В мире экологии

«OT,neJI o6pa3oBamrn 11 oxpaHhI rrpaB ,neTCTBa MP «Mocam,cKMil pailoH»
MyHHU:HIIaJibHOe Ka3eHHOe o6pa30BaTeJibHOe yqpe)K)];eHHe .[(OIIOJIHITTeJII,HOfO
o6pa30BamUI MocaJibCKMH .[(OM TBOp"l!eCTBa

TipHIDITO:
Tie,naror11qeCirnM C0BeT0M
TipoTOKOJI N2 3 OT 06.02._2024 r.

~

.. - ~ "NI,, ·

~;,o Ha

ear enb

.,,,

y TBep)K,neHo:
)]; 0 M)];T
. TieTyxOBa
.02.2024 r.

)];onoJIHHTeJibH3.H
o6m;eo6pa3oBaTeJILHa.H o6m;epa3BHBarom;a.H
nporpaMMa
ecTeCTBeHHOHayqHOH HanpaBneHHOCTII

«B Mope 3K0Jioruu»

YpoBeHI, CJI0)KH0CTH rrporpaMMhI: 03HaKOMHTeJihHhlli
CpoK peanmarum: 1 MeCH:U: (16 TiacoB)
B03pacT 06yqaIOm:0:xcH: 7 -15neT
CocTaBHTeJlh: IleTyxoBa CBeTJiaHa Bna,n:HMHpOBHa
IIe.n;aror .n;orronHHTerr1,Horo o6pa30BaHHH MKOY )];O M)];T no coBMeCTHTerr1,cTBY

MocanbcK, 2024r.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время экологическое образование приобретает особое значение в
системе государственных мер по охране природы. Одной из ведущих задач экологического
образования детей стало развитие ответственного отношения к окружающей среде и своему
здоровью. Для ее решения требуется организация не только теоретических знаний, но и
практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками
правильного поведения в природе, научиться оценивать состояния природной среды и
ближайшего окружения. Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей,
их представления об окружающем мире.
Термин «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что
окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих –
растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание
закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё
воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или
животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются
наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие
окружающего мира. Программа «В мире экологии» нацелена на развитие бережного
отношения к природе, на привитие любви к своей Родине.
Программа по степени авторства: модифицированная, разработана на основе
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Зелёная
школа» педагога
дополнительного образования МКОУ ДО МДТ по совместительству Петуховой С.В. и
«Чистая планета» педагога дополнительного образования по совместительству .
Направленность программы: естественнонаучная
Язык реализации: русский – государственный язык РФ
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения № 629);
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (Письмо
Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ-3924/06).

Постановление администрации муниципального района «Мосальский район» от
20.12.2023г. № 598 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере на территории МР «Мосальский район» и об организации
предоставления сертификатов в дополнительном образовании».
Уровень сложности программы: ознакомительный (стартовый) уровень
Актуальность программы: состоит в том, чтобы вовлечь детей в процесс познания
живой природы, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации
экологического кружка. Краткосрочная программа «В мире экологии» направлена на
формирование устойчивого интереса к познанию мира живой природы. Программа
способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое
саморазвитие.
Отличительной особенностью программы является развитие коммуникативных
навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических
знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у обучающихся
экологической грамотности, экологической культуры.
Адресат программы: программа предназначена для школьников в возрасте 7-15 лет.
Воспитание в этом возрасте имеет необходимый запас знаний, на основе которых
построены занятия по программе. Программа также может реализовываться с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с
другими обучающимися.
Состав группы, особенности набора: постоянный. Дети в объединение принимаются
без предварительного отбора, независимо от их способностей.
Объём программы: 16 часов
Сроки освоения программы: 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная. В программе « В мире экологии» не предусмотрено
использование дистанционного обучения и электронных образовательных технологий.
Форма организации образовательного процесса: групповая. Наполняемость группы
до 15 человек.
Форма проведения занятий: занятия, беседа, практическая работа, игра,
тестирование.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей.
Задачи:
1. Обучающие
- формировать интерес к изучению живой природы;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- формирование знаний о современной экологической картине мира,
мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через
активные формы творческого познания мира, общения с природой;
2. Развивающие
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- углублять уже имеющие знания;
- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
3. Воспитательные
- воспитание нравственного восприятия природы;
- побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему
миру;
- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№

Тема занятия

1

Количество
часов

Теория

Раздел «Экосистема и
экология» ( 3ч.)

