Приказ и Положение о требованиях к ДОП, в том числе сертифицированным, при включении в систему ПФДО детей

рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ОВЗ, включая детей­инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»);
• Приказом Министерства образования и науки Калужской области
«Об утверждении правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Калужской области» от 05.10.2022
№ 1398.
1.2.
Положение устанавливает единые требования к структуре и
оформлению ДОП, в том числе сертифицированным, при включении в
систему ПФДО.
1.3.
Основные понятия, используемые в Положении:
1.3.1. Программа – комплекс основных характеристик образования
(объём,
содержание,
планируемые
результаты),
организационнопедагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде
учебного плана, содержания программы, а также оценочных и методических
материалов.
1.3.2. Учебный
план – документ, который определяет перечень,
трудоёмкость и распределение по периодам обучения учебных предметов
(дисциплин), иных видов учебной деятельности.
1.3.3. Направленность
образования – ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие
виды учебной деятельности учащегося и требования к результатам освоения
образовательной программы.
1.3.4. Сертифицированные программы
–
дополнительные
общеобразовательные
программы
(отдельные
части,
модули,
дополнительных
общеобразовательных
программ),
реализуемые
государственными (муниципальными) организациями, а также социально
ориентированными некоммерческими организациями, не являющимися
государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющими
деятельность в сфере дополнительного образования детей и имеющих
лицензию на осуществление данного вида образовательной деятельности,
сверх установленного государственного (муниципального) задания,
организациями, индивидуальными предпринимателями Калужской области
за счёт средств соответствующих местных бюджетов, прошедшие
добровольную
сертификацию,
осуществляемую
оператором
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в соответствии с Правилами ПФДО.
1.3.5. Экспертное
заключение
–
заключение,
подписанное
руководителем муниципального опорного центра и (или) руководителем
некоммерческой организации, об установлении соответствия программы
требованиям
к
порядку
сертификации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Приложение 1).

1.4.
Положение устанавливает единые требования к ДОП и порядку
сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
в
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования (Приложение 2).
2.

Требования к сертифицированным программам

2.1. Решение о включении образовательной программы в Реестр
сертифицированных образовательных программ принимается оператором
персонифицированного
финансирования
согласно
заключению
Регионального экспертно-методического совета (далее - РЭМС) об
установлении
соответствия
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы, при установлении соответствия критериев
качества и одновременного выполнения для образовательной программы
следующих условий:
1)
соответствие нормативным требованиям, целям и содержанию
деятельности образовательной организации;
2)
наличие актуальности; прогностичности (программа отражает
требования завтрашнего дня, отвечает вызовам времени); гибкости;
3)
опора на личностно-ориентированный подход;
4)
соответствие видов деятельности возрастным особенностям
коллектива обучающихся; нацеленность программы на учет потребностей
конкретного ребенка; соответствие режима занятий требованиям СанПиН;
5)
отслеживание как группового, так и индивидуального результата
освоения программы;
6)
представленная образовательная программа содержит все
необходимые
компоненты,
предусмотренные
федеральным
законодательством; содержательная часть соответствует поставленной цели;
7)
продолжительность реализации образовательной программы
(отдельных частей, модулей дополнительных общеобразовательных
программ), составляет от 16 часов;
8)
число детей, одновременно находящихся в группе составляет не
менее 12 человек;
9)
реализация программы направлена на формирование и развитие
творческих способностей детей и/или удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования;
10)
реализация образовательной программы не нацелена на
достижение предметных результатов освоения основной образовательной
программы начального, и (или) основного, и (или) среднего общего
образования,
предусмотренных
федеральными
государственными
образовательными стандартами основного общего образования.

3

3.

Структура и содержание ДОП

3.1.
Титульный лист должен содержать следующую информацию:
 наименование образовательной организации;
 когда и кем утверждена ДОП (с указанием ФИО руководителя, даты и
 номера приказа);
 название ДОП, её направленность;
 уровень сложности (стартовый, базовый, продвинутый);
 особенности
ДОП: адаптированная, сетевая,
с
применением
дистанционных технологий, разноуровневая, краткосрочная;
 категория и возраст обучающихся, на которых рассчитана ДОП;
 срок реализации ДОП (годы, месяцы, часы);
 ФИО, должность автора(-ов) ДОП;
 название населенного пункта, в котором реализуется ДОП; год
разработки ДОП.
Титульный лист должен быть заверен подписью руководителя и (или)
печатью образовательной организации.

