Школа пожарной безопасности

OT,neJI o6pa.30Bamrn: H oxpaHbI rrpaB ,neTCTBa Myirn:n;MIIaJibHOro paHOHa «MocaJibCKHH paHOH»
M)'HHU:HIIaJibHOe Ka.3eHHOe o6pa.30BaTeJibHOe yqpe)K)];eHHe )];OIIOJIHHTeJibHOro o6pa.30BaHH.H
MocaJibCKHH )];OM TBopqecTBa

.,- - .z.».-1.:1_ .

TipHH.HTO perneHHeM
Tie,narornqecKoro coBeTa NQ 1
OT NQ 3 OT 06 .02. 2024r.

E.H. TieTyxoBa
T 07 .02.2024 f

,[(orroJIHttTeJibHaH o6II(eo6pa30BaTeJibHM o6II(epa3BHBaIOII(M rrporpaMMa
CO~HaJibHO-ryMaHttTapHOH HarrpaBJieHHOCTH

«lliKoJia no*apuou 6e1onacuocTu»

YpoBeHb CJIO)KHOCTH rrporpaMMbI: 03HaKOMHTeJibHbIH
B03pacT o6yqaIOin;HXC.H: 7 - 15 JieT
CpoK peanH3an;HH: 16 qacoB
Oco6eHHOCTH rrporpaMMbI: KpaTKOCpOqffa.H
CocTaBHTeJib :
Ce,noBa Onbra Bna,n:HMHpOBHa,
Tie,naror )];OIIOJIIDITeJibHOro o6pa.30BaHH.H no COBMeCTHTeJibCTBy
MI(OY ,UO MocanbCKHH ,noM TBopqecTBa

r . MocanbcK, 2024

Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1.

Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Школа пожарной безопасности» социально-гуманитарной направленности. В данной
программе большое внимание уделяется мерам пожарной безопасности, первичным
средствам пожаротушения и первой доврачебной помощи. Содержание программы
позволяет принимать активное участие в конкурсах и выставках различного уровня по
противопожарной тематике, а также в массовых агитационных мероприятиях и акциях по
противопожарной тематике.
Программа по степени авторства: модифицированная и составлена на основе ДО
программы объединения «Юный спасатель» с изменениями и учётом особенности возраста
и уровня подготовки детей по модулю пожарная безопасность.
Язык реализации программы: русский – государственный язык РФ.
Программа «Школа пожарной безопасности» разработана на основе
нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки,
Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для
субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
2

- Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от
20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации
предоставления сертификатов в дополнительном образовании»
Уровень сложности программы- стартовый (ознакомительный )
Новизна программы «Школа пожарной безопасности» состоит в том, что её
содержание отвечает важнейшим принципам современного обучения и воспитания,
связанным с формированием духовно богатой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями; в использовании актуальных средств
пожаротушения, что способствует развитию творческой деятельности.
Отличительные особенности программы: В отличии от других программ, данная
дает возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта.
Актуальность программы.
Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно из
важных мест в воспитательном процессе. Статистика показывает, что часто виновниками
пожара становятся дети. Большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с
огнем.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде
всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением
сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения
химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в
электрические провода, спирали, в микроволновой печи и лазерные лучи. Именно поэтому
важно изучать правила пожарной безопасности, так как приобретенные знания, навыки
пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам
соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет
исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Педагогическая целесообразность: В данной программе большое внимание
уделяется мерам пожарной безопасности, первичным средствам пожаротушения и первой
доврачебной помощи. Обучение детей мерам пожарной безопасности с младшего возраста это ранняя общая профилактика правонарушений в области пожарной безопасности.
Содержание программы позволяет принимать активное участие в конкурсах и выставках
различного уровня по противопожарной тематике, а также в массовых агитационных
мероприятиях и акциях по противопожарной тематике.
Адресат программы и его возрастные особенности: Обучающиеся 7-15 лет.
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него
активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут
сегодняшним днем. Они не думают о последствии своих поступков, особенно это качается
личной безопасности и безопасности их окружения – особенно в таком возрасте нужно
привить ребенку ответственность за пожарную безопасность, так как это касается
напрямую жизни и здоровья как самого учащегося, так и близких людей.
Получение дополнительного образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися
или посредством индивидуального учебного плана, если таковые заинтересуются
программой.
3

Программа позволяет воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность,
внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно
отсутствие их у человека становится причиной несчастных случаев при неосторожном
обращении с огнем и легковоспламеняющимися веществами.
Условия реализации программы: В основе обучения групповые занятия. Набор
детей в объединение осуществляется независимо от их способностей и умений. В
объединение принимаются дети без предварительного отбора.
Объём программы: Программа краткосрочная на 16 часов
Срок освоения программы: 1 месяц
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность
учебного часа 45 минут. Перерыв 10 минут

Количество
рабочих недель
4

Количество в неделю
Число
занятий продолжительность
занятий в день
2
2 по 45 мин.

