Мастерилка

OT.Ii:en o6pa3oBamrn M oxpaHbI rrpaB .L(eTCTBa MP «MocanbcKMii paiiom>
MyHMQMIIaJibHOe Ka3eHH0e o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K,L(eHMe .L(0II0JIHMTeJibH0f0
o6pa3oBamrn MocaJibCKM:ii .[(OM TBopqecTBa

a,,~/c .
..

IlpMIDITO:

,L(eH0 :

M,lJ;T

Tie.L(arorMqeCKMM C0BeT0M
TipoTOKOJI

N2 4 OT 19.02.2024 r.

TyxoBa

024 r.

.,ll;onOJIHIITeJILH3Ho6m;eo6pa30BaTeJILH3H o6m;epa3BHB3IOIIJ;3H
nporpaMMa
...,

xy~o)KeCTBeHHOH HarrpaBneHHOCTH

«MacTepuJIKa»

YpoBeHI, CJI0)KH0CTH rrporpa.MMbI: 03HaKOMHTeJibHblli
CpoK peanmau:HH: 1 MeC5IU: (16 qacoB)
B03pacT o6~aromHxc5I: 7 -1 SneT
CocTa.BHTeJih:- fla.3apeBa HaTaJib5I ArreKcaH,n;poBHa
ITe,n;aror ,ll;0II0JIHHTeJibH0ro o6pa.30BaHIDI MKOY
M,ZJ;T no C0BMeCTHTeJibCTBY

,n:q

MocanhcK, 2024r.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка
Мир увлечений многообразен. Кто-то собирает пуговицы или фантики, мастерит
игрушки из различных материалов, но всех их объединяет любовь к созданию чего-то
необыкновенного и прекрасного. Многие увлечения берут свое начало с детских лет, с
простых поделок, когда вместе с педагогом ребенок постигает тайны волшебного
мастерства. Умение делать вещи своими руками приносит особое удовлетворение.
Занятия рукоделием помогут учащимся реализовать свои идеи. В программе большое
внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей
формируется творческая и познавательная активность.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерилка» - приносит обучающимся эстетическое удовольствие от самостоятельно
смастерённой игрушки, сувенира, подарка и предполагает единство обучения и
воспитания.
Программа по степени авторства: модифицированная, составленная на основе
программы « Рукодельница» педагога дополнительного образования по совместительству
на базе МКОУ Людковская СОШ Лазаревой Натальи Александровны.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации: русский – государственный язык РФ
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения № 629);
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (Письмо
Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ-3924/06).
Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от
20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации
предоставления сертификатов в дополнительном образовании».

Уровень сложности программы: ознакомительный
Актуальность программы заключается в том, что дети имеют возможность
реализовывать свои творческие способности, самосовершенствоваться.
Отличительные особенности программы: В объединении могут заниматься дети в
возрасте от 7 до 15 лет, проявляющие интерес к декоративно – прикладному творчеству.
В программе уделяется внимание теоретической и практической деятельности детей.
Приоритетной является практическая деятельность - работа с природным материалом:
сухие листья и цветы, цепкие растения, жёлуди, каштаны, орехи, косточки, семена и т.д.
Поделки из искусственных материалов: обрезки ткани, меха, кусочков проволоки,
шнуров, пенопласта, фанеры и массы других вещей. Отдельная тема отведена бумаге:
изготовление из цветной бумаги или картона эксклюзивных открыток, а так же новая
техника квиллинга или скручивание бумажных лент- очень популярная, что является
новизной для данной программы.
Адресат программы: Программа предназначена для школьников в возрасте от 7 до 15
лет. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня
сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы,
технологии, приемы организации образовательного процесса.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными
потребностями – дети, проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с условием индивидуального построения
образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется
образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями
учащегося (уровень готовности к освоению программы). А также принимаются дети с
особыми образовательными потребностями: талантливые (одарённые, мотивированные)
дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Состав группы, особенности набора: постоянный. Дети в объединение принимаются
без предварительного отбора.
Группа может быть как одновозрастная так и
разновозрастная.
Объём освоения программы: 16 часов
Сроки освоения программы: 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: очная. При реализации программы возможно применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При электронном
обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время
онлайн – занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Основные элементы системы ЭО и ДОТ, используемые в работе: цифровые
образовательные ресурсы, размещённые в сети Интернет, электронная почта, социальные
сети, мессенджеры.

