OT.Ii:en o6pa3oBamrn M oxpaHbI rrpaB .L(eTCTBa MP «MocanbcKMii paiiom>
MyHMQMIIaJibHOe Ka3eHH0e o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K,L(eHMe .L(0II0JIHMTeJibH0f0
o6pa3oBamrn MocaJibCKM:ii .[(OM TBopqecTBa
a,,~/c .
..
IlpMIDITO:
,L(eH0 :
M,lJ;T
Tie.L(arorMqeCKMM C0BeT0M
TipoTOKOJI
N2 4 OT 19.02.2024 r.
TyxoBa
024 r.
.,ll;onOJIHIITeJILH3Ho6m;eo6pa30BaTeJILH3H o6m;epa3BHB3IOIIJ;3H
nporpaMMa
...,
xy~o)KeCTBeHHOH HarrpaBneHHOCTH
«MacTepuJIKa»
YpoBeHI, CJI0)KH0CTH rrporpa.MMbI: 03HaKOMHTeJibHblli
CpoK peanmau:HH: 1 MeC5IU: (16 qacoB)
B03pacT o6~aromHxc5I: 7 -1 SneT
CocTa.BHTeJih:- fla.3apeBa HaTaJib5I ArreKcaH,n;poBHa
ITe,n;aror ,ll;0II0JIHHTeJibH0ro o6pa.30BaHIDI MKOY
M,ZJ;T no C0BMeCTHTeJibCTBY
,n:q
MocanhcK, 2024r.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка
Мир увлечений многообразен. Кто-то собирает пуговицы или фантики, мастерит
игрушки из различных материалов, но всех их объединяет любовь к созданию чего-то
необыкновенного и прекрасного. Многие увлечения берут свое начало с детских лет, с
простых поделок, когда вместе с педагогом ребенок постигает тайны волшебного
мастерства. Умение делать вещи своими руками приносит особое удовлетворение.
Занятия рукоделием помогут учащимся реализовать свои идеи. В программе большое
внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей
формируется творческая и познавательная активность.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерилка» - приносит обучающимся эстетическое удовольствие от самостоятельно
смастерённой игрушки, сувенира, подарка и предполагает единство обучения и
воспитания.
Программа по степени авторства: модифицированная, составленная на основе
программы « Рукодельница» педагога дополнительного образования по совместительству
на базе МКОУ Людковская СОШ Лазаревой Натальи Александровны.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации: русский – государственный язык РФ
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения № 629);
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (Письмо
Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ-3924/06).
Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от
20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации
предоставления сертификатов в дополнительном образовании».
Уровень сложности программы: ознакомительный
Актуальность программы заключается в том, что дети имеют возможность
реализовывать свои творческие способности, самосовершенствоваться.
Отличительные особенности программы: В объединении могут заниматься дети в
возрасте от 7 до 15 лет, проявляющие интерес к декоративно – прикладному творчеству.
В программе уделяется внимание теоретической и практической деятельности детей.
Приоритетной является практическая деятельность - работа с природным материалом:
сухие листья и цветы, цепкие растения, жёлуди, каштаны, орехи, косточки, семена и т.д.
Поделки из искусственных материалов: обрезки ткани, меха, кусочков проволоки,
шнуров, пенопласта, фанеры и массы других вещей. Отдельная тема отведена бумаге:
изготовление из цветной бумаги или картона эксклюзивных открыток, а так же новая
техника квиллинга или скручивание бумажных лент- очень популярная, что является
новизной для данной программы.
Адресат программы: Программа предназначена для школьников в возрасте от 7 до 15
лет. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня
сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы,
технологии, приемы организации образовательного процесса.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными
потребностями – дети, проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с условием индивидуального построения
образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется
образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями
учащегося (уровень готовности к освоению программы). А также принимаются дети с
особыми образовательными потребностями: талантливые (одарённые, мотивированные)
дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Состав группы, особенности набора: постоянный. Дети в объединение принимаются
без предварительного отбора.
Группа может быть как одновозрастная так и
разновозрастная.
Объём освоения программы: 16 часов
Сроки освоения программы: 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: очная. При реализации программы возможно применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При электронном
обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время
онлайн – занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Основные элементы системы ЭО и ДОТ, используемые в работе: цифровые
образовательные ресурсы, размещённые в сети Интернет, электронная почта, социальные
сети, мессенджеры.
Форма организации образовательного процесса: групповая. Наполняемость группы до
15 человек.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, творческая мастерская, игра.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: формирование творческих способностей и самореализации детей и
подростков через включение их в различные виды прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- привить любовь к народному творчеству, усидчивости, трудолюбию;
- сформировать бережное отношение к природе;
сформировать
умение
работать
с
различными
материалами;
обучить
овладевать
навыками
художественного
мастерства;
- обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике
при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного
творчества.
