ДОП "Мобильное фото."

OT.UeJI 06pa10BauuH Myuuu,unaJihuoro paii:oua «MocaJihCKHii: paii:ou»
Myunu,nnaJibHOe Ka1euuoe 06pa10BaTeJibHOe yqpe:am,eune .uonoJiunTeJihH0ro
o6pa30BaHHH MocaJihCKHH ,lJ.0M TBopqeCTBa
,.TipttHHTO perneHH:eM

Yrnep)I():(a.IO:

t

Tie,LJ,arorwiecKoro coBeTa N2 1

4,ttpeKTop fy!KOY ,[(O M,[(T
'\

OT «31 » aBrycrn 2023 r.

'/ 4-

'E. H. IkryxoBa
66

OT

31.08.2023 r.

,1J;orrorrHinerrbHa51 o6:w:eo6pa.3oBaTerrbHa51 o6:w:epa.3BHBaIO:W:a51 rrporpaMMa

<oTO>>
TexHtt"lfeCKOH HarrpaBneHHOCTM

YpoBeHI:, CJIO)I(HOCTM rrporpaMMbI: CTapTOBblli
CpoK peanmau:tttt: 3 ro,n:a
BmpacT o6y-qa.IOIQHXCH: 10-13 JieT
opMa peanma:u;irn rrporpaMMbI - O"lfHaH
CocTaBHTeJib: fapHoBa Om,ra ArreKcaH,n:poBHa,
rre,LJ,aror ,n:orroJIHttTem,Horo 06pa10BaHMH

MocanbCK, 2023 r.

Пояснительная записка
В жизни современного человека информация играет огромную роль,
даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной
уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для
восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет
информация графическая.
Программа «Мобильное фото» обусловлена:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым
приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом
Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до
2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мобильное фото»
относится к технической направленности. Её содержание ориентировано

на развитие системного технического мышления, целостных представлений о
взаимосвязях и взаимозависимости человека и техники, что в конечном итоге
позволяет подготовить технически грамотных и творчески мыслящих
молодых людей.
Актуальность
программы.
Цифровая
графика
(фотография,
видеосъемка) в настоящий момент пользуется большой популярностью у
учащихся. Умение работать с различными графическими редакторами
является важной частью информационной компетентности ученика.
Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики,
активизирует процессы формирования самостоятельности школьников,
поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где
существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения.
Создание художественных образов, их оформление средствами
компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от
учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности,
исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно
раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности
(проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с
самовыражением и т.д.).
Отличительной особенностью программы является пробуждение у
обучающихся социальной и художественной рефлексии, формирование
умения оформить эту рефлексию в творческий замысел и реализовать
замысел с использованием возможностей современной техники и
информационных технологий. Практическим выходом программы для ее
участников станет создание индивидуальных или коллективных проектов –
фоторабот, серий фотографий, фотовыставок.
Данная программа разработана не только как система обучения ребят
навыкам фотографии в соответствии с их интересами и способностями, но и
как образовательный маршрут обучающихся, как лестница творчества – от
первого знакомства с миром фотоискусства до вершин мастерства
и, возможно, до осознанного выбора своего профессионального будущего.
Деятельностный характер образования, направленность содержания на
формирование обобщенных способов познавательной, творческой,
практической, коммуникативной деятельности позволяют формировать у
ребенка способность ориентироваться в окружающем мире, предоставляют
ему выбор того содержания образования, которое отражает его интересы как
в настоящий момент, так и в связи с последующими жизненными планами.
Программа практико-ориентирована, вся теория закрепляется
непосредственной деятельностью. В ходе освоения программы обучающийся
имеет возможность пробовать различные подходы при создании
собственного или коллективного продукта. Непосредственная работа над
проектами организуется в форме временных проектных групп, создаваемых
под конкретный замысел и проходящих все этапы от оформления замысла в
проектную идею до конкретного продукта.

При реализации программы у ребенка вырабатывается умение решать
проблемы из разных областей знаний: теории оптики, информатики, физики,
анатомии, психологии, живописи, истории. Для повышения мотивации ребят,
а также эффективности образовательного процесса последовательность
изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как
можно раньше начать применение информационных технологий для работы
с
фотографиями.
Курс
предполагает
использование
цифровых
фотоаппаратов, компьютеров, специальных графических редакторов,
демонстрационной и печатающей техники.
Адресат программы: программа предназначена для обучающихся 10-13
лет. Набор в учебные группы творческого объединения – свободный, основан
на желании подростков заниматься фотоделом.
Срок и объём реализации программы. Срок реализации – 3 года,
годовая нагрузка на обучающегося составляет 144 учебных часа в первый год
обучения, 216 часов – во второй год обучения, 288 часов – в третий год
обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Форма
обучения – очная; режим занятий: 4 учебных часа в неделю (2 раза по 2 часа)
в первый год обучения, 6 часов в неделю (3 раза по 2 часа) во второй год
обучения, 8 часов в неделю (4 раза по 2 часа) в третий год обучения.
Формы организации учебного процесса – выбор формы организации
учебного занятия зависит от содержания учебного материала, подготовки
обучающихся и результата, который должен быть получен по итогам
изучения того или иного материала. Диапазон форм, которые могут быть
использованы для организации учебного занятия в дополнительном
образовании, широк. Остановимся на нескольких, которые представляются
наиболее целесообразными и эффективными для реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Мобильное фото»:
- творческая лаборатория – нетрадиционная форма организации
учебного процесса; используется педагогом для того, чтобы обучающиеся
овладели
новой
учебной
информацией,
знаниями
опытным,
экспериментальным путём или в ходе исследования технического материала;
- творческая мастерская – нетрадиционная форма организации
учебного процесса, в рамках которой обучающиеся выполняют практические
задания: создают «технические» и «творческие» продукты;
- деловая игра - нетрадиционная форма организации учебного
процесса, в ходе которой обучающиеся должны найти решения поставленной
проблемы (социальной, технической, творческой) в специально
смоделированных условиях, имитирующих реальную производственную или
социальную обстановку (в зависимости от характера обозначенной
проблемы);
- дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде
учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности
и
системы
оценивания,
один
из
методов