и

Количество за месяц
занятий

часов

8

16

Форма обучения: очная. В программе «Школа пожарной безопасности» не
предусмотрено использование дистанционных технологий и электронного обучения.
Форма организации образовательного процесса: групповая – с численностью до 15
человек
Формы проведения занятий: беседа, экскурсия, викторина, игра, практические
занятия.
Практические занятия способствуют развитию творческих способностей,
приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного.
Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной охраны,
медработников
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: Привитие устойчивых навыков по соблюдению правил пожарной безопасности
и безопасного поведения в быту, в школе, на природе. Популяризация пожарноспасательного спорта и профессии пожарного и спасателя для раннего профессионального
самоопределения обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию и навыки
правильного поведения в экстремальных ситуациях;
• Приобретать практические навыки и умения по пожарной безопасности.
Развивающие:
• Развивать мотивацию к профилактической работе по пожарной безопасности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
• Развивать познавательный интерес к вопросам личной безопасности, включение в
познавательную деятельность;
4

• Развивать творческие способности детей через участие в конкурсных мероприятиях
по пожарной безопасности
Воспитательные задачи:
• Содействовать воспитанию у учащихся высокой гражданской ответственности,
любви к профессии пожарного;
• Воспитывать усидчивость и интерес к занятиям, доброжелательное отношение к
сверстникам, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
• Воспитывать в детях уверенность в себе, своих силах и возможностях;
1.3. Содержание программы
Учебный план
.
№

Основные темы и разделы

1

Тема: 1 - (2 ч) Вводное занятие. История
создания пожарной охраны России и МЧС
России. Экскурсия в пожарную часть г.
Мосальск

Кол- Теори Практика
во
я
часов

2

1

1

Тема: 2 - (2 ч.): Пожары, их признаки и
последствия. Основные понятия о горении.
2

3

4

5
6
7

Тема 3: - (4ч) «Не шути с огнём» .
Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование. Костюм пожарного

Тема 4: -(3ч) .Опасные факторы пожара.
Первичная доврачебная помощь
пострадавшим при пожаре.
Виды пожаров. Правила поведения при
пожарах.
Ответственность за нарушение требований
правил пожарной безопасности.
Игра –викторина «Опасный огонёк»

2

1

1

4

1

3

3

1

2

2

1

1

1

1

1
5

1

Форма
контроля

Беседа,
экскурсия
Объяснение.
Показ
тематического
фильма о
пожаре.
Наблюдение.
Текущий
устный опрос.
Викторина
Беседа.
Практическое
занятие.
Поделки,
рисунки.
Объяснение и
показ.
Практическое
занятие
Беседа.
Устный опрос.
Рисунок
Беседа
Практическое
занятие

8

Повторение правил пожарной
безопасности. «Что мы узнали?». Итоговая
аттестация
ИТОГО

1

1

16ч

6ч.

Тест

10ч.

Содержание учебного плана
Тема:1 (2 часа) Вводное занятие. История создания пожарной охраны России и
МЧС России. Экскурсия в пожарную часть г. Мосальск
Теория. Вводное занятие. История пожарной охраны Историческая справка о
развитии пожарной охраны в России. История пожарной охраны г. Мосальска, Калужской
области. Пожарная охрана, её истории и традиции. Знакомство с профессией пожарный.
Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
Практика: Экскурсия - Посещение пожарно-спасательной части г. Мосальска .
Тема: 2. ( 2 ч.): Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении.
Теория: Пожары, их признаки и последствия.
Практика: Просмотр тематического фильма. Наблюдение.
Тема 3. (4ч) «Не шути с огнём». Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование. Костюм пожарного.
Теория: Беседа: «Не шути с огнём». Пожар как явление. Основные характеристики
горючей среды и источники зажигания. Понятие «горения». Огонь - друг и враг человека.
Последствия пожаров в жилых домах. Меры предосторожности с огнем. Пожарные
автомобили и противопожарное оборудование.
Практика: Поделки, рисунки: Средства тушения. Конструирование из цветного
картона и пластилина пожарной машины.
Тема

4.

(3ч).

Опасные факторы пожара.

Первичная

доврачебная

помощь

пострадавшим при пожаре.
Теория: Первичная доврачебная помощь при пожаре. Основные виды травм у детей
школьного возраста. Просмотр тематического фильма. Ожоги. Дым и опасность. Беседа
«Первая медицинская помощь при отравлении газами». Причины отравления
газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.
Практика. Правильное оказание помощи при ожогах.
Тема 5. (2 ч) Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.
Теория: Причины возникновения пожаров в жилье, общественных зданиях, в лесу.
Практика: Создание портрета доброго и злого огня.
Тема 6. (1 ч.) Ответственность за нарушение требований правил пожарной
безопасности.
6

