Программа Умелые ручки

0

Программа разработана в 2016 году, ежегодно корректировалась в соответствии с запросом
получателей услуги , требованиями к содержанию дополнительного образования детей в свете
Концепций развития дополнительного образования .
Пояснительная записка.
Программа объединения «Умелые ручки» имеет художественную направленность, которая
является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для
детей,
прикладное
творчество
обладает
необходимой
эмоциональностью,
привлекательностью, эффективностью.
Программа разработана согласно следующим нормативным документами

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённым
приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391, с учётом
Методических рекомендаций для субъектов РФ по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме,
утверждённых Минпросвещения от 28.06.2019 № МР – 81/02вн
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. №996-р);
- Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 г.;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)").
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствоющих социально – психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая
детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей;
- Уставом МКОУ ДО МДТ.
1

В первый год обучения происходит накопление практических знаний и навыков, их наработка.
Во второй год обучения дети уже не просто следуют инструкции, но и начинается их
собственная деятельность, которая управляема и направляема руководителем. На третьем году
обучения учащиеся должны уже работать самостоятельно, решая задачи, поставленные
педагогом.
Также в программу была добавлена тема «Макетирование». При составлении содержания
была использована программа «Макетирование», составитель: педагог дополнительного
образования Мельникова Наталья Викторовна.
Макетирование - актуальное направление, определенное необходимостью преодоления
отставания этой сферы образования и воспитания подрастающего поколения от потребностей
обновляющегося общества и экономики России. Всё это требует специального внимания к
техническому творчеству детей и юношества. Развитие познавательной мотивации учащихся
младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на
формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем
влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Рассчитан на детей,
обучающихся на третьем году обучения, т.к. макетирование предполагает наличие начальных
математических знаний – единицы длины, навыки работы с линейкой и карандашом, и т.д.
Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в
зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и
требований детей.
Актуальность программы. В настоящее время становится очевидным, что занятия
декоративно-прикладным творчеством необходимы детям и взрослым, чтобы дать выход
творческой энергии, переключиться на другой вид деятельности. Для детей занятия
творческим трудом имеет еще и практическое значение – развитие мелкой моторики, что
положительно сказывается на развитии речи, логики, творческого мышления. Программа
включает в себя различные виды декоративно-прикладного творчества, что дает возможность
ознакомить с ними учащихся, благодаря чему расширится их кругозор в данной области и
позволит сориентироваться в личных предпочтениях. Данная программа актуальна для
развития творческих способностей и технических навыков у учащихся, применима в любом
детском объединении, легко реализуема. Входящие в программу темы интересны детям,
подходят для решения задач, поставленных в программе, и, что немаловажно, бюджетны.
Новизна. Данная программа была разработана педагогом на основе своего личного опыта в
освоении различных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Изначально в
программу были включены только два модуля: квиллинг и чулочная кукла. Далее постепенно
добавились остальные виды творчества. Новые виды рукоделий были предложены учащимся
сначала в виде творческих мастерских вне основной учебной программы, опробованы и по
результатам работы и отзывам участников внесены в основную программу. Большая часть
занятий по тем или иным темам разработана педагогом самостоятельно, но сами техники
взяты из общедоступных источников (сеть Интернет).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучаясь по данной программе,
дети смогут получить и развить имеющиеся практические навыки работы с различными
2

инструментами, материалами, в то же время находясь в более спокойной и комфортной среде
общения, чем на обычных занятиях в школе, что должно повысить эффективность обучения.
Практика
показала, что детям интереснее, когда темы меняются чаще, когда они
разнообразны, и результат виден достаточно быстро. Но любые навыки нуждаются в
закреплении, и закрепление происходит во время подготовки к различным праздникам.
Поделки к праздникам выполняются в техниках, изученных ранее, что дает возможность
применения на практике полученных ранее знаний, умений и навыков.
Цель программы: приобщение, обучение и мотивация учащихся создавать изделия
своими руками из различных материалов и в разных техниках.
Задачи
На первый год обучения:
1.Воспитательные:
- воспитывать любовь
самостоятельность;

к

труду,

аккуратность,

внимательность,

усидчивость,

- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
-

воспитывать навыки культуры труда.

2.Развивающие:
- развивать творческие способности, техническое и творческое мышление, наблюдательность;
- расширять кругозор детей в области видов рукоделия, декора, применения различных
материалов в работе;
- развивать познавательную активность в области ДПИ;
- развивать навыки детей, полученные на уроках технологии в школе;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику руки.
3.Образовательные:
- научить пользоваться различными материалами и оборудованием для создания своих
изделий;
- научить техникам рукоделий: квиллинг, оригами, шитье из колгот и тканей, кинусайга, азам
работы с гофробумагой, различные виды аппликации, декупаж;
- научить основам цветоведения;
3

- научить работать по схемам и инструкционным картам;
- научить основам композиционного построения;
- научить правилам техники безопасности;
- научить самостоятельно подбирать материалы и техники для своих изделий.
На второй год обучения:
1.Образовательные:
- воспитывать любовь
самостоятельность;

к

труду,

аккуратность,

внимательность,

усидчивость,

- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
-

воспитывать навыки культуры труда.