Пример оформления титульного листа («Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)», письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015№ 09-3242
Макет оформления титульного листа
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Отдел образования и охраны прав детства муниципального района «Мосальский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Мосальский дом творчества

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

методическим советом (педагогическим)

Приказом директора

протокол №

№___от «___»____20___

от «

»

20

г.

________ Е.Н. Петухова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
__________________ направленности
«НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»
уровень сложности (стартовый, базовый, продвинутый)
особенности ДОП: адаптированная, сетевая, с применением дистанционных технологий,
разноуровневая, краткосрочная)
Возраст обучающихся: …
Срок реализации программы: ... ( годы, месяцы, часы)

Автор-составитель программы:
Фамилия, имя, отчество (полностью),
Должность

Мосальск, 2022г
5

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Пояснительную записку следует начинать с введения – краткой
характеристики предмета, его значимости. Во вводной части можно
изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, его истории
и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации,
выхода на социальную действительность и потребности обучающихся.
Далее указывается:
Степень
авторства
(модифицированная,
авторская,
эксперементальная) с обоснованием;
Направленность программы (техническая, естественнонаучная,
физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая,
социально-гуманитарная) (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
Язык реализации программы (Государственный язык РФ – русский,
Национальные языки РФ, Иностранные языки)
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми была
составлена программа;
Уровень сложности (стартовый (ознакомительный), базовый,
углубленный, разноуровневый);
Новизна программы (кратко пояснять, что существенного
разработчик внес в программу в сравнении с известными аналогами по
содержанию, методам и формам реализации).
Педагогическая целесообразность (аргументированное обоснование
педагогических приемов, использования форм, средств и методов
образовательной деятельности разработчиком программы в соответствии
с целями и задачами дополнительного образования детей);
Актуальность программы (в соответствие основным направлениям
социально-экономического развития страны, региона; современным
достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие
государственному социальному заказу/запросам родителей и детей);
Отличительные особенности программы (характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты,
основные идеи, которые придают программе своеобразие;
Информация об использовании дистанционных технологий и
электронного обучения;
Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП;
Сроки реализации программы – число месяцев (лет) реализации
программы;

Продолжительность реализации программы в часах, количество
модулей дополнительной общеобразовательной программы;
- Число часов на индивидуальное сопровождение детей;
- число занятий в малых группах;
- число часов самостоятельной работы;
число
часов
сопровождения
группы
дополнительным
педагогическим работником одновременно с педагогом, непосредственно
осуществляющим реализацию образовательной программы;
- количество обучающихся в группе (ожидаемое минимальное число
детей, обучающиеся в одной группе; ожидаемое максимальное число
детей, обучающихся в одной группе);
- Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий –
общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю
- Формы обучения (очная, очная с применением ЭО и ДОТ, заочная с
применением ЭО и ДОТ, дистанционная, реализация программы в сетевой
форме, использование технологии наставничества)
- Форма организации образовательной деятельности (групповая
(клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие
коллективы, ансамбли, театры и др.), индивидуальная);
- Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические,
практические,
диагностические,
лабораторные,
контрольные,
репетиционные, тренировочные, флеш-мобы, челленджи, акции, онлайн
марафоны, квесты и др.
- Состав группы, особенности набора (постоянный, переменный
состав, разновозрастные или одновозрастные группы и т.п.)
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы (это обобщенный планируемый результат, на
который направлено обучение по программе. Формулируется с учетом
содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и
реальна. Должна быть одна. Цель позволяет установить, какой результат
предполагается получить при её достижении, как группой, так и
индивидуально, каждым ребёнком, какими средствами.
Задачи программы: ( конкретные шаги» по достижению цели. Задачи
должны
соответствовать
содержанию,
формам
и
методам
предполагаемой образовательной деятельности. Они должны быть
технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов
обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить,
привить, развить, сформировать, воспитать).
Обучающие:
1. …
Развивающие:
1. …
7

Воспитательные:
1. …
1.3. Содержание программы
Учебный план
Содержит
наименование
разделов
и
тем,
определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий), оформляется в виде
таблицы; составляется на каждый год обучения.
1 года обучения
№
Названия разделов и тем
п/п
1.
2.