Развивающие:
-развивать креативность мышления, с помощью ознакомления с методами и примерами
изготовления поделок из различных материалов;
-развивать художественный и творческий потенциал обучающихся;
-развивать образное мышление, воображение, наблюдательность и аккуратность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным традициям через декоративно–прикладное творчество;
- способствовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов:
всего
1
теория
1
практика
-
1.
Введение.
2.
Поделки из
искусственных
материалов.
Поделки из бумаги.
5
1
4
4
1
3
Поделки из подручных
материалов.
5
1
4
3.
4.
5.
Итоговое занятие.
Итого:
1
16
4
Содержание учебного плана
1
12
Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
наблюдение
Наблюдение
Опрос
наблюдение
наблюдение
выставка
Тема 1. Введение. (2 часа)
Теория: Цели и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности.
Просмотр видео-роликов по тематике объединения.
Тема 2. Поделки из искусственных материалов. (5 часов)
Теория: Что является искусственным материалом? Ознакомление с терминами и
понятиями. Знакомство с профессией изготовитель авторских украшений и декораций.
Практика: Способы и приёмы изготовления изделий. Изготовление шаблонов. Изделия
из волокнистых материалов, пряжи, ниток, проволоки.
Тема 3. Поделки из бумаги. (4 часов)
Теория: Материалы и инструменты. Техника изготовления изделий из бумаги.
Практика: Изготовление схем, выкроек и заготовок к поделкам. Изготовление
открыток к праздничным датам. Бумажные украшения. Бумажные изделия в технике
квиллинг. Основные фигуры.
Тема 4. Поделки из подручных материалов. (5 часов)
Теория: Что такое бросовый материал? Новая жизнь не нужных вещей. Знакомство
с профессией дизайнер.
Практика: Основные приёмы работы. Поделки и лепные миниатюры из спичечных
коробков, пластиковых бутылок, крышечек, прищепок, деревянных шпажек и палочек.
Тема 5. Итоговое занятие. (1 час)
Теория: Анализ выполненных работ, подготовка работ к выставке.
Практика: Итоговая выставка работ по программе «Мастерилка».
1.4.Прогнозируемый результат освоения программы
К концу обучения обучающиеся должны обладать следующими знаниями, умениями.
Обучающиеся должны знать:
• Правила поведения, ТБ;
• Основные технологические приёмы работы с искусственным мехом, бумагой,
подручными материалами;
Обучающиеся должны уметь:
•
•
•
•
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами,
клеем, иглой;
Уметь работать с представленными материалами;
Уметь выполнять изделия по образцу, схеме;
Уметь планировать свою работу
Раздел 2. Комплекс организационно – методических условий.
2.1. Календарный учебный график
№
п/
п
1.
Дата
Тема занятия
Введение. 1 часа.
Цели и задачи объединения.
Инструктаж по технике
Кол-во
часов
Форма
занятия
1
Демонстр
ация,
пояснени
Форма контроля
Беседа,
наблюдение
2.
3.
4.
5
6.
безопасности.
е
Поделки из искусственных
материалов. 5 часов.
Что является искусственным
материалом? Ознакомление с
терминами и понятиями.
Способы и приёмы
изготовления изделий.
Знакомство с профессией
изготовитель авторских
украшений и декораций.
Изготовление шаблонов.
Изделия из волокнистых
материалов, пряжи, ниток и
проволоки.
Поделки из бумаги. 4часа.
Материалы и инструменты.
Техника изготовления изделий
из бумаги.
Бумажные украшения.
Практиче
ская
работа
Наблюдение
2
Практиче
ская
работа
Наблюдение
2
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Наблюдение
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Наблюдение
1
Практиче
ская
работа
Наблюдение
1
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Наблюдение
1
1
1
7.
Бумажные изделия в технике
квиллинг. Основные фигуры.
1
8.
Изделия в технике квиллинг.
1
9.
Поделки из подручных
материалов. 5часов.
Что такое бросовый материал?
Новая жизнь не нужных
вещей.
Основные приёмы работы.
Знакомство с профессией
дизайнер. Поделки и лепные
миниатюры из спичечных
коробков.
Поделки из пластиковых
бутылок.
10.
11.
1
12.
Поделки из бутылок и
крышечек.
1
13
Изделия из прищепок,
деревянных шпажек и
палочек.
ИТОГО
1
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации программы предусмотрен кабинет трудового обучения, площадью 54
кв.м, столы, стулья, шкафы на базе МКОУ Людковская СОШ по Договору о передаче
имущества, находящегося в муниципальной собственности и закреплённого на праве
оперативного управления, в безвозмездное пользование от 01.11.2022г.
Инструменты и материалы: ножницы, канцелярский нож, клей ПВА, пряжа, нитки,
проволока, карандаши, краски, цветная бумага и картон, гофрированная цветная бумага;
бросовый материал ( пластиковые бутылки).