2.Развивающие:
- развивать творческие способности, техническое и творческое мышление, наблюдательность;
- расширять кругозор детей в области видов рукоделия, декора, применения различных
материалов в работе;
- развивать познавательную активность в области ДПИ;
- развивать навыки детей, полученные на уроках технологии в школе;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику руки.
3.Образовательные:
- научить пользоваться различными материалами и оборудованием для создания своих
изделий;
- научить техникам рукоделий: тестопластика, модульное оригами, тиснение по бумаге, пейпарт, объёмный квиллинг, народная кукла;
- научить работать по схемам и инструкционным картам;
- научить основам композиционного построения в круге и овале;
- научить правилам техники безопасности;
- научить самостоятельно подбирать материалы и техники для своих изделий.
4

На третий год обучения:
1.Воспитательные:
- воспитывать любовь
самостоятельность;

к

труду,

аккуратность,

внимательность,

усидчивость,

- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям;
к чужим и собственным работам;
- создать сплочённый коллектив с доброжелательным климатом;
-

воспитывать навыки культуры труда;

- воспитывать навыки работы с учетом ТБ.
2.Развивающие:
- развивать творческие способности, техническое и творческое мышление, наблюдательность;
- расширять кругозор детей в области видов рукоделия, в том числе и ранее изученных,
декора, применения различных материалов в работе;
- развивать познавательную активность в области ДПИ;
- развивать навыки детей, полученные на уроках технологии в школе;
- развивать навыки композиционного построения.
- развивать навыки работы с инструкционными картами и чертежами, шаблонами;
- развивать навыки самостоятельного подбора материалов и инструментов для работы.
3.Образовательные:
- научить пользоваться различными материалами и оборудованием для создания своих
изделий;
- научить техникам рукоделий: лепка из холодного фарфора, азы чулочной пластики,
конструирование и моделирование из бумаги, объемный декупаж;
Отличительные особенности данной программы:
-темы подобраны и скомбинированы между собой так, чтобы у учащихся была возможность
попробовать и оценить различные виды декоративных техник и применения и использования
самых разных материалов, что, в конечном итоге, должно разбить монотонность изучения
нового для них материала.
- большая роль отводится самостоятельной работе ученика – от выбора материалов до
выполнения декора;
- наиболее успешно освоившие те или иные виды работ учащиеся могут проводить небольшие
5

мастер-классы для остальных учеников.
- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализации.
Занятия в объединении рассчитаны на детей от 7-12 лет.
Условия набора: набор проводится без предварительного отбора, по заявлениям родителей.
Допускается формирование разновозрастных групп.
Срок реализации данной программы - три года. 144 часа – на первый год обучения, 216 – на
второй и 288 – на третий год обучения.
Форма обучения: очная. Формы организации деятельности: фронтальная, подгрупповая и
индивидуальная.
Режим занятия: согласно нормативу СанПиНа – занятие с 1 группой по 8 человек должно
проводиться не более 2-х академических (45мин) часов с перерывом 10 мин.
1-й год обучения: 4 часа/неделю.
2-й год обучения: 6 часов/неделю.
3-й год обучения: 8 часов/неделю.
Планируемые результаты
на 1 год обучения:
1.Личностные:
- воспитание аккуратности, внимательности, усидчивости, самостоятельности;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям,
к чужим и собственным работам;
- создание сплочённого коллектива с доброжелательным климатом;
- воспитание навыков культуры труда.
2.Метапредметные:
- развитие творческих способностей, технического и творческого мышления;
- расширение кругозора детей в области видов рукоделия, декора, применения различных
материалов в работе;
- развитие познавательной активности в области ДПИ;
- развитие навыков детей, полученных на уроках технологии в школе;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики руки.
3.Предметные:
- умеют пользоваться различными материалами и оборудованием для создания своих
изделий;
- освоение азов: квиллинга, оригами, шитья из колгот и тканей, кинусайги, основных
приемов работы с гофробумагой, различных видов аппликации, декупажа;
- освоение основ цветоведения;
- освоение навыков чтения простых схем и инструкционных карт;
6

