OT,n;eJI o6pa30Ba.HIDI li oxpa.Hnl rrpaa ,n;eTCTBa MYHmJ;HIIaJII,HOro paiioHa (( Mocam,CKHH pa.HOH» MYHHI(liIIaJII,HOe Ka3eHHoe o6pa30BaTefilHOe yqpe)KJ(eHHe ,D;OIIOJIHHTefilHOro o6pa30Ba.HIDI MocaJII,CKHH ,n;oM rnopqecrna Y taep)KJ(eHa: ITpHIDITa pemeHHeM OY ,D;O M,n;T rre,n;aror~ecKoro coaeTa .N!! 1 rrpHKa30M OT 31.08 2023r . .D:orrOJIHHTeJihHruI o6rn;eo6pa30BaTeJibHruI o6rn;epa3BHBaIOID;rul rrporpa.MMa xy,n:o)KeCTBeHHOH HarrpaBJieHHOCTH IlnaCTMJIMHOBa51 KapTMHa B03pacT ,n;eTett: 7-8 neT CpoK peaJIH3al(HH: 1 ro,n;opMa o6yqeHIDI: o~IDI YpoaeHn: 6a3oahlii CocTaBHTefil: K03noaa EneHa ArreKcaH,n;pOBHa ITe,n;aror ,D;OIIOJIHHTefilHOro o6pa30Ba.HIDI . 1. MocanncK,2023 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Содержание программы «Пластилиновая картина » является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. Разработанная программа «Пластилиновая картина» имеет художественно направленность, открывает большой простор для фантазии, создает условия для реализации собственных идей учащихся. Программа знакомит детей с интересной техникой изготовления поделок, картин с помощью пластилина. Лепка развивает тонкую моторику рук, учит детей быть аккуратными, помогает воплощать детские фантазии в реальность, стимулирует речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн - Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 - «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.; - Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"). - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей; -Уставом МКОУ ДО МДТ. Актуальность и педагогическая целесообразность выбора определена следующими факторами: - формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев; - рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму; - образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка; - лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска инновационных способов художественного выражения. Одним из таких способов является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись. Каждое новое творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». Пластилиновая живопись - это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника предусматривает предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с пластилином (нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с задуманным рисунком). Учитываются принципы последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, традиций. Программа модифицированная. Разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы « Пластилинка» https://infourok.ru/dopolnitelnayaobscherazvivayuschaya-programma-plastilinka-1751082.html. Адресат программы: Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Объём программы: Данная программа рассчитана на 144 часа в год. Форма обучения : очная Режим занятия: 2раза в неделю по 2 часа. Виды занятий: практические занятия, экскурсии, мастер – классы, творческие мастерские, беседы, рассказ, объяснения, демонстрация художественных альбомов, фотографий. Срок реализации: 1 год Уровень освоения : ознакомительный Условия реализации программы: В объединении принимаются обучающиеся без отбора по творческим или каким – либо другим способностям 1.2 Цель и задачи программы: - привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся; - знакомство с новым видом аппликации; - приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина; обучение выполнению сборки и оформлению работы. Задачи программы: Основными задачами данного курса обучения детей в технике рисования пластилином являются: • • • • • • • • • • • • • знакомить детей с основными видами лепки; формировать умения следовать устным инструкциям; формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином; создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина; формировать умение работать в коллективе; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; развивать конструктивное мышление и сообразительность; формировать эстетический и художественный вкус; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер; развивать фантазию, воображение, творческое мышление воспитанников; способствовать развитию самостоятельного творчества; вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. каким – либо другим способностям. 1.3.Содержание программы Учебно – тематический план №№ Название тем Количество часов Количество часов теория практика 1 Введение. История возникновения пластилина. Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Воспоминание о лете. 2 2 4 2 6 2 2 3 2 Формы аттестации и контроля Пр. работа «Гусеница», «Желтоглазые ромашки», «Подсолнух» 4 5 6 7 8 9 Натюрморт «Изображение фруктов». «Виноград» Пластилиновые фигурки животных: « Пчела на цветке», «Трудолюбивые муравьи», «Паук плетёт паутину». 4 2 4 2 Создание несложных картин на 10 темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья» Нанесение фона. Смешивание цветов. Полуобъёмные детали деревьев. Панно «Осенний лес». 