ПДД для школьников

OT,n:eJI o6pa3oaamrn H oxpam,1 npaa ,n:eTCTBa MP «MocaJII>CKIIH pattoH»
MyHHUHilaJibHOe Ka3eHH0e o6pa30BaTeJibHOe ~pe)K,n:eIIBe ,n:on0JIHH:TeJibH0ro o6pa30Bamrn
MocaJibCKHH ,n:oM TBopqecTBa

a <' lviu
n

ITpHIDITO:
ITe,n:arorH:qeCKHM C0BeT0M
ITpoTOKOJI Mi 3 OT 06 .02.2024 r.

·
.-.,,;~

ep)K,n:eHo:

,Il;O M,n;T
eryxoaa

2. 2024 r.

,I(orrOJIHMTeJibHaJI
o6m;eo6pa3oBaTeJibHaJI o6m;epa3BMBaIOm;aJI
rrporpaMMa
COIJ;MaJibHO - ryMaHMTapHOH HarrpaBJieHHOCTM

«ITM ,Ll;JIH

IDKOJihHHKOB»

YpoBeHh CJI0)KH0CTH rrporpaMMbI: 03HaK0MHTeJibHbIH
Bo3pacT o6~aIOI.IJ;HXC5I: 9-11 JieT
CpoK peanmaUHH: 16 qacoB
Oco6eHHOCTH rrporpaMMbI: KpaTK0Cp0qtta5I

CocTaBinenh:
Ky3HHa Onbra lfaaHoBHa,
Ile.n:aror .n:orroJIHHTeJibHoro o6pa3oBaHHH no coBMeCTHTeJibCTBY
MKOY ,[{O MocanbCKHH ,n:oM rnopqecrna

MocanbcK 2024r.

1.1.

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и
здоровья граждан. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших
улицах и дорогах, когда ребёнок становится участником дорожного движения, встаёт проблема
его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах. В связи с этим большое
значение приобретает изучение в образовательных организациях элементарной дорожной
грамоты.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПДД
для школьников» знакомит обучающихся с правилами дорожного движения, и формирует
умения использовать знания правил для принятия правильных решений в реальных условиях
движения в соответствии с требованиями ПДД и требованиями обеспечения личной безопасности
и безопасности других участников движения. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций.
Программа по степени авторства: модифицированная
Направленность: социально – гуманитарная
Язык реализации: русский- государственный язык РФ
Программа
документов:

« ПДД для школьников» разработана на следующих нормативных

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения № 629);
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (Письмо
Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ-3924/06).
Постановление администрации муниципального района «Мосальский район»
от
20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в

социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации предоставления
сертификатов в дополнительном образовании».
Уровень сложности программы: стартовый
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время возросло количество ДТП из-за
несоблюдения детьми правил дорожного движения. Основной причиной происшествий на
протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим
транспортом. Поэтому профилактика детского травматизма на дорогах становится необходимой
нормой современного образования.
Педагогическая целесообразность программы позволит обучающимся получить систематизированное
представление об опасностях на дороге.

Новизна, отличительные особенности программы заключаются в возможности её
использования как самостоятельной краткосрочной программы, так и встраиваемым модулем в
долгосрочные социально – гуманитарные направленности по ПДД, безопасности.
Адресат программы: Программа предназначена для школьников 9-11 лет. Обучающиеся данного
возраста чаще всего связывают обучение с личными, узко практическими целями. Став
школьником, ребенок получает новые права и обязанности, и впервые начинает заниматься
общественно-значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде
окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает
формирование особенностей личности. Дети положительно относятся к обучению; понимают
учебный материал, усваивают основное в программе; самостоятельно решают типовые задачи. Им
необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом, они ищут цель и
интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных
задач, активность в социальной жизни.
Состав группы, особенности набора: постоянный. Дети в объединение принимаются без
предварительного отбора. Количество обучающихся в группе до 20 человек.
Объём программы: 16 часов
Сроки освоения программы: 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: очная, очная с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных
образовательных технологий(ДОТ), заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная.
Программа при необходимости может быть реализована в очно – заочной форме и дистанционно
с помощью интернет – ресурсов.
Форма организации образовательного процесса: групповая
Форма проведения занятий: беседа, круглый стол, игра, викторина.
1.2.Цели и задачи
Цель: Формирование у детей теоретических и практических знаний и навыков к личной
безопасности и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:
Обучающие:
 формировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения
правил дорожного движения.
Развивающие:
 способствовать развитию у обучающихся умений, навыков, способностей быстро
реагировать в сложных, экстремальных ситуациях на дороге.

Воспитывающие:
 формировать у обучающихся коммуникативные навыки: умение вступать в
дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в малой
группе (в паре).
1.3.Содержание программы
Учебный план
№ Название разделов и тем
п/п

Количество часов
всего

теория

практика

Форма аттестации/
контроля

1. Вводное занятие.
1.1. История правил дорожного движения

2

1

1

2.
2.1.
2.2.
2.3.