- знание основ композиционного построения;
На второй год обучения:
1.Личностные:
- воспитание аккуратности, внимательности, усидчивости, самостоятельности;
- бережное отношение к традиционным ремеслам, рукоделиям,
к чужим и собственным работам;
- воспитание навыков культуры труда;
- уметь оценивать качество и красоту изделий;
- овладеть навыками работы в группе;
- умение организовать рабочее место.
2.Метапредметные:
- развитие творческих способностей, технического и творческого мышления;
- расширение кругозора детей в области видов рукоделия, декора, применения различных
материалов в работе;
- развитие познавательной активности в области ДПИ;
- развитие навыков детей, полученных на уроках технологии в школе;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики руки.
3.Предметные:
- знание терминов, применяемых в работе;
- развитие умения использования различных материалов и инструментов для создания
своих изделий;
- овладение навыками в области: тестопластики, модульного оригами, тиснения по бумаге,
пейп-арта, объёмного квиллинга, народной куклы;
- умение работать по схемам и инструкционным картам;
- знание основ композиционного построения в круге и овале;
- знать названия простейших геометрических тел и объемных тел,
- Знать различные способы соединения деталей.
- знание правил техники безопасности;
- умение самостоятельно подбирать материалы и техники для своих изделий, составление
эскиза.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, тестирование,
анкетирование.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся:
- в ДТ
- Участие в районной выставке детского прикладного творчества.
Формы аттестации учащихся: тестирование по изученному материалу, самостоятельная
практическая работа, коллективная практическая работа, выставки.
Входной контроль: практическое задание на владение простейшими трудовыми
навыками: использование ножниц, аккуратность, скорость выполнения задания.
Промежуточная аттестация: тестирование по различным темам, где была значимая
теоретическая часть, практическое тестирование.
7

Итоговая аттестация: самостоятельная работа с применением изученных техник.
Выставки, конкурсы, отчетные выставки.
Уровень освоения программы: 1 год обучения: стартовый, 2 и 3 – базовый.
№
п\п

Год
обучения

Уровень
сложности

Количество часов

Формы аттестации

теория практика всего
1

1 год

стартовый

37

107

144

Тестирование

2

2 год

Базовый

50

166

216

Самостоятельная
работа

3

3 год

Базовый

88

200

288

Итоговая работа

Учебный план на з года обучения
Учебно-тематический план на первый год обучения
№

Тема

Теори
я

Практ
ика

36

107

Всего
144

Формы
аттестации /
контроля

1

Введение в образовательную
программу.

1

1

2

Входящий
мониторинг
(выполнение
аппликации –
тест на владение
ножницами,
способность
аккуратно
выполнять
работу)

2

Оригами.

4

12

16

Тест

3

Основы цветоведения.

2

2

4

Опрос-беседа

4

Торцевание на пластилине.

1

5

6

Итоговая работа

5

Кинусайга.

2

8

10

Коллективная
работа

6

Шитье.

4

14

18

Самостоятельна

8

я работа
7

Новогодний блок.

5

13

18

Выставка

8

Народная кукла.

3

7

10

Самостоятельна
я работа

9

Квиллинг.

2

8

10

Самостоятельна
я работа

10

Аппликация из бумаги и ткани

2

8

10

Коллективная
работа

11

Шитье из капрона и носков.

2

8

10

Самостоятельна
я работа

12

Аппликация из бумажных
шариков.

1

5

6

Коллективная
работа

13

Цветы из гофробумаги.

2

4

6

Самостоятельна
я работа

14

Декупаж.

1

5

6

Самостоятельна
я работа

15

Пасхальные сувениры и
открытки.

2

10

12

выставка

Содержание программы объединения « Умелые ручки» на первый год обучения.
1. Введение. Раскрытие целей программы и ожидаемых результатов. Ознакомление с
правилами техники безопасности. Входящий мониторинг.
Правила ТБ при работе с клеем, кисточками, ножницами, иголками и нитками.
(Приложение 1)
Входящий мониторинг (выполнение аппликации – тест на владение ножницами,
способность аккуратно выполнять работу), анкетирование детей на уровень
подготовленности к обучению по программе. (Приложение 2)
2. Оригами. Оригами. История оригами. Условные обозначения, принятые в оригами.
Изучение базовой формы (треугольник). Изучение базовой формы «бумажный змей».
Изучение базовой формы «Двойной треугольник». Изучение базовой формы «Двойной
квадрат». Изучение базовой формы «Дверь». Кирикоми – оригами. Складки в фигурках
оригами, внешние и внутренние. Обозначение на схемах, отработка складывания.
Изучение базовой формы «книга». Поделки – самолетики, коробочка. Изучение базовой
формы «Лягушка». Изучение базовой формы «Конверт». Изучение базовой формы «Блин».
Изучение базовой формы «Катамаран». Изучение базовой формы «рыба». Изучение
базовой формы «Дверь». Тестирование по теме «Оригами». Изучение специальных
обозначений на схемах и использование схем оригами в работе. Выполнение поделок на
9

3.

4.

5.

6.

7.