Теория: Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Просмотр тематического фильма.
Тема 7: (1ч.) Практика Игра – викторина «Опасный огонёк»
Тема 8: (1ч.) Повторение правил пожарной безопасности. «Что мы узнали?».
Итоговая аттестация
Практика: Тест по пожарной безопасности.
1.4. Планируемые результаты:
К концу обучения обучающиеся должны обладать следующими знаниями,
умениями. Должны научиться:
• Организовывать рабочее место, пользоваться инструментами и материалами,
правилами безопасности работы с электроприборами;
• Навыкам пожаротушения;
• Использовать термины и понятия: открытый огонь, ожог 1,2,3 степени,
противопожарное оборудование;
• Владеть приёмами пожаротушения и оказания доврачебной помощи.
В результате занятий по программе «Школа пожарной безопасности» будут
сформированы развиты у детей следующие результаты:
Личностные результаты:
- навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения, дисциплины,
добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и
взаимопомощи; выражения и отстаивания своей жизненной позиции;
- эстетическая, нравственная культура поведения учащихся;
- лидерские, морально-волевые качества; умение отстаивать свое мнение;
- знание и применение правил гигиены и здорового образа жизни.
Предметные результаты:
- обучить навыкам пользования первичными средствами пожаротушения.
- уметь оказывать ПМП при поражении органов дыхания и при отравлении
продуктами горения.
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
- Выполнять технику безопасности на занятиях ППС.
Метапредметные результаты:
- устойчивый интерес к занятиям;
- общая физическая подготовленность;
- коммуникативные навыки;
- уверенность поведения на практических занятиях
- развивать стремление учащихся к самостоятельной деятельности и
самообразованию.
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
№

месяц

Чи

Тема занятия

Кол7

Форма

сло

Вводное занятие. История
создания пожарной охраны
России и МЧС России.
Экскурсия в пожарную часть
г. Мосальск
Пожары, их признаки и
последствия.
Основные
понятия о горении
Пожары, их признаки и
последствия.
Основные
понятия о горении

«Не шути с огнём». Пожар как
явление.
Основные
характеристики
горючей
среды и источники зажигания.
Понятие «горения». Огонь друг
и
враг
человека.
Последствия пожаров в жилых
домах.
Меры
предосторожности с огнем.
Пожарные
автомобили
и
противопожарное
оборудование
Конструирование из картона
пожарной машины.
Поделка Средства тушения(
огнетушитель)
Рисунок « Огонь друг и враг
человека»
Первичная
доврачебная
помощь
при
пожаре.
Основные виды травм у детей
школьного возраста. Просмотр
тематического фильма. Ожоги.
Дым и опасность. Беседа
«Первая медицинская помощь
при
отравлении
газами».
Причины
отравления
газообразными
или
вдыхаемыми
токсическими
веществами.
Первичная
доврачебная
помощь.
Практические
8

во
часо
в
1ч

занятия

1ч

Практич
еское
Объясне
ние.

1ч

1ч

1ч

1ч
1ч.
1ч.
1ч

2ч

Рассказ,
беседа

Просмот
р
тематиче
кого
фильма
Объясне
ние.
Просмот
р
тематиче
ского
фильма

Практич
еское
Практич
еское
Практич
еское
Объясне
ние
,
Показ.

Практич
еская

занятия
Причины
возникновения
пожаров
в
жилье,
общественных зданиях, в лесу.
Создание портрета доброго и
злого огня.

1ч

Объясне
ние

1ч

Практич
еская
работа .
Рисунок
Объясне
ние.
Просмот
р
тематиче
ского
фильма
Практич
еское
Практич
еское.
Тест на
знание
правил
ПБ.

Ответственность за нарушение
требований правил пожарной
безопасности

1ч

Игра – викторина « Опасный
огонёк»
Повторение правил пожарной
безопасности. « Что мы
узнали?»

1ч

ИТОГО

16ч.

1ч

2.2. Условия реализации программы:
Материально – техническое обеспечение программы: Учебное помещение на базе
МКОУ Долговская СОШ по договору о безвозмездном использовании помещений От 01.
11.2022г. Площадью 50 кв.м.- кабинет истории, соответствующий санитарногигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму, в
кабинете имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция
по противопожарной безопасности, учебные столы, стулья, проектор, интерактивная доска,
компьютер с программным обеспечением звукового и видео редактора.
Наборы канцелярских материалов (акварель, гуашь, цветная бумага, цветной картон
пластилин, клей, ножницы, скотч, кисти, бумага А3 для акварели, карандаши цветные,
восковые мелки, маркеры, фломастеры) приобретаются за счет средств родителей.
- наглядные пособия:
огнетушителли, кошма, багор, топор, ведро, носилки;
индивидуальные защитные маски.
- эскизы и схемы выполнения изделий для практических работ.
Информационное обеспечение (фото-, видео-, интернет источники)
При подготовке занятий педагог использует интернет ресурсы:
https://red-fire.ru/
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Справочник пожарного
http://www.0-1.ru/
История пожарной охраны
http://www.fireman.ru/myzei/istor1/is
tor.htm
9

Книга памяти пожарных, погибших при
исполнении служебного долга в мирное время
Действия при пожаре
Основы пожарной безопасности
Виртуальный музей

http://www.fireman.ru/myzei/memor/
s-p/memo.htm
http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.h
tm
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/92178f
2b- 02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba/
https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/virtual