3

2

Тема 1. . Организационное
занятие. Основы
экологического образования.

1

1

2

1

1

6

3

3

2

1

1

Тема 4. Крылатые пернатые.

2

1

1

Тема 5. Кто живёт в воде?

2

1

1

Тема 2. Природа- наш общий
дом. Основные составляющие
природы.
2

Раздел «Живая природа»

Практика
1

Форма
подведения
итогов

Тестирование.
Творческий
рисунок

( 6ч.)

Тема 3. Насекомые- маленькие
обитатели планеты.

Рисунок
насекомого
Тестировние.
Поделка
«Сова»
Поделка «Кит»
Тестирование.

3

Раздел «Знакомство с
растениями Красной книги»

6

2

4

Тема 6.
Знакомство с
растениями Красной книги.
Почему
она
«красная»?»
«Неприкосновенные
в
природе».

6

Подведение итогов

1

16

2

8,5

4

Тестирование
Поделка
«Ландыш»

1

Тестирование

7,5

Содержание учебного плана
Раздел: 1. «Экосистема и экология» (3ч.)
Тема 1. Организационное занятие. Основы экологического образования. (1ч.)
Теория: Ознакомление обучающихся с ДО программой, проведение инструктажа по
ТБ и ПДД. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Предмет
экологии.
Тема 2. (2ч.) Природа - наш общий дом. Основные составляющие природы.
Теория (1ч.): Природа- наш общий дом. Основные составляющие природы: среды
жизни, среда обитания, условия существования. Демонстрация тематического фильма.
дом»

Практика: (1ч.) Творческая деятельность. Рисунок на тему «Природа – наш общий
Раздел 2.«Живая природа» (6ч.)
Тема 3. Насекомые - маленькие обитатели планеты.(2ч.)

Теория: (1ч.) Кто такие насекомые? Видовое разнообразие насекомых, где живут
насекомые?
Чем питаются насекомые? Просмотр тематического фильма.
Практика: (1ч.) Рисование насекомого.
Тема 4. Крылатые пернатые.(2ч.)
Теория (1ч.) Среда обитания. Перелётные и зимующие птицы. Хищные птицы.
Практика: (1ч.) Отгадывание ребуса на тему птицы. Поделка лебедь.
Тема 5. Кто живёт в воде (2ч)
Теория: (1ч.) Морские млекопитающие (дельфин, касатка, морж, морской лев).
Обитатели моря. Рыбы. Особенности рыб. (Просмотр тематического фильма)
Практика: (1ч.) Поделка «Кит».
Раздел 3. «Знакомство с растениями Красной книги. (6ч.)

Теория: (2ч.) Знакомство с растениями Красной книги. Почему она «красная»?
«Неприкосновенные в природе».
Практика (4ч.): Работа с литературой. Тестирование. Поделка растения из Красной
книги.
4. Итоговая аттестация (1ч.) Тестирование.
1.4. Прогнозируемый результат программы
Организация деятельности по программе «В мире экологии» создаст условия для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
- обучающиеся познакомятся с природой родного села, района с её экологическим
состоянием;
- выработают умения давать оценку экологического состояния экосистемы;
- сформируется потребность в природоохранительной деятельности посредством
проведения экологических акций;
- сформируется устойчивая потребность в познании нового учебного материала.
Личностные результаты
- воспитание гуманных чувств, сочувствия, сопереживания, добра, справедливости,
необходимости быть в ответе за все живое;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка на основе общения с природой и
социальной средой;
- сформировано ответственное отношение к учению, готовность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию;
- повышение творческой активности ребёнка, проявление инициативы и
любознательности.
Метапредметные результаты
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- освоить доступные способы изучения природы, правила безопасного нахождения в
природе;
- самостоятельно оценивать ситуацию , способствующую охране окружающей среды;
- приходить к общему решению в совместной работе;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Раздел 2. Комплекс организационно – методических условий
2.1. Календарный график (вынесен в отдельную рабочую программу)
2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- учебный кабинет (класс) (столы, стулья, шкаф для хранения пособий, стенд для
организации выставки работ обучающихся, инструкции по технике безопасности) на базе
МКОУ Горбачёвская ООШ - Договор о передаче имущества, находящегося в
муниципальной собственности и закреплённого на праве оперативного управления, в
безвозмездное пользование от 01.11.2022г. на использование кабинета начальных классов
площадью 29кв.м.), на базе МКОУ Батищевская ООШ – Договор о передачи имущества ,
находящегося в муниципальной собственности и закреплённого на праве управления, в
безвозмездное пользование от 01.11.2022г., использование кабинета биологии 72кв.м.
-аудио- и видеоматериалы экологической тематики;
- технические средства обучения, принадлежащие МКОУ Горбачёвская ООШ, МКОУ
Батищевская ООШ.

