ДОП "Чистая планета"

OT,I:i;en o6pa30BaIIIDI

H

oxpaHbI npaB .n:eTCTBa MyHHUHIIaJibHOfO pa.iioHa «MocaJibCKHH pa.HOH»

MyHHUHIIaJibHOe Ka3eHHoe o6pa3oBaTeJibHOe yqpe)K}leHHe

}l0II0JIHHTeJibH0fO o6pa30BaIIIDI

MocaJibcKHH .n:oM TBopqecTBa

ITpHIDITO pemem1eM

ITe.n:arorHqecKoro coBeTa
ITpoTOKOJI N2 1
OT 31.08.2023r.

,[(oIIOJIHHTeJibHruI o6m;eo6pa.30BaTeJibHruI 06 m;epa.3BHBaIOm;ruc rrporpa.MMa

ecTeCTBeHHO - HaycIHOM HarrpaBJieHHOCTH

YpoBeHb rrporpaMMbI: 03HaKOMHTeJibHhlli

CpoK peaJIH3arurn rrporpaMMbI: 1 ron
B03pacT o6yqaIOIJUiXCH: 8-14 neT
CocTaBHTeJib: CaxapoBa EKaTepHHa lht:KonaeBHa
ITe.n:aror }l0II0JIHJ:ITeJibHOfO o6pa30BaIIIDI

MocanbcK, 2023r.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Формирование экологической культуры необходимо каждому человеку в отдельности, т.к.
только понимание связи всего живого на планете поможет нам не совершить ошибок, ведущих к
катастрофе.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких
взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это
основа организации детского экологического объединения.
Программа разработана в соответствии с :

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки,
Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов
РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в
сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации
до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально –
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая
детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ;
Направленность
Объединение « Чистая планета» имеет естественно - научную направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Программа представляет собой инструмент введения
детей 8-14 лет в мир экологии,
растений и животных на основе исследований. С началом третьего тысячелетия экологические
проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их
решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо
углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо
2

начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить
любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе
и делать выводы.
Актуальность.
Актуальность программы « Чистая планета» заключается в том, что современное
экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности
подрастающего поколения.
Новизна программы
Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о
природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе,
желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается
мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является
взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа
предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на
разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В
связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые
направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой,
воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при
работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации,
креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Педагогическая целесообразность
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать
истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой,
возвышенной и творческой.
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в
изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей,
развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как
терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения.
Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим
успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли
сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени.
Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в
доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные
возможности ребенка.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей
8-14 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и
навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Адресат программы - Дети в возрасте 8-14 лет. 1. В данном возрасте происходят изменения в
мышлении. Требует фактов и доказательств.
2 Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние
«контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
3 Возрастает способность к логическому мышлению.
4 Способен к сложному восприятию времени и пространства.
5 Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
Уровень программы " Чистая планета" - ознакомительный.
Программа модифицированная

3

Цель программы: воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической
культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды
обитания и здоровья человека, вовлечение подрастающего поколения в творческую
природоохранную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания ребенка об окружающем мире;
- развивать у детей элементарные и вполне научные представления о существующих в природе
взаимосвязях;
- получать первоначальные сведения о природе.
Развивающие: развивать личность ребенка в целом;
- умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
- совершенствовать мышление, творческие способности, уметь думать самостоятельно, логично
и последовательно;
- способствовать развитию культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
- формировать экологическую культуру, любовь к природе;
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные
стимулировать самостоятельную познавательную деятельность;

и

творчески

способности,

Воспитательные
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать
активности;

формированию

экологического

восприятия

и

сознания

общественной

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению
массовых мероприятий на свежем воздухе
воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Форма проведения занятия - очная , групповая.
Срок реализации- программа « Чистая планета» рассчитана на один год обучения. На освоение
программы отводится 144 часов в год.
Набор детей в объединение « Чистая планета» осуществляется руководителем при отсутствии у
них медицинских противопоказаний,
возраст учащихся от 8-14 лет, программа не
предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети
разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Состав группы
– 15 человек.
Виды занятий:
Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, экскурсии.
Режим занятий: Занятия проводятся на базе МКОУ Батищевская ООШ по договору о
сотрудничестве, как в учебном кабинете, так и на местности 2 раза в неделю – по 2 часа в день.
Продолжительность учебного часа 45 минут и 10 минут времени на отдых, физ.минутки,
релаксацию.
Образовательные технологии
4

