ДОП "Правила дорожные детям знать положено."

OT.n:en o6pa3oaamrn: M oxpaHbI i:Ipaa .n:eTcTBa MP «MocaJibcKHif paif om>
M}'HHUHilaJibHOe Ka3eHHoe o6pa30BaTeJibHOe )'1Ipe)K.IJ:eHHe .ll:0il0JIHHTeJibH0ro o6pa30Bamur
MocaJibCKHli .IJ:0M TB0p'-IeCTBa

I1pHH5ITO pemeHHeM
ITe.n:arornt.J:ecKoro coaeTa
ITpoToKorr NQ 1
OT « 31 » aarycrn 2023r.

)J;ononHHTem,Ha.51 o6:rn;eo6pa3oBaTem,Ha.51
o6:rn;epa3BHBaIOru;a.51 nporpaMMa

«IIpaBHJia ,ll;OpO~HLie ,ll;eTHM 3H3Th UOJIO~euo»
CO[(HallbHO - ryMaHHTapHOH HanpaBneHHOCTH

YpoBeHb CJI0)KH0CTH nporpaMMbr: CTapTOBbIH
CpoK peanH3anmt:: 1 ro.n.
B03pacT: 7-10

JieT

opMa peanH3ar.unrnporpaMMhI - 01IBru1
CocTaBHTeJib:
ne.n.aror - oprrurn3aTOp MKOY ~O M)TT
Bono,ll,bKOBa H.A.

MocaJibCK, 2023r.

1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Охрана жизни и здоровья детей - это приоритетная задача как государства в
целом, так и каждой образовательной организации в частности. Обществу сегодня
необходима система образования, обеспечивающая детей навыками безопасного
поведения в разных сферах жизни.
Показатели статистики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с
участием детей и подростков в Калужской области, по-прежнему, остаются высокими.
Не редко в случае пострадавшими в ДТП оказываются дети, являющиеся активными
участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами, велосипедистами).
Анализ случаев детского дорожно - транспортного травматизма (далее - ДДТТ) в
Калужской области показывает, что основной причиной является низкая культура
участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся зачастую не обладают
навыками поведения в транспорте, на дороге, не умеют верно, оценить и предвидеть
развитие дорожных ситуаций, последствия нарушения правил дорожного движения
(далее - ПДД). В связи с этим в настоящее время к числу наиболее актуальных
относится проблема детского дорожно-транспортного травматизма.
Решение этой проблемы предполагает формирование у учащихся системы
устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью
изучения ПДД, их практической отработки во всех видах деятельности. Учреждения
дополнительного образования являются одним из основных звеньев системы
формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и
правопослушного поведения. Важно, чтобы работа в этом направлении была
систематической, только в этом случае она будет иметь результат.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности
ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей. Программа
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022. г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом
Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических
рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от
28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№996-р);

2

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ.
Отличие данной программы заключается в том, что на сегодняшний день,
нет отдельного предмета, посвященного ПДД, на изучение правил дорожного
движения. С другой стороны в настоящее время организационные формы
профилактики ДДТТ и методическое обеспечение данного направления работы
зачастую не соответствуют современным требованиям. Профилактические
мероприятия бессистемны. Поэтому большая роль в области профилактики детского
дорожно – транспортного травматизма отводится дополнительному образованию
учащихся. Необходимо отметить, что в рамках дополнительной общеразвивающей
программы представляется возможным устранить существующие противоречия между
необходимостью системной работы по профилактике ДДТТ и спецификой учебных
планов, образовательных программ начального общего образования.
Программа модифицированная
Адресат программы - обучение по данной программе рассчитано на обучающихся в
возрасте: 7 - 10 лет.
Объём программы – 180 часов.
Уровень освоения содержания – стартовый
Форма обучения – очная
При планировании образовательного процесса предусматриваются следующие формы
организации познавательной деятельности:
• коллективные (фронтальные со всем составом);
• групповые (работа в группах, бригадах, парах);
• индивидуальные.
Формы организации учебных занятий
• консультации;
• практикумы;
• проекты;
• проверки и коррекции знаний и умений;
• выставки;
• соревнования.
Виды занятий – контрольные и открытые занятия, соревнования.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий –1 год:
2 раза в неделю по 2 часа. И 1день – 1 час
Условия реализации программы
Группы формируются в соответствии с возрастом обучающихся, без предварительного
отбора, по заявлению родителей.
3