- канцелярские принадлежности (карандаши, ножницы, кисти, бумага, цветная бумага,
картон, линейки, стиральные резинки, клей, пластилин, краски, фломастеры)
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования МКОУ ДО МДТ по совместительству,
психолог МКОУ Горбачёвская ООШ - Петухова Светлана Владимировна
Педагог дополнительного образования МКОУ ДО МДТ по совместительству, учитель
начальных классов МКОУ Батищевская ООШ – Сахарова Екатерина Николаевна.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале обучения.
Цель – определить исходный уровень знаний и умений обучающихся, определить формы и
методы работы с обучающимися. Метод контроля – тестирование.
Текущий контроль проводится после изучения тем в соответствии с программой в
форме тестирования, выполнения творческих работ, решения кроссвордов тематических.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения. Метод контроля – итоговое
тестирование.
По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство
установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи свидетельства
о дополнительном образовании и справки об обучении в МКОУ ДО МДТ. (Утверждённого
Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению).
2.4. Оценочные материалы
Итоговый контроль – тестирование (Приложение № 2)
2.5. Методическое обеспечение
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип системности и последовательности
- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний,
обучающиеся могут применять их на практике.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации:
наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
практические методы: изготовление рисунков, поделок. Данные методы позволяют
воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений
детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного
расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и
материалам.

Сочетание словесного и наглядного методов в учебно-воспитательной деятельности,
воплощённых в форме рассказа, беседы, творческого задания, позволяют психологически
адаптировать ребёнка к восприятию материала, направить его потенциал на познание
истории родного края, расширению кругозора.
Технологии:
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Игровая технология;
- Информационно – коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Индивидуальный учебный план по программе не предусмотрен.

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Анашкина Е.Н. Лесными тропами Наблюдаем за млекопитающими./ Худож.:
Душин М.В., Янаев В.Х.- Ярославль: Академия развития, 2006 – 288с. Ил.- ( Экскурсия в
природу).
2. Аксёнова П.В заповедном лесу: экологическое воспитание школьников //
Школьный вестник.- 2009.-№ 7.- С. 62-65.
3. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей// Начальная школа 2010№6.-С.79-82
Литература рекомендуемая для детей

.
1.Вандер Неер. Все о самых удивительных растениях. – СПб: ООО
«СЗКЭО», 2007. –192 с.
2.
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.
– М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. – 416 с.
3.
О цветах лесов, полей и рек. Атлас-определитель. – СПб: ООО «СЗЭО», 2008.
– 224 с.
4.
Все о полевых цветах России: Атлас-определитель. – СПб: ООО
«СЗКЭО», 2011. – 120 с.
5.
Гроздов Б.В. Сокровища леса. – М.: ГОСЛЕСБУМИЗДАТ, 1960. – 159 с.
6.
Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. для
учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
7.
Ларина О.В. Самые необычные растения. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2016.
– 192 с.
8.
Мелихова Г.И. Красная книга: Растения мира. – М.: Эксмо, 2014. - 96 с
9.
Назаров В.И. За порогом вражды: О дружбе и сотрудничестве разных, часто
очень далеких существ, которые принадлежат к разным царствам живой природы и
не только не поедают друг друга, но, наоборот,
поселившись вместе, облегчают себе существование. – М.: Мысль, 1981. – 240 с..
10. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова.
– М.: Аванта+, 1994. – 640 с.
11. Справочный материал для начинающего эколога/ Под ред. М.В. Медведевой.
– М.: Издательство ИКАР, 2009. – 112 с.

12. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Ред. Коллегия:
– М.: Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005.
– 448 с.
13. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова.
– М.: Аванта+, 1994. – 640 с.
Интернет ресурсы:
https://obrazovanie-gid.ru/referaty/yadovitye-i-opasnye-rasteniya-kaluzhskoj-oblastireferat.html- образовательный портал
https://ecologanna.ru/krasnaya-kniga/krasnaya-kniga-kaluzhskoj-oblasti - Красная книга
Калужской области.
zateevo.ru - Детский сайт Затеево
http://unnaturalist.ru– Юный натуралист
http:// www.zooclub.ru/- Энциклопедия о животных
http:// www.apus.ru - Портал о живой природе
http://www.what-this.ru – Детская энциклопедия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Промежуточный тест № 1

1.Напиши продолжение предложение. Экология –
это __________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____
2. Перечисли законы экологии Б.Коммонера
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________
4)_______________________________________________________________________
3.Отметь главное свойство почвы
А. рыхлость Б. плодородие В. содержание влаги в почве
4.Что относится к геологическим памятникам природы:
А. Борковская дача В. Голубое озеро
Б. Печищинское обнажение Г. Чершилинская сурковая колония
5.Самое большое пресноводное озеро Европе:
А. Ладожское В. Онежское
Б. Эльтон Г. Байкал
6.Как называется самая длинная река России:
А. Волга В. Кама
Б. Лена Г. Обь
7. Что отнесём к искусственным водоёмам:
А. ручьи В. болото
Б. водохранилище Г. Пруд
8. Какие правила нужно соблюдать при уходе за аквариумом:
А. Очищать стёкла от водорослей
Б. Менять воду полностью раз в неделю

В. Ловить рыбок только сачком
Г. Купленных рыбок сразу запускать в аквариум
Д. Аквариум должен стоять у окна
Е. Удалять лишние растения из аквариума
9. Перечисли 5 растений
луга: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____
10. Подчеркни насекомых, которые опыляют растения луга:
Саранча, бабочки, совка зерновая, осы, пчёлы, муравьи,
цикадка полосатая, тля, шмели, кузнечики, жуки, мухи-журчалки
11. Продолжи пищевые цепочки луга:
А. Листовой опад- _________________ - ______________________ - орёл-канюк
Б. Тимофеевка - ____________________ - _______________
12. Перечисли 5 лекарственных растения, которые можно вырастить в саду:______________
_______________________________________________________________________________
__
_______________________________________________________________________________
__
13. Заповедник – это участок
территории,______________________________________________
_______________________________________________________________________________
__
_______________________________________________________________________________
__
14. Отметь правильный ответ: особо охраняемая природная территория, где в целях охраны
окружающей среды ограничена деятельность человека
А. заказник В. национальный парк
Б. памятник природы Г. заповедник
15. Какого цвета страницы Красной книги, на которых изображены редкие и исчезающие
виды животных
А. зелёные Б. красные В. жёлтые
16.Подчеркни только первоцветы:
Ветреница, клевер, медуница, ромашка, василёк,