основе базовых форм: рыбка, собачка, кошечка, домик, лягушка, водяная бомбочка, гусь,
курочка, ослик, cовушка, кораблик и т.д.
Знакомство с правилами цветоведения. Цветовые сочетания. Контраст.
Основные и дополнительные цвета.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные
цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета, цветовые тональности, контраст, сочетаемость цветов. Опрос-беседа по
данной теме.
Техника «торцевание на пластилине». Знакомство с этой техникой. Ромашка в технике
«торцевание на пластилине». Георгин в технике «торцевание на пластилине». Цинния в
технике «торцевание на пластилине». Выполнение поделки «Букет ко дню учителя».
Выполняется в качестве итогового контроля.
Кинусайга. Знакомство с техникой, историей происхождения, инструментами и
материалами. Что такое кинусайга. Правила техники безопасности и перенос эскиза на
рабочую поверхность. Выполнение поделки Звезда. Отработка навыков изготовления
поделок в технике кинусайга. Использование дополнительных материалов в
декорировании. Рыбка, Зайчик, Медвежонок, Бабочка-на выбор. Выбор сюжета, перенос
его на основу. Процарапывание желобков, подбор материалов. Выкраивание тканей,
заправка ткани в желобки с помощью пилочки для ногтей, дополнительный декор.
Выполнение коллективной работы – панно «Море». Отрисовка сюжета – эскиз. Заправка
ткани в желобки с помощью пилочки для ногтей. Декорирование получившихся работы.
Выполнение поделки Звезда. Далее – самостоятельная работа – сюжет по выбору
учащегося: Рыбка, Цветок, Бабочка, Медвежонок. Коллективная работа – панно на тему
«Море» - итоговая работа по теме.
Шитье. Показ и рассказ о видах шитья. Практическое занятие по вдеванию нитки в иголку
и завязыванию узелка. Виды швов. Шитье подушечки для иголок. Набивка. Правила
грамотной набивки изделия. Игрушка из двух деталей – Мишка, Зайчик – самостоятельная
работа.
Подготовка к Новому году. В рамках данных занятий происходит повтор некоторых
ранее изученных техник и проводится практическое тестирование на овладение приёмами
работы в техниках оригами, шитье игрушек, квиллинга. Новогодняя открытка. Сборка,
всех элементов на основу, декорирование. Новогодняя игрушка, выбор изделия на
новогоднюю или рождественскую тематику (шитье простых по форме игрушек из 2
деталей – ангел, снеговик, зайчик). Шитье выбранной игрушки. Шитье выбранной
игрушки, набивание и декорирование. Показ презентации по теме «Выполнение простого
новогоднего декора – гирлянд, шариков из бумаги, объемных украшений в технике
оригами». Выполнение простого новогоднего декора – гирлянд, шариков из бумаги,
объемных украшений в технике оригами. Шары из бумажных салфеток. Изготовление
фигурок оригами – Деда мороза и Снеговика – повторение и практическое тестирование по
теме «Оригами». Петушок из бумаги – различные поделки –Петушки из бумаги,
выполнение различных вариантов. Поделка Ангелочек – из картона, бумаги, ткани. Сборка
новогодне – рождественских композиций к выставке. Выставка работ – промежуточная
аттестация.
10

8. Народная кукла, её история и традиции, связанные с ней. Практическое занятие по
завязыванию узлов. Изготовление простых кукол: Ангела, Лошадки, Колокольчик,
кувадка, Петушок на палочке – итоговая работа по теме.
9. Квиллинг.
Исторические сведения о возникновении техники, виды Квиллинга,
инструменты, ТБ. Получение навыков работы в данной технике. Выполнение основных
элементов. Заполнение различными элементами формы – рыбки. Изготовление ветки с
ягодами. Изготовление простых цветов. Сборка коллективной работы из готовых
элементов – букета.
10. Аппликация из бумаги и ткани. Виды объемной аппликации из бумаги и ткани. Работа с
шаблонами, вырезание. Изготовление поделки кактус, цыпленок, ежик с яблоком. Из ткани
– дерево с объемными листьями. Оформление композиции с деревом – коллективная
итоговая работа.
11. Шитье из капрона и носков. Продолжение темы «Шитье». Навыки работы с
капроновыми колготами и носками. Шитье кукол Пупс, Котик, Мишка-панда, Зайчик.
Шитьё любой игрушки на выбор в качестве итоговой работы по теме.
12. Аппликация из бумажных шариков. Использование гофрированной бумаги и салфеток.
Отрывание, нарезание бумаги. Сравнение этих приемов, сравнение материалов, сравнение
результатов. Выкладывание небольшой картинки – аппликации по выбору ученика.
Аппликация из бумажных шариков, работа над своей поделкой. Коллективная работа над
общим панно. Деление эскиза на части по количеству учащихся, каждый работает над
своей частью.
13. Цветы из гофробумаги. Изготовление цветов – из 6 лепестков, Нарцисс, Ромашка.
Самостоятельное изготовление любого из перечисленных цветов – аттестация по теме.
14. Декупаж. История декупажа. Приемы вырывания и вырезания мотивов. Сравнение
результатов. Приклеивание мотивов на стекло (коллективная работа для приобретения
навыка). Композиция в круге. Декупаж на загрунтованном компакт – диске.
Декорирование получившейся работы с помощью дополнительных материалов – бусин,
кружева, пайеток, пуговиц и т.д. изготовление коллективной работы «Я садовником
родился» - панно.
15. Блок занятий, отведённый для подготовки к Пасхе. Поделки в техниках, изученных
ранее. Поделка – пасхальная кукла. Поделка – домик-скворечник для яйца. Декорирование
домика с помощью дополнительных средств. Кукла Курочка на яйцо – шитье. Шитье
курочки, декорирование. Подставка под яйцо из рулончика от туалетной бумаги и
гофробумаги. Аппликация на пасхальную тематику. Работа над поделкой. Шитье из носка
цыпленка либо зайчика, по выбору учащегося. Шитье, набивка, декорирование
получившейся куклы. Пасхальная открытка. Декорирование пустой яичной скорлупы с
помощью декупажа. Декорирование яйца с помощью газетной бумаги и простых цветов из
гофробумаги. Выставка работ по итогам года – поделки могут быть выполнены в любой
технике из изученных.
Учебно-тематический план на второй год обучения
№

