,'i..
0r)J;eJI o6pa.3oBal-IlUI H oxpam,1 rrpas ,Zl;eTCTBa MP «Mocan&cKHii pa.HOH» ,r
MymuurnaJibHOe Ka.3eHHOe o6pa.30BaTeJibHOe yqpe)l()];eHHe ,Zl;OIIO.JIHMTeJihHOro o6pa.3C)B'aHIDI
MocaJihCKHH )];OM TBopqecTBa
' pemeHHeM
''
,Ilpmurro
IlemirorWiecKoro cosern .M? 1
_
YTBep)l()];etto:
·
. ,Zl;npekro_p,MKOY ;[.(O M,tJ;r
~ ~; ( E.H.-,_ Ileryxosa
·:
OT «,J 1 » 08. 2023r.
ppmca':3 N5?
?,? '
1» 08. _2023r.
,[(orroJIHHTeJII>HaH o6meo6pa3oBaTeJII>HaH rrporpaMMa
<opMa peaJIH3aI(HH qporpa.MMbI -
j
•
. i.: ..·.ei,..•~;j;.~; ,r~-;'~;r~~::~:•~~t:-:-·:.~')'.:~~-~1~:t.)-'·" '.
~
O'IHM
.
t• ·.:
~~-,·. '
;,
,,.
• ··~·("-
,,
r .MocaJihCK, 2023r.
-i..-.
.
-~-4~
-·.
-i. ···--, .·:,...:-- .1•..-·.·
..
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что
мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть
прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке
ткани, перышке.
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования.
Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности,
которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию
мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы,
конечно же, способствует творческая деятельность.
Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них
будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение
проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных представлений о том,
чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят
посещать кружки за компанию с друзьями. Занятия в кружке для подростков даже могут
перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны педагога.
Работа по данной программе расширяет кругозор, повышает общую культуру,
позволяет выявить способности и таланты, приучает обучающихся к труду.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022. г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом
Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических
рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от
28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих
социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
Отличие данной программы выражается в том, что она, является комплексной по
набору техник работы с природным материалом. Дает возможность проявлять и
реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в
реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду. Помогает овладеть
основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому
ребенку открывать для себя мир декоративно - прикладного творчества.
Деятельность
детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных
с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением.
Программа «Школа творчества» направлена на развитие творческих способностей процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу
и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
«Школа творчества» состоит в возможности совмещения процесса обучения с
практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов. А так же в
том, что на основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи
обучающиеся фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по
выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Именно
поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».
Программа модифицированная - составлена на основе программ дополнительного
образования, разработанных другими педагогами и изученных в сети Интернет.
Адресат программы - обучение по данной программе рассчитано на обучающихся в
возрасте: 7 - 11 лет. Программа ориентирована на учащихся младшего школьного
возраста.
Объём программы – 144 часа.
Уровень освоения содержания – стартовый
Форма обучения – очная
При планировании образовательного процесса предусматриваются следующие формы
организации познавательной деятельности:
• коллективные (фронтальные со всем составом);
• групповые (работа в группах, бригадах, парах);
• индивидуальные.
Формы организации учебных занятий
• консультации;
• практикумы;
• проекты;
• проверки и коррекции знаний и умений;
• выставки;
• соревнования.
Виды занятий – контрольные и открытые занятия, соревнования.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий –1 год: 2 раза в неделю по 2 часа.
Условия реализации программы
Группы формируются в соответствии с возрастом обучающихся, без предварительного
отбора, по заявлению родителей.
Допускается комплектование разновозрастных групп.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
1. Образовательные:
• Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном
материале;
• Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной
стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений,
составления композиций.
• Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
замыслы, идеи.
2. Развивающие:
• развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
• формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, м
ышления, художественного вкуса;
• формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной
культуры;
• развитие образного и логического мышления;
• Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический
вкус, моторику рук, внимание.
3. Воспитательные:
• Воспитание трудолюбия, аккуратности,
• бережное отношение к природе,
• целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.