Технологии
игровые,
личностно-ориентированного
обучения,
здоровьесберегающие,
информационнокоммуникационные,
творческопродуктивные,
направленные
на
формирование устойчивой мотивации к изучению экологии. Педагогика сотрудничества,
заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать с окружающим миром,
общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты: Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных,
региональных мероприятиях, наличие победителей и призеров муниципальных, зональных,
региональных мероприятий.
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы
необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Осознание обучающимися
современности.

важной

роли

экологии

в

своей

решении

Родины,
глобальных

понимания
проблем

Повышение общей экологической культуры обучающихся и родителей
Результатами изучения курса « Чистая планета» являются знания и умения:
- объяснять, что такое экология, что она изучает;
- знать основы биологии;
- знать основы зоологии;
-знать основы взаимосвязи живой и неживой природы, уметь рассказать о них;
- уметь создавать творческие работы, поделки, самостоятельно;
По окончанию реализации программы « Чистая планета» у учащихся будут сформированы :
* представления о разнообразии живой и неживой природы;
* навыки заготовки, сушки и хранения растений составления для дальнейшей работы с ними;
* расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире;
* появится интерес к изучению экологии.
Будут развиты личностные компетенции учащихся в области
•

бережного отношения к природе;

•

личностно-ценностного отношения к природе;

•

укрепления связи с окружающей средой,

•
появится мотивированная заинтересованность содержанием программы
учащихся, но и их родителей;
•

не только

сформируется экологическая культура;

Будут развиты метапредметные связи:
•
дети адаптируются к реальной действительности, к местной социально-экономической и
социально-культурной ситуации;
5

•
сформируются способности и готовность к использованию экологических и творческих
знаний и умений в повседневной жизни, в школе на уроках биологии, географии.
•

развита мотивация к изучению экологии;

•

развита мотивация к самостоятельности;

•

развиты основы мировоззрения
1.3.

и нравственной позиции;
Содержание программы

Учебно – тематический план
№ п/п

I.

Тема

Природа – наш общий дом.

Часы

Формы аттестации и
контроля

Всего

Теория

Практика

7

5

2

Знакомство с ребятами. Задачи
объединения. Техника безопасности.

1

Почему возникла необходимость
экологического образования. Законы
экологии.
Принципы обманного
благополучия. Экология и мы.

Игра « Мы природой
дорожим»

1

Понятие об экологии как о
науке, которая исследует, каким
образом растения и животные
связаны друг с другом, как они
приспособлены к окружающей их
природе и как они сами влияют на
природу.

3

1

Экологическая игра «Мы природой
дорожим".
Экскурсия.

II.

Отношения в природе.

1

40

18

22

Живая и неживая природа. Их
взаимосвязь, отличия. Неживые
компоненты: воздух, почва, вода.
Живые компоненты природы:
растения, грибы, животные,
6

микроорганизмы, человек. Человек часть природы.
Экологическая сказка "Ландыш цветок майский или Сказка о том,
как человек чуть не погубил свою
Землю".
Что такое пищевые цепочки?
Цепочка жизни в море. Какому
насекомому поставлен памятник и за
какие "заслуги". Может ли человек
вмешиваться в природу?
Размышления: "Почему погибла
дубрава?"
Игра «Кто больше составит
пищевых цепочек».
Один организм поедает другой,
значит, он хищник? Пищевые цепи
организмов, следующих друг за
другом в порядке поедания.
Презентация - «Растенияхищники».
Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из
3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием
человека.
Экологический рассказ "Доброе
слово о хищниках"
Растения-жертвы. Жертвы
защищаются ядом, шипами,
отпугивающими веществами, и т.д.
Животные-жертвы и их защита:
покровительственная окраска, особое
поведение малая подвижность,
предупредительная окраска, яд и т.д.
Самостоятельная работа: Как
7