Кадровое обеспечение- педагог дополнительного образования МКОУ ДО МДТ по
совместительству, учитель начальных классов МКОУ ДО Долговская СОШ с высшим
образованием по направлению «Образование и педагогика».
2.3.Формы аттестации (контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале обучения.
Цель – определить исходный уровень знаний и умений обучающихся, определить формы и
методы работы с обучающимися. Метод контроля: опрос.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения
выявляется степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой
активности каждого ребенка, Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с
ними, наблюдение во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка
выполненных работ.
Итоговый контроль проводится в конце полного курса программы с целью
определения уровня усвоения программы каждым обучающимся.
- творческие задания
-тестирование
- опрос
- викторина
По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся
свидетельство установленного образца на основании Положения о форме и
порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании и справки об
обучении в МКОУ ДО МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по
учреждению).
2.4. Оценочные материалы
Предполагаемые уровни результатов обучения:
1.
Первый уровень результатов работы по программе - приобретение
школьниками соответствующих знаний (о причинах возникновения пожара; о первичных
средствах тушения; основных правилах и инструкциях по пожарной безопасности;
основных правилах первой медицинской помощи и т. п.).
2.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта проведения
работ по организации и порядку тушения пожаров, по оказанию первой доврачебной
помощи.
3.
Третий уровень результатов – самостоятельная работа школьников
(Творческие работы).

10

Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение
обучающимся планируемых результатов:
ФИ
О
реб
ёнк
а
Начало
занятий

Конец
занятий

Начало
занятий

Конец
занятий

Начало
занятий

Конец
занятий

Начало
занятий

Конец
занят
ий

Начал
о
занят
ий

Кон
ец
заня
тий

Нач
ало
зан
яти
й

Коне
ц
занят
ий

Низкий уровень. Ребенок не может сформулировать по ТБ, не знает устройств средств
пожаротушения.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при формулировании правил по ТБ.
Самостоятельно выполняет большинство базовых действий по применению средств
пожаротушению самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно применяет средства пожаротушения, не
испытывает отрицательные эмоции при неудачах, практически не обращается за помощью к
взрослому.

2.5.Методическое обеспечение ( методические материалы) ДОП
В основу программы положены следующие методические принципы
• Единство воспитания и обучения;
• Последовательности;
• Индивидуальности;
• Научности и доступности.
Усвоение содержания программы в ходе занятий предполагается с помощью
использования разнообразных методов и приемов. На занятиях используются следующие
методы работы:
• наглядный (с использованием показа мультипликационных фильмов, тематических
фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров);
• словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);
• практический (практическое выполнение заданий);
Технологии
Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной
творческой деятельности – это основа детских объединений, так как представляет особый
творческий и организационно – содержательный алгоритм.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к
деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими обучающимися. Приучает к коллективным действиям, принятию
решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает
воображение.
11

Здоровьесберегающие технологии или её элементы (физкультминутки,
рефлексии) являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки
обучающихся.
Информационно – коммуникационные технологии активизируют творческий
потенциал обучающихся, способствуют развитию речи, повышению качества знаний,
формированию умения пользоваться информацией, выбирать из неё необходимое для
принятия решения.
Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной
целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для
развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми, при котором учитываются и используются закономерности
развития, уровень и особенности индивидуума.
Индивидуальный учебный план в программе не предусмотрен. Может быть
разработан, если будут заявлены дети ОВЗ, дети – инвалиды.

12

Список литературы
Основная литература для педагога:
1. Виноградова С. В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка, конспекты
занятий, внеклассные мероприятия. –Волгоград. Учитель, 2017.
2. Лыкова И. А., Шипунова В.А. Огонь друг-огонь враг. Детская безопасность: учебнометодическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М. : ИД
«Цветной мир», 2018.
3. Павлова О. В. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11
классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, круглый стол). Издание 3Волгоград.
Учитель, 2019.
4. Павлова О. В. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и
классных часов. Волгоград: учитель, 2017.
5. Павлова О.В. Методические рекомендации по обучению с детьми правил пожарной
безопасности в детских образовательных учреждениях// О.В. Павлова. – Волгоград:
Учитель, 2018.г
6. Пожарная безопасность в школе: требования, инструктаж, мероприятия.
https://40.mchs.gov.ru/
7. Шипунов В. А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов,
практическое пособие для родителей. – М.: ИД «Цветной мир», 2016 г.
8. Смирнов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности, М., «Астель», 2012 г., 158
с.
9. Сборник методических рекомендаций и примерной программы по организации
внеурочной деятельности учащихся начальной школы, М., Просвещение, 2019 г.
10. Средства пожаротушения https://studfile.net/preview/1669384/page:9/
Электронные ресурсы:
1. http://ru.wikipedia
2. http://www.school.edu.ru/catalog.asp
3. http://dopedu.ru
4. http://dop-obrazovanie.com/

•

Список литературы и ресурсов для обучающихся
Правила пожарной безопасности для учащихся школы.
https://13.mchs.gov.ru/deyatelnost/presssluzhba/Nvosti/4550319
• Энциклопедия – справочник пожарного и не только.
https://fireman.club/enciklopediyapozharnoj-bezopasnosti/