Форма организации образовательного процесса: групповая. Наполняемость группы до
15 человек.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, творческая мастерская, игра.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: формирование творческих способностей и самореализации детей и
подростков через включение их в различные виды прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- привить любовь к народному творчеству, усидчивости, трудолюбию;
- сформировать бережное отношение к природе;
сформировать
умение
работать
с
различными
материалами;
обучить
овладевать
навыками
художественного
мастерства;
- обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике
при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного
творчества.
Развивающие:
-развивать креативность мышления, с помощью ознакомления с методами и примерами
изготовления поделок из различных материалов;
-развивать художественный и творческий потенциал обучающихся;
-развивать образное мышление, воображение, наблюдательность и аккуратность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным традициям через декоративно–прикладное творчество;
- способствовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

1.3.Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Наименование раздела,
темы

Количество часов:
всего
1

теория
1

практика
-

1.

Введение.

2.

Поделки из
искусственных
материалов.
Поделки из бумаги.

5

1

4

4

1

3

Поделки из подручных
материалов.

5

1

4

3.
4.

5.
Итоговое занятие.
Итого:

1
16

4

Содержание учебного плана

1
12

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
наблюдение
Наблюдение
Опрос
наблюдение

наблюдение
выставка

Тема 1. Введение. (2 часа)
Теория: Цели и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности.
Просмотр видео-роликов по тематике объединения.
Тема 2. Поделки из искусственных материалов. (5 часов)
Теория: Что является искусственным материалом? Ознакомление с терминами и
понятиями. Знакомство с профессией изготовитель авторских украшений и декораций.
Практика: Способы и приёмы изготовления изделий. Изготовление шаблонов. Изделия
из волокнистых материалов, пряжи, ниток, проволоки.
Тема 3. Поделки из бумаги. (4 часов)
Теория: Материалы и инструменты. Техника изготовления изделий из бумаги.
Практика: Изготовление схем, выкроек и заготовок к поделкам. Изготовление
открыток к праздничным датам. Бумажные украшения. Бумажные изделия в технике
квиллинг. Основные фигуры.
Тема 4. Поделки из подручных материалов. (5 часов)
Теория: Что такое бросовый материал? Новая жизнь не нужных вещей. Знакомство
с профессией дизайнер.
Практика: Основные приёмы работы. Поделки и лепные миниатюры из спичечных
коробков, пластиковых бутылок, крышечек, прищепок, деревянных шпажек и палочек.
Тема 5. Итоговое занятие. (1 час)
Теория: Анализ выполненных работ, подготовка работ к выставке.
Практика: Итоговая выставка работ по программе «Мастерилка».
1.4.Прогнозируемый результат освоения программы
К концу обучения обучающиеся должны обладать следующими знаниями, умениями.
Обучающиеся должны знать:
• Правила поведения, ТБ;
• Основные технологические приёмы работы с искусственным мехом, бумагой,
подручными материалами;
Обучающиеся должны уметь:
•
•
•
•

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами,
клеем, иглой;
Уметь работать с представленными материалами;
Уметь выполнять изделия по образцу, схеме;
Уметь планировать свою работу
Раздел 2. Комплекс организационно – методических условий.
2.1. Календарный учебный график

№
п/
п
1.

Дата

Тема занятия
Введение. 1 часа.
Цели и задачи объединения.
Инструктаж по технике

Кол-во
часов

Форма
занятия

1

Демонстр
ация,
пояснени

Форма контроля
Беседа,
наблюдение

2.

3.

4.
5

6.

безопасности.

е

Поделки из искусственных
материалов. 5 часов.
Что является искусственным
материалом? Ознакомление с
терминами и понятиями.
Способы и приёмы
изготовления изделий.
Знакомство с профессией
изготовитель авторских
украшений и декораций.
Изготовление шаблонов.
Изделия из волокнистых
материалов, пряжи, ниток и
проволоки.
Поделки из бумаги. 4часа.
Материалы и инструменты.
Техника изготовления изделий
из бумаги.
Бумажные украшения.

Практиче
ская
работа

Наблюдение

2

Практиче
ская
работа

Наблюдение

2

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа

Наблюдение

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа

Наблюдение

1

Практиче
ская
работа

Наблюдение

1

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа

Наблюдение

1

1
1

7.

Бумажные изделия в технике
квиллинг. Основные фигуры.

1

8.

Изделия в технике квиллинг.

1

9.

Поделки из подручных
материалов. 5часов.
Что такое бросовый материал?
Новая жизнь не нужных
вещей.
Основные приёмы работы.
Знакомство с профессией
дизайнер. Поделки и лепные
миниатюры из спичечных
коробков.
Поделки из пластиковых
бутылок.

10.

11.

1

12.

Поделки из бутылок и
крышечек.