на вашем огороде защищаются
сорняки?
Что ж делать, если все
одинаковые? Когда мало - плодиться
и размножаться, а много - с голода
помирать? Как можно соперничать?
Злые и добрые хищники бывают
только в сказках. Могут ли
существовать в природе понятия
"добра" и "зла"? Зачем в природе
нужны хищники, может быть, надо
от них избавиться?
Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и
доброго.
2. Что произойдет с
животными, если не будет ни
одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды,
не имеющие хищников? Как же они
живут?
Самостоятельная фантазия.
Что дают животным "дружеские
отношения"? Есть ли это проявление
у растений. Примеры "дружбы" и её
результаты.
Экологический рассказ "Нужны
ли пастбищу овцы".
Необычные случаи. Живые
организмы-рекордсмены. Правда ли
это? Загадочное поведение.
Реальность или вымысел? Забавные
случаи.
Работа с дополнительной
литературой.
Составление кроссвордов по
теме.
8

III.

Экосистемы.

11

4

7

10

8

2

24

12

12

Что такое экологическая
система? Естественные и
искусственные экосистемы.
Аквариум - искусственная
экосистема созданная руками
человека.
Практическая работа: Давайте
создадим аквариум.
IV.

Экология и человек.
Воздух, значение его чистоты
для живых организмов.
Чем все дышат. Растительный
покров Земли - ее легкие.
Загрязнения воздуха. Озоновые
дыры. Кислотные дожди. Значение
атмосферы для жизни на Земле.
Воздушные процедуры и здоровье
человека.
Экологический рассказ "Что
такое кислотный дождь?"

V.

Занимательная биология.
Царство почвы - уникальный мир
природы
Почва-источник питательных
веществ для растений, место жизни
животных. Загрязнение почв и их
охрана. Как растения помогают
бороться с загрязнением почвы?
Составь рассказ по
экологическому рисунку.
Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на
Земле. Вода в природе. Круговорот
воды в природе. Как подчеркивали
важность воды на Земле писатели?
Капля воды. Путешествие

9

капельки. Загадки, пословицы,
поговорки.
Значение воды для растений
(влаголюбивые и засухоустойчивые
виды). Животный мир и вода.
Почему животные и растения иногда
выглядят причудливо?
Приспособления к длительному
пребыванию без воды. Почему мы не
можем прожить без воды?
"Не засоряйте берега
водоема"Правила поведения в
природе. Работа с экологическими
плакатами и экологическими
рисунками.
Составление правил поведения
отдыхающих и туристов на реке, в
лесу и т.д.
Пресные воды - наше богатство
Использование пресной воды
человеком. Сколько надо воды,
чтобы почистить зубы? Пресные
воды: поверхностные, подземные.
Методы очистки воды. Проблемы
недостатка пресной воды. Водные
процедуры, закаливание и наше
здоровье.
Составление рассказа по
экологическому рисунку.
Экскурсия
Основные источники
загрязнения водоемов. Вода и
производство. Проблемы,
возникающие в крупных городах.
Самоочищение водоемов.
Практическая работа "Как
влияют на качество воды
загрязняющие вещества
(стиральный порошок, масла, песок
10

и т.д.)".
Жизнь водных пространств и
экология
Вред, наносимый загрязнением
морей и океанов. Наблюдения
великих путешественников за
загрязнением водных просторов.
VI.