хохлатка, зверобой, подснежник

Ответы на промежуточный тест № 1
1. Экология – это наука изучающая взаимодействие всех живых организмов, населяющих
Землю, а также их многочисленных сообществ как между собой, так и с окружающей их
средой
2.1) Все связано со всем
2) Все должно куда-то деваться
3) Природа знает лучше
4) Ничто не дается даром или за все приходится платить
3.Б. плодородие
4. Печищинское обнажение
5. А. Ладожское
6.Б.Лена
7.Б. водохранилище Г. пруд
8. А. Очищать стёкла от водорослей
В. Ловить рыбок только сачком
Е. Удалять лишние растения из аквариума
9.Тимофеевка, костёр безостый, мятлик, ромашка, клевер, донник, иван-чай.
11. А. Листовой опад– дождевые черви - луговой скворец - орёл-канюк
Б. Тимофеевка - кузнечик - мухоловка
12.Мята, душица, валериана, зверобой, пустырник, мелисса, монарда, тимьян, девясил.
13.Заповедник – это участок территории, на котором охраняются редкие растения и
животные, где запрещена любая хозяйственная деятельность.
14. В. национальный парк
15.Б. красные
16.Ветреница, медуница, хохлатка, подснежник

Промежуточный тест № 2
По программе экологического кружка «В мире экологии»
1. Ответь на вопросы: как называют лес
А. В котором растут только лиственные деревья. Это - ________________________________
лес.
Б. В котором растут только хвойные деревья. Это - ___________________________________
лес.
В. В котором растут и лиственные и хвойные деревья. Это ____________________________ лес.
2. Лес называют природным сообществом, потому что ...
А. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
Б. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
В. Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными.
3. Перечисли этажи
леса____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_
4. Отметьте хвойное дерево, которое сбрасывает хвою на зиму
А. сосна В. пихта
Б. ель Г. Лиственница
5.Напишите названия 5 лекарственных растений леса:
__________________________________
_______________________________________________________________________________
______
6.Ученик составил правила поведения в лесу. Проверьте, отметьте правильные
пункты.
А. Нельзя мусорить в лесу
Б. Нельзя разорять муравейники
В. Надо брать животных леса домой
Г. Ядовитые грибы надо уничтожать
Д. Можно набирать большие букеты цветов
Е. Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников
Ж. Можно громко кричать
З. Нельзя брать в руки гнезда и яйца птиц

7. Перечисли чем нельзя подкармливать птиц зимой:
___________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________
8. Подчеркни только зимующих птиц:
Сорока, воробей, ласточка, трясогузка, синица, стриж, скворец, галка, клёст, щегол,
жаворонок.
9.Продолжи пищевые цепочки:
А. Кора дерева - _________________________ - _______________________
Б. Жёлуди - ____________________ - ____________________
10.Подчеркни названия съедобных грибов:
Опята, навозник, подберёзовик, желчный гриб, бледная поганка, паутинник, рыжик,
маслёнок.
11.Напиши названия насекомых которые:
Делают длинную нить _____________________________
Рыхлят землю _________________________________
Поедают ткань _______________________________________
Поедают тлю ____________________________________
Поедают древесину _____________________________________
Охотятся на комаров___________________________________
Насекомые строители ______________________________________
12. Напиши значение леса в жизни человека
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________

Ответы на промежуточный тест № 2
1.А. Это – лиственный лес.
Б. Это - хвойный лес
В. Это –смешанный лес.
2. Б. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
3.Четыре этажа: деревья, кусты, травы, мхи, лишайники.
4.Г. Лиственница
5.Подорожник, тысячелистник, пижма, чистотел, крапива, боярышник.
6. А. Нельзя мусорить в лесу
Б Нельзя разорять муравейники
Е. Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников
З. Нельзя брать в руки гнезда и яйца птиц
7.Солёным салом, жареными семечками, цитрусовыми, ржаным хлебом, продуктами
затхлыми, подкисшими и забродившими, миндаль и косточки плодово-ягодных могут
вызвать у птиц отравление, жареным, слишком соленым.
8. Сорока, воробей, синица, галка, клёст, щегол,
9. Кора дерева – жук короед – дятел.
Жёлуди – мыши - лиса
10. Опята, подберёзовик, рыжик, маслёнок.
11. Пауки или тутовый шелкопряд, дождевые черви, моль, божьи коровки, жук-точильщик,
стрекоза, муравьи.
12.Лес - источник древесины, строительных материалов, ягод, грибов, лекарственных
растений, очищает воздух, сохраняет влагу, хвойный лес – источник фитонцидов, место
отдыха и лечения человека, из древесины делают музыкальные инструменты,
предохраняют почву от эрозии, снижают уровень шума и запылённости.
Ответы на итоговый тест
1. Экология – это наука изучающая взаимодействие всех живых организмов, населяющих
Землю, а также их многочисленных сообществ как между собой, так и с окружающей их
средой
2.1) Все связано со всем
2) Все должно куда-то деваться
3) Природа знает лучше
4) Ничто не дается даром или за все приходится платить