активного обучения. Дидактическая игра - это такая коллективная,
целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в
целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение
на выигрыш. Дидактическая игра - это активная и(или) интерактивная
учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем,
явлений, процессов;
- учебное занятие - основная традиционная форма учебного процесса,
используется педагогом при изучении нового учебного материала,
закреплении
знаний
и
способов
деятельности,
а
также при проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности
(если нецелесообразно использовать нетрадиционные формы);
- коллективно-творческое дело - форма учебного процесса,
направленная на развитие творческих, интеллектуальных и физических
способностей ребенка. Это совместная работа педагога и обучающихся,
результатом которой является творческий продукт;
- презентация творческих работ - представление обучающимися
результатов своей творческой деятельности.
Объем и срок реализации программы:
Форма обучения – очная. Срок реализации программы 3 года. Режим
занятий:
Год
обучен
ия

Продолжитель
ность занятий

1
2
3

2 часа
2 часа
2 часа

Периодичнос Количест Количест Количествен
ть в неделю
во часов во часов ный состав
в неделю в год
2 раза
3 раза
4 раза

4 часа
6 часов
8 часов

144 часов
216 часов
288 часов

15 человек
12 человек
10 человек

Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческого и технического потенциала личности
ребенка через обучение навыкам фотосъёмки и углубление системы базовых
знаний по информационным технологиям.
Задачи:
Обучающие:
• формировать представления о принципах функционирования
фотоаппарата и об основных способах фотографирования;
• способствовать приобретению умения проводить съемку в различных
жанровых условиях;
• ознакомить с основами смысловой, цветовой и тональной композиции;
• развивать познавательный интерес к правилам и законам композиции
художественной фотографии;
• формировать умение работать с графическими редакторами
фотографий Adobe Photoshop и Lightroom;
Развивающие:
• развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения;
• развивать умение планировать пути достижения своих целей;
• способствовать формированию умения самоконтроля и самооценки;
• способствовать умению организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
• способствовать
формированию
компетентности
в
области
использования ИКТ;
Воспитательные:
• содействовать формированию способности к самообразованию,
саморазвитию и личностному самоопределению;
• прививать ответственное отношение к выполнению задания;
• способствовать
формированию
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной деятельности и ценностно-смысловых установок;
• развивать установку на безопасный, здоровый образ жизни, на
мотивацию к творческому труду, к бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
• содействовать формированию готовности и способности к
самостоятельной и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№
п/п

5

Название
раздела
программы
Вводное занятие
История развития
фотографии.
Фотокамера
Композиция.
Экспозиция
Цвет и свет в
фотографии
Натюрморт

6

Портрет

24

8

16

7

Пейзаж

14

4

10

8

Репортажная
съемка
Графический
редактор Adobe
Photoshop для
фотографа
Промежуточная
аттестация
Основы
художественной
обработки
фотографий
Итоговое занятие
Итого

8

2

6

30

10

20

2

1

1

20

5

15

2
144

1
47

1
97

1
2
3
4

9

10
11

12

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы
контроля

2
12

2
4

8

Беседа
Тестирование

14

4

10

6

2

4

10

4

6

Практическое
упражнение
Практическое
упражнение
Практическое
упражнение
Практическое
упражнение
Практическое
упражнение
Практическое
упражнение
Практическое
упражнение
Творческая
работа
Практическое
упражнение
беседа

Содержание учебного плана первого года обучения
1. Вводное занятие. Теория: Знакомство с деятельностью учреждения,
творческого объединения. Правила поведения и техники безопасности в
учреждении. План работы на год.
2. История развития фотографии. Фотокамера. Теория: Несколько
интересных фактов из истории фотографии. Устройство фотокамеры.
Появление фотографии, первые фотокамеры. Современная фототехника.
Практика: Просмотр презентаций об истории фотографии. Основы
устройства фотокамеры. Режимы и возможности цифровых камер.
3. Композиция. Экспозиция. Теория: Знакомство с различными
особенностями физиологического восприятия. Законы композиции в
фотографии. Правила композиции в фотографии. Анализ изображения.
Выдержка и диафрагма. Свет и тень. Светосила объектива. Практика:
Фотосъёмка объектов с учетом сходств и различий в их визуальном
восприятии глазом. Съёмка фотокомпозиций. Фотосъёмка с использованием
разных диафрагм и режимов выдержки. Определение экспозиции с помощью
фотоэкспонометра.
4. Цвет и свет в фотографии. Теория: Основы цветоведения. Понятие
работы с различными светофильтрами. Виды и характер освещения.
Особенности работы с различными видами освещения.
Практика: Проведение фотосъёмки с использованием светофильтров и
без них. Сопоставление полученных результатов. Определение характера и
вида освещения при съёмке и настроения снимка с помощью анализа
предложенных для этого фотографий. Работа в студии по установке света.
5. Натюрморт. Теория: Знакомство с основами составления
композиции в натюрморте. Натюрморты в среде. Знакомство с различными
вариантами освещения. Практика: Подбор предметов для съёмки
натюрморта, практическое композиционное по- строение для съёмки.
Индивидуальное составление натюрморта по данной теме. Самостоятельный
выбор источников света, фона, аппаратуры. Проведение фотосъёмки
натюрморта при различных вариантах его освещения.
6. Портрет. Теория: Композиционное построение, положение головы
при работе в жанре портрета с различными точками съемки портрета.
Основные правила создания художественного портрета. Самостоятельное
фотографирование, выбор лучших фотографий из отснятого для дальнейшей
обработки. Задача съёмки в домашних условиях людей и животных.
Практика: Проведение портретной съемки в студии. Выбор места, фона,
освещения, необходимой аппаратуры (камера, объектив, пленка, аксессуары
и т.д.). Знакомство с фотографируемым (изучение увлечения и интереса).
Самостоятельная съёмка в домашних условиях людей и животных.
7. Пейзаж. Теория: Разница между грамотно построенным пейзажам и
невыдержанной композицией. Освещение для передачи задуманного кадра.
Особенности съемки городского пейзажа, архитектуры. Значения ракурса,
перспективы и фрагмента при съёмке пейзажа. Практика: Выбор места,