Информационное обеспечение
•
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Педагог работающий по данной программе имеет высшее профессиональное образование
по направлению «Образование и педагогика», является педагогом дополнительного
образования по совместительству в МКОУ ДО МДТ .
2.3. Формы аттестации ( контроля)
Программой «Мастерилка» предусмотрен текущий вид контроля. На каждом занятии
оцениваются полученные знания и навыки по всем разделам программы, тактично даётся
оценка выполненным работам, анализируются изделия обучающихся, у каждого ребёнка
отмечаются положительные стороны его работы.
Итоговый контроль: выставка работ обучающихся.
Результативность
образовательной
деятельности
определяется
способностью
обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.
По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство
установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи
свидетельства о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ.
(Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).
2.4. Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится
диагностика согласно «Критериям определения уровня подготовки обучающегося»
(Приложение 1) и заполняются «Карта
диагностики освоения краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерилка»
обучающимися» (Приложение 2).
Также на всех этапах реализации программы создаются условия для формирования и
развития самоконтроля и самооценки обучающимися процесса и результатов освоения
учебного материала. Важно научить обучающихся самостоятельно добыть знания и
применять их на практике. Формирование учебной деятельности объединения
невозможно без самоконтроля, который, как правило, проявляется в виде коллективного
обсуждении и сравнении собственных работ с работами других обучающихся.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования,
поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать,
показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к
новым успехам.
2.5. Методическое обеспечение
Методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, словесная инструкция.
Наглядный: демонстрация приёмов работы, изображений, схем, просмотр учебных
видео, презентаций, рисунков, фотографий, показ выполнения работы, творческие
мастерские.
Практический: выполнение практических работ по темам занятий.
Игровой: игровые занятия для более лёгкого усвоения материала, для творческого
воображения.
Педагогические технологии в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, упражнения для глаз, релаксация .
ИКТ – на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся
активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Технология творческой деятельности
Цель этой технологии является достижение творческого уровня.
Игровая технология – способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими обучающимися.
2.6. Список литературы
список литературы используемой педагогом:
1. Деньченкова А.В. «Вышивка ленточками» - М.: Эксмо, 2009.
2. Жадько Е.Г. «Приятные пустячки» Р-на-Д.: Феникс, 2004.
3. «Золотая коллекция идей» (15 книг) - Л.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.
4. Маргрет Зеевальд «Уроки детского творчества» - М.: «Ниола-Пресс», 1996.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа» - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок» - С.: Русич, 2000.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
«Просвещение», 1986.
список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Деньченкова А.В. «Вышивка ленточками» - М.: Эксмо, 2009.
2. Жадько Е.Г. «Приятные пустячки» Р-на-Д.: Феникс, 2004.
3. «Золотая коллекция идей» (15 книг) - Л.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.
4. Маргрет Зеевальд «Уроки детского творчества» - М.: «Ниола-Пресс», 1996.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа» - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок» - С.: Русич, 2000.
цифровые образовательные ресурсы
– М.:
1. Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из
различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы /электронный ресурс/
http://stranamasterov.ru/
2. Форум информационного портала об Оригами.
Схемы, советы и помощь в
складывании /электронный ресурс/ http://oriart.ru/
3. Обучающие курсы по вязанию, декупажу, скрапбукингу, шитью, оригами,
бисероплетению
и
другие.
Конкурсы.
/Электронный
ресурс/
http://masterclassy.masterpodelok.com/torcevanie-5/
4. МОРЕ творческих идей для детей. Сайт Юлии Шерстюк: детское развитие, творчество,
занятия, игры. /Электронный ресурс/ https://moreidey.ru/.
5. Мастера рукоделия. /Электронный ресурс/ http://mastera-rukodeliya.ru
6. Видео-сайт. /Электронный ресурс/ http://m.youtube.
Приложение 1
Критерии определения уровня подготовки обучающегося
Информационная карта № 1
«Определение уровня личностного развития»
- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение,
убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе,
другим людям, духовной сфере;
- результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, нравственноэтическая ориентация.