Экология нашего дома, семьи,
человека

20

10

10

10

8

2

Итого
Стоит ли убирать пыль? Чем
опасны моющие средства? Почему
пластмасса может быть опасной для
здоровья? Опасные игрушки. Можно
ли жечь осенние листья?
Спецотходы у нас дома. Вкусно,
полезно, красиво. Природа в нашем
доме. Экология души.
Игры "Приготовь блюдо",
"Укрась своё жилище". Составление
панно, композиций. Выставка
детских работ.
Будем взаимно вежливы.
Экология и наше здоровье. Чем мы
питаемся? Так ли безопасно жевать
жевательную резинку?
Практическая работа: "Как
знакомятся и приветствуют друг
друга люди, животные, птицы и
рыбы" (результаты опытов).
Экологическая мастерская
«Фитоколлаж».
Экология насекомых
Насекомые-вредители
сельскохозяйственных культур.
Охраняемые насекомые "Легенда о
пауках". «Общественные"
насекомые. Мудрость насекомых.
11

Куда и зачем летят жуки? Сколько
точек у божьей коровки? Ядовитые
насекомые. Почему нельзя шуметь в
лесу?
Загадки о насекомых. Игра
"Узнай по описанию".
Растения лечат людей

6

4

2

10

6

4

6

1

5

144

76

68

История поиска и использования
лекарственных растений. Легенды о
лекарственных травах. Как
приготовить себе природное
лекарство? Культурные растения,
используемые как лекарственные.
Игра: «Письма от больных
сказочных героев. Помоги им!»
Красная книга.
Почему она красная?
"Неприкосновенные в природе".
Знакомство с обитателями Красной
книги.
Оформление стенда,
презентации.
Экологический марафон
Обобщающие занятия в конце
учебного года. Викторины.
Итого.

Календарный учебный график приложение ( см.приложение 1)

Календарный учебный график

Дата начала и окончания
учебного периода

1сентября 2022г.

до 30 мая 2023г.
12

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул
Место проведения занятия

МКОУ БООШ

Кабинет начальных классов

Перемены - 10 минут
Форма занятий

Групповая

Сроки контрольных процедур Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика
(декабрь-январь), итоговая диагностика (май)
Сроки выездов, экскурсий,
походов...
Участие в массовых

* Новогодний утренник, декабрь;

мероприятиях

* Утренник к 8 марта,

(соревнованиях, конкурсах,

* Выпускной утренник, май.

фестивалях, праздниках)

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с посадочными местами, учебные
столы , освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять
требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть, шкафы для хранения учебной и методической
литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, книги, журналы,
презентации. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования
при проведении занятий,

центр кабинета

свободен и служит для проведения игр,

физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.
Для педагога:
- наличие связей с учреждениями культуры и образования.
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по
темам программы, выход в интернет.

13

Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий по экологии в блоке
«Наедине с природой»)
№

Наименование

Количество

п/п

( на группу)

1.

ножницы

12 шт.

2.

бумага ксероксная

1 пачка

3.

бумага цветная

10 пачек

4.

картон

10 пачек

5.

карандаши простые

12 пачек

6.

Краски гуашь, акрил.

6 пачек

7.

Клей ПВА

12 шт.

8.

Клей момент

6 штук

9.

Кисти для рисования

12 штук

10. Акварельная бумага

12 штук

Формы аттестации
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол
внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом.
Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен
на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся.
Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости учащихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок,
участия в конкурсах по окончании каждой темы.
Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление
уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
14

Формы и виды контроля объединения « Чистая планета»
№
п\п
1

Сроки
В конце раздела

Цель контроля

Форма контроля

Проверка уровня знаний: ».

Опрос.

Отслеживание результатов по разделам программы
1. Наблюдение – на экскурсиях, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с
ровесниками и людьми старшего возраста, экологические навыки, самостоятельная работа с
книгой и так далее).
3. Собеседование – с учащимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке
экологических проектов и так далее).
4. Мини-викторины и кроссворды по экологии для определения уровня освоения программы,
осведомленности в проблемах.
6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Царство растений», «Царство
животных», «Экология человека».
10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях,
мастер-классах.
Оценочные материалы -(пакет) диагностических методик:
Изучение

личностных

особенностей -

методика «Цветик-семицветик» (выявление

направленности интересов младших школьников);
-методика « Выбор» (выявление направленности потребностей);
- методика « Мой герой» (определение тех образов, которые имеет ребенок, которым хочет
подражать.
Изучение самооценки младших школьников – модификация методики Дембо-Рубинштейн;
Изучение учебной мотивации – методика «Что мне нравится в школе?»;
- психодиагностическая методика «Три желания»;
-методика « С кем бы ты хотел дружить?»;