аппаратуры, изучение объекта съёмки. Самостоятельная съёмка городского
пейзажа, съёмка архитектурных памятников с учетом правил. Обработка
материала, анализ. Изучение и анализ работ мастеров живописи.
8. Репортажная съемка. Теория: Представление об основных правилах
и требованиях к репортажной съемке. Знакомство обучающихся с правилами
съемки мероприятий. Приемы и методы при съемке массовых мероприятий.
Практика: Изучение обстановки. Выбор аппаратуры и съёмочного материала.
Съёмка различных мероприятий с учетом правил. Обработка материала.
Внеклассная съёмка (дом, школа, город и т.д.). Обработка материала в
студии, анализ полученных результатов съёмки торжественных мероприятий.
Съёмка массовых мероприятий. Анализ проведённых съёмок.
9. Графический редактор Adobe Photoshop для фотографа. Теория:
Знакомство с программой Adobe Photoshop. Работа с основными
инструментами в программе Adobe Photoshop. Кадрирование, корректировка
кадров по свету и цветовой гамме, ретуширование. Работа со слоями и с
текстом. Практика: Работа по предложенным фотографиям. Самостоятельная
обработка обучающимися своих снимков в программе Adobe Photoshop на
компьютере дома и в студии. Самостоятельная работа со слоями.
Выполнения заданий. Текст в программе Adobe Photoshop. Вертикаль,
горизонталь. Стили текста. Слои. Свет. Цвет. Баланс. Контрастность.
Кривые.
10. Промежуточная аттестация.
Проведение промежуточной аттестации в форме творческой работы.
11. Основы художественной обработки фотографий. Теория:
Форматы файлов. Основы художественной обработки снимков. Практика:
Работа с цветом. Ретушь изображения. Работа с инструментами монтажа.
Работа со слоями. Восстановление фотографии. Добавление нового слоя.
Специальные фильтры. Панорама.
12. Итоговое занятие. Теория: Обобщение изученного материала.
Беседа о перспективах применения полученных знаний в жизни. Подведение
итогов года.
Планируемые результаты первого года
Образовательный потенциал программы позволит сформировать у
обучающихся следующие компетенции:
Образовательные (предметные):
обучающиеся будут знать:
• технические возможности и особенности современной фототехники,
оптики, способы её эффективного применения;
• назначение
и
возможности
использования
современного
компьютерного и демонстрационного оборудования, программного
обеспечения при работе с фотографиями;
• основные законы композиции, различные виды и жанры фотографии;

• основные навыки оценивания фотоснимка, принципы и критерии
отбора фотографий для выставок и различных мероприятий;
• основные этапы возникновения, истории и развития фотографии, ее
роль и место в современном мире.
обучающиеся будут уметь:
• производить фотосъемку в разных режимах с применением грамотно
выстроенной композиции кадра, освещения;
• четко формулировать задачу съемки, адекватно и критически
анализировать и оценивать ее результаты;
• выполнять правила техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий.
Метапредметные:
• эффективно использовать технические средства фотосъемки,
информационно-коммуникационные и проектные технологии при
создании, обработке и презентации фотоизображений;
• эффективно использовать разнообразные приёмы, способы и
технологии выполнения различных видов и жанров фотографии
(портрет, пейзаж, натюрморт, макросъемка, спортивная съемка,
фоторепортаж и др.);
• эффективно
использовать
современное
компьютерное
и
демонстрационное оборудование, программное обеспечение при
работе с фотографиями.
Личностные:
• иметь активную гражданскую позицию;
• иметь навыки межкультурного общения;
• уметь организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное
отношение к товарищам;
• уметь взаимодействовать с другими людьми в условиях открытого
информационного общества;
• бережно относиться к своему здоровью и безопасности.

