самостоятельность; • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала); • применять разные формы лепки; • определять последовательность действий при выполнении работы; • изготавливать объёмные изображения простейшие движения; • объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. людей и животных, предавая их 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе вынесен в отдельную рабочую программу. 2.2 Условия реализации программы Программа реализуется на бае МКОУ ДО Мосальский дом творчества. Имеется соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям по площади и уровню освещённости , температурному режиму кабинет . В кабинете имеются инструкции по технике безопасности, столы, стулья, ноутбук. Инструменты и материалы: − Наборы канцелярских материалов (стеки для лепки, дотсы, ножницы, акриловые краски, кисти, альбомы для рисования, карандаши цветные, крахмал кукурузный, клей ПВА, мука, соль, детский крем, глицерин). 7 8 − - наглядные пособия – образцы изделий и элементов композиции, эскизы изделий Информационное обеспечение : фото-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования имеющий высшее образование по направлению деятельности , владеющий навыками работы с материалами и техниками, указанными в программе. 2.3.Формы аттестации (контроля) − Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале обучения. Цель – определить исходный уровень знаний и умений обучающихся, определить формы и методы работы с обучающимися. Метод контроля: опрос. − Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой активности каждого ребенка. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдение во время выполнения практических заданий, наличие выполненной работы. − Итоговый контроль проводится в конце полного курса программы в форме общей выставки- просмотра. По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению). 2.4. Оценочные материалы Критерии оценивания детских работ, представленных для промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. Высокий уровень — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение. Средний уровень — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно. Низкий уровень — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу. Для оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы «Лепота», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики: Творческая деятельность обучающихся - отслеживается в течение учебного периода, входит в систему оценки знаний как дополнительный критерий оценивания успешности освоения дополнительной общеобразовательной программы. Для оценки результативности обучения диагностические испытания делятся на: - теоретические задания по предмету; - практические умения; - общеучебные знания, умения, навыки. Методы отслеживания результативности: -педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов; - педагогическое наблюдение, анализ выполненной творческой работы; - участие в мероприятиях (выставки, конкурсы); 2.5 Методические материалы 8 9 Словесный: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, словесная инструкция Наглядный: демонстрация приёмов работы, изображений, просмотр фотографий, показ выполнения работы. Практический: выполнение практических работ. Технологии Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности – это основа детских объединений, так как представляет особый творческий и организационно – содержательный алгоритм. Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими обучающимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение. Здоровьесберегающие технологии или её элементы (физкультминутки, рефлексии) являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки обучающихся. Информационно – коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал обучающихся, способствуют развитию речи, повышению качества знаний, формированию умения пользоваться информацией, выбирать из неё необходимое для принятия решения. Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Индивидуальный учебный план в программе не предусмотрен. Может быть разработан, если будут заявлены дети ОВЗ, дети – инвалиды. 2.6. Список литературы Литература для учителя 1. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007 2. Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002 3. Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006. 4. Лыкова И.А. Лепим с мамой. 5. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004 6. Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006. 9 1 7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008. 8. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006. 9. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007. 10. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011 11. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. Литература для детей 1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г. 2. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс». 3. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010, 4. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011. 5. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000 6. Лыкова И.А. Лепим с мамой. 7. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс». 8. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006 9. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006 10. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007. 10 1 Приложение « 1 Лепка овощей 11 1 Натюрмот овощной Лепка фруктов Натюрморт из фруктов 12 1 13 1 Приложение № 2 Лепка на плоскости животного. 14 1 Приложение № 3 Дымковская игрушка « Барышня» 15 1 Дымковская игрушка « Животное» Приложение 4 16 1 Цветы из холодного фарфора 17 1 Приложение 5 Вазочка с декором из холодного фарфора 18