13

Приложение № 1
Викторина «Опасный огонёк»
Тема: «Опасный огонек»
Цель: Закрепить знания детей по пожарной безопасности. Показать роль огня в жизни
человека: как положительную, так и отрицательную. Развивать память, сообразительность,
воспитать мужество, находчивость.
Приемы:
Вступительное слово воспитателя: «Огонь одно из самых больших чудес природы, с
которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких
зверей. Он был великим помощником человека.
Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром он всех грел,
Чтоб в светильниках горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар
Как в костре трещат дрова
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С адским ревом на жилище.
Легче не пожар тушить,
А его предупредить!
- Сообщение темы мероприятия. Пояснить правила викторины. У кого будет больше
фишек, тот и победитель.

I.

Разминка. (Игра «Подскажи словечко»)
1. Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил …? (утюг)
2. Красный отблеск побежал, кто со спичками …? (играл)
3. Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье под …? (газом)
4. Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег … ? (траву)
5. Кто в огонь бросал при этом незнакомые …? (предметы)
6. Дым увидел – не зевай и пожарных … (вызывай)
7. Помни каждый гражданин, что их номер … (01)

II.

«Ждем ответа»
1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (пожарные)
14

2. Почему пожарных вызывают по телефону именно 01? («01» самый простой и
короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать, даже в темноте на ощупь)
3. Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы из далека было видно, что едет
пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.)
4. Как одеваются пожарные? (Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не
намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для
работы в огне и дыму пожарному необходим аппарат для дыхания.)
5. Чем опасны пожары? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но
главное, что при пожаре могут погибнуть люди.)
6. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымленной
комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.)
7. Чем можно потушить начинающийся пожар? (Пожар можно потушить
огнетушителем, водой, песком, одеялом.)
8. Почему опасно играть в доме со спичками зажигалками? ( Они являются причиной
пожара)
9. От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной
безопасности, оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и
т.д. Если играть со спичками шалить с огнем)
10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Необходимо сообщить свой точный
адрес, фамилию, имя и что горит)
11. Что надо делать, если в квартире много дыма? (Необходимо смочить водой одежду,
покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через промоченную ткань, продвигаться к
выходу ползком.)
12. Чем опасна печь в деревенском доме? (В деревне или на даче детям в отсутствии
взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька
может загореться дом)
III.

Отгадай загадку.
1.Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой, а залей его … (водой)
2. С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны, так кто же мы? (пожарники)
3. Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает. Без зубов, а кусает. (огонь)
4. Без рук, без ног, к небу ползет. (дым)
5. Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.
И пожарным помогаю, засыпать огонь песком. (лопата)
6. Спешит, гудит – дорогу дай, моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасет детей и взрослых разом. (пожарная машина)

IV.

«И в сказках бывает …»
15

1.Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите! (К. Чуковский «Путаница»)
2. И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом»)
3. Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»)
4. Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке. Совсем уже стемнело, а у него не было
денег даже на свечку. Тут он вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана
и стал высекать огонь ….
(Г.Х. Андерсен «Огниво»)

V.

Народная мудрость.
1. Искру туши до пожара - ….. (беду отводи до удара)
2. Спички не тронь - …… (в спичках огонь)
3. Спички не игрушка, ….. (огонь не забава)
4. Огонь - не вода, …. (схватит – не выплывешь)
5. Спичка – невеличка, ….. (а огонь – великан)
6. Не шути с огнем - ….. (можно сгореть)
7. Дорого при пожаре ….. (и ведро воды)

Что правильно?

VI.

•
•
•

•
•

1.Какая монета нужна, чтобы вызвать пожарную бригаду по телефону-автомату?
2 рубля
1 рубль
Никакой
2. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую
очередь?
Приступить к ее тушению песком, водой
Обесточить электропроводку в квартире
16

•

•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•

•
•
•

•
•
•

•
•
•

Включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания
3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?
Водой
Песком
Землей
4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем или дымом?
Переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой
Попытаться спуститься вниз
Убежать в дальние комнаты
5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?
Можно, чтобы быстрее покинуть дом
Можно, если лифт остановился
Ни в коем случае нельзя
6. Что нужно делать при ожоге?
Охладить обожженное место под струей холодной воды
Смазать жиром
Проколоть образовавшийся пузырь
7. Как определить, что за закрытой дверью пожар?
Открыть дверь и посмотреть
Позвать маму или папу посмотреть
Потрогать дверь ладонью
8. Для костра следует выбирать место:
На лесосеках
На торфяниках
На открытой поляне
9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?
В полный рост
Пригнувшись
Ползком, держа голову ближе к полу
Итог: Что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?
(Нужно соблюдать правила пожарной безопасности и отметить победителей значком
«Лучший знаток правил пожарной безопасности»)
Заключение: Правила пожарной безопасности надо знать всем. В судебнике Ивана III,
введенном в 1498 году сказано: «Зажигальщику живота не давать, казнить его смертной
казнью!»

