OT)J.CJI o6pa30BaHHH Myuuu;unaJihHOro paiioua «MOCaJibCKHH paiioH» Myuuu;unaJibHOe KaJeHH0e o6pa30BaTeJihHOe y11pe~euue )J.0il0JIHHTCJibH0ro o6pa30BaHHH MocaJibCKHH )].OM TB0p11eCTBa ITpHH.SITO perneHHeM ITe.z:i:arorn-riecKoro coaern NQ 2 OT «J..l.» ~ 2023 r . ,n:orrOJIHHTeJibHruc o6rn;epa3BHBaI01Il;a5.[ rrporpaMMa B ceTeBOH cpopMe <<0CHOBbI My3eMHOro ~eJia>> Co.u:HarrbHO-ryMaHHTapHOH HarrpaBJieHH0CTH YpoBeHb CJI0)KH0CTH rrporpaMMbI: CTapTOBbIM CpoK pearr11:3a.u:11:11:: 1 ro,r:i; Bo3pacT 06)'1Ia10m;11:xc.s1: 12-15 neTopMa pearr1na.u:11:11: rrporpaMMbI - oqHa.si CocTaBHTeJib: MeT0,r:i;HCT MKOY ~o M~T rapHOBa OJibra ArreKCaH,D;pOBHa YqnTeJib MKOY MCOlll NQ 2 lliHaToBa MpnHa IOnbeBHa Mocarrl>CK, 2023 r. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня сложности «Основы музейного дела» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы музейного дела» является стартовой ступенью к изучению программ по музееведению на базовом и продвинутом уровне. Имеет стартовый (ознакомительный) уровень сложности. Направленность программы первоначально обозначена как социально-гуманитарная, однако, при добавлении в содержание программы регионального компонента (к примеру, средствами «усиления» содержания ДООП спецификой деятельности отдельно взятого музея и раскрытия содержания деятельности детей через материалы краеведческой направленности), программа может быть реализована в рамках туристско-краеведческой направленности. Программа предусматривает возможность реализации её в сетевом формате с музеями различного профиля на основании договоров о сетевом взаимодействии (примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённая приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» приведена в Приложении). 1.1. Пояснительная записка Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества, и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. В нормативном правовом документе, определяющем социальный заказ общества в области образования и воспитания «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», отмечается значимость гражданского воспитания подрастающего поколения. Именно музей помогает нам соединять прошлое и будущее через настоящее, а использование современных технологий позволяет в полной мере вовлечь подростков в освоение общекультурных компетенций. Среди особенностей формирования личности в подростковый 2 период, следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувства взрослости; стремление к самостоятельности в своей деятельности. Музейное пространство дает возможность развития практических компетенций, что очень актуально в подростковом периоде. Настоящая сетевая дополнительная общеразвивающая программа «Основы музейного дела» (далее – программа) составлена в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022г № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; 3 - Уставом МКОУ ДО МДТ; - Положением о единых требованиях к структуре и оформлению ДОП, в том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО, утверждённым Приказом № 102 от 03.11.2022г. по учреждению. Программа реализуется в сетевой форме. Уровень программы Данная программа рассчитана на стартовый (ознакомительный) уровень и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа имеет социальногуманитарную и туристско-краеведческую направленность. Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. И благодаря этому ребёнок может проникнуться такими чувствами, что недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, а потребуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. В связи с этим, идея данной программы заключается в расширении образовательного пространства на основе использования ресурсов сетевого партнёра – Филиала Государственного Бюджетного учреждения культуры Калужской области «Калужского Объединённого музея – заповедника» Музейно-краеведческого центра «Дом Богдановых» г. Мосальск (Далее – ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых»), находящийся по адресу: 249930, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Ленина, д. 39. МКОУ ДО Мосальский дом творчества (базовая организация) осуществляет руководство общеразвивающей программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию экскурсий, встречу с интересными людьми, реализацию содержательной части программы, организует итоговую и промежуточную аттестации, подготовку документации, работу по участию обучающихся в конкурсных мероприятиях. ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых» (организация – участник, предоставляющая ресурсы) для реализации содержания программы. Отличительные особенности и новизна программы заключается в том, что в программу социально – гуманитарной направленности внесены темы краеведческого характера, раскрывающие историю Мосальского района. Одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний 4 учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Реализация данной программы – это новый опыт для МКОУ ДО МДТ. Педагогическая целесообразность программы «Основы музейного дела». В программе заложен системно-деятельностный подход, что предполагает не только обучение теоретическим основам музейного дела и краеведения, но и включения обучающихся в конкретную музейнокраеведческую деятельность. Это даст возможность каждому занимающемуся в музее применить на себя роль « сотрудника музея» и выйти за пределы пространства образовательного учреждения: принимать участие в практических конференциях, презентовать свой опыт на конкурсах, акциях, фестивалях. Программа не предусматривает специального отбора и адресована в равной степени новичкам и ребятам, имеющим опыт участия в музейнокраеведческой деятельности. Данная программа модифицированная. Адресат программы и его возрастные особенности: обучающиеся 1215 лет в подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социально – значимая, становится реальной личностной потребностью. Условия реализации программы: В объединение принимаются обучающиеся на основе заявления родителей, заявления об обработке персональных данных детей без отбора по творческим или каким-либо другим способностям. Группы обучающихся могут быть одновозрастными или разновозрастными. Максимальная наполняемость в группе составляет – 15 человек, минимальная – 12 человек, но может быть предусмотрена индивидуальная работа и работа в малых группах. Объём программы: программа рассчитана на 144 часа в год. Срок реализации: 1 год Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 45 минут. Форма обучения: очная. Занятия проводятся в группе с численным составом – 15 человек. Виды занятий: Работа с экспонатами, изучение музейных фондов, экскурсии, практические занятия, лекции, исследования, беседы, рассказ. Форма подведения итогов являются промежуточный и итоговый контроль в форме тестирования по изученному материалу, защиты исследовательской работы, в виде зачётной работы по подготовке и проведению экскурсии, творческой работы по оформлению музейной экспозиции, создание мультимедийной разработки об историко-культурного и природного наследия Калужской области. Как итоговый контроль засчитывается участие обучающихся в краеведческих олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня. 5 Язык реализации программы: русский Цель программы: формирование и закрепление знаний об историкокультурном наследии родного края средствами музейно-краеведческой деятельности. Задачи программы: Обучающие задачи: - Дать необходимый объём знаний по основам краеведения и музейного дела; - Обучить практическим навыкам и умению вести экскурсии; - Научить обучающихся самостоятельному поиску информации; - Обучить основам ведения исследовательской и проектной деятельности, правилам оформления научно – исследовательских работ и проектов и их представления; Развивающие задачи: - Содействовать самовыражению и самореализации обучающихся, развивать их творческую и исполнительскую активность в процессе работы в школьном (в муниципальном) музее, в процессе освоения и распространения местного краеведческого материала; - Развивать речевую культуру и память, творческие и организаторские способности; - Развивать ключевые компетенции, которые позволят обучающимся успешно социализироваться в современном мире( например, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работай в группе, организацией своей деятельности, использованием компьютерных технологий и т.д.) ; - Развивать познавательный интерес обучающихся к историкокультурному и природному наследию родного края, к своим историческим корням; - Способствовать формированию эстетического и художественного вкуса. Воспитательные задачи: - Формировать духовные качества подрастающего поколения через вовлечение обучающихся в экскурсионную, поисково-исследовательскую и проектную деятельность; - Воспитывать сознательную любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшему поколению и к культурно – историческому прошлому своего народа; - Воспитывать взаимопонимание и взаимовыручку при работе в группе, толерантное отношение к окружающим; - Воспитывать ответственное отношение к исполнению обязанностей; - Создавать условия социально-культурного и профессионального самоопределения обучающихся. 