Допускается комплектование разновозрастных групп.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Цель данной программы: приобретение младшими
школьниками теоретических знаний и формирование у них устойчивых практических
умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах путем предупреждения
дорожно-транспортных
происшествий,
их
подготовки
к
агитационной,
пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного
движения.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
 Образовательные :
Формировать у учащихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере
•
безопасности дорожного движения,
Формировать самоорганизацию поведения учащихся в дорожной среде
•
Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на
•
улицах и дорогах,
Формировать знания о регулировании движения пешеходов,
•
транспортных средств, велосипедистов на дорогах;
Освоить терминологию, используемую в дорожном движении
•
 Развивающие:
Развить навыки безопасного поведения на дороге
•

•
•

Развить умение предвидеть скрытую опасность на дороге
Развить внимание, воображение, мышление, память учащихся. Решение
поставленных задач способствует то, что программа построена на
последовательном прохождении материала на основе поочередного изучения тем.

•
•
•

 Воспитательные:

Формировать культуру участника дорожного движения
Воспитать отрицательного отношения к нарушителям ПДД
Формирование сознательного и ответственного отношения к своей
безопасности на дороге
Основными принципами работы программы являются:
•
учет современных требований;
•
учет возрастных особенностей;
•
доступность;
•
последовательность;
•
системность;
•
эффективность;
•
личностно-ориентированный подход.
•
управляемость образовательным процессом;
•
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм
работы.
Методы работы:
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также
достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей,
особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
4

Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение,
опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№

Количество
часов

Название разделов и тем
всего

1.
2.

Вводное занятие
Вводное занятие

4
4

теорети практич
ческих
еских
2
2
2
2

Форма
аттестации
и контроля

Беседа

Раздел 1
3.
4.

5.
6.

«Колеса истории» ( 16ч.)
История возникновения и
4
2
развития дорог
От самодвижущейся
4
2
повозки, до современного
автомобиля
Из истории правил
дорожного движения
Обобщающее занятие

4

3

4

2
2

Беседа

1

Опрос
4

Тестирование

Раздел 2
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.

«Участники дорожного движения» (48 ч.)
«Я - пешеход дорожного
8
4
4
движения»
Я - пассажир
8
4
4
Я - велосипедист
5
2
3
3
Кто они, водители?
5
2
Пешеходы, пассажиры,
2
4
2
водители, велосипедисты.
Кто и где нарушает ПДД?
«Кто чаще нарушает ПДД?»
Обобщающее занятие
Контрольное занятие

8
8
2

4
4

4
4
2

беседа
беседа
опрос
тестирование

ПРОМЕЖУТО
ЧНАЯ
АТТЕСТАЦИЯ

Раздел 3
15.

Понятие
«дорога»
Элементы

«Дорога» (32 ч.)
8

4

4

викторина

5

дороги.
Как переходить дорогу?
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Перекресток
Мои дороги
Культура
поведения
на дороге
Безопасная дорога в школу
Обобщающее занятие
Контрольное занятие

4
6
4
4
4
2

2
2

2

2

2
6
2

рисунок
рисунок
опрос

2
2
2

опрос
тестирование

Раздел 4
«Транспорт» (20 ч.)
«транспорт».
22. Понятие
Какой бывает транспорт?
23. Транспорт нашего города
24. Обобщающее занятие
25. Контрольное занятие

4
8
6
2

2
2
2

2

рисунок

6
4
2

викторина
опрос
тест

Раздел 5
26.
27.
28.
29.
30.

«Регулирование дорожного движения» (32 ч.)
Пешеходный переход
8
4
4
Светофор – мой помощник
8
4
4
О чем говорят дорожные
6
3
3
знаки?
2
Внимание! Дорога!
8
6
Контрольное занятие
2
2

беседа
рисунок
рисунок
беседа
тестирование

Раздел 6
«Опасности на дороге» (16 ч.)
транспорт
самый 2
1

31. Какой
опасный?
32. Какой
сезон
самый
опасный?
33. Какой перекресток самый
опасный?
34. Темное время суток
35. Обобщающее занятие

1

беседа

2

1

1

беседа

2

1

1

беседа

2
2

1
1

тестирование

1

Конкурс
детского
творчества «
Дорога глазами
детей»

1

ИТОГОВАЯ
АТТЕСТАЦИЯ

36. Итоговое занятие

3

1
1
2

37. Резервное занятие

3

2

6

\

ИТОГО:

180
1.4.Содержание учебного материала

Тема: Вводное занятие . ( 8ч.)
Теория
Знакомство с учащимися. Ознакомление с программой «Правила дорожные
детям знать положено» Введение в курс: для чего надо знать и выполнять Правила
дорожного движения, цели и задачи обучения, содержание курса, выявление
интересов, пожеланий детей по данному курсу. Проведение инструктажа по технике
безопасности.
Входной контроль
Практика
Диагностика уровня знаний по ПДД, практических навыков применения ПДД.
Тестирование.
Раздел 1

«Колеса истории» ( 16ч.)