1

13

Изделия из прищепок,
деревянных шпажек и
палочек.
ИТОГО

1

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Выставка

2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации программы предусмотрен кабинет трудового обучения, площадью 54
кв.м, столы, стулья, шкафы на базе МКОУ Людковская СОШ по Договору о передаче
имущества, находящегося в муниципальной собственности и закреплённого на праве
оперативного управления, в безвозмездное пользование от 01.11.2022г.
Инструменты и материалы: ножницы, канцелярский нож, клей ПВА, пряжа, нитки,
проволока, карандаши, краски, цветная бумага и картон, гофрированная цветная бумага;
бросовый материал ( пластиковые бутылки).
Информационное обеспечение
•

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение:
Педагог работающий по данной программе имеет высшее профессиональное образование
по направлению «Образование и педагогика», является педагогом дополнительного
образования по совместительству в МКОУ ДО МДТ .
2.3. Формы аттестации ( контроля)
Программой «Мастерилка» предусмотрен текущий вид контроля. На каждом занятии
оцениваются полученные знания и навыки по всем разделам программы, тактично даётся
оценка выполненным работам, анализируются изделия обучающихся, у каждого ребёнка
отмечаются положительные стороны его работы.
Итоговый контроль: выставка работ обучающихся.
Результативность
образовательной
деятельности
определяется
способностью
обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.
По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство
установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи
свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ.
(Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).
2.4. Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится
диагностика согласно «Критериям определения уровня подготовки обучающегося»
(Приложение 1) и заполняются «Карта
диагностики освоения краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерилка»
обучающимися» (Приложение 2).
Также на всех этапах реализации программы создаются условия для формирования и
развития самоконтроля и самооценки обучающимися процесса и результатов освоения
учебного материала. Важно научить обучающихся самостоятельно добыть знания и
применять их на практике. Формирование учебной деятельности объединения

невозможно без самоконтроля, который, как правило, проявляется в виде коллективного
обсуждении и сравнении собственных работ с работами других обучающихся.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования,
поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать,
показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к
новым успехам.
2.5. Методическое обеспечение
Методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, словесная инструкция.
Наглядный: демонстрация приёмов работы, изображений, схем, просмотр учебных
видео, презентаций, рисунков, фотографий, показ выполнения работы, творческие
мастерские.
Практический: выполнение практических работ по темам занятий.
Игровой: игровые занятия для более лёгкого усвоения материала, для творческого
воображения.
Педагогические технологии в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, упражнения для глаз, релаксация .
ИКТ – на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся
активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Технология творческой деятельности
Цель этой технологии является достижение творческого уровня.
Игровая технология – способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими обучающимися.
2.6. Список литературы
список литературы используемой педагогом:
1. Деньченкова А.В. «Вышивка ленточками» - М.: Эксмо, 2009.
2. Жадько Е.Г. «Приятные пустячки» Р-на-Д.: Феникс, 2004.
3. «Золотая коллекция идей» (15 книг) - Л.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.
4. Маргрет Зеевальд «Уроки детского творчества» - М.: «Ниола-Пресс», 1996.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа» - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок» - С.: Русич, 2000.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
«Просвещение», 1986.
список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Деньченкова А.В. «Вышивка ленточками» - М.: Эксмо, 2009.
2. Жадько Е.Г. «Приятные пустячки» Р-на-Д.: Феникс, 2004.
3. «Золотая коллекция идей» (15 книг) - Л.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.
4. Маргрет Зеевальд «Уроки детского творчества» - М.: «Ниола-Пресс», 1996.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа» - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок» - С.: Русич, 2000.
цифровые образовательные ресурсы

– М.:

1. Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из
различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы /электронный ресурс/
http://stranamasterov.ru/
2. Форум информационного портала об Оригами.
Схемы, советы и помощь в
складывании /электронный ресурс/ http://oriart.ru/
3. Обучающие курсы по вязанию, декупажу, скрапбукингу, шитью, оригами,
бисероплетению
и
другие.
Конкурсы.
/Электронный
ресурс/
http://masterclassy.masterpodelok.com/torcevanie-5/
4. МОРЕ творческих идей для детей. Сайт Юлии Шерстюк: детское развитие, творчество,
занятия, игры. /Электронный ресурс/ https://moreidey.ru/.
5. Мастера рукоделия. /Электронный ресурс/ http://mastera-rukodeliya.ru
6. Видео-сайт. /Электронный ресурс/ http://m.youtube.

Приложение 1
Критерии определения уровня подготовки обучающегося
Информационная карта № 1
«Определение уровня личностного развития»
- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение,
убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе,
другим людям, духовной сфере;
- результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, нравственноэтическая ориентация.
Показатели

Критерии
оценивания

Степень
выраженности

Л1 Терпение/выдержка Способность
- низкий уровень
(организационно- переносить
(терпения хватает
волевое качество) (выдерживать)
меньше чем на ½
известные
занятия)
нагрузки
в - средний уровень
течение
(терпения хватает
определенного
больше чем на ½
занятия)
времени,
- высокий уровень
преодолевать
трудности
(терпения хватает
на все занятие)
Л2 Интерес к занятиям Осознанное
- низкий уровень
в
объединении участие ребенка (интерес
к
(ориентационное
в
освоении занятиям
качество)
дополнительной продиктован
общеобразовател ребенку извне);
ьной программы
- средний уровень
(интерес
лишь
периодически
поддерживается
самим ребенком);
- высокий уровень
(интерес
постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно)
Л3
Познавательная
Проявление
- низкий уровень
активность
желания узнать (не
проявляет
новую
желания
узнать
информацию
новую
информацию);
- средний уровень
(с
интересом
слушает, но не