2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
…
…

Вводное занятие
Название раздела

Название темы
Название темы
Название раздела
Название темы
Название темы
…
Итоговое занятие
Итого часов

Количество часов
Формы
всего
теория практика Аттестации,кон
троля
Творческая
выставка,
конкурс, проект
и т.д.

Примечание. Расчёт часов учебного плана представлен на:
−
… учебных недель;
−
одну учебную группу.
Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий
в неделю.
В системе дополнительного образования принята следующая формула
расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается
на 4 недели (месячная норма) и умножается на 9 месяцев (годовая норма).
Содержание учебного плана
Это реферативное описание разделов и тем программы в
соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая
описание теоретических и практических частей, форм контроля,
соответствующих каждой теме. Содержание каждого года обучения
оформляется отдельно. В содержании могут быть представлены
вариативные образовательные маршруты.
Формулировка и порядок расположения разделов и тем должны
полностью соответствовать их формулировке и расположению в
учебном плане.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по
прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями,
челночный бег, кувырки вперёд и назад, приседания на месте, прыжки
вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.
Содержание программы
1 год обучения
1
раздел. Вводное занятие
Теория:
Практика:
Формы занятий: ……
Формы контроля:……
2
раздел. Название раздела
Тема 2.1. Название темы
Теория:
Практика:
Формы занятий: ……
Формы контроля:…
Тема 2.2. Название темы
Теория:
Практика:
Формы занятий: ……
Формы контроля:……
1.4 Планируемые результаты
Общие результаты. Результаты по годам обучения и уровням освоения
программы. Характеристики результатов формулируются с учетом цели и
содержания программы.
Планируемые (ожидаемые) результаты программы:
1 год обучения
Учащийся должен знать:
–
…
Учащийся должен уметь:
–
…
и/или
9

Метапредметные результаты: (усвоенные учащимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса,
так и при решении реальных жизненных ситуаций)
−
…
Личностные результаты (включают готовность и способность
учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, потребность в
самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация
достижения, ценностные ориентации и др.)
−
…
Предметные результаты (содержат в себе систему основных
элементов знаний, которая формируется через освоение учебного
материала, и систему формируемых действий, которые преломляются
через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование;
могут включать):
−
…
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
- это часть программы, которая комплексом основных характеристик
образования, и определяет количество учебных недель и учебных дней, даты
начала и окончания учебных периодов, этапов (обязательное приложение к
дополнительной общеобразовательной программе, составляется для каждой
группы) (ФЗ № 273, ст.2,п.92; ст.47,п.5).
Календарные учебные графики к дополнительной общеразвивающей
программе представлены в рабочей программе.
В приложении к дополнительной общеразвивающей программе размещается
рабочая программа с календарным учебным графиком на текущий учебный год (см.
памятку: Рабочая программа). Рабочая программа педагога составляется в
соответствии с годовым календарным учебным на текущий учебный год.
Календарные учебные графики составляются на каждую учебную группу.
Календарный учебный график
№

Месяц Тема занятия

Количество
часов

Форма
занятия

2.2 Условия реализации программы
Реальная и доступная совокупность условий реализации программы
информационные, методические и иные ресурсы:
−
материально-техническое обеспечение – характеристика
помещения для занятий по программе; перечень оборудования,
инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в
расчете на количество обучающихся);
−
информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-,
интернет источники;
−
кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов,
занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм,
квалификацию.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Разрабатываются
и
обосновываются
для
определения
результативности усвоения программы, отражают цели и задачи
программы, перечисляются согласно содержанию программы (тестирование,
собеседование, зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка,
конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные
выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.).
Необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля
позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным
целям и задачам
Время
Цель проведения
проведения
Начальный или входной контроль
В начале
учебного года

Определение уровня
развития учащихся,
способностей

Форма контроля

их

Беседа, опрос,
тестирование, анкетирование

Текущий контроль
В течение всего Определение степени
учебного года
усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности
обучающихся
в
обучении.
Выявление
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения

Педагогическое
наблюдение, опрос, контрольное
занятие.
Самостоятельная работа.