«Участники дорожного движения»
Я - пешеход
Я - пассажир
Я - велосипедист

6
2
2
2

3
1
1
1

3
1
1
1

3. «Дорога»
3.1. Понятие «дорога», элементы дороги.
Как переходить дорогу?
3.2. Перекресток
3.3. Игра «Ты и улица»

6
2

2
1

4
1

2
2
2

1
-

1
2
2

Входной контроль;
Устный опрос;
Наблюдение.
Наблюдение.
Устный опрос;
Наблюдение;
Текущий контроль;
Практическое задание
Практическое задание;
Устный опрос;
Наблюдение;
Текущий контроль.

16

6

10

4.

Итоговое занятие
Конкурсно – игровая программа «Я
знаю ПДД! Я выполняюПДД!»
Итого:

Практическое задание
Устный опрос;
Наблюдение.

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство с учащимися. Введение в программу курса: для чего надо знать
и выполнять Правила дорожного движения, цели и задачи обучения, содержание курса,
выявление интересов, пожеланий детей по данному курсу. Проведение инструктажа по
технике безопасности.
Практика: Слайд презентация «История Правил дорожного движения»
Раздел 2. Участники дорожного движения (6 часов)
Теория: Кто такой пешеход? Где и как должен двигаться пешеход (тротуар,
обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, проезжая часть)? Как правильно
переходить проезжую часть? Что запрещено пешеходу? Кто такой пассажир? Какой бывает
общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, такси). Что такое «остановка» и

как себя вести на остановке. Правила поведения в общественном транспорте. Правила
перевозки детей в автомобиле. Велосипед – транспортное средство. Основные правила
безопасности при передвижении на велосипеде. Техническое состояние велосипеда
(исправные тормоза, звуковые сигналы, световые сигналы, соответствие росту и весу
велосипедиста). Где и как можно кататься на велосипеде?
Практика: Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики.
Азбука безопасности». Игры-ситуации «Я иду по дорожке», «Я перехожу дорогу» по
отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части. Играситуация «Я еду в автобусе» по отработке навыков безопасного поведения пассажиров.
Создание листовки для родителей «Я еду в автомобиле». Практикум «Обследование
технического состояния велосипеда». Игра «Найди ошибку».
Раздел 3. Дорога (6 часов)
Теория: Что такое дорога? Элементы дороги, их назначение. Кто движется подороге?
Как переходить дорогу? Правила безопасного поведения. Перекресток, виды перекрестков.
Практика: Экскурсия. Виды перекрестков. Особенности перехода дороги на
перекрестке. Наблюдение за дорожными ситуациями. Систематизация знаний о дороге и её
частях. Отработка ПДД. Игра на внимание по картинкам (на слайдах). Игра «Ты и улица»
Раздел 4. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Подведение итогов, конкурсно - игровая программа «Я знаю ПДД! Я
выполняю ПДД!»
1.4. Прогнозируемый результат освоения программы
В результате освоения программы, обучающиеся будут:
знать:
 правила дорожного движения;
 группы дорожных знаков;
 способы оказания первой медицинской помощи;
 техническое устройство велосипеда;
Уметь:





уметь пользоваться общественным транспортом;
читать информацию по дорожным знакам;
оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь.
Раздел 2. Комплекс организационно – методических условий

2.1. Календарный учебный график вынесен в отдельную рабочую программу
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
 Отдельный кабинет, хорошо освещённый и регулярно проверяемый, функциональная
мебель, стеллажи, - на базе МКОУ МСОШ № 2 г. Мосальск, ул. Кирова, кабинет

начальных классов – 47кв.м. Договор
передаче имущества, находящегося в
муниципальной собственности и закреплённого на праве оперативного управления, в
безвозмездное пользование от 01.11.2022г.
Информационное обеспечение:
 - аудио- , видео, - аппаратура,
 Видео материалы и презентации по теме занятий.
Информационно-образовательные ресурсы, включая ЭОР представлены в
дистанционном курсе по ссылке: https://sites.google.com/view/pdd-shool/главнаястраница?authuser=1 ( Дистанционный курс « ПДД для школьников» предназначен для
обучения учащихся 1-4 классов. Педагог дополнительного образования Зайцева Н.С.)
 дидактический и методический материал (в т.ч. в электронном виде).
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования по совместительству , по специальности учитель
начальных классов.
2.3. Формы аттестации ( контроля)
Программа сочетает в себе получение теоретических и практических знаний и умений: в
теории, обучающиеся знакомятся с правилами дорожного движения.
Знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки
проезжей части улицы (дороги). Приобретают знания и навыки поведения на улице (как
безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.).
С целью выявления положительных и отрицательных явлений учебного процесса в
течении всего обучения проводятся такие виды контроля, как:
 Входной (исследование исходных знаний и умений);
 Поэтапный (проводится по каждой теме и отражает усвоение детьми теоретических
знаний);
 Текущий (критерии оценки работ учащихся,
 Итоговый (выявляет степень достижения результатов).