2 Смешивание цветов. «Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте», «Снегири на заснеженной ветке», «Синичкина семья», «Дятел на сосне». «Медведь в берлоге» «Пингвины на льдине». Нанесение фона. Снег. Эффект теней для следов на снегу. Объёмное изображение берлоги и животного. 12 2 6 2 Панно «Зимний лес». Нанесение фона размазыванием пластилина. Эффект теней.. Смешивание цвета.Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр, метод соскабливания). 4 1 4 2 6 2 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 «Птичья столовая». Оформление зимнего пейзажа. 10 11 «Снегурочка». Оформление сказочного сюжета декоративными элементами. Объёмные фигуры.Забавные человечки. Аппликация из пластилина. Барельеф. 2 2 2 Объёмные фигурки. «Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула», «Осьминог». 12 13 Коллективная работа «Рисунок на память». 6 2 14 Панно «Полевые цветы». Нанесение фона. Смешивание цвета. Вырезание плоских деталей. Объемные формы: валик, жгут. «Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета. Изображение растительности: трава(форма жгут),трава (форма плоская лента). Водоём Объёмное изображение птицы. 2 1 4 1 1 2 16 «Ворона в сквере». Нанесение фона размазыванием пластилина.Объёмное изображение деревьев (форма цилиндр). Тропинка (форма пластина). Изображение скамейки, вороны. 4 1 1 2 17 4 1 1 2 18 «Лягушка на болоте». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Изображение растительности: камыши, осока, мох(форма валик, жгут, лента). Объёмное изображение лягушки «Аист на крыше». 2 1 1 19 Панно «Синицы». 4 2 20 21 22 «Ёж». «Жираф» Творческая работа по выбору учащихся. 2 2 6 1 1 23 «Матрешка». Оформление силуэта. Украшение одежды «Замок доброго волшебника». 4 2 2 1 15 24 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 1 25 26 27 Оформление сказочного пейзажа Комбинированная работа «Филин» Панно «Маки». Объемные детали Творческая работа по выбору учащихся. Выставка работ «Наша галерея». Итого 2 1 1 2 1 1 2 2 144ч. Содержание 1 класс (144 часа) 1.Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности. 2.Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость 3. «Воспоминание о лете». «Гусеница» «Желтоглазые ромашки», «Подсолнух». 4. Натюрморт «Изображение фруктов». «Виноград». 5. Расписной пластилин, полученный методом разрезания: «Бабочки». Пластилиновые фигурки животных: « Пчела на цветке», «Трудолюбивые муравьи», «Паук плетёт паутину». 6. Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья». 7. Смешивание цветов. «Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте», «Снегири на заснеженной ветке», «Синичкина семья», «Дятел на сосне». 8. «Медведь в берлоге» «Пингвины на льдине». Нанесение фона. Снег. Эффект теней для следов на снегу. Объёмное изображение берлоги и животного. 9. Панно «Зимний лес». Нанесение фона размазыванием пластилина. Эффект теней.. Смешивание цвета.Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр, метод соскабливания). 10. «Снегурочка». Оформление сказочного Объёмные фигуры. Забавные человечки. сюжета декоративными элементами. 11.Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы: а) Мир птиц : «Петушок с семьей», «Совушка – сова», «Павлин». б) Обитатели морей : «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот». в) Мир животных : « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка косолапый». 12.Объёмные фигурки. «Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула», «Осьминог». 13.Коллективная работа «Рисунок на память». Картинная галерея. Выставка работ. 14.Панно «Полевые цветы». Нанесение фона. Смешивание цвета. Вырезание плоских деталей. Объемные формы: валик, жгут. 15.«Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета. Изображение растительности: трава(форма жгут),трава (форма плоская лента). Водоём Объёмное изображение птицы. 16.«Ворона в сквере». Нанесение фона размазыванием пластилина. Объёмное изображение деревьев (форма цилиндр). Тропинка (форма пластина). Изображение скамейки, вороны. 17.«Лягушка на болоте». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Изображение растительности: камыши, осока, мох(форма валик, жгут, лента). Объёмное изображение лягушки. 18.«Аист на крыше». Нанесение фона. Изображение крыши (форма плоская лента), гнездо(форма жгут). Объёмное изображение аиста. 19.Панно «Синицы». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Ветки сосны. Объёмное изображение синиц. 20.«Ёж». Нанесение фона. Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр). Объёмное изображение ежа(форма шар, конус). 21.«Жираф». Нанесение фона. Изображение растительности (форма цилиндр, сплюснутый шар). Объёмное изображение жирафа. 22.Творческая работа по выбору учащихся. 23.«Матрешка». Оформление силуэта. Украшение одежды. 24.«Замок доброго волшебника». Оформление сказочного пейзажа. Объёмные детали для украшения. Разноцветный пластилин методом разрезания. 25.Комбинированная работа «Филин»-нанесение фона, смешивание цветов, объёмные фигурки. 