Промежуточный контроль
11

По
окончании
изучения
темы
или
раздела.
В
конце
месяца,
полугодия.

Определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
результатов
обучения.

Итоговый контроль
В
конце Определение изменения
учебного года уровня развития детей, их
или курса
творческих
способностей.
Определение
результатов
обучения.
Ориентирование
обучающихся на дальнейшее
обучение. Получение сведений
для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.

Выставка, конкурс,
концерт,
фестиваль,
праздник,
соревнование,
творческая
работа,
опрос,
контрольное занятие, зачет,
олимпиада,
самостоятельная работа, защита
рефератов,
презентация
творческих работ, демонстрация
моделей,
тестирование,
Выставка, конкурс,
концерт,
фестиваль,
праздник,
соревнование, творческая работа,
опрос, фестиваль, открытое занятие,
взаимозачет,
играиспытание,
переводные и итоговые занятия,
эссе,
коллективная
рефлексия,
коллективный анализ работы, отзыв,
самоанализ, контрольное занятие,
зачет, олимпиада,
самостоятельная работа, защита
рефератов, презентация творческих
работ,
демонстрация
моделей,
тестирование, анкетирование и др.

2.4 Оценочные материалы
Оценочные материалы включают различные диагностические
материалы (карты, тесты и т.д.), разработанные критерии оценки.
Оценочные
материалы
могут
быть
представлены
перечнем
диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов. Желательно приложить к программе имеющийся
диагностический материал.
2.5 Методическое обеспечение ( методические материалы)
В этом разделе дается характеристика и перечень методических
ресурсов, необходимых для успешной реализации программы. Важно не
перечисление форм, методов, технологий и материалов, а обоснование
целесообразности их использования, конкретизация их применения в данной
программе
методические
особенности
организации
образовательного
процесса

 краткое описание общей методики работы в
соответствии
с
направленностью
содержания
и
индивидуальными особенностями учащихся;
 формы организации учебного занятия. Если это
важно для конкретной программы, может быть описан
алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры,
этапов, комментарии особенностей, деятельность педагога и

методы обучения и
воспитания

педагогические
технологии

дидактические
материалы
методические
разработки

 обучения
(словесный,
наглядный,
практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский, проблемный; игровой,
проектный, эвристический и пр.) и воспитания (убеждения,
поощрения, стимулирования, мотивация, создание ситуаций и
др.)
 технология
группового
обучения,
коллективного
взаимообучения,
дифференцированного
обучения,
разноуровнего
обучения,
развивающего
обучения,
проблемного
обучения,
личностно—ориентированного
обучения,
игровой
деятельности,
технология
КТД,
 наглядные, демонстративные пособия, тренажеры;
подборки материалов, игр, заданий, раздаточный материал по
темам и разделам, технологические карты, образцы изделий,
банк творческих работ и проектов и пр.
 подборки
разноуровневых
заданий, сценарии,
разработки

Индивидуальный учебный план, если это предусмотрено локальными
документами образовательной организации ( Федеральный закон № 273-ФЗ,
ч.23. ст.2,ч.3,ст.34
Список литературы
Включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные
пособия,
сборники
упражнений
(контрольных
заданий, тестов,
практических работ и практикумов), справочные пособия (словари,
справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).
Составляется для разных участников образовательного процесса –
педагогов, учащихся, родителейОформляется в алфавитном порядке,
согласно современным требованиям. (Национальный стандарт Российской
Федерации ГОСТ Р 7.0.100-2018).
Не менее половины литературы должно быть за последние 5 лет!
3. Разноуровневые и ДОП с использованием дистанционных
технологий
3.1. Разноуровневость - соблюдение при разработке и реализации
программ ДО таких принципов, которые позволяют учитывать разный
уровень развития и разную степень освоения содержания детьми. Такие
программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения
содержания программы на его разных уровнях углубленности,
доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. (Дана
13