3.Б. плодородие
4. Печищинское обнажение
5. А. Ладожское
6.Б.Лена
7.Б. водохранилище Г. пруд
8. А. Очищать стёкла от водорослей
В. Ловить рыбок только сачком
Е. Удалять лишние растения из аквариума
9.Тимофеевка, костёр безостый, мятлик, ромашка, клевер, донник, иван-чай.
11. А. Листовой опад– дождевые черви - луговой скворец - орёл-канюк
Б. Тимофеевка - кузнечик - мухоловка
12.Мята, душица, валериана, зверобой, пустырник, мелисса, монарда, тимьян, девясил.
13.Заповедник – это участок территории, на котором охраняются редкие растения и
животные, где запрещена любая хозяйственная деятельность.
14. В. национальный парк
15.Б. красные
16.Ветреница, медуница, хохлатка, подснежник

Приложение № 2
Итоговый Тест ( 8 лет)
1. Где можно собирать грибы:
а) в лесу +
б) возле промышленных предприятий
в) возле автомобильных дорог
2. Каким образом в организм человека проникают токсичные вещества из окружающей
среды:
а) с продуктами питания
б) с продуктами питания, с воздухом и с водой +
в) с водой, с воздухом
3. Когда отмечается Всемирный день окружающей среды:
а) 5 сентября
б) 5 июля
в) 5 июня +
4. Укажи, что из перечисленного не действует на загрязнение воздуха:
а) человеческое дыхание +
б) выбросы заводов
в) выхлопы машин
5. Какой наземный транспорт не загрязняет воздух:
а) автобус
б) грузовик
в) трамвай +
6. Что следует сделать с фруктами и овощами перед тем, как их съесть:
а) поделиться с другом
б) тщательно вымыть +
в) ничего
7. Живая и неживая природа, окружающая растения, животных и человека:
а) экологическая ниша
б) экосистема
в) среда обитания +
8. Какое место подходит больше всего для сбора грибов и ягод:
а) в лесу за городом, как можно дальше от автотрассы +
б) рядом со свалками
в) вдоль автомобильного шоссе
9. Что не является предметом изучения охраны природы:
а) природные ресурсы
б) антропогенное загрязнение
в) ландшафтная система +
10. Какой продукт не опасен для здоровья:
а) немытые овощи, собранные в огороде

б) съедобные грибы, собранные в лесу +
в) рыба, выловленная в грязной реке
11. Кто предложил термин «экология»:
а) Геккель +
б) Фабер
в) Платон
12. Домашний помощник, бытовой прибор, очищающий воду:
а) чайник
б) фильтр +
в) сито
13. Агар-агар — это желирующее вещество, которое применяют в кулинарии. Его получают
из:
а) из красных и бурых водорослей +
б) из яблок
в) костей животных
14. Что выделяет выхлопная труба машины:
а) кислород
б) озон
в) ядовитый газ +
15. Вольвокс:
а) колониальный организм +
б) одиночный организм
в) может быть и одиночным, и колониальным
16. Что не загрязняет воздух:
а) курящий человек
б) продукты, выделяемые растениями в процессе фотосинтеза +
в) выхлопные газы
17. К живой природе относятся
а) камень
б) школа
в) лисица +
18. Какая дорога лучше для прогулки:
а) вдоль трассы с большим количеством машин
б) дорога за городом вдоль водоёма и большим количеством зелени +
в) вдоль проезжей части с малым количеством зелени
19. Почему вода в озере зеленеет:
а) слишком много ряски
б) резкий рост количества бурых водорослей
в) резкий рост количества сине-зеленых водорослей +
20. Что не является источником загрязнения окружающей среды:
а) транспорт