Основные формы контроля:
Устный опрос;
Наблюдение;
Практическое задание;
Презентация;
Викторина
Тестирование;
Решение карт;
Игровые программы;
Конкурсы

По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство
установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи свидетельства о

дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ. (Утверждённого
Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению
2.4. Оценочные материалы
Для обеспечения реализации контрольно-оценочного блока: игровые упражнения с
целью

определения

усвоения

программного

материала

на

платформе

https://learningapps.org/index.php?category=76&subcategory=606&s=

2.5. Методическое обеспечение программы
В основе программы « ПДД для школьников» лежит ДОП педагога дополнительного
образования МКОУ ДО МДТ по совместительству Кузиной Ольги Ивановны « Путешествие на
зелёный свет».
№
п/п
1.

2.

Раздел
программы,
темы
Вводное занятие
(2часа)

«Участники
дорожного
движения» (6

часов)

3.

Дорога (6 часов)

Методический и
дидактический
материал
Инструкции по
технике безопасности.
Слайд презентация
«История Правил
дорожного движения»

:https://sites.google.c
om/view/pddshool/главнаястраница?authuser=1
наглядноиллюстрационный
материал
инструкция по ТБ
СD «Смешарики.
Азбука
безопасности»,
карточки
с
ситуациями, ПК,
проектор, экран
https://sites.google.
com/view/pddshool/главнаястраница?authuser
=1
наглядноиллюстрационный
материал,
инструкция по ТБ

Формы и типы
занятий

Методы
обучения

Формы
контроля

Занятиезнакомство;
Занятие-игра:
Занятиекруглый стол;
Занятиемозговой
штурм.

Наглядный
Словесный
(беседа,
инструктаж)

Устны
й
опрос;
Практи
ческое
задани
е.

рассказобъяснение,
беседа, игра ситуация

словесный,
наглядный,
игровой.

Практическое
задание;
Практическая
работа,
наблюдение.

Игра,
экскурсия,
беседа

Наглядный
Практический
Словесный

Устный
опрос;
Практическая
работа,
наблюдение,

4.

Итоговое
занятие (2 часа)

:
https://sites.google.co
m/view/pddshool/главнаястраница?authuser=1
Занятие-игра
карточки с
заданиями этапов,
маршрутные листы,
эмблемы команд,
схема лабиринта,
наглядноиллюстрационный
материал.
https://learningapps.
org/index.php?catego
ry=76&subcategory=
606&s=

опрос

словесный,
наглядный,
практический,
игровой

Практическая
работа,
наблюдение.

Технологии:
- игровая технология,
-Информационно – коммуникативная технология ( изучение материала по активным ссылкам).
- технология коллективной творческой деятельности.
Индивидуальный учебный план по программе возможен, если обучающемуся в период
обучения исполнилось 11 лет, он имеет право на ускоренное обучение по индивидуальному
плану.
2.6. Список литературы
1.
Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства
РФ от 23.10.2019 № 1090 [Электронный документ] / Официальный сайт Госавтоинспекции.
URL: http://www.gibdd.ru/docs/pprf/314/
2.
Бабина Р.П. УМК. Окружающий мир. 1 класс. ПДД. Тесты. ФГОС. /
Р.П.Бабина. – М.: Экзамен, 2015 – 48 с.
3.
Добрая дорога детства [Электронный ресурс] / Интернет портал Всероссийской
газеты // URL: http://www.dddgazeta.ru/
4.
Елжова Н.В. ПДД в начальной школе. Конспекты занятий по ознакомлению
учащихся с ПДД. / Н.В.Елжова. – М.: Феникс, 2015.
5.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на
улицу. 1-4 классы. ФГОС. / В.И.Ковалько. – М.: Вако, 2015. – 192 с.
6.
Лабунько А.В. Лабунько Ю.В. ПДД для детей / А.В.Лабунько, Ю.В.Лабунько. –
М.: Эксмо, 2014 – 170 с.
7.
«ПДД для школьников. Образовательная программа (CDpc)» / Электронное
учебное пособие. - М.:1С, 2015;
8.
Сборник информационно – методических материалов по организации работы
отрядов юных инспекторов движения в образовательных организациях: / Кузбасский детско –

юношеский безопасности дорожного движения. — Кемерово2020- 278 с.
9.
Тесты по ПДД для школьников начального звена. // Детский возраст. –2015. - №
URL: http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/testyi- po-pdd-dlya-shkolnikovs-otvetami.html

Литература для учащихся
1.
Бабина Р.П. УМК. Окружающий мир. 1 класс. ПДД. Тесты. ФГОС. / Р.П.
Бабина. – М.:Экзамен, 2015. – 48 с.
2.
Бабина Р.П. Азбука пешехода. 1 класс: рабочая тетрадь. / Р.П. Бабина.
– М.: Мнемозина, 2019. – 50 с.
3.
Меркурьева А.А. ПДД для детей. / А.А. Меркурьева. – М.: Эксмо, 2016. –
176 с.
4.
«ПДД для школьников. Образовательная программа (CDpc)»/Электронное
учебное пособие. - М.:1С, 2015;
5.
Смешарики. Потешки-ПДДшки. / [сост. И.И.Шевчук], - М.: Проф-Пресс, 2015 –
10 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».