характеристика стартового, базового и углубленного уровней
содержания).
Учащиеся могут осваивать как всю ДОП в целом, так и отдельные ее
части (ФЗ № 273, ст.54, п.2), т.е. обучаться по индивидуальному учебному
плану в пределах осваиваемой образовательной программы.
Признаки разноуровневости ДОП:
• наличие собственной матрицы в программе (Приложение З);
• предусмотрены и методически описаны разные степени сложности
учебного материала;
доступ любого участника программы к
• организован
стартовому освоению любого из уровней сложности материала;
• методическое описание открытых и прозрачных процедур;
• подробное описание механизмов
и
инструментов ведения
индивидуального рейтинга учащихся;
реализацию процессов индивидуального
• программа предполагает
сопровождения учащихся;
предполагает
их
• фонд оценочных средств программы
дифференциацию по принципу уровней сложности, которая заложена в
матрице.
3.2. Использование дистанционных образовательных технологий
подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся
осваивает ДОП или ее часть полностью удаленно, в том числе с
использованием ЭИОС (Электронная информационно-образовательная
среда), функциональность которой обеспечивается организацией. Все
коммуникации обучающегося и родителей (законных представителей) с
педагогическим работником при реализации образовательных программ с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий осуществляются посредством ЭИОС.
ДОП
разрабатывается
в
соответствии
с
необходимыми
документами иитребованиями, с учетом формата (см. п.2).
4. ДОП, реализуемая в сетевой форме
4.1. Правила разработки и реализации ДОП в сетевой форме описаны
в Модели реализации дополнительных образовательных программ в
сетевой форме (Приказ министерства образования и науки Калужской
области от 21.09.2022 г. № 1311).
5. Порядок формирования реестра образовательных программ
5.1. Реестр образовательных программ формируется оператором ПФ
каждого муниципального образования ежегодно в срок до 1 сентября на

основании информации, представленной поставщиками образовательных
услуг, сведения о которых включены в реестр поставщиков
образовательных услуг, а также на основании отбора образовательных
программ
в
соответствии
с
критериями
оценки,
ежегодно
разрабатываемыми оператором ПФ и экспертного заключения об
установлении соответствия ДОП.
5.2. Экспертные заключения об установлении соответствия ДОП
хранятся оператором ПФ до момента окончания реализации программы.
5.3. Информация
для
формирования реестра предоставляется
поставщиками услуг посредством Навигатора.
5.4. Каждой образовательной программе присваивается идентификатор
образовательной программы,
для неё создаётся
отдельная запись
в реестре образовательных программ.
По каждой программе должна быть заполнена следующая информация:
• наименование образовательной программы;
• направленность образовательной программы;
• возрастные категории обучающихся;
• форма обучения;
• срок обучения по образовательной программе (в часах);
• дата (даты) начала реализации образовательной программы и наличие
возможности присоединиться к освоению образовательной программы в
процессе её реализации.
5.5. Ежегодно в срок до 1 сентября поставщики услуг обновляют
информацию в Навигаторе об образовательных программах. Информация
вносится в реестр программ поставщиком не позднее 3 рабочих дней с даты
получения данных сведений об образовательных программах.
6. Срок действия настоящего положения
Данное
положение
регулирует
процесс
сертифицирования
дополнительных общеобразовательных программ при включении в систему
ПФДО до принятия соответствующего федерального или регионального
нормативного правового акта
Технические требования
к оформлению дополнительной общеобразовательной программы
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе
Microsoft Word, шрифтом Times New Roman 14, одинарный межстрочный
интервал, выравнивание по ширине, на бумаге А4 (210x297 мм). Поля
верхнее, нижнее
2 см; левое- 3 см, правое – 1,5 см; абзац – 1 см. Текст набирать единым
шрифтом. Для оформления внутри текста использовать полужирное и
курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не
15

ставятся.
Требования к заголовкам
Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14),
выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один
междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце
строки слово должно быть полным. Заголовок отделяется от предыдущего
текста одним интервалом, если есть подзаголовок – двумя.
Требования к приложениям
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в
приложениях. Приложениями могут быть, например, графический
материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники
и т.д. Приложения оформляются как продолжение данного документа на
последующих страницах или выпускают в виде самостоятельного
документа. В тексте программы на все приложения должны быть даны
ссылки. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте
документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с
указанием наверху в верхнем правом углу страницы со слова «Приложение
1». Приложения обозначают арабскими цифрами. Приложение должно
иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с
прописной буквы отдельной строкой.