История возникновения и развития дорог ( 4ч.)
Теория. Что такое дорога? Как возникли дороги? Римские дороги. История появления
тротуаров. Роль дорог в развитии транспорта. Как появилось право- и левостороннее
движение. Дороги в России.
От самодвижущейся повозки до современного автомобиля ( 4ч.)
Теория.
История создания первых автомобилей, их изобретатели. Паровые,
электрические и бензиновые автомобили. Эволюция автомобилей. Транспорт города
сегодня: численность, структура (автомобили, автобусы, троллейбусы). Значение и роль
автомобильного транспорта.
Из истории правил дорожного движения (4ч.)
Теория.
Требования, предъявляемые к движению транспорта и пешеходов. Правила
дорожного движения – единый нормативный акт, устанавливающий порядок движения на
всей территории страны. Из истории Правил дорожного движения:
«дорожные» акты на Руси; правила движения в г. Москве (1812 г.).
Первые известные попытки упорядочить городское движение (Древний Рим,
Великобритания, Франция, США). Венская конвенция о дорожном движении.
Обобщающее занятие (4 ч.)
Практика. Повторение пройденного материала раздела. Викторина.
Творческая работа – рисунок «Старинная дорога. Старинный
Составление в ы с т а в к и р а б о т .
Раздел 2
Я – пешеход (и 8ч.)

транспорт».

«Участники дорожного движения» (48 ч.)
7

Теория. Кто такой пешеход? Где и как должен двигаться пешеход (тротуар, обочина,
пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, проезжая часть)? Как правильно переходит
проезжую часть? Что запрещено пешеходу?
Практика
Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука
безопасности». Игры-ситуации «Я иду по дорожке», «Я перехожу дорогу» по отработке
навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части.
Я – пассажир (8ч.)
Теория.
Кто такой пассажир? Какой бывает общественный транспорт (автобус,
троллейбус, трамвай, такси). Что такое «остановка» и как себя вести на остановке.
Правила поведения в общественном транспорте. Правила перевозки детей в автомобиле.
Практика
Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука
безопасности». Игра-ситуация «Я еду в автобусе» по отработке навыков безопасного
поведения пассажиров. Создание листовки для родителей «Я еду в автомобиле».
Я – велосипедист (5ч.)
Теория.
Велосипед – транспортное средство. Основные правила безопасности при
передвижении на велосипеде. Техническое состояние велосипеда (исправные тормоза,
звуковые сигналы, световые сигналы, соответствие росту и весу велосипедиста). Где и как
можно кататься на велосипеде?
Практика
Практикум «Обследование технического состояния велосипеда».
Игра - «Найди ошибку».
Кто они, водители? (5ч.)
Теория. Кто такой водитель? Что нужно знать и уметь, чтобы стать водителем?
Особенности работы водителя. Мои родители – водители
Пешеходы, пассажиры, водители, велосипедисты. Кто и где нарушает ПДД?(4ч.)
Практика
Экскурсия по микрорайону. Наблюдение за участниками дорожного движения, анализ
дорожных ситуаций. Выявление «нарушителей» и тех, кто все делает правильно.
Кто чаще нарушает ПДД?(8 ч.)
Практика
Учебный проект. Этапы: целеполагание, погружение в проект. Проблемный вопрос «Кто
чаще нарушает ПДД?». Планирование деятельности. Творческие группы:
1 группа – изучение материалов газет, журналов, телевизионных передач – мини-эссе;
2 группа – интервью с родителями, учащимися, педагогами
3 группа – фоторепортаж с улиц города
Результат – портрет «нарушителя»;
портрет «образцового участника дорожного движения».
Листовка «Вредные советы», Защита проектов.
Обобщающее занятие(8 ч.)
Теория
Повторение пройденного материала раздела. Подведение итогов учебного проекта и

8

обсуждение увиденного во время экскурсии.
Практика:
Составление из мини-плакатов учебного проекта большого плаката.
«Вредные советы». Презентация результатов учебных проектов перед учащимися
параллели.
Контрольное занятие (2 ч.)
Практика.
Интерактивная викторина.
Раздел 3

«Дорога» (32 ч.)