Основными принципами работы программы являются:
•
учет современных требований;
•
учет возрастных особенностей;
•
доступность;
•
последовательность;
•
системность;
•
эффективность;
•
личностно-ориентированный подход.
•
управляемость образовательным процессом;
•
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм
работы.
Методы работы: Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а
также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями
детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение,
опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
•
объяснительно-иллюстративный;
•
репродуктивный;
•
частично-поисковый;
•
проектный;
•
исследовательский.
1. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть,
но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.
2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам
способствует усилению созидательного начала детей.
3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества,
так и для развития коммуникативных способностей детей.
Ожидаемый результат:
•
•
•
•
•
•
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
умение выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ.
навык работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве.
создавать средствами бумаги и природного материала выразительные образы
природы, человека, животного
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Название раздела,
темы
1
Раздел I. Введение в программу.
Вводная диагностика. Вводный инструктаж по
ТБ.
Экскурсия «Радужная осень».
2
Раздел II. Работа с бумагой и картоном.
Виды
бумаги
и
картона.
Заочное путешествие на бумажную фабрику
(с использованием
Количество учебных часов Форма
всего
теория практик контроля
а
8
6
2
4
анкетирование
тестирование
2
2
Опрос
наблюдение
28
8
4
4
мультимедийна
я
презентация
мультимедийных продуктов).
Практическая работа с бумагой
3
Знакомство с техникой «мозаика»
4
2
2
Мозаика «Воспоминание о лете».
2
-
2
Изготовление аппликации «Осенний лес».
4
-
4
Изготовление поздравительных открыток по
замыслу воспитанников.
Оригами. Изготовление розы из бумаги.
Раздел III. Флористика.
История флористики. Инструменты. Подготовка
материалов.
6
2
4
4
18
4
2
2
2
2
«Осенний букет» составление композиции.
2
-
2
Изготовление цветов «Собираемся на бал».
4
2
2
Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».
4
2
2
Композиция «Березы в зимнем лесу».
4
2
2
Раздел IV. Работа с природным материалом.
Знакомство
с
разнообразием
природного
материала
20
8
4
4
Изготовление
листьев.
засушенных
4
2
2
Составление композиции «Животные нашего
леса» (коллективная работа).
4
-
4
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием
семян, камешек, листьев).
Раздел V. Аппликация из текстильных
материалов.
4
2
2
наблюдение
опрос
практикум
мультимедийна
я
презентация
творческая
работа
Творческая
работа
творческая
работа
наблюдение
опрос
наблюдение
творческая
работа
Творческая
работа
наблюдение
Мультимедийн
ая
Презентация
наблюдение
Наблюдение
творческая
работа
Творческая
Работа
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
4
5
композиций
из
16
Мультимедийн
ая
презентация
наблюдение
опрос.
практикум
творческая
работа
наблюдение
Наблюдение
творческая
работа
творческая
работа
Беседа о разновидностях ниток.
Аппликации из нарезанных ниток.
4
2
2
8
2
6
4
-
4
18
6
опрос
наблюдение
творческая
работа
2
4
«потайной».
4
-
4
Технология изготовления и шитье мягкой
игрушки «Собака мой друг».
Лоскутная аппликация «Домик в деревне»
(коллективная)
4
-
4
4
-
4
Раздел VII. Эко дизайн.
Как решить проблему отходов, что можно
использовать в работах.
34
8
Мультимедийн
ая
презентация
опрос
наблюдение
Творческая
работа
наблюдение
творческая
работа
творческая
работа
наблюдение
4
4
Горшочек с цветами из коктейльных соломинок
«Парад цветов».
6
4
2
Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых
бутылок, с использованием акриловых красок
6
4
2
Подсвечники для праздника с
использованием
компьютерных дисков.
Творческая работа «Волшебная шкатулка».
4
2
2
4
2
2
Эко украшения.
6
2
4
Итоговое занятие. Выставка работ.