Учебный план второго года обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4

1.5
1.6

2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

Название раздела
Количество часов
Формы контроля
программы
Всего Теория Практика
Раздел «Мобильное
86
28
58
фото»
Вводное занятие
2
Беседа
2
Настройка
2
4
Тестирование
6
фотоаппарата
Как
6
20
Практическое
26
фотографировать не
упражнение
задумываясь
Жанры фотографий.
10
20
Практическое
30
Изобразительные
упражнение
средства и
выразительные
возможности
фотографии.
Основы Photoshop.
8
12
Тестирование
20
Цифровая обработка
фотографий.
Контрольная работа
2
Контрольная
2
работа по
пройденным
темам: «Пейзаж»,
«Макросъёмка»
«Художественный
портрет»,
«Архитектура и
городской
пейзаж»,
«Натюрморт».
Раздел
130
35
95
«Видеолаборатория»
Виды и жанры кино
6
6
Работа над
4
6
Тестирование
10
сценарием
Планы кадра. Ракурс
3
9
Практическая
12
работа
Репортажная
2
4
Практическая
6
съемка.
работа
Интервьюирование
Съёмка с рук и со

12

2

10

Практическая

2.6

штатива. Положение
оператора
Режимы экспозиции

работа
8

2

6

6

2

4

6

2

4

2.9

Характеристики
освещения
Музыкальная
партитура фильма
Звук в видеофильме

12

2

10

2.10

Видеомонтаж

16

4

12

2.11

Раскадровка
фильма.
Съёмка по
раскадровке.
Видеопереходы.
Видеоэффекты.
Аудиоэффекты.
Заключительное
занятие. Вывод
фильма. Итоговая
аттестация
Итого

16

4

12

8

-

8

8

2

6

4

-

4

216

63

153

2.7
2.8

2.12
2.13
3

4

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Презентация
видеопроектов

Содержание учебного плана второго года обучения
1.1 Вводное занятие. Организационные задачи. Эмоциональнопсихологическое состояние коллектива. Планирование на год. Правила
техники безопасности. Инструменты и материалы.
1.2 Настройка фотоаппарата. Основные составлющие. Понятия
связанные с внутренним и внешним устройством фотоаппарата. Режимы
работы. Меню настроек. Как проверить фотоаппарат, основные
неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив - принцип работы. Типы
объективов. Фотовспышка.
1.3 Как фотографировать не задумываясь. Простые правила
фотосъемки помогут развить навыки фотографирования и сделать
фотографии более профессиональными.
1. Наличие сюжета. Полупустой кадр – неинтересен. Фотографируя
общий пейзаж, обязательно включайте в кадр то, за что есть зацепиться
взгляду. Это может быть даже простая травинка на переднем плане.
2. Наличие фона. Объект съемки ни в коем случае не должен сливаться
с фоном.

3. Наличие гармонии цветов. Всегда избегайте чересчур ярких огней и
цветных пятен.
4. Наличие асимметрии.
5. Наличие уравновешенности композиции. Линия горизонта не должна
быть смещена без необходимости, также как и линия поверхности водоема.
6. Наличие запасного места. Снимая движущийся объект, оставьте в
кадре немного места по направлению движения.
7. Наличие правильной точки съемки.
8. Наличие правильной постановки освещения.
9. Наличие фантазии.
10. Наличие правильного акцента.
1.4
Жанры
фотографий.
Изобразительные
средства
и
выразительные возможности фотографии. Понятие композиции.
Построение
фотоснимка. Фотографический
снимок
строится
по
определенным принципам, которые объединяются общим понятием
"композиция кадра".
Слово "композиция" в переводе с латинского означает сочинение,
составление, соединение, связь, то есть построение изображения,
установление соотношения отдельных его частей (компонентов),
образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по
линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Под композицией следует понимать всю систему, весь изобразительный
строй снимка, созданный фотографом в целях раскрытия идейнотематического содержания, в целях достижения четкости и выразительности
художественной формы. Композиция в таком широком понимании есть
сочетание всех элементов сюжета и изобразительной формы в фотоснимке.
Её определяют размещение фигур и предметов, направление происходящего
в кадре движения, направление основных линий, распределение
светотональных масс. Работа над композицией кадра приводит все эти
составные элементы в определенную гармоничную систему, делает четкой и
ясной изобразительную форму снимка, через которую содержание
выражается со всей необходимой полнотой.
Масштаб изображения. Изображение пространства.
Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности
пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Фотографии, снятые на
природе, – это нечто особенное. Такие снимки, в отличие от студийных
фотографий, подкупают своей естественностью и отличаются большим
разнообразием. Какие же существуют особенности фотосъемки на природе?
Приступая к съемке на природе, в первую очередь необходимо
определить, какой их двух типов снимков вы хотите получить: будете ли вы
снимать саму природу или же природные объекты будут лишь фоном для
съемки людей или животных..
Натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка еды. Предметная
фотосъемка не рассчитана на создание художественных произведений.