15

Память младших школьников-методика «Определение типа памяти».
Педагогу необходимо помнить, что использование любых диагностических методик подчиняется
основному правилу «не навреди».
Критерии оценки ЗУН:
Высокий уровень – учащийся:
- может объяснять, что такое экология, что она изучает;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о нем;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки,
самостоятельно;
- владеет основами экологической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- умеет работать аккуратно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям;
- соблюдает правила этики и эстетики;
Средний уровень- учащийся:
- может объяснять медленно, что такое экология, что она изучает, но правильно;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней;
- знает, как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки,
самостоятельно, но делает не аккуратно;
- владеет основами экологической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять и анализировать материал, фантазировать, но делает все
неуверенно, сомневается;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда, когда
мотивирован;
16

- умеет работать аккуратно, но медленно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной форме;
- соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален;
Низкий уровень –
- может объяснить , очень медленно, что такое экология, что она изучает делает много ошибок;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней, но ответ не обдумывает;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, но
делает не аккуратно , не умеет самостоятельно;
- владеет основами экологической подготовки, допускает много ошибок;
- не умеет самостоятельно дополнять и анализировать, фантазировать;
- невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- не умеет работать аккуратно;
- умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям;
- не соблюдает правила этики и эстетики;
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения
(словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
Основные формы проведения занятий –
-

Целевые прогулки и экскурсии;

-

Наблюдение;

-

Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;

-

Беседы;

-

Использование научной и художественной литературы;
17

-

Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;

-

Использование аудио и видео материалов;

-

Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала.

В качестве дидактического материала используются:
-

раздаточный материал;

-

наглядные пособия;

-

литература по окружающему миру для чтения;

-

сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии )

-

книги, брошюры, газетные материалы;

-

фотографии;

-

тесты, кроссворды по темам;

-

компьютерные презентации по темам;
Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Основная часть

проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности,
так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические
занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших
методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения,
неукоснительно выполнять правила

проводимых мероприятий. План занятий необходимо

строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия в
парк и в природу для сбора природного материала , экологический десант, и т. п.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к сложному. Их
необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся

по пройденным

темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это следует
проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при
проведении экскурсий в природу.
18

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения помогают обогатить
знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Специфика работы по данной программе:
1.Стратегической целью является формирование чувства любви к окружающему миру,
формирование базиса культуры личности ребенка.
2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений
ребенка с окружающим миром должна носить созидательно-гармоничный характер.
3.Отношение ребенка

к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения

собственной индивидуальности – самоактуализации, что выражается в его творчестве.
4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством
формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви
к природе.
Общедидактические принципы программы:
-

Научность;

-

Систематичность и последовательность;

-

Доступность;

-

Наглядность;

-

Прочность;

-

Целесообразность;

-

Сознательность и активность.

Принципы педагогической системы:
-

Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности;

-

Принципы гуманизма;

-

Принципы комплексности;

-

Принцип индивидуального подхода;

Специфические принципы:
19

-

Принципы

взаимосвязи

природы

с

разными

видами

искусства:

музыкальным,

художественным творчеством;
-

Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи,

ознакомление с окружающим миром;
-

Принцип сезонности;

-

Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества.

Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/
3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/
5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/
6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru

20

Список литературы:
Для детей:
1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2010.-96с.
3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с.
4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ»,
2012.
Для педагогов:
Обязательная:
1. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие / А.М. Бандурка, В.А.
Тюрина, Е. И.Федоренко – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
Дополнительная:
2. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
3. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2010.-96с.
4. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с.
5. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
6. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ»,
2012.
7. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012. ЗАО «Издательский
Дом Ридерз Дайджест»
Интернет ресурсы.
1. Экология человека/ Официальный сайт журнала num-ekol.ru

21

2. Экология человека – статьи из научногожурнала CyberLeninka.ru > научные журналы >
экология человека
Для родителей:
1. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
2. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ»,
2012.
3. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012. ЗАО «Издательский
Дом Ридерз Дайджест»

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».