Понятие «дорога», элементы дороги (8ч.)
Теория - Что такое дорога? Элементы дороги, их назначение. Кто движется по дороге?
Как переходить дорогу? Правила безопасного поведения.
Практика
Занятие-практикум в коридоре
школы с дорожной разметкой –
моделирование
дорожных ситуаций. Игра на внимание по картинкам (на слайдах).
Перекресток.(4 ч.)
Практика- Экскурсия. Виды перекрестков. Особенности перехода дороги на перекрестке.
Наблюдение за дорожными ситуациями. Систематизация знаний о дороге и её частях.
Отработка ПДД.
Наши дороги (6 ч.)
Практика - Учебный проект. Целеполагание, погружение в проект. Проблемный вопрос:
«Какая дорога самая безопасная?». Планирование деятельности. Самостоятельная работа
учащихся. Результат: рисунок «Самая лучшая дорога»,
«рассказ дороги о себе». Защита проектов.
Культура поведения на дороге ( 4 ч.)
Практика - опрос
Что такое транспортная культура, её элементы. Особенности поведения и движения по
дороге и вне её: (улица, двор, тротуар, парковка, дорога). Игра на внимание по
картинкам (на слайдах), игра-имитация дорожных ситуаций.
Безопасная дорога в школу (4 ч.)
Теория. Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне. Перекрестки микрорайона.
Правила поведения по дороге в школу. Скрытые опасности.
Практика
Разработка и рисование схемы «Мой безопасный путь в школу». Анализ полученных
схем, выявление скрытых опасностей.
Обобщающее занятие (4 ч.)
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Выставка рисунков учебного проекта.
Презентация результатов учебных проектов перед учащимися параллели.
Игра «Дорога безопасности»
Контрольное занятие (2 ч.)
9

Тестирование.
Раздел 4

«Транспорт» (20 ч.)

Понятие «транспорт». Какой бывает транспорт?(4 ч.)
Теория
Что такое транспортное средство?
Для чего нужен транспорт.
Виды транспорта. Опасность движущегося транспорта. Сигналы транспорта.
Транспорт нашего города (8 ч.)
Практика - опрос
Учебный проект. Этапы: целеполагание, погружение в проект.
Проблемный вопрос: «Какой транспорт можно увидеть на улицах города Мосальск,
Калуга?».
Планирование деятельности.
(1 группа – обсуждение ТВ 2 группа – интервью с родителями, учащимися, педагогами,
3 группа – фоторепортаж с улиц города.) Результат – плакат «Транспорт нашего города»,
игра «Дорожный крокодил»: участники группы загадывают другим группам транспорт,
показывая загаданное без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е
пантомимой. Защита проектов.
Обобщающее занятие (6 ч.)
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Подготовка и демонстрация миниспектакля «Приключения Колобка»
Контрольное занятие(2 ч.)
Тест. Викторина
Раздел 5 «Регулирование дорожного движения» (32 ч.)
Пешеходный переход. (8 ч.)
Теория. Виды пешеходных переходов. Дорожный знак «пешеходный переход».
Пешеходные переходы микрорайона.
Практика
Игра «Зебра переводит через дорогу». Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной
разметкой. Работа со схемой микрорайона: где и почему размещены пешеходные
переходы, где нужен пешеходный переход.
Светофор – мой помощник. (8 ч.)
Теория.
История появления светофора. Виды светофоров. Назначение сигналов
светофора. Правила перехода проезжей части со светофором.
Практика
Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной разметкой и моделями светофоров –
моделирование дорожных ситуаций. Игра на внимание по картинкам (на слайдах). Игра
«Веселый светофор» (дети – пешеходы, дети- водители, дети - светофоры).
О чем говорят дорожные знаки?( 6 ч.)
Теория.
История возникновения дорожных знаков. Группы дорожных знаков.
Назначение дорожных знаков. Информация дорожных знаков «Пешеходный переход»,
«Внимание, дети», «Движение пешеходов запрещено», и др.
Практика