Основное ее назначение – получение снимков, призванных качественно
продемонстрировать товар. Предметная фотосъемка делится на типы и
бывает разной сложности. Важнейшее значение при предметной фотосъемке
имеет четкость снимков – на них не должно быть никаких размытости или
бликов. Предметную съемку обычно выполняют с нескольких ракурсов.
Кроме того, дополнительно фотографируют части предмета, требующие
повышенной детализации. Фон преимущественно выбирают белый.
Искусство
портретной
съемки.
Секреты
выразительности
фотопортрета. В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из
наиболее востребованных жанров фотографии. Искусство фотопортрета
активно используется в индустрии моды, где с глянцевых обложек на Вас
смотрят модели с красивыми лицами и дивными пропорциями. Однако во
многих случаях удачно сделанный портрет – это заслуга не столько модели,
сколько самого фотографа. Так как фотографировать портрет, чтобы
добиться художественной выразительности? Художник должен увидеть
образ, проникнуть в его суть, передать увиденное и прочувствованное
жестами рук, наклоном головы и выражением глаз модели. И если
фотохудожник смог правильно все организовать, то результат его труда –
фотопортрет - не останется незамеченным.
Особенности репортажной съемки. Кто же это такой, репортажный
фотограф…Стоит написать о нём немного о всех особенностях его
работы. Репортажная фотография один из самых сложных, но в тоже время
интересных жанров и далеко не у каждого фотографа хватит терпения
работать в таком амплуа. Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ,
где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество
камеры. Фоторепортаж уже
давно
стал
самостоятельным
жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями. Есть у
слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без
вмешательства в его естественное течение. Думается, что мы довольно
понятно объяснили, что же есть репортажная фотография. Особенности
настоящей репортажной фотосъемки состоят в том, что фотограф не может
сказать своей модели: «Станьте, пожалуйста, так. Поверните
голову». Репортажная съемка – живая, в ней все по-настоящему. Ловить
нужно каждый момент. Секунда раньше или секунда позже –
и фоторепортаж уже не будет так удачен, точнее фотографии станут просто
бессмысленной пачкой бумаги, где Вы не увидите самого интересного.
1.5 Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. Знакомство
с Adobe Photoshop. Программа Adobe Photoshop предназначена для любых
работ связанных с созданием и обработки растровой графики. В большинстве
случаев
программу
adobe
Photoshop
используют
для
работы
фотоизображениями, это программа незаменима при разработке цифровых
фотографий при ретуши изображений и для создания художественных
изображений. Далее в этом разделе необходимо познакомить детей с
основными возможностями этой программы. И на простых примерах

научиться пользоваться основными инструментами. На занятиях можно
использовать видео уроки для лучшего усвоения материала.
Конец этого раздела полностью посвящен практической работе. Ребята
попробуют применить все полученные знания для создания школьного фото
и видеоархива по различным темам. Учитель выполняет роль консультанта и
помощника. На итоговом занятии ребята попробуют проанализировать свою
деятельность, выявить ошибки и затруднения с которыми они столкнулись во
время самостоятельной работы.
1.6 Контрольная работа
Практика. Контрольная работа по пройденным темам: «Пейзаж»,
«Макросъёмка» «Художественный портрет», «Архитектура и городской
пейзаж», «Натюрморт».
2.1 Виды и жанры кино
Теория. Виды кино: документальное, художественное (игровое), научнопопулярное, мультипликационное кино. Жанры игрового кино: драма,
комедия, трагедия, детектив, приключенческий фильм, исторический фильм,
боевик, сказки. Написание сценариев сказок «Теремок» и «Репка» в
различных жанрах: комедия, трагедия, детектив, боевик.
2.2 Работа над сценарием
Теория. Сюжет и сценарий видеофильмов. Значение сюжета, его
разработка.
Практика. Написание сценария видеофильма. Видеосъёмки.
2.3 Планы кадра. Ракурс.
Теория. План - относительный масштаб изображения в кадре. Крупные,
средние и общие планы. Ракурс — точка зрения камеры, создаваемая путем
наклона или подъема оптической оси аппарата при съемке.
Практика. Съёмка на видеокамеру объектов различных планов на
учебно-опытном участке; в различных ракурсах.
2.4 Репортажная съемка. Интервьюирование
Теория. Особенности репортажной съемки. Виды репортажной съемки.
Использование жанра интервью в современном медиапространстве.
2.5 Съёмка с рук и со штатива. Положение оператора.
Теория. Штатив - аксессуар, необходимый для более качественной
съёмки, продолжительной съёмки, интервью или диалога. Различные
положения оператора во время съёмок с рук.
Практика. Панорамная съёмка природы со штатива, съёмка различных
планов и в различных ракурсах со штатива и с рук.
2.6 Режимы экспозиции.
Теория. Значение выбора экспозиции; контрастность и насыщенность
получаемого изображения; качество проработки деталей кадра в тени и на

свету.
Практика. Съёмка в различных режимах экспозиции: изменение
величины диафрагмы объектива и выдержки.
2.7 Характеристики освещения
Теория. Основные характеристики освещения: контрастность,
направленность, цветовая температура.
2.8 Музыкальная партитура фильма
Теория. Песня. Ритм. Лейтмотив. Контрапункт.
Практика. Просмотр фильмов и поиск в них песен, ритма, песенлейтмотивов, определение контрапункта.
2.9 Звук в видеофильме
Теория. Звук в видеофильме: речь, музыка, шумы, создание
фонограммы видеофильма; основы записи и воспроизведения звука.
Практика. Наложение звука и звуковых эффектов на смонтированный
фильм.
2.10 Видеомонтаж
Теория. Творческие и технологические основы монтажа. Приемы
монтажа. «Черновой» и «чистовой» монтаж. Линейный и нелинейный
монтаж. Виды монтажа, его цели (технический, конструктивный,
художественный).
Практика. Монтаж отснятого материала.
2.11 Раскадровка фильма.
Теория. Графическое изображение, визуализация сценария фильма.
Практика. Раскадровка фильма и монтаж по ней.
2.12 Съёмка по раскадровке.
Практика. Осуществление видеосъемки
2.13 Видеопереходы. Видеоэффекты. Аудиоэффекты.
Теория. Знакомство с возможностями программ по видеомонтажу.
Практика. Умение грамотно применять эффекты и переходы при
монтаже фильма.
2.14 Заключительное занятие. Вывод фильма.
Практика. Вывод фильма в нескольких форматах. Презентация
видеопроектов: обучающиеся демонстрируют предварительно доработанные
видеоролики, защищают, при необходимости дорабатывают.
Планируемые результаты второго года обучения
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
-в общих чертах историю фотографии;