6 Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д. На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д. Требования к уровню подготовки Обучающиеся должны знать: - историю родного города Мосальск, МКОУ МСОШ № 2; - основные музейные профессии; - музейную терминологию. Обучающиеся должны уметь: - ориентироваться в литературных источниках; - составлять тексты экскурсий; - работать с экспозицией музея; - проводить экскурсии в соответствии с методикой; Владеть: - музейной терминологией; - оформлять документацию. Формы и методы проведения занятий: - проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения; - экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; - просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; - составление словаря музейных терминов; - разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея, использование материалов ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых»; - встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов; - подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов. Учебно-теоретические Изучение литературы, работа с документацией Рассказ педагога Беседа Учебная игра Презентация Практические Экспедиции по сбору материала Обработка собранного материала Научно – исследовательская деятельность Экскурсии Посещение музеев 7 Игровые занятия Организация выставок Экскурсии Организация передвижных выставок Защита проектов 1.2. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы музейного дела» № Наименование темы 1 2 2 Введение – 2 часа Раздел № 1 .Основы музееведения – 32 часа. 2 Обзорная экскурсия по школьному музею. Экскурсия по краеведческому музею «Дом Богдановых» Беседа на тему «музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната» 3 1 2 Наблюдени е 5 2 3 Интерактив ное занятие. Наблюдени е 4 Музейная терминология как азбука музейного дела (лекция) 3 3 5 Музейные фонды и их комплектование (лекция, семинар) 5 4 1 6 Основные формы учёта и хранения музейных фондов (лекция, семинар) 8 4 4 7 Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации» 6 3 3 3 Часы Всего 8 Теория Практика Формы аттестации / контроля Составлени е словарика музейных терминов Интерактив ное занятие. Наблюдени е тестирован ие Выступлен ие.Оформл ение этикетки к экспонату с описанием экспоната. Итого по разделу № 1 32 19 Раздел №2 История края, города, школы – 77 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Экскурсия на тему «страницы 6 истории Калужского края, города Мосальска, МКОУ МСОШ № 2» (Использование фондов музейно-краеведческого центра «Дом Богдановых», МКОУ МСОШ № 2) Сбор информации по истории 8 края, города Мосальска и школы 13 3 13 презентаци я 2 6 Матералы, информаци я,фото. Посещение краеведческого музея «Дома Богдановых» г. Мосальск Обновление музейных стендов 3 3 8 8 Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны. 10 Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои» Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои» Экскурсия в краеведческий музей «Дом Богдановых» г. Мосальск «Земляки – Герои» Лекция на тему «Города-герои» 8 2 2 Лекция на тему «Города воинской славы России» Исторические и культурные достопримечательности г. Мосальска Экскурсия по городу Мосальску 2 2 6 4 5 4 5 4 4 4 6 6 2 2 4 9 Работа в школьном музее МСОШ № 2 Презентаци и Презентаци и Презентаци я Проект 2 Квест - тур 4 Наблюдени 14 на тему «Памятники нашего города» Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города». 6 15 6 е Опрос Презентаци яо памятниках г. Мосальска. Историческ их местах. Беседа Урок нравственности на тему 2 2 «Величие подвига народапобедителя в Великой Отечественной войне». Итого по разделу № 2 77 22 55 Раздел № 3. Исследовательская деятельность в области истории, краеведения – 35 часов. 1 Занятия по подготовке 12 7 5 исследовательских рефератов 2 Занятия по подготовке 12 7 5 исследовательских работ 3 Зачетные занятия: защита 6 3 3 Защи исследовательских рефератов та иссле доват ельск их прое ктов, работ 4 Зачетные занятия: защита 5 2 3 исследовательских работ Итого: 35 19 16 Итого всего: 144ч. 60ч. 84ч. 1.3.Содержание программы 1 Введение (2 часа) Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей. Раздел № 1 «Основы музееведения» (32 часа) Теория: Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного 10 значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. Музейные фонды и их комплектование (лекция, семинар). Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд Основные формы учёта и хранения музейных фондов (лекция, семинар). Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы. Практика: 1.Составление словарика музейных терминов. 2.Знакомство с экспозицией музея (МКОУ МСОШ № 2, краеведческий музей «Дом Богдановых»). 3. Оформление этикетки к экспонату. 4. Оформление картотеки фонда. 5. Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм. Раздел №2 История края, города, школы (77часов) Теория: Сбор информации по истории края, города Мосальска и школы. Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Великой отечественной войны. Знакомство с «Земляками – Героями», «Городами воинской славы России», Знакомство с «Памятниками нашего города». «Величие подвига народа – победителя в Великой Отечественной войне» - Лекция, беседа, информация. Практика: Использование фондов музейно-краеведческого центра «Дом Богдановых», МКОУ МСОШ № 2. Экскурсия в музейнокраеведческий центр «Дом Богдановых», Сбор информации по истории г. Мосальска. Обновление музейных стендов в школьном музее МКОУ МСОШ № 2. Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Великой отечественной войны. Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны. Подготовка презентаций, докладов на темы «Земляки – герои», «Города – герои», «Города воинской славы», «Памятники нашего города». Раздел № 3. Исследовательская деятельность (35 часов) Занятия по подготовке и написанию исследовательских работ, проектов. Написание исследовательских работ. Защита исследовательских работ. Планируемые результаты обучения: Предметные: - будут знать историю появления первых музеев в России; 11 - освоят навык визуальной грамотности (получат опыт осознанной интерпретации информации о музейном экспонате); - будут иметь представление о деятельности хранителя, реставратора, экскурсовода; - смогут ориентироваться в экспозиционно- выставочном пространстве музея и публично выступить с описанием экспоната по самостоятельно созданной этикетке к нему. Личностные: - будут приобщены к историческому и духовному наследию; - будут относиться к музею как к части материальной и духовной культуры. Метапредметные: коммуникативные - будут уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации; - получат опыт учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками. познавательные - смогут ориентироваться в словаре музейных терминов; - смогут работать с различными источниками информации для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; - смогут анализировать предложенную информацию; регулятивные - смогут планировать, оценивать результаты своей деятельности; - смогут создать письменный и устный ответ с заданными параметрами. 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы музейного дела» (вынесен в отдельный документ рабочую программу) № п/п Месяц Число Время проведе ния занятия Форма занятия Колво часов Тема занятия Введение – 2 часа. Раздел №1. Основы музееведения – 32 часа 12 Место проведе ния Форма контрол я Раздел №2. История края, города, школы - 77часов Раздел №3. Исследовательская деятельность в области истории, краеведения- 35 часов Итого: 144 часа 13 Количество учебных недель – 36, дней - 72 Количество учебных часов в год – 144 ч. 2.2. Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение Программа «Основы музейного дела» реализовывается в сетевой форме. Организация-участник – ГБУК КО «КОМЗ» МКЦ «Дом Богдановых», выступает ресурсной организацией и не ведёт образовательной деятельности. Для реализации программы используются ресурсы МКОУ МСОШ № 2: кабинет В МКОУ МСОШ № 2 по адресу г. Мосальск, ул. Революции, д. 10 площадью. - 47 кв. м, а также школьный музей МКОУ МСОШ № 2 по «Договору о передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и закреплённого на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование от 01.11.2022г.) Помещение соответствует «Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - парты- 15шт; -стулья - 30шт; - классная доска; - ноутбук; - Мультимедийный проектор; - аудиоколонки; - материалы школьного музея. Методическое обеспечение - методические разработки; - дидактические материалы; - видео- и аудиозаписи; - презентации; - фотографии; - краеведческие тесты; - краеведческие викторины; - литература по истории г. Мосальска, Калужского края. Информационное обеспечение Электронные образовательные ресурсы МКОУ МСОШ № 2 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования по совместительству с опытом работы в дополнительном образовании – учитель МКОУ МСОШ № 2 2.3. Формы аттестации (контроля) Фонд контрольно-оценочных средств к ДООП «Основы музейного дела» стартового уровня включает в себя примерный перечень средств для организации контроля результативности освоения содержания программы обучающимися. Данный перечень может быть дополнен или изменен педагогом, в зависимости от специфических особенностей групп, обучающихся по программе. Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на каждом этапе деятельности обучающегося в процессе освоения программы. Входящий контроль проводится в начале освоения программы и предполагает первичный опрос обучающихся с целью получения предварительной информации о мотивации к изучению деятельности музеев, о специфике их работы. Анкетирование (Приложение 1) Текущий контроль - выполнение упражнений по освоению каждой темы, в ходе выполнения которых педагог может сделать вывод о том, насколько у обучающихся сформировались планируемые результаты по данной теме. Тестовые материалы для текущего контроля. (Приложение 2) Презентации. Итоговый контроль по изучению программы предполагает публичное выступление с описанием экспоната по самостоятельно созданной этикетке к нему, выполнение исследовательской работы, проекта по изученной теме, текст экскурсии. Вопросы для повторения по дополнительной общеобразовательной программе краеведческой направленности « Основы музейного дела» 2.4. Оценочные материалы Критерии оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков обучающихся 15 Параметры Уровни Низкий 1. Работа с фондами и документацией музея: Средний Высокий Обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного музея. Обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного музея. Обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея. 2. Работа с краеведческой литературой, картотекой: Обучающийся испытывает трудности с краеведческой краеведческой литературой, картотекой Обучающийся допускает неточности в работе краеведческой литературой, картотекой 3. Подготовка тематических экскурсий Обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии Обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии Обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии 4. Проведение тематической экскурсий Обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии Обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии Обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии Обучающийся правильно умеет работать с с краеведческой литературой, картотекой Результаты вносятся в специальные формуляры – «Протокол контрольных знаний» и «Протокол аттестации обучающихся» (Приложение 3). По окончании обучения по данной программе обучающемуся выдаётся свидетельство установленного образца на основании Положения о форме и порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании в МКОУ ДО МДТ. (Утверждённого Приказом № 49 от 01.06.2021 г. по учреждению). 16 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса. Обучение в объединении «Основы музейного дела» строится на сочетании лекций и практических занятий, игр, экскурсий. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия проводятся в архивах музеев школьного МКОУ МСОШ № 2 и краеведческого музея «Дом Богдановых» в виде практических, информационных, визуальных работ. В зависимости от задач, поставленных педагогом, могут использоваться различные формы занятий: - учебные; - выездные; - практические занятия. Выездные формы занятий – работа на базе музея или архива – дает возможность педагогу проконтролировать уровень сформированности умений и навыков учащихся, а учащемуся – реально оценить качество приобретенных им знаний. Учебный процесс в рамках одного занятия может быть организован со всей группой вместе, по подгруппам, и индивидуально, в зависимости от поставленных педагогом задач. Индивидуальные занятия предполагают работу ребенка по индивидуальному заданию и личный устный или письменный отчет в форме доклада, исследовательской работы, защиты проекта. Подгруппа учащихся может выполнять задания, поставленное перед ними педагогом или выбранное ими самостоятельно. Это может быть подготовка и оформление экспозиции, посвященной определенной теме. Совместная работа в группе развивает общекультурные умения ученика: умение вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми; усиливает возможности социальной адаптации, т.е. освоить нормы и правила поведения в коллективе; развивает коммуникативные способности учащихся. Одной из форм работы, используемой в объединении, является проектная работа – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством педагога, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата. Итогом работы ученика над проектом может быть сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания или коллаж, альбом, проспект. Например, альбом, посвященный мероприятиям, проводимым в музее или же проспект по музею. Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. Это в основном работа с разнообразными источниками 17 информации с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме. Методы обучения - наблюдения, записи и фотографирование во время экскурсий; - беседы, обсуждения; - интервью с жителями города; - метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине); - сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции; - метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению. Формы работы - сбор материалов, отражающих историю города Мосальска, школы; - работа с историческим источником с целью получения необходимой информации; - обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов); - подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала; - поиск