Отдел образования и охраны прав детства Муниципального района «1'1осальский район» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного .9бразования Мосальский дом творчества -р -У�ерждено: У.ДО МДТ · •. · Д�е:ктор· · �/;?'� . Е.Н. Петухова Приказ _ 66 от 31.08.2023 г. Принято решением Педагогического совета № 1 от 31.08. 2023г. ' •• / Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програмыа естесственно-научной направленности «Зеленая планета» Уровень сложности программы: ознакомительный Возраст обучаю�ся,: 11-13 лет Срок р�ализации: lгод Форма реализации µрограммы: очная Составитель : Сухоне�кова Юлия Евгеньевна, методист . МКОУ ДО Мосальский дом творчества ' г. Мосальск, 2023 -1· ' Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленая планета» (далее – Программа) базового уровня имеет естественно-научную направленность. Человек уже более пятидесяти тысяч лет живет на планете Земля, активно пользуется природными ресурсами и взаимодействует со всеми живыми и неживыми компонентами окружающей природы. Рациональное использование природных ресурсов, правила взаимодействия человека и окружающей природы – важные проблемы современного мира, которые с каждым годом становятся актуальнее. Программа обновлена в 2023году в соответствии с требованиями к дополнительным общеразвивающим программам в структурном варианте, в содержательном блоке. Программа разработана в соответствии с : Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Зеленая планета» (далее – программа) составлена в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; - Уставом МКОУ ДО МДТ; Актуальность Экологическое воспитание необходимо прививать с раннего возраста. Дети отличаются высокой познавательной активностью, поэтому, необходимо знакомить детей со связями человек – природа, воспитывать любовь и уважение к окружающей его среде. Обучение по Программе воспитывает любовь к природе и стремление защищать окружающую среду обитания, формирует у обучающихся базу знаний для дальнейшего изучения биологической науки. Через познание окружающего мира у обучающихся закладываются необходимые нормы поведения, соответствующие правилам здорового образа жизни. Экологическое мировоззрение необходимо нынешнему поколению для правильных взаимоотношений человека с природой и социумом. На занятиях по Программе дети смогут найти ответы на многие вопросы, познакомятся со сверстниками, которые также увлекаются биологией и экологией, сформируют первые понятия о науке. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Обучение по Программе поможет сформировать и закрепить полученные ранее представления о природе. Обучающиеся смогут на практике познакомиться с живыми объектами, понять значимость всех компонентов живой природы. На занятиях смогут проводить собственные анализы качества окружающей среды, находить выходы из проблемных ситуаций, создавать проектные работы, выступать перед публикой. Отличительные особенности Программы Основная особенность Программы – это ее многогранность, способная удовлетворить различные интересы и склонности обучающихся. Данная Программа отличается тем, что дает возможность детям познакомиться со всем многообразием живой природы, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентирам, установкам к активной деятельности по охране окружающей среды. Обучение основывается на принципах экологического образования: - Принцип целостности окружающей среды формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира; - принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира; - принцип непрерывности, дающий возрастной период; возможность использовать каждый - принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность; - принцип направленности, способствующий отношений с окружающей средой. развитию гармоничных Программа разработана на основе программы «Зеленая лаборатория» (разработчик Федоров Е.Ю., педагог ГБОУ Школа № 439 «Интеллект» г. Москвы, 2018 г.). Программа модифицированная 1.2.Цели и задачи программы: Цель Программы – создание условий для формирования у обучающихся навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, повышение экологической культуры, получение представлений об окружающей среде с позиции взаимодействия и взаимозависимости природы, общества и человека. Задачи Программы Образовательные: - приобретение знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы; формирование научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; формирование представления о нормах и правилах поведения в природе. Развивающие: среды; - формирование и развитие умений по оценке состояния окружающей - развитие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение; формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Воспитательные: - воспитание ответственного бережного жизни, здоровью, природе; воспитание активной жизненной позиции. Категория обучающихся Возраст обучающихся: 11-13 лет. отношения к Условия набора детей в объединение: набор проводится по желанию ребенка и с согласия родителей на основании заявления родителей (законных представителей.) На обучение по Программе принимаются обучающиеся в возрасте 11-13 лет без ограничений по уровню подготовки и при наличии справки, разрешающей занятия по данному направлению деятельности. Условия формирования групп: группы комплектуются из одновозрастных детей или в пределах одного уровня образования. Наполняемость объединения: 15 человек. Срок реализации программы: 1 год, 144 часа. Язык реализации программы: русский. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Групповые – для всего объединения, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1.1.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Формы аттестации/ контроля Практика Количество часов Теория Название разделов, тем Всего № п/п 1. Введение 8 4 4 1.1. Вводное занятие 4 2 2 Тест 1.2. Что изучает экология 4 2 2 Входной контроль. Собеседование 2. Удивительный мир растений 24 12 12 2.1. Окружающий растительный мир 4 2 2 Тест 2.2. Растения – наша жизнь 4 2 2 Отчет 2.3. Как устроены растения 4 2 2 Тест 2.4. Такие разные растения 4 2 2 Тест 2.5. Цветочно-декоративные растения 4 2 2 Отчет 2.6. Аптека, созданная природой 4 2 2 28 12 16 3.1. Эволюция 4 2 2 Тест 3.2. Наименьшие животные планеты 4 2 2 Тест 3.3. Мир птиц 4 2 2 Отчет 3.4. Животные континентов 4 2 2 Тест 3.5. Юный ветеринар 4 2 2 Отчет 3.6. Мои домашние любимцы 8 2 6 Защита проекта 24 10 14 4 2 2 Тест 3. 4. Зоомир Экосистема 4.1. Что такое экосистема? Опрос 4.2. Водная экосистема 4 2 2 Отчет 4.3. Лесная экосистема 4 2 2 4.4. Экосистема родного края 8 2 6 Исследовательская работа Защита проекта 4.5. Экосистема жилища 4 2 2 Отчет 36 8 28 5.1. Глобальные экологические проблемы 8 2 6 Демонстрация презентации 5.2. Бумажный бум 8 2 6 Выставка работ 5.3. Обратная сторона упаковки 4 2 2 Тест 5.4. Экодом 8 2 6 Защита проекта. Выставка работ 5.5. Экскурсии в музей 8 8 Отчет 5. 6. Сохраним планету Безопасная жизнедеятельность 6.1. Мое здоровье 20 8 12 8 4 4 Тест 6.2. Собираемся в поход 8 4 4 тест 6.3. Безопасность в доме 2 1 1 Тест 2 Итоговое тестирование. Защита проектов 7. Итоговое занятие 2 Итого 144 54 90 Содержание учебного (тематического) плана Раздел. 1 Введение Тема 1.1. Вводное занятие Теория. Вводное занятие. Правила поведения в безопасности на занятиях. группе. Правила техники Практика. Практикум «Техника безопасности – наш друг!». Тестирование по вопросам техники безопасности. Тема 1.2. Что изучает экология Теория. Знакомство с понятием экология. Правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Практика. Собеседование с целью выявления уровня подготовленности детей для занятия данным видом деятельности. Раздел 2. Удивительный мир растений Тема 2.1. Окружающий растительный мир Теория. История появления растений. Взаимодействие человека и окружающей природы. Практика. Практикум «Влияние Решение тестов по теме. жизнедеятельности Тема 2.2. Растения - наша жизнь Теория. человека на природу». Роль растений в жизни людей. Какие полезные вещества выделяют растения и чем они полезны человеку? Практика. Практическая работа «Удивительные опыты с растениями». Тема 2.3. Как устроены растения Теория. Изучение строения растений. Сходство и различия строения растений. Практика. Практикум «Как устроено растение» (на примере различных видов растений). Решение тестов по теме. Тема 2.4. Такие разные растения Теория. Многообразие растительного мира. Растения разных климатических зон. Красная книга растений. Практика. Практикум «Растения нашей планеты». Решение тестов по теме. Тема 2.5. Цветочно-декоративные растения Теория. Разнообразие цветочно-декоративных растений. Комнатные растения. Практика. Практическая отводками». работа «Посадка растений семенами, черенками, Тема 2.6. Аптека, созданная природой Теория. Полезные и опасные растения. Области произрастания лекарственных растений. Аптека на окне. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Практика. Практическая работа «Составление гербария лекарственного растения». Раздел 3. Зоомир Тема 3.1. Эволюция Теория. Эволюция животных: от амебы до человека. Практика. Практикум «Строение организмов видов животных». Решение тестов по теме. на примере различных Тема 3.2. Наименьшие животные планеты Теория. Одноклеточные организмы. Практика. Практическая работа «Наблюдение в микроскоп за животными в капле воды» (на примере амебы). Заполнение дневника наблюдений. Тема 3.3. Мир птиц Теория. Кто такой орнитолог. Строение птиц и их приспособления к наземновоздушной среде. Практика. Практикум «Изучение строения пера птицы». Наблюдение за поведением птицы. Заполнение дневника наблюдений. Тема 3.4. Животные континентов Теория. Особенности строения животных разных уголков нашей планеты. Практика. Практикум «Почему так важен подкожный жир?». Решение тестов по теме. Тема 3.5. Юный ветеринар Теория. Профессия ветеринар. Чем занимается ветеринар и как им стать. Практика. Практическая работа «Осмотр животного. карточки здоровья». Заполнение дневника наблюдений. Создание Тема 3.6. Мои домашние любимцы Теория. История одомашнивания животных. Практика. Проект на тему «Мой домашний любимец». Рассказ о своих домашних животных. Защита проекта. Раздел4. Экосистема Тема 4.1. Что такое экосистема Теория. Понятие экосистемы. Основные компоненты экосистемы. Механизмы функционирования экосистемы. Практика. Практикум «Выявление сходства и различий природных экосистем: озера, пещеры, леса, пустыни, тундры, океана, биосферы». Решение тестов по теме. Тема 4.2. Водная экосистема Теория. Особенности воды как среды обитания. Водные экосистемы. Виды водных экосистем. Основные типы водных экосистем. Естественные водные экосистемы: пресноводные, морские. Искусственные водные экосистемы: пруды, водохранилища, аквариумы. Практика. Практическая работа «Определение плотности воды. обитателями аквариума». Заполнение дневника наблюдений. Наблюдение Тема 4.3. Лесная экосистема Теория. Лес как среда обитания. Экосистема леса. Виды лесных экосистем. Экосистема смешанного леса. Экосистема хвойного леса. Экосистема широколиственного леса. Устойчивость лесных экосистем. Правила поведения в лесу. Практика. Практическая работа «Сравнение хвойного и лиственного дерева. Отличительные признаки». Заполнение дневника наблюдений. Тема 4.4. Экосистема родного края Теория. Экосистема родного края. Экосистема человека. Влияние деятельности человека на экосистему. Естественные и искусственные экосистемы. Практика. Проектная работа «Экосистема в коробке». Защита проекта. Выставка работ. Тема 4.5. Экосистема жилища Теория. Экосистема жилища, ее влияние на организм и здоровье человека. Основа экосистемы квартиры: продуценты (комнатные растения), консументы (домашние за животные), редуценты (сапрофитные клещи). Практика. Практикум «Квартира как маленькая экосистема». Практическая работа «Наблюдение в микроскоп за микроорганизмами в пробе комнатной пыли». Заполнение дневника наблюдений. Раздел 5. Сохраним планету Тема 5.1. Глобальные экологические проблемы Теория. Понятие и виды проблем окружающей среды. Современные мировые экологические проблемы. Пути улучшения окружающей среды. Практика. Создание презентаций Демонстрация презентаций. по теме защиты окружающей среды. Тема 5.2. Бумажный бум Теория. История создания бумаги. Сырье для производства бумаги. Как изготавливают бумагу. Как сохранить деревья? Практика. Практическая работа «Переработка газетной и упаковочной бумаги. Создание новой бумаги и изделий из неё». Выставка работ. Тема 5.3. Обратная сторона упаковки Теория. Металлическая упаковка. Пластиковая упаковка. Саморазлагающаяся упаковка. Какой вред экологии наносят упаковочные материалы? Превращение отходов в доходы. Практика. Практикум «Вторая жизнь упаковки». Решение тестов по теме. Тема 5.4. Экодом Теория. Экодом: что это такое? Характеристика экологически чистого дома. Ресурсосберегающие, малоотходные, здоровые и неагрессивные по отношению к природе технологии. Практика. Практическая работа «Создание макета экологического дома». Выставка макетов. Защита проекта. Тема 5.5 Экскурсия в музей Практика. Экскурсия в Государственный музей имени К.А. Тимирязева. Раздел 6. Безопасная жизнедеятельность Тема 6.1. Мое здоровье Теория. Как беречь свое здоровье? Рассказ о строении человека. Первая помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах. Практика. Практикум «Создание паспорта здоровья». работа «Учимся делать перевязку». Решение тестов по теме. Практическая Тема 6.2. Собираемся в поход Теория. Что нужно знать об отдыхе на природе? Правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Практика. Практикум «Собираем рюкзак туриста». Экскурсия в лес. Заполнение дневника наблюдений. Тема 6.3. Безопасность в доме Теория. Безопасность в доме. Правила безопасного обращения с газом, огнем, электричеством, водой. Практика. Практикум «Действия в экстремальных ситуациях: при авариях, пожаре, бедствии». Решение тестов по теме. Раздел 7. Итоговое занятие Практика. Подведение итогов. Тестирование по изученным темам Программы. Защита проектов. 1.3.