Тема

Теория
50
11

Практ
ика

Всего
216

Формы
аттестации

/ контроля

166
1

2

3

4

5

6

7

8

9
10

11

Введение в образовательную
программу.
Тестопластика.
Традиционная народная кукла.
Скрапбукинг.
Выкладка бисером.
Шитье кукол.

Оригами.
Декупаж по яичной скорлупе
Блок подготовки к Новому году.
Изготовление цветов.
Тиснение по бумаге.

1

-

1

2

8

10

Самостоятел
ьная работа

2

8

10

Самостоятел
ьная работа

7

14

21

Самостоятел
ьная работа

2

8

10

Коллективна
я работа

7

23

30

Самостоятел
ьная работа

5

20

25

Самостоятел
ьная работа

1

5

6

Самостоятел
ьная работа

6

18

24

выставка

2

8

10

Самостоятел
ьная работа

1

3

4

Самостоятел
ьная работа

12

Пасхальный блок.

7

18

25

выставка

13

Объемный квиллинг.

4

12

16

Коллективна
я работа

1

9

10

Самостоятел
ьная работа

2

12

14

Самостоятел
ьная работа

14

15

Пейп-арт.
Итоговая работа за второй год
обучения.

Содержание программы объединения «Умелые ручки» на второй год обучения.
1.Введение. Раскрытие целей программы и ожидаемых результатов.
12

2.Ознакомление с правилами техники безопасности.
3.Тестопластика. Знакомство с историей лепки из солёного теста и основными приёмами
работы с ним. Изготовление простых фигурок из солёного теста – рыбки и бабочки. Декор
изделий тестом. Изготовление рыбки – самостоятельная работа по теме.
4.Традиционная народная кукла. Кукла – столбушка (на основе плотной скрутки из ткани)
– Мамка, Берегиня. Подвязывание передника выворотным способом. Декорирование
кружевом. В качестве аттестации по теме – изготовление простой игровой куклы на основе
столбика из ткани.
5. Скрапбукинг. Понятие о скрапбукинге. Простейшие виды скрапбукинга, приемы декора
изделий в этой технике. Изготовление открытки с использованием подручных материалов
(листьев, ткани, кружева, перьев, бусин и т. Д.). Открытки к текущим праздникам –
содержание и декор открытки разрабатывается самостоятельно.
6.Выкладывание бисером. Выкладывание бисером как вид аппликации. Приемы работы на
примере небольшой поделки (котик). Выполнение самостоятельной работы по выбору –
елочка, рыбка.
7.Шитье кукол. Для работы предлагается более сложные в исполнении куклы – тильда –
балерина, кукла – пакетница, а также куклы из носков – жираф, зебра. Пчелка –
самостоятельная работа.
8.Оригами. Изготовление более сложных моделей, чем на первом году обучения – на основе
базовых форм Дверь (лиса), Рыба (тюлень, пингвин). Простейшие модульные конструкции –
цветы роза, одуванчик, листья.
9.Декупаж по яичной скорлупе. Продолжение работы в технике «Декупаж». Использование
в качестве фона плоскости, обклеенной скорлупой. Оклеивание декорируемой поверхности.
Сушка, грунтовка водоэмульсионной краской, декупаж. Окончательный декор –
подкрашивание, декорирование дополнительными элементами – кружево, бусины и т. Д.
10. Блок подготовки к Новому году. Выполнение различных новогодних поделок (открытки,
куклы – дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, олень, Петух) и новогодний декор кабинета.
11. Изготовление цветов в различных техниках. Выполнение цветов из гофробумаги –
орхидея, ирис, гиацинт, роза. Цветы из ткани – объемная ромашка, гвоздика, простые цветы из
кругов ткани, цветы из бумаги – правила и приемы изготовления простых цветов – Лилия,
кувшинка, василек.
12. Тиснение по бумаге. Один из способов декорирования фона и изготовления элементов
декора для скрапа – листьев, цветов. Материалы и инструменты. Изготовление фона для
открытки и цветов с листьями.
13. Пасхальный блок. Декорирование яичной скорлупы с помощью техник, изученных ранее
– квиллинг, декупаж, изготовление цветов и листьев для декора яиц. Шитье пасхальных кукол
под яйцо – цыпленка, курочки. Создание панно с элементами декупажа и выкладкой бисером
на пасхальную тематику.
14. Объемный квиллинг. Выполнение изделий из плотных роллов, сборка и сушка (ветка с
цветами, колосок, куколка).
15. Пейп – арт. Техника пейп – арта, отработка навыков скручивания бумажных жгутиков и
выполнение из них простейших элементов – кругов, спиралей, волнистых линий и т. Д.
Декорирование предварительно загрунтованной бутылки или банки из-под кофе. Возможно
дополнительное использование декупажа.
13