Баллы

Формы
выявления
результативности

0

Наблюдение

1

2
0

Наблюдение
Беседа

1

2

0

1

Наблюдение
Опрос

задает вопросы);
- высокий уровень
(с
интересом
слушает и задает
вопросы
для
расширения
кругозора)

2

Информационная карта № 2
«Определение уровня сформированности метапредметных умений обучающегося»
Метапредметные результаты – освоенные учащимися общие способы
деятельности, ключевые компетенции, применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Показатели

М1

М2

Умение слушать
и слышать
педагога и друг
друга

Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место
(учебноорганизационные
навыки)

Критерии
оценивания
Восприятие
информации

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
приводить его в
порядок

Степень
выраженности

Баллы

Формы
выявления
результативности

- низкий уровень
умений (учащийся
испытывает
затруднения при
восприятии
информации,
нуждается
в
постоянной
помощи
и
контроле
педагога);
средний
уровень
(воспринимает
информацию, но
иногда требуется
корректировка
восприятия
педагогом);
высокий
уровень
(полностью
воспринимает
информацию)
- низкий уровень
умений (учащийся
не
умеет
организовывать
своё
рабочее
место);
- средний уровень

0

Наблюдение

1

2

0

1

Наблюдение,
Творческое
задание

(умеет
организовать свое
рабочее (учебное)
место, но при
напоминании
педагога);
- высокий уровень
(самостоятельно
организовывает
свое
рабочее
(учебное) место.
М3
Умение
Аккуратность и - низкий уровень
аккуратно
ответственность умений (учащийся
выполнять работу в работе
выполняет
(учебнозадание педагога
организационные
не аккуратно);
- средний уровень
навыки)
(выполняет
задание аккуратно
но не со всей
ответственностью
подходит
к
работе); - высокий
уровень
(учащийся
самостоятельно
выполняет работу
заданную
педагогом)

2

0

Наблюдение

1

2

Информационная карта № 3
«Определение уровня сформированности предметных умений и навыков
обучающегося»
Предметные результаты – освоенный учащимися опыт специфической
деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению:
знания и умения, конкретные элементы практического опыта – навыки или
предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая,
технологическая и т. п

П1

Показатели

Критерии
оценивания

Степень
выраженности

Баллы

Формы
выявления
результативности

Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по основным
разделам
учебного плана

Соответствие
практических
умений
и
навыков
программным
требованиям

- низкий уровень
(ребенок овладел
менее
чем
½
предусмотренных
умений
и
навыков);
средний уровень

0

опрос;
индивидуальное
собеседование;
выполнение
практического
задания;
педагогические

1

программы)

П2

П3

(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более
½);
- высокий уровень
(ребенок овладел
практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный
период
Творческие
Креативность
- низкий уровень
навыки
в выполнении (ребенок
в
(творческое
заданий
состоянии
отношение к делу
выполнять
лишь
и умение
простейшие
воплотить его в
практические
готовом
задания педагога);
продукте)
- средний уровень
(выполняет
в
основном задания
на основе образца);
- высокий уровень
(выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества)
Владение
Отсутствие
- низкий уровень
инструментами и затруднений в умений (ребенок
материалами
использовании испытывает
предусмотренные инструментов
затруднения
при
по программе
и материалов
работе
с
инструментами);
- средний уровень
(работает
с
инструментами с
помощью
педагога);
- высокий уровень
(работает
с
инструментами и
материалами
самостоятельно, не
испытывает
трудностей)

наблюдения;
выставка
2

0

практическое
задание;
наблюдение

1

2

0

1

2

практическое
задание; опрос

Приложение 4
Карта диагностики освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мастерилка» для обучающегося
Педагог дополнительного образования__________________________________
Группа и год обучения:__________________
Дата заполнения:______________
№
п/
п

ФИО
учащего
ся

Возрас
Показатели
т
Личностны Метапредметн
е
ые результаты
результаты
Л Л Л М1 М2 М3
1 2 3

Предметны
е
результаты
П П П
1 2 3

Общий
суммарн
ый бал

Уровен
ь
усвоени
я

Оценки по каждому показателю: от 0 до 2 баллов
- низкий уровень: 0 баллов
- средний уровень: 1 балл
- высокий уровень: 2 балл
Приложение 5
Диагностика участия и результативности
учащегося в выставках и конкурсах различного уровня
за ______________ учебный год
Название мероприятия

ФИО учащегося

Результат участия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».