17

Приложение № 2

Итоговый Тест «Правила пожарной безопасности»
Цели: пропаганда пожарно-технических знаний среди учащихся
общеобразовательных учреждений; формирование общественного сознания и гражданской
позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности и привлечение
внимания детей к вопросам личной и пожарной безопасности.
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А. пожарный
Б. пожарник
В. Спасатель
2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?
А. горючее вещество и восстановитель
Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород
В. Теплообмен между веществами
3. К поражающим факторам пожара относятся:
А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
Б. токсичные продукты горения, высокая температура
В. образование облака угарного газа
4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в
квартире?
А. постоянно работающий холодильник
Б. Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
В. зажженные электрические лампочки
5. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить
после вызова пожарных?
А. полицию
Б. скорую
помощь В.
соседей
6. Какова правильная последовательность действий при быстро
распространяющемся пожаре? А. попытаться потушить огонь, используя первичные
средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма
Б. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь
взрослых и сообщить в пожарную охрану
В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь,
используя подручные средства
7. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня? А.
мокрым пальто
Б. простыней
В. плотным одеялом
8. Первичные средства пожаротушения используют:
18

А. для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б. для тушения большого пожара
В. для локализации стихийного бедствия природного характера
9. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши
дальнейшие действия?
А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу
Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям,
позвонить родителям или в аварийную служу
В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ
10. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
А. пеной
Б. песком
В. водой
11. Каким должно быть место для разведения костра?
А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника
Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает его от
попадания дождя или снега
В. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и обложить
камешками
12. Что запрещается делать при разведении костра?
А. разводить костер на торфяных болотах
Б. использовать для костра сухостой
В. оставлять дежурить возле костра менее трех человек
13. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить:
А. габаритные грузы
Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества
В. тяжелые грузы
14. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А. направить на него струю огнетушителя
Б. повалить человека на землю и накрыть платной тканью
В. сорвать с него одежду
15. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку?
А. дровами
Б. углем
В. легковоспламеняющимися жидкостями
16. Для чего белят дымовые трубы печного отопления?
А. чтобы были видны трещины и повреждения
Б. для красоты
В. для улучшения тяги
17. При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы
будете действовать?
А. пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам
19

Б. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать дальнейших указаний
в купе В. дернете за рукоятку стоп-крана
18. Какие условия способствуют распространению пожара?
А. отсутствие естественного освещения
Б. отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения
В. отсутствие или неисправность средств пожаротушения
19. При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на
10-м этаже. Вы:
А. воспользуетесь лифтом
Б. спуститесь по внешним пожарным лестницам
В. прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд
20. Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили
сильное задымление. Ваши дальнейшие действия?
А. войдете в квартиру и будете искать источник задымления
Б. откроете окна, чтобы проверить квартиру
В. плотно закроете дверь и вызовете пожарных

КЛЮЧ к тесту «Правила пожарной безопасности»
1
а
2
б
3
б
4
а, б.
5
в
6
б
7
а
8
а
9
б
10
в
11
в
12
а
13
б
14
б
15
в
16
а
17
б
18
в
19
б
20
в

20

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

11лет
Укажите правильный вариант ответа на вопрос теста. В некоторых вопросах вариантов
ответа может быть от 1 до 3.
1. Выберите предметы, с которыми можно безопасно играть.
А) бенгальские свечи;
Б) плюшевый медвежонок;
В) спички;
Г) деревянный кубик;
Д) зажигалка;
Е) резиновый мячик.
2. Выберите предметы, неправильное обращение с которыми может привести к
пожару.
А) электроутюг;
Б) электрический фонарик;
В) настольная лампа;
Г) радиоприёмник на батарейках;
Д) ёлочные игрушки;
Е) электропаяльник.
3. Если в доме отключили электричество, чем наиболее безопасно можно
воспользоваться для освещения?
А) спичками;
Б) свечой;
В) зажигалкой;
Г) электрическим фонариком.
4.

Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?

А) бензин;
Б) молоко;
В) клей резиновый;
Г) сок яблочный;
Д) лак для ногтей.
5. Какие надписи предупреждают о безопасности?
А) «Вход воспрещен!»;
Б) «Не курить!»;
В) «Берегись автомобиля»;
Г) «Огнеопасно».
6. Где можно сушить бельё?
А) над газовой плитой;
Б) рядом с газовой плитой;
В) на балконе.
7. Какие из предложений являются правилами пожарной безопасности?
А) нельзя оставлять включёнными электроприборы без присмотра;
Б) отключили электричество, у тебя нет фонарика, воспользуйся свечёй;
В) нельзя разжигать костёр, используя керосин;
Г) использованные баллончики из-под дезодорантов можно сжигать;
Д) если тебе нужно срочно идти, но твоя обувь мокрая, высуши её у плиты.
8. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?
А) электроутюг;
Б) кресло;
21

В) включённый в сеть телевизор;
Г) жир на сковороде.
9. При возникновении пожара ты наберёшь номер телефона «01» и расскажешь:
А) как тебе страшно;
Б) как начался пожар;
В) что горит, адрес, свою фамилию и номер телефона.
10. В случае возникновения пожара в школе первоклассник должен:
А) бежать от него;
Б) строго следовать указаниям учителя;
В) начать тушить пожар.
Ключ теста:
1 – б, г, е.
2 – а, в, е.
3 – г.
4 – а, в, д.
5 – б, г.
6 – в.
7 – а, б, в.
8 – в.
9 – в.
10 – б.