16.Итоговая работа за второй год обучения. В работе могут быть использованы любые из
изученных техник.
Учебно-тематический план на третий год обучения
№

Тема
Теория
71

Практ
ика
217

Всего

Формы
аттестации
/ контроля

288

1

Лепка из холодного фарфора.

2

4

6

Самостоятел
ьная работа

2

Антистрессы своими руками

8

16

24

Самостоятел
ьная работа

3

Цветы из ткани и лент.

8

24

32

Самостоятел
ьная работа

4

Народная кукла.

2

8

10

Самостоятел
ьная работа

5

Объемный декупаж.

2

8

10

Самостоятел
ьная работа

6

Свитдизайн.

4

12

16

Самостоятел
ьная работа
–
изготовлени
е любого из

7

Блок подготовки к Новому году.

12

24

36

Выставка
работ за
первое
полугодие

8

Макетирование

21

51

72

Самостоятел
ьная работа
–
изготовлени
е домика

9

Кукла из капрона – азы
чулочной пластики.

4

10

14

Самостоятел
ьная работа
–
изготовлени
е Колобка

14

10

Оригами коробочки и упаковки.

8

12

20

Самостоятел
ьная работа
– упаковка
для подарка

11

Блок занятий, посвященный
Пасхе.

6

18

24

Самостоятел
ьная работа
в любой
технике на
пасхальную
тематику

12

Кукла-тильда.

2

12

14

Самостоятел
ьная работа
– шитье
любой
куклы в
стиле
тильды

13

Итоговая работа за весь курс
обучения

2

8

10

итоговая
работа,
выставка
работ
итоговая

Содержание программы объединения «Умелые ручки» на третий год обучения.
1. Лепка из холодного фарфора. Что такое холодный фарфор, изготовление массы в
домашних условиях, окрашивание ХФ, приемы и тонкости работы с ним. Лепка бусин,
сборка бус. Изготовление декоративных пуговиц. Лепка цветов из ХФ.
2. Антистрессы своими руками. Изготовление различных игрушек - антистрессов. При
изготовлении бантов применяются ранее полученные знания и навыки по работе в
технике оригами, работа с бумагой и различными наполнителями. Итоговая по теме –
изготовить самостоятельно игрушку-артистресс из бумаги.
3. Цветы из ткани и лент. Продолжение тем цветы из ткани и цветы из атласной ленты.
Цветы из ткани розы, тюльпан, пион, из шифона – роза, цветы из фетра – из 5
лепестков, объемный цветок.
4. Народная кукла. Кукла, связанная с семьей – Неразлучники, Мировое дерево.
Значение куклы в жизни семьи, придаваемый ей смысл. Виды кукол, связанных с
семьей. Кукла на палочке. Изготовление Неразлучников. Изготовление Мирового
дерева – самостоятельно по инструкции.
5. Объемный декупаж. Знакомство с еще одним видом декупажа – объемным. Область
применения ОД. Изготовление объемного изображения на небольшой открытке.
Разбор мотива по слоям. Тонирование краев элементов мотива. Сборка на объемный
15