-правила техники безопасности и эксплуатации
-основные виды съемочного процесса;
-основные композиции в фотографии;
-принципы и особенности работы с современной фототехникой,
компьютерной техникой;
-правила работы с графическим пакетом Photoshop;
-основные принципы фотографирования пейзажа, композиции,
натюрморта, портрета и т.п.;
-особенности языка кино, отличие языка кино от других видов
искусства;
-особенности жанров кинематографа;
-основы операторской работы;
- особенности репортажной съемки;
- особенности интервьюирования;
-особенности структурирования информации и представлении её в виде
видеофильма;
-правила написания сценария;
-этапы работы над фильмом; особенности, достоинства и недостатки
растровой графики; особенности, достоинства и недостатки векторной
графики; основы монтажа видеофильмов.
Уметь:
-грамотно проводить фотосъемку с применением основных
изобразительных средств фотографии;
-пользоваться техническими средствами обучения;
-осуществлять фотосъемку в различных жанрах;
-применять цифровую фототехнику;
-творчески подходить к созданию работ;
-анализировать свою работу
-общаться со сверстниками;
-осуществлять видеосъёмку;
-составлять план (сценарий) фильма;
-выбирать правильный ракурс при съемке;
-монтировать простые видеоролики.
Личностные результаты:
- умеет ставить и решать художественно-творческие задачи и
связанные с ними социальные проблемы;
- личность социально, культурно и профессионального самоопределена,
творчески самореализована;
- развиты творческие способности, образное мышление, зрительное

восприятие;
- развит эстетический и художественный вкус.
Метапредметные результаты:
- высокий уровень качества общения в подростковой и разновозрастной
средах;
- применяет полученные знания в жизни.
Учебный план третьего года обучения
№
п/п
1.

Названия разделов и тем

Количество часов
всего

теория

практика

Вводное занятие. Правила
техники безопасности. Цели и
задачи.

2

1

1

Киноискусство.
Выбор темы.
Структура фильма.
Сценарный план.
Написание
сценария
видеофильма.
Подготовка съемок.
Выбор сюжета и точки съемки.
Принцип света и тени. Съемка пейзажа.

116
4
12
12
12

52
2
8
6
4

64
2
4
6
8

8
16

4
8

4
8

2.7

Портретная
съемка.
съемка. «Золотое сечение».

Групповая

12

4

8

2.8

Репортаж.
Основные
начинающих операторов.

ошибки

12

4

8

12

4

8

16

8

8

46
8

21
4

25
4

8

4

4

2.
2.1.
2.2.
2.3
2.4
2.5
2.6

2.9
2.10
3.
3.1
3.2

Видеосъёмки.
Творческий
планирование».

проект

«Сценарное

Операторское искусство.

Устройство
видеокамеры
основные приемы работы с ней.

и

Основы операторского мастерства и
видеосъемка.

3.3

Видовой фильм и фильм-открытка.

16

4

12

3.4
3.5
3.6
3.7
4.

Социальный видеоролик.
Видеоклип.
Документальное кино.
Творческий проект.
Видеомонтаж

16
16
16
12
72

8
8
8
6
30

8
8
8
6
42

4.1
4.2

8
8

4
4

4
4

4

2

2

Монтаж видео по сценарию. Вставка
видеофрагментов, фотографий и т.п.

8

4

4

4.5

Монтаж видео по сценарию. Вставка
переходов, титров.

8

4

4

4.6

Эффекты. Наложение сложных
эффектов в реальном времени. Фильтры.

8

4

4

4.7

Монтаж видео по сценарию. Вставка
звукового ряда.

8

4

4

Общие сведения о видеомонтаже.
Знакомство с интерфейсом и
основными принципами работы с

4.3
4.4

программой
видеомонтажа
Сравнение функциональности и
интерфейсов
различных
программ
видеомонтажа

4.8

Подготовка творческого проекта

12

4

8

4.9

Защита творческого проекта

8

0

8

5.

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

Содержание учебного плана третьего года обучения
Вводное занятие.
Теория. Беседа о любимых фильмах и передачах. Знакомство с планом
работы кружка. Кино и фотография как вид искусства. Правила техники
безопасности.
Практика. Просмотр фрагментов фильмов разных жанров. Знакомство с
творчеством лучших фотографов.
Цели и задачи видеостудии.
Теория. Цели и задачи видеостудии. Структура фото-видеоинформации.
Практика. Первые тренировочные фото-видеосъёмки.
Работа над сценарием.
Теория. Сюжет и сценарий видеофильмов. Значение сюжета, его
разработка.
Практика. Написание сценария видеофильма. Видеосъёмки.
Профессия фотографа и оператора.
Теория. Профессия оператора и фотографа – между техникой и
искусством
Практика. Видеосъёмки.
Цифровой фотоаппарат
Принцип работы цифрового фотоаппарата. Устройство и режимы
цифрового фотоаппарата. Ручная настройка фотоаппарата. Фокусировка.