10

Игра «Поставь дорожный знак».
Обобщающее занятие «Внимание! Дорога!» (8 ч.)
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Подготовка и выступление Агит бригады «Внимание! Дорога!»
Контрольное занятие (2 ч.)
Практика
Тестирование
Раздел 6 «Опасности на дороге»
Какой транспорт самый опасный?(2ч.)
Теория. Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Почему автомобиль нельзя
сразу остановить? Самый опасный транспорт тот, который стоит. Опасность перехода
дороги перед близко идущим транспортом.
Практика
Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука
безопасности». Игра-практикум с использованием макета дороги и моделей транспорта и
фигурок пешеходов по отработке навыков безопасного поведения.
Какой сезон самый опасный?(2ч.)
Теория.
Основные опасности зимой, весной, летом, осенью. Правила безопасного
поведения на дороге при резком изменении погодных условий.
Практика
Решение ситуационных задач. Анализ дорожных ситуаций видеороликов.
Создание
памятки
в творческих
группах
«Безопасность
на
дороге зимой/ весной/ осенью/ летом».
Какой перекресток самый опасный? (2 ч.)
Теория.
Что такое перекресток? Движение транспорта и пешеходов на перекрестке.
Почему на перекрестке нужно быть особенно внимательным?
Какие перекрестки представляют наибольшую опасность?
Практика
Решение ситуационных задач. Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной
разметкой. Работа со схемой микрорайона: где есть перекрестки, какие у них
особенности, скрытые опасности, как их переходить.
Темное время суток (2 ч.)
Теория. Опасности плохой видимости для водителя и пешехода. Особенности ночного
зрения. Зрительные обманы. Необходимость светоотражающих элементов на одежде,
портфелях (наклейки, ленты, значки). Правила перехода дороги в темное время суток.
Практика
Игровой практикум «Будь внимателен». Решение ситуационных задач.
Разработка макета светоотражающей наклейки на портфель.
Обобщающее занятие(3 ч.)
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Презентация макетов светоотражающих
наклеек для учащихся параллели. Мини-спектакль «Колобок уходит от опасностей»
11

Итоговое занятие: «Я знаю ПДД! Я выполняю ПДД» (3 ч.)
Практика
Квест «Дорожный лабиринт». (этапы: «Пешеходный», «Говорящие знаки»,
«Загадочный», «Сказочный», «Велосипедный», «Опасный»

1.5.Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может
быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и
чрезвычайных ситуациях на дороге, улице, в транспорте.
Будет знать:
элементы дороги и их назначение, правила перехода проезжей
части, правила поведения участников дорожного движения, виды пешеходных переходов,
значение сигналов светофора, значение дорожной разметки, дорожных знаков, правила
пользования общественным транспортом, обязанности пешехода, пассажира,
велосипедиста;
Будет уметь: определять место безопасного перехода проезжей части, идти по
тротуару и обочине в соответствии с правилами, выбирать безопасный маршрут по
дороге в школу, к друзьям, в магазин; определять безопасные места для игр,
ориентироваться на дороге;
Овладеет навыками безопасного движения как пешеход, велосипедист, пассажир,
предвидения опасной дорожной ситуации, на улице осторожен, дисциплинирован.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарно – тематический план (составляется ежегодно вынесен в
отдельный документ)
2.2. Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение занятий
• - Помещение, соответствующее санитарным нормам
• - Дидактические материалы
• - Оборудование к занятиям: проектор, ноутбук.
• - Канцелярские принадлежности
2.3. Виды и формы аттестации и контроля освоения программы:
Оценка эффективности реализации проводится в два этапа – промежуточная (декабрь) и
итоговая (в конце учебного года)
В процессе обучения отслеживаются три вида результатов
- текущий (опрос, проблемно - поисковые задания, контрольное упражнение,
тестирование, участие в выставках, презентациях и других мероприятиях);
-промежуточные : участие в мероприятиях и конкурсах по программе обучения;
активность процессе обучения
- итоговый (в конце учебного года проводится итоговое занятие в форме
12

квеста «Правила дорожные детям знать положено».
2.4. Оценочные материалы:
Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик, разработанных для
тестирования и анкетирования обучающихся по программе ( приложения №2- 5)
2.5. Методическое обеспечение программы
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы
обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
Основные формы проведения занятий –
•

Целевые прогулки и экскурсии;

•

Наблюдение;

•

Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;

•

Беседы;

•

Использование научной и художественной литературы;

•

Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;

•

Использование аудио и видео материалов;

•

Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала.