26.Панно «Маки». Объемные детали. Оформление композиции деталями в изученной технике лепки. 27.Творческая работа по выбору учащихся. Выставка работ «Наша галерея». 1.4. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы « Пластилиновая картина» Личностные: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Метапредметные : • • • • • • • • • • • • • • • • • Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться работать по предложенному руководителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Осознанно пользоваться инструментом, инструкциями Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Предметные: результатами изучения курса являются формирование следующих умений. правильно организовать рабочее место; пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; выполнять исходные формы любых размеров и пропорций; • • • • • • • • • правильно использовать приемы доработки исходных форм; использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе; самостоятельно выполнять несложное изделие; оформлять готовое изделие; правильно вести себя в общественных местах; оказывать посильную помощь товарищам и взрослым; организовывать свое рабочее место и досуг; заботиться о своем здоровье Предполагаемые результаты: 1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из пластилина. 2. Участие в выставках детского творчества. 3. Изготовление подарков своими руками. 4. Распространение технологии за пределами школы. 5. Приобщение детей к искусству. Учащиеся научатся: 1. Свободно владеть лепным материалом. 2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и пропорций. 3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм. 4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм. 5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей работе. 6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук. 7. Видеть пропорции и объем. 8. Фантазировать и развивать объемное мышление. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарно – тематический план ( составляется ежегодно вынесен в отдельный документ 2.2. Условия реализации программы Материально техническое обеспечение занятий 1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности; 2. Столы для обучающихся ; 3. Стулья ; 4. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов; 5. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники. 6. Оборудование: ноутбук • • • • • • • • • • • • • • • Дидактические материалы и наглядные пособия. Фото и видео материалы. Коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ http://www.luch-pk.ru/Master-klass/plastilin.php http://it-n.ru http://nachalka.info Основное оборудование: стеки пластилин Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки картон цветной картон мягкая чистая тряпка влажные салфетки многогранники, трубочки и др. приспособления. 2.3. Контроль и оценка планируемых результатов Оценка эффективности реализации программы проходит в два этапа: промежуточная и итоговая аттестации: промежуточная аттестация проводится в середине года ( декабрь) , ее цель – определить результат освоения учащимися разделов образовательной программы; Формы оценки: тестирование, участие в конкурсных мероприятиях. итоговая аттестация проводится в мае. Формы оценки: конкурс – выставка работ, проектные композиции. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. 2.4. Оценочные материалы творческие работы; творческие конкурсы, выставки; уроки-конкурсы 2.5. Методическое обеспечение Особенности организации образовательного процесса Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов. Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия. Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. Знакомство с новыми видами работы с пластилином: мозаичная, контурная, прямая, обратная, многослойная пластилинография. (Пластилинография - это вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности). Третий раздел – пластилиновая живопись. Каждая тема этого раздела включает изготовление новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей, применение изученных видов пластилинографии. Материал Материал для работы берется самый простой и доступный: • пластилин • картон, оргстекло, фанера, бумага • трафареты, шаблоны • стеки, деревянные зубочистки, расческа, металлическое ситечко • бусинки, бисер, блестки, различные крупы (для художественного оформления работ) Пластилин обычный – 8-14 цветов. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Цветовая гамма достигается путем смешивания пластилина (цвет неба – белый с синим; морской волны - белый, зеленый, синий; лепестки подсолнуха – желтый и немножко красного и т.д.). Для основы картин используется плотный картон, но можно использовать и оргстекло, фанеру, клеенку. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина. Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия, и т.