и систематизация экспонатов; - проведение тематических экскурсий, походов, прогулок; - организация встреч с интересными людьми; - проведение пеших экскурсий по родному городу, отражающих историю улиц, памятных мест; - подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям; - проведение внутри музейных мероприятий; - участие в районных и областных конкурсах, посвященных изучению истории родного края; Дидактические материалы - методические рекомендации по написанию исследовательских работ; - методические рекомендации по подготовке и реализации проектов; - методические рекомендации по составлению и проведению экскурсий; - методические разработки занятий; - рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы; 18 - рекомендации по оформлению проекта; - рекомендации по составлению музейной экспозиции; - рекомендации по составлению компьютерных презентаций; - рекомендации по составлению аннотации к музейной экспозиции; - Дидактические материалы - видео- и аудиозаписи; - презентации; - фотографии; - краеведческие тесты; - краеведческие викторины. 19 Литература для обучающихся 1. Архивные данные и фотографии из краеведческого музея «Дом Богдановых» г. Мосальск 2. Информация из школьного музея МКОУ МСОШ № 2. 3. А.Е.Зайцев «Земля Мосальская». Калуга. 1997 4. А. Е. Зайцев. Мосальск. Летопись края с древнейших времён. Издание 2000 г. 5. Материалы газеты «Мосальская газета» Литература для учителя 1. Барри Лорд, Гейл Д. Лорд Менеджмент в музейном деле: учебное пособие. – М., 2002. 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2000. 3. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. – М., 1987. 4. Ким. Музейное дело. Оренбург, 2007 5. Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций. Ростов-на-Дону, РИС ЮРГУЭС, 2003, 66 с. 6. А. В. Романчук Музейный туризм. Санкт-Петербург 2010 7. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003. 8.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001. Интернет-ресурсы 1. http://www.museumstudy.ru – Информационно-образовательный портал Российское музееведение. 2. http://www.shpl.ru/index.phtml - «Государственная Историческая Библиотека»; 3. электронно-библиотечные системы (ЭБС), информационно-справочные и поисковые системы: Публичная базы данных, 4. http://www.rubricon.com / – Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета http://www.dic.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академике 5. http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека 6. http://www.museum.ru – Российская музейная энциклопедия 20 Приложение № 1 Анкета-опросник «Основы музейного дела» (ФИО обучающегося) 1. Ваш возраст ___________ 2. Кто был инициатором записи на обучение по данной программе, кто посоветовал? - родители - друзья - педагог - свой вариант ответа ___________________________________________________________ 3.Что Вы ожидаете от данной программы, чему планируете научиться? 4.Как часто Вы посещаете музей? -очень часто -часто -очень редко -редко -не посещал (укажите причину) 5.Как Вы принимаете решение о посещении музея? -иду на конкретное событие, выставку, презентацию -иду в составе организационной группы (свой класс, объединение и т.д.) -родители планируют -свой ответа____________________________________________________________ 6. Что Вы ожидаете от посещения музея? -эмоций -новые знания -общение (интересно провести время) -свой вариант ответа 7. В каких музеях г. Калуги и Калужской области Вы уже побывали? 8. Какие музеи, кроме г. Калуги, Вы посещали? 9. Известны ли Вам направленности музеев, которые посещали? 10. Укажите в музеях какой направленности Вы уже побывали - исторические - художественные - искусствоведческие 21 вариант - литературные -архитектурные - естественно-научные - технические - отраслевые 11. Какой из увиденных экспонатов произвел на тебя впечатление и почему? 12. Какие музеи Вы знаете, какой хотели бы посетить? 13. Порекомендуете ли Вы посетить музей своим друзьям и знакомым? 14. Чем музей, по Вашему мнению, привлекателен для посетителей? 15. Связана ли тематика программы с Вашими увлечениями, если да, то как именно? 22 Приложение №2 Контрольно-измерительные материалы 1. Практические занятия Практическое занятие №1 Классификация экскурсий Посещение виртуальной экскурсии по Мосальскому району. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия по району? Какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии по району? Практическое занятие №2 Классификация экскурсий Посещение тематической экскурсии в краеведческий музей г. Мосальска. Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: На примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой? Показ- как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа. Практическое занятие № 3 Сочетание показа и рассказа в экскурсии На основе впечатлений от посещения экскурсии в краеведческий музей «Дом Богдановых» г. Мосальск, ответить на следующие вопросы: Почему показ называют основным элементом экскурсии? В чем сущность показа? Какова роль последовательности в показе объектов? Почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа. Практическое занятие № 4 Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода. Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. 23 Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителяэкскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода. Практическое занятие № 5 Техника ведения экскурсии. Проведение учебных экскурсий по выбранной теме. 24 Зачётная работа (промежуточная аттестация) (Тест) 1. Укажите из перечисленного виды музеев: А) этнографический Б) боевой В) графический 2. Под материально-технической базой музеев понимают: А) помещение Б) электронное оборудование В) выставочные экспонаты 3. Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране: А) Эрмитаж, Грановитая палата; Б) Эрмитаж, Макдоналдс; В) Кремль, храм Петра и Павла 4. Какие музеи являются наиболее известными в нашей области: 5. Что включает в себя понятие музей: А) место развлечения; Б) место приобретения новых знаний; В) совокупность первого (А) и второго (Б) 6. Выберите из перечисленного виды фонда музея: А) вспомогательный Б) главный В) дополнительный 7. Какой температурный режим предпочтителен в музее: А) 18 градусов С. Б) 12 градусов С. В) 25 градусов С. 8. Перечислить порядок составления тематического плана будущей экспозиции: 1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 9. Дать определение, что такое монтажный лист экспозиции _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___ 10. Дать определение, что такое архив _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ __________________________________________________________________ 25 Тест по выявлению особенностей темперамента 1. За новое дело я принимаюсь: а. С нетерпением, быстро. б. С творческой энергией. в. Спокойно обдумав весь процесс работы. г. С чувством неуверенности в своих возможностях. 2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя: а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть. б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми. в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание. г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти. 3. Из-за неудач в работе или учебе я: а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей. б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи. в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи. г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче. 4. Моя речь: а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь. б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами. в. Медленная, разборчивая, уверенная. г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове. 5. Начиная новое дело я: а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца. б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца. в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца. г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать. 6. Я предпочитаю читать сказки, в которых: а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви. б. Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь. в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду. г. Подробно описана природа, чувства и переживания героев. Если в ответах преобладает: а - холерик, в - флегматик, б - сангвиник, г – меланхолик 26 Приложение 3 Протокол контрольных знаний Направление деятельности ________________________________ Название объединения_____________________________________ Ф.И.О. педагога__________________________________________ Группа, год обучения _____________________________________ Форма контрольного занятия _______________________________ Тема контрольного занятия _________________________________ Дата занятия _____________________________________________ № п/п 1 2 Ф.И.О. обучающихся высокий Уровень усвоения программного материала Теория Практика достаточ- низкий высокий достаточный ный низкий ИТОГО Дата ___________ Подпись____________ Протокол аттестации обучающихся Учебный год ____________________________________________ Объединение ____________________________________________ Ф.И.О. педагога__________________________________________ Форма проведения аттестации ______________________________ Дата Количество обучающихся Год обучения Теория Практика высокий достаточ- низкий высокий достаточ- низкий ный ный ИТОГО № группы Уровень усвоения программного материала Дата ___________ Подпись____________ 27