2
-
2
Аппликация из нарезанных ниток.
«Времена года».
Аппликация из ткани. «Кошка».
6
Раздел VI. Работа с тканью
Знакомство с профессией дизайнера.
Техника
выполнения
шва
Тренировочные упражнения.
7
Пейзаж
Мультимедийн
ая
Презентация
опрос
наблюдение
творческая
работа
наблюдение
Мультимедийн
ая
Презентация
Практическая
работа
творческая
работа
наблюдение
творческая
работа
наблюдение
творческая
работа
наблюдение
творческая
работа
наблюдение
Мультимедийн
ая
презентация
Творческая
работа
наблюдение:
защита
творческих
проектов
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
//
Итого
144
52
92
Раздел I. Введение в программу (8 часов)
Тема 1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения.
Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня»,
«Телефон доверия», «Интервью»). Работа на выявление уровня начальной подготовки
обучающихся: проведение анкетирования «Мои увлечения».
Тема 2: Экскурсия «Радужная осень»
Теория: Мир вокруг нас. Формирование представления о процессе изменения в
природе, об объектах живой и неживой природы, представления у учащихся о деревьях и
отличий между ними. Формирование умений наблюдать и видеть сезонные изменения в
природе; развитие бережного отношения к природе.
Практика: экскурсия «Радужная осень». Собрать подготовительный материал для
изготовления творческих работ (листья, веточки, каштаны, желуди и т.п). Способы
заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение
засушенного материала. Опрос, наблюдение.
Раздел II. Работа с бумагой и картоном (28 часов).
Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику с
использованием мультимедийных продуктов
Теория: Виды бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее
обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение
свойств бумаги разных видов. Обсуждение необходимых инструментов для создания
поделок.
Практика: Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием
мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для
принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный).
Показ презентации. Обсуждение.
Тема 2. Знакомство с техникой мозаика
Теория: Что такое мозаика. Виды мозаики: стеклянная, смальтовая, керамическая,
нетрадиционные материалы. Мозаичная аппликация. Технология работы в техники
мозаика.
Практика: Просмотр презентации «Чудеса мозаики».
Тема 3. Мозаика «Воспоминание о лете»
Теория: Познакомить с техникой аппликации «мозаика». Показ приёмов
выполнения.
Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне.
Выполнение творческой работы «Воспоминание о лете» Обсуждение работ.
Тема 4. Изготовление аппликации «Осенний лес»
Теория: Знакомство с жанрами искусства. Пейзаж. Демонстрация репродукций
осеннего пейзажа.
Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне.
Выполнение творческой работы «Осенний лес» Обсуждение работ.
Тема 4. Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников
Теория: Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки.
Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание, приклеивание,
обрывание, склеивание. Творческая работа «Открытка на день учителя».
Тема 5. Оригами. Изготовление розы из бумаги
Теория: Искусство складывания бумаги. Знакомство с техникой оригами. Что такое
модуль. Демонстрация приемов: сгибание, складывание.
Практика: Поэтапное изготовление Розы в технике оригами.
Раздел III. Флористика (18 часов).
Тема 1. История флористики. Инструменты. Подготовка материалов
Теория: История
флористики.
Инструменты.
Подготовка
материалов.
Особенности засушивания цветов, хранение. Стили и техники. Коротко о колорите.
Практика: Демонстрация приемов и видов флористики. Опрос.
Тема 2. «Осенний букет» составление композиции
Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых материалов.
Практика: Составление букета из предложенных природных материалов.
Тема 3. Изготовление цветов «Собираемся на бал»
Теория: Гофрированная бумага виды, приемы работы.
Практика: Демонстрация презентации «Искусство создания цветов». Составление
«сладкого букета» из гофрированной бумаги. Цветы: тюльпан, роза, астра на выбор
воспитанников. Коллективная работа.
Тема 4. Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке»
Теория: Плоскостная аппликация из листьев. Цветовые сочетания. Жанры в
изобразительном искусстве. Натюрморт, портрет, пейзаж.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Демонстрация
примеров: «Девушка осень. Портрет», «Пушкинская осень. Пейзаж», «Корзина фруктов.