Приложение 1 к Положению
«Экспертное
заключение об установлении
соответствия дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы»
Экспертное заключение
об установлении соответствия дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
требованиям федерального законодательства в сфере образования
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Дополнительная общеобразовательная программа _____________ в
целом отвечает задачам федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей к созданию условий для личностного развития
учащихся, позитивной социализации, удовлетворению индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии,
обеспечению равного доступа к дополнительным общеобразовательным
программам для различных категорий детей в соответствии с их
потребностями и индивидуальными возможностями.
На основании анализа содержания
программа
_________________________________отнесена
к
_____________________
направленности.
Цель программы в целом отвечает/не отвечает целям дополнительного
образования
детей (п.3 Приказа
Минпросвещения № 196)
(указать)._
____________________
Программа соответствует/не соответствует нормативно-методическим
требованиям К структуре образовательной программы (п. 9. ст.2 273-ФЗ, п.5
Приказа Минпросвещения №196);
Представлены/не представлены обязательные требования к содержанию
программы (п. 9. ст.2 273-ФЗ, п.5 Приказа Минпросвещения №196)

17

представлены/не представлены обязательные сведения об объеме, форме
обучения, сроке освоения программы;
представлены/не представлены особенности реализации (при наличии)
программы (модульный принцип, сетевая форма, электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии - ст. 15, 16, 17 273-ФЗ;
представлены/не представлены формы аттестации, периодичность и порядок
проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (п.1О ч.3 ст.28 273ФЗ, п. 18 Приказа 196);
представлены/не представлены сведения об обеспечении прав обучающихся
на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
порядке,
обучение, в пределах осваиваемой
образовательной программы в
установленном локальными нормативными актами (П. 3 ч.1. ст.34 273-ФЗ);
отражены особенности и условия использования и применения
дистанционных образовательных технологий (ст. 16, 273-ФЗ);
содержатся/не содержатся сведения об обеспеченности программ
электронными или печатными информационными ресурсами (ст.18 273-ФЗ);
представлены/не представлены сведения о реализации права на
предоставления документа об обучении по программе ДООП (ч.15. ст.60 273ФЗ);
программа отражает/не отражает актуальные современные требования к
порядку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ
(П. 11 приказ 196);
представлены/не представлены сведения об обеспечении образовательных
прав детей с ОВЗ ДООП (П. 19,21 Приказ 196).
В то же время программа содержит ряд существенных недочетов общего
характера

Вывод
ДООП ____________________________________________________________
соответствует требованиям федерального законодательства в сфере
образования, нормативно-правовых документов, регламентирующих
порядок
разработки
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
не соответствует требованиям федерального законодательства в сфере
образования, нормативно-правовых документов, регламентирующих
порядок разработки и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
требует доработки в части, касающейся......

Эксперт
Дата проведения экспертизы

Приложение 2 к Положению
«Требования
к
порядку
сертификации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в
системе
персонифицированного
финансирования дополнительного
образования»
Сертификация ДОП в системе ПФДО

Работа с образовательными программами осуществляется через раздел
меню «Обучение» - «Программы доп. образования», расположенный на
главной странице организации в СГО, на которой можно ознакомиться с
программами, реализующимися непосредственно организацией.

Дети с помощью сертификатов смогут обучаться только по тем
программам, которые внесены оператором
персонифицированного
финансирования в реестр сертифицированных программ. Для того, чтобы
программа оказалась в указанном реестре, необходимо направить ее на
публикацию в Навигаторе, после чего оператор ПФ должен будет включить
программу в реестр программ, соответствующих требованиям ПФДО.
Образовательная программа включается в реестр программ в течение
трёх рабочих дней с даты получения данных независимой оценки качества
образовательной программы.
Шаг 1. Основные сведения о программе.
Заполните основную информацию о программе: наименование
программы (полное и краткое), вид и её направленность, форма обучения,
вид деятельности образовательной программы, полная продолжительность
реализации программы. Все параметры указывайте в соответствии со
сведениями, представленными в приложенной к заявке дополнительной
общеобразовательной программе.
Шаг 2. Место реализации образовательной программы.
Заполните информацию о месте реализации образовательной программы
(муниципальное образование, тип местности). Если программа будет
реализовываться в разных муниципальных образованиях и в разных типах
местности, то необходимо её создавать для каждого муниципального