Основы фотографии
Выбор сюжета и точки съемки. Принцип света и тени. Съемка пейзажа.
Портретная съемка. Групповая съемка. «Золотое сечение». Репортаж.
Основные ошибки начинающих фотографов.
Подготовка съемок.
Теория. Подготовка съемок: сбор информации; подготовка объекта;
подготовка участников.
Практика. Видеосъёмки.
Техника и технология видео-фотосъемки.
Принцип работы цифрового фотоаппарата. Устройство и режимы
цифрового фотоаппарата. Ручная настройка фотоаппарата. Фокусировка.
Использование в фильме фотографий и других изобразительных
материалов.
Практика. Видеосъёмки. Фотосъёмки. Подбор материала.
Видеомонтаж.
Теория. Творческие и технологические основы монтажа.
Приемы монтажа. «Черновой» и «чистовой» монтаж.
Линейный и нелинейный монтаж. Виды монтажа, его цели
(технический, конструктивный, художественный).
Программы Видеоредактор VideoPad, Киностудия Windows Live.
Практика. Монтаж отснятого материала.
Звук в видеофильме
Теория. Звук в видеофильме: речь, музыка, шумы, создание фонограммы
видеофильма; основы записи и воспроизведения звука
Практика. Наложение звука и звуковых эффектов на смонтированный
фильм.
Вывод фильма.
Теория. Вывод фильма. Форматы вывода фильма. Создание видеофайла
MPEG2. Создание видеофайла MPEG4. Конверторы.
Практика. Вывод фильма в нескольких форматах.
Заключительное занятие. Защита проекта.
Теория. Диагностика. Подведение итогов работы за год, поощрение
наиболее отличившихся, обсуждение планов на летний период и следующий
учебный год.
Планируемые (ожидаемые) результаты третьего года обучения:
Метапредметные результаты: осуществление контроля своей
деятельности, умение организовать совместную деятельность с другими
членами кружка, работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты: участие в общественной жизни школы,
готовность к саморазвитию и самообразованию, уважение к другому
человеку, его мнению.

Предметные результаты: умение осуществлять монтаж видеороликов.
В рамках изучения программы учащиеся должны владеть следующими
знаниями, умениями:

пр.);

Учащийся должен:
–знать основные методы, этапы проектирования, создания видеоролика.
–уметь работать в программе Видеоредактор VideoPad.
–владеть способами эффективной работы в команде.
–уметь работать с видеоаппаратурой (камера, фотоаппарат, штатив и

–владеть основами работы в видеоредакторах;
–знать основы звукозаписи;
–ознакомиться с основами работы таких кинопрофессий как: режиссер,
сценарист, оператор, специалист компьютерного монтажа, актер.
Календарный учебный график.
РАЗДЕЛ № 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1 Календарный учебный график составляется ежегодно, вынесен в
рабочую программу.
Начало учебного года – с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая.
2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы. Педагог дополнительного
образования – руководитель творческого объединения - должен
соответствовать требованиям единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих
(раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
владеть знаниями по устройству фотоаппарата, видеокамеры; техникой фотои видеосъемки и обработки цифровых изображений; правилами и нормами
охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и
противопожарной защиты.
Материально-техническое обеспечение. Учебный класс оснащен
оборудованием, необходимым для освоения программы: цифровая
зеркальная фотокамера Canon 77D, профессиональный фото/видео штатив,
микрофон-петличка, ноутбук acer, струйный принтер Epson l132.

1.3
Оценочные материалы
Способом определения результативности реализации программы служит
мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга проводится
в начале, в середине и в конце учебного года на основе диагностических
методик определения уровня развития ключевых и специальных
компетентностей, контрольных опросов, тестирования и педагогического
наблюдения. Критериями эффективности реализации программы являются
динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся,
предметно-деятельностных компетенций.
Критерий

Уровень выраженности оцениваемого качества
Низкий

Средний

Высокий

Мотивация
учебной
деятельности

Равнодушен
к Осваивает
получению
материал
с
знаний,
интересом,
но
познавательная
познавательная
активность
активность
отсутствует
ограничивается
рамками
программы

Стремится получать
прочные
знания,
активно включается
в познавательную
деятельность,
проявляет
инициативу

Степень
обучаемости

Усваивает
материал только
при
непосредственной
помощи педагога

Усваивает
материал
в
рамках занятия,
иногда требуется
незначительная
помощь
со
стороны педагога

Учебный материал
усваивает без труда,
интересуется
дополнительной
информацией
по
предлагаемой
деятельности

Навыки
Планирует
и
учебного труда контролирует
свою
деятельность
только
под
руководством
педагога,
темп
работы низкий

Может
планировать
и
контролировать
свою
деятельность
с
помощью
педагога,
не
всегда
организован, темп

Умеет планировать
и контролировать
свою деятельность,
организован, темп
работы высокий

работы не всегда
стабилен
Теоретическая
подготовка

Объем усвоенных
знаний менее 1\2,
не
владеет
специальной
терминологией

Объем усвоенных
знаний более 1\2,
понимает
значение
специальных
терминов,
организован, темп
работы не всегда
стабилен

Теоретические
знания полностью
соответствуют
программным
требованиям,
специальные
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием

Практическая
подготовка

Объем усвоенных
умений менее 1\2,
не
может
работать
самостоятельно,
практически
постоянно
вынужден
обращаться
за
помощью,
затрудняется при
работе
с
оборудованием.