скотч. Декорирование собранной композиции с помощью бусин, контуров, кружева и т.
Д. самостоятельное изготовление панно для кухни.
6. Свитдизайн – расширение темы «Цветы из гофробумаги». Изготовление крокуса,
розы, орхидеи с конфетой. Подарок «Три орешка для Золушки». Самостоятельное
изготовление тюльпана с конфетой.
7. Новогодний блок. Поделки и декор на новогоднюю тематику. Самостоятельный выбор
куклы – поделки к Новому году, разработка эскиза открытки, выполнение. Проведение
выставки получившихся работ – промежуточная аттестация за полугодие.
8. Макетирование. Конструирование на плоскости. Работа с геометрическими фигурами.
По предложенному рисунку изготовить фигуру из геометрических фигур одного вида.
Объемные геометрические фигуры. Конструирование простейших макетов фигур.
Работа с шаблонами. Перевод на выкройку линий с шаблона. Работа с ножницами и
бумагой. Линии сгиба, правильное нанесение, сгибание. Макетирование технического
объекта из бумаги. Работа с клеем. Тонировка. Шаблон. Линии сгиба. Метод сгибания.
Понятие выкройки, клапана, цветового круга, близких тонов цвета, противоположных.
Понятие о композиции. Создание макетов военной техники, кораблей, автомобилей.
Общее понятие об архитектурных сооружениях, стилях, материалах используемых для
построек. Работа по шаблону. Распознавание линий сгиба, нанесение на выкройку,
правила продавливания. Работа с инструментом. Первоначальные сведения о
простейших геометрических телах. Элементы геометрических тел (грань, ребро,
вершина, основание, боковая поверхность). Сопоставление геометрических фигур с
геометрическими телами. Элементарные понятия о развёртках, выкройках простых тел.
Приёмы работы с ними. Элементы предварительного планирования работы, анализ
изделий, правила безопасной работы. Итоговая работа – домик.
9. Кукла из капрона – азы чулочной пластики. Изготовление куклы из капрона с более
сложной внешностью – рот, нос, глазные впадины и глаза, уши. Шитье куклы – БабыЯги. Отработка
приемов чулочной пластики. Итоговая работа по теме –
самостоятельное изготовление куклы Колобок.
10. Оригами-коробочки и упаковки. Изготовление различной сложности коробочек и
способов упаковки сувениров и подарков. Использование различных материалов:
бумаги, ткани, картона. В качестве итоговой аттестации по теме – изготовление пакета
для подарка по схеме самостоятельно.
11. Блок занятий, посвященный Пасхе. Подготовка к пасхальной выставке –
изготовление пасхальных сувениров – яиц в различных техниках, изученных ранее –
квиллинг, торцевание, декупаж, цветы в различных техниках и т. Д. Промежуточная
аттестация за полугодие – выставка.
12. Кукла-тильда. Экскурс в историю куклы тильды. Принцип изготовления куклы.
Изготовление кукол Заяц, Фея. Подбор материалов, выкраивание, пошив,
декорирование. Изготовление куклы на выбор в качестве аттестации по теме.
13. Итоговая работа за весь курс обучения. Выбор изделия, материалов, техник
выполнения – на усмотрение учеников. Педагог предоставляет помощь и
консультирует при выполнении работы. Проведение итоговой выставки.
Условия реализации программы:
16

Педагог, работающий по программе «Умелые ручки» должен обладать навыками работы в
техниках и видах творчества, включенных в программу: шитье кукол в различных техниках,
декупаж, квиллинг, оригами, работа с гофробумагой, лепка и т.д.
Материально- техническое обеспечение:
Занятия проводятся на базе дома детского творчества, а также на базе МСОШ №1 и МСОШ
№ 2. Уроки проводятся в форме поурочных занятий. При работе используются следующие
материалы: капроновые колготки, синтепон для набивки, цветные нитки №№ 30,40,
разнообразные носки, ножницы, бусины разных размеров, лоскутки, мех, иголки, клей ПВА,
клей «Титан».
Для занятий с использованием бумаги понадобятся следующие материалы: бумага цветная,
ножницы, клей ПВА, гофрированный картон, цветной картон, канцелярский нож, линейки.
Желательна интерактивная доска, наличие сети Интернет.
Методическое обеспечение программы:
Для решения образовательных задач используются следующие методы:
Словесный - устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
Наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ,
выполнение педагогом, работа по образцу и др.
Практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
Формы проведения занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной
работы, мастер-классы, выставки, игры, праздники, конкурсы.
Методическая продукция: различные таблицы, схемы, инструкции, разработки занятий.

17

Список литературы:
Список литературы для педагога
1. Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2016. - 297 c.
2.Быстрый квиллинг. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2015. - 461 c.
3.Валюх, Оксана Ажурный и объемный квиллинг / Оксана Валюх , Андрей Валюх. - М.:
Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2015. - 128 c.
4. Восточный квиллинг. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - 112 c.
5.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. М.: "Сентябрь", 2004.- с. 156.Субботина Л.Ю.
6. http://www.trozo.ru/
7.https://stranamasterov.ru/
8.https://www.rukukla.ru/article/trya/Books-about-the-folk-doll

Список литературы для детей
1. Анна Зайцева Искусство квилинга: Магия бумажных лент. - Издательство М.: Эксмо,
2010.
2.Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ, 2000.-191 с.
3.Янушко Е.А. Пластилиновый мир – М.: Мозаика-Синтез, 2010
4.https://stranamasterov.ru/
5. https://www.rukukla.ru/