19

образования и типа местности отдельно. От особенностей муниципального
образования будет зависеть определяемая автоматически нормативная
стоимость программы.
Шаг 3. Подробная информация о программе.
Заполните основные поля. Аннотацию программы, её цели и задачи
указывайте в свободном стиле, имея в виду, что данные разделы будут
рассматриваться как оператором ПФ при сертификации программы, так и
родителями, и детьми при выборе образовательной программы. Кроме того,
независимая оценка качества программы предполагает проведение
родителями оценки на предмет того, насколько заявленные цели и задачи
программы близки к тому, что происходит при её реализации.
В поле «Полное содержание» с помощью кнопки «выбрать»,
загрузите файл с образовательной программой со следующими
расширениями: *.doc, *.docx, *.pdf.
Шаг 4. Категория обучающихся.
Заполните возрастные категории детей и выберите категорию
здоровья. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
зачисляются на адаптивные программы. Если одновременно обучаются
дети с ОВЗ и без ОВЗ, то добавляйте программу для каждой категории
отдельно.
Шаг 5. Направление программы на публикацию в Навигаторе.
После заполнения всей необходимой информации следует направить
программу на публикацию. Для того, чтобы направить программу для
публикации в Навигаторе, необходимо нажать кнопку «Опубликовать в
Навигаторе», которая находится вверху в странице программы
дополнительного образования.
Редактирование программы
Чтобы отредактировать программу (внести в неё изменения)
необходимо на самой странице внести необходимые изменения, нажать
кнопку «Сохранить» и после нажать кнопку «Опубликовать в
Навигаторе» ещё раз.
После редактирования сертифицированной программы, она будет
отправлена на повторную сертификацию.

Основные ошибки, допускаемые организациями при сертификации
программ
Наименование программы на титульном листе программы, в тексте
1.
программы и в уведомлении на сертификацию различается.
2.
На титульном листе отсутствует ссылка на её утверждение,
подпись руководителя или печать организации.
Неверно выбрана направленность программы (либо информация о
3.
направленности отсутствует в тексте программы).
4.
В программе отсутствуют необходимые структурные элементы
(методическое обеспечение, список литературы и т.д.).
Не выполнено условие п.51 (9) Правил ПФДОД: реализация
5.
образовательной программы нацелена на достижение предметных результатов
освоения основной образовательной программы начального и (или) основного
и(или) среднего общего образования, предусмотренных соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами. Цели и
задачи программы, содержание и ожидаемые результаты дублируют
программу курса для ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Заявленный в уведомлении на сертификацию возраст детей не
6.
совпадает с возрастом, указанным в программе.
7.
Заявленное в уведомлении на сертификацию ожидаемое число детей
в группе не совпадает с количеством детей в группе, указанным в программе, либо
этой информации вообще нет в программе.
8.
Заявленное в уведомлении на сертификацию количество часов на
реализацию программы и в прикреплённой программе различаются.
9.
В уведомлении на сертификацию заполнена информация не по всем
модулям, указанным в программе.
10.
Превышена максимальная продолжительность одного модуля
(должна быть не более 144 часов).
11.
Заявленное в уведомлении число часов работы педагогического
работника, предусмотренное на индивидуальное сопровождение детей, не
соответствует информации в тексте программы. Индивидуальное сопровождение
указывается только в случае индивидуальных занятий.
12.
Заявленное в уведомлении число часов сопровождения группы
дополнительным педагогическим работником одновременно с педагогическим
работником
, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной
программы, не соответствует информации в тексте программы. В этом разделе
информация о педагогах, непосредственно ведущих программу совместно с
основным педагогом, например, аккомпаниатор.
13.
В учебном (тематическом) плане программы присутствуют ошибки в
количестве и (или) подсчёте часов.
14.
В учебном (тематическом) плане программы нет разбивки часов на
теорию и практику.
15.
Формы и режим занятий с нарушением СанПин.
16.
Отсутствуют ссылки на нормативно-правовые документы, в
соответствии с которыми разработана программа.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».