Лепота

Oni:err o6pa3oBamrn H oxpam,1 rrpaB ,neTcrna My1rnri:HITam,Horo pa.HoHa «MocarrbCKHH pail:oH»
M)'HHI.J:HIIaJibHOe Ka3eHHOe o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K)J:eHHe )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHH~
MocarrbCKHH ,ri:oM rnopqecrna

ITpHH~TO perneHHeM
ITe;:i:aror:0:qecKoro coBeTa N2 4
OT 19. 02. 2024r.

,ri:eHO :
0 M.IJ:T
yxoBa
2.2024r.

,n:onorrHHTeill>Ha51 o6rn,eo6pa3oBa.TeJioHa51 o6rn,epa3BHBaIOrn,a51 nporpaMMa
xy~o)KeCTBeHHOM HanpaBJieHHOCTH

«JienoTa»

YpoBeHb CJIO)KHOCTH rrporpaMMbI : O3HaKOMHTeJlbHbIH

B03pacT 06yqarom:0:xc~: 6-9 rreT
CpoK pearrmari::0::0:: 16 qacoB

CocTaBHTerrb:
MacrroBa Orrbra HropeBHa
ITe;:i:aror )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHH~
MKOY .IJ:O Mocam,cKHif ,ri:oM rnopqecrna

r . MocarrbcK,2024

2

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Лепка — одно из самых полезных и продуктивных занятий для детей. Способствует
развитию речи, воображения, мышления, мелкой моторики, она дает возможность
ребенку моделировать мир и свое представление о нем. Ребёнок может самостоятельно
создавать свою собственную сказку, историю или воссоздавать по памяти уже известные
образы.
В данной программе основной вид деятельности – лепка из солёного теста и холодного
фарфора. Ученики не только поработают с уже известным им материалом для лепки –
солёным тестом, но и узнают о, не очень широко используемом в образовательной среде
материале – холодном фарфоре, научатся его изготавливать, окрашивать и применять.
Направленность программы: художественная
Программа по степени авторства: модифицированная
Язык реализации программы: русский – государственный язык РФ.
Программа «Лепота» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом
Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических
рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от
28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
- Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от
20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации

2

3

предоставления сертификатов в дополнительном образовании»
Уровень сложности программы - стартовый (ознакомительный)
Новизна программы «Лепота» состоит в том, что в работе используются
несколько разных текстурных материалов, которые дают более широкое представление о
том, из чего можно лепить, где это применить, приёмы работы с массой для лепки, что
способствует развитию творческой деятельности.
Отличительные особенности программы: данная программа дает возможность
попробовать разные материалы в лепке, что позволит расширить возможности
обучающихся при выполнении своих работ.
Актуальность программы. Самый главный плюс лепки — это осязаемость
творчества. Основной инструмент — руки. Дети не только видят элемент игры, они могут
их трогать и изменять. Такое занятие считается самым доступным для самостоятельного
освоения и полезным для детей любого возраста. Лепить можно из разных пластичных,
экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную
форму и сохраняют ее на долгое время.
Педагогическая целесообразность:
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен
запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка
возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным
(объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в
самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого
воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит
развитие глазомера.
Получение дополнительного образования обучающимися с ограниченными
возможностями по данной программе возможно совместно с другими обучающимися
или посредством индивидуального учебного плана для детей с нарушением опорно –
двигательного аппарата, логопедическими нарушениями.
В программе «Лепота» не предусмотрено использование дистанционных технологий
и электронного обучения.
Адресат программы и его возрастные особенности: Обучающиеся 6-9 лет.
В этом возрасте у детей высокий уровень активности, желание чему- то научиться,
стремление
самостоятельно
заниматься,
формируется
целеустремлённость,
самоуверенность, любознательность. Дети обладают небольшим опытом коллективных
взаимоотношений. Задача педагога состоит и в том, чтобы научить детей работать в
коллективе, посредством создания своего собственного изделия для коллективной работы.
Условия реализации программы: В основе обучения групповые занятия. Набор
детей в объединение осуществляется независимо от их способностей и умений. В
объединение принимаются дети без предварительного отбора.
Объём программы: Программа краткосрочная на 16 часов
Срок освоения программы: 1 месяц
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность
учебного часа 45 минут. Перерыв 10 минут
Методы обучения; словесные, наглядные, практические.
Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические.
3

4

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из
соленого теста и холодного фарфора, воспитание творческой личности, развитие её
интересов, наклонностей, способностей.
Задачи:
Обучающие:
•

знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития
декоративно – прикладного творчества;

•

Обучить навыкам лепки из солёного теста и холодного фарфора;

•

Учить передавать простейший образ предметов посредством лепки;

•

научить детей владеть различными техниками работы с предлагаемыми
материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

Развивающие
•

развивать творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

•

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

•

расширять кругозор в области народного, декоративно-прикладного искусства,
технической эстетики, архитектуры;

Воспитательные
•

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;

•

воспитывать навыки аккуратной работы с солёным тестом и холодным фарфором;

•

воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству.