22

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

8 лет
Укажите правильный вариант ответа на вопрос теста. Правильный ответ должен быть
один.
1. Что стало причиной пожара в стихотворении «Кошкин дом»?
А) курение старого кота;
Б) искры из под копыт козла;
В) уголёк, выпавший из печки.
2. Почему пожарных вызывают по телефону «01»?
А) самый короткий номер телефона;
Б) самый запоминающийся номер;
В) его легко набрать в темноте;
Г) все варианты ответов верны.
3. Почему, покидая задымлённое помещение, нужно продвигаться ползком?
А) у пола температура ниже;
Б) у пола меньше дыма;
В) из осторожности, чтобы не упасть.
4. Выбери правильный ответ:
А) спичками можно играть, не зажигая их;
Б) спички можно использовать, как счётные палочки;
В) спички детям брать нельзя.
5. Как называется профессия человека, тушащего пожар?
А) пожарный;
Б) спасатель;
В) пожарник.
6. Загорелся телевизор, что делать?
А) залить водой;
Б) выдернуть шнур из розетки, залить водой, сообщить в пожарную охрану;
В) позвать соседей.
7. Огнетушитель – это:
А) средство оповещения при пожаре;
Б) пожарный рукав;
В) средство пожаротушения.
8. В квартире возник пожар, что ты будешь делать?
А) разобьёшь окно, и будешь звать на помощь;
Б) сообщишь по телефону «01» о пожаре и покинешь комнату;
В) спрячешься под кровать, и будешь ждать пожарных.
9. Ваш младший брат взял в руки коробок со спичками, ваши действия?
А) предложу зажечь спички;
Б) вместе пойдём разжигать костёр во дворе
В) отберу спички и надёжно спрячу.
10. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнём и дымом?
А) закрыть дверь, заткнуть щели, после чего выбежать на балкон и позвать на помощь;
Б) попытаться спуститься вниз с балкона;
В) убежать в другую комнату.
Ключ теста:
1 – в.
2 – г.
3 – б.
4 – в.
5 – а.
6 – б.
7 – в.
8 – б.
23

9 – в.
10 – а.

24

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
9 лет
Укажите правильный вариант ответа на вопрос теста. Правильный ответ должен
быть один.
1. Если комната наполнилась дымом, что ты будешь делать?
А) откроешь окна и дверь;
Б) будешь продвигаться к выходу;
В) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду полком продвигаться к выходу.
2. Что такое пожарная каланча?
А) пожарная вышка;
Б) пожарный автомобиль;
В) пожарный колокол.
3. Отгадайте, кто автор этих слов:
« Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
А) Маршак;
Б) Чуковский;
В) Михалков.
4. Как определить есть ли за закрытой дверью пожар?
А) открыть осторожно дверь и посмотреть;
Б) потрогать руками металлическую ручку двери и проверить горячая ли она;
В) потрогать дверь тыльной стороной ладони.
5. Как ты поступишь при загорании телевизора?
А) накрою его мокрым одеялом;
Б) залью телевизор водой;
В) выключу телевизор из сети, накрою плотной тканью, сообщу в пожарную охрану по
телефону «01» и покину помещение.
6. Если при зажигании газовая горелка, загоревшись, вдруг погасла, что ты
сделаешь?
А) проветришь кухню и зажжёшь газ;
Б) зажжёшь газ другой спичкой;
В) выключишь газ, а затем снова зажжёшь.
7. Назови наиболее пожаробезопасное место для разведения костра?
А) 5-10 метров от деревьев;
Б) на берегу реки;
В) на поляне.
8. Твой друг ошпарил руку горячей водой. Как ты ему поможешь?
А) смажу обожжённое место маслом;
Б) приложу грелку;
В) буду поливать руку холодной водой.
9. На лестничной клетке пожар, путь выхода из квартиры перекрыт, ты должен:
А) выйти на балкон и позвать на помощь;
Б) заткнуть щели в дверях, чтобы не проникал дым, вызвать пожарных, позвонив по
телефону «01» и выйти на балкон;
В) спрятаться в ванной комнате.
10. Что делать если загорелся жир на сковородке?
А) вылить содержимое в раковину или унитаз;
Б) выключить газ и закрыть сковородку крышкой или накрыть её мокрым полотенцем;
25

В) залить огонь водой.
Ключ теста:
1 – в;
2 – а;
3 – б;
4 – в;
5 – в;
6 – в;
7 – б;
8 – в;
9 – б;
10 – б.