В качестве дидактического материала используются:
•

раздаточный материал;

•

наглядные пособия;

Образовательный процесс осуществляется в виде обучения детей теоретическим
знаниям, самостоятельной творческой работы детей, практической отработки умений и
навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для
этого комплекса игр и специальных упражнений.
В структуре данной программы выделяются следующие основные разделы:
Раздел 1. «Колеса истории»
Раздел 2. «Участники дорожного движения»
Раздел 3. «Дорога»
Раздел 4. «Транспорт»
Раздел 5. «Регулирование дорожного движения»
Раздел 6. «Опасности на дороге»
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, сценических действ
(мини-спектакль, акция и т.д.), игр, викторин, квестов, практикумов, экскурсий, акций по
пропаганде ПДД с участием агит - бригад, организацию учебных проектов.
При изучении курса для учащихся предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, преимущественно при выполнении творческих заданий,
тренировочных упражнений, учебных проектов.
Диагностика личностного развития учащихся осуществляется путем сравнения и анализа
выполняемых упражнений, итогового анализа полученных умений и навыков учащихся
за период обучения.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к более сложному. Их

13

необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся по пройденным
темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это следует
проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при
проведении экскурсий по городу.

После окончания программы обучающиеся получают свидетельство установленного
образца.

14

Приложение 1
Тест «Подбери слова»
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: педагог называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен
перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
1. Наземный транспорт
2. Воздушный транспорт
3. Предупреждающие знаки
4. Запрещающие знаки
5. Знаки сервиса
6. Сигналы светофора
Норма для детей младшего школьного возраста 15-20 слов из различных групп.

Приложение 2

Тест «Продолжи предложение»
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать,
развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
2. Я никогда не нарушаю………
3. Светофор состоит из……..
4. Я знаю, что знаки бывают……..
5. Я помню случай, когда на дороге…….
6. Плохо, когда взрослые…..
7. Регулировщик, это человек, который…..
8. Пассажирам автобуса запрещается…….
9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы…
Приложение 3
Тест «Дорожная история»
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и
воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем
пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим
ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок,
мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,
разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен
состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
«отлично» — ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о
незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
«хорошо» — если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
«плохо» — ребенок не сумел придумать историю.

Приложение4
Тест «Проверь себя»
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам
дорожного движения.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции,
велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,
остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой
полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей младшего школьного возраста 10 правильных ответов.

Литература для педагога

1.
Бабина Р.П. УМК. Окружающий мир. 1 класс. ПДД. Тесты. ФГОС. / Р.П.Бабина. –
М.: Экзамен, 2015 – 48 с.
2.
Добрая дорога детства [Электронный ресурс] / Интернет портал Всероссийской
газеты // URL: http://www.dddgazeta.ru/
3.
Елжова Н.В. ПДД в начальной школе. Конспекты занятий по ознакомлению
учащихся с ПДД. / Н.В.Елжова. – М.: Феникс, 2013. – 246 с.
4.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу.
1-4 классы. ФГОС. / В.И.Ковалько. – М.: Вако, 2015. – 192 с.
5.
Лабунько А.В. Лабунько Ю.В. ПДД для детей / А.В.Лабунько, Ю.В.Лабунько. –
М.: Эксмо, 2014 – 170 с.
6.
«ПДД для школьников. Образовательная программа (CDpc)» / Электронное
учебное пособие. - М.:1С, 2015;
7.
Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма: Сборник методических рекомендаций / Центр
общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО, под ред. А. А. Журина. — М. : Изд-во
ИСМО РАО, 2006. — 160 с.
8.
Тесты по ПДД для школьников начального звена. // Детский возраст. – 2015. - №
9. URL: http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/testyi- po-pdd-dlya-shkolnikovs-otvetami.html
Интернетресурсы для подготовки и проведения занятий:
-http://www.dddgazeta.ru/ideas/
-https://childage.ru/obuchenie-iobrazovanie/nachalnaya-shkola/viktoriny/testyi-po-pdd-dlya-shkolnikov-s-otvetami.html
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/
-https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2016/07/05/metodicheskie-rekomendatsii-povedeniyu-raboty
- https://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2016/05/18/sbornik-metodik-diagnostikmladshego-shkolnika
https://yandex.ru/efir?stream_id=4a79f173cce7f43da5687fe6f0a4
2024
- https://akademiarechi.ru/razvitie-detey/pravila-dorojnogodvijeniya/
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog44365/interaktivnaja-igra-popd-s-detstva-znat-polozheno-pravila-dorozhnye.html
- https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2013/10/01/programma-izucheniya-pravildorozhnogo-dvizheniya-deti


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».