Натюрморт».
Тема 5. Композиция «Березы в зимнем лесу»
Теория: Повторение изученного материала. Техника работы с природным
материалов. Компоновка, планы.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Композиция
«Березы».
Раздел IV. Работа с природным материалом (20 часов).
Тема 1. Знакомство с разнообразием природного материала
Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные
особенности. Декоративно-прикладное искусство Курского края. Знакомство с работами
мастеров и умельцев народного искусства. Инструменты и материалы. Подготовка
материала к работе.
Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России», «Мастера
родного края». Опрос.
Тема 2. Изготовление композиций из засушенных листьев
Теория: Как подготовить материал, сбор, сушка, покраска. Техника безопасности
работы с ножницами, клеем, утюгом.
Практика: Составление композиции из засушенных листьев. Применение шишек и
каштанов.
Тема 3. Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная
работа)
Теория: Работаем в команде. Правила поведения и работы с инструментами.
Стилизация животных. Техника прессованная флористика. Техника и приемы работы.
Практика: Составление композиции из природных материалов «Животные нашего
леса».
Тема 4. Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек,
листьев)
Теория: Орнамент: растительный, геометрический. Понятие раппорт. Стилизация
растений.
Практика: Составление Мозаики «Веселые узоры».
нитей.
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов (16 часов).
Тема 1. Беседа о разновидности ниток. Аппликация из нарезанных нитей
Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды аппликации из
Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».
Тема 2. Аппликация и нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года»
Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической работе.
Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна) на
выбор воспитанников. Техника смешанная.
Тема Аппликация из ткани «Кошка»
Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура.
Стилизация животного (кошки).
Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».
Раздел VI. Работа с тканью (18 часов).
Тема 1. Знакомство с профессией дизайнер
Теория: Профессия дизайнер. Разновидности профессии (дизайн одежды,
интерьера, ландшафта, эко дизайн, WEB-дизайнер, Фуд-дизайнер). История профессии,
особенности. Что делает дизайнер.
Практика: Просмотр презентации «Я в дизайнеры пойду». Опрос.
Тема 2. Техника выполнения шва «потайной» Тренировочные упражнения
Теория: «Потайной шов» цели и назначение, техника исполнения. Правила техники
безопасности при работе с ножницами и иглами.
Практика: Просмотр карты стежков и презентации «Основные швы». Выполнение
шва на картонке.
Тема 2. Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг»
Теория: Демонстрация игрушек ручной работы. Повторение техники безопасности
при работе с ножницами и иглами. Конструкция. Шаблон.
Практика: Перевод шаблона в выкройку. Вырезание деталей кроя. Соединение
деталей в изделие, наполнение синтепоном, зашивание игрушки. Демонстрация поделки.
Тема 3. Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная работа)
Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы с инструментами.
Аппликация плоскостная, объемная.
Практика: Коллективная работа над панно «Домик в деревне». Разработка эскиза,
перевод рисунка на основу, вырезание и приклеивание деталей, оформление работы.
Раздел VII. Эко дизайн (34 часов).
Тема 1. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах
Теория: Что такое отходы, и какой они приносят вред природе. Отходы с пользой.
Вторая жизнь старых вещей.
Практика: Просмотр презентации «Вторая жизнь старых вещей». Опрос. Как
решить проблему отходов, что можно использовать в работах.
Тема 2. Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов»
Теория: Для чего нужны коктейльные соломинки. Нетрадиционное применение
материала из пластика. Строение цветка астры.
Практика: Подготовка материалов к работе. Изготовление из коктейльных
соломинок вазы с цветами астр.
Тема 3. Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок
Теория: Вторая жизнь пластиковой бутылки. Просмотр иллюстраций. Беседа о
бережном отношении к природе. Техника безопасности работы с ножницами и пластиком.
Практика: Изготовление игрушки или гирлянды из пластиковой бутылки, на
выбор воспитанников.