18

Приложение к программе «Умелые ручки»
Итоговый тест по изученным темам за первый год обучения .
1.Термин «оригами» обозначает:
1) мятая бумага
2) красивая бумага
3) складывать
4) сложенная бумага
2.Как называется линия в квадрате или прямоугольнике, идущая от угла к углу?
1) Полоска
2) Линия
3) Диагональ
4) складка
3.название «Квиллинг» произошло от слова:
1) полоска
2) перо
3) крутить
4.как переводится с латинского слово «композиция»?
а) украшение
б) соединение частей

Методика проверки умения учащихся самостоятельно работать на занятиях.
Задания на проверку самостоятельно работать на занятиях.
Педагог наблюдает за учащимися на протяжении 5 различных занятий и отмечает
личные особенности каждого, пользуясь шкалой: 2- умение выражено ярко, 1 – умение
присутствует, 0 – умение отсутствует.
1. Стремится начать выполнять задание только после того, как понял и «принял» задание.
2. Выполняет последовательно и аккуратно все задания.
3. Контролирует свои действия в ходе работы.
4. Контролирует свою работу по результату или предъявляет результат, не
согласующийся с тем, что можно ожидать.
5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом,
принимая работу).
6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.
7. Хорошо представляет, что и в какой последовательности собирается выполнять.
8. Не переделывает работу заново.
Педагог усредняет данные по всем учащимся и делает вывод о наличии у учащихся
умения самостоятельно работать на занятии.
19

Определение уровня выполнения практических работ:
- выбран и предложен педагогом - 1-2 балла;
- выбран из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- составлен правильно, но при консультации с педагогом – 7-8;
- составлен самостоятельно и грамотно, без консультации с педагогом -9-10;
Подбор цветовых сочетаний материалов:
- подобрано и предложено педагогом 1-2;
- подобрано из предложенных педагогом самостоятельно – 3-4 балла;
- подобрано самостоятельно с внесением изменений, хорошо, но есть некоторые ошибки –
5-6;
- подобрано грамотное цветовое сочетание, но при консультации с педагогом -7-8;
- подобрано грамотное цветовое сочетание самостоятельно, без консультации с педагогом 9-10;
Выполнение работы:
- выполнено неаккуратно -1-2;
- выполнена не очень аккуратно – 3-4;
- выполнена аккуратно, но с небольшими недостатками – 5-6;
- выполнена аккуратно – 7-8;
- выполнена очень аккуратно – 9-10 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов;
Средний уровень – от 13 до 26 баллов;
Высокий уровень – выше 26 баллов.
Мониторинг образовательных результатов
1.
Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно
использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно
использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать
инструменты.
2.
Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет
определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно
использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными
терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3.
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к
самостоятельной творческой активности.
20

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели,
проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по
четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе
района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5.
Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи,
сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее
развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной
речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим
воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно
развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества;
воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может
сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита
слаба, воображение репродуктивное.
3.1.1. Форма фиксации образовательных результатов (см. таб.).
Образовательные результаты
Ф.И.
Стартовый
Промежуточный
Итоговый
возраст
сентябрь октябрь ноябрь
декабрь январь февраль
март апрель
май
1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

3.2. Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1.
Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает
нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка,
уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает
поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с
общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2.
Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное
заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать
участие в делах коллектива.
21

2

3

4

№
п
/
п

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в
коллективе.
3.2.1.Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. ).
Ф.И. ребёнка
ВозСтартовый
ПромежуточИтоговый
раст
ный
(сентябрь,
(март, апрель,
октябрь, ноябрь)
(декабрь,
май)
январь,
февраль)
1

2

1

2

1

2

4. Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ.
минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки,
гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом
педагога.
Форма фиксации социально-педагогических результатов (см. таб.).
Социально-педагогические результаты
Ф.И. возраст
Стартовый
Промежуточный
Итого
вый
сентябрь, октябрь,
декабрь, январь,
ноябрь
февраль
март,
апрель
, май

22

Памятка для начала работы над изделием (поделкой)
1. Определись с размерами поделки
2. Определись с содержанием и тематикой работы
23

3. Сделай примерный эскиз своей будущей работы – на эскизе следует показать и
отметить:
Форму, размер,
Элементы, которые нужно разместить, их размер, количество, места размещения
(наметить композиционное построение) ,
Определиться с цветами, используемыми в работе,
Продумать, какие дополнительные материалы можно использовать.

Поэтапное выполнение открытки:
Опираясь на эскиз, вырезаем основу открытки.
Если на основе есть отверстия – делаем.
Изготавливаем основные элементы из подобранных материалов.
«Примеряем» основные элементы.
Если результатом довольны – прикрепляем все на свои места. Клей используем тот,
который подходит к нашим материалам.
6. Добавляем мелкие детали.
7. Делаем заключительный декор – добавляем кружево, бусины, пуговицы, перья, ленты и
т.д.
8. Еще раз оцениваем все вместе и наслаждаемся полученным результатом!
1.
2.
3.
4.
5.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».