д. используются для создания определенных эффектов. Для резанья пластилина, его нанесения на основу применяется стека. Для придания рельефности пластилиновым деталям можно использовать зубочистки, расчески, металлическое ситечко. Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин Этапы создания картин. 1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет свой эскиз по собственному замыслу. 2. Перенос эскиза на основу (картон, оргстекло, фанера) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время. 3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов. 4. Выполнение фона, выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка пластилин не наносится. 5. Создание картин начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы могут быть выполнены, как в технике мазка, так и в технике барельефа .(Барельеф это один из видов рельефа, когда изображение выступает не менее чем на половину объема). Разновидности пластилиновых картин Плоскостное изображение картин Плоскостное изображение пластилином подобно живописи маслеными красками, но наноситься пластичный материал не кистями, а стекой или размазывается по основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой. Барельефное изображение Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих зрительную реальность выполняемых художественных работ. Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей, животных. Эскиз образцов выполняется детьми на бумаге, затем вырезается. Далее подбирается пластилин нужного цвета. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образцы узорами в технике барельефа. Аппликация Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией. Формат картин может быть различным. Для предметного рисования берется картон размером ½ листа формат А4, для сюжетного – в начале года ½ листа формат А4, к концу года целый лист формата А4. Для расположения элементов используются композиционные приемы: выделение центра, равновесие частей, симметрии и асимметрии. Основные приемы и техника нанесения мазков Плоскостное изображение картин От куска пластилина отрываем маленький, с горошину кусочек и, прижав его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли. Круговое направление выбираем при передаче образа кучевых облаков, волн. Наклонное направление выбираем для изображения солнечных лучей. Приемы лепки Использование элементов «конус». Создание образов лиственных деревьев. От кусочка пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений. Использование элемента «шар». Создание образов лиственных деревьев. Кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар из пластилина, немного отступив вниз, от верхнего края и делаем мазок . Прикладываем шар к основе и размазываем сначала влево, затем вправо . Выполнение образа хвойного дерева – ели (выполняется в одном или двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета, затем отступив от нижнего края, накладываем на него мазок светлого цвета . Двойные мазки наносятся по контуру, а затем хаотично внутри контура Использование элемента «валик». Создание образов лиственных деревьев. Кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону дерева . Способы лепки при создании объемных изображений При создании объемных изображений применяются два способа лепки. -Конструктивный Деталь собирается из отдельных частей. -Пластичный Форма вытягивается из пластичной массы. -Использование эффекта пушистости Эффект пушистости и рыхлости элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображают мех животных, кораллы, растительность. Рельефность Рельефности на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой. Использование эффекта «мраморности» Чтобы добиться эффекта «мраморности», т.е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами. 8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Курс должен обеспечивать освоение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны: 2.6 Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы Критерии оценивания работ Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в целом; • степень самостоятельности в выполнении работы; • уровень творческой деятельности , найденные продуктивные технические и технологические решения. Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ребенка на занятии. Список литературы • 1. 2. 3. 4. 5. • • 1. 2. 3. 4. для учителя Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. / М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие дляруководителей кружков общеобразовательной школы и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990 Румянцева Е. «Пластилиновые фантазии» Москва «Айрис-Пресс» 2009г Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста Дополнительное образование. – 2004. - №7 для учащихся Г. Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва «Скрипторий» 2005г. Г. Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография - 2» Москва «Скрипторий» 2006г. С. Петров «Поделки из пластилина» Москва «АСТ: Хранитель» 2008г. Е Шабельникова «Поделки из пластилина» Москва ОООНКТЦ «Лада