Объем усвоенных
умений более 1\2,
иногда
испытывает
затруднения
и
нуждается
в
помощи педагога,
работает
с
оборудованием с
незначительной
помощью
педагога

Практические
умения и навыки
полностью
соответствуют
программным
требованиям,
успешно применяет
их
в
самостоятельной
работе, работает с
оборудованием
самостоятельно

Формы аттестации.
При реализации программы проводится входной, текущий,
промежуточный и итоговый контроль за усвоением пройденного материала
обучающимися.
Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по
программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций
в соответствующей образовательной области для установления уровня
сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме
собеседования, или анкетирования, или мониторинга.
Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления
правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий
контроль может быть реализован посредством следующих форм:
наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, творческие работы,
проблемные (ситуативные) задачи, практические работы и т. д. Комплексное
применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько
освоен обучающимися изучаемый материал, и при необходимости
скорректировать дальнейшую реализацию программы.
Промежуточный контроль проводится в рамках процедуры
промежуточной аттестации для обучающихся первого и второго годов
обучения. Процедура промежуточной аттестации организуется в конце
первого учебного года в форме творческой работы. Процедура
промежуточной аттестации организуется в конце второго учебного года в
форме выставки творческих работ.
Итоговый контроль проводится в рамках процедуры итоговой
аттестации для обучающихся третьего года обучения. Процедура итоговой
аттестации организуется в форме презентации творческих работ.
Система оценивания итоговой аттестации: - «зачтено» - соблюдены
требования к созданию серии фотографий, творческие фотоработы имеют
высокое техническое качество, прослеживается творческий подход к
заявленной теме, тема раскрыта, работы оригинальны и уникальны; «незачтено» - фотографии не объединены в серии, творческие фотоработы не
обработаны в фоторедакторе, отсутствует творческий подход к заявленной
теме, тема нераскрыта, или работы не представлены.
Оценочные материалы.
Диагностика результатов освоения программы.
Способом определения результативности реализации программы служит
мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга проводится
в начале, в середине и в конце учебного года на основе диагностических
методик
определения
уровня
развития
ключевых
и
специальных компетентностей, контрольных опросов, тестирования и
педагогического наблюдения. Критериями эффективности реализации

программы являются динамика основных показателей воспитания и
социализации обучающихся, предметно-деятельностных компетенций.
Основные критерии освоения содержания программы
Критерий

Уровень выраженности оцениваемого качества
Низкий
Средний
Высокий
Мотивация
Равнодушен
к Осваивает материал Стремится
получать
учебной
получению знаний, с интересом, но прочные
знания,
деятельности
познавательная
познавательная
активно включается в
активность
активность
познавательную
отсутствует
деятельность,
ограничивается
рамками программы проявляет инициативу
Степень
Усваивает материал Усваивает материал Учебный
материал
обучаемости
только
при в рамках занятия, усваивает без труда,
непосредственной
иногда
требуется интересуется
помощи педагога
незначительная
дополнительной
помощь со стороны информацией
по
педагога
предлагаемой
деятельности
Навыки учебного Планирует
и Может планировать Умеет планировать и
труда
контролирует свою и
контролировать контролировать свою
деятельность
свою деятельность с деятельность,
только
под помощью педагога, организован, темп
не
всегда работы высокий
руководством
организован,
темп
педагога, темп
работы низкий
работы не всегда
стабилен
Теоретическая
Объем
усвоенных Объем
усвоенных Теоретические знания
подготовка
знаний менее 1\2, не знаний более 1\2, полностью
владеет специальной понимает значение соответствуют
терминологией
специальных
программным
терминов,
требованиям,
организован,
темп специальные термины
работы не всегда употребляет осознанно
стабилен
и
в
полном
соответствии с их
содержанием
Практическая
Объем
усвоенных Объем
усвоенных Практические умения и
подготовка
умений менее 1\2, не умений более 1\2, навыки
полностью
может
работать иногда испытывает соответствуют
самостоятельно,
затруднения
и программным
практически
нуждается в помощи требованиям, успешно
постоянно вынужден педагога, работает с применяет
их
в
обращаться
за оборудованием
с самостоятельной
помощью,
незначительной
работе, работает с
затрудняется
при помощью педагога
оборудованием
работе с
самостоятельно
оборудованием.

.Список использованной литературы

1. Ефремов Александр - "Секреты RAW. Профессиональная обработка",
Питер, 2008 год
2. Лапин Александр - "Фотография как...", Московский университет,
2003год
3. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные
камеры», Арт-Родник, 2006 г.
4. http://tips.pho.to/ru/
5. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
6. http://www.photoshop-master.ru/
7. http://www.teachvideo.ru/course/127
8. 1. Айсманн К. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop,М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
9. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.,
1991.
10. Кэлби С. Хитрости и секреты работы в Photoshop 7.: Пер с англ. – М.:
Издательский дом «Вильямс», 2007.
11. Кэплин С. Секреты создания спецэффектов в Photoshop. Руководство
дизайнера, 3-е издание/ Стив Кэплин. – М.: Эксмо, 2007.
12. Лапин А. «Фотография как…». - М., 2004.
13. Мануйлов В.Г. Ретуширование и обработка цифровых изображений в
Adobe Photoshop. Информатика в школе: Приложение к журналу
«Информатика и образование». №7, 2006.
14. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо. - М., 2008.
15. Спецэффекты. Руководство по новым необычным фотопроцессам и
фотоприемам. – М.: « Международное агентство «А.Д.&Т», 2000.
16. Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии - М., 1994.
17. Бояров П. Начала цифровой фотографии, Издательство: Питер, 2005.
18. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: «Высшая школа»,
1989.
19. Келби С. Обработка цифровых фотографий в Adobe Photoshop CS2,
Издательский дом "Вильмс", 2007.
20. Кишик А. Цифровая фотография. Искусство съемки и обработки
изображений в Photoshop CS. Эффективный самоучитель,
Издательство: ДиаСофтЮП, 2005.
21. Мосс К. 50 эффективных приемов съемки цифровым фотоаппаратом,
Издательство: Вильямс, 2006.
22. Пожарская С. Фотомастер. - М., 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».