Показатели
Критерии
оценивания
Степень
выраженности
Л1 Терпение/выдержка Способность
- низкий уровень
(организационно- переносить
(терпения хватает
волевое качество) (выдерживать)
меньше чем на ½
известные
занятия)
нагрузки
в - средний уровень
течение
(терпения хватает
определенного
больше чем на ½
занятия)
времени,
- высокий уровень
преодолевать
трудности
(терпения хватает
на все занятие)
Л2 Интерес к занятиям Осознанное
- низкий уровень
в
объединении участие ребенка (интерес
к
(ориентационное
в
освоении занятиям
качество)
дополнительной продиктован
общеобразовател ребенку извне);
ьной программы
- средний уровень
(интерес
лишь
периодически
поддерживается
самим ребенком);
- высокий уровень
(интерес
постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно)
Л3
Познавательная
Проявление
- низкий уровень
активность
желания узнать (не
проявляет
новую
желания
узнать
информацию
новую
информацию);
- средний уровень
(с
интересом
слушает, но не
Баллы
Формы
выявления
результативности
0
Наблюдение
1
2
0
Наблюдение
Беседа
1
2
0
1
Наблюдение
Опрос
задает вопросы);
- высокий уровень
(с
интересом
слушает и задает
вопросы
для
расширения
кругозора)
2
Информационная карта № 2
«Определение уровня сформированности метапредметных умений обучающегося»
Метапредметные результаты – освоенные учащимися общие способы
деятельности, ключевые компетенции, применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Показатели
М1
М2
Умение слушать
и слышать
педагога и друг
друга
Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место
(учебноорганизационные
навыки)
Критерии
оценивания
Восприятие
информации
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
приводить его в
порядок
Степень
выраженности
Баллы
Формы
выявления
результативности
- низкий уровень
умений (учащийся
испытывает
затруднения при
восприятии
информации,
нуждается
в
постоянной
помощи
и
контроле
педагога);
средний
уровень
(воспринимает
информацию, но
иногда требуется
корректировка
восприятия
педагогом);
высокий
уровень
(полностью
воспринимает
информацию)
- низкий уровень
умений (учащийся
не
умеет
организовывать
своё
рабочее
место);
- средний уровень
0
Наблюдение
1
2
0
1
Наблюдение,
Творческое
задание
(умеет
организовать свое
рабочее (учебное)
место, но при
напоминании
педагога);
- высокий уровень
(самостоятельно
организовывает
свое
рабочее
(учебное) место.
М3
Умение
Аккуратность и - низкий уровень
аккуратно
ответственность умений (учащийся
выполнять работу в работе
выполняет
(учебнозадание педагога
организационные
не аккуратно);
- средний уровень
навыки)
(выполняет
задание аккуратно
но не со всей
ответственностью
подходит
к
работе); - высокий
уровень
(учащийся
самостоятельно
выполняет работу
заданную
педагогом)
2
0
Наблюдение
1
2
Информационная карта № 3
«Определение уровня сформированности предметных умений и навыков
обучающегося»
Предметные результаты – освоенный учащимися опыт специфической
деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению:
знания и умения, конкретные элементы практического опыта – навыки или
предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая,
технологическая и т. п
П1
Показатели
Критерии
оценивания
Степень
выраженности
Баллы
Формы
выявления
результативности
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по основным
разделам
учебного плана
Соответствие
практических
умений
и
навыков
программным
требованиям
- низкий уровень
(ребенок овладел
менее
чем
½
предусмотренных
умений
и
навыков);
средний уровень
0
опрос;
индивидуальное
собеседование;
выполнение
практического
задания;
педагогические
1
программы)
П2
П3
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более
½);
- высокий уровень
(ребенок овладел
практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный
период
Творческие
Креативность
- низкий уровень
навыки
в выполнении (ребенок
в
(творческое
заданий
состоянии
отношение к делу
выполнять
лишь
и умение
простейшие
воплотить его в
практические
готовом
задания педагога);
продукте)
- средний уровень
(выполняет
в
основном задания
на основе образца);
- высокий уровень
(выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества)
Владение
Отсутствие
- низкий уровень
инструментами и затруднений в умений (ребенок
материалами
использовании испытывает
предусмотренные инструментов
затруднения
при
по программе
и материалов
работе
с
инструментами);
- средний уровень
(работает
с
инструментами с
помощью
педагога);
- высокий уровень
(работает
с
инструментами и
материалами
самостоятельно, не
испытывает
трудностей)
наблюдения;
выставка
2
0
практическое
задание;
наблюдение
1
2
0
1
2
практическое
задание; опрос
Приложение 4
Карта диагностики освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мастерилка» для обучающегося
Педагог дополнительного образования__________________________________
Группа и год обучения:__________________
Дата заполнения:______________
№
п/
п
ФИО
учащего
ся
Возрас
Показатели
т
Личностны Метапредметн
е
ые результаты
результаты
Л Л Л М1 М2 М3
1 2 3
Предметны
е
результаты
П П П
1 2 3
Общий
суммарн
ый бал
Уровен
ь
усвоени
я
Оценки по каждому показателю: от 0 до 2 баллов
- низкий уровень: 0 баллов
- средний уровень: 1 балл
- высокий уровень: 2 балл
Приложение 5
Диагностика участия и результативности
учащегося в выставках и конкурсах различного уровня
за ______________ учебный год
Название мероприятия
ФИО учащегося
Результат участия