26

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
10 лет
Укажите правильный вариант ответа на вопрос теста. Правильный ответ должен быть
один.
1. Ты увидел, как малыши бросают в огонь бумагу, аэрозольные баллончики. Как ты
поступишь?
А) пройдёшь мимо;
Б) постараешься переключить их внимание на другое занятие;
В) присоединишься к ним.
2. Как ты поступишь, если вдруг на тебе загорится одежда?
А) начнёшь сбивать пламя подручными средствами;
Б) бросишься бежать, чтобы сбить пламя;
В) упадёшь на землю и, будешь кататься, чтобы сбить пламя.
3. К каждой ситуации подбери правильное действие (например: 1б или 2в ит.д.):
Ситуация:
Твои действия:
1) возник пожар;
а) отключу от электросети, накрою
2) ты почувствовал запах газа;
мокрым одеялом, позвоню по телефону
3) трудно дышать от едкого дыма;
«01», покину помещение;
4) на тебе горит одежда;
б) буду дышать через мокрое полотенце;
5) задымился телевизор.
в) упаду на землю и начну кататься;
г) позвоню «01»;
д) открою балкон, окно.
4. Загорелся пролитый на пол бензин, каковы твои действия?
А) засыпать пламя землёй из цветочных горшков;
Б) залить водой;
В) затоптать ногами.
5. Назовите самый опасный фактор пожара:
А) открытый огонь;
Б) ядовитые вещества, выделяемые при горении;
В) нагретый воздух.
6. Если загорелась новогодняя ёлка от замыкания электрогирлянды:
А) начнёте сбивать пламя;
Б) заливать водой;
В) отключите электрогирлянду от сети, сбросив ёлку на пол, накроете её мокрым одеялом,
позвоните по телефону «01».
7. Уходя из квартиры, в которой возник пожар вы:
А) спуститесь по ступенькам;
Б) воспользуетесь лифтом, чтобы как можно быстрее покинуть дом.
8. Как вы поступите, если, войдя в квартиру, почувствовали запах газа?
А) проветрите квартиру и позвоните по телефону «04»;
Б) позвоните в службу «04» и проветрите квартиру.
9. От непотушенного костра загорелась в лесу трава. В каком направлении вы будете
выходить из зоны пожара?
А) двигаться по направлению ветра;
Б) двигаться против ветра;
В) перпендикулярно направлению ветра с удалением от очага пожара.
10. Назовите номер единого телефона спасения:
А) 01;
Б) 02;
В) 03;
Г) 04;
27

Д) 05.
Ключ теста:
1 – б;
2 – в;
3 – 1г; 2д; 3б; 4в; 5а;
4 – а;
5 – б;
6 – в;
7 – а;
8 – б;
9–в
10 – а.

28

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
12 лет
Укажите правильный вариант ответа на вопрос теста. Правильный ответ должен быть
один.
1. Вы увидели огонь на баллоне с сжатым газом, каковы будут ваши действия?
А) вынесу баллон на улицу;
Б) обернув руки мокрой тряпкой, закрою кран на баллоне;
В) постараюсь сбить пламя тряпкой.
2. Какие материалы выделяют при горении большое количество токсичных веществ?
А) дерево;
Б) бензин;
В) пластмассы.
3. Если дым и пламя не позволяют тебе выйти из квартиры, необходимо:
А) уйти в дальнюю комнату;
Б) заткну все щели полотенцами, выйду на балкон и позову на помощь;
В) сообщу по телефону родителям о пожаре в квартире.
4. Какие конструкции самые огнестойкие?
А) железобетонные;
Б) деревянные;
В) пластмассовые.
5. Что необходимо сделать, если на человеке загорелась одежда, и он от ужаса и боли
побежал?
А) остановить и сбить с него пламя;
Б) повалить на пол и сбегать за водой;
В) остановить, повалить на землю, и катать по земле, сбивая пламя.
6. Можно ли тушить огонь самостоятельно? Если да, то, в каких случаях?
А) если загорелась мебель в квартире;
Б) если загорелась бумага в мусорном ведре;
В) если в квартире сильное задымление;
Г) огонь самому тушить нельзя.
7. Вы заметили, что из подвала вашего дома идёт дым, каковы ваши действия?
А) постараюсь выяснить причину дыма;
Б) зайду в подвал, чтобы определить причину возгорания;
В) позвоню в пожарную службу;
Г) постараюсь погасить огонь сам.
8. Как поступить, если около гаража разлился бензин?
А) засыпать землёй или песком;
Б) залить огонь водой;
В) затоптать огонь ногами или захлестать ветками.
9. Что делать при сильном задымлении квартиры?
А) выяснить причину дыма;
Б) сообщить по телефону «01» и постараться покинуть помещение;
В) позвонить по телефону «01» и ждать пожарных;
Г) выбежать на балкон и позвать на помощь.
10. Что необходимо сделать с электроприборами, если они не используются в ночное
время?
А) отключить, но вилку из розетки не вынимать;
Б) оставить включёнными;
В) отключить и вынуть вилку из розетки.
Ключ теста:
1 – б;
2 – в;
29

3 – б;
4 – а;
5 – в;
6 – б;
7 – в;
8 – а;
9 – б;
10 – в.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».