1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

1.
2.
2.1.

Названия разделов и тем

Вводное занятие
Тестопластика
Солёное
тесто.
История
тестопластики,
основные
приёмы работы с тестом,
рецепт массы, инструменты.

Количество часов

всего

теория

1
9
1

1
2,5
1

4

Форма
подведения
итогов

практика
6,5

Наблюдение
Лепка изделия по
желанию
обучающихся

5

2.2.

Панно на плоскости. Лепка
ягод, фруктов, овощей по
желанию. Оформление фона.
Сборка натюрморта.
Фигурки животных плоские.

2

2

0,5

1,5

2.4

Дымковская
животные.

игрушка,

2

0,5

1,5

2.5

Дымковская
барышня.

игрушка,

2

0,5

1,5

3.

5

2

3.1.

Лепка
из
холодного
фарфора
Отличие
ХФ
от
теста,
рецепты и виды холодного
фарфора

1

1

3.2.

Цветы из ХФ

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Изделие цветы.

Вазочка с декором из ХФ.
Работа с молдами.

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Изделие.

Итоговое занятие

1

2.3

3.3

Итого

16

2

«

Наблюдение.
Дымковская
барышня
3
Самостоятельное
изделие из ХФ .

1
5,5

Наблюдение.
Конечный
результат
Натюрморт»
Наблюдение.
Фигурка
животного
Наблюдение.
Животное
дымковское

Выставка
изделий

10,5

Содержание программы

1

раздел. 1ч. Вводное занятие
Теория: планы и цели программы;
Практика: разминание и простейшие пробы приёмов работы с тестом.
Форма занятия: комбинированная;

2

раздел. 9ч. Тестопластика.

Тема 2.1. 1ч. Солёное тесто.
Теория: История тестопластики, рецепт массы для лепки, демонстрация
инструментов, применяемых для работы.
Практика: отработка приёмов работы: раскатывание, вытягивание, примазывание,
выглаживание, и т.д.
Форма занятия: комбинированное
Тема 2.2. 2ч. Панно на плоскости.
Теория: показ и рассказ о форме, цвете основных элементов композиции,
актуализация знаний о ягодах, фруктах, овощах, сочетаемости цветов.
Практика: Лепка ягод, фруктов, овощей по желанию. Оформление фона. Сборка

5

6

натюрморта.
Формы занятий: практическое.
Тема 2.3. 2ч. Фигурки животных.
Теория: основные геометрические формы применительно к строению фигур
животных.
Практика: Фигурки животных, плоские.
Форма занятия: комбинированное.
Тема 2.4. 2ч. Дымковская игрушка. Птицы и животные в Дымковской игрушке.
Теория: показ и рассказ о дымковском народном промысле, особенности данного
ремесла.
Практика: Лепка животных и птиц по выбору учащегося.
Формы занятий: практическое.
Тема 2.5. 2ч. Дымковская игрушка. Барышни в Дымковском исполнении.
Теория: показ и рассказ о дымковском народном промысле, особенности данного
ремесла.
Практика: Лепка барышень.
Формы занятий: практическое.
3 раздел. 6 ч. Лепка из холодного фарфора.
Тема 3.1. 1ч. Отличие ХФ от теста, рецепты и виды холодного фарфора.
Теория: История появления фарфора, холодного фарфора в частности, рецепт
массы для лепки, демонстрация инструментов, применяемых для работы.
Практика: отработка приёмов работы: раскатывание, вытягивание, тиснение,
выглаживание, печатание, и т.д.
Форма занятия: комбинированное
Тема 3.2. 2ч. Цветы из ХФ.
Теория: показ и рассказ о
способах лепки цветов из массы, работа с
инструментами (стеками, дотсами и т.д.), сочетаемости цветов.
Практика: Лепка вишнёвой веточки или ромашки.
Формы занятий: практическое.
Тема 2.3. 2ч. Вазочка с декором из ХФ. Работа с молдами.
Теория: композиционное расположение декора на стеклянных заготовках с учётом
размера, формы заготовки. Что такое молд.
Практика: разметка расположения элементов декора, тонирование баночки в цвет фона,
выполнение лепных элементов с помощью силиконовых молдов, декорирование вазы.
Форма занятия: комбинированное.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые (ожидаемые) результаты программы:
В результате обучения учащиеся
должны знать:
•

основы цветоведения;

6

7

•

историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства
в жизни человека;

•

названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

•

историю возникновения лепки из солёного теста и холодного фарфора;

•

основные приемы работы с соленым тестом и холодным фарфором;

•

названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;

•

правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при
обработке различных материалов;

•

об особенностях лепных игрушек;

Должны уметь:
•

правильно организовать свое рабочее место;

•

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на
практике;

•

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
инструментами и материалами;

•

выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения
и навыки, полученные на уроках технологии;

•

работать в коллективе, проявлять самостоятельность;

•

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

•

применять разные формы лепки;

•

определять последовательность действий при выполнении работы;

•

изготавливать объёмные изображения
простейшие движения;

•

объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося
их между собой.

