OT,I:i;en o6pa30BaIIIDI H oxpaHbI npaB .n:eTCTBa MyHHUHIIaJibHOfO pa.iioHa «MocaJibCKHH pa.HOH» MyHHUHIIaJibHOe Ka3eHHoe o6pa3oBaTeJibHOe yqpe)K}leHHe }l0II0JIHHTeJibH0fO o6pa30BaIIIDI MocaJibcKHH .n:oM TBopqecTBa ITpHIDITO pemem1eM ITe.n:arorHqecKoro coBeTa ITpoTOKOJI N2 1 OT 31.08.2023r. ,[(oIIOJIHHTeJibHruI o6m;eo6pa.30BaTeJibHruI 06 m;epa.3BHBaIOm;ruc rrporpa.MMa ecTeCTBeHHO - HaycIHOM HarrpaBJieHHOCTH YpoBeHb rrporpaMMbI: 03HaKOMHTeJibHhlli CpoK peaJIH3arurn rrporpaMMbI: 1 ron B03pacT o6yqaIOIJUiXCH: 8-14 neT CocTaBHTeJib: CaxapoBa EKaTepHHa lht:KonaeBHa ITe.n:aror }l0II0JIHJ:ITeJibHOfO o6pa30BaIIIDI MocanbcK, 2023r. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Формирование экологической культуры необходимо каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не совершить ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации детского экологического объединения. Программа разработана в соответствии с : - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ; Направленность Объединение « Чистая планета» имеет естественно - научную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения детей 8-14 лет в мир экологии, растений и животных на основе исследований. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо 2 начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Актуальность. Актуальность программы « Чистая планета» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Новизна программы Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Отличительные особенности Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом. Педагогическая целесообразность Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой. Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей 8-14 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста. Адресат программы - Дети в возрасте 8-14 лет. 1. В данном возрасте происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. 2 Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. 3 Возрастает способность к логическому мышлению. 4 Способен к сложному восприятию времени и пространства. 5 Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Уровень программы " Чистая планета" - ознакомительный. Программа модифицированная 3 Цель программы: воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека, вовлечение подрастающего поколения в творческую природоохранную деятельность. Задачи: Образовательные: - расширять и уточнять знания ребенка об окружающем мире; - развивать у детей элементарные и вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязях; - получать первоначальные сведения о природе. Развивающие: развивать личность ребенка в целом; - умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. - совершенствовать мышление, творческие способности, уметь думать самостоятельно, логично и последовательно; - способствовать развитию культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; - формировать экологическую культуру, любовь к природе; -развивать познавательные интересы, интеллектуальные стимулировать самостоятельную познавательную деятельность; и творчески способности, Воспитательные прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитывать потребность в общении с природой; способствовать активности; формированию экологического восприятия и сознания общественной способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; Форма проведения занятия - очная , групповая. Срок реализации- программа « Чистая планета» рассчитана на один год обучения. На освоение программы отводится 144 часов в год. Набор детей в объединение « Чистая планета» осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 8-14 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Состав группы – 15 человек. Виды занятий: Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, экскурсии. Режим занятий: Занятия проводятся на базе МКОУ Батищевская ООШ по договору о сотрудничестве, как в учебном кабинете, так и на местности 2 раза в неделю – по 2 часа в день. Продолжительность учебного часа 45 минут и 10 минут времени на отдых, физ.минутки, релаксацию. Образовательные технологии 4 Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационнокоммуникационные, творческопродуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению экологии. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать с окружающим миром, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Ожидаемые результаты: Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных, региональных мероприятиях, наличие победителей и призеров муниципальных, зональных, региональных мероприятий. Воспитание чувства ответственности за судьбу природы необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. Осознание обучающимися современности. важной роли экологии в своей решении Родины, глобальных понимания проблем Повышение общей экологической культуры обучающихся и родителей Результатами изучения курса « Чистая планета» являются знания и умения: - объяснять, что такое экология, что она изучает; - знать основы биологии; - знать основы зоологии; -знать основы взаимосвязи живой и неживой природы, уметь рассказать о них; - уметь создавать творческие работы, поделки, самостоятельно; По окончанию реализации программы « Чистая планета» у учащихся будут сформированы : * представления о разнообразии живой и неживой природы; * навыки заготовки, сушки и хранения растений составления для дальнейшей работы с ними; * расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире; * появится интерес к изучению экологии. Будут развиты личностные компетенции учащихся в области • бережного отношения к природе; • личностно-ценностного отношения к природе; • укрепления связи с окружающей средой, • появится мотивированная заинтересованность содержанием программы учащихся, но и их родителей; • не только сформируется экологическая культура; Будут развиты метапредметные связи: • дети адаптируются к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации; 5 • сформируются способности и готовность к использованию экологических и творческих знаний и умений в повседневной жизни, в школе на уроках биологии, географии. • развита мотивация к изучению экологии; • развита мотивация к самостоятельности; • развиты основы мировоззрения 1.3. и нравственной позиции; Содержание программы Учебно – тематический план № п/п I. Тема Природа – наш общий дом. Часы Формы аттестации и контроля Всего Теория Практика 7 5 2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности. 