б) растения +
в) промышленные предприятия
21. Хвойное листопадное дерево, сбрасывающее хвою на зиму:
а) лиственница +
б) ель
в) сосна
22. Что является главной задачей для общества:
а) работа
б) не допускать загрязнения окружающей среды +
в) отдых
23. Какой мусор служит причиной гибели морских черепах:
а) стеклянные бутылки
б) бумажные пакеты
в) полиэтиленовые пакеты +
24. Защитой человека от вредных воздействий загрязнений окружающей среды является:
а) дом
б) экологическая безопасность +
в) респиратор
25. У какого растения осенью листья желтеют первыми:
а) клен
б) липа
в) береза +
26. К экологическим проблемам относится:
а) борьба с ростом цен
б) проблема переработки мусора +
в) борьба с международным терроризмом
27. Что загрязняют люди:
а) окружающую среду +
б) Солнце
в) Луна
28. У какой группы растений семена созревают в шишках:
а) у цветковых растений
б) у папоротников
в) у хвойных растений +
29. Наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей их средой:
а) экология +
б) орнитология
в) гистология
30. Что станет со здоровьем человека, если вокруг него всё завалено мусором и грязью:
а) улучшится
б) ухудшится +
в) ничего не произойдет

Кроссворд «Живая природа»

По горизонтали.
1. Лесной зверек, прячущий орехи про запас. (Белка.)
2. Засушливая природная зона. (Пустыня.)
3. Красавица русских лесов. (Береза.)
4. Маленький защитник леса. (Муравей.)
5. Раннецветущая трава. (Медуница.)
6. Ядовитый гриб леса. (Мухомор.)
7. Зеленый краситель. (Хлорофилл.)
По вертикали.
8. Речные строители. (Бобры.)
9. Вид лесной зоны. (Тайга.)
10. Житель тайги. (Росомаха.)
11. Жители третьего яруса леса. (Кустарник.)
12. Ядовитое растение леса. (Белена.)
13. Экваториальный лес. (Тропики.)

Приложение № 3

Приложение № 4
Кроссворд «Лес».
По горизонтали.
1. Что у ели вместо листьев? (Хвоинки.)
3. В каком растении есть два организма? (Лишайник.)
4. Лекарственный цветок. (Ромашка.)
По вертикали.
2. Что есть у растения кроме листьев, стебля, цветков? (Корень.)
5. Как называется плод у ели? (Шишка.)

Приложение № 5
По горизонтали:
3. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.

Кроссворд «Знатокам птиц»

4. Длинноносая птица спряталась тут,
Скажите, как ее зовут?
6. Он без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней.
Кто же это?
8. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись ...
11. Вещунья, белобока, а зовут ее ...
12. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
13. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не навожу.
По вертикали:
1. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый ...
2. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
5. Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу:
То сажаю кедры клювом,
То дубы в глухом лесу.
7. Окраской — сероватая,
Повадкой — хитроватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она?
9. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ...
10. Живет в лесу,
Ухает как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.

Ответы. По горизонтали: 3. Кукушка. 4. Аист. 6. Соловей. 8. Дятел. 11. Сорока. 12.
Ласточка. 13. Петух. По вертикали: 1. Гусь. 2. Скворец. 5. Сойка. 7. Ворона. 9. Воробей. 10.
Фили

Приложение № 6
Поделка « СОВА» ( Аппликация)

Сова – необычайно красивая птица. Широкий размах крыльев, круглые выпуклые
глаза, маленькие ушки на голове совы- силуэт, который, ну просто хочется запечатлеть в
аппликации. Жаль, только, что из – за ночного образа жизни редко приходится встречать её
в действительности. Внешность и ночной образ жизни делает её облик немного
мистическим . Услышав в ночном лесу хриплое « Угу-угу!» и увидев в чаще светящиеся
глаза, сразу же на ум приходят сказки о леших, и о прочей чертовщине. Но в детских
представлениях аппликация совы ассоциируется с мультяшными героями – добрыми и
мудрыми.

Приложение № 7
Поделка из бумаги «Бумажный кит»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».