Тема 4. Подсвечники для праздника из компьютерных дисков
Теория: Что такое подсвечник, как он появился и для чего нужен. Разнообразие
форм и цвета.
Практика: Изготовление подсвечника их компьютерных дисков. Применение
различных техник декора.
Тема 5. Творческая работа «Волшебная шкатулка»
Теория: Бросовый материал и как с ним работать. Техника безопасности с
инструментами.
Практика: Изготовление шкатулки из бросового материала.
Тема 6. Эко сумки
Теория: Эко сумки для чего они нужны. Роспись по шаблонам.
Практика: Показ презентации «Сохраним планету». Роспись «Эко сумки» с
применением шаблонов на свободную тему.
Тема 6. Итоговое занятие. Выставка работ
Теория: Правила оформления работ. Тб при работе с инструментами.
Практика: Оформление работ к выставке.
1.4.Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны:
Обучающиеся должны знать/ понимать:
• бумагу, виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления,
применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой
(складывание, сгибание, вырезание, скручивание, склеивание);
• жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
• Основы композиции, формообразования, цветоведения;
• особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в
природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
• историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием
мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
• общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия:
масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, раппорт;
• понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и
композиционное решение;
• понятие «оригами» и «Модульное оригами», их отличия.
Обучающиеся должны уметь:
• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики каждой изученной техники программы;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы
предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для
создания выразительных образов;
• моделировать с помощью трансформации форм новые образы;
• понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира
• называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
• выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений
(шаблон, трафарет);
• выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы,
канцелярский нож;
• выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов:
линейка, угольник, циркуль;
• выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
• наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
• подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей
изделия;
• добывать необходимую информацию (устную и графическую).
• анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; • определять
основные конструктивные особенности изделий;
• подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в
целом;
• соблюдать общие требования дизайна изделий;
• планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
•
Раздел 2
Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарно – тематический план (составляется и выносится в отдельный
документ)
2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике
безопасности;
2. Столы для обучающихся;
3. Стулья;
4. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования,
конструкторских материалов;
5. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы,
книги, видео презентации по темам;
6. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
7. Оборудование: ноутбук, проектор
2.3. Формы аттестации (контроля)
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа творчества» применяются входящий, текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы
и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и
положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний
осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты,
викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года.
Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки:
конкурс-выставка работ.
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школа
творчества» будет осуществляться по 4 направлениям.
2.4. Оценка и контроль:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с
материалом (после прохождения соответствующего блока)
• Тест - викторина ( на знание теории)
• Поделка (практическое задание)
•
2.5. Методическое обеспечение программы
•
Методическое обеспечение программы
•
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
•
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы
обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
•
Основные формы проведения занятий –
•
-
Целевые прогулки и экскурсии;
•
-
Наблюдение;
•
-
Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
•
-
Беседы;
•
-
Использование научной и художественной литературы;
•
-
Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;
•
-
Использование аудио и видео материалов;
•
-
Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала.
•
В качестве дидактического материала используются:
•
-
раздаточный материал;
•
-
наглядные пособия;
•
-
литература по окружающему миру для чтения;
•
-
сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии )
•
-
книги, брошюры, газетные материалы;
•
-
фотографии;
•
-
тесты, кроссворды по темам;
•
-
компьютерные презентации по темам;
Организация образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в минигруппах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной
теме.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения
теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом
к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом
(в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
краткое повторение пройденного материала;
знакомство с новой темой (технологией);
вводный инструктаж;
практическая работа;
уборка рабочего места.
В образовательной программе используются следующие формы занятий:
экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и
наблюдения за природой;
беседы, рассказы, объяснения;
показ технических приёмов;
демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из
природного материала;
практическая работа;
мастер - классы для сверстников и взрослых;
экскурсии на выставки.
2.6.Список литературы
1. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
2. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
3. Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов / Дж.
Аллен. — СПб.: Питер, 2017. — 85 c.