1 Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы. Игра « Мы природой дорожим» 1 Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу. 3 1 Экологическая игра «Мы природой дорожим". Экскурсия. II. Отношения в природе. 1 40 18 22 Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, 6 микроорганизмы, человек. Человек часть природы. Экологическая сказка "Ландыш цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю". Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу? Размышления: "Почему погибла дубрава?" Игра «Кто больше составит пищевых цепочек». Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Презентация - «Растенияхищники». Самостоятельная работа: 1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев. 2. Цикл питания. 3. Цепь питания с участием человека. Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д. Самостоятельная работа: Как 7 на вашем огороде защищаются сорняки? Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться? Самостоятельная работа: 1. Рассказ про злого волка и доброго. 2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника? 3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут? Самостоятельная фантазия. Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы". Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи. Работа с дополнительной литературой. Составление кроссвордов по теме. 8 III. Экосистемы. 11 4 7 10 8 2 24 12 12 Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека. Практическая работа: Давайте создадим аквариум. IV. Экология и человек. Воздух, значение его чистоты для живых организмов. Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека. Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?" V. Занимательная биология. Царство почвы - уникальный мир природы Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы? Составь рассказ по экологическому рисунку. Вода - чудо природы Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели? Капля воды. Путешествие 9 капельки. Загадки, пословицы, поговорки. Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды? "Не засоряйте берега водоема"Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д. Пресные воды - наше богатство Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье. Составление рассказа по экологическому рисунку. Экскурсия Основные источники загрязнения водоемов. Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов. Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок 10 и т.д.)". Жизнь водных пространств и экология Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов. VI. Экология нашего дома, семьи, человека 20 10 10 10 8 2 Итого Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома. Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище". Составление панно, композиций. Выставка детских работ. Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку? Практическая работа: "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты опытов). Экологическая мастерская «Фитоколлаж». Экология насекомых Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". «Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. 11 Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу? Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию". Растения лечат людей 6 4 2 10 6 4 6 1 5 144 76 68 История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные. Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!» Красная книга. Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги. Оформление стенда, презентации. Экологический марафон Обобщающие занятия в конце учебного года. Викторины. Итого. Календарный учебный график приложение ( см.приложение 1) Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода 1сентября 2022г. до 30 мая 2023г. 12 Количество учебных недель 36 Продолжительность каникул Место проведения занятия МКОУ БООШ Кабинет начальных классов Перемены - 10 минут Форма занятий Групповая Сроки контрольных процедур Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (декабрь-январь), итоговая диагностика (май) Сроки выездов, экскурсий, походов... Участие в массовых * Новогодний утренник, декабрь; мероприятиях * Утренник к 8 марта, (соревнованиях, конкурсах, * Выпускной утренник, май. фестивалях, праздниках) Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с посадочными местами, учебные столы , освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, книги, журналы, презентации. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Для педагога: - наличие связей с учреждениями культуры и образования. - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. 13 Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий по экологии в блоке «Наедине с природой») № Наименование Количество п/п ( на группу) 1. ножницы 12 шт. 2. бумага ксероксная 1 пачка 3. бумага цветная 10 пачек 4. картон 10 пачек 5. карандаши простые 12 пачек 6. Краски гуашь, акрил. 6 пачек 7. Клей ПВА 12 шт. 8. Клей момент 6 штук 9. Кисти для рисования 12 штук 10. Акварельная бумага 12 штук Формы аттестации Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. 14 Формы и виды контроля объединения « Чистая планета» № п\п 1 Сроки В конце раздела Цель контроля Форма контроля Проверка уровня знаний: ». Опрос. Отслеживание результатов по разделам программы 1. Наблюдение – на экскурсиях, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, экологические навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее). 3. Собеседование – с учащимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке экологических проектов и так далее). 4. Мини-викторины и кроссворды по экологии для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах. 6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Царство растений», «Царство животных», «Экология человека». 