Планируемые результаты В результате освоения Программы обучающиеся будут знать: • • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; условия жизни животных в естественных условиях и уголке живой • • животных, вошедших в Красную книгу; • • технологию изготовления поделок из природного материала; правила техники безопасности на занятиях; природы; окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений; растения, занесенные в Красную книгу; • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; будут уметь: • • видеть и понимать красоту живой природы; • распознавать в окружающем мире растения и животных, которых наблюдений; изучали; проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений, рассказа, презентаций; • принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, оказывать первую помощь. Итогом воспитательной работы сформированности качеств личности: • • • • по Программе является степень любовь к людям и природе; ответственное отношение к окружающей среде; доброжелательность к живым существам; стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются: • начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся; • текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала; • итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Итогом работы по Программе является самостоятельное выполнение проекта. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1.Методическое обеспечение Программы 2.2.Формы проведения занятий Для занятий: - изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает использование следующих форм лекции; практические занятия; практикумы; экскурсии; работа с различными источниками информации; диспуты; эксперименты и опыты. Приемы и методы, используемые при реализации Программы: - источников; словесные, наглядные, практические, проблемные; анализ, обобщение, систематизация; подготовка к защите проектной работы, изучение литературных - самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении проектных работ). 2.3.Материально-техническое обеспечение Для реализации Программы необходимы: - световые и цифровые микроскопы; лабораторное оборудование (колбы, пробирки, бумажные фильтры, спиртовые горелки, штативы и др.); компьютер; принтер цветной; интерактивная доска; мультимедийный проектор; экран; зеркальный цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъемки. По итогам реализации программы обучающиеся получают свидетельство установленного образца. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, используемой при написании Программы 1. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить: Методическое пособие для учителей. – Новосибирск: Лада, 2000. 2. Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и взрослыхМ.: Эксмо, 2013. -96с. 3. Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Естествознание. Ботаника; Академия - Москва, 2012. - 368 c. 4. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб.: Наука, САГА, 2005. 5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. 6. Гоголев учащихся. М.И. Медико-санитарная От подготовка – М.: Просвещение, 1995. 7. Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника; ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2013. 8. Лазаревич С. В. Ботаника; ИВЦ Минфина - Москва, 2012. - 480 c. 9. Махлаюк медицине. В.П. Лекарственные растения в народной – М.: Нива России, 1992. 10. Мухин В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. 11. Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Ботаника; Академия – Москва, 2012. - 288 c. 12. Смелова В.Г. «Зеленые друзья» Физиология растений/ методическое пособие для учителей. – М.:2011 13. Хрипкова школьника. А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье – М.: Просвещение, 2007. 14. «Юный эколог». 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2018. Список литературы для обучающихся 1. А. Ван Саан. Веселые эксперименты для детей. Биология. – СПб: Питер, 2011. 2. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: Экологический вестник России, 1995. 3. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010. 4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. –М.: Дрофа, 1995. 5. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника. – СПб: Издательский дом «Литера», 2006. 6. Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В. Резько. – Мн.: ООО «Харвест», 1999. 7. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991. 8. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М.: Аванта +, 2005. Электронные ресурсы 1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов: [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020). 2. Комнатное цветоводство: [Электронный ресурс]. URL: https://www.floriculture.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020). 3. Научно-популярные и учебные фильмы: [Электронный ресурс]// Учебное видео. Экранизации. Биографии. URL: http://school- collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020). 4. Сезоны года. Общеобразовательный журнал: [Электронный ресурс]. URL: https://сезоны-года.рф. (Дата обращения: 28.03.2020).