4. Ахремко В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое
руководство / В.А. Ахремко. — М.: Эксмо, 2018. — 96 c.
5. Барташевич А.А. Конструирование изделий из древесины. Основы композиции и
дизайна / А.А. Барташевич. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 48 c.
6. Берман Д. Do Good Design: как дизайнеры могут изменить мир / Д. Берман. — М.:
Символ, 2015. — 200 c.
7. Бионика для дизайнеров: учеб. пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М.
А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 232 с.
8. Боун Э. Дизайнер интерьера / Э. Боун. — М.: Махаон, 2018. — 288 c.
9. Васильева В. А. Ландшафтный дизайн малого сада. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
10. Вильямс Р. Дизайн для Недизайнеров / Р. Вильямс. — М.: Символ, 2015. — 192 c.
11. Воронова О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер (новое оформление) / О.В. Воронова.
— М.: Эксмо, 2015. — 184 c.
12. Воскобойников Ю.Е. Живопись для дизайнеров и архитекторов. Курс для бакалавров:
Учебное пособие / Ю.Е. Воскобойников. — СПб.: Планета Музыки, 2015. — 104 c.
13. Голомбински К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и
мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген; Пер. с англ. Н.А. Римицан.. — СПб.: Питер,
2013. — 272 c.
14. Графический дизайн. Современные концепции: учеб. пособие для вузов / Е. Э.
Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт, 2018. — 183 с.
15. Грибер Ю. А. Градостроительная живопись: монография / Ю. А. Грибер, Г. .. Майна.
— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 133 с.
16. Дандо Паскаль Стань модельером! Дизайнерская одежда / Паскаль Дандо. — М.: АСТ,
2018. — 640 c.
17. Джанда М. Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / М.
Джанда. — СПб.: Питер, 2019. — 384 c.
18. Елочкин М.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности
дизайнера / М.Е. Елочкин. — М.: Academia, 2016. — 396 c.
19. Ермаков М.П. Основы дизайна. Художественная обработка твердого и мягкого камня:
Учебное пособие / М.П. Ермаков. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 80 c.
20. Ермилова Д. Ю. Дизайн-проектирование костюма. — М.: Юрайт, 2020. — 177 c.
21. Жданов Н. В. Промышленный дизайн: бионика. — М.: Юрайт, 2020. — 122 c.
22. Журавлева О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / О.Б.
Журавлева, Б.И. Крук. — М.: ГЛТ, 2013. — 168 c.
23. Като Т. Шьем текстильных кукол. Основы моделирования и дизайна / Т. Като. — М.:
Контэнт, 2015. — 112 c.
24. Композиция костюма: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. В.
Ермилова, Д. Ю. Ермилова, Н. Б. Ляхова, С. А. Попов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.:
Юрайт, 2016. — 449 с.
25. Кузвесова Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко. — М.:
Юрайт, 2020. — 140 c.
26. Кузина Е. А. Дизайн интерьера общественного пространства магазинов. — М.: Юрайт,
2020. — 122 c.
27. Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика. — М.:
Юрайт, 2020. — 209 c.
28. Лившиц В. Б. Художественное материаловедение: ювелирные изделия: учеб. пособие
для академического бакалавриата / В. Б. Лившиц, В. И. Куманин, М. Л. Соколова. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 208 с.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
https://knigi-po-teme.ru/список-литературы-по-дизайну-2021/
https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-detskiy-dizayn-razvitie-tvorcheskih-sposobnosteydetey-2094840.html
https://www.livelib.ru/selection/334571-pervye-uroki-zhivopisi-i-dizajna-dlya-detej
https://gym1544sz.mskobr.ru/files/2017/dizajn_programma_2016-2017_1.pdf
https://www.art-talant.org/publikacii/26452-programma-po-uchebnomuhttps://znanio.ru/media/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programma--yunyj-dizajner2488431
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=649181
https://obuchalka.org/2013072972704/pervie-uroki-dizaina-iskusstvo-detyam-fedorov-u-dorojinu-g-2009.html