10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах. Оценочные материалы -(пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей - методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов младших школьников); -методика « Выбор» (выявление направленности потребностей); - методика « Мой герой» (определение тех образов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Изучение самооценки младших школьников – модификация методики Дембо-Рубинштейн; Изучение учебной мотивации – методика «Что мне нравится в школе?»; - психодиагностическая методика «Три желания»; -методика « С кем бы ты хотел дружить?»; 15 Память младших школьников-методика «Определение типа памяти». Педагогу необходимо помнить, что использование любых диагностических методик подчиняется основному правилу «не навреди». Критерии оценки ЗУН: Высокий уровень – учащийся: - может объяснять, что такое экология, что она изучает; - знает экологию своего организма, умеет рассказать о нем; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно; - владеет основами экологической подготовки; -умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать; - внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания; - умеет работать аккуратно; - умеет коллективно работать, помогает друзьям; - соблюдает правила этики и эстетики; Средний уровень- учащийся: - может объяснять медленно, что такое экология, что она изучает, но правильно; - знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней; - знает, как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно, но делает не аккуратно; - владеет основами экологической подготовки; -умеет самостоятельно дополнять и анализировать материал, фантазировать, но делает все неуверенно, сомневается; - внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда, когда мотивирован; 16 - умеет работать аккуратно, но медленно; - умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной форме; - соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален; Низкий уровень – - может объяснить , очень медленно, что такое экология, что она изучает делает много ошибок; - знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней, но ответ не обдумывает; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, но делает не аккуратно , не умеет самостоятельно; - владеет основами экологической подготовки, допускает много ошибок; - не умеет самостоятельно дополнять и анализировать, фантазировать; - невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания; - не умеет работать аккуратно; - умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям; - не соблюдает правила этики и эстетики; Методическое обеспечение программы Методы и приемы, используемые для реализации программы: В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – - Целевые прогулки и экскурсии; - Наблюдение; - Рассказы, объяснения с показом нужных объектов; - Беседы; - Использование научной и художественной литературы; 17 - Использование репродукций, фотографий, иллюстраций; - Использование аудио и видео материалов; - Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала. В качестве дидактического материала используются: - раздаточный материал; - наглядные пособия; - литература по окружающему миру для чтения; - сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии ) - книги, брошюры, газетные материалы; - фотографии; - тесты, кроссворды по темам; - компьютерные презентации по темам; Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Основная часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия в парк и в природу для сбора природного материала , экологический десант, и т. п. Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к сложному. Их необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления. После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей. Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении экскурсий в природу. 18 Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Специфика работы по данной программе: 1.Стратегической целью является формирование чувства любви к окружающему миру, формирование базиса культуры личности ребенка. 2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательно-гармоничный характер. 3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности – самоактуализации, что выражается в его творчестве. 4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к природе. Общедидактические принципы программы: - Научность; - Систематичность и последовательность; - Доступность; - Наглядность; - Прочность; - Целесообразность; - Сознательность и активность. Принципы педагогической системы: - Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности; - Принципы гуманизма; - Принципы комплексности; - Принцип индивидуального подхода; Специфические принципы: 19 - Принципы взаимосвязи природы с разными видами искусства: музыкальным, художественным творчеством; - Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром; - Принцип сезонности; - Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): 1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru 4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/ 5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru 20 Список литературы: Для детей: 1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с. 2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с. 3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с. 4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с. 5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. Для педагогов: Обязательная: 1. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е. И.Федоренко – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с. Дополнительная: 2. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с. 3. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с. 4. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с. 5. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с. 6. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. 7. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» Интернет ресурсы. 1. Экология человека/ Официальный сайт журнала num-ekol.ru 21 2. Экология человека – статьи из научногожурнала CyberLeninka.ru > научные журналы > экология человека Для родителей: 1. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с. 2. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. 3. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 22