людей

и

животных, предавая

их

2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе
вынесен в отдельную рабочую программу.
2.2 Условия реализации программы
Программа реализуется на бае МКОУ ДО Мосальский дом творчества. Имеется
соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям по площади и уровню
освещённости , температурному режиму кабинет . В кабинете имеются инструкции по
технике безопасности, столы, стулья, ноутбук.
Инструменты и материалы:
− Наборы канцелярских материалов (стеки для лепки, дотсы, ножницы,
акриловые краски, кисти, альбомы для рисования, карандаши цветные, крахмал
кукурузный, клей ПВА, мука, соль, детский крем, глицерин).
7

8

− - наглядные пособия – образцы изделий и элементов композиции, эскизы
изделий
Информационное обеспечение : фото-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования имеющий высшее
образование по направлению деятельности , владеющий навыками работы с материалами
и техниками, указанными в программе.
2.3.Формы аттестации (контроля)
− Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале
обучения. Цель – определить исходный уровень знаний и умений обучающихся,
определить формы и методы работы с обучающимися. Метод контроля: опрос.
− Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения
выявляется степень усвоения обучающимися нового материала и проявления
творческой активности каждого ребенка. Формы проведения: опрос
обучающихся, собеседование с ними, наблюдение во время выполнения
практических заданий, наличие выполненной работы.
− Итоговый контроль проводится в конце полного курса программы в форме
общей выставки- просмотра.
По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство
установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи
свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ.
(Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценивания детских работ, представленных для промежуточной
аттестации и текущего контроля успеваемости.
Высокий уровень — предмет наделен оригинальным образным содержанием,
форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно
четко передано движение.
Средний уровень — есть незначительные искажения в строении предмета,
передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.
Низкий уровень — предметы не наделены образным решением, неверно передана
форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к
материалу.
Для оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей
программы «Лепота», а также определения фактического уровня сформированности
универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики:
Творческая деятельность обучающихся - отслеживается в течение учебного
периода, входит в систему оценки знаний как дополнительный критерий оценивания
успешности освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Для оценки результативности обучения диагностические испытания делятся
на:
- теоретические задания по предмету;
- практические умения;
- общеучебные знания, умения, навыки.
Методы отслеживания результативности:
-педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов;
- педагогическое наблюдение, анализ выполненной творческой работы;
- участие в мероприятиях (выставки, конкурсы);
2.5 Методические материалы

8

9

Словесный: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, словесная инструкция
Наглядный: демонстрация приёмов работы, изображений, просмотр фотографий,
показ выполнения работы.
Практический: выполнение практических работ.
Технологии
Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной
творческой деятельности – это основа детских объединений, так как представляет особый
творческий и организационно – содержательный алгоритм.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к
деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими обучающимися. Приучает к коллективным действиям,
принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки,
развивает воображение.
Здоровьесберегающие технологии или её элементы (физкультминутки,
рефлексии) являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки
обучающихся.
Информационно – коммуникационные технологии активизируют творческий
потенциал обучающихся, способствуют развитию речи, повышению качества знаний,
формированию умения пользоваться информацией, выбирать из неё необходимое для
принятия решения.
Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной
целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для
развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми, при котором учитываются и используются закономерности
развития, уровень и особенности индивидуума.
Индивидуальный учебный план в программе не предусмотрен. Может быть
разработан, если будут заявлены дети ОВЗ, дети – инвалиды.
2.6. Список литературы
Литература для учителя
1. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные
часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель,
2007
2. Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки:
Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
3. Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
4. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
5. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и
фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
6. Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов.
Москва. Мой мир. 2006.
9

1

7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего
образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом
МСП. 2006.
9. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
10. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный
материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.–
Волгоград: Учитель. 2011
11. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
Литература для детей
1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
2. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
3. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
4. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
5. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
6. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
7. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
8. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо.
2006
9. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов /
Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
10. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.

10

1

Приложение « 1
Лепка овощей

11

1

Натюрмот овощной

Лепка фруктов

Натюрморт из фруктов

12

1

13

1

Приложение № 2
Лепка на плоскости животного.

14

1

Приложение № 3
Дымковская игрушка « Барышня»

15

1

Дымковская игрушка « Животное»

Приложение 4
16

1

Цветы из холодного фарфора

17

1

Приложение 